Смотрели, т. е. наблюдали за страждущим своим Учителем и Господом и сами страдали за Него своей душой. Магдалина, – происходившая из города Магдалы, на юго-западном берегу Галилейского озера, пониже Тивериады ( Мф.15:39 ). Мария Иакова малого (меньшего) и Иосии мати (мать), и Саломия. – Мария. Полагают, что это была Сама Пресв. Матерь Господа (Златоуст и Феоф.). Евангелисты называют Ее матерью Иакова и Иосии, потому что Иаков и Иосия были дети Иосифа от умершей его жены; а так как Богородица называлась женой Иосифа, то называлась и матерью (мачехой) этих детей его, или жена Алфея или Клеопы, одного из 70-ти апостолов, сестра Богоматери. Саломия – по Матфею, мать сынов Зеведеевых ( Мф.27:56 ), т. е. апостолов Иакова и Иоанна. Служаху (служили), т. е. прислуживали Ему. У еванг. Луки сказано: служили имением своим ( Лк.8:3 ), т. е. помогали в обычных житейских нуждах средствами своими, потому что Иисус Христос и Его последователи, особенно Апостолы, были бедны. Зач. 69. Погребение Христово. Евангелие 10-е страстей в вел. пяток и недели Мироносицкой. Еванг. Марк описывает погребение Христово почти одинаково с евангелистом Матфеем ( Мф.27:57–61 ). Мк.15:42 . И как уже настал вечер, потому что была пятница, то есть, день пред субботою, Уже позде бывшу (как уже настал вечер). Это – вечер пятницы, когда Господь после трехчасовых крестных Своих страданий скончался – время после 9-ти часов дня, по-еврейскому счету, или после 3-х часов пополудни, по-нашему. Поскольку была пятница, т.е. день перед субботой (понеже в пяток, еже есть к субботе). Тут указывается причина, по которой Иосиф спешил похоронить Иисуса Христа. С вечера пятницы Евреи начинали празднование субботы, когда уже нельзя было ничего делать, и, значит, тело Христово должно было оставаться на кресте. Тем более еще, что в эту пятницу, вечером, нужно было вкушать пасхального агнца, так как с сего вечера уже начинался праздник Пасхи. Иосиф и пользуется для погребения Христова малым временем, которое оставалось до прекращения занятий и до вкушения агнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Пятница пред Рождеством Христовым считается последним строго постным днем Рождественского поста, так как пост, хотя и продолжается в следующие затем дни, субботу или воскресенье, но значительно ослабляется. В Православной Церкви принято вообще с совершеннейшим постом устранять по возможности торжественность богослужения. И в последнюю пятницу пред Рождеством Христовым, как и в Великий пяток, положено совершать одни царские часы без Божественной литургии. Пятница пред Богоявлением, если оно приходится на воскресенье или понедельник, не отличается от прочих святочных праздничных дней. Раньше праздник Богоявления совершался в один день с праздником Рождества Христова, и служба первоначально им была одна. По разделении праздников старались сделать похожими службы им. Всё, что положено было на Рождество Христово, перенесено и на Богоявление. Одну из особенностей праздника Рождества Христова составляли великие (царские) часы, часы составили и на Богоявление и совершение их, если праздник приходился в воскресенье или понедельник, также перенесли на пятницу. Так возникло правило, как и перед Рождеством Христовым, Божественной литургии в этот день не совершать. Устав об отправлении царских часов перед Богоявлением, если оно случится в воскресенье или понедельник, говорит: «Аще ли в пяток, прежде навечерия Богоявления, когда поются царские часы, зри указ декемврия в 24 день», то есть делается ссылка на Устав Рождественский, из которого заимствован богоявленский Устав. Поэтому несовершение Божественной литургии в указанный пяток перед Богоявлением имеет чисто исторический, а не литургический и не канонический характер. Но из этого не следует, что в пятницу перед Богоявлением можно служить Божественную литургию. Если в Уставе определенно запрещается служение Божественной литургии, то и служить ее не должно и ради самого Устава, так как в данном случае он действовал на известных основаниях, и ради соблюдения церковного порядка. В прочие дни совершается Божественная литургия святого Иоанна Златоустог о.