Но дьявольское «лицетворение» есть всегда отпетое лицедейство, лукавый театр, никогда не имеющий ничего общего ни со смиренным истощанием, предпринятым ради другого, ни со стремлением наделить кого-то не имеющимися у него высшими качествами, ни попыткой возводить человека к подвигу преодоления своей гордости. Это всегда гордое выпячивание своего «я», не гнушающееся для этого никакими средствами. Подлинное же, божественное «лице-деяние», всегда направлено на благо иных личностей, на их честь и славу, на их торжество в подлинном бытии. Использованная литература: 1 . Василий Великий , свт. Беседа 12. На начало Книги Притчей ( Притч 1. 1–5 )//Он же. Творения. Т. 1. С. 971–989. 2 . Василий Великий , свт. Толкование на пророка Исаию//Он же. Творения. В 2-х т. М.: Издательство Сибирская Благозвонница, 2008. Т. 1. С. 611–864. 3 . Гурьев В., прот., Пролог в поучениях на каждый день. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. 4 . Дмитрий Ростовский , свт. Житие 815, святого Петра, прежде бывшего мытарем//Он же. Жития святых (Четьи минеи). В 4-х т. Издание Свято-Успенской Киево-Печерской лавры, 1764 (Издательство Аксион Эстин, 2009). Т. 1. Л. 110 об. –112. 5 . Игнатий (Брянчанинов) , еп. Отечник//Он же. Полное собрание сочинений. В 7-ми т. М.: Издательство Паломник, 2001–2007. Т. 6. 2004. 6 . Иоанн Дамаскин , преп. Точное изложение православной веры //Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина . В 12-ти т. СПб.: Издание СПб. Духовной Академии, 1913. Т. 1. С. 157–345. 7 . Иоанн (Маслов) , схиарх. Глинский патерик. М.: Издательство Самшит, 1997. 8 . Иустин (Попович) , прп. Догматика Православной Церкви. Сотериология//Он же. Собрание творений: в 4-х т./Пер. с серб. С. П. Фонова. М.: Издательство Паломник, 2004–2007. Т. III. 9 . Иустин (Попович) , преп. Толкование на Первое соборное послание Святого апостола Иоанна Богослова/Пер. с серб. М.: Издательство Московского подворья ТСЛ, 1998. 10 . Иустин (Попович) , преп. Философские пропасти. На водоразделе культур/Пер. с серб. М. Н. Ященко.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Разум и Писание// Церковь и время. – 2006. – 1 (34). – С. 119–133. Иванов Михаил Степанович. Догмат: содержание и определение//Богословский вестник. – 1998. – 1. – Т. 2. – С. 83–107. Иерофей (Влахос) , митр. Господские праздники. – Симферополь: Таврия, 2002. Иоанн Дамаскин , прп. Точное изложение православной веры . – М.: Изд-во Сретенского мон-ря, 2007. Иоанн (Зизиулас), митр. Бытие как общение: очерки о личности и Церкви. – М.: Свято-Филаретовский православно-христианский ин-т, 2006. Иоанн (Зизиулас), митр. Личностность и бытие/пер. с англ. С. А. Чурсанова//Богословский сборник. – 2002. – Вып. 10. – С. 22–50. Иоанн (Зизиулас), митр. Церковь и Евхаристия: сб. статей по православной экклесиологии. – Б.м.: Богородице-Сергиева пустынь, 2009. Иустин (Попович) , прп. Догматика Православной Церкви: в 2 ч. Т. 2. – М.: Паломник, 2006. Иустин (Попович) , прп. Догматика Православной Церкви. Сотериология. Экклесиология. Т. 3. – М.: Паломник, 2006. Иустин (Попович) , прп. Пневматология. Эсхатология. Т. 4. – М.: Паломник, 2007. Каллист (Уэр) , еп. Священное Писание и святые Отцы о богословском образовании//Богословский сборник. – 1997. – Вып. 1. – С. 142–152. Каллист (Уэр) , еп. Внутреннее Царство. – К.: Дух i л1тера, 2003. Каллист (Уэр) , еп. Паламитские споры/пер. с англ. К. Б. Михайлова//Альфа и Омега. – 2002. – 4 (34). – С. 190–212. Каллист (Уэр) , еп. Православная Церковь . – М.: ББИ св. ап. Андрея, 2001. Каллист (Уэр) , еп. Святая Троица – парадигма человеческой личности/пер. с англ. А. Кырлежева//Альфа и Омега. – 2002. – 2 (32). – С. 110–123. Киприан (Керн) , архим. Антропология св. Григория Паламы . – М.: Паломник, 1996. Кирилл, митр. Смоленский и Калининградский. Замысел Божий о человеке и свобода воли// Церковь и время. – 2005. – 4 (33). – С. 5–18. Кирилл, митр. Смоленский и Калининградский. Святитель Филарет Московский и библейская традиция// Церковь и время. – 2006. – 1 (34). – С. 93–102. Клеман О. Истоки: богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии. – М.: Центр по изучению религий, 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

