Не знавшая за 500 лет ни одной ереси, Русь была потрясена коварством еретиков, тайно разрушавших устои веры и государства при внешнем лицемерном благочестии. Впрочем, эти события вряд ли могли стать источником сюжета былин. Он явно более раннего происхождения. Борьба с ересью «жидовствующих» могла лишь оказать некоторое влияние на дальнейшее его развитие. Столь же «оправославленными» и укорененными в соборном сознании народа являются и другие сюжеты былин об Илье, например, былина о его бое с Идолищем Поганым. Есть, впрочем и «секуляризованные» сюжеты, например бой Ильи с паленицей (богатыршей) или бой Ильи с сыном (не узнавших друг друга). Об исторических прототипах двух других богатырей Киевского цикла – Добрыни Никитича и Алеши Поповича существуют разные мнения. Указывают на летописного Добрыню, дядю кн. Владимира, как на прототип былинного богатыря. Александр, или Олешко Попович, упоминается в русских летописях неоднократно, причем события, связанные с его именем, отстоят одно от другого на 250 лет. «В лето 1000 (от Рождества Христова) прииде Володар с половцы к Киеву, – повествует Никоновская летопись. – И изыде нощью во сретенье им Александр Попович и уби Володаря». В Тверской летописи имя Александра Поповича упоминается в связи с княжескими усобицами 1216 года, а в Суздальской летописи, в рассказе о битве на Калке, сказано: «И Александр Попович ту убит бысть с теми 70 храбрыми». Но нам важны не исторические параллели былинных событий. Важно то, что былины отразили истинно народный взгляд на вероисповедный характер русской национальности и государственности. Мысль о неразделимости понятий «русский» и «православный» стала достоянием народного сознания и нашла свое выражение в действиях былинных богатырей. Помимо Киевского цикла выделяют еще Новгородский цикл, состоящий из былин о Садко и Ваське Буслаеве. Один из возможных исторических прототипов Садко отличался большим благочестием – новгородская летопись за 1167 упоминает об основании человеком по имени Садко Сытинич церкви Бориса и Глеба. Васька Буслаев тоже вполне православен – сюжет одной из былин составляет его паломничество в Иерусалим. Говоря о былинах как о зеркале самосознания народа, нельзя не заметить, что их отвлеченно-философское содержание весьма скудно. И это понятно, ибо народу не свойственно облекать свои взгляды, основанные на живом опыте, в мертвые формы отвлеченного рассуждения. Ход истории и свое место в ней здоровое самосознание народа воспринимает как нечто очевидное, естественно вплетающееся в общее мироощущение. Учитывая это, можно сказать, что былины являются яркими и достоверными свидетельствами добровольного и безоговорочного воцерковления русской души. Митр. Иоанн (Снычев) Читать далее Источник: Русский народ. Этнографическая энциклопедия в 2-х томах./Главный редактор, составитель О. А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2013. – 1 том А–Н. 792 с., илл. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1934 г. перешел в григорианский раскол, григорианский «митрополит Томский и всея Сибири». Согласно определению Московской Патриархии 1934 г. монах Владимир (Путята), до покаяния, объявлялся «отпавшим от Св. Церкви и лишенным христианского погребения». После 1934 г. в заключении. Скончался в г. Кирове вне общения с Православной Церковью. – Примечание. 281 Имеется в виду Отдел Духовные Академии, под председательством архиепископа Казанского Иакова (Пятницкого). – Примечание. 282 Имеется в виду Устав духовных академий, утвержденный Святейшим Синодом в 1869 г. В 1867 г. были преобразованы духовные семинарии и училища и был учрежден Учебный Комитет при Святейшем Синоде. Со времени преобразования духовных училищ в 1808 г. устав Духовных академий неоднократно изменялся: по уставу 1814 г. в круг академического преподавания входили, между прочим, физика и математика, академиями управляли – ректор, конференция и правление; высшее управление принадлежало сперва комиссии духовных училищ, а с 1839 г., после упразднения последней, сосредоточено было в Святейшем Синоде. Профессора и бакалавры преподавали науки применительно к рекомендованным учебным пособиям и программам. Уставом 1869 г. были расширены права академических советов, возвышены требования по отношению к условиям избрания профессоров, предметы преподавания разделены на три группы: богословскую, церковно-историческую и церковно-практическую, выбор которых предоставлен был студентам; допущены были наряду с казеннокоштными студентами своекоштные, жившие вне академий, и таким образом число студентов значительно возросло. Публичные диспуты – докторские и магистерские – оживляли академическую деятельность, и ученая производительность академий сильно поднялась. Устав этот был в силе до 1884 г. – Примечание. 