Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Регламентация богослужебной практики в наследии священномученика Вениамина Петроградского В статье магистра богословия, магистра теологии, проректора по научной и методической работе Воронежской духовной семинарии священника Константина Ревы излагаются особенности регламентации богослужебной практики в храмах Петроградской епархии в начале 1920-х годов. Богослужебный отдел «Общества православных приходов Петрограда и губернии» осуществлял подготовку литургических рекомендаций для приходской практики при участии и с благословения будущего священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского, и распространял их в составе церковных календарей на 1921 и 1922 годы. В целом рекомендации по совершению Божественной Литургии соответствуют подходам к регламентации богослужебной практики профильного отдела Поместного собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Литургические рекомендации священномученика Вениамина, пресекая те или иные приходские обычаи, дают представление о наиболее распространенных злоупотреблениях в приходском богослужении Петрограда. Многие из этих злоупотреблений в дальнейшем были восприняты «прогрессивным духовенством», которое участвовало в организации обновленческого раскола в Русской Православной Церкви. Статья Высшая церковная власть Русской Православной Церкви даже в условиях практически открытых гонений пыталась внедрить в реальную церковную жизнь отдельные положения, сформулированные рабочими органами Поместного собора 1917–1918 гг. Одна из таких наиболее значимых попыток внедрения в реальную богослужебную практику на местах литургических указаний, разработанных профильным соборным отделом, связана с деятельностью священномученика Вениамина (Казанского) в рамках его канонического удела – Петроградской епархии. После завершения Поместного собора 1917–1918 гг. Высшее церковное управление на заседании от 29 октября (11 ноября) 1918 года рассматривает основные положения доклада «Об упорядочении богослужения». По итогам рассмотрения было принято постановление о том, что указанные «Отделом меры к упорядочению общественного (рядового) и частного (внерядового) богослужения представляются допустимыми к проведению в церковно-богослужебную жизнь» . В связи с этим епархиальным преосвященным было указано на необходимость «при разрешении вопросов об уставных сокращениях руководствоваться приводимыми в докладе Соборного Отдела о богослужении, проповедничестве и храме предположениями» .

http://bogoslov.ru/article/6191916

Вениамина на должность ректора Костромской семинарии. Но вслед за тем поступило еще два предложения относительно о. Вениамина: ректор Петербургской академии еп. Иоанникий рекомендовал его в ректора Казанской дух. академии, а пр. Парфений иркутский просил его к себе в викарии (в новоучреждавшееся селенгинское викариатство). Обо всем этом пр. Иоанникий писал иером. Владимиру уже 5 сентября 1861 г. Но прошло еще полгода, прежде чем еп. Порфирий отпустил из Томска оо. Вениамина и Владимира. Не считаясь с синодальными решениями, он находил, что обвиненные не очистились еще от взведенного на них преступления... На исход всей этой истории 3 возымело влияние мнение о «деле» м. Филарета, послужившее основанием для окончательного синодального определения в февр. 1862 г. 4 . М. Филарет нашел многие действия еп. Порфирия незаконными и неосновательными, оскорбительными и стеснительными для обвиненных, почему полагал, что «св. синод, по всей вероятности, найдет нужным преподать пр. Порфирию полезные советы и, может быть, не без подробностей и сильных выражений», и что «следственная комиссия не окрыла ясно, чтобы какая-нибудь сумма была получена и не вступила в свое место, или вышла не в должное место и подлежала возвращению». Относительно ректора и инспектора Филарет выразился, что они «допустили беспорядки, то обнаружено, и частью ими самыми признано. Остается в свое время определить степень беспорядков и нужное побуждение к порядку». Но расследование, на основании доставленных ими документов, должно продолжать правление семинарии в новом его составе, а сами они имеют быть отпущены на места, где в отношении к ним должно быть употреблено «особое наблюдение и руководство, которое обеспечило бы полную доверенность к ним начальства на будущее время». По отношению к о. Вениамину не было, однако, нужды применять какие-нибудь меры: его новый начальник, пр. Парфений, знал всю эту историю и не изменил тех добрых отношений, какие питал к нему в Томске. И в будущем пр. Вениамина не было ничего такого, что дало бы кому повод упрекнуть его томским инцидентом.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

