Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Право на «историческую интерпретацию»: истолкование, разъяснение Виктор Корн о пользе форумов и не только 06.12.2017 1174 Время на чтение 9 минут Впервые, за последнее время проведения на РНЛ бесед с учеными - представителями «новейшего следствия» (первое - «следствие белых», второе - «новое следствие»), публикация 24 ноября с. г. «Сравнение трактовок убийства Царской Семьи в трудах Н.А. Соколова и М.К. Дитерихса и другие темы исторических экспертиз» была снабжена форумом ( автор ошибается, видя в этом какой-то «знак», интервью А.Д.Степанова с В.Л.Поповым, В.Н.Трезубовым, П.А.Сарандинаки, Д.В.Пежемским и митрополитом Викентием имели форум, можно в этом легко убедиться, перепечатки чужих материалов с чужих ресурсов не могут иметь форума, таков порядок публикации. - Ред. ). Это дало возможность для получения очень ценных замечаний, оставшихся «за кадром» текста интервью с к.и.н., зав. кафедрой вспомогательных и специальных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ Е.В. Пчеловым. Член экспертного совета историко-архивной экспертизы по уголовному делу о гибели членов Российского Императорского Дома в 1918-1919 гг. новейшего следствия, историк-архивист (канувшая в Лету специальность) Е.В. Пчелов является специалистом по вышеприведенному названию возглавляемой им кафедры. Википедия так позиционирует его: «...российский историк, специалист в области вспомогательных исторических дисциплин; источниковед, генеалог и геральдист». У меня нет намерения обвинять Е.В. Пчелова в некомпетенции по вопросам истории: вопрос в ином - в той смелости, с каковой он взялся быть экспертом в вопросах, которыми на протяжении многих лет существования «Царского Дела» профессионально, вплотную, что называется, не занимался. В выборе кандидатуры Е.В. Пчелова на роль эксперта (неужели он был единственным кандидатом, или другие отказались? почему не Л.Е. Болотин, например?) нашло свое подтверждение одно из определений термина «конспирология» ( дабы избежать подобного рода конспирологических версий, Е.В.Пчелов по просьбе Л.Е.Болотина предварительно рассказал о своей профпригодности в этом вопросе, не всех это, видимо, убедило. - Ред. ).

http://ruskline.ru/news_rl/2017/12/06/pr...

Иларий, епископ Пиктавийский Источники биографии Илария Сохранилось древнее Житие св. Илария – Vita S. Hilarii a Fortunato Scripta. Оно состоит из двух книг. В первой излагается биография святого, во второй повествуется о чудесах, которые совершались при его гробе в VI веке. Та и другая книги предваряются особыми предисловиями автора. Не подлежит сомнению, что автором второй книги был Ванций Фортунат, известный западный писатель и поэт VI в., проведший большую часть своей жизни в странствованиях и окончивший ее в сане епископа Пиктавийского. О составлении им книги, посвященной описанию чудес, совершавшихся у гробницы св. Илария, упоминает Григорий Турский 2 его современник. Этому свидетельству соответствует и содержание книги, так как в ней описываются события VI в., как, например, исцеление еп. Бордоского Прабиана, умершего в 568 г., и его ежегодное путешествие в Пуатье для молитвы у мощей исцелителя. Но и первая книга – собственно биография Илария – своими литературными особенностями указывает на того же автора. Кроме имени Фортуна в посвящении к ней, она не отличается от второй по своему языку, стилю, писательским приемам. Кроме того, из самого повествования о жизни Илария ясно, что автор книги жил значительно позднее описываемых событий, представлял их себе неясно и вплетал в рассказ много легендарного. Таким образом, Житие Илария относится к VI в. и, составленное двумя веками позднее событий, не может быть признано вполне подлинным источником для жизнеописания Пиктавийского епископа. Тем не менее нельзя относиться к этому источнику и с полным пренебрежением, так как в основе первой книги могла лежать более древняя – устная или записанная – церковная традиция, лишь литературно обработанная Веланцием Фортунатом сообразно вкусам своего времени. Вторую группу источников биографии Илария составляют упоминания о нем, извлекаемые из сочинений блаж. Иеронима, блаж. Августина, Викентия Лиринского , Факунда Гермианского, Кассиодора и других более поздних латинских писателей, собранные в предисловии к изданию творений Илария в Патрологии Миня (Vol. IX, Ser. lat., coi. 203–208).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/il...