283 20 сентября на 17-м заседании Собора был заслушан доклад Отдела личного состава о проверке полномочий членов Собора. Особое внимание Собора было обращено на выборы в Туркестанской епархии. От мирян в епархии был избран П. В. Попович, снявший священный сан. Попович заявил, что «избрание его в члены Собора, вопреки 22 статье Положения о составе Собора, состоялось якобы по неведению. В сане священника Попович был 9 лет. Тяжелые семейные обстоятельства заставили его против совести и убеждений сложить сан. Оставление его на Соборе в качестве члена будет единственным для него утешением в жизни и поддержкой в тяжелые минуты горя и отчаяния» (Деяния... Т. 2. С. 27). Обсуждение этого вопроса продолжалось до конца заседания. На следующем заседании, 23 сентября, было зачитано заявление Поповича о сложении им полномочий от Туркестанской епархии. Поэтому Собор постановил: «признать его выбывшим из состава Собора» (Там же. С. 38). – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

- Мне доводилось встречаться с потомками священномученика Философа (Орнатского). Они свидетельствовали, что отец Философ любил Достоевского. Другой святой ХХ века - преподобный Иустин (Попович) - даже написал книгу «Философия и религия Достоевского». Получается, святые что-то находили для себя в его сочинениях? - Не просто «что-то находили»: преподобный Иустин (Попович) , например, прямо называет писателя своим учителем. Так что Достоевский - учитель святых ХХ века. - Чему же Достоевский их учил? - Тому же, чему Достоевский учит любого читателя: Богообщению. Тому, чтобы мы в каждом человеке видели образ Божий, видели Христа, а если речь о женщине - то Божию Матерь. Тому, чтобы мы в каждой сиюминутной сцене различали ее евангельскую первооснову, библейскую первооснову. Библию писатель устами своего персонажа старца Зосимы назвал «изваянием мира и характеров человеческих». Вот представьте себе: стоит Библия в центре мироздания как некое изваяние, а вокруг нее то, что писатель называл «насущным видимо-текущим». Но тут можно поставить вопрос: чем такое мировидение отличается от языческого? Ведь любая языческая религия - это тоже «священная история», и каждый ее последователь в своей жизни осуществляет, оживляет и вновь дает быть сценам той, однажды бывшей «священной истории». А различие между тем радикальное. - В чем же именно это различие? - В языческих религиях история кончается вместе с этой «священной историей», произошедшей «в начале», а по сути - за пределами времен. То есть вообще никакой истории, кроме «священной», собственно, нет. Всё остальное - только ее воспроизведение. И человек может только дать вновь быть, явиться (лучше или хуже - в зависимости от качеств места его присутствия) тому, что уже было когда-то, потому что мир сто и т только тем, что это бывшее всё время воспроизводится - такой постоянный круг времени вокруг «начала времен». А христианская история совсем иная: это вечность, вошедшая во время, благодаря чему впервые история начинает разворачиваться во времени. История присутствия Христова в мире не повторяется, не возобновляется - она длится. И человек, который заново в своей жизни переживает евангельскую историю, не должен ее повторять - он должен ее трансформировать. Потому что слишком много ответов в евангельской истории от человека не было получено. Слишком много шагов навстречу Богу не было сделано. Вот о чем пишет Достоевский.