архиепископ Вениамин (Благонравов) (20.01.1825–02.02.1892) архиепископ Вениамин (Благонравов) Епископ Иркутский и Нерчинский. Православный миссионер и писатель. Биография В миру Благонравов Василий Антонович, родился в селе Тарадеи Шацкого уезда Тамбовской губернии (ныне Шацкий район Рязанской области) в семье священника. В 1846 году окончил курс Тамбовской духовной семинарии и поступил студентом в Казанскую духовную академию. 27 августа 1849 года (на последнем курсе академии) был пострижен в монашество, а 9 октября того же года рукоположен во иеродиакона. В 1850 году окончил академию со степенью магистра, 31 октября определен бакалавром той же академии на кафедру церковной истории и 20 ноября рукоположен во иеромонаха. С 1852 года он продолжил служение в академии как помощник инспектора, будучи 28 ноября 1856 года возведен в сан архимандрита. 21 апреля 1857 года он стал её профессором, а 21 января 1858 года - инспектором. По отзыву историка Казанской духовной академии профессора Знаменского, о. Вениамин в академии отличался талантливостью, редкой любовью к занятиям науками и безукоризненным исполнением всех требований тогдашней строгой дисциплины. Другие современники его сообщают, что он читал курс церковной истории так подробно, что студенты прозвали его «махиной в 1001 лист», находя в нем сходство с арабскими сказками «Тысячи и одной ночи». По отзывам, в его лекциях не видели ни строгой научной системы, ни логического порядка, но все они были пропитаны монашеским духом и главное внимание обращали на высоту подвигов восточных аскетов, на темы о нестяжательности монахов, о целомудрии, смирении и т. п. Общий взгляд архиеп. Вениамина на науку выражался словами, которые он часто говорил студентам: «Что вы, господа, все хотите рассудком исследовать? В примраке-то лучше и спокойнее...» Очевидно, этими словами он хотел предупредить студентов, что не все в мире может быть познано рассудочным путем и там, где тайна непостижима для разума, небезопасно освещать вопрос по своему личному разумению. Профессор Знаменский свидетельствует, что о. Вениамин носил в себе задатки настоящего ученого, но не имел времени предаться научной кабинетной работе.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Blago...

Преосвященный Вениамин поддерживал мнение, что платеж 50-и копеек в казну для крестьян будет тягостен, а другой половины оклада на содержание Монастырей и Семинарии недостаточно; следует вернуться к преждебывшему порядку, а именно: вносить в казну за всех крестьян 300 тысяч рублей, а на содержание архиереев и Монастырей взимать по усмотрению 2951 . 25-го июля 1762-го года был объявлен в Святейшем Синоде обер-прокурором, князем Адексеем Козловским высочайший указ «преосвященному Вениамину, архиепископу С-Петербургскому, по прошению его, быть в Казанской епархии, а для коронации Ее Императорского Величества ехать ныне в Москву». 29-го июля последовал дополнительный указ: «преосвященному Вениамину, архиепископу Казанскому, быть синодальным членом по-прежнему». В Казани преосвященный Вениамин святительствовал почти 20 лет. Историю Казанской Семинарии годы святитсльствования архиепископа Вениамина в Казани называет «счастливым временем для Семинарии», а имя архиепископа Вениамина для нее «вечно памятным». В Казани архиепископу Вениамину пришлось в 1773-м году пережить Пугачевский бунт. «Пугачев приблизился к Казани, пушочной пальбой в нескольких местах зажег город и двинул свои скопища на штурм. В эти критические для Казани минуты преосвяшенный Вениамин стоял на коленях в Благовещенском соборе, воссылая Богу молитвы о избавлении своей паствы и всей России и о ниспослании скорой помощи на нечестивых. Молитва архипастыря была услышана: Пугачев, получив известие, что на выручку Казани идет Михельсон двинулся к нему на встречу и был разбить». При расследовании бунта, преосвященного Вениамина оговорили в том, будто он чрез одного из своих келейников посылал Пугачеву деньги и предлагал покорность. «В это время преосвященный Вениамин жил в загородном доме, а в городском, поместилась секретная следственная Комиссия под председательством действительнаго камер-юнкора Потемкина. Сюда-то Комиссия и вытребовала преосвященного и более 3-х месяцев содержала под стражей. При нем постоянно находились члены Комиссии и ни с кем не допускали сношений.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