Святейший Патриарх Кирилл возглавил 26-е заседание Наблюдательного, Общественного и Попечительского Советов по изданию «Православной энциклопедии» Операторы: Л. Брусенцов, Р. Самсонов. Звукооператор: А. Бригадов 25 февраля 2014 г. 22:35 25 февраля 2014 года в Сергиевском зале Храме Христа Спасителя в Москве состоялось 26-е заседание Наблюдательного, Общественного и Попечительского Советов по изданию «Православной энциклопедии». Заседание возглавили председатель Наблюдательного Совета Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и председатель Попечительского Совета мэр Москвы  С.С. Собянин . В президиуме заседания также находился С.Э. Приходько, заместитель председателя Правительства Российской Федерации — руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации, вошедший в состав Наблюдательного Совета. Среди участников заседания были  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий , глава  Среднеазиатского митрополичьего округа   митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , управляющий делами Московской Патриархии  митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве  митрополит Истринский Арсений , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Церковно-научного центра  «Православная энциклопедия»   С.Л. Кравец . В заседании приняли участие: академик, член президиума РАН, председатель Совета директоров ОАО «НИС», председатель правления «Меркурий-Клуб» Е.М. Примаков; первый заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ  А.П. Торшин ; заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ С.В. Железняк; председатель Комитета Государственной Думы по регламенту и организации работы  С.А. Попов ; председатель Комитета Государственной Думы по образованию В.А. Никонов; губернатор Московской области А.Ю. Воробьев; губернатор Мурманской области М.В. Ковтун; губернатор Самарской области Н.И. Меркушкин; статс-секретарь, заместитель министра иностранных дел РФ Г.Б. Карасин; статс-секретарь, заместитель министра культуры РФ Г.П. Ивлиев; руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М.В. Сеславинский; руководитель Федерального архивного агентства А.Н. Артизов; председатель Московской городской Думы В.М. Платонов; руководитель Департамента культуры г. Москвы С.А. Капков; академик РАН Ю.С. Осипов; ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий; декан исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова С.П. Карпов; народный артист СССР, художественный руководитель академического Малого театра Ю.М. Соломин, президент ЗАО «Эко-тепло» Ю.Е. Шеляпин и другие члены Советов по изданию «Православной энциклопедии».

http://patriarchia.ru/db/text/3584325.ht...

