Видение сердца Обратимся к одному удивительному эпизоду из истории духовного отцовства преподобного Венедикта. В одном из монастырей, основанных им еще на Субиако, брат в момент созерцательной молитвы не мог оставаться в храме. Он выходил на улицу и с рассеянным умом предавался чему-нибудь земному и пустому. Настоятель монастыря несколько раз ему делал замечания, но все увещевания были напрасны. Тогда авва привел брата к преподобному Венедикту. Укоры возымели свое действие, но на третий день монах вернулся к прежнему. Настоятель сообщил об этом преподобному, который пришел в монастырь с учеником по имени Мавр. Брат в очередной раз во время созерцательной молитвы вышел из храма. Духовным зрением преподобный Венедикт видел, что какой-то черный мальчик тащил монаха за край одежды. Однако ни Мавр, ни настоятель монастыря Помпеян никого не видели. Тогда преподобный Венедикт велел им молиться вместе с ним в течение двух дней, чтобы они смогли увидеть своими глазами того, кто был причиной злоключений этого монаха. После двух дней молитвы Мавр увидел, а настоятель монастыря по-прежнему не смог увидеть. Отметим при этом, что преподобный Венедикт связывал себя узами духовного отцовства с другими монахами и готовил своих учеников к отцовству. На третий день терпение иссякло. Когда преподобный Венедикт вновь увидел брата вне стен церкви, он ударил его розгой за слепоту сердца. Святитель Григорий Великий уверяет, что с того дня нерадивый брат стал примером прилежания в молитве. Желаннее жертвоприношения Святитель Григорий Великий в конце жизнеописания преподобного Венедикта рассказывает о его последней встрече с сестрой Схоластикой, которая с младенчества была посвящена Богу. По обыкновению раз в год она приходила к подножию Монтекассино. Предчувствуя приближение смерти, после дня, проведенного в славословии и духовных беседах, за вечерней трапезой преподобная Схоластика попросила брата до утра беседовать с ней о радостях небесной жизни. Святой монах, послушный букве Устава, отказался. Тогда преподобная Схоластика начала молиться. До этого на небе не было ни единого облака, но вот на нем появились тучи, и начался такой ливень, что преподобный Венедикт и сопровождавшие его братья не могли выйти из-под кровли. Авва был возмущен просьбой сестры, но Господь услышал молитву преподобной Схоластики. Святитель Григорий Великий объясняет: «И не удивительно, потому что, по словам св.Иоанна, Бог любы есть» (1 Ин. 4, 16). На большую праведность способен тот, кто больше любит (ср. Лк. 7, 47).

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/2/86...

Красницкий и здесь потребовал «высылки митрополита за контрреволюционную деятельность в 24 часа из епархии», но коса нашла на камень. ГПУ ему ответило на этот раз отказом: Антонину покровительствовал его старый друг П.Г. Смидович (заместитель председателя ВЦИК) и «сам» Калинин. Красницкий попытался назначать в Московские приходы священников помимо Антонина. Но и здесь осечка. Антонин, обладавший, несмотря на возраст и болезни, огромной физической силой, приходил в церковь и выбрасывал из алтаря за шиворот рясофорных агентов ГПУ. Красницкий называл его «буйнопомешанным», но принужден был смириться и лишь летом 1923 года наконец отделался от Антонина; ВЦУ решило освободить его от всех занимаемых им постов. Однако в это время произошло неожиданное освобождение из заключения Патриарха. В течение нескольких дней — вся церковь у ног Патриарха Тихона. Живая Церковь развалилась. Тучков, однако, решил спасать положение — реорганизовать обновленчество. Организуется обновленческий Священный Синод. От наиболее скандальных фигур решено отделаться, и в первую очередь — от отца Владимира Красницкого. «Мавр сделал свое дело, мавр может уходить». Красницкий вновь появился в Питере и возвратился в первоначальное состояние священника Князь-Владимирского собора. Но он все еще не сдавался: у него остались сторонники среди питерских священников, у него сохранились связи с Тучковым. И в 1924 г. он выкидывает сногсшибательный фортель: заявляет о своем примирении с Патриархом Тихоном. Патриарх его принял в общение и в принципе благословил его вхождение в будущий Патриарший Синод. Но слишком велико было возмущение верующих против Красницкого. Слишком одиозно его имя. Патриарх через несколько месяцев аннулировал свою резолюцию. Красницкий снова вернулся в Питер, погрузился в неизвестность, на этот раз уже навсегда. В эти годы, однако, существовала в Питере самостоятельная группа «Живая Церковь», руководимая Красницким. Сам Красницкий служил в своей старой «вотчине» — Князь-Владимирском соборе. Огромный собор пустовал: количество прихожан никогда не превышало сотню человек. Между тем, собор нуждался в ремонте, крыша протекала, с правой стороны карниз обваливался. Красницкий свел к минимуму расходы, служил один, без диакона; приспособил для богослужений пономарку. В соборе служба была только по праздникам. Ничего не помогало: денег на ремонт не хватало. Однако каждое воскресение и вторник в пономарке расставлялись скамейки. На солее также ставился столик. Красницкий проводил беседы. Говорил он гладко, очень спокойно; темы бесед всегда были интересны: доказательства бытия Божия, догматическое богословие. После беседы можно было задавать вопросы.