3. Левитин А., Щавров В. Очерки по истории русской церковной смуты- Т. 1. С. 82 Письмо Святейшего Патриарха Тихона Председателю Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета М. И. Калинину 1 вариант: Ввиду крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить временно, до созыва Собора, по главе церковного управления или Ярославского митрополита Агафангела [Преображенского], или Петроградского Вениамина [Казанского] 2 вариант: Ввиду крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей по привлечении меня к гражданскому суду, считаю полезным для блага Церкви поставить временно, до созыва Собора, во главе церковного управления Ярославского митрополита Агафангела [Преображенского] или Петроградского митрополита Вениамина [Казанского]. 29 апреля (12 мая) 1922 г. 3 вариант: Ввиду затруднительности в церковном управлении, возникшей по привлечении меня к гражданскому суду, считаю полезным, для блага Церкви, поставить временно, до созыва Собора, во главе Церковного Управления митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] или Петроградского митрополита Вениамина [Казанского]. 4 вариант: Ввиду крайней затруднительности церковного управления, приведшей меня к гражданскому суду [? – Сост.], считаю полезным для блага Церкви поставить временно впредь до собрания Собора во главе Церковного Управления одного из митрополитов. 1. Догматико-каноническая оценка тихоновщины: Рукопись 2. Архив составителя 3. Елевферий [Богоявленский], митрополит. Неделя в Патриархии. Париж, 1933 4. Рождественский А. , протоиерей. Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея России: Воспоминания. София: Российско-болгарское книгоиздательство Послание Святейшего Патриарха Тихона митрополиту Ярославскому Агафангелу [Преображенскому] о временной передаче ему высшей церковной власти 92 93 1 вариант: Вследствие крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить Ваше Высокопреосвященство во главе церковного управления до созыва Собора. На это имеется и согласие гражданской власти, а потому благоволите прибыть в Москву без промедления.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

22 июня (5 июля) был оглашен приговор трибунала: «...Виновность Казанского (Вениамина), Новицкого, Ковшарова, Богоявленского, Чукова, Елачича, Чельцова, Огнева, Шеина (архимандрита Сергия), Плотникова (епископа Венедикта), Бычкова, Петровского установлена в том, что первый, являясь представителем Православной Русской Церкви Петроградской епархии, а последние - членами правления приходов в период проведения Советской властью Декрета об изъятии церковных ценностей от 23 февраля 1922 года... вошли в соглашение с Патриархом Тихоном для проведения одинаковой линии в вопросе изъятия церковных ценностей, в духе того нелегального воззвания Патриарха Тихона, распространенного им в феврале месяце сего года, призывавшего население Республики к возмущениям, с каковой целью... придали организации характер деятельности, поставившей себе целью борьбу с Советской властью...» Трибунал приговорил митрополита Вениамина (Казанского), епископа Венедикта (Плотникова), архимандрита Сергия (Шеина), протоиерея Н.К.Чукова, протоиерея Л.К.Новицкого, И.М.Ковшарова, профессора Н.Ф.Огнева, И.А.Елачича к расстрелу. Других обвиняемых, среди них - Бычкова, Парийского, Петровского, Толстопятова - к разным срокам лишения свободы, 22 человека, в том числе известный канонист профессор Бенешевич, были оправданы. Сразу после вынесения приговора петроградским трибуналом, обновленческое Высшее Церковное Управление оглашает свой «приговор» по тому же делу - документ изумительной низости и бесстыдства: «Бывшего петроградского митрополита Вениамина (Казанского), изобличенного в измене своему архипастырскому долгу..., лишить священного сана и монашества. Председателя и членов правления приходов Петроградской епархии Новицкого, Ковшарова, Елачича и Огнева... отлучить от Православной Церкви. Членов того же правления священнослужителей епископа Венедикта (Плотникова), протоиерея Богоявленского, Чукова, Чельцова, архимандрита Сергия (Шеина) уволить от должности и лишить священного сана...» Других осужденных священнослужителей Высшее Церковное Управление «запретило» в священнослужении, мирян, проходивших по делу, «отлучило» от причастия на разные сроки.