23-го июня исполнилось двадцать пять лет с тех пор, как в этот именно день в 1865 году, по благословению блаженной памяти митрополита Филарета, преосвященным Леонидом, тогда епископом Дмитровским, викарием Московской митрополии, совершено было в Троицкой единоверческой церкви присоединение из раскола к православию нескольких членов раскольнической, так называемой Белокриницкой, или Австрийской иерархии – Онуфрия, бывшего у раскольников епископом Браиловским, наместником Белокриницкой митрополии, Пафнутия, бывшего епископом Коломенским, Иоасафа, бывшего иеромонахом Белокриницкаго монастыря, Филарета, бывшего архидиаконом при Белокриницком лжемитрополите Кирилле, и Мелхиседека, при нем же состоявшего иеродиаконом. Митрополит Филарет тогда же назвал это событие «утешительным и соединенным с доброю надеждою для православной церкви» 1 . Ожидание архипастыря оправдалось: примеру присоединившихся к церкви членов раскольнической иерархии вскоре же последовали Сергий, именовавшийся епископом Тульским, и протодиакон Московского лже-архиепископа Антония Шутова Кирилл Загадаев, потом Иустин епископ Тульчинский, именовавшийся архимандритом Викентий, иеромонах Козма, иеродиакон Савватия, бывшего тогда лже-епископом Тобольским, Феодосий, иеродиакон Балтского лже-епископа Варлаама – Ипполит и другие. В старообрядческом мире это небывалое в летописях раскола событие произвело вообще сильное впечатление, и влияние его в старообрядчестве ощущается доселе, проявляясь как продолжающимися присоединениями к церкви, так особенно возникшими с того времени и не престающими доселе у многих старообрядцев Австрийского согласия недоумениями и сомнениями относительно их новой иерархии, возбуждению которых особенно способствовали поданные присоединившимися, еще ранее присоединения, в именуемый Духовный Совет раскольников-поповцев вопросы о церкви и иерархии 2 , – вопросы, доселе имеющие значение, доселе остающиеся не разрешенными от раскольнических духовных властей, и потом вызвавшие еще несколько подобного рода вопросов, поданных другими, вновь присоединившимися к церкви старообрядцами 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

В архиве Данилова монастыря (Владимирской губернии в Переславле-Залесском) хранится с. 35 настольная книга, в которой, начиная с 1703 года по 1747 год (в бытность архимандритов Досифея, Варлаама, Иоасафа, Викентия, Моисея, Дионисия, Иакова) записывались полюбовные сделки между вотчинными людьми этого монастыря, подаваемые ими челобитные и разные относящиеся до них дела. Из числа их акты, внесённые в книгу при архимандрите Варлааме, скреплены все собственноручною его подписью и местами дополнены его резолюциями. Как документы, поясняющие юридический быт означенного времени, акты эти заслуживают особенного внимания, почему считаем не бесполезным рассмотреть их с некоторою подробностью. Они относятся: 1) к лицам духовного звания и 2) к крестьянам. I 1) 1730 г. марта 9 дьячок села Будовского Лукьян Яковлев подал архимандриту челобитье следующего содержания: «при свидетельстве душ при церкви села Будовского 1722 г., бывший поп тоя церкви Михайло Борисов, нынешнего попа Петра отец, утая отца его Якова Лукьянова и его просителя при той церкви действительными дьячками не написал, дабы отцу его и ему у той церкви не быть, а написал своего отца Петра дьячком, который ныне попом, а пономарём племянника своего Андрея Васильева, и его дьячка Лукьяна он поп Пётр от церкви Божией отрешает напрасно и доходу церковного и земли и третьей доли не даёт». На сей челобитной рукою архимандрита написано: «быть ему Лукьяну действительным дьячком и всякий церковный доход брать ему дьячку третью долю, также и в полевой и пашенной земле и севных покосах». 2) Села Будовского крестьянские дети Спиридон Андреев села Романова с крестьянскими ж детьми, которые ныне во священниках в Юрьевском уезде в селе Пестове, со вдовым попом Леонтием, да с братом его Ильёю Емельяновыми детьми договорились полюбовно в том, чтобы быть им в Юрьевском уезде в селе Пестове у церкви Николая чудотворца – во дьячках, Спиридону Андрееву на своей дьяческой трети с сыном своим Григорием, и на поповскую долю им челом не бить, а дворовою и усадебною и полевою землёю и едиными покосы владеть дьячковскою третьего долею, а до поповских двух третей церковных доходов и до дворовой и усадебной земли и сенных покосов им – Спиридону и сыну его Григорию дела нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Давнее моё желание побывать в старинном коми селе Аныб исполнилось. Подъехали к переправе через реку Вычегду. Оказалось что паром надо ждать два часа. Делать нечего, и я решила пройтись вдоль берега реки. Вспомнила, как несколько лет назад в архиве я взяла «Летопись аныбской Преображенской церкви». С каким трепетом и волнением листала эту рукопись, начатую моим прапрадедом Викентием Васильевичем Поповым! Представила, как впервые приехал он в этот далёкий приход в 1881 году, уже немолодым, 56-летним. Церковь в то время ещё была деревянная, перестроенная из бывшей часовни. Предок мой подробно описал историю церкви, её служителей и прихожан. И в течение 15 лет служения записывал все важные события, происходившие в Аныбе. Например, как в 1883 году было задумано строительство каменной одноэтажной церкви с колокольней и двумя приделами: в честь Преображения Господня и во имя святого Николая Чудотворца. Акт для консистории о месте постройки тогда подписали пристав 2-го стана Устьсысольского уезда Константин Клеопатров и благочинный священник Евгений Богданов. Инженер-архитектором Шильдкентом составлена была пояснительная записка о месте строительства. В 1885 году был избран новый председатель попечительства – крестьянин Николай Иванович Пименов. Началась заготовка прихожанами кирпича для новой церкви, булыжного камня на фундамент и колка извести. Памятным событием стал и приезд в 1888 году епископа Вологодского и Устюжского Иоанникия – он остановился здесь по пути из Ульяновского монастыря. В 1890 году владыка Иоанникий вновь посетил Аныб, осмотрел заложенный фундамент для строящегося храма и самый проект. Посетил вновь отстроенный общественный дом для церковно-приходской школы и «удостоил своим посещением дом местного священника Викентия Попова». В том же году, 18 ноября, прибыл в Аныб подрядчик по постройке каменной церкви крестьянин Николай Григорьевич Конаков с восьмью рабочими и начал первые кирпичные работы. В июле 1891 года каменное строительство было окончено. Весной следующего года новый храм покрыли тесовой крышей, а главу – листовым железом. Ещё через год заключили договор с крестьянином Яренского уезда Александром Торлоповым на устройство иконостаса. Крестьянин деревни Кочпонской Викентий Павлович Холопов взялся написать 7 новых икон, 6 клейм под чекан на золотом фоне и поставить старые иконы из иконостаса старого храма в новый храм. Без спешки храм строился...