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

Церковь в аббатстве Центула (Сен-Рикье), построенная Ангильбертом. Кон. VIII — нач. IX в. Гравюра. 1673 г. Церковь в аббатстве Центула (Сен-Рикье), построенная Ангильбертом. Кон. VIII — нач. IX в. Гравюра. 1673 г. Представители франк. знати отправляли к королевскому двору детей, чтобы они могли получить необходимое образование, войти в королевское окружение, подготовиться к будущей политической или церковной карьере. Те, кто учились и преподавали в придворной школе, активно участвовали в политической жизни в качестве королевских советников и дипломатов, занимали важные должности в церковной и светской иерархии: Алкуин был аббатом мон-ря св. Мартина в Туре, Рабан Мавр - настоятелем мон-ря Фульда, Валафрид Страбон - аббатом Райхенау; Теодульф до 818 г. занимал Орлеанскую кафедру, Пруденций был епископом Труа, Агобард - архиепископом Лиона; Фридугиз, Рабан Мавр, Валафрид Страбон возглавляли королевскую канцелярию; Эйнгарду, Лупу и др. поручались сложные дипломатические миссии. Их деятельность на королевской службе способствовала распространению придворной культуры за пределами двора - в мон-рях и при епископских кафедрах. Традиционно воспитательную функцию выполняли мон-ри: юноши под руководством опытного наставника из числа монахов готовились к монашеской жизни, постигали устав, участвовали в богослужении, занимались физическими и интеллектуальными упражнениями. В VIII в., по мере углубления христианизации франк. общества, монашеская педагогика стала пользоваться большой популярностью среди мирян. Мн. дети из знатных семей получали в монастырских школах начальное образование, причем такая практика не всегда была непосредственню связана с «пожертвованием» (oblatio) ребенка обители (см. Облаты ). К нач. IX в. присутствие в мон-рях большого числа мирян оказывало заметное влияние на образ жизни монашествующих, способствовало проникновению за монастырские стены мирских обычаев. Ахенский Собор 817 г., созванный имп. Людовиком Благочестивым по инициативе Бенедикта Анианского, постановил, что в монастырские школы должны зачисляться только те, кто в дальнейшем намерены принести монашеские обеты или в юном возрасте были «пожертвованы» мон-рю родителями; всем прочим предписывалось получать образование в др.

