Так о нем даже в 1860 году, когда уже совершался перевод, святитель московский писал к митрополиту новгородскому Григорию (Постникову) от 1 апреля: «граф А. И. 333 приметно не разделяет нашего мнения по предмету перевода Св. Писания; и сего первою виною покойный владыка киевский» 334 . Были и другие или прямо выражавшие свое неодобрение этому предприятию или недоверчиво и косо смотревшие на дело перевода. Кроме лиц, большею частью по поручению обер-прокурора писавших против перевода Св. Писания на русский язык, в течении времени от начала полемики между митрополитами киевским и московским до официального разрешения дела в пользу перевода 335 , были некоторые и из архиереев, недоверчиво относившихся к делу перевода или по крайней мере подававшие повод так думать о себе. Так, наприм. сам владыка московский от 25 ноября 1857 года пишет к Иннокентию (Вениаминову) , архиепископу камчатскому: «простите, что я с доверием принял неверный слух о вашем мнении относительно перевода Св. Писания на русское наречие. Он пришел ко мне таким путем, что я имел причину доверять ему» 336 . Даже в 1858 году, когда уже последовало Высочайшее повеление о приступлении к переводу, владыка московский писал следующее к А. Н. Муравьеву: «меня посетили в Москве в один день преосвященные: экзарх, казанский и ярославский 337 . Мне вздумалось спросить их, как переводить Священное Писание на русское наречие, с греческого только или с греческого и еврейского вместе по соображению. Двое промолчали: а преосвященный ярославский сказал, что в последнем случае будет не перевод, а сочинение. Видите ли, как дело, которое разрешено, может быть опять связано» 338 . Не смотря на сочувствие переводу со стороны большинства лиц высшей иерархии, несочувствие ему со стороны некоторых из архиереев и особенно владыки киевского было так прискорбно для святителя московского, так тяжело, удручающе действовало на него, что навевало на него, как и в прежние тяжелые годы, мысль об удалении на покой от дел служении. От 14 апреля 1857 года, когда у него на руках было тяжелое для него дело,-разбор и опровержение отношения митрополита киевского от 21 декабря 1856 года, он писал следующее А.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Но недолго пришлось быть в недоумении. Скоро начался суд, продолжавшийся почти целый месяц – с 10 июня по 5 июля (по нов.ст.) 1922 г. Исход его известен. Этот месяц суда был в высшей степени тяжел морально. Июль 1928 г., дача, деревня Черново. Воспоминания " смертника "   Пояснение С 10 июня по 5 июля (нов.ст.) 1922 г. в Ленинграде происходил громкий процесс " церковников " во главе с митрополитом Вениамином. Судили до ста человек, главным образом – священников, но были и миряне – мужчины и женщины. Судили в военном трибунале по делу о неотдаче церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья, но по статье 62-й Уголовного Кодекса, обвиняя в контрреволюции – " в содействии международной буржуазии в целях низвержения Советской власти " . Обвиняемые были присуждены к различным наказаниям. Между прочим десять человек были присуждены к расстрелу, а именно: митрополит Вениамин, еп. Венедикт, Ковшаров, архимандрит Сергий (Шеин) – из профессоров правоведения и член Государственной думы, Ю.П. Новицкий, прот.Л.К. Богоявленский, бывший настоятель кафедрального Исаакиевского собора, прот.Н.К. Чуков, бывший настоятель Казанского собора, Николай Александрович Елачич, бывший секретарь Государственного совета, Димитрий Флорович Огнев, бывший сенатор последнего времени, и я, Чельцов Михаил Павлович, бывший настоятель Троицкого Измайловского собора и председатель Петроградского Епархиального совета. Главным основанием для суда и осуждения было выдвинуто то, что вышепоименованные лица были членами Правления Общества приходских советов Ленинграда, т.е. входили в организацию хотя существовавшую легально, но обратившую свою работу в деле отдачи церковных ценностей будто бы во вред Советской власти. Меня все время трактовали тоже как члена Правления, хотя всем, и судьям в том числе, хорошо было известно, что членом Правления я не был и все время стоял в открытой оппозиции сему Правлению; приплели же меня, как близкого по своей общецерковной работе к митрополиту и видного протоиерея. После произнесения приговора, нашими защитниками была послана в Москву кассация на приговор, оставленная Москвой без последствий, а нашими родными посланы ходатаи в Москву во ВЦИК с просьбами о нашем помиловании. Ездила туда и моя дочь, семнадцатилетняя девочка Аня, с одной моей знакомой дамой – бывшей начальницей одной женской гимназии, где я был долгое время законоучителем. Ответ из Москвы пришел только в начале августа, а нам был объявлен 14 августа. Все это время, т.е. с 5 июля по 14 августа – эти сорок дней мы находились как " смертники " в ожидании известий из Москвы, окончательно решающих наше дело: расстрелять нас или нет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

