Служба совершается только по Октоиху и Триоди; канон рядового святого без знака или шестеричного переносится на повечерие в пяток вечера (имеется в виду пятница прошедшая, а не грядущая). Песнопения Минеи добавляются только, если случится святой бденный или полиелейный, храмовый праздник, Сретение Господне, его предпразднство или попразднство. Во всех этих случаях богослужение с точки зрения схемы пения и чтения изменяемых частей является более сложным, так как совершается по трем книгам: Октоиху, Триоди и Минее. В подобных случаях следует руководствоваться соответствующими Марковыми главами Типикона. В частности, в случае бденного святого образцом является 1-я Маркова глава праздника Трех святителей (30 января), а в случае полиелейного – 1-я Маркова глава праздника 1-го и 2-го Обретения главы Предтечи (24 февраля). В случае храмового праздника служба совершается по 2-й Марковой главе Сретения Господня, некоторые индивидуальные особенности указаны в 25-й храмовой главе. Итак, служба Недели о мытаре и фарисее является типичным представителем службы воскресного дня периода Постной Триоди. Мы рассмотрим особенности этой службы очень подробно и рекомендуем всем запомнить их, так как службы почти всех воскресных дней периода Триоди Постной совершаются по тому же чину, имея лишь незначительные вариации (главным образом в пении канона). Малая вечерня Стихиры Октоиха и тропарь воскресный с Богородичным по обычаю. Великая вечерня «Блажен муж…» (вся кафисма). Стихиры на «Господи, воззвах...» на 10: стихиры воскресные на 7 и Триоди на 3; «Слава»: стихира Триоди; «И ныне»: воскресный догматик настоящего гласа. Отметим сразу, что в отношении количества стихир Триоди на «Господи, воззвах…» современная служба Недели о мытаре и фарисее типичной не является. Дело в том, что в большую часть воскресных дней поется 6 стихир Октоиха и Триоди на 4, потому рекомендуем запомнить следующее правило: нормой является пение стихир Октоиха на 6 и Триоди на 4, но в Неделю о мытаре и фарисее мы имеем исключение: Октоиха – 7 и Триоди – 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Схожее чинопоследование есть и у католиков. Оно так и называется «Крестный путь» и состоит из 14-ти Стояний («Осуждение», «Возложение креста», «I Падение под крестом» и т.д. ) с совершенно изумительными народными гимнами. Вел. Пятница была днём самого строгого поста и печали («День скорби, в который постимся» Свт. Амросий). Сильвия пишет: «После отпуста у Креста: еще до восхода солнца, весь народ, полный ревности, сразу же направляется на Сион, чтобы помолится у того столба, у которого бичевали Господа. А затем, отдохнув немного у себя дома, все они снова готовы для следующей службы». (стр. 210). Происходит всеобщее поклонение Св. Животворящему Кресту, обретённому Св. Еленой. Потом «Перед Крестом ставится сидение для епископа, и от 6 часа (12:00) до 9 (15:00)ничто другое не совершается, как только чтение текстов Свящ. Писания...И нет в этот день никого, ни старого, ни молодого, кто бы не плакал в течение тех трёх часов, помышляя о тех страданиях, которые Господь претерпел за нас». (стр. 211). У нас в Церкви этот обряд претворился в чтение четырёх Евангелий во время Царских часов (которые в Вел. Пяток заменяют собой Литургию). Напомню, что Литургия в Вел. Пятницу не служится (ибо Христос на Кресте), кроме того случая, когда с ней совпадает Благовещение (тогда положена Литургия И. Златоуста). У католиков, наоборот, это единственный день, когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров св. папы Григория Вел. А перед ней совершается чин поклонения Кресту (опять же восходящий к 4 веку). Великая Суббота также была днём строгого поста (почти ничего не ели), который кончался в полночь. В это время совершалось крещение оглашенных. И об этом нам до сих пор напоминает пение на Литургии Вел. Субботы вместо обычного Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся...» (т.е. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». Гал.3:27 ). Сильвия рассказывает: «... неофиты, только что воспринявшие крещение и сразу же одетые после купели, идут за епископом прежде всего в храм Воскресения. Епископ входит внутрь решетки под пение гимна и там молится о них. Затем он возвращается вместе с ними в главную церковь , где весь народ бодрствует, ожидая». (стр. 212).