Лонгин муч., с Орент ием и др., 24 июня. Лот праведный с Авраамом , 9 окт., (покрывало, евр.). Лука (тоже, что Лукан, из Лукаши), евангел., ап. из 70, 18 окт. и 22 апр. Лука , диакон вавилонский, муч. кордувский, 30 июля. Лука , диакон, муч. емисский, 29 января. Лука преп., из Тавромены, 5 ноября. Лука , преп. елладский, 7 февр. Лука преп., игумен Спасовой обители реки Глубокой, 7 сент. Лука новый, столпник халкидонский, 11 декабря. Лукиллиан , муч. византийский, 3 июня. Лукина (светлая, лат.), св. жена, с Маркеллом напою, 7 июня. Лукиан (светиый, лат.), муч. белгийский, 3 июня. Лукиан , муч. диррахийский, 7 июля. Лукиан , пресв. антиохийский, муч. никомидийский, 15 окт. Лукиан , муч., с Илиею и друг., 13 сент. Лукиан , муч. кампонийский, 6 июля. Лукиан мучен., тарсянин, 3 июня. Лукий (светящий, лат.), апост. из 70, 10 сент. Лукий , муч. римский, 1 июня. Лукия (светлая, лат.), девица, муч. сиракузская, 13 дек. Лукия , мученица миринейская, 4 июля. Лукия демица, муч. кампанийская, 6 июля. Лупп (волк, лат.), мучен., 23 августа. Лупп , муч. солунский, 26 окт. Любовь , мученица римская, 17 сент. Людмилла , княгиня чешская, сент. Мавра (темная, греч.), муч. фиваидская, 3 мая. Мавра преп., 30 окт. Маврикий (см. ниже Мавр) и 70 воинов мучч., 22 февр. Маврикий , из числа 45 муч. никопольских, 10 июля. Мавр (темный, греч.), муч. римский, 19 марта. Мавр воин, муч. римский, 7 июня. Мавсима , пресвитер сирийский, 23 янв. Магн (великий, лат.), муч. кизический, 29 апреля. Макарий (блаженный, греч.), муч. африканский, 10 апр. Макарий , муч. аназарвский, 5 февраля. Макарий , муч. мелитинский, 6 сентября. Макарий исповедннк, пресв. антиохиский, 19 февраля. Макарий , преп. египетский, 19 января. Макарий , преп. александрийский, 19 янв. Макарий прен., из числа избиенных в Синае и Раифе, 14 января. Макарий , игумен пеликитской обители, исповедник, 1 апр. Макарий , игумен калязинский, 17 марта и 26 мая. Макарий , преп. желтоводский, 25 июля. Македоний (македонский, длинный, великий μακδνος, греч.), муч. смирнский, 11 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

На положение Равеннского Экзархата оказывали влияние внутрицерковные конфликты. К 40-м гг. VII в. в связи с насаждением визант. властями монофелитства на Востоке и в И. обострились отношения между партиями. В этом конфликте Равеннский архиеп. Мавр († 671) пытался балансировать между интересами Папского престола и К-поля, поддерживая папу, к-рый сопротивлялся новой визант. доктрине, но прямо не высказывался против монофелитства. В 649 г. по инициативе папы Римского Мартина I был созван Латеранский Собор, осудивший монофелитство. Равеннский архиеп. Мавр не принимал участия в Соборе, хотя там присутствовали неск. подчиненных ему епископов. Вскоре экзарх Олимпий выступил на стороне папы Мартина и Латеранского Собора, провозгласил себя императором и выехал на Сицилию. Система управления Экзархатом фактически развалилась, и архиеп. Мавр в 649-652 гг. оставался, видимо, единственным правителем Равенны. В 653 г. имп. Констант отправил в Равенну экзарха Феодора Каллиопу с приказанием покарать мятежников. Экзарх вступил в Рим, арестовал папу Мартина I (15 июня 653) и вывез его в К-поль, после чего влияние Римской курии на состояние дел в И. заметно ослабло и, напротив, усилились позиции Равеннской кафедры. Папа Виталиан (657-672) впервые официально признал архиепископский статус Равенны и, вероятно, подтвердил ее автокефалию. В 666 г. имп. Констант, находившийся в Сиракузах, утвердил автокефалию Равеннской кафедры. Равеннского архиепископа должны были рукополагать его епископы-суффраганы без участия папы Римского. В это же время был составлен подложный эдикт, приписанный имп. Валентиниану III (V в.), по которому под управление Равеннской кафедры передавалось 14 диоцезов в И. В 668 г. отношения между Равенной и Папским престолом были разорваны. Решения VI Вселенского Собора (680-681) сказались на развитии конфликта между Римом и Равенной. В 680 г. на Латеранском Соборе архиеп. Феодор Равеннский, к-рый в своем диоцезе не пользовался авторитетом и долгое время конфликтовал с клиром, принес присягу на верность Папскому престолу в обмен на расширение владений Равеннской кафедры. Подлинник положения об автокефалии Равенны от 666 г. был передан в Римскую курию. В дальнейшем Равеннская кафедра уже не оспаривала руководящего положения Папского престола и постепенно при сохранении привилегий и владений была включена в иерархию Римской Церкви.