В нач. ХХ в. положение сербов ухудшали сложные отношения между Австро-Венгрией и Сербским княжеством, к-рое оказывало влияние на австр. сербов, и стремление венг. властей ассимилировать слав. население. Венгерское гос. собрание ввело обязательное изучение венг. языка в школах (1907), а, согласно предписаниям 1913 г., ученики после окончания 4-го класса должны были свободно говорить, писать и читать на венг. языке. Патриарх Лукиан (Богданович) добился в 1910 г. возвращения публичного статуса серб. учительской школе в Пакраце, выделял средства на открытие новых школ и на содержание интернатов для бедных учеников. В 1912 г. венг. власти упразднили церковно-школьную автономию митрополии. Избрание нового главы К. м. после внезапной смерти патриарха Лукиана (1913) осложнилось началом первой мировой войны. После распада Австро-Венгрии (1918) и создания Королевства сербов, хорватов и словенцев (1 дек. 1918) К. м. и все части бывш. Печской патриархии оказались на территории одного гос-ва, поэтому 12 сент. 1920 г. была обновлена единая Сербская Патриархия. На тот момент в К. м. было 7 епархий (Сремско-Карловацкая, Бачская, Будимская, Вршацкая, Горно-Карловацкая, Пакрацкая и Темишварская), ок. 1,2 млн верующих, 27 монастырей, 721 приход и 124 подворья, 777 храмов и 722 священнослужителя. Предстоятели К. м. митр. Исаия (Джакович; 1708); митр. Софроний (Подгоричанин; 1710-1711); митр. Викентий (Попович Хаджилавич; 1713-1725); Моисей (Петрович; митрополит Белградский в 1713-1725, митрополит Белградско-Карловацкий в 1726-1730); митр. Викентий (Йованович; 1731-1737); патриарх Печский Арсений IV (Йованович-Шакабента; 1737-1748); митр. Карловацкий Исаия (Антонович ; 1748-1749); митр. Павел (Ненадович; 1749-1768); митр. Иоанн (Джорджевич; 1769-1773); митр. Викентий (Йованович-Видак; 1774-1780); митр. Моисей (Путник; 1781-1790); митр. Стефан (Стратимирович; 1790-1836); митр. Стефан (Станкович ; 1837-1841); Иосиф (Раячич; митрополит Карловацкий в 1842-1848, патриарх Сербский в 1848-1861); патриарх Самуил (Маширевич ; 1864-1870); Арсений (Стойкович; администратор в 1870-1872); еп.

http://pravenc.ru/text/1681083.html

3) Софроний Подгоричанин, бывший епископ пакрачский. Избран 27 мая 1710 г., умер 19 сентября (по Мушицк., и кажется вернее, 7 января) 1711 г. 4) Викентий Попович, бывший епископ будимский или офенский. Избран 6 мая 1713 г., умер 23 (у Мушицк. – по одним 24, по другим 9) октября 1725 г. В 1724 г. была перенесена архиепископская кафедра из монастыря Крушедол в отнятый австрийцами у турок в 1717 г. нынешний престольный город сербского княжества Белград (Раича IV, 196, в Arkiv’e Сакцинского IV, 185). 5) Моисей Петрович, бывший митрополит белградский. Избран 6 марта 1727 г., умер 27 июля 1730 г. В самом начале его правления в 1727 г. австрийское правительство, желая принудить православных сербских епископов принять унию с Римом, отняло у них право собирать десятину с своих пасомых и отдало эту последнюю, католическим и униатским епископам (архим. Арсений ibid. стрр. 239 и 230). Архиепископ этот известен тем, что положил основание школьному делу между австрийскими сербами, основав школу в Белграде, учитель для которой был вызван из Москвы (некий Максим Суворов). Священникам сербским, которые дотоле одевались как и все миряне, он предписал носить рясу и вообще назначил для них форму (у Н. Попова ibid. стр. 283) 348 . 