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Грехи – суть занозы в нашей душе. Не каясь, не борясь с грехом, мы не вынимаем их. Не мудрено, что человек мучается и страдает, пребывая в таком состоянии. Человек постоянно должен бы радоваться и благодарить Бога за всё. Должен бы радоваться природе, творению, да грехи мешают. Кто-то сказал: «Православие сделало душу русскому человеку». Мне понемногу становятся понятными эти слова. Все-таки как мы еще небрежно относимся к нашей вере, к Спасителю в нашем служении. Ибо служение наше часто бывает небрежным, невнимательным, не с должным благоговением, которое следовало бы оказывать Спасителю, Богу. Таково же, увы, и наше поведение в храме. «...Вонмем, Святое Возношение в мире приносите» (Литургия). Святое Возношение – то есть Святое и Животворящее Тело и Святую Животворящую Кровь Господни. Как далеки мы от совершенства. Мы еще не видим себя как следует – ни в отношении к Богу, ни в отношении к людям, ни в смысле своего внутреннего состояния. Самый строгий день в христианстве – Великая Пятница (Пяток). Пасха Господня После болезни человек чувствует себя как бы вновь родившимся. На все он смотрит с обновленным интересом. Какая радость для христиан заключается в словах Христовых: И се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь ( Мф 28,20 ). «...И заблуждшее горохищное обрет овча, на рамо восприми, ко Отцу принесет, и Своему хотению, с Небесными совокупит Силами» (догматик 4-го гласа)... Не есть ли это – пастырское дело, а наипаче архипастырское: «горохищное... овча» приводить ко Отцу и соединять с Небесными Силами? «Из Тебе бо воплотися Бог и человек...» Трудно себе представить все величие Божией Матери – из Нее, Девицы, воплотился Бог!.. Какая честь, какая радость служить Господу! Какая честь, какая радость держать Господа своими руками – в Святых и Животворящих Его Тайнах! 8 июня [нов. ст.] Если бы у нас была крепкая вера в то, что по смерти мы не умираем, что за гробом есть светлая, блаженная жизнь, то не боялись бы смерти, как ее не боялись мученики. Никакие бы мучения не были нам страшны. При такой крепкой вере в загробную жизнь мы не боялись бы смерти. Нас пугают неуверенность, слабость веры и привязанность к этому миру и к этой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таким образом, последование часов Великого Пятка учит нас тому, что " все, предреченное пророками о страданиях Господа, оказывается совершившимся " ради нашего спасения. Столь подробный разбор этой части богослужения Страстной седмицы показывает нам, какую великую премудрость Божию, хранящуюся Духом Святым в Церкви Христовой, содержит любая его часть, на первый взгляд пусть и не столь значимая. Отсюда необходимо сделать вывод о том, насколько внимательно должен относиться православный христианин к церковному богослужению, поистине являющемуся сокровищницей Церковной. Вечерня Великой Пятницы Снятие с Креста Снятие со креста и погребение пречистого и живоносного тела Господа нашего Иисуса Христа Иосифом и Никодимом последовало, по указанию Евангелиста, уже позде бывшу (Мк. 15, 42). Поэтому и вечернее богослужение установлено совершать в этот день " о десятом часе дня " , то есть в четыре часа пополудни. Оно прославляет и ублажает страдания, смерть и погребение Спасителя. В первые века христианства Святая и Великая Пятница называлась Пасхой Распятия или Пасхой крестной, по слову апостола Павла: ибо Пасха наша за ны пожрен бысть Христос (1 Кор. 5, 7). Лишь со II века начала отделяться от этой Пасхи Пасха Воскресения, Пасха общего торжества и радости. На вечернем богослужении Церковь вспоминает уже совершившиеся и прославившие Господа спасительные Его страдания и смерть. Первые же песнопения вечерни переносят нас к событиям, происходившим на Голгофе. " Страшное и преславное таинство днесь действуемо зрится: Неосязаемый удержавается; вяжется разрешаяй Адама от клятвы; испытуяй сердца и утробы неправедно испытуется: в темнице затворяется, Иже бездну Затворивый; Пилату предстоит, Емуже трепетом предстоят Небесные силы; заушается рукою создания Создатель; на древо осуждается Судяй живым и мертвым; во гробе заключается Разоритель ада " [ 67 ] (ТП. Л. 461). Стихиры на Господи воззвах содержат две основные мысли: прославление крестных страданий Спасителя как величайшего и в своем существе непостижимого чуда и изображение страданий Божией Матери, Которою уготованы для верующих драгоценное тело и животворящая Кровь Господа.

