Святой Григорий Нисский разделяет все христианское учение на две части: на нравственную часть и на точные догматы (ες τ ϑιον μρος α τν τν δογμτων ρβειαν – букв. на “акривию догматов”. – «Примеч. пер.»). Святой Иоанн Златоуст под догматами разумеет христианское вероучение, а Викентий Леринский вселенским догматом (catholicum dogma) именует вселенскую веру (universalis fides). На Вселенских Соборах слово «догмат» употреблялось в значении «истины христианского вероучения», и святые отцы на Соборах нарицают догматами свои определения о вере, тогда как все прочие решения и предписания именуют канонами, правилами. Это отчасти отражается и в том, что Церковь дает наименование догматика (δογματιν) тем богослужебным стихирам, которые содержат в себе вероучение о Пресвятой Богородице, о воплощении Господа Иисуса Христа, о двух естествах в одном Лице Богочеловека. Таким образом, на языке Церкви догматами в строгом смысле этого слова называются только те богооткровенные истины, которые касаются веры, в отличие от богооткровенных истин нравственного, обрядового и канонического характера, но при этом никогда нельзя упускать из виду, что все они, в конце концов, составляют одно неделимое целое. § 3. Свойства догматов То, что догматы делает вечными Божественными истинами и характеризует их как таковые, суть их особые свойства: богооткровенность, церковность, общеобязательность и неизменность. а) Богооткровенность – это основное свойство, которое догматы делает догматами, ибо оно утверждает их Божественное происхождение. Согласно этому, догматы – это не только истины веры, но истины веры, открытые Самим Богом. Божественное происхождение делает их неопровержимо истинными, вечными, спасительными, непостижимыми, над-умными. Если бы Сам Бог не открыл догматы, до них никогда никакими усилиями не смогло бы дойти ни разумное человечество в целом, ни тем более разум отдельного человека. Следовательно, догматы суть предмет веры; они приемлются верой как над-разумные божественные истины, что и подчеркивает Церковь , начиная Символ веры со слова «Верую...».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди!» 47 . 2 Мученичество святого Поликарпа, епископа Смирнского//Писания мужей апостольских.Рига, 1994. С. 381. 4 Μουστα κης Β. Πατε ρες τς " Εκκλησι ας// Θρησκευτικ κα η θικ ε γκυκλοπαιδει α. Афины, 1966. Т. 10. С. 124. 8 Эти знаки суть: 1) православное учение, 2) святость жизни, 3) удостоверение Церкви, 4) древность. 13 Μιτσο πουλος Ν. ερ Παρα δοσις// Θρησκευτικη κα η θικ ε γκυκλοπαιδει α. Т. 10. С. 24. 18 Amahacuje Црква, и Ebxapucmuja по светом Upuhejy//Теолошки погледи. 1972. 1. 21 Викентий Леринский, преподобный.О вероизложениях вообще, или Об общем характере православной догматики. Цит.по: Всеволод (Филипьев), инок. Путь святых отцов. Патрология. Джорданвилль, 2006. С. 226–227. 23 Истины ради следует указать, что Соборы в целом пользуются разными дефинициями, хотя смысл их всех тот же, что и приведенной выше. Так, II Вселенский Собор в своем 1-м каноне определяет: «Святые отцы, собравшиеся в Константинополе, определили: да не отменяется Символ веры 318 отцев, бывших на Соборе в Никее, что в Вифании, но да пребывает оный непреложен...» ( Καρμι ρη Ι. Τ δογματικ κα συμβολικ μνημει α τς ο ρθοδο ξου καθολικς " Εκκλησι ας. I, 132). III Вселенский Собор в своем 7-м каноне пишет: «По прочтении сего (т. е. Никейского Символа веры и изменений Харисия, Филадельфийского пресвитера), святый Собор определил: да не будет позволено никому произносить, или писать, или слагать иную веру, кроме определенной от святых отец, в Никее граде, со Святым Духом собравшихся...» (Там жe.I, 155). IV Вселенский Собор в Халкидоне (после вступительных текстов и чтения Символа веры I и II Вселенских Соборов): «От святых отцов, на каждом Соборе, доныне изложенные правила соблюдать признали мы справедливым...» (Там жe.I, 175). V-VI Собор в своем 38-м каноне говорит: «Отцами нашими положенное сохраняем и мы правило, гласящее...» (Там же. I, 232); 84-й канон: «Последуя каноническим постановлениям отцов, определяем...» (Там же.