«Мы утверждаем, – говорит святой Кирилл, – что Слово Бога Отца, восприняв на Себя святое и одушевленное тело, соединилось с ним воистину неслитно и из утробы Святой Девы произошло как человек, но пребыло и Истинным Богом; посему Святая Дева и есть Богородица». «Если Еммануил не есть воистину Бог, то и Святая Дева – не Богородица». Поэтому в первом анафематизме, написанном святым Кириллом и санкционированном всей Вселенской Церковью на Третьем Вселенском Соборе, подвергнут анафеме всякий, кто не признаёт Святую Деву Богородицей. Анафематизм гласит: «Кто не исповедует, что Еммануил есть Истинный Бог, а посему и Святая Дева есть Богородица, ибо Она по плоти родила Слово Бога Отца, ставшее плотию, – да будет анафема». Следствием ипостасного единства двух естеств в Господе Иисусе Христе, рожденном Святой Девой, является то, что Она – Богородица. «По исключительному дару Того, Кто есть наш Господь и Бог, – говорит Викентий Леринский, – и в то же время [есть] собственный сын Святой Девы, Ее должно признать истинной и Преблаженной Богородицей (Theotocos), но не в том смысле, в каком представляет Ее безбожная ересь, полагающая, что Богородицей следует называть Ее лишь оттого, что Она родила человека, который впоследствии стал Богом. Напротив, Она есть Богородица, ибо в Ее Святой утробе совершена та пресвятая тайна (sacrosanctum illud mysterium), посредством которой, благодаря уникальному и исключительному единству Лица, Слово во плоти есть плоть и человек в Боге есть Бог (sicut Verbum in carne caro, ita homo in Deo Deus est)». «Святую Преславную Деву мы в прямом смысле исповедуем истинной Богородицей, – пишет дерзновенный Исповедник Богооткровенной истины, – ибо из Нее, через невыразимое зачатие, воплотился и совершенно вочеловечился Сам Истинный Бог Слово, един от Святой Троицы». «Святая Дева зачала Сына Божия, – говорит святой Дамаскин, – ипостасную Силу Отца, «ни от хотения плоти, ни от хотения мужа» ( Ин.1:13 ), то есть не вследствие совокупления и семени, а по благоволению Отца и при содействии Святого Духа. Она послужила тому, чтобы Творец соделался сотворенным и Создатель – созданным, и чтобы Сын Божий и Бог воплотился и вочеловечился от Ее пречистой, непорочной плоти и крови... От Нее, следовательно, родился Сын Божий воплотившийся, не человек богоносный, а Бог воплощенный, помазанный не действием Помазующего, как некий пророк, а присутствием всего Помазующего, так что Помазующий стал человеком, а помазанный – Богом, не вследствие изменения естества, а через ипостасное соединение. Ибо один и Тот же был и Помазующим, и помазанным: как Бог Помазующим Себя Самого как человека. Как тогда не Богородица Родившая воплощенного из Нее Бога? Явившая Себя рабой и Матерью Творца есть в собственном смысле и воистину Богородица, Госпожа и Владычица над всеми тварями».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Несомненно, святое соборное апостольское вселенское сознание Церкви особенно проявляет себя на Вселенских Соборах, в трудах умудренных Богом Отцов, в богослужебных книгах и в благочестивых обычаях и верованиях, основанных на древнем апостольском Предании. Хорошо при этом иметь перед собой правило Оригена : «Предметом веры должна быть только та истина, которая ни в чем не расходится с апостольским и церковным Преданием». О необходимости богомудрой осторожности в различении богооткровенных догматических истин Священного Писания и Священного Предания и «истин» апокрифических и подложных, а также чисто человеческих, необыкновенно мудро пишет церковный учитель Викентий Леринский: «Характерная особенность православных – та, что они хранят предания и заветы святых Отцов, осуждая непотребные нововведения, следуя слову апостола: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал.1:8 )... Итак, как только покажется гниль какого-либо заблуждения... тотчас надобно собрать мнения предков... Но при этом необходимо собирать мнения тех Отцов, которые жили, учили и пребывали в вере и вселенской общности свято, мудро, непрерывно и удостоились с верой почить во Христе или блаженно умереть за Христа. Веровать им подобает, руководствуясь следующим правилом: “То, что все или многие единодушно принимают, содержат и передают открыто и постоянно, точно по какому-то предварительному взаимному согласию учителей, – это должно считать всецело достоверным и несомненным”. В том же самом своем весьма важном произведении, только в другом месте, этот учитель Церкви пишет: «В самой Вселенской Церкви необходимо так или иначе держаться того, во что всегда, во что везде и во что все