http://pravenc.ru/text/1681119.html

Однажды, когда Антоний спросил его, не смущают ли его раздоры с братьями, и можно ли после этого служить литургию, преподобный ответил так, что простым людям это может показаться сверхъестественным и трудно приемлемым:«Поверь мне, чадо, что гнев мой притворный и весь только на словах, ибо как можно исправить согрешающих, если не показать, что гневаешься на них?» Однажды святой отправился в Константинополь, но на море случилась буря, и его корабль пристал к какому–то островку, где жил богач по имени Мавр. Узнав, что на корабле находится божественный Леонтий, Мавр очень обрадовался (ибо он уже слышал о нем), желая побеседовать с этим удивительным человеком. Поэтому Лавр попросил преподобного прийти в город и благословить его дом. Взяв с собой двух Учеников — Антония и Андроника, преподобный пришел в дом к Мавру. Помолившись о нем и его супруге, он благословил их дом и наставил душеполезными поучениями. Когда он собрался уходить, супруги пали к его ногам и попросили помолиться " чтобы Господь дал им дитя, ибо они были бездетными, из–за чего сильно скорбели. Преподобный ответил:«Я грешник и нуждаюсь, как и вы, в помощи Божией. Но по вере вашей, да будет вам. Пусть Господь даст вам чадо в следующем году, что и произошло, согласно предсказанию преподобного. На следующий год жена Мавра родила ему дочь, которую назвали Леонто в честь преподобного В другой раз преподобный снова собрался отправиться в столицу по делам монастыря. Однако сильный ветер заставил корабль вернуться в порт. Ожидая на корабле пока утихнет буря, Леонтий сильно заболел и его, тяжело страждущего, перенесли на одре в монастырь. В продолжение четырнадцати дней болезни он не мог ни есть, ни пить, ни говорить. Лишь легкое дыхание показывало, что преподобный еще жив. Телесные силы его иссякали, он приближался к смерти, а потому уже все приготовили к погребению. Однако Исцеляющий и Сокрушающий Господь даровал ему еще тринадцать с половиной лет жизни, то есть по числу дней его болезни, и в конце четырнадцатого дня ему было откровение от Бога о продлении жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

Хрисанф, Дария, Клавдий трибун, Илария, Иасон, Мавр, Диодор пресв., Мариан диак. и друг. 19 марта. При Диоклетиане (281–305) и Максим. Геркулии (286–305): Севастиан, защититель церковный, Никострат протоскриниарий, Зоя, Касторий и проч. 18 дек. Сосанна девица и Гавиний пресв. 11 авг. Агния дева, 21 янв. Каллистрат и 49 воинов. 27 сент. Сисиний диакон, Апрониан комментарисий, Папий и Мавр воины и СатурнИн.7 июня. Епихария. 27 сент. Прискилла и Лукина, св. жены. 7 июня. При Максим. Галерии (305–311) и Галерии Максимине (305–313): Артемия, дочь Диоклетиана, Кириак, Смарагд, Ларгий и Крискентиан. 7 июля. Анфиса, в 5 веке. 8 дек. Иуст воИн.14 июля. Ерм, Серапион и Полиен. 18 апг. Преподобные : Алексий, Божий человек, ум. 411. 17 марта. Мелания, ум. 439. 31 дек. Кассиан, ум. ок. 444. 29 февр. Венедикт, ум. 513. 14 марта. Емилиан. 7 марта. Муза, блаж. отроковица. 16 мая. Ринокира, Rhinocorura , в Египте, на границе с Палестиной. Полувий еп., 5 века. 12 мая. Росафа, в Сирии, не вдалеке от Варвалисса. Вакх, муч ок. 303 года. 7 окт. Руфианы, обитель в Халкидоне. Ипатий игумен, ум. ок. 446. 31 марта. Рыльская пустыня, в Болгарии. (Гора Rilo находится близ Софии, древней Сардики). Иоанн преп., 946. 19 окт. Салерн, в Италии, близ Неаполя. Архелая, Фекла и Сусанна, мучч. при Диоклетиане. 6 июня. Самосата, в Сирии, при Евфрате. Евсевий, священномуч. в 379. 22 июня. Роман, Иаков, Филофей, Иперехий, Авив, Иулиан и Паригорий, мучч. 29 янв. Сардиния. Потит отрок, муч. при Антонине. 1 июля. Сарды, в Лидии. Ферапонт еп., муч. при Валериане. 27 мая. Евфимий еп., исповедник, ум. ок. 840. 26 дек. Севастия, в Малой Армении. Аттик, Агапий и другие, мучч. при Декии. 3 ноября. Афиноген, еп. Пидахфои, и десять учеников его, мучч. при Диоклетиане. 16 июля. Иринарх и семь жен, мучч. в 303. 28 ноября. Мученики при Ликинии: Севириан. 9 сент. Четыредесять воинов, ок. 320. 9 марта. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест. 13 дек. Власий еп., и с ним семь жен и два отрока. 11 февр. Антиох врач, муч. 16 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