http://pravoslavie.ru/78516.html

   Около полуночи приходит в сад предатель со множеством вооруженного народа, присланного от первосвященников и старейшин. Господь Сам идет к ним навстречу и словами: Аз семь, которыми Он давал им знать о Себе, повергает их на землю и потом смиренно допускает предателя поцеловать и взять Себя на страдания и смерть (Мф. 26:36—56; Мк. 14:32—46; Лк. 22:38—53). Так Господь, являвший в продолжение земной своей жизни Божественное всемогущество и власть над законами естества, словом: Аз есмь повергший на землю предателя с народом, имевший во власти своей легионы Ангелов, но пришедший принести Себя в жертву за грехи мира, добровольно и смиренно предает Самого Себя в руки грешников!    Наконец, и предательство на страдания, и смерть Иисуса Христа Церковь воспоминает в Великий Четверток, в синаксаре которого также положены особенные стихи на предательство:    Что требе ножей; что древес людолестцы,    На Хотящего умрети во избавление мира.    Эти четыре воспоминания в Великий Четверток " Божественные отцы друг другу приимательно, от божественных же апостол, и священных Евангелий предаша нам».    На утрени в Великий четверток Церковь благовествует о Тайной Вечери Господа с учениками (Лк. 22:1—39). На первом часе произносит пророчество Иеремии о его страданиях, и в лице его о страданиях Спасителя (11, 18—12, 15). На Литургии Василия Великого благовествует словами евангелистов (Мф. 26:2—20; Ин. 13:3, 17; Мф 26:21—39; Лк 22:43—45; Мф. 26:40 — 27, 2) о событиях Великой Среды, Великого Четверга и частью — Великой Пятницы, а именно — о страданиях у первосвященников Анны и Каиафы.     Великая Пятница.    В Великий Пяток совершились и воспоминаются Церковью святые, спасительные и страшные страдания и смерть Господа Иисуса Христа, нас ради волей Им претерпенные. Синаксарь в Великую Пятницу начинается стихами:    Живый еси, Боже, ты, и умерщвленный на древе:    О мертвече нагий, и Бога живаго Слове.    Заключенная отверзе едемская врата:    Вложив разбойник ключ, еже помяни мя.    Совершая в Великую Пятницу " последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа», Православная Церковь в этот Великий день все времена священных событий спасения мира ознаменовала богослужением, — время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть (Мф. 27:1) — богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату — богослужением первого часа (Мф. 27:2); время осуждения Господа на суде у Пилата — совершением третьего часа; время Крестных страданий Христа — шестым часом; время смерти — девятым часом; а снятие тела Христова со креста — вечернею.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