6) Викентий Иоаннович, бывший епископ арадский. Избран 7 марта 1731 г., умер 6 июня 1737 г. В 1733 г. он устроил в Карловце сремском гимназию для образования сербского юношенства, при чем некоторые из учителей были вызваны из нашего Киева (Эммануил Козачинский, сделанный префектом гимназии, магистр Иван Миницкий и другие), а также латинские школы в городах Карловце, Белграде, Осеке и Дале (у Чanлobuчa Slavonien II, 232, у Н. Попова  ibid. стр. 283, у архим. Apcehuя ibid. стр. 231). 7) Арсений Иоаннович Шакебент или Шакабент, бывший пекский патриарх, бежавший из Турции в Австрию в 1737 г. Согласно желанию народа, был назначен правительством в архиепископы, с удержанием лично титла патриарха, 1 октября 1741 г. (Раича IV, 212 fin. sqq); умер 7 февраля (у Мушицк. 6 января) 1748 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Всесвятая. Православное догматическое учение о почитании Божией Матери. Сборник работ. М.: изд. Паломник, 2001. Мейендорф И, прот. Введение в святоотеческое богословие. Мн.: изд. Лучи Софии, 2001. Платон, архиеп. Сокращенное изложение догматов веры. М.: изд. Лествица, 1999. Преп. Симеон Новый Богослов . Слова преподобного Симеона Нового Богослова . М.: изд. Московского Сретенского монастыря, 2006. Синельников В., свящ. Тайна Библии . М.: изд. Сретенского монастыря, 2000. Крест Господень. Сборник работ. М.: изд. Православный Паломник, журн. «Глаголы жизни», 1998. Амфилохий (Радович) , митр. Человек – носитель вечной жизни. М.: изд. Сретенского монастыря, 2005. Софроний (Сахаров) , архим., О молитве. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003. Софроний (Сахаров) , архим. Видеть Бога как Он есть. Свято- Иоанно-Предтеченский монастырь; Свто-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. Лопухин А. Толковая Библия . Комментарий на все книги Святого Писания. Изд. Харвест, 2004. Свт. Феофан (Вышенский) . Начертание христианского нравоучения. М.: изд. Лепта, 2003. Преп. Викентий Лиринский . О Священном Предании Церкви. СПб.: изд. Свиток, 2000. Преподобный Максим Исповедник , Письма. СПб.: изд. Санкт-Петербургского Университета, 2007. Преподобный Иоанн Дамаскин . Точное изложение Православной веры. М.: изд. Сретенского монастыря, 2003. Святоотеческая христология и антропология. Сборник статей. Выпуск Пермь: изд. ПО «Панагия», 2002. Преподобный Иустин (Попович) . Догматика Православной Церкви: Пневматология. М.: Издательский Совет РПЦ, 2007. Како веруеши? (Богословский анализ некоторых книг, выпущенных издательством «Сардоникс»). М.: изд. Образ, 2005. Соколов Д. , прот., Искупление рода человеческого Господом Иисусом Христом. СПб.: изд. Общества памяти игумении Таисии, 2005. Преподобный Иустин (Попович) . Догматика Православной Церкви: Экклесиология. М.: Издательский Совет РПЦ, 2005. Блж. Феодорит Кирский , Творения блаженного Феодорита , епископа Киррского. М.: изд. Паломник, 2003. Зарин С., Аскетизм по Православно-христианскому учению. Репринт, К.: изд. им. Святителя Льва, папы Римского, 2006.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