е., подчинить инородцев общим законам империи; но еще необходимее освободить православных инородцев от гнета языческого начальства и общества, чрез введение в личный состав инородческой администрации элемента в таком числе, чтобы он был преобладающим, как элемент, способный вести инородцев к обрусению. Все это дело в руках правительства и может быть сделано без всякой обиды, в силу простой справедливости, для защиты угнетенных. Раскольник, при переходе в православие, не теряет, по-видимому, ничего, но, оставаясь, по-прежнему, среди раскольнического общества и он терпит не менее того. Все крики об угнетении раскольников, повидимому и поднимаются для того, чтобы меньше слышны были их собственные угнетения православных. Кто живал среди раскольников, тот знает, как тяжело жить между ними православному, особенно обратившемуся из раскола. Составляя сплоченные общины, они силой держат друг друга в расколе и горе тому, кто решится изменить ему. Предоставить полную свободу расколу значит дать ему безнаказанно угнетать православие. Раскол не себе только ищет свободы, а стремится вытеснить православие и заменить его собой. Их ложные архиереи, титулуясь московскими, владимирскими, казанскими и проч., этим самым дают знать, что они призваны заменить настоящих православных архиереев, совративши их паству в свой раскол. Такие претензии не могут оставаться без соответствующих правительственных мер 4 . Столько же, если не более, необходим пересмотр законов, касающихся религий не христиан. По смыслу основных законов русского государства, все такие религии только терпимы, как зло неизбежное; между тем, частные постановления берут религиозные суеверия под прямое покровительство закона. Ошибка в том, что русское законодательство относится к ним не отрицательно только, что требуется правом свободы совести, а положительно, регламентируя суеверные обычаи язычества или магометанства, причем, по незнакомству с такими религиями, к ним применяются понятия свойственные только христианской религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

Председателят на ОВЦС се изказа на заключителното заседание ha VII Конгрес на лидерите на световни и традиционни религии в столицата на Казахстан Служба за комуникация на ОВЦС, 15.09.2022 . Във втората половина на деня на 15 септември в град Нур-Султан завърши VII Конгрес на лидерите на световни и традиционни религии . Церемонията по тържественото закриване на форума възглави Президентът на Република Казахстан К. К. Токаев, а модератор беше председателят на Сената на Парламента на страната и глава на Секретариата на Конгреса М. С. Ашимбаев. По време на церемонията беше прочетена заключителната декларация на VII Конгрес на лидерите на световни и традиционни религии. Прозвучаха изказвания на най-авторитетните представители на религиозни общности, присъствали на Конгреса, в частност: Римския Папа Франциск, председателя на Отдела за външни църковни връзки на Московската Патриаршия Волоколамския митрополит Антоний, Върховния имам на Университета «Ал-Азхар» Ахмад Ат-Тайеб, главния сефардски равин на Израел Ицхак Йозеф. Те споделиха своята оценка за приетата на Конгреса Декларация и обрисуваха главните изводи на приключилия форум, който събра повече от 100 делегации, принадлежащи към различни страни и традиции. Московската Патриаршия беше представена и от Патриаршеския екзарх на цяла Белорусия Минския и Заславски митрополит Вениамин, главата на Казахстанския митрополитски окръг Астанайския и Казахстанки митрополит Александър, Казанския и Татарстански митрополит Кирил, заместник председателя на ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков), секретаря на ОВЦС по междурелигиозните отношения йерей Димитрий Сафонов. Митрополит Антоний в своето изказване подчерта, че вярващите са призвани «да заемат дейна позиция, да помагат за сътворяването на мира, да участват в разрешаването на конфликтите, да проповядват ценностите на състраданието, съгласието и любовта». Освен това, йерархът напомни за необходимостта от твърдо свидетелстване за ценностите на човешкия живот от страна на религиозните лидери, което ще звучи по-убедително от името на един общ глас.

http://mospat.ru/bg/news/89645/

213 В 1865 г. в Санкт-Петербурге было учреждено Миссионерское общество для содействия распространению христианства между язычниками. В 1869 г. оно было закрыто, а в 1870 г. по инициативе святителя Иннокентия (Вениаминова) в Москве было учреждено Православное миссионерское общество, задачей которого была поддержка русских духовных миссий. В 1867 г. в Казани учреждено миссионерское Братство св. Гурия Казанского. Миссионерская работа среди иноверцев и порядок их крещения регламентировался изданными Синодом в 1861 году Правилами о порядке совершения над иноверцами-нехристианами таинства Святого крещения. Эти правила вызывали большое недовольство миссионеров, и в 1784 году Православное миссионерское общество направило в Синод записку, в которой доказывало невозможность эффективной миссионерской работы на основе этих правил. В начале XX века создание эффективно действующих общероссийских миссионерских структур стало актуальнейшей задачей. Истории создания документов, регламентирующих деятельность общероссийской миссии, посвящена настоящая глава. 3.2. Профессия или призвание? Первый проект реформы миссионерства, требующий, чтобы в деле миссии наряду с профессиональными миссионерами участвовали приходские священники и миряне, появился в 1908 году. Развитие идеи общенародной миссии вело к отрицанию необходимости структурированной миссионерской организации. Все последующие проекты пытались совместить жесткую структуру миссионерского дела с участием в миссии всего церковного народа. Подготовка соборного определения О внутренней и внешней миссии имела долгую предысторию. В 1908 году под председательством митрополита Владимира (Богоявленского) 214 было созвано Особое совещание по делам миссионерства. 215 Выработанные им Правила о внутренней миссии определением Синода от 2026 мая 1908 г. были утверждены как имеющие общеобязательное значение. 216 Принципиальная новизна Правил заключалась в том, что впервые миссия объявлялась делом не только профессиональных миссионеров, но и всей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