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Со всем тем трудно, лучше сказать – невозможно обозначить границу преданию, то есть соответствующим образом определить предание, поскольку предание не просто некая теория или собрание логических заключений, но жизнь, притом жизнь богочеловеческого тела Церкви. И все же нам представляется, что определение преподобного Викентия Леринского «quod ubique, quod semper, quod ab omnibus creditum est» («во что верили повсюду, во что верили всегда, во что верили все») было и остается наиболее удачным. Толкуя это свое положение, сам святой отец продолжает: «Следовать всеобщности значит признавать истинной ту только веру, которую исповедует вся Церковь по всей земле; следовать древности значит ни в каком случае не отступать от того учения, которого неизменно держались наши святые отцы и предки; следовать, наконец, согласию значит в самой древности принимать те только вероопределения и изъяснения, которых держались все или по крайней мере почти все пастыри и учителя» 21 . О том, что этому принципу следовали все святые отцы, свидетельствуют они сами в своих сочинениях, где часто ссылаются на предание апостолов, на предание Церкви, на согласность с более ранними отцами, подчеркивая всегда и везде единство предания, единство веры, а через это – единство Церкви в качестве носителя и хранителя Православия и истинного предания. Говоря вообще, слова святителя Василия Великого : «Посему, что говорили отцы наши, то говорим и мы» 22 , – могут быть усвоены любому святому отцу. Отсюда происходит и священный обычай Вселенских Соборов все догматические решения и определения начинать классическим: «Следуя святым отцам...» 23 . Говоря об этом, протоиерей Георгий Флоровский пишет, что «действительно, Церковь всегда подчеркивает неизменность веры с самого начала, из поколения в поколение. Мы веруем в то же, во что и апостолы, – это самый верный признак истинной веры» 24 . В единстве Церкви Христовой, которая всегда была, есть и будет «столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3: 15 ), Ей предана от Господа чрез апостолов и их преемников вся сокровищница веры жизни. Хранительницей Священного Предания, равно и Священного Писания , является, таким образом, единственно Церковь в целокупности своей, но не некая Поместная Церковь и еще менее лишь епископ ее, подобно тому как на Западе епископ Рима возвеличен и поставлен высшим хранителем веры. Дабы сохранила доверенное ей благо через крестоносную историю свою, Церковь часто бывала залита кровью своих святых мучеников и исповедников, начиная с первых веков вплоть до сегодняшнего дня, потому к ней можно отнести слова богомудрого святого владыки Николая (Велимировича): «Вся кровию омыта и вся славою увита». Предание, будучи апостольским, отеческим и церковным, живет, сохраняется и может быть сохранено единственно лишь в таковой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Там истинное наводнение как от иноверной, так еще вдвое от необузданной фанатичной пропаганды румынской. Прежние епископы весьма мало обращали внимание на этот великий недуг церковно-народный, оттого дела и пришли к такому печальному положению. По большей части та­мошние приходы замешены монахами, которые временно слу­жат и управляют. Монахи, какие бы они ни были, не мо­гут иметь в народе и пастырской деятельности такого влияния, какое, имеет и может иметь мирское духовенство. Приходы там небольшие, потому что сербский элемент все уменьшается, оттого они и не замещаются мирскими свя­щенниками. Но епископ и св. синод должны придти на помощь этой потребности и дать тем приходам мирских подготовленных священников при пособии народно-церков­ных фондов». Весник“ выражает в заключение надежду, что Георгий Летич все меры употребит к тому, чтобы спасти то, что еще можно спасти от чужеземного наводнения 31 . Монастыри Сербы, переселившиеся в пределы нынешней Венгрии, нашли здесь немало монастырей, существовавших издавна, достаточно благолепных и обеспеченных. Благочестивая ревность переселенцев заботилась о поддержании и сохра­нении этих старинных светочей христианской жизни и благочестия, возобновляла бывшие в развалинах и, по мере надобности, строила новые. По епархиям монастыри распре­делены очень неравномерно. Всего более монастырей в карловецкой архиепископии. Весьма живописная Фрушкая Гора, в Среме, между Дунаем и Савою, с северной и южной стороны своей, так сказать, усеяна сербскими мо­настырями (их здесь тринадцать). Всего же в пределах карловецкой митрополии 27 монастырей. Замечательнейшие из монастырей: 1) Крушедол, находится близ Карловцев, резиденции сербских митрополитов: основан в половине XV столетия митрополитом Максимом, сыном деспота Стефана Бранковича. При основании богато одарен был селами; дарственные грамоты и ныне хранятся в монастыре. Сожжен был турками в 1716 году. Над возобновлением монастыря трудились митрополит Викентий Попович и патриарх Арсений IV Иоаннович, а довершил оное епископ печуйский Никанор (епархия эта ныне угасла).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