1200 «Но, – скажут нам, – как же быть с теми, у которых не окажется этой способности и этого призвания?» На наш взгляд, таких лиц, как и ранней специализации вообще, не должно бы быть в настоящей духовной школе. Впрочем, мы убеждены, что и подобные, непризванные к проповедничеству, ученики этой школы, всё-таки, больше получат пользы от предлагаемого нами способа преподавания гомилетики, чем от обычного. 1202 Захолмско-расская епархия пока не имеет своего епископа, и делами ее заведывает митрополит черногорский. Кафедра епархии доселе была в монастыре Введения во храм Пресв. Богородицы под г. Острогом. 1203 Введенский Богородичный (Острог-верхний) монастырь основан в XVIII веке захолмским или острожским митрополитом св. Василием. В 1852 г. этот монастырь выдерживал осаду от огромного турецкого войска предводимого Омером-пашею, а в последнюю русско-турецкую войну сильно пострадал от войск и пушек Сулеймана-паши. По воле князя Николая и под наблюдением епископа Виссариона, монастырь возобновлен и приведен в лучший вид. 1207 Весник српске церкве, 1899, янв.–февр., 155–156. – Монастырь Ковиль построен на левом берегу Дуная, в провинции Бачке. В нем постригся в монахи и жил известный сербский историк Иоанн Раич, написавший «Историю разных словенских народов, наипаче же хорватов, сербов и болгар». 1208 Монастырь Крушедол находится близ Карлович, резиденции сербских митрополитов-патриархов; основан в половине XV столетия митрополитом Максимом, сыном деспота Стефана Бранковича. При основании богато одарен был селами; дарственные грамоты и ныне хранятся в монастыре. Сожжен был турками в 1716 году. Над возобновлением монастыря трудились митрополит Викентий Попович и патриарх Арсений IV Иоаннович, а довершил оное епископ печуйский Никанор (епархия эта ныне угасла). Митрополит Стефан Стратимирович в 1827 году богато украсил этот монастырь масляною живописью. В нем находятся части мощей св. Максима и праведной Ангелины, матери его, уцелевших от пожара. Здесь погребены сербские патриархи: Арсений III Черноевич и Арсений IV Иоаннович; здесь же похоронена княгиня Любица, мать сербского князя Михаила Обреновича. При монастыре хранятся все древности, перенесенные сербскими патриархами из древней патриаршей столицы Ипека (Печи, в Старой Сербии). Довольно большая монастырская библиотека состоит преимущественно из древних книг и рукописей. Особенно замечательны четыре митры от времен св. Максима, богато украшенные драгоценными камнями и жемчугом и два рукописных Евангелия от 1514 года в богатом переплете. Этот монастырь служил некоторое время и резиденцией митрополита (и ныне находится под его непосредственным ведением), и в нем собирались конгрессы для избрания митрополита-патриарха. Местоположение монастыря превосходно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1. Если кто не исповедует, что Слово Бога Отца ипостасно соединилось с плотью и что един Христос со Своей собственной плотью, то есть Он один и Тот же одновременно есть и Бог, и человек, – да будет анафема! (Анафематизм второй). 2. Если кто в едином Христе разделяет ипостаси после соединения, сочетая их лишь союзом достоинства, авторитета и власти, а не союзом естественного соединения, – да будет анафема! (Анафематизм третий). 3. Если кто дерзнет назвать Христа богоносным человеком, а не Богом Истинным и единым по естеству Сыном, так как «Слово стало плотию» и приблизилось к нам, восприяв нашу плоть и кровь (букв. в сербск. «и соделалось преизрядным общником нашей плоти и крови». – «Примеч. пер».), – да будет анафема! (Анафематизм пятый). 