После перехода (в начале 1908 г.) Евгения Летицы на сараевскую митрополию, стала вакантной кафедра банялуцко-бихачской митрополии. По этому поводу банялуцко-бихачская сербская православная община в марте 1908 года вынесла следующую резолюцию. „Остаемся при своем прежде принятом решении, что мы имеем право избирать митрополита, а чтобы он не был назначаем. Решительно про­тестуем против назначения иностранцев. Решительно отказываемся от правительственных кандидатов, так как они не обеспечивают мир в недрах нашей цер­кви». Такая резолюция конечно весьма не понравилась окку­пационным властям 155 . В заседании великого духовного суда в Сараеве в октябре 1907 г. предложены следующие кандидаты на банялуцко-бихачскую митрополию: Василий Попович, архимандрит, член епархиального духовного суда в Сараеве, Фео­дор Говедарица, архимандрит, член епархиального ду­ховного суда в Мостаре, Симеон Попович, иеромонах, законоучитель сараевской гимназии. Назывались еще канди­даты: Иларион Радонич, протосинколл, ректор рельевской семинарии и Владимир Боберич, синкелл, профессор 156 . Это – кандидаты правительственные. Православной же цер­ковной общине банялуцкой хотелось видеть в числе кандидатов природных своих сынов, заслуженных и популярных местных уроженцев, действовавших за одно с народом, борцов за народные права: архимандритов Евстафия Гатчиновича, Христофора Михайловича и Михаила Иовичича. Эти лица – говорили члены общины – по­няли бы народные потребности и сумели бы их удовлетворить, к ним народ имел бы полное доверие 157 . Однако желаниям народа не суждено было исполниться. Высочай­шим указом от 29 августа 1808 г. на кафедру баняуцко-бихачской епархии назначен первый из правительственных кандидатов, архимандрит Василий Попович. Новоназначенный митрополит Василий родился в 1860 году в Маевице, в Боснии. Основную школу прошел на ро­дине, а семинарию окончил в Белграде в 1883 году. Рукоположен в диакона и пресвитера 24 и 26 августа 1884 года. Произведен в протопресвитера в 1888 г. и назначен членом сараевской консистории в 1893 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Попов Н. [Рец. на:] Глаголев А. А., свящ. Сионистское движение в современной еврействе и отношение этого движения к всемирно-исторической задаче библейского Израиля. Киев, 1905//Странник, 1905, август. Попов. [Рец. на:] Троицкий. Грамматика еврейского языка//Труды Киевской духовной академии, 1908, т. II, – С. 687–689. Попович Г. Ефод//Труды Киевской духовной академии, 1914, т. III, сентябрь-октябрь. Попович Г. Значение Иерусалимского храма в ветхозаветной теократии//Труды Киевской духовной академии, 1913, т. III, декабрь. Попович Г. Положение женщины в библейской семье и обществе//Труды Киевской духовной академии, 1916, т. I, январь. Поснов М.Э. [Рец. на:] Попов В. Возвращение иудеев из плена Вавилонского и первые годы их жизни в Палестине до прибытия Ездры в Иерусалим//Христианское чтение, 1906, III. Поснов М.Э. Взаимодествие двух факторов в истории израильского народа – Божеского и человеческого//Труды Киевской духовной академии, 1903, т. II, – С. 333–352. Поснов М.Э. К характеристике внутренней жизни послепленного иудейства//Труды Киевской духовной академии, 1904, т. II. – C. 314–413; т. III, – С. 629–658. Поснов М.Э. Мессия и мессианское царство по изображению апокрифов и пророческих книг//Труды Киевской духовной академии, 1906, т. I, – C. 389–448; т. II. – C. 177–214. Поспелов И. О русском переводе книги Екклесиаста//Прибавления к творениям святых отцов, 1863, 22. Поспехов. О книги Премудрости Соломоновой//Труды Киевской духовной академии, 1862, т. I, – С. 11–62; т. II. – С. 180–215, 333–363; 1863, т. II, – C. 49–106. Потапов В. О книге святого пророка Даниила//Прибавления к творениям святых отцов, 1871, Поташев П., свящ. К вопросу о редакции греческого перевода LXX, служившей подлинником для древнего славянского перевода Священного Писания Ветхого Завета//Христианское чтение, 1892, I, – С. 24. Потоцкий И. Особенные причины неверия саддукеев в Иисуса Христа как Мессию//Вера и разум, 1900, Прахов А. Песнь Моисея (XXXII гл. Второзакония по текстам масоретскому-еврейскому и греческому LXX//Христианское чтение, 1913, II, июль-август.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/biblio...