Сам Распятый нашего ради спасения благодатью своею да дарует всем нам верою разумети Его, и силу воскресения Его и сообщение страстей Его подражанием, сообразуяся смерти Его (Флп.3:10) во умерщвлении воли своей и самопредании в волю Божию, да тако и мы достигнем в воскресение мертвых [Флп.3:11]. Аминь. Феофан Затворник. Слово в Великий пяток (размышления перед Плащаницей. Что значит приобщиться Христовым страстям? Три способа сораспятия Господу) Думаю, нет нужды объяснять вам, братие, что знаменует настоящее священнодействие. Известно вам, что когда, после страданий ночи и мучений дня, Господь в час девятый предал дух Свой Богу Отцу, все оставили Его, и воины, пришедшие перебить голени распятым, никого уже не нашли на Голгофе, вокруг креста Господня. Все разошлись готовиться к Пасхе, и ненарушим был покой Божественного Страдальца. Подвигнутые верою и любовию, Иосиф с Никодимом приходят воздать Господу должное чествование, снимают пречистое тело Его со креста, обвивают плащаницами, покрывают благовонными мастьми — по–царски, во исполнение пророчества: «и будет покой Его честь» (Ис.11.10). Вот что воспоминается в сей час! Какая Умилительная картина! Иосиф с Никодимом и некоторые жены в благоговейном молчании, с сердцем, преисполненным скорби, обстоят приготовленное тело Господа, среди окружающей их тишины. Приидите же, братие, подражая им, обступим предлежащий нам лик Господа, изъязвленного и умученного, углубимся в сии язвы размышлением и будем внимать, что вещает к нам сия кровь, вопиющая паче крове Авеля? Немногоглаголиво вещание ее! Господь еще прежде совместил его все — в одном изречении: «образ дах вам… Аз есмь путь и истина и живот» (Ин.13,15;14,6). Се вам истинный путь — путь страданий и скорбей! Се вам истинный живот — живот в кресте и распятии. «Аще в сурове древе сие творят, в сусе что будет!» (Лк.23,31). Если Я, Господь и Бог ваш, так стражду ради вас, как обойтись без болезней и скорбей вам, ради вас же самих? «Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю; а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю» (Мк.8,35).

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

Закрыть Прочувствовать благодатную горечь страстей Христовых Слово перед Плащаницей в Великий Пяток 22.04.2024 3675 Время на чтение 3 минуты Длящаяся в мире жизнь Христова привела нас сегодня на Голгофу к опустевшему Кресту Божественного Страдальца, к Его гробу. А двадцать столетий назад в это время вокруг Его безжизненного тела уже оставались только самые близкие, оплакивающие свою любовь и несбывшиеся надежды. Последний возглас Умирающего на Кресте: «Свершишася» слышали друзья и недруги. И никто еще не понимал того дела, за которое Он умирал. Теперь же, как в капле росы отражается и играет солнце радостью жизни, так в каждой Церкви по всей земле отражаются события тех трагических и спасительных дней: вознесен Крест Господень и плащаница Христова, вещают о величайшем в истории мира свершившемся на Голгофе подвиге. На земле Спасителем и Искупителем явилось Царство Божие и зовется Оно Церковью Христовой. И сегодня уже не вместила бы Голгофа всех, принесших к прободенным стопам Спасителя свою любовь. Это Господь исполняет Свое обещание: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». (Ин.12,32). Мы-то сейчас, стоя у плащаницы, уже ждем Его Воскресения. Может, поэтому и не можем мы прочувствовать благодатную горечь страстей Христовых, ни удержать сорокодневной радости грядущей Пасхи. Но сегодня Великая Пятница - день великой скорби и глубоких дум. «Да молчит всяка плоть человеча и ничтоже земное в себе да помышляет». В великую Пятницу все человечество от Адама до последнего земнородного должны стоять пред плащаницей поникнув головами своими. Это их грехом смерть вошла в мир, их преступления сотворили Голгофскую казнь. Страшно сознавать себя преступником, невыносимо видеть в себе виновника смерти - убийцу. И вот это - факт! Все мы без исключения причастны к этой смерти. Нашего ради спасения смертью почил Христос Сын человеческий. Крестной смертью Сына Божия попрана смерть и милость Божия даруется людям. Смерть вещает о беспримерном деле, яже сотвори Бог - Святая Троица. Гроб, заключив в себе источник жизни, стал живоносным и несет безмолвную проповедь, и человечество призвано услышать ее, чтобы жить. Слово о любви Творца к Своему творению звучит в этой проповеди, любви к грешному и неблагодарному человеку.

http://ruskline.ru/analitika/2011/04/22/...