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Время, которое не посвящалось молитве и покаянию, Игнатий проводил с тем, что записывал цветными карандашами все наиболее замечательные деяния и подвиги святых; таким путем они глубоко запечатлелись в его памяти и являлись для него постоянными примерами, достойными подражания. Он имел видение, еще более утвердившее его в благочестивых намерениях. Это случилось очень темной ночью: Игнатий, предававшийся обычным занятиям, вдруг увидел Пресвятую Деву с Младенцем Иисусом на руках. Ее окружало яркое сияние. Она ничего не сказала, но ее кроткий взгляд преисполнил Игнатия чисто небесным блаженством. Ему казалось, что во время явления Дамы его сердца, кто-то очищает его душу, изглаживает из его памяти развратные образы, начертанные прежней жизнью, и наделяет его даром воздержания. С той поры, он мечтал лишь об отъезде; нога его зажила; его старший брат тщетно пытался удержать его. Игнатий покинул замок под предлогом посещения герцога Нахары. Побывав у последнего, он отослал, сопровождавших его двух служителей, и отправился один в Монт-Серрат. Это был знаменитый монастырь, расположенный на вершине горы. Вследствие связанных с ним чудесных легенд, к нему стекались массы паломников. Там была чудотворная икона Божией Матери. Игнатий избрал этот монастырь, как наиболее подходящее место для подготовления и посвящения себя служению Пресвятой Деве, в качестве Ее рыцаря. По дороге, к нему присоединился какой-то мавр, вступивший с ним в беседу. Игнатий рассказал, что идет в Монт-Серрат, и стал восхвалять совершенства Богородицы. Когда магометанин стал отрицать вечную девственность Марии, Игнатий схватился за меч, чтобы убедить его в истине этого догмата. Мавр был не из храбрых, он бросился со всех ног бежать; Игнатий пустился за ним в погоню и уже нагонял его, когда очутился в таком месте, где дорога расходилась в две разные стороны: одна вела в Монт-Серрат, другая – в селение, куда скрылся мавр. Должен ли был Игнатий догнать неверного и зарубить его, в отмщение за свою Даму, или же продолжать путь в Монт-Серрат? Не зная, на что решиться, он предоставил это дело своему мулу и положил ему поводья на шею. Доброе животное направилось к монастырю. Игнатий счел это божественным внушением, если верить иезуитским историкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Однажды, проходя мимо кладбища, я увидел при одной могиле стоящего человека, черного, как потухший уголь, и звавшего меня к себе. Когда я подошел к нему, в испуге и онемении, то он говорил мне так: «Я написал в завещании моем, чтобы раздали бедным известную сумму денег за избавление моей души: но мое завещание до сих пор не исполнено. Ступай, скажи, чтобы непременно раздали деньги бедным; иначе я навсегда останусь в страдальческом моем положении» (состав, по Прологу, 24 августа, священ. Н. Успенский ). Примеры глубокого послушания и преданности начальникам и наставникам После родителей счастье детей непосредственно зависит от воспитателей, наставников и начальников, следовательно, и первые обязанности послушания, любви и признательности детей относятся, после родителей, к воспитателям, наставникам и начальникам. У преподобного Венедикта (память 14 марта) воспитывались два отрока: Мавр и Плакида. Это были дети римских сенаторов, отданные родителями святому Венедикту для обучения в благочестии. Однажды Плакида пошел с водоносом на реку за водой для своего наставника и, желая зачерпнуть самой чистой воды, удалился от берега. Сильная волна, нахлынув, сбила отрока с ног и понесла вниз по течению. Гибель