В Сентябре 1922 года он порываете «Живой Церковью», организовав свой «Союз Церковного возрождения», к которому присоединяется Введенский. Однако, последний через месяц разрывает с ним, видя, что Антонин не желает уступить ему место лидера. При этом Введенский уводит за собой в «Союз общин Древле-Апостольской Церкви» большинство «возрожденцев», оставив Антонина с небольшой группой последователей, имеющих по общине в Москве, Петрограде и ещё нескольких местах. В результате на «соборе» 1923 года СЦВ был представлен только 10 членами. Самому же «митрополиту Московскому» была отведена роль на нём «почётного председателя», т.к., по словам Введенского, «к деловой работе из-за нервного переутомления он был уже не способен». 374 С Антонином обновленцы поступили в соответствии с поговоркой: «Мавр сделал своё дело, мавр может уйти». И 25 Июня 1923 года «революционные» батюшки из ВЦС указом 1125 уволили своего председателя «митрополита всея России» от всех должностей. Позднее, за отказ распустить сохранявшую ему верность группу «Возрождение» он был запрещён обновленческим Синодом в священнослужении, как «опасный реформатор». Между тем Антонин продолжал свою «реформаторскую деятельность» в захваченном им ещё в 1922 году Заиконоспасском монастыре в Москве. Для совершения литургии он выносил престол на середину храма, а саму службу правил на гражданском языке по им же самим составленному чину, «на основе древних литургий». В своих проповедях он продолжал резкие нападки на «контрреволюционера» Тихона, доставалось и его бывшим сподвижникам по ВЦУ. Он был огромного роста, широкоплечий, с низким громоподобным голосом. Посетивший в 1925 году Москву директор Восточного института в Риме М.Д. Ербиньи добавляет следующие детали к описанию его внешности: «лицо его тоже лиловатое (пишется после упоминания о мантии), в особенности нос, который у него громадный. Неправильная очень седая борода дополняет грубый характер его физиономии. Обычная суровость, которая озаряется иногда улыбкой, но и тогда неизвестно, чего в ней больше – добродушия или презрения».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Самое отречение его не есть результат искренних сомнений, искания. Нет. Слишком ничтожны указанные им самим причины отречения. Видно, что он человек практичный, человек мира сего. Пока положение его было более или менее прочно, пока можно было получать изрядный оклад – он маскировался под верующего, целовал руки архиереев, презираемых им, и " готовил юношей к пастырской деятельности " . Когда же положение его стало колебаться, то он решил обеспечить себе твердое положение на другом фронте. Пока могут еще использовать его отречение и за это принять к себе, он поспешил это сделать, пока не поздно. Когда Иисус Христос, после насыщения пяти тысяч, стал говорить о хлебе жизни, многие отошли от него, потому что не могли принять Его слов. Они поступили честно. Их плотское мудрование не могло возвыситься до Духа Истины. Но Иуда не покинул Иисуса Христа, потому что носил ящик с деньгами и пользовался ими для себя. Он надеялся и на большее. Наравне с другими он ожидал воцарения Мессии со всеми выгодами для себя. Когда же узнал, что Иисус Христос не собирается на земле устроить Свое царство, узнал, что его ожидает смерть, то использовал для себя и это: он перешел в лагерь врагов Его, предал Христа и получил тридцать сребренников. Ведь все равно Ему умирать! Недаром отрекающихся в настоящее время от Христа сравнивают с Иудой. Делается это не для оскорбления отпадших (они достойны великой жалости), а потому что в обоих случаях есть общее душевное устроение: без веры, а по выгоде шли за Христом, по выгоде и продали. Однако, предатели никогда и нигде не пользовались доверием, а тем более уважением. " Мавр сделал свое дело, мавр может и уйти " ... Не было у Александра искренности до отречения, нет ее и в отречении. Он – психологический " юрод " , построивший здание на песке. От небольшого искушения оно пало, и было падение его велие . ... ! Ждем от тебя письма. Ты не ходи на почту в морозы. Может быть приедешь на Николу? У нас пока все здоровы. У нас в доме тепло. Ждем тебя. Будь здоров. Господь да хранит тебя. Привет В. Все наши кланяются.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=884...