http://sobory.ru/article/?object=16512

Карловецкая митрополия Карловецкая митрополия . Православные сербы, жившие в пределах австрийской империи до 1690 года, подчинялись церковной юрисдикции Печской патриархии. О церковной жизни православных сербов в пределах австрийской империи до 1690 года сохранилось мало сведений. Известно, что православным сербам приходилось вести крайне тяжелую борьбу за свою веру. В 1690 году сербы, переселившиеся из Турции в Австрию при императоре Леопольде I, в числе 37 тысяч семейств, под предводительством печского патриарха Арсения III Черноевича, находились в зависимости от печской патриархии, но в 1710 году получили от печского патриарха Каллиника церковную автокефальность. Не смотря на это, австрийские сербы сохраняли духовную зависимость от печской патриархии до 1766 года, когда последняя, сана лишившись самостоятельности, должна была подчиниться цареградской патриархии. Церковным центром переселившихся сербов был монастырь Крушедол, но в 1716 г. турки сожгли этот монастырь и тогдашний митрополит Викентий Попович перенес митрополичью кафедру в Карловцы, где она находится и до сих пор, получив отсюда название „Карловецкой» митрополии. Переселившиеся сербы, в которых австрийское правительство крайне нуждалось для защиты своих границ от нападений турок, получили от императора Леопольда I грамоту, в которой сербам давалось: 1) право выбора архиепископа, признающегося главою сербов как в делах духовных, так и в светских; 2) сербское население получает самостоятельное управление; 3) сербским переселенцам обещано возвратить их на прежние места жительства, как только Австрии удастся освободить оные от турок; 4) по смерти серба-мирянина, не оставившего после себя наследников, имущество его должно поступать в собственность архиепископа и местной приходской церкви, а в случае смерти архиепископа и епископов их имущества поступают в собственность архиепископии; 5) архиепископ разрешает постройки сербских православных церквей и назначает духовенство по всем подведомственным ему епархиям; 6) сербское православное духовенство не подлежит юрисдикции никакой светской власти, за исключением императора; 7) сербское православ.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Константин Бродский , до июня 1752; после в Покровском. Против последних двух архимандритов помечено: «поверить». ? Варлаам Андриевский в 1756 перев. из Колязина; † 11 янв. 1763. Матфей Млодзинский , 1763–66, в июле перев. в Святогорский Изюмский. 301 Феофан Федоровский , в 1766–70, перев. в Святогорский мнтрь. Наркисс Квитка в 1770 перев. из Белгородского Николаевского, а в 1788 – в Голутвин. Василий , 1788–93. (Адрес-Календарь) В 1788 мнтрь закрыт, а в 1796 восстановлен заштатным. Строит. Константин , 1796. Игум Иларион , 1797–1806. Строит. Феодосий , 1806–17. – Афанасий , 1818. Игум. Адриан . По возведении во 2-й класс: Архимандриты Иоанн Оболенский с 1836 до июля 1842, перев. в ректоры Казанской академии. Филофей Успенский , в 1842 до сент., перемещён в ректоры Вифанской семинарии. 302 Агафангел Соловьев , 1842–45; до сент. Парфений Попов , 1845–48, 22 апр. Израиль , в апр. 1848, в июне 1851. Венедикт 1851 перев. из Тобольского Знаменского, а в 1856 – в Новгород-Северский Спасский. Герасим , 1856–60. Агапит , 1861–63. Вениамин , 1864–66. Герман , 1869. 