4. Если кто не исповедует, что плоть Господа есть животворящая и собственная плоть Самого Слова Бога Отца, но что она есть плоть кого-то другого при Нем, соединенного с Ним по достоинству, т. е. приобретшему только Божественное в себе обитание, и не исповедует плоть Его животворящей, так как она стала собственной плотью Слова, имеющего силу оживотворять всё, – да будет анафема! (Анафематизм одиннадцатый). Христологическая мысль Викентия Леринского всем своим существом вытекает из соборного и святого сознания Апостольской Христовой Церкви. «Вселенская Церковь исповедует, – пишет он, – одного Христа Иисуса, а не двух; один и Тот же Он и Бог, и человек (eundemque Deum pariter atque hominem confitetur). В Нем одно Лицо, но две сущности (unam quidem in ео personam, sed duas substantias); две сущности, но одно Лицо; две сущности, ибо Слово Божие не изменяется (mutabile), чтобы могло превратиться во плоть (ut ipsum verteretur in carnem); одно Лицо, дабы не казалось, что Церковь , признавая двух сынов, почитает не Троицу, а четверицу... В Боге одна сущность, но три Лица; во Христе две сущности, но одно Лицо... Как могут быть в Спасителе две различных сущности, но не два различных лица? Это от того, что сущность Божества одна, а сущность человечества другая.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

1. Софроний (Подгоричанин) 1710 -1711 2. Викентий (Попович) 1711 -1725 3. Моисей (Петрович) 1725 -1730 4. Викентий (Иоаннович) 1731 -1737 5. Патриарх Печский Арсений (Шакабенда)1739 -1748 6. Исайя (Иоаннович), 1749 7. Павел (Ненадович) 1749 -1768 8. Иоанн (Георгиевич) 1769 -1774 9. Викентий (Иоаннович-Видак) 1774-1780 10. Моисей (Путник) 1781 -1790 11. Стефан (Стратимирович) 1790-1837 12. Стефан (Станкович) 1837 -1842 13. Иосиф (Райячич) 1842 -1848 Карловацкие Патриархи 1. Иосиф (Райячич) 1848 -1861 2. Самуил (Маширевич) 1864 -1870 3. Прокопий (Ивачкович) 1874 -1879 4. Герман (Ангелич) . 1881 -1888 5. Георгий (Бранкович) 1890 -1908 6. Лукиан (Богданович) 1908 -1913 III. Черногорская Митрополия Митрополиты 1. Даниил 1697 -1735 2. Савва 1735 -1766 -1781 3. Св. Петр I 1781 -1830 4. Петр II 1833-1851 5. Никанор 1852(1858) -1860 6. Иларион 1863 -1882 7. Виссарион 1882 -1884 8. Митрофан 1884(1888) -1920 После восстановления Патриаршества 1. (39) Димитрий 1920 -1930 2. (40) Варнава 1930 -1937 3. (41) Гавриил 1937 -1950 4. (42) Викентай 1950 -1958 6. (43) Герман 1958 -1990 7. (44) Павел со 2 декабря 1991 г. (интронизация) IV. Предстоятели Македонской Правосланой Церкви Архиепископы 1. Досифей 1958 -1981 2. Ангеларий 1981 Библиография к главе II «Сербская Православная Церковь» На русском языке Александров А. И. (еп. Анастасий). Политическая и церковная жизнь славянства в XIX веке. Казань, 1911. Арсений, шум. Архиепископы и патриархи Сербские с начала XIII до второй половины XVIII столетия//«Правосл. Обоэрен.». М., 1868. 8, т. 26. Архимандрит Симеон, новый сербский подвижник//ЖМП. 1974. 10. Березкин Л. Краткий очерк истории Сербской Православной Церкви в Хорватии, Славонии и Далмации//«Хр. Чт.». 1873. Т. II. БудиловичА. С., проф. Очерки из Сербской истории//«Славянский сбор-ник». 1877. Т. II. Буткевич Т. И. Высшее управление в православных автокефальных Церквах. Харьков, 1913. Варнава Китросский, митроп. Основные положения об управлении Православных Патриархатов с историческими обозрениями. — Афины, 1972. (Машинопись, перевод с греческого).