А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. «Дела Авеля, – это дела любви, злые дела Каина, – дела ненависти к брату. Он не только ненавидит своего брата, он еще и завидует его добрым делам» (св. Беда). «Наш мир руководится двумя началами и источниками: Богом и дьяволом. Все хорошее в человеческом мире имеет началом и источником Бога, и все плохое имеет началом и источником дьявола. В конечном счете, всякое добро происходит от Бога и всякое зло, – от дьявола» (прп. Иустин Попович) . 13). Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Апостол имеет в виду здесь «мир как общество тех, кто любит мир. Неудивительно, что любящие мир не способны любить братьев, не принадлежащих мирским привязанностям, чье единственное устремление, – небеса. Для грешников религия, – это мерзость» (св. Беда). «Зло есть зло, поскольку ненавидит то, что добро и хочет его уничтожить. Единственное желание зла, – чтобы не было добра… Поэтому не дивитесь, что зло ненавидит добро и нечестивый праведного, ведь в природе его существует логика зла. Мир усыновил зло, как способ жизни и логику зла он провозгласил способом мышления и мерой всех вещей. В этом причина, что мир ненавидит в вас все доброе, праведное, Божественное, евангельское» (прп. Иустин Попович) . 14). Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. «Любовь делает бессмертными в человеке и душу, и чувства, преображает их из временных в вечные, потому что исходит от Бога, Который есть любовь, и возвращается к Богу; любовь, – это боготворящая, обожающая, дарующая бессмертие сила, ибо вся она от Бога» (прп. Иустин Попович) , «Не любящий, как сам пребывает в смерти, так и всякое дело его, хотя бы имело наружный вид добродетели, есть мертво и бесплодно и слово, как кимвал, бездушно» (свт. Филарет Московский ). 15). Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. «Ненавидящий брата своего, есть человекоубийца именно, потому что сердцем желает убить его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Прп. Иустин Попович цитирует в этой связи свт. Епифания Кипрского , который считает, что человек и после преображения мира останется жить на земле, только земле новой: «Небо и земля во время последнего пожара не превратятся в первобытный хаос и не будут полностью уничтожены, но только обновятся, после чего земля продолжит быть обиталищем, но обиталищем гораздо более совершенным и для самых совершенных жителей» (Иустин, (Попович), преподобный. Преображение природы//Догматика Православной Церкви. Эсхатология/преподобный Иустин (Попович) . – Москва: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005. – С. 119). 107 Феофан, Затворник, святитель. Толкование первых восьми глав послания св. апостола Павла к Римлянам/святитель Феофан Затворник . – Москва, 1890. – С. 421. «Само собой ясно, – продолжает свт. Феофан, – что жизнь телесная ниже душевной, душевная ниже духовной. Следовательно, душевную жизнь надо подчинить духовной, а телесную – той и другой. Норма жизни человека жить в духе и духом одухотворять и душу и тело. Таково первоначальное его устройство, таковым вышел из рук Творца человек, и таким был в раю до падения. Живущий так, от Бога приемлет силу управляться с душою и телом и подчинять их духу. В падении человек восстал против Бога, истинно восстал... Рванувшись от Бога, он духом своим отвратился от Бога; вследствие чего дух его потерял силу властвовать над душею и телом, и человек неизбежно подпал многообразнейшим требованиям души и тела, и стал душевно-телесен, т. е. господствующей у него стала жизнь душевная, обращенная на устроение временного быта, и телесная, направленная на угождение плоти. Духовная же, хотя и не уничтожена, но потеряла свое первое – властное место и подчинилась тем двум» (Там же. – С. 421–422). 109 Наиболее краткое определение страсти звучит так: «Страсть . сильное и длительное желание, которое властно управляет разумным существом, ... проявляясь не иначе, как при условии слабости «разума», иначе говоря, духа». Таким образом, не пища зло, но чревоугодие; не деторождение, но блуд; не деньги, но сребролюбие; не слава, но тщеславие, а если так, то в природе нет зла, кроме злоупотребления, которое случается от невнимания ума к действиям естественным» (Зарин, С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению/С.М. Зарин. – Москва, 1996. – С. 241).