Сегодня - Великая пятница. Вчера во время чтения 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа мы прошли за Спасителем по Его Крестному пути. Сын Божий совершил искупление всего рода человеческого единожды и навсегда, но быть причастными к искупительному подвигу Спасителя или отвергнуть Жизнь Вечную зависит от нас самих. Сегодня мы будем прикладываться ко Святой Плащанице, вспоминая снятие Божественного Тела Сына Божия со Креста и события праздника Благовещения. Оглянемся же на свой жизненный путь: всегда ли мы предаем себя и свою жизнь воле Божией, говорим ли мы те слова, которые сказала Пречистая Богоматерь архангелу Гавриилу: «Се раба Господня, буди мне по слову твоему»? Нет, мы не желаем смириться перед Богом. Нам кажется, что наш крест слишком тяжел, что болезни и испытания, которыми Господь посещает нас, выше наших сил. Мы забываем о том, что искупительный подвиг Господа и Спасителя совершен за нас, за все человечество. Нам нужно быть достойными этого великого искупительного подвига. Господь со Креста, простирая к нам Свои руки, говорит: «Придите ко Мне вси труждающиеся и обременении, и Аз упокою Вы. Возьмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11: 28-29). Нам нужно лишь прийти к Господу, и Он подаст нам Свое успокоение, Свое утешение, ведь с Богом не страшны никакие трудности, и тогда легким покажется и наш малый жизненный крест, который дается каждому по силам. Выше человеческих сил креста не бывает, а после Голгофы следует Воскресение. Мы должны быть достойны радости встретить Воскресшего Господа и Спасителя, а для этого нам надо осознать величие Крестного подвига Сына Божия и стараться построить свою жизнь по Евангельским заповедям. Заповедь главнейшая призывает нас: «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем умом твоим, и всею крепостию твоею» (Мк. 12: 30). И вторая заповедь: «Возлюбиши ближнего своего, яко сам себе» (Мк. 12: 31). Как часто от этой правды Божией мы уходим «во страну далече»! Но в эти священные минуты воспоминаний о Крестных страданиях Спасителя нашего Иисуса Христа и поклонения Его Пречистым Язвам от души, от сердца попросим же Господа сотворить в нас плод достойный Его искупительного подвига, дабы возрастать нам в христианских добродетелях, совершенствоваться и приближаться к Богу в меру своего возраста. Когда мы будем жить с Богом, то и Господь пребудет с нами, укрепит нас и в малом крестоношении, и в очищении от скверны греха. Это осознание близости Господа должно сопутствовать нам не только в момент лобызания Святой Плащаницы Христовой, а на всем протяжении нашего жизненного пути.