веровали (quod semper, quod ubique, quod ab omnibus creditum est); ибо, в действительности, в прямом смысле только то и есть вселенское, что собою полностью объемлет всё, как это показывает и самое значение этого слова. А этому правилу мы будем верны только тогда, если будем следовать всеобщности, древности, согласию. Следовать всеобщности – значит признавать за истину только ту веру, которую исповедует вся Церковь на всем земном шаре; следовать древности – значит ни в коем случае не отступать от учения, которого несомненно держались наши святые Отцы и предки; следовать, наконец, согласию – значит в самой древности принимать только те положения веры и определения, которых держались все или, по крайней мере, почти все пастыри и учители». § 10. Метод в догматике

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Один из них, Исаия Дякович, епископ Темешварский, был избран в архиепископа и митрополита, но уже не в патриарха, и утвержден 24-го мая 1708 года; местопребывание он имел в Крушедоле. Вскоре по своем избрании он отправился в Вену хлопотать о помощи для основания сербских народных школ и народной типографии, но среди этих хлопот умер там; подобно своему предшественнику, он был похоронен в Крушедоле. До избрания архиепископа управляли церковью Стефан Печанин, митрополит Сремский (выходец из турецких областей), и Христофор, епископ Сегединский; наконец, 26-го мая 1710 года был избран в митрополиты епископ Пакрачский Софроний Подгоричанин и управлял не более года; умер в Карловце 7-го января 1711 года. Только в мае 1713 года был созван новый собор в Карловце, на котором избран в митрополиты Будинский епископ Викентий Попович. По его просьбе, император Карл VI подтвердил вновь (2-го августа 1713 года) привилегии сербов; но так как некоторые из духовных, а равно и из мирян католиков, ни во что вменяя те привилегии, все-таки утесняли православных, нарушали права их, стесняли духовенство в исполнении своих обязанностей, запрещали строить церкви, заключали в тюрьмы священников и монахов, требовали десятин и исполнения квартирной повинности и т.п., то митрополит от имени всего народа, еще просил императора о защите. Тогда начиналась война с Турцией, и в виду этой войны, Карл VI в 1715 году вновь подтвердил вольности сербского народа. Война была чрезвычайно счастлива для австрийцев, благодаря военным талантам принца Евгения Савойского и одушевленному мужеству сербов; у турок были отняты все остававшиеся еще за ними земли в Банате и Среме; мало того, за Дунаем в августе 1717 года сдался Цесарцам Белград, а вслед за тем занята верхняя часть Сербии по реке Мораве и часть Валахии. По миру Пассаровицкому (1718 года) за Австрией остались сербские земли 72 ), и соединение австрийских сербов с задунайскими возбудило в них большие надежды. Белградский митрополит Моисей Петрович, еще при жизни Викентия, за несколько лет до смерти (в октябре 1725 года) потерявшего способность говорить, объявлен был митрополитом всех сербов по обе стороны Дуная 73 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

основан, в половине XV столетия, митрополитом Максимом, сыном деспота Стефана Бранковича. При основании богато одарен был селами; дарственные грамоты и ныне хранятся в монастыре. Сожжен был турками в 1716 году. Над возобновлением монастыря трудились митрополит Викентий Попович и патриарх Арсений IV Иоаннович, а довершил оное епископ Печуйский Никанор (епархия эта ныне угасла). Митрополит Стефан Стратимирович в 1827 г. богато украсил этот монастырь масляною живописью. В нём находятся части мощей св. Максима и праведной Ангелины – матери его, уцелевших от пожара. Здесь погребены сербские патриархи: Арсений III Черноевич и Арсений IV Иоаннович; здесь же похоронена княгиня Любица, мать сербского князя Михаила Обреновича. При монастыре хранятся все древности, перенесенные сербскими патриархами из древней патриаршей столицы – Ипека (Печи, в Старой Сербии). Довольно большая монастырская библиотека состоит преимущественно из древних книг и рукописей. Особенно замечательны четыре митры от времен св. Максима, богато украшенные драгоценными камнями и жемчугом и два рукописных Евангелия от 1514 года в богатом переплете. Этот монастырь, как выше было сказано, служил некоторое время и резиденцией митрополита (и ныне находится под его непосредственным ведением), и в нём собирались конгрессы для избрания митрополита-патриарха. Местоположение монастыря превосходно. 2) Вердник – Раваница сооружен сербами в воспоминание Раваницы, монастыря в Сербии. По преданию, основан царем Лазарем, когда он еще был воеводою Сремским. Здесь покоятся мощи сербского царя Лазаря, павшего на Косовом поле, в несчастном сражении с турками в 1389 году. Ежегодно, 15 июня, в т. н. «Видов-день» сюда стекается множество сербов не только из австрийских владений, но и из самой Сербии, чтобы помолиться при мощах своего царя-героя и помянуть несчастную Косовскую битву. В монастыре хранятся жалованная грамота царя Лазаря монастырю Раванице в Сербии, печать его, – довольно старинных вещей, серебряных сосудов, крестов, евангелий и пр. Некогда монастырь этот был