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Светлана Васильевна Кекова , доктор филологических наук Руслан Равилович Измайлов , кандидат филологических наук Примечания Колкер Ю . Два Заболоцких// Крещатик . 2003. 3 (21). С. 285-309. 2 Там же. С. 302. 3 Заболоцкий Н. Собрание сочинений. В 3 т. М., 1983. Т. 1. С. 497. В дальнейшем все цитаты даются по этому изданию; в квадратных скобках указывается номер тома и страница. 5 Заболоцкий Н. Н. Жизнь Н. А. Заболоцкого. М., 1998. С. 54. 6 Там же. С. 533. 8 Преподобный Иустин (Попович). Страшный суд над Богом//Преподобный Иустин (Попович). Философские пропасти. М., 2004. С. 120-121. 9 Лосев А. Диалектика мифа.//Лосев А. Миф - Число - Сущность. М.: Мысль, 1994. С. 51-53. 10 Ожегов С . Толковый словарь русского языка. М., 1981. С. 473. 11 Там же. 12 Библейская энциклопедия. М., 1991. С. 157. 13 Семёнова С . Человек, природа, бессмертие в поэзии Николая Заболоцкого//Семёнова С. Преодоление трагедии. М., 1989. С. 315. 14 Флоренский П . Столп и утверждение Истины. М., 1990. С. 588. 15 Трубецкой Е. Смысл жизни. М., 1995. С.187. 16 Зеньковский В . Основы христианской философии. М., 1996. С. 191. 17 Монахиня Иулиания (М. Н. Соколова). Труд иконописца. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С. 54. 18 Цит. по: Бицилли П. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995. С.18. 19 Там же. С. 18-19. 20 Преподобный Иустин (Попович). Православная Церковь и экуменизм. М.: Паломник, 2006. С. 72 21 Федякин С . «Геометрия» художественного пространства Николая Заболоцкого//Труды и дни Николая Заболоцкого. Материалы литературных чтений. М., 1994. С. 294. 22 Лосев А. О музыкальном ощущении любви и природы//Лосев А. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995. С. 604. 23 Там же. С. 606. 24 Лосев А. Строение художественного мироощущения//Лосев А. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995. С. 316. 25 Там же. С. 319. 26 Там же. С. 320. 27 Там же. 28 Там же. С. 315. 29 Там же. С. 320. 30 См. анализ 9 Симфонии Бетховена в: Лосев А. О музыкальном ощущении любви и природы//Лосев А. Форма. Стиль. Выражение. М., 1995. 31 Заболоцкий Н. Жизнь Н. А. Заболоцкого. М., 1998. С. 532.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/20/...

Утром пошел попович учиться и сидит над книгою такой скучный. «О чем запечалился?» – спрашивает его старушка. «Как мне не печалиться, коли я совсем пропал?» – «Да что с тобой? Говори толком». – «Так и так, бабушка! Надо читать над королевною, а она ведь колдунья!» – «Я прежде тебя это ведала! Только не бойся, вот тебе ножик; когда придешь в церковь, очерти около себя круг, читай псалтырь да назад не оглядывайся. Что бы там ни было, какие бы страсти ни представлялись – знай свое, читай да читай! А если назад оглянешься – совсем пропадешь!» Вечером пришел мальчик в церковь, очертил ножом около себя круг и принялся за псалтырь. Пробило двенадцать часов, с гроба поднялась крышка, королевна встала, выбежала и закричала: «А, теперь ты узнаешь, как под моими окнами подсматривать да людям рассказывать!» Стала на поповича бросаться, да никак через круг перейти не может; тут начала она напускать разные страсти; только что ни делала – он все читает да читает, никуда не оглядывается. А как стало светать, бросилась королевна в гроб и со всего размаху повалилась в него – как попало! На другую ночь то же приключилось; попович ничего не убоялся, до самого света безостановочно читал, а поутру пошел к старухе. Она спрашивает: «Ну что, видел страсть?» – «Видел, бабушка!» – «Нынче еще страшнее будет! Вот тебе молоток и четыре гвоздя – забей их по четырем углам гроба, а как станешь псалтырь читать – молоток против себя поставь». Вечером пришел попович в церковь и сделал все так, как научила старушка. Пробило двенадцать часов, гробовая крышка на пол упала, королевна встала и начала летать по всем сторонам да грозить поповичу; то напускала большие страсти, а теперь еще больше: чудится поповскому сыну, что в церкви пожар сделался, пламя так все стены и охватило; а он стоит себе да читает, назад не оглядывается. Перед рассветом королевна в гроб бросилась, и тотчас пожара как не бывало – все наважденье сгинуло! Поутру приходит в церковь король, смотрит – гроб открыт, в гробу королевна кверху спиной лежит. «Что такое?» – спрашивает мальчика; тот ему рассказал, как и что было. Король приказал забить своей дочери осиновый кол в грудь и зарыть ее в землю, а поповича наградил казною и разными угодьями.