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пятница пред Рождеством Христовым считается последним строго постным днем Рождественского поста, так как пост, хотя и продолжается в следующие затем дни, субботу или воскресенье, но значительно ослабляется. В Православной Церкви принято вообще с совершеннейшим постом устранять по возможности торжественность богослужения. И в последнюю пятницу пред Рождеством Христовым, как и в Великий пяток, положено совершать одни царские часы без Божественной литургии. Пятница пред Богоявлением, если оно приходится на воскресенье или понедельник, не отличается от прочих святочных праздничных дней. Раньше праздник Богоявления совершался в один день с праздником Рождества Христова, и служба первоначально им была одна. По разделении праздников старались сделать похожими службы им. Все, что положено было на Рождество Христово, перенесено и на Богоявление. Одну из особенностей праздника Рождества Христова составляли великие (царские) часы. Часы составили и на Богоявление и совершение их, если праздник приходился в воскресенье или понедельник, также перенесли на пятницу. Так возникло правило, как и перед Рождеством Христовым, Божественной литургии в этот день не совершать. Устав об отправлении царских часов перед Богоявлением, если оно случится в воскресенье или понедельник, говорит: Аще ли в пяток, прежде навечерия Богоявления, когда поются царские часы, зри указ декемврия в 24 день, то есть делается ссылка на Устав Рождественский, из которого заимствован богоявленский Устав. Поэтому несовершение Божественной литургии в указанный пяток перед Богоявлением имеет чисто исторический, а не литургический и не канонический характер. Но из этого не следует, что в пятницу перед Богоявлением можно служить Божественную литургию. Если в Уставе определенно запрещается служение Божественной быть не может, так как дни совершения их точно определены Уставом. Есть дни в году, когда не полагается совершать Божественную литургию, например в среду и пяток Сырной седмицы, потому что . К этим дням вполне приложима указанная известным православным канонистом Феодором Вальсамоном (XII в.) причина неслужения полной Божественной литургии во время Святой Четыредесятницы, кроме субботних и воскресных дней и праздника Благовещения Пресвятой Богородицы: .

http://azbyka.ru/xram-obryady-bogosluzhe...

Рубрики Коллекции Когда Страстная пятница в 2024 году 1 мин., 15.02.2024 Поделиться Страстная пятница в 2024 году приходится на 3 мая. В Страстную пятницу верующие вспоминают страдания и Крестную смерть Спасителя, искупившего Своей кровью грехи человеческие. Накануне вечером в храме совершается Утреня Великой пятницы, иначе называемая «служба Двенадцати Евангелий». На ней прочитывается двенадцать фрагментов, которые дают возможность проследить весь Страстной путь Христа, начиная от прощальной беседы с учениками и молитвы за верующих в Него до Распятия на Голгофе, моления Христа о врагах (« Отче! прости им, ибо не знают, что делают» , Лк. 23:34), смерти и, наконец, запечатывании первосвященниками и фарисеями гроба (« чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых», Мф. 27:64). В Страстную пятницу нет Литургии , а утром служатся Царские Часы с чтением фрагментов из Евангелий, рассказывающих о суде над Иисусом и Его Распятии. Днем (обычно в 14.00) совершается Вынос Плащаницы , эта служба символизирует смерть Спасителя и снятие Его с Креста. Плат с изображением тела Христа помещается в центре храма и будет находиться там до пасхальной полунощницы в память о трехдневном нахождении Господа во гробе. Вечером в пятницу на Утрене Великой Субботы происходит Чин Погребения, во время которого совершается крестный ход с Плащаницей. Страстная пятница – самый скорбный день для христиан в году. В Великий Пяток, как еще называют этот день, верующие держат строжайший пост, а до Выноса Плащаницы не вкушают никакой пищи вообще. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/kogda-strastnaya-pyatnits...