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Особое значение в этом отношении имеет мнение Викентия Леринского. Останавливаясь на словах апостола Павла: «предание сохрани» ( 1Тим.6:20 ), он так рассуждает. « «Предание, – говорит апостол, – сохрани». Что это – Предание? То, что тебе доверено, а не то, что ты нашел; то, что ты принял, а не то, что ты сам выдумал; это не дело ума, а дело учения, не частная собственность, а всенародное предание; дело, до тебя дошедшее, а не тобой открытое; в отношении к нему ты не первооткрыватель, а страж, не основатель, а последователь, не вождь, а ведомый. «Предание, говорит апостол, сохрани», то есть талант вселенской веры соблюди целым и невредимым. Что тебе вверено, то пусть у тебя и останется, то и ты передай. Принял золото, золото и передай. Я не хочу, чтобы подложил ты мне вместо одного другое; не желаю, чтобы вместо золота обманом ты подал мне свинец или медь; не хочу золота по виду, дай мне его по природе... Учи тому, чему и тебя учили, и, говоря новое, не скажи новшества... Может быть, кто-нибудь после этого скажет, что в Церкви Христовой не должно быть никакого преуспеяния веры. Напротив, оно должно быть, и причем самое значительное... Только это преуспеяние должно быть действительно совершенствованием, а не изменением веры (vere profectus sit ille fidei, non permutatio). Совершенствование – это когда та или иная вещь развивается сама в себе, а изменение – это когда нечто из одного превращается в другое. Необходимо, таким образом, чтобы в течение веков росли и развивались до наивысшей степени разумение, знание, мудрость как каждого христианина, так и всех вместе, как одного человека, так и всей Церкви, но только в одном и том же роде, то есть в одном и том же догмате, в одном и том же смысле, в одном и том же предмете понимания. Вера – это дело души, но в этом отношении она похожа на [человеческие] тела. С умножением лет тела развиваются, но в то же время остаются тем, чем были. В период цветущего детства и в зрелом старческом возрасте [тела] между собой весьма различаются, но тем не менее старцами становятся те же самые, которые раньше были детьми, так что, хотя и рост, и внешний вид одного и того же человека изменяются, его природа остается непреложной и личность одной и той же...

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

По епархиям монастыри распределены очень неравномерно. Всего более монастырей в Карловицкой архиепископии. Весьма живописная Фрушкая Гора, в Среме, между Дунаем и Савою, с северной и южной стороны своей, так сказать, усеяна сербскими монастырями (их здесь тринадцать). Всего же в пределах Карловицкой митрополии 24 монастыря, по крайней мере в «Српск. Сионе», 1893, 31, стр. 486 поименованы 24 монастыря Карловицкой митрополии, из которых каждый обязан ежегодно давать в определенных размерах пособие на содержание монашеской школы в Хопове. Замечательнейшие из монастырей: 1) Крушедол, находится близ Карловцев, резиденции сербских митрополитов; основан, в половине XV столетия, митрополитом Максимом, сыном деспота Стефана Бранковича. При основании богато одарен был селами; дарственные грамоты и ныне хранятся в монастыре. Сожжен был турками в 1716 году. Над возобновлением монастыря трудились митрополит Викентий Попович и патриарх Арсений IV Иоаннович, а довершил оное епископ Печуйский Никанор (епархия эта ныне угасла). Митрополит Стефан Стратимирович в 1827 г. богато украсил этот монастырь масляною живописью. В нём находятся части мощей св. Максима и праведной Ангелины – матери его, уцелевших от пожара. Здесь погребены сербские патриархи: Арсений III Черноевич и Арсений IV Иоаннович; здесь же похоронена княгиня Любица, мать сербского князя Михаила Обреновича. При монастыре хранятся все древности, перенесенные сербскими патриархами из древней патриаршей столицы – Ипека (Печи, в Старой Сербии). Довольно большая монастырская библиотека состоит преимущественно из древних книг и рукописей. Особенно замечательны четыре митры от времен св. Максима, богато украшенные драгоценными камнями и жемчугом и два рукописных Евангелия от 1514 года в богатом переплете. Этот монастырь, как выше было сказано, служил некоторое время и резиденцией митрополита (и ныне находится под его непосредственным ведением), и в нём собирались конгрессы для избрания митрополита-патриарха. Местоположение монастыря превосходно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