http://azbyka.ru/fiction/narodnye-russki...

554 В заседании великого духовного суда в Сараеве в октябре 1907 г. предложены следующие кандидаты на баньялуцко-бихачскую митрополию: Василий Попович, архимандрит, член епархиального духовного суда в Сараеве, Феодор Говедарица, архимандрит, член епархиального духовного суда в Мостаре, Симеон Попович, иеромонах, законоучитель сараевской гимназии. Назывались еще кандидаты: Иларион Радонич, протосинкел, ректор рельевской семинарии и Владимир Баберич, синкел, профессор. 555 Это – кандидаты правительственные. Православной же церковной общине баньялуцкой хотелось видеть в числе кандидатов природных своих сынов, заслуженных и популярных местных уроженцев, действовавших за одно с народом, борцов за народные права: архи- —653— мандритов Евстафия Гатчиновича, Христофора Михайловича и Михаила Иовичича. Эти лица – говорили члены общины – поняли бы народные потребности и сумели бы их удовлетворить, к ним народ имел бы полное доверие. 556 Однако желаниям народа не суждено было исполниться. Высочайшим указом от 29 августа 1908 г. на кафедру баньялуцко-бихачской епархии назначен первый из правительственных кандидатов архимандрит Василий Попович. Новоназначенный митрополит Василий родился в 1860 году в Majebuцe в Боснии. Основную школу прошел на родине, а семинарию окончил в Белграде в 1883 году. Рукоположен в диакона и пресвитера 24 и 26 августа 1884 года. Произведен в протопресвитера в 1888 г. и назначен членом сараевской консистории в 1893 году. Был некоторое время редактором «Дабро-босанского Источника» и ректором рельевского богословского училища. После смерти жены в 1907 г. принял монашество в монастыре Житомысличе и вскоре возведен в сан архимандрита. Отличен кавалерским крестом ордена Франца Иосифа. 557 28-го сентября 1908 года в Баньялуке совершена была его хиротония тремя босно-герцеговинскими митрополитами – дабро-боснийским Евгением, герцеговинско-захолмским Петром и зворнико-тузланским Григорием. за границы» под общим заглавием «Церковная жизнь у славян» помещена следующая заметка: «Православную церковь в католической Австрии ждет новое испытание.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Достоевский Ф. М. Преступление и наказание//Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Том 6. Л., 1973. С. 6. Там же. С. 10. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание//Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Том 6. Л., 1973. С. 321. Там же. С. 52. Платон (Игумнов), архим. Православное нравственное богословие. Сергиев Посад, 1994. С. 130. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание//Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Том 6. Л., 1973. С. 50. Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского//Бердяев Н. А. Русская идея. Миросозерцание Достоевского. М., 2016. С. 388. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание//Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Том 6. Л., 1973. С. 52. Иустин (Попович), прп. Философия и религия Ф. М. Достоевского. Мн., 2007. С. 90. Лобастов Н. А. Записки сельского учителя. Часть III. М., 2014. С. 135. Там же. Григорьев Дмитрий, прот. Достоевский и Церковь. М., 2002. С. 22. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание//Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Том 6. Л., 1973. С. 333. Фудель С.И. Наследство Достоевского//Фудель С.И. Собрание сочинений: в трех томах. Том III. М.: Русский путь, 2005. С. 49. Цит. по: Григорьев Д., прот. Достоевский и Церковь. М., 2002. С. 26. Иустин (Попович), прп. Философия и религия Ф. М. Достоевского. Мн., 2007. С. 85. Там же. С. 84. Иустин (Попович), прп. Философия и религия Ф. М. Достоевского. Мн., 2007. С. 92. Достоевский Ф. М. Бесы//Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Том 10. Л., 1974. С. 8. Тарасов Б. Н. Достоевский Ф. М.//Православная энциклопедия. Том XVI. М., 2007. С. 95-96. Достоевский Ф. М. Бесы//Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Том 10. Л., 1974. С. 312.   Источник: Талимончук М.В. Тема своеволия и нравственного выбора в творчестве Ф. М. Достоевского//Труды Перервинской духовной семинарии. 2023. Вып. 25. С. 106–117. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/6194422

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010