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

В первый год после открытия школы здесь обучались уже 20 человек, в том числе три диакона изучали грамматику латинскую, а из монашествующих 11 частию проходили грамматику, частию чтение по латыни и по-славянски. В числе учеников были люди от 24 до 40 лет. Другим замечательным делом Викентиева управления было восстановление православного Хорватского (в Марче) епископства в 1737 году. Австрийское правительство согласилось, наконец, утвердить избранного им на этот престол Симеона Филиповича ввиду предстоявшей войны с турками и нужды в сербских Граничарах; сам униатский епископ Феофил Пашич, ов mores notorie scandalosos 79 ), был таким слабым противником православному епископу, что римский нунций в Вене почел за лучшее сослать его под надзор в один из Львовских монастырей. Викентий скончался в Белграде 6-го июня 1737 г., в самый разгар войны с турками. Императорские полководцы проникли в Старую Сербию и Албанию и распространили там воззвание к христианским народам, приглашавшее их на борьбу с турками; патриарху Печскому Арсению IV Иоанновичу казалось возможным освободить народ свой от ига турок, признать покровительство императора и иметь в своем округе, кроме духовной, и светскую власть, с правом присутствия и голоса на имперском сейме 80 ). И вот он поднял свой народ, но вследствие неудач австрийского оружия, должен был сам, с избежавшими турецкого оружия, искать спасения в бегстве вслед за отступавшею австрийскою армией н принял, после Викентия, управление церковью. С ним вместе пришли в Белград и три епископа – митрополит Нишский и Белоцерквенский Георгий Попович (с 1745 г., епископ Темешварский † 1757 г.), епископ Рашский и Новобазарский Евфимий Дамианович (в 1739 г., епископ Вершацкий; скончался в том же году), и митрополит Ушицкий и Ахильский Алексий Андревич (с 1741 г. епископ Зринопольский н Костайничский; † 1749). Из знатных сербов перешел тогда в Австрию потомок древнего царского рода Афанасий Рашкович, и под турецкою властью владевший, на ленном праве, четвертою частью земель так называемого Старого Влаха 81 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все, что им остается – либо замалчивать проблему, либо по-протестантски учить, что Священное Предание для нас не важно и Святые Отцы безнадежно устарели по сравнению с нами, «такими умными и прогрессивными», либо утверждать, что традиционное церковное учение о творении мира и человека и о появлении смерти в тварном мире – это несущественная мелочь, которая не относится к догматам и которой поэтому можно пренебречь ради такой «великой цели», как дружба с миром. Но ни один из этих вариантов не найдет основания в Божественном Откровении, выраженном в Писании и Предании Православной Церкви. Завершить статью хотелось бы словами преподобного Иустина (Поповича) : «Та теология, которая свою антропологию основывает на теории «научной» эволюции, есть не что иное, как contradictio in adjecto (противоречие в определении). На самом деле это теология без Бога и антропология без человека» Примечания: 1 Свт. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М., 1995. С.32-33 2 Прп. Ефрем Сирин. Творения T.VI.. М., 1995. С. 211. 3 Свт. Василий Великий. Творения Т. I. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. Сс. 137-138. 4 Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Т.1. СПб., 1893. С.61. 5 Св. Викентий Лиринский. Памятные записки Перегрина. М., 1999. С.14. 6 Прп. Иустин (Попович). На богочеловеческом пути. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1999. С.188. Читайте также: А.Кондрашов vs С. Худиев: об эволюции, абортах и демократии Еще раз о происхождении от обезьяны «Происхождение человека от обезьян» — предмет науки или веры? Креационизм или эволюция? Эволюция без истерики, или Может ли православный произойти от обезьяны? Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/tupik-pravoslavnogo-ev...