«По причине сочетания Бога Слова и человека, совершенного воплощением, именования Бог и Христос настолько переходят одно в другое, что обо всем, что сделал Бог, можем сказать: сделал Христос; и обо всем, что понес Христос, мы можем сказать: понес Бог». «Итак, следуя святому слову Священного Писания, мы можем без боязни и недоумения утверждать, что Сын Человеческий сошел с неба и что Господь славы был распят, ибо благодаря тайне воплощения Сын Божий соделался Сыном Человеческим и в Сыне Человеческом был распят Господь славы (quia secundum suscepti corporis sacramentum, et Filius Dei factus est Filius hominis, et in Filio hominis crucifixus est Dominus majestatis)». «Вследствие единства Лица в Господе Иисусе Христе, – говорит Викентий Леринский, – Божии свойства усваиваются человеку, а свойства плоти приписываются Богу (quia Dei sunt propria tribuuntur homini, et quae carnis propria adscribuntur Deo). Поэтому под Божественным руководством и написано, что, с одной стороны, Сын Человеческий сошел с небес ( Ин.3:13 ), а с другой – что Господь славы был распят на земле ( 1Кор.2:8 ). Отсюда происходит и то, что – так как тело Господне было создано, т.е. сотворено, – сказано, что и само Слово Божие было сотворено, что была сотворена Сама всеведущая Божия Премудрость...» «Да будет благословенна Церковь , – говорит сей мудрый учитель, – за то, что она проповедует это единство Лица столь реальным и действенным, что по сей причине, в [этой] удивительной и неизреченной тайне, она приписывает Божественные свойства человеку и человеческие Богу (ut propter eam miro ineffabilique mysterio et divina homini et Deo ascribat humana). В силу этого единства, она, с одной стороны, не отрицает того, что человек как Бог сошел с неба, а с другой – верует, что Бог как человек был сотворен, страдал и был распят на земле. Благодаря этому единству, наконец, исповедует она человека Сыном Божиим и Бога – Сыном Девы». Святой Лев Великий в послании к святому Флавиану Цареградскому, написанном против ересей Нестория и Евтихия, принятом и одобренном на Четвертом Вселенском Соборе в Халкидоне, богомудро пишет: «Один и тот же Господь наш Иисус Христос есть и Истинный Бог, и истинный человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Похоронив мужа, из-за преследований со стороны турок, княгиня Елена вскоре бежала «на немецкие земли», но, узнав, что мощи блаженного Стефана обретены нетленными (произошло это около 1544 г.) вернулась и прибыла в монастырь Шишатовац для поклонения им. Испытав при этом сильное духовное потрясение, она принимает монашеский постриг с именем Елисавета и три года затем живет в одном из женских монастырей близ Шишатоваца, вероятно, в Петковице. Кстати, основание этой обители предание приписывает самой княгине. Но в монастыре, проводя дни и ночи в непрестанной молитве и посте, княгиня прожила недолго: 3 года спустя, в 1546 г., она мирно отошла ко Господу. Была похоронена святая Елисавета не в своей обители, а в монастыре Шишатовац в притворе храма близ местоположения мощей своего супруга. 26 мая 1780 г. епископ Вршацский Викентий (Попович) обернул мощи княгини Елисаветы в покрывало и вместе с мощами святого Стефана положил их в новый ковчег. Совместное почитание обоих супругов распространилось вначале в областях Срем, Баранья и Славония. В повести патриарх Паисий именует святую Елисавету «блаженной», а в службе святому князю Стефану, составленной в 1675 г. в монастыре Хопово неким монахом Петронием по просьбе монаха же Ефрема из монастыря Шишатовац, Елисавета прославляется как «благоверная супружница, которая увидела славу своего супруга и ему поклонилась». Святым супругам посвящен храм в с. Каранац близ г. Осиек (Хорватия), построенный в 1991 г. Праведные Василий и Ирина Кашинские и их сын, преподобный Макарий Калязинский О жизни святых Василия и Ирины Кашинских известно очень мало, гораздо больше мы знаем об их сыне – преподобном Макарии Калязинском. В роду Кожиных – Кашиных вообще было много монахов и святых. Святой Василий (Кожин Василий Ананьевич) принадлежал к тверскому боярскому роду. Ссылаясь на преподобного Иосифа Волоцкого , Досифей (Топорков) в составленном им Волоколамском Патерике именует преподобного Макария «большим боляром тверьским» и называет тверского боярина Захарию Бороздина родственником святого Макария. А историк С. Б. Веселовский относил род Кожиных к землевладельцам средней руки.