Скачать epub pdf Пятница В четверток вечера на Господи воззвах: поем последование все праздника неизменно, якоже и в господственный день вознесения, кроме чтений, и полиелеа: на вечерни же, и в пяток на У трени, и на Литургии блаженна праздника, песнь 9-я обоих канонов, на 8. По входе тропарь. Слава, и ныне: кондак. Прокимен, аллилуиа, и причастен праздника: апостол же и еванглие дне. Службу же минеи поем на повечерии. В пяток на Утрени, На Бог Господь... тропарь праздника: Вознеслся еси во славе.., трижды. По 1-м стихословии седален, глас 1. Подобен: Камени запечатану. Ангелом дивящимся восхода странному и учеником ужасающимся страшному взытия, возшел еси со славою, яко Бог , и врата Тебе взяшася, Спасе. Сего ради силы небесныя дивляхуся, вопиюще: слава снизхождению Твоему, Спасе, слава Царствию Твоему, слава Вознесению Твоему, едине Человеколюбче! Дважды. По 2-м стихословии седален, глас 3: Подобен: Красоте девства. Превечный Бог и Безначальный, еже восприят естество человеческое, обоготворив тайно, днесь вознесе. Ангели предтекуще, апостолом показоваху Сего идуща на небеса со славою многою, Томуже поклонившеся, глаголаху: слава Богу вознесшемуся! Дважды. Каноны: глас пятый, со ирмосы, на 8, и четвертый на 6. Канон первый, творение Иоанна монаха, глас 5. Песнь 1. Ирмос: Спасителю Богу, в мори люди немокрыми ногами наставльшему и фараона со всевоинством потопльшему, Тому единому поим, яко прославися. Воспоим, вси людие, на рамех херувимских вознесшуся со славою Христу и спосадившему нас одесную Отца, песнь победную, яко прославися. Ходатая Богу и человеком, Христа, лицы ангельстии видевше с плотию в вышних, удивляхуся, согласно же воспеваху песнь победную, яко прославися. Явльшемуся Богу на горе Синайстей и закон давшему боговидцу Моисею, от горы Елеонския вознесшемуся плотию, Тому вси воспоим, яко прославися.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вопрос 19 Да по дальним странам ходят скоморохи совокупяся ватагами многими до штидесяти и до семидесяти и до ста человек и по деревням у крестьян сильно ядят и пиют и из клетей животы грабят, а по дорогам разбивают. И о том ответ. Благочестивому царю своя царская заповедь учинити, якоже сам весть, чтобы от них впередь такова насильства и безчиния не было нигдеже никогдаже. Вопрос 20 Да дети боярские и люди боярские и всякие бражники зернью играют и пропиваются. Ни службы служат, ни промышляют, и от них всякое зло чинится: крадут и разбивают и души губят. И то бы зло искоренити. И о том ответ. Благочестивому царю в царствующем граде Москве и по всем градом свою царскую заповедь учинити, чтобы дети боярские и люди боярские и всякие бражники зернью не играли и по корчмам не пили, и прочего зла не творили, и жили бы покрестьянски, и были бы довольни своими оброки. Вопрос 21 Да по погостом и по селом и по волостем ходят лживые пророки-мужики и жонки, и девки, и старыя бабы, наги и босы, и волосы отрастив и распустя, трясутся и убиваются. А сказывают, что им являются святая Пятница и святая Анастасия и велят им заповедати хрестьяном каноны завечивати. Они же заповедают крестьянам в среду и в пятницу ручного дела не делати, и женам не прясти, и платья не мыти, и каменья не разжигати и иные заповедают богомерзкие дела творити кроме божественных писаний. Что тем нагим и босым и лживым пророкам путь, чтобы миру не соблажняли. И о том ответ. Благочестивому царю зде в царствующем граде Москве и по всем градом и по волостем и по погостом и по селом велети своя царская заповедь учинити. И где таковые прелестники, порицаемые лживые пророки, обрящутся и учнут смущати православных крестьян всякими богомерзкими прельщении, от снов смущаеми и от бесов прельщаемы, учат и заповедывают в среду и в пятницу ручного дела не делати и женам не ткати, ни прясти, и платья не мыти, и каменья не разжигати и иные заповедают богомерзкие дела творити от бесов прелщаеми, и таких бы прелестников православные хрестьяне не слушали и из домов от себя изгоняли, и от них удалялися, понеже святии апостоли и святии отцы предаша и заповедаша и уставиша всем православным крестьянам в пять дний делати, а в суботу и в неделю на молитву упражнятися и празновати. Также заповедаша всем православным хрестьяном чрез весь год в среду и в пяток не токмо поститися, но и тружатися во всяких подвизех и делати своима рукама, и заповедь учиниша по священным правилом, аще кий списком или презвитер, или дьякон, или всяк причетник, или морской человек в четыредесятницу и через год в среду и в пяток не постится, таковый да отлучится. И того бы ради православные хрестьяне таковых прелестников однолично не слушали, а в среду бы и в пяток не токмо постилися и чисто жили, но и всякими делы тружалися в славу болсию по своей силе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/stogla...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010