неизбежная!.. Но Бог хранит детей послушных, угождающих своим родителям и наставникам. Преподобный Венедикт видел душевными очами несчастье Плакиды и, кликнув Мавра, сказал ему: «Беги, беги! Плакида упал в реку!» Мавр опрометью побежал к реке и, увидев Плакиду среди реки, борющегося с волнами, побежал по реке, как посуху, схватил тонущего за волосы и вытащил на берег. Здесь уже Мавр пришел в себя и, осмотревшись, увидел, что бежал по воде, а не по суше. Придя к наставнику, отрок рассказал про чудо, с ним совершившееся. Святой наставник заметил ему: «Всегда помни, сын мой, что беспрекословное послушание начальникам и наставникам имеет великую силу» (Чет. Мин., 14 марта). Юный Акакий был на послушании у наставника злонравного. Старец каждый день не только бранил его беспощадно, но и бил немилосердно. Видя этого юношу всякий день страждущего, подобно пленнику, один благочестивый муж встречался с ним и спрашивал: «Каково тебе, любезный собрат Акакий? Как проходит твое время?» – «Очень хорошо!» – всегда отвечал Акакий. Между тем видны были следы жестокого обращения с ним... Благочестивый муж утешал его, говоря: «Терпи, брат! Претерпевый до конца спасен будет!»

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

Сам наместник Амвросия, епископ Кирилл, был даже оставлен в монастыре, а иноки из липован и русские, которые числились в монастыре как липоване – общим числом 36 человек – просто переселились из своих келий в частные дома Белой Криницы и соседнего местечка Климоуцы (Климовцы) 1657 .«Комиссия весьма для нас благоприятна», – писал Павел 16 марта в Москву и тут же раскрывал секрет венского и черновицкого либерализма:»В Вену беспрестанно значительные требования денег» 1658 . Добрые традиции бюрократии, описанные Гоголем в " Ревизоре», в 1848 г. были живы и среди высших государственных деятелей Вены, и рогожские капиталы, собранные еще в 1832 г., оказали свое благотворное влияние и на буковинскую, и на центральную Императорско-Королевскую администрацию, что и спасло Белую Криницу. Австрийское правительство легко пошло навстречу требованиям Николая I и выполнило оба его требования – высылку из Белой Криницы митрополита Амвросия и формальное закрытие монастыря. Хотя распоряжением 11(23) июня Амвросий был выслан в город Цилли (Штирия, ныне Словения) и официально совершенно изолирован от старообрядцев 1659 , фактически боснийский митрополит уже не интересовал ни раскольников, ни австрийцев. " Мавр сделал свое дело, мавр может удалиться», – могли сказать и те, и другие. Старообрядческая иерархия была создана, и два новых раскольничьих епископа, Кирилл и Аркадий, могли обеспечивать ее дальнейшее существование и в отсутствие Амвросия. Тем временем, в жизни Австрийской империи происходили большие перемены, отразившиеся и на белокриницком монастыре. Ураган революционного брожения, заставивший Луи Филиппа отречься 24 февраля от французской короны, быстро распространился и на Австрию, 13 марта приведя к отставке Меттерниха. В тот самый день, 15 марта, когда комиссия опечатывала белокриницкий монастырь, император Фердинанд издал манифест с обещанием конституции, а Венгерская палата депутатов провозгласила свою собственную. Вместо Меттерниха к власти в Австрии пришел давний, еще с 1844 г., друг старообрядцев граф Франц Карл Коловрат.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Необычна и архитектура церкви, которая имела два алтаря, ориентированных на восток и на запад. «Благодаря своей мученической кончине Бонифаций стал святым и стал почитаться как святой. Это пробудило в монахах потребность в соответствии со значением его личности особым образом украсить его могилу и придать его почитанию литургический характер. Поэтому они пристроили западный придел с апсидой, перенесли мощи святого из прежней могилы (...) в западную часть храма и соорудили там престол, который можно рассматривать как второй главный престол этого храма. Тем самым наряду с восточным престолом, освященным, как и прежде, в честь Спасителя, монахи воздвигли в западной