В.И. Несмелов принадлежал к Казанской школе. Его учителем был Вениамин Алексеевич Снегирев. Снегирев много лет читал в Академии психологию и уже после его смерти, последовавшей в 1889 г., снегиревские лекции были изданы его сыном. В основу издания последний положил лекции 1884/1845–1888/1889 гг., предварив издание обширными выдержками из опубликованной в «Православном собеседнике» статьи В.И. Несмелова, посвященной памяти учителя. Достойно упоминания, что в ней Виктор Иванович выделил две характерные черты психологической концепции Снегирева: во-первых, «научный» характер его подхода к явлениям душевной жизни; во-вторых, тот факт, что «во всех душевных явлениях он видел одну и ту же действующую личность, вместе – мыслящую, чувствующую и волящую, словом – живую человеческую личность, как она действительно существует и непосредственно каждым сознается и познается» 2 ; иными словами «его психология по преимуществу была психологией живой личности» 3 . Приводимый Снегиревым во Введении к «Лекциям» исторический обзор развития психологии как науки действительно указывает на его хорошее знакомство с современным ему состоянием дел в этой области. Заслуживает также внимания, что, с его точки зрения, первое место в этом отношении занимают английские психологи Миль и Бэн, к которым его привлекают «богатство наблюдений над фактами душевной жизни, тонкость анализа самых сложных процессов, отсутствие предвзятых философских воззрений и широких обобщений, простота и наглядность объяснений» 4 . Однако сохраняют ценность и работы представителей немецкой школы – Лотце, Вундта, Фехнера, Горвица 5 . Сам Снегирев сводит психологию практически к феноменологии души, определяя ее как науку «о явлениях душевных в их взаимных соотношениях, в их отношении к физиологическим состояниям организма и в их основе или последней причине» 6 ; а происхождение личности считает итогом естественного душевного процесса осознания человеком его обособленности от внешнего мира, откуда возникает особое внутреннее состояние, именуемое самосознанием, которое, в свою очередь, реализуется в идее я 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

«Наш батюшка Вениамин» Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский Василий Казанский, будущий митрополит Вениамин, родился в Нименском Погосте, в 1873 году. Родного села митрополита Вениамина сейчас нет на карте. Расположенный в этом месте дом отдыха в конце закрыли, а задолго до того в том селе была церковь, где сорок лет прослужил священник Павел Казанский. Отец Павел открыл в приходских деревнях несколько школ. Причем, он был и талантливым педагогом, и замечательным семьянином. Трое его сыновей впоследствии стали служить в церкви. Старший сын, тогда еще Василий, в 20 лет стал студентом Санкт-Петербургской Духовной Академии, в 22 он принял монашеский постриг и был рукоположен во иеродиакона, через год – в иеромонаха; 1902 году он принял сан архимандрита, а в начале 1910 года, в возрасте 33 лет, архимандрит Вениамин принял рукоположение во епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. В марте 1917 года епископ Вениамин свободным голосованием представителей народа и духовенства был избран главой Петроградской кафедры. Святительский сан митрополит Вениамин воспринимал как обязанность пастырского подвига. По отзывам современников, он всегда был близок к своей пастве. Его часто видели в отдаленных и бедных кварталах столицы, в селах, и спешил он туда по первому зову, как спешит приходской священник. Все богослужения он сопровождал сердечным словом, всегда ориентируясь на простых людей. Он обладал умением подобрать нужные слова, которые находили путь к сердцу человека. Он старался помочь попавшим в беду, и он не отвергал никого, кто приходил к нему за помощью. Он был просто хорошим человеком, – отзывчивым, сердечным, сострадательным. Многие атеисты и иноверцы относились к нему с немалым расположением, а прихожане искренне любили и называли по-простому: «наш батюшка Вениамин». Всю свою жизнь митрополит Вениамин посвятил служению русскому народу и защите Православной Церкви. В январе 1918 года был издан декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», по сути понятый местными властями как своеобразное разрешение гнать священнослужителей и грабить храмы. Это было время наивысшей активности врагов Церкви, здания церкви рушили, святыни оскверняли, а епископов, священников, монахов и монахинь арестовывали, пытали, ссылали или казнили. По сути, окончание гражданской войны не остановило гонений на Церковь. В то время митрополит Вениамин не опустил руки, и не остался безучастным. Хотя, надо полагать, такое участие давалось ему нелегко. По словам историка В. Цыпина, митрополит Вениамин был, вероятно, самым аполитичным во всем российском епископате. Известны слова митрополита о том, что Церковь должна быть чужда политики, потому что достаточно настрадалась от нее в прошлом.

http://pravoslavie.ru/1772.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010