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Правило 1 Шестого Вселенского Собора). Как не изменяется Бог , так непреложны и Его истины. Поскольку догматы суть вечные, Божественные истины – они не изменяются и изменяться не могут, ибо они от Бога, «у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1:17 ). Преподанные Церкви Самим Богом, сформулированные и утвержденные Церковью, догматы чужды всякой эволюции, умножения либо сокращения. «Догматы Божии неизменны», – говорит святой Василий Великий . «Догматы небесной философии, – пишет Викентий Леринский, – не могут подвергаться никакому изменению, сокращению или извращению, в отличие от земных указов, которые могут совершенствоваться не иначе как непрестанными поправками и примечаниями». Из указанных свойств, характеризующих догматы как вечные, Божественные истины, следует вывод, что догматы – это истины Откровения, Богом врученные Церкви в качестве Божественных, неизменных и обязательных для всех верных правил веры, без которых и вне которых нет ни спасения, ни познания вечной жизни, ни жизненного смысла. § 4. Догматы и Святое Откровение Божественное Откровение – единственный источник догматов. Троичное Божество открыло людям Себя и Свои истины, чтобы они, имея верное о Нем представление и правильную в Него веру, а к тому же жительствуя Им и Его Божественными истинами, обретали для себя спасение от зла и греха и вечную жизнь. Это Откровение Бог преподавал постепенно, через святых ветхозаветных патриархов и пророков, дабы наконец всецело огласить его и завершить Своим Единородным Сыном, Господом нашим Иисусом Христом. «Многочастне и многообразне (πολυμερς α πολυτρπως) древле Бог , глаголавый отцем во пророцех (ν τος προφταις), в последок дний сих глагола нам в Сыне (ν ϒ), Егоже положи наследника всем, Имже и веки сотвори» 4 ( Евр.1:1–2 ; ср.: Гал.4:4–5 ). Возвещая Свое Откровение, Бог не чинил никакого насилия над человеческим разумом и чувством, ибо возвестил такие Божественные истины, которые люди никогда не постигли бы ни порывом своей мысли, ни силой собственных ощущений.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Православное понимание предания не статично, но динамично; не есть некое мертвящее усвоение прошлого, но опыт Духа Святаго в современности. Ибо «Иисус Христос вчера и днесь, тойже и во веки» ( Евр. 13: 8 ). Предание, как мы уже поняли, это сама Церковь , а Церковь – живой Богочеловеческий организм, развивающийся непрерывно, не изменяя при этом ничего по своей сущности и содержанию. Тот же преподобный Викентий, который, как видим, всем своим существом стоит за предание, одновременно подчеркивает идею живого развития и совершенствования Церкви. Согласно его воззрениям, прогресс позволителен и необходим. «Только преспеяние это должно быть действительно преспеянием, а не переменою веры. Преспеяние состоит в том, когда тот или другой предмет усовершается сам по себе; а перемена в том, когда что-нибудь перестает быть тем, что оно есть, и превращается в другое» 26 . Необходимо с течением времени развиваться и возрастать в зрелости, в познании и мудрости как обществу, так и индивидам, при этом, однако, всегда укорененным в той же мысли, в той же вере, в том же предании Церкви. Это отношение к преданию определил и письменно изложил отец Иустин в начале своей «Догматики», поставив эпиграфом слова преподобного Иоанна Дамаскина : «Я не буду ничего говорить от себя, а лишь вкратце изложу то, что изрекли Божии и мудрые человеки» 28 . Для преподобного Иоанна Дамаскина этот метод и принцип значил не простое механическое повторение лишь готовых фраз и выражений, а переданную и согласную преданию верность истине, изложенной в сочинениях более ранних отцов Церкви, этих воистину Божиих мудрых людей, однако верность, не означающую словесное повторение, но органический рост и развитие. Также и у отца Иустина верность преданию не состоит только в цитировании из богатой святоотеческой ризницы, в которую он не просто «заглядывал», но, как настоящий ризничий, отлично знал цену ее сокровищам, а, в первую очередь, в органическом духовном сращивании с ними и врастании в этот мистический организм, называющийся Церковью – «столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3: 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010