То, что Церковь воистину является хранительницей Священного Предания во веки веков, боговдохновенно свидетельствует и преподобный Викентий Леринский, толкуя слова апостола: «O Тимофее, предание сохрани» ( 1Тим. 6: 20 ). Кто есть сегодня Тимофей, вопрошает святой отец, если не Кафолическая Церковь вообще или не целокупный Собор предстоятелей в частности? «Что такое предание? – То, что тебе вверено, а не то, что тобою изобретено; то, что ты принял, а не то, что ты выдумал; дело не ума, но учения, не частного обладания, но всенародной передачи; дело, до тебя дошедшее, а не тобою открытое, в отношении к которому ты должен быть не изобретателем, но стражем, не учредителем, но последователем, не вождем, но ведомым. «Храни, – говорит, – преданное», то есть талант веры вселенской сбереги в целости и неповрежденности. Что тебе вверено, то пусть и остается у тебя, то ты и передавай. Ты получил золото, золотом и отдавай. Не хочу, чтобы ты мне подкидывал вместо одного другое, не хочу, чтобы вместо золота подставлял ты нагло свинец или обманно – медь; не хочу золота по виду, давай его натурой» 25 . Держась этого принципа, Церковь смогла сохранить свое предание неповрежденным сквозь века. Она через святых отцов и Вселенские Соборы, от первого до последнего, в одну лишь всеценность верует, ее исповедует, защищает, благовествует и бдительно хранит: Богочеловека Иисуса Христа, Который и есть главное Предание, Всепредание Православной Церкви.   При этом Церковь не только страж и хранитель Священного Предания, но и единственный орган передачи его человеку. Поскольку вне тела Церкви возможно изучение и восхищение содержанием Священного Предания, как и Священного Писания, но без Божественной благодати, которая в Церкви и через Церковь изливается, невозможно воспринять их спасительного воздействия. Такие тесные и нерушимые взаимоотношения и единство Церкви и предания ни в коем случае не означают, что предание представляет собою как бы нечто окаменелое, безжизненное и неподвижное, ревниво охраняемое Церковью подобно археологическому музею – вся многовековая действительность и жизнь Церкви являют собой обратное.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Этот метод контекстуального изъяснения Священного Писания может быть весьма полезным, но не в его рационалистической подаче, а под водительством Церкви – непогрешимого вождя через все глубины и высоты вечных, Божественных истин Священного Писания. Без благодатного руководства Церкви человеку при изъяснении неисчерпаемых истин Святого Божия Откровения ничего не стоит уклониться в душепагубные заблуждения. Это можно наблюдать во всех еретиках: самих себя выбирая проводниками по сокровенным тайнам Божественных истин Священного Писания и низвергаясь в бездну собственных грёз, они погибают в своих растленных умозаключениях. Мало цитировать Священное Писание – подобает ссылаться на него через Церковь и Церковью. «Нет еретика, – говорит святой Иларий, – который не ссылался бы на Священное Писание, но, ссылаясь на него, еретики в действительности извращают и хулят его». Апостольское учение о Церкви как единственном истинном и непогрешимом руководителе в истолковании Священного Писания находим у Викентия Леринского. На возражение: «Если писаное Божие слово свято, совершенно и вполне понятно при сличении одних мест с другими, то какова нужда добавлять к сему еще и авторитет церковного понимания Священного Писания?» – он дает такой ответ: «Эта нужда состоит в том, что Священное Писание, по причине самой его высоты, не все понимают в одном и том же смысле: один толкует его слова так, другой иначе, так что из него, как видится, можно извлечь почти столько смыслов, сколько имеется людей. По-своему объясняет Священное Писание Новациан, по-своему Савеллий, по-своему Донат, Арий, Евномий, Македонии, по-своему Фотин, Аполлинарий, Прискиллиан, Иовиниан, Пелагий, Целестин , по-своему, наконец, Несторий. Оттого-то – при таком множестве разного рода заблуждений – безусловно необходимо управлять ходом истолкования пророческих и апостольских писаний, согласуясь с нормой их церковного и вселенского понимания (secundum ecclesiastici et catholici sensus normam)». Наконец, есть и такие, кто руководящим принципом в истолковании Священного Писания считает озарение Святым Духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