части храма еще один престол – в честь основателя их монастыря. Получилась двухалтарная базилика, две части которой представляли собой, по сути дела, две отдельные церкви со своими престолами» 194 . При всей своей необычности архитектура церкви Фульдского монастыря не является принципиально новым словом в раннесредневековом зодчестве. «Подражание римским образцам стало в Фульде с момента основания традицией» 195 . Фульдская церковь Бонифация очень напоминала «старый» храм святого апостола Петра в Риме, в котором его мощи находились также в западной части. Очень вероятно, что Ратгар ориентировался именно на этот образец. Строительство храма продолжалось без малого тридцать лет. К торжественному освящению церкви было приурочено и перенесение мощей Бонифация, которое стало фактически и официальным прославлением его как святого 196 . Это торжественное событие состоялось 1 ноября 819 года. Аббат Эйгиль, бывший в то время настоятелем Фульды, пригласил возглавить богослужение архиепископа Майнцского Хайстульфа. Как сообщает летописец монастыря Рабан Мавр 197 , на торжества прибыло также множество епископов и аббатов, представителей светской знати и, конечно, много простого народа. Архиепископ Хайстульф освятил новопостроенную церковь в честь Спасителя, Божией Матери, апостола Павла и всех апостолов, Иоанна Крестителя, всех святых и святого Бонифация. После освящения храма духовенство собралось у гроба с мощами святителя Бонифация, стоявшего посреди празднично украшенного храма. При пении гимна Те Deum 198 архиепископ Хайстульф, аббат Эйгиль, Рабан Мавр и еще несколько монахов перенесли мощи в западную часть храма. Присутствовавшие в большом количестве паломники во время перенесения мощей старались коснуться гроба. Как пишет очевидец этого события, «слезы и пение сливались воедино» 199 . Пение прекратилось только тогда, когда мощи были положены в раку, украшенную золотом и серебром, находившуюся непосредственно под престолом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Августина и свт. Исидора Севильского, Г. учил, что в отношении судеб людей имеет место двойное предопределение (gemina praedestinatio): одних людей — к благодати и спасению, других — ко греху и «справедливому осуждению» (ad peccatum et ad peritum). Вслед. этого грешники не могут исправиться, а Христос умер только за предопределенных к праведной жизни, т. к. если бы Бог хотел спасти всех, то тогда даже одна неспасшаяся душа знаменовала бы крушение божественного всемогущества. Поскольку из доктрины Г. следовало также, что спасение не зависит от Церкви, Рабан Мавр (допускавший наличие лишь предопределения к спасению) добился на Соборе в Майнце (848) осуждения Г. по 3пунктам: проповеди ереси, незаконному принятию священнического сана и самовольному уходу из мон-ря. Г. был отдан под надзор Реймсского архиеп. Гинкмара , к к-рому Рабан Мавр обратился со специальным посланием. По инициативе архиепископа Г. был вторично осужден на Соборе в Кьерзи (849), подвергнут бичеванию и приговорен к пожизненному заключению в мон-ре Овиллер. Против учения Г. выступили архиеп. Гинкмар в трактате «О предопределении Божием и свободном произволении» (De praedestinatione Dei et libero arbitrio, 856/60) и Иоанн Скот Эриугена в соч. «О божественном предопределении» (De divina praedestinatione, 857). В то же время позицию Г. поддержали неск. богословов: Луп из Ферьера в «Книге о трех вопросах» (Liber de tribus quaestionibus, 856/60), еп. Пруденций из Труа († 861), а также Ратрамн из Корби, составивший по заказу кор. Карла II Лысого трактат «О предопределении Божием» (De praedestinatione Dei, ок. 850), где учение Г. поддерживалось, но возможность предопределения ко греху отвергалась в силу того, что предзнание Бога относительно буд. человеческих греховных поступков вовсе не является причиной их совершения. Находясь в заточении в мон-ре Овиллер, Г. продолжал выступать в защиту своего учения, посвящая ему новые сочинения («Confessio», «Confessio prolixior» и др.), а также вступил в новый спор с архиеп.