http://sedmitza.ru/lib/text/439995/

Митрополит Вениамин на освящении Свято-Георгиевского храма. Ложголово, 1912 г. Сын простого карельского священника, Василий Казанский начал свой путь в различных духовных семинариях, где на первых порах был одним из лучших учеников, активистом духовного просвещения, а затем – после принятия сана и монашества – преподавателем, инспектором, ректором. И на каком бы посту не находился будущий святитель, он везде проявлял заботу о простых учениках, оставаясь для них внимательным отцом и заботливым наставником. В 1910 году архимандрит Вениамин был рукоположен в епископы и стал одним из помощников столичного митрополита.  Скромный и простой в общении, он отличался от многих владык своей тесной связью с паствой, лично возглавлял богослужения, часто совершал крестные ходы по Питеру, не чурался простых рабочих. Больше всего он любил посещать не центральные городские районы, а прилегающие к заводам окраины, где жили самые бедные петербуржцы. Свое епископское служение владыка совмещал с активной общественной деятельностью – возглавлял общество трезвости, читал лекции, на которые могли прийти все желающие. По сути, в ведении епископа находилась вся духовная образовательная система столичной епархии, которую святитель поднял на очень высокий уровень. 2 марта 1917 года владыка возглавил Петроградскую кафедру на правах исполняющего обязанности правящего архиерея, а 28 мая его возвели в сан архиепископа, и город полностью перешел под омофор владыки. Но даже будучи поставлен на такой высокий пост, он продолжал быть открытым простым человеком. В интервью одной из газет сразу после своего избрания, архиепископ Вениамин заявил: «Бумажное делопроизводство, всякую формалистику я буду по возможности от себя отстранять. Мое дело – быть в живом и непосредственном общении с паствой. Тут предстоят огромные задачи и огромная работа… Нужно все строить по-новому, да притом так, чтобы это встречало полнейшее признание со стороны широких масс верующего люда. Мне уже представляется необходимость особой поездки по селам и деревням епархии. Тут, быть может, на местах, придется обсуждать устройство приходских советов, благотворительных и просветительных учреждений». И владыка эту программу стал воплощать в жизнь – он ездил в самые отдаленные местечки и села, собирал приходские советы и собрания верующих, общался, доносил до людей последние вести церковной жизни. Святитель искренне любил свою паству, видел в каждом верующем живого человека с реальными радостями и проблемами. И они отвечали его такой же любовью.

http://foma.ru/mitropolot-veniamin-petro...

23 февраля 1922 года ВЦИК издал декрет об изъятии церковных ценностей в помощь голодающим. 5 марта митрополит Вениамин подал заявление властям, и на 6 марта он был вызван для переговоров в Смольный. Здесь он заявил, что он не противник передачи ценностей, но желает, чтобы при этом не оскорблялись религиозные чувства верующих людей, чтобы это носило характер не изъятия, а жертвы. Власти отреагировали так, что казалось — они приняли предложение митрополита, однако в следующий раз, 14 марта, когда пришли представители митрополита, им было сказано, что власть не интересуют добровольные пожертвования, а только изъятие. 19 марта 1922 года Ленин продиктовал письмо членам Политбюро, в котором нашло исчерпывающее отражение его отношение к Церкви; он писал: «Для нас... данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем... обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий... Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий... Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше...» 1 июня начальник Особого отдела и член Коллегии ГПУ Менжинский и начальник Секретного отдела СОУ ГПУ Самсонов направили в Губернский отдел Петроградского ГПУ телеграмму: «Митрополита Вениамина арестовать и привлечь к суду, подобрав на него обвинительный материал...» В тот же день к вечеру митрополит Вениамин был арестован и заключен в тюрьму. 10 июня в зале петроградской филармонии начался судебный процесс над митрополитом Вениамином, по которому проходили обвиняемыми восемьдесят семь человек. Первым был допрошен митрополит. «Скажите, обвиняемый Казанский.., — спросил его обвинитель, — ваше отношение к советской власти?» — «Мое отношение к советской власти было всегда отношением законным. Все распоряжения советской власти, декреты я по силе возможности, по своему пониманию исполнял...» — «Сообщите Трибуналу историю возникновения первого письма в Помгол... Это письмо вы написали по личному побуждению или кто-нибудь предложил написать?» — «Это письмо я написал по личному побуждению...» — «Предварительно вы говорили с кем-либо об этом письме или просто советовались?» — «Сам писал...» — «Скажите, у вас были совместные обсуждения этого письма?» — «Не было, почему оно и является письмом митрополита».

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-venia...