игорь ковалев 25 июня 2020, 18:27 Алла.прп.Викентий Лиринский:,,В самой же кафолической Церкви особенно должно заботиться нам о том, чтобы содержать то,чему верили ПОВСЮДУ,ВСЕГДА,ВСЕ... " " св.Августин выразил своё частное мнение,которое в его время не было признано ересью соборно.К нашему времени множество поместных соборов осудили ,,исхождение Духа и от Сына " " как ересь и большинство св.Отцов считают так.Очевидна и безблагодатность католической церкви,что проявляется в их духовной жизни.Все находятся в прелести.Это наглядно доказывает факт отступления от них Святого Духа по причине ереси. Николай Алле 25 июня 2020, 13:50 //На Божественную сущность не распространяютс//Что имеют два Лица Троицы, то обязательно имеет и третье Лицо – в этом заключается равенство Лиц Троицы. Об этом абсолютно ясно говорит Церковь устами святых богословов: Фотий Великий, Марк Эфесский, Григорий Палама, Максим Грек, Никодим Святогорец, Игнатий Брянчанинов, Иустин Попович и многие др. Православная Церковь учит о равной славе, равном величии, равной чести и равных правах Лиц Троицы. Но у латинян двое имеют то (исхождение Духа), чего нет у третьего. Следовательно, только на словах у латинян равенство. И как раз привлекая на помощь софистику из материальной Вселенной, латиняне запутывают неискушенных. Покажите равенство Лиц у латинян. Тамара 25 июня 2020, 09:56 Алла, не стоит Вам защищать католиков!!! Белое надо видеть белым, черное-черным!!! 1700 лет назад был принят Символ веры, который и есть краткое Евангелие, который мы, православные христиане , каждый раз читаем на литургии, а католики его отрицают!!! Вот и всё. Не умствуйте, ничего не получится!! Католики своими умствованием уже докатились до бездны???!! Видим прекрасно Европу, что с ней стало и странах латинской Америки--храм Соломона построенный, помните??? игорь ковалев 24 июня 2020, 23:04 Natalie22 июня 2020, 13:45 ,, И не надо мудрить, а надо любить.Всё очень просто. " " И Ксения про любовь писала.Потакание богохульству(а в данном случае хуле на Духа Святого)-это не любовь.Это грех.Любовь -это показать человеку,что ересь есть смертный грех и предостеречь от этого.Что и делали св.Отцы в Святом Духе,в том числе на соборах,осудив эту ересь.Любовь-плод Духа Святого.

http://pravoslavie.ru/131999.html

Мнение о том, что вне Церкви не может быть никаких таинств высказывали, помимо св. Киприана, прп. Феодор Студит , прп. Никодим Святогорец , святитель Игнатий (Брянчанинов) , священномученик Онуфрий (Гагалюк) , преподобный Иустин (Попович) . А признавали существование таинств у еретиков, помимо св. Стефана, такие святые отцы как блж. Августин , прп. Викентий Лиринский , свт. Тарасий Константинопольский 40 , блж. Феофилакт Болгарский 41 , свт. Филарет Московский 42 , свт. Николай Японский 43 . Следует упомянуть решение Иерусалимского собора 1672 года: «…мы почитаем крайне ложным и нечистым то учение, будто бы несовершенством веры нарушается целость и совершенство таинства. Ибо еретики, которых принимает Церковь , когда они отрекаются от своей ереси и присоединяются ко Вселенской Церкви, получили Крещение совершенное, хотя имели веру несовершенную. И когда они напоследок приобретают веру совершенную, то их не перекрещивают». Однако все святые отцы, как признававшие, так и не признававшие действенность таинств, совершаемых вне Церкви, были согласны в том, что еретики (равно как и раскольники) не могут спастись. Приведу в качестве подтверждения высказывания двух самых ярких представителей каждой из точек зрения о действенности либо недейственности таинств еретиков. Святой Киприан пишет: «Вне Церкви нет жизни: дом Божий один, и никто не может где-либо спастись, как только в Церкви… находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноя» 44 . Блаженный Августин пишет: «подобные люди могут иметь таинство крещения, которое, когда приходят они к кафолической Церкви, никоим образом не следует в них порицать или преподавать его им, как будто они его не имеют. Однако мы при этом утверждаем, что не следует им твёрдо надеяться на своё спасение, раз мы не отвергаем того, что, по нашему признанию, они получают; напротив, они должны познать необходимость для себя войти в общение единства посредством уз любви, без которой они могут иметь всё что угодно, хотя бы и святое и почётное само по себе, и притом сами быть ничем, сделавшись тем менее достойными награды вечной жизни, чем менее хорошо пользовались они теми дарами, которые получили в этой преходящей жизни» 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010