3 Хорошевский Вознесенский, девичий, от Харькова 15 вёрст, основан в исх. XVII века; в 1741–1749 был приписным к Куряжскому; ныне второклассный. [VI, 604.] Игуменьи Александра , основательница, в исх. XVII века. Тавифа , грам. 23 февр. 1700. Таисия … Викентия , 1733–36. Афанасий Ковалевская , 1741–48; на покое в 1758. Феофания Кветкина определена 5 окт. 1748; упом. 1754. Мария Гамалеева … (В 1758 бывшая). Елисавета Дуниных , 1758–60. Марфа Авксентьева , 1764–77; после на покое. Тавифа Сошальская , в 1777–98. Феофания Ковалевская , в 1798–1812; † … Евпраксия Томашенкова , в 1812–1827; † … Анатолия Веревкина , в 1827–49, † в авг. Анатолия , в 1849 и 50, отказалась. Антонина Чубарова определена 27 дек. 1850; до 1859. Измарагда , 1860–69. 4 Святогорский Успенский, от города Изюма в 30 верстах, основан в начале XVII века; в 1788 г. закрыт. [IV, 290; VI, 66.] В 1842 г. возобновлён; ныне общежительная пустынь. Строит. Симеон , 1624.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Свт. Арсений I, Архиепископ Сербский. Роспись параклиса вмч. Димитрия ц. Христа Пантократора в мон-ре Дечаны. 1350 г. Проявление мощей А. случилось вскоре после его кончины, во время пребывания на кафедре его преемника Саввы II (между 1266 и 1271). Однажды ночью братия мон-ря услышала звук, подобный раскату грома, раздавшийся в церкви, где находилась гробница А. Войдя в храм, иноки обнаружили, что каменная гробница, в к-рой покоился А., раскололась. Тогда архиеп. Савва и священники, облачившись в богослужебные одежды, отправились в церковь и торжественно перенесли мощи А. из открытой гробницы в ц. Петра и Павла, поместив их на видном месте в ковчеге. При перенесении мощей произошло чудесное исцеление пришедшего в мон-рь инока, страдавшего от нарыва в горле. Слух об открытии чудотворных мощей разнесся по всей стране и на поклонение к ним начали стекаться богомольцы. Исцеление от мощей получил юноша из Срема, глухонемой и страдавший желудочной болезнью. Во времена архиепископства Евстафия II (1279-1286) в день памяти А. произошло чудо с умножением вина. При архиеп. Иакове (1286-1291) исцеление на гробнице А. получил греч. монах, а позднее некая жена, у к-рой рука вросла в утробу. В 1290 г., когда войска видинского болг. правителя Шишмана ворвались на серб. территорию и дошли до Печа, заступничеством святых Симеона, Саввы и А. явилось небесное знамение (падение метеорита), и захватчик был разбит в сражении. Ок. 1330 г. архиеп. Даниил I посвятил А. капеллу собора в Пече. Кроме того, А. посвящена церковь в Штавле (близ Сеницы, Словакия). А. упоминается в числе святых предстателей за Сербию и Сербскую Церковь в грамотах архиеп. Саввы III (не позднее 1316) и кор. Стефана Уроша II Милутина (не позднее 1321). В месяцесловах серб. печатных книг память А. помещается начиная с Псалтири с восследованием (Цетине, 1494). Мощи А. до 1737 г. находились в Пече (между 1724 и 1727 Карловацкий митр. Викентий (Попович) прислал покров для ковчега), позднее упоминается, что они находились (неясно, полностью или частично) в мон-рях Доволя, Ждребаоник (в наст. время здесь сохранился деревянный ковчег) и Морача. После 1716 г. часть мощей А. пребывает в Крушедоле, др. часть в XVIII в. (согласно надписи на ковчеге) была в Добричево. В 1933 г. небольшая часть мощей была перенесена архиеп. Нестором в г. Харбин (Маньчжурия). Почитание А. в России