В первый день процесса, за несколько минут до выхода членов Трибунала в зал, конвой ввел обвиняемых. Когда митрополит Ве­ниамин вошел в зал, зрители невольно поднялись с мест – одни из великого почтения и уважения к Петроградскому архиерею, другие – из любопытства. Митрополит Вениамин был в белом клобуке; опираясь на посох, он умиротворенно, спокойно и торжественно, как будто совершая богослужение, прошел к скамье подсудимых. Комендант объявил о начале заседания и, предло­жив публике снять головные уборы, сказал: «Трибунал идет. Про­шу встать!» Вошли члены Трибунала. Первый и часть второго дня суд посвятил чрезвычайно утомительной для обвиняемых при их количестве процедуре – проверке их наличия, чтению обвини­тельного заключения и опросу каждого, признает ли он себя ви­новным в предъявляемом ему обвинении. 12 июня, когда начались допросы обвиняемых, первым был допрошен митрополит Вениамин. – Обвиняемый Казанский, выйдите к столу, – нарочито моно­тонно произнес председатель. Митрополит поднялся и не спеша, размеренным шагом, одной рукой опираясь на посох, другую прижав к груди, вышел на сере­дину зала. На все вопросы он отвечал немногословно и ровно. – Скажите, обвиняемый Казанский, ваше отношение к совет­ской власти? – спросил его обвинитель. – Мое отношение к советской власти было всегда отношением законным. Все распоряжения советской власти, декреты я по силе возможности, по своему пониманию исполнял, и в течение поч­ти пяти лет у меня никаких столкновений с советской властью не было... – Скажите, обвиняемый Казанский, вы признаете советскую власть законной или признаете незаконной? – Как всякую гражданскую власть, я ее признаю законной и исполняю распоряжения советской власти, – ответил митро­полит. – Сообщите Трибуналу историю возникновения первого пись­ма в Помгол. – История возникновения этого письма стоит в связи с вопро­сом об изъятии церковных ценностей. Когда появился декрет об изъятии церковных ценностей, стали обращаться по этому вопро­су с запросами разные корреспонденты и другие лица: как смотрю я на этот вопрос... Этот ответ мной дан был одному представите­лю, явившемуся с мандатом от «Известий ВЦИК». Я ответил, что в настоящее время по этому вопросу к духовенству обращаться не нужно, так как церковное имущество вместе с собственностью передано гражданской власти; к тем обществам, которым переда­но это имущество, и нужно всем обращаться. Духовенство являет­ся участниками распоряжения церковным имуществом постоль­ку, поскольку они являются членами этих обществ.

http://fond.ru/kalendar/603/ioann/

659 и 661; 5) Ундольского XVIII в. писанный скорописью 299; 6) Типографская библиотека XVII в 269; 7) в Минее за октябрь полууставом XVIII в. хр. в архиве Святейшего Синода; 8) в сборнике служб, писанном полууставом XVIII в., хранящегося в архиве Святейшего Синода под 837. Относительно языка можно сказать, что он смешан новый с древним, но в общем хороший. В ЗМ имеется три службы святителю Гурию Казанскому. Служба под 4 октября (ЗМ_октябрь: 100–118) входила в дореволюционные издания миней, однако в архиве ЗМ имеются материалы, свидетельствующие о том, что составители ЗМ привлекали дополнительные материалы. Это было связано с тем, что во второй половине 1970-х гг. по докладу архиепископа Вениамина (Новицкого) Патриарх Пимен благословил совершать в первое воскресенье после 4 октября соборную службу всем Казанским святителям. Однако общей службы трем казанским святителям не было. В архиве ЗМ имеется письмо (от 13.02.1979) епископа Чебоксарского и Чувашского Варнавы (Кедрова) на имя игумена Иннокентия (Просвирнина) с информацией, что общей Соборной службы Гурию, Варсонофию и Герману у него нет. К письму приложена машинописная копия службы святителям Гурию и Варсонофию, взятая из архива архиепископа Чебоксарского и Чувашского Вениамина (Новицкого). Этот текст является копией стандартной минейной службы, однако в нем имеются исправления, связанные с молитвами об императоре. В одних случаях слово «император» заменяется на «царь», а в других упоминание об императоре просто исключается. Составители ЗМ отметили, что в машинописном тексте содержится много грамматических и орфографических ошибок и, по всей видимости, не воспользовались им. Печатный текст ЗМ практически совпадает с текстом дореволюционных миней. В печатном тексте также сообщается о решении общего празднования трем казанским святителям, которое совершается в первое воскресенье, следующее после 4 октября. Служба Гурию и Варсонофию соединяется в этот день со службой Герману Казанскому, которая помещена в ЗМ под 6 ноября (ЗМ_октябрь: 118).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010