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Об отце Герасиме Иванове мне рассказал другой удивительный человек, диакон Николай Попович (ныне протодиакон), участник Великой Отечественной войны . С отцом Николаем мне посчастливилось познакомиться зимой 2007 года, и ко Дню Победы я подготовил интервью с ним. После этого мы стали регулярно общаться, чаще, правда, по телефону. В 1968 году отец Николай, в то время не диакон, а начальник информационного отдела в Госкомитете по труду, вышел из партии в знак протеста против ввода советских войск в Чехословакию. С работы его, разумеется, тут же уволили, от больших неприятностей спасло только то, что он фронтовик. Устроиться куда-либо еще тоже не удавалось — изгой, — а семью надо было кормить. Тогда-то он и познакомился с художником Герасимом Петровичем Ивановым, который руководил реставрационными работами в храме Всех Святых на Соколе. Герасим Петрович, по словам отца Николая, приютил его — два года Николай Попович проработал реставратором. Он не художник, реставрацией до этого тоже никогда не занимался, к тому же после ранения левая рука, рабочая (он левша), ослабела. Наверняка у Герасима Иванова не было недостатка в профессионалах, но он счел своим долгом дать работу брату во Христе, пострадавшему за принципиальность. Далеко не каждый в то время решился бы принять на работу изгоя, да еще непрофессионала. Этот поступок тоже много говорит об отце Герасиме. Приближалось 90-летие отца Герасима, и мне очень хотелось сделать с ним интервью. Попросил отца Николая связать нас, через несколько дней отец Николай позвонил мне и дал телефон отца Герасима. 24 февраля 2008 года в храме Димирия Солунского на Благуше я впервые встретился с ним. Маленький, сухонький старичок, но как же горели его глаза, когда он вспоминал свою жизнь, как ясен был ум! 7 марта я привез ему распечатку интервью на согласование. Я знал, что его матушка Валентина уже несколько лет тяжело болеет (поэтому и интервью он мне назначил не дома, в храме), и даже не планировал заходить в квартиру. Но отец Герасим настоял, чтобы зашел, предлагал даже чай с блинами (была масленица). Мне не хотелось утруждать его, поэтому от угощения я отказался. Наверное, около часа он показывал мне картины, рассказывал о встречах с разными людьми, а потом сказал, что хотел бы написать воспоминания, но и времени нет, и уже почти не видит.

http://pravmir.ru/svetlyj-chelovek-pamya...

Многочисленны и разнообразны на стенах храмов и рисунки-Г. Наиболее распространены изображения крестов, зачастую сплошь покрывающие участки древней штукатурки. Крест символизировал и замещал собой молитвенный возглас или покаянную формулу. Авторами и персонажами Г. на стенах древнерус. храмов являлись представители разных социальных слоев: Новгородский архиепископ, священники, попович («Моисей п(ь)сал попович», XII в., Георгиевский собор Юрьева мон-ря), пономарь, «проскурница», жена «писца иконного», дьяк («Феодор п(ь)сал, дьяк святого Георгия, на Рождество», XIII в., Георгиевский собор Юрьева мон-ря), князь, отрок, княжеский дружинник (в древнейших Г.- XI-XII вв.- свой социальный статус указывали только представители духовенства или дружинники). В новгородском Софийском соборе сохранились автографы художников Стефана, Сежира и Олисея, принимавших участие в росписи собора ( Медынцева. Древнерус. надписи. С. 32-61). Подавляющее число Г. сделано мужчинами. Графико-орфографические особенности Г. показывают, что большинство авторов владели приемами книжного письма и нормами церковнослав. языка. Ряд надписей выполнен орнаментированными почерками, часто сопровождается рисунками крестов, человеческих фигур (монахи, воины, всадники), животных (лошади, зайцы), элементами орнамента. По-видимому, их авторы - профессиональные писцы и миниатюристы. Нек-рые Г. оставлены людьми грамотными, но не слишком искушенными в книжном письме («Далята писал слова», XII в., новгородский Софийский собор; «Лазорь писал грамоту», нач. XIV в., ц. Спаса на Нередице). Язык древнерус. Г. традиционен, в ряде случаев, преимущественно в новгородских храмах, в надписях нашли отражение диалектные черты, «бытовые» графические системы. Однако явления древнерус. речи значительно в меньшей степени отразились в Г. на церковных стенах, чем в берестяных грамотах, что вполне объяснимо: этому препятствовала специфика жанра надписи на церковной стене, функционально и тематически связанного с богослужением, молитвой и покаянием (см. др. т. зр.: Висоцький С. О. Киïвська писемна школа: X-XII ст. (До icmopiï укр. nuceмhocmi). Льbib и др., 1998. С. 185-190; трактовка автором языковых явлений как диалектных и соответственно мн. прочтения не выдерживают критики с лингвистической т. зр.).