http://pravenc.ru/text/76266.html

Святейший Патриарх Кирилл возглавил 23-е совместное заседание Наблюдательного, Попечительского и Общественного Советов по изданию «Православной энциклопедии» и презентацию 23-го и 24-го алфавитных томов 24 ноября 2010 г. 19:15 24 ноября 2010 года в Сергиевском зале  Храма Христа Спасителя  состоялось 23-е совместное заседание Наблюдательного, Попечительского и Общественного Советов по изданию «Православной энциклопедии» и презентация 23-го и 24-го алфавитных томов «Православной энциклопедии». Заседание возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, председатель Наблюдательного Совета по изданию «Православной энциклопедии». В заседании участвовали: митрополиты  Крутицкий и Коломенский Ювеналий; Саранский и Мордовский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; архиепископы  Верейский Евгений , ректор  Московских духовных академии и семинарии , председатель Учебного комитета  при Священном Синоде;  Екатеринбургский и Верхотурский Викентий ;  епископ Гатчинский Амвросий , ректор Санкт-Петербургских духовных академии и семинарии . На заседании также присутствовали полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе  Г.С. Полтавченко ; заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ А.П. Торшин; министр образования и науки РФ  А.А. Фурсенко ; руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М.В. Сеславинский; заместитель министра культуры РФ Е.Э. Чуковская; статс-секретарь, заместитель министра иностранных дел РФ Г.Б. Карасин; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций  С.А. Попов ; президент Российской Академии наук Ю.С. Осипов; руководитель Федерального космического агентства А.Н. Перминов; заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы А.Н. Горбенко; председатель Московской городской Думы В.М. Платонов; губернатор Мурманской области Д.В. Дмитриенко; ректор МГУ В.А. Садовничий; президент Торгово-промышленной палаты РФ Е.М. Примаков; советник Президента России Ю.К. Лаптев; директор департамента культуры Правительства РФ Д.В. Молчанов; специальный представитель Президента России по международному культурному сотрудничеству М.Е. Швыдкой; другие члены Советов и гости.

http://patriarchia.ru/db/text/1328281.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010