Пророчество в тесном смысле Гайм пытается определить по различным его моментам. Пророчество относится или к прошедшему, как например, слова Моисея; „в начале сотвори Бог небо и землю”, или к настоящему, которое никто не может видеть естественным образом, без божественного вдохновения, или к будущему. Предсказания вдохновляются или во сне, как например, Иосифу, или через ангела, как пр. Захарии, или через внутреннее вдохновение, как псалмы, или через прообразы (per figuras), как например, ковчег, управляемый Ноем во время всемирного потопа, предизобразил собой Церковь 64 . Объясняя св. Писание преимущественно мистически, Гайм не забывает, однако и буквального смысла. Обыкновенно, при изъяснении св. Писания, у Гайма употребляется такая форма; „это выражение по букве означает то-то... а духовное значение его – таково” и т. п. 65 . Глубиной образования и более значительным научным влиянием превосходил Гайма Рабан Мавр († 856), архиепископ Майнцкий, один из лучших представителей богословской науки в Германии. Широкое распространение сочинений этого человека в современном ему обществе много говорит в пользу его учения о богодухновенности. Перечислив канонические книги, Рабан Мавр замечает, что они были составлены св. писателями, говорившими по божественному вдохновению, и оставлены ими в Церкви для нашего назидания. Но истинный Виновник этих писаний, как учит вера, есть Сам Дух Святой, Который и диктовал написанное пророкам 66 . Уже ап. Павел учит, что всё Писание богодуховенно. В другом месте он называет вместо Святого Духа – Христа. Христос есть именно Тот, Который невидимо, через вдохновение Святого Духа, руководил смыслом пророков, затем принял человеческий образ и словом и примером учил апостолов, как ранее патриархов и пророков 67 . Отсюда следует, что между Ветхим и Новым Заветом существует тесная связь. Апостолы и Евангелисты основывались именно на изречениях и книгах закона и пророков, так как начало и конец евангельской и апостольской проповеди положены ещё в пророческих писаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Анжу (Сен-Мор-сюр-Луар, на месте совр. сел. Ле-Турей, деп. Мен и Луара) - 1-ю обитель к северу от Альп, насельники к-рой соблюдали Устав св. Бенедикта. По-видимому, это предание, возникшее во время распространения бенедиктинского устава (см. ст. Каролинги , разд. «Монастырская реформа»), было связано с более ранними легендами о перенесении мощей св. Бенедикта в аббатство Флёри и мощей его сестры св. Схоластики в Ле-Ман. Монастырь Гланфёй, основанный скорее всего в эпоху Меровингов, к кон. VIII в. пришел в упадок (см.: Leclercq H. Glanfeuil//DACL. T. 1. Pt. 1. Col. 1283-1319; Bloch. 1952. P. 182-183). Обитель была восстановлена в 30-х гг. IX в. Роргоном I, гр. Ле-Мана, к-рый пригласил для этого монахов из аббатства Фосе близ Парижа (на месте совр. Сен-Мор-де-Фосе, деп. Валь-де-Марн). К этому времени относятся самые ранние свидетельства почитания М. в Гланфёе. В грамоте Роргона I от 1 марта 839 г. упоминается, что в мон-ре «почивает Мавр, блаженный исповедник Христов» (Le cartulaire. 1843. N 34); о М. как о покровителе мон-ря сообщается в грамоте бретонского аристократа Ановарета от 843 г. (Ibid. N 21), а также в грамотах кор. Карла Лысого от 21 окт. 845 г. ( B ö hmer. Reg. Imp. 1. Bd. 2. T. 1. N 498-499). При аббате Гозлене состоялось обретение и перенесение мощей М. (12 марта 845). Возможно, это были мощи местного святого, о к-ром не сохранилось достоверных сведений и к-рого отождествили с М., хотя убедительных доказательств этой гипотезы нет ( Bloch. 1952. P. 186). В целом, сведения о деятельности М. в Галлии, приведенные в агиографических источниках, невозможно признать достоверными. Ок. 865 г. предание о М. как об основоположнике бенедиктинского монашества в Галлии получило отражение в Житии, автором к-рого был Одон, аббат мон-ря Гланфёй (BHL, N 5772-5774). Составителем Жития назван Фавст, ученик св. Бенедикта, якобы сопровождавший М. в Галлию и впосл. вернувшийся в Кассинский мон-рь. В начале Жития пересказываются сведения о М. из «Диалогов» свт. Григория Великого.