http://pravenc.ru/text/166401.html

61 Устав Русской Православной Церкви. Раздел XI. Приходы. 3, 31–33 Издательство Московской Патриархии, 2000. С. 44. 62 Архиепископ Серафим (Чичагов) . О возрождении приходской жизни. С. 8–9. 63 Попков А.А. Необходимость обновления православного церковно-общественного строя. 64 Доклад Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на юбилейном соборе Русской Православной Церкви. Сборник документов и материалов Юбилейного Архиерейского собора РПЦ. Москва, 13–16 августа 2000. Нижний Новгород, 2001. С. 17. 65 Архимандрит Константин (Зайцев). Пастырское богословие. С. 142. 66 Преподобный Иустин Попович. Святые мощи. ww w.hope-chirch.cc/knigi/popovich.htm. 67 Бакалова Е. Реликвии у истоков культа святых. В сб.: Восточнохристианские реликвии. Редактор-составитель А.М. Лидов. М.: Прогресс – Традиция, 2003, С. 22. 68 Преподобный Иустин Попович. Там же. 69 Бакалова Е. Указ. соч. С.22. 70 Дунаев А.Г. Предисловие к «Мученичеству святого Поликарпа». В кн.: Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 369, 371. 71 «Мученичество Поликарпа». В кн.: Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С . 380, 386, 389. 72 Бакалова Е. Указ. соч. С. 28. 73 О канонизации святых в Русской Православной Церкви. Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на священном Поместном соборе РПЦ, посвященном 1000-летию крещения Руси. В сб.: Канонизация святых. Троице-Сергиева лавра, 6–9 июня 1988 г. С.9. 74 Там же. 75 Литов А.М. Введение. В сб.: Восточнохристианские реликвии. М.: Прогресс – Традиция, 2003. С.7. 76 Цит. по: Иорам Цафир. Loca Sancta и обретение реликвий в Палестине IV-VII веков: их роль в сакральной топографии и церковной архитектуре Святой Земли. В сб.: Восточнохристианские реликвии. Указ. соч. С. 63. 77 Тетерятникова Н. Реликвии в стенах, столпах и колоннах византийских церквей. В сб.: Восточнохристианские реликвии. Указ. соч. С. 84–85. 78 О канонизации святых в РПЦ. С.9. 79 Книга Правил. СПб, 1993. 80 Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. М., 1994. С. 164. 81 Там же. С. 177–178.

http://azbyka.ru/zakon-lyubvi-kak-zhit-p...