http://pravenc.ru/text/542445.html

Весть о прибытии драгоценной святыни с быстротой молнии распространилась по городу; достигла она и Константинополя. Император отправил в Халкидон собственный корабль. На нем находились Святейший Патриарх, архиереи и царские сановники. Приняв святыню на борт, корабль отправился обратно. Весь Константинополь — от мала до велика — высыпал на берег. Император, его приближенные и весь верующий народ встречали как бы самого Иоанна Крестителя, невидимо сшедшего с Неба. С фимиамом, возжженными свечами, с пением псалмов десную руку перенесли в дворцовую церковь. Это случилось в навечерие Богоявления Господня, перед самым освящением воды, необыкновенно усилив радость христиан. Канули в Лету еще пять веков, и Константинополь пал под натиском турок. Султан Магомет II приказал положить руку Иоанна Крестителя (вместе с другими христианскими святынями) в свою сокровищницу и неусыпно охранять. И вот тут-то на сцену появляется орден иоаннитов, о котором мы должны сказать несколько слов. Орден рыцарей-монахов возник в 1047 году. Его основал богатый купец Мавр из Амальфи. Какие цели ставил перед собой орден? Во-первых, давать приют паломникам, которые прибывали в Святую Землю, чтобы поклониться Гробу Господню и другим святыням, а во-вторых, врачевать раны воинам, которые защищали как сами святыни, так и паломников. Поэтому Мавр добился разрешения у египетского халифа построить в Иерусалиме гостиницу и госпиталь. Ядром комплекса была, конечно, церковь, и носила она имя Предтечи и Крестителя Господня. В 1118 году магистром (главой ордена) стал энергичный француз Раймунд Дю Пюи, который расширил рамки деятельности иоаннитов: теперь они, кроме исполнения своих прежних обязанностей, должны были с оружием в руках защищать паломников во время их длительного пути в Иерусалим. Этот шаг нашел живой отклик во всей Европе: рыцари разных государств спешили вступить в популярный орден. В награду за свои воинские подвиги иоанниты (они, кроме всего прочего, принимали участие в битвах с войсками египетских и багдадских халифов) получили две величайшие святыни: частицу Животворящего Креста Господня и чудотворную икону Филермской Божией Матери, написанную святым апостолом и евангелистом Лукой.

http://azbyka.ru/fiction/obruchenie-xris...