http://pravenc.ru/text/2561130.html

— Господи, благодарю Тебя за то, что Ты простил меня! Веровал, верую и буду веровать! — воскликнул он, отходя от святой чаши. Он умер на другой день, в холодный ленинградский мартовский день, и погребен на Серафимовском кладбище в братской могиле, среди беспорядочной груды трупов умерших от голода людей». Таких историй было очень много, потому что и самих обновленцев было пруд пруди. Мы склонны относиться к обновленцам как к темному фону, на котором страдают новомученики. Вот живоцерковники интригуют, сотрудничают с новой властью, подводя под расстрельные статьи и ссылки православное духовенство. Вот они, как мартышки, напяливают на себя незаслуженные белые клобуки и панагии, женятся по многу раз, не снимая сана, величаются вымышленными громкими титулами. Их видно в коридорах власти и на митингах. Их большинство, подавляющее большинство. И вдруг – хлоп! Словно их и не было. Новая власть, отработав их, как материал, больше в них не нуждалась. Ни в какой религии, даже в самой лояльной, даже с портретом Маркса в иконостасе, не нуждалась власть. И мавр, сделавший свое черное дело, должен был уйти с исторической сцены. А потом война, легализация Патриаршей Церкви, и вот бывшие демократизаторы церковной жизни кто кается, кто умирает в безвестности, кто еще что… Тема очень актуальна, поскольку у Церкви, как говорит Фудель, всегда есть «темный двойник». И стоит Церкви ослабеть или врагу усилиться, как из всех щелей начинают лезть невесть где бывшие до сих пор активисты-обновители. Это будут обиженные прежней властью и обойденные в наградном списке. Это будут литургические теоретики или просто карьеристы; будут изверженные из сана многоженцы или чего похуже и мечтатели о новой эре христианства. Замечено ведь, что никто не мечтает о «новой эре» больше, чем многоженец или чего похуже. Церковь будет недоумевать и мучиться, а вокруг нее поднимется свистопляска. Это будет подлинный балаган далеких родственничков, приехавших делить имущество умирающей матери. Правда, мать опять поправится, и вчерашние нетерпеливые могильщики любезно поцелуют ей ручку, прося прощения. А некоторые, разобидевшись, уедут. Вот что пишет об атмосфере обновленчества его видный деятель Антонин Грановский: «Не осталось ни одного пьяницы, ни одного пошляка, который не пролез бы в церковное управление и не покрыл бы себя титулом или митрой. Живоцерковнические и содацевские архиереи не хотели посвящаться в епископы, их производили сразу во второй чин архиепископа. Вся Сибирь покрылась сетью архиепископов, наскочивших на архиерейские кафедры прямо из пьяных дьячков. Наплодилось невероятное количество архиепископов, митрополитов, которым не хватает белого крепу на клобуки. Открылась чудовищная, безудержная, хищная, ненасытная поповская свистопляска, какой-то наградный садизм».

http://pravoslavie.ru/102708.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010