241 Собр. грам. 9. 6. 10. Уставная грамота В. К. Василия и Митр. Киприана говорит: «а попович, который живет у отца, и хлеб ест отцов, ино той Митрополичь: а который попович отделен и живет опричь отца и хлеб ест свой, а то Мой князя Великаго», А. Э. 1. N 9. 242 По грамоте К. Всеволода, поповичи, не умевшие читать и след. не посвященные в клир, оставались в ведомстве духовном. Вероятно и другие: изгой – холоп, получивший свободу, купец обедневший, также попали в податное состояние при Монголах. См. грам. Всеволода в Доп. к Ист. Акт. 1. N 3. грам. К. Ростислава-там же N 4. 243 Троицк. Лет. (Карамз. 4. пр. 174,). В 1285 г. «Литва воевала тверского владыки волости и Олегину и прочие». Тверской владыка Симеон был сам из Князей (прим. 221). 244 Так Вел. Кн. Иоанн Иоаннович в духовном завещании своем 1359 г. назначает долю княжеских прибытков своих храмам Крутицкому, Успенскому и Архангельскому. Герберштейн о своем времени: «Священники содержатся по большей части подаянием прихожан, им отводятся домики с полями и лугами, откуда они приобретают себе содержание своими руками, или помощью прислуги, по примеру деревенских жителей. Пожертвования им бывают скудные; иногда церковные деньги отдаются в рост по 10 процентов на 100, которые отдаются священнику, чтобы не содержать его на свой счет. Некоторые живут щедростью Князей. Немного приходов таких, которые наделены имуществами, за исключением епископий и некоторых монастырей». (Rer. Moscou. р. 21.). Порядок дел был тот же и при Монголах: но, как понятно, положение сельского духовенства было далеко хуже. 245 Юрид. Акт. стр. 111. 118. 119. 430. 451. Сл. Акт. N 185. 286. 287. 302 . 334. Акт. Эксп. 4. N 67. 112. 246 Акт. Арх. Эксп. Т. 1. N 9. «А коли дань дати в Татары, тогда и оброк дати церковным людем. А про войну, коли яз Князь Велкий сяду на конь, тогда митрополичим боярам и слугам, и под митрополичим воеводою, а под стягом моим В. Князя». 248 Ник. 3, 69. «Преосвященный Кирилл Митрополит Киевский и всея Руси изыде (1280) из Киева по обычаю своему и прехожаше града все Руси, учаше, наказуеше, исправляше».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Например, будет учить в проповедях, что Сын не равен Отцу, что Иисус Христос не является Богом, а является творением Божьим. Да, в таком случае,  в соответствии с 15 правилом, в соответствии с правилами Вселенских соборов и святых отцов, осудивших эту ересь как арианство, мы должны будем прекратить его поминовение. Это правда. Но сейчас, когда мы задаем этот вопрос, где сказано, на основании чего у нас предлагаете прекратить поминовение? Мы получаем разные размытые высказывания. Собственно говоря, если не брать совсем нелепые, которые мы уже рассмотрели, хотя они являются наиболее популярными, можно посмотреть, что ещё говорят. Некоторые говорят, что будто бы ересь экуменизма является той самой ересью, которая сейчас проповедуется принародно, и поэтому из-за неё нужно отделяться. Возникает вопрос: что такое ересь экуменизма, какие соборы, какие святые осудили её как таковую? Я в своё время изучал этот вопрос. И собственно говоря, некоторые из наших новопрославленных святых критически высказывались против экуменизма. Особенно об этом писал Иустин Попович и недавно прославленный святитель Серафим Соболев. Некоторые святители тоже отзывались критически, например преподобный Паисий Святогорец. А если мы посмотрим тех святых, которые определяли, что именно является темой экуменизма, что именно является ересью или заблуждением экуменизма - то мы увидим, что преподобный Иустин Попович как раз - таки употреблял слова «ересь экуменизма». Вот он говорил, что ересь заключается в «теории ветвей», которую он называл не Евангельской, бессмысленной и неестественной. Теория ветвей  - это что такое? Это учение о том, что все наиболее крупные, да и мелкие сообщества, которые называют себя христианами -  они не все являются Церковью. Они являются разными ветвями единого древа: протестанты, католики, православные, монофизиты, несториане, и все- все прочие. Таким образом -  Церковь едина, а все они между собой получаются равны и содержат часть какой- то истины. Это преподобный Иустин называл ересью экуменизма.

http://radonezh.ru/text/samoe-glavnoe-dl...