http://pravoslavie.ru/21644.html

В Византии и на Руси год не всегда начинался с 1 сентября; было широко распространено также мартовское летосчисление, когда началом года считается 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения) . Если говорить точно, то церковный календарь, которому следуют Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская Поместные Церкви и монастыри Афона, есть календарь не юлианский, а основанный на юлианском календаре византийский календарь, сложившийся к VI веку. В чем особенность этого календаря? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к самому средоточию православного церковного года – празднику Пасхи. «Воскресение Христово есть основа нашей веры христианской православной. Воскресение Христово есть та первая, важнейшая, великая истина, возвещением которой начинали свое благовестие после сошествия Святого Духа апостолы. Как Крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Поэтому Воскресение Христово есть предмет постоянного торжества Церкви, неумолкающего ликования, достигающего своей вершины в праздник святой христианской Пасхи» . Поэтому первой отличительной особенностью богослужебного византийского календаря Церкви является то, что он неотделим от Пасхалии. Этот календарь имеет начало года 1 марта и ведет непрерывный счет дней с пятницы 1 марта 5508 года до Р.Х. Чтобы ответить на вопрос, какой сейчас год по византийскому «вечному» календарю «от сотворения мира», нужно для всех дней, начиная с 1 марта, прибавлять к номеру года от Р.Х. число 5508: 2011+5508=7519. Можно сказать, что мартовское новолетие 1 марта старого стиля напоминает нам о пасхальном годовом цикле постов и праздников Церкви, потому что именно 1 марта начинается новый год в византийском календаре, на котором основана наша Пасхалия. Обращает на себя внимание, что первый день византийского календаря – пятница – есть в то же время и день грехопадения Адама . Этот день всегда будет напоминать о Кресте, который Господь добровольно принял в Великий пяток ради восстановления падшего Адама. День грехопадения есть шестой от сотворения мира. Значит, первый день творения является воскресеньем. Мы видим, что византийские хронологи присваивали имена дням седмицы ранее первого дня календаря. Этим было выражено церковное представление о первичности библейского седмичного круга дней по отношению к другим календарным ритмам. Здесь есть и указание, что, независимо от числа на календаре, следует помнить о воскресенье, среде и пятнице — всегда особых днях для каждого православного человека. Подчеркнем, что византийский календарь сохраняет непрерывный счет седмиц с самого первого дня.

http://pravoslavie.ru/48648.html

Поэтому нужно нам задуматься, что мы живем не для того, чтобы поесть, попить, выйти замуж, поругаться с мужьями, развестись, поблудить, убить пяток детей, накопить две сотни денег себе на похороны, сжечь два килограмма свечей. Нет, жизнь нам дана, чтобы подготовиться к Страшному суду. Потому что ну сколько мы здесь живем? Совершенно ничтожное количество лет: семьдесят-восемьдесят лет редко кто проживет, а так пятьдесят-шестьдесят, и все. А дальше простирается вечность. Самая близкая к нам звезда – это Солнце, и до него сто пятьдесят миллионов километров. А до другой ближайшей звезды уже семь световых лет. Это вообще страшное расстояние: семь лет идет до нас свет с этой звезды. Вот какая вселенная огромная, но все равно она меньше, чем бесконечность, и она гораздо меньше той муки, которую мы будем терпеть, отверженные от Бога. Поэтому Господь и призывает нас, как мы читали у царя Давида: «Взыщите Бога, и жива будет душа ваша, яко услыша убогия Господь и окованныя Своя не уничижи». И если мы в своей жизни с Богом не встретились, не соединились, то наша жизнь бессмысленна. А где Бога искать, как Его найти? Господь нам открывает и эту тайну, Он говорит: «Царствие Божие внутрь вас есть». То есть надо нам сердцем своим прилепиться к Богу, надо сердцем своим возлюбить Бога, надо свою жизнь так устроить, чтобы все в ней было по-Божьи, и стараться, если уж мы существа разумные, чтобы каждое наше действие, каждый наш поступок, каждое наше слово были бы сообразны с нашим разумом; чтобы мы прежде, чем что-либо сделать, немножечко подумали: а угодно ли это Богу? А если мы не знаем, угодно ли это Богу (бывают такие темные люди, которые не знают заповедей Божиих; и из присутствующих здесь больше половины Евангелие не только никогда не читали, но даже в руках не держали), то можно подумать так: а хорошо ли это? И тогда через совесть Сам Господь нам скажет – ведь хотя мы и падшие грешники, но у всех нас остатки совести-то есть; это уж большая редкость, чтобы человек был совсем бессовестным, таких очень мало, и такие в церковь обычно не приходят. То есть прежде, чем что-то сделать, что-либо сказать, можно вопросить не Евангелие, а свою совесть: хорошо ли это?

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010