В период оккупации 1915-1918 гг. на территории Косово и Метохии были убиты следующие сербские архиереи и священники: 1-2) Митрополит Викентий (Крдзич) и его дьякон Цветко Нешич, которые ночью 23 ноября были уведены из Призрена в Урошевац, где ночью 25 ноября привязаны проволокой к столбу, облиты керосином и сожжены живьем. 3-9) Иеромонах Даниил, настоятель монастыря Св.Марка Коришского, зарезан албанцами 17 ноября 1917 г. вместе с еще 6-ю священнослужителями. 10) Иеромнах Савва Попович из монастыря Грачаница убит албанцами ночью 16 апреля 1916 г. в своем доме в Прилужье. 11) Игумен Руфин Николич, настоятель монастыря Девич, отравлен албанцами в ноябре 1917 г. 12) Протоиерей Коста Йованович из Призрена убит в декабре 1915 г. 13) Любомир Репич, настоятель (парох) Призренский, замучен 17 ноября 1917 г. 14) Сречко Чжурич, настоятель (парох) Печский, убит в 1917 г. 15) Священник Дена Дебелькович, парох Липлянский зарезан 12 ноября 1915 г. в селе Суви До под Липляном в доме одного албанца и брошен в канаву 16) Свяшенник Милько Симич, из Сухого Грла в Метохии, убит в ноябре 1915 г. в Сухом Грло 17) Викентий Симич, парох Сачаницкий, повешен вместе с 12 известными сербами из Сочаницы у Косовской Митровицы 30 января 1917 г. 18) Джура Стоянович, парох Зочиштский (под Великой Хочей), убит албанцами 20 апреля 1918 г. межу Зочиштом и Ретимльем. 19-20) Протоиерей Новопазарский Тома Протич и его сослужитель Коста Кулагич из Нови Пазара схвачены 19 ноября 1915 г. в одном сербском доме в Митровице, выведены и убиты при впадении р.Ситницы в Ибар. 21) Петар Бачанин, парох Врачевский, убит 28 сентября 1915 г. 22) Петар Попович, парох Штавицкий под Рожаем, убит с двумя сербами около Сопочан 10 ноября 1915 г. После освобождения в 1918 г. и образования Королевства СХС, а затем Югославии, сербское население Косово и Метохии, уменьшившееся за время войны и оккупации, было увеличено за счет частичной колонизации, но она не была систематизирована не сопровождалась необходимой заботой о населении Косово.

http://pravoslavie.ru/40798.html

Итак, во Христе Слове наличествуют душа и тело, но целое одно – един Христос (sed hoc totum unus est Christus), един Сын Божий и един наш Спаситель и Искупитель; един не в результате некоего пагубного смешения Божества и человечества, а в силу цельного и исключительного единства Лица (unus autem, non corruptibile nescio qua divinitatis et humanitatis confusione, sed integra et singulari quadam unitate personae). Ибо соединение не превратило и не преложило одно естество в другое, но так сочетало их в одно, что во Христе присно сохраняется единственность одного и Того же Лица, равно как вечно пребывают и исключительные свойства каждого естества (ut manente semper in Christo singularitate unius ejusdemque personae, in aeternum quoque permaneat proprietas uniuscujusque naturae). Отсюда следует, что ни Божеское естество никогда не начинает быть телом, ни тело никогда не перестает быть телом. В объяснение сему может послужить естество человека: ведь не только в настоящей жизни, но и в будущей, каждый отдельный человек будет состоять из души и тела; ни тело его никогда не претворится в душу, ни его душа – в тело; и тогда как каждый индивидуальный человек будет жить вечно, вечно будет существовать в каждом индивидуальном человеке и различие между двумя сущностями. Так и во Христе каждая сущность навсегда сохранит свое особое свойство, но без ущерба единству Лица (ita in Christo quoque utriusque substantiae sua cuique in aeternum proprietas, salva tamen personae unitate, retinenda est)». «Это единство Лица во Христе, – говорит Викентий, – наступило не после Его рождения от Девы, а было совершено в самой Ее утробе (sed in ipso Virginis utero compacta atque perfecta est). Ведь самое пристальное внимание должны мы обратить на то, чтобы исповедовать Христа не только единым, но и присно единым (semper unum). Ибо было бы невыносимым богохульством исповедовать, что Христос един сейчас и полагать, что некогда Он был не одним, а двумя; одним, то есть, с момента Его крещения, а двумя при Его рождении.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