Семинария основана в 1836 году. Много раз поднимался вопрос о необходимости преобразования семинарии согласно новейшим требованиям и нуждам современной сербской религиозной жизни, но эти попытки остались только добрыми пожеланиями. Ныне деятельно заботятся о том, чтобы выстроить новое помещение для семинарии, а посему и в этом году приема новых учеников в первый класс не было. С новой семинарией неразрывно будет связан и интернат, так как по опыту убедились, что без интерната не может быть правильного и успешного воспитания и образования будущих клириков сербской церкви. В семинарии имеется 10 наставников. Учеников в начале учебного года было записано 183, а в конце года держали экза- —727— мен 165. Из них переведены в следующий класс 97; должны подвергнуться передержке экзаменов 70 и оставлены в том же классе 7 учеников 592 . – Бюджет семинарии на жалованье наставникам и служителям, на отопление и канцелярские расходы равняется 29 003 динарам. Как вспомогательные средства для облегчения бедных учеников в их содержании служат: 1) фонд пок. И. Костича, проценты коего в сумме 300 динаров ежегодно присуждаются по определению профессорского совета отличным и примерным ученикам и 2) фонд бедных семинаристов, основанный в 1894 г. профессорами семинарии и насчитывающий ныне 14 832 динара и 7 пар. Семинарская библиотека имела 3 215 сочинений в 7 390 томах. За отчетный год она увеличилась библиотекой покойного митрополита Михаила (4 250 сочинений в 6 603 томах и три рукописи) и библиотекой покойного архимандрита Никифора Дучича (1 752 сочинения в 3 007 томах) 593 . В октябре 1900 г. профессор семинарии архимандрит Виктор вышел в отставку, согласно своему прошению. Воспитателем учеников на 19001901 учебный год назначен профессор Драголюб Попович. Учителем церковного пения определен священник и член белградского духовного суда Михаил Попович 594 . женья“ – говорил преосвященный Димитрий – тот мог заметить, что на годичных его собраниях главное внимание посвящалось вопросам о материальных интересах самого общества или духовенства вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2. Включить имя преподобной Софии в месяцеслов Русской Православной Церкви с установлением празднования ее памяти 23 апреля (6 мая), в день ее блаженной кончины. ЖУРНАЛ 37 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о канонизации святых, совершившейся в Сербской Православной Церкви. Справка: На имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла поступило письмо Святейшего Патриарха Сербского Иринея с извещением о том, что Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви прославил в лике святых архимандритов Иустина (Поповича) и Симеона (Поповича), а также собор новомучеников Ясеновацких. Преподобный Иустин Челийский (Попович, 1894-1978) – выдающийся сербский богослов, автор трудов по догматическому богословию и агиографии, духовник монастыря Челие. Преподобный Симеон Дайбабский (Попович, 1854-1941) – основатель и настоятель Дайбабского монастыря в Черногории, подвижник и известный духовник. Новомученики Ясеновацкие – православные узники в Хорватии, принявшие мученическую смерть в 1941-1944 годах. По различным свидетельствам, в годы Второй мировой войны в застенках Ясеноваца было уничтожено тысячи православных сербов, многие из которых погибли за верность Православию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. С благодарением Господу принять весть о прославлении в лике святых преподобного Иустина Челийского, преподобного Симеона Дайбабского и новомучеников Ясеновацких. 2. Включить в месяцеслов Русской Православной Церкви имя преподобного Иустина Челийского с установлением празднования его памяти 1 (14) июня, как это установлено в Сербской Православной Церкви. 3. Включить в месяцеслов Русской Православной Церкви имя преподобного Симеона Дайбабского с установлением празднования его памяти 19 марта (1 апреля), как это установлено в Сербской Православной Церкви. 4. Включить в месяцеслов Русской Православной Церкви Собор новомучеников Ясеновацких с установлением празднования их памяти 31 августа (13 сентября), как это установлено в Сербской Православной Церкви.

http://religare.ru/2_94998.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010