Кузнецов В. А. 168 Куркутэ – архонт пачинакитов 170 Куруп (Абд-эль-Азиз) – критский эмир 229 Кутригур – легендарный царь гуннов 83 Кылич-Арслан II – иконийский султан 264, 265, 270 Кылич-Арслан IV (Рукн ад-Дин) – иконийский султан 312 Лазарь (Сот, Сотас?) – куманский племенной вождь (?) 259 Лев I – византийский император (457–474) 46, 48, 52, 56, 142 Лев II – византийский император (474) 142 Лев III Исавр – византийский император (717–741) 122, 124, 125 Лев IV Хазарин – византийский император (775–780) 125, 126, 193 Лев V Армянин – византийский император (813–820) 107, 182 Лев VI – византийский император (886–912) 139, 142, 176, 185 Лев – византийский полководец 222 Лев Ватац 271 Лев Диакон – византийский историк 165, 189, 190, 216, 224, 234 Лемерль П. 148 Леон – епископ 270 Леонтий – византийский император (695–698) 193 Леонтий Кесарио-Каппадокийский – епископ, участник I Вселенского Собора 17 Леос (Леой) – один из афинских героев-эпонимов; для прекращения поветрия принес в жертву богам своих трех дочерей 20 Либерий – епископ Римский 37 Литаврин Г. Г. 261 Лиэй – одно из имен бога Диониса 34 Людовик де Блуа – граф Фландрии 291, 292 Мавр – патрикий 120 Мавр Бесс – патрикий, военачальник 121 Маврикий – византийский император (582–602) 94, 95, 97, 100, 103–106, 111, 112, 114 Македоний – епископ Константинопольский, ересиарх 37 Максим – узурпатор 61 Максим Исповедник – византийский богослов, борец с монофелитством, преподобный (ок. 580–662) 115 Максимин – византийский придворный 42 Малапецис (Малапетци?) – стратиг крепости Отранто 247 Малх Филадельфийский – византийский историк 46, 139 Манойлович Г. 148 Мануил I Комнин – византийский император (1143–1180) 252, 257–267, 269–273, 279, 281 Мануил – сын Андроника I 280 Мануил Комнин – византийский посол 266–268 Мануил Ласкарь – византийский полководец 308 Мануил Эротик – византийский полководец 266 Маргарита Венгерская – дочь Белы III и супруга Исаака II Ангела 274, 301 Марин – знатный апсилиец 124, 125 Мария – супруга Иоанна Цимисхия 196, 220

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Образец веры, изданный императором Констанцием внуком Ираклия, благоприятный для монофелитов, возбудил церковное волнение в Африке и Италии. Святой Максим исповедник , родом из греков, и святой папа Мартин, только что возведенный на кафедру, 11 были ревностными обличителями сего неправильного изложения веры и оба за то пострадали. Местный Собор был созван папою в Риме в 643 году, и ересь осуждена всеми епископами Италии. Напрасно экзарх Олимпий старался остановить действия Латеранского приговора; он должен был уступить общему мнению и даже сблизиться с папою, вопреки данных ему повелений из Царьграда. Новый экзарх Феодор послан был с полномочием в Рим. Папа ожидал в церкви сановника римского, который боялся народа и только ночью схватил во святыне храма святителя. Св. Мартин был отвезен в Константинополь и оттоле сослан в Тавриду, где и скончался. Преемники святого Мартина не действовали с такою ревностью против монофелитов и старались быть в хороших сношениях с Царьградом, где заявляли грамотами о своем избрании. 12 Действия императора Констанция охладили к нему сердце народа римского. Посетив древнюю столицу, с намерением в ней остаться, он только расхитил её сокровища. Папа Виталиан встретил его со всеми почестями, за несколько миль от города, и из всех храмов выходили к нему со свечами и фимиамом; но после краткого пребывания кесарева осталась только одна печальная память его корыстолюбия; скорая кончина застигла Констанция в Сицилии. Однако, равенский архиепископ Мавр, воспользовался присутствием императорским, чтобы на время отложиться от власти престола римского, которому невольно подчинились его предместники. 13 Папа и архиепископ предали друг друга церковному отлучению; Виталиан обратился с жалобою к императору, Мавр последовал его примеру и, поддерживаемый экзархом, достиг желанной цели. Грамотою из Сиракуз Констанций не только признал прежние преимущества равенской церкви, но и, в самых ясных выражениях, подтвердил её самостоятельность, то есть полную независимость от римского престола, с правом её архиепископам, принимать утверждение в своем звании прямо от императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010