«Так как весь человек был прельщен, – говорит святой Кирилл Александрийский , – и весь впал в грех, ибо прежде тела был совращен ум, ибо поначалу согласие ума лишь обрисовывает грех, а затем уже тело его своим действием осуществляет (букв. «во-ображает», «формирует» – «Примеч. пер».), – то справедливо Господь Иисус Христос, желая воздвигнуть падшее естество, протягивает руку всему человеческому и воздвизает падшее тело и ум, созданный по образу Сотворшего его». «Владыка Христос воспринял всё человеческое не ради Себя, а ради нас, всюду соблюдая приличествующее человеческой природе, дабы Божественное домостроительство спасения не казалось мнимым». «Господь Иисус именуется Сыном Человеческим, потому что рожден от жены по плоти, хотя как Слово Он есть Бог». «Вселенская вера учит, – пишет Викентий Леринский, – что Слово Божие соделалось человеком таким образом, что взяло на Себя нашу природу не видимо и не призрачно, а действительно и истинно (non fallaciter et adumbrate, sed vere expresseque susciperet); совершило же [Оно] дела человеческие, не как бы копируя дела другого, но как творя Свои собственные... Не подражал Он совершенному человеку и не притворялся им, но показал (exhiberet), что реально и всецело Он есть подлинный человек (homo verus). Тогда как Бог Слово, восприняв природу совершенного человека (in se perfecti hominis suscipiendo naturam), пребыл неизменным в Своей сущности, Он и в самом деле был плотью, т. е. настоящим человеком; не показывая лишь вид, но по истине, не через подражание, но в сущности (non simulatoria, sed vera, non imitativa, sed substantiva)». «Бог Слово, сотворивший нас в начале, – говорит святой Дамаскин, – ничего не опустил из того, что ранее вложил в наше естество, но воспринял всё: тело и разумную и мыслящую душу и их свойства, потому что живое существо, лишенное чего бы то ни было из этого, – уже не человек. Ведь Он весь воспринял всего меня и весь соединился со всецелым, дабы всецелому человеку даровать спасение. Ибо то, что не было бы воспринято, осталось бы неисцеленным (невоспринятое не уврачевано)».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Иустин (Попович) , прп. Молитвенный дневник// Иустин (Попович) , прп. На Богочеловеческом пути. С. 84–95. Иустин (Попович) , прп. Подвижнические и богословские главы// Иустин (Попович) , прп. На Богочеловеческом пути. С. 96–157. Иустин (Попович) , прп. Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского //Собрание творений преп. Иустина (Поповича) в 4 томах. Т. I. С. 235–309. Иустин (Попович) , прп. Путь Богопознания. Гносеология преп. Исаака Сирина . Минск: Свято-Елизаветинский монастырь, 2009. Иустин (Попович) , прп. Рождественские и пасхальные поздравления//Собрание творений преп. Иустина (Поповича) . Т. I. С. 202–210. Иустин (Попович) , прп. Собрание творений. Догматика Православной Церкви//Собрание творений преп. Иустина (Поповича) в 4 томах. М.: Паломник, 2006. Т. II. Иустин (Попович) , прп. Святые иконы//Собрание творений прп. Иустина (Поповича) . Т. IV. С. 328–339. Иустин (Попович) , прп. Тайна честного креста//Собрание творений преп. Иустина (Поповича) . Т. IV. С. 339–344. Иустин (Попович) , прп. Толкование на Первое послание к фессалоникийцам Святого апостола Павла. М.: изд. Московского подворья ТСЛ, 2000. Иустин (Попович) , прп. Толкование на Первое соборное послание Святого апостола Иоанна Богослова. М.: изд. Московского подворья ТСЛ, 1998. Иустин (Попович) , прп. Учение о Святом Духе в Церкви//Собрание творений преп. Иустина (Поповича) . Т. IV. С. 7–155. Иустин (Попович) , прп. Философские пропасти. М.: Издательский Совет РПЦ, 2004. Иустин (Попович) , прп. Церковь – благодатная общность//Собрание творений преп. Иустина (Поповича) . Т. IV. С. 224–298. Каллист (Уэр) , еп. Бог и человечество// Каллист (Уэр) , еп. Православная Церковь . ББИ св. апостола Андрея, 2001. С. 216–246. Каллист (Уэр) , еп. Богословие молитвы// Каллист (Уэр) , еп. Внутреннее Царство. Киев: Дух и литера, 2003. С. 77–88. Каллист (Уэр) , еп. Время: темница или путь к свободе?// Каллист (Уэр) , еп. Внутреннее Царство. С. 225–239. Каллист (Уэр) , митр. Духовность добротолюбия/Пер. Сержантова П. Б.//Альфа и Омега. М., 2001. 4 (30). С. 108–129.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010