279 Относительно обрядового благочестия и религиозного суеверия в Регламенте сделаны следующие, весьма важные замечания: 1) Разыскать вновь сложенные и слагаемые акафисты и иные службы и молебны, суть ли они писанию согласные? 2) Эти многочисленные моления не суть всякому должные, наедине, а не в соборе церковном употреблять их, дабы не вошли в закон, и совести не отягощали. 3) Смотреть истории святых, не суть ли ложно вымышленные? Напр. в житии Ефросина спор о двойственном аллилуия ложный от некоего бездельника вымышленный. Не подобает, вместо здравой духовной пищи отраву людям представлять, наипаче, когда простой народ не может рассуждать, но что видит написанное в книге, того крепко и упрямо держится. 4) Прилежно разыскивать вымыслы, которые образ ко спасению лестный предлагают. Напр. не делать в пяток и празднованием проводить, и сказуют, что пятница гневается на не празднующих и с великим угрожением наступает. Тако ж поститися неких 12 пятниц; тако ж аки важнейшие службы почитати: обедню благовещенскую, утреню воскресенскую и вечерню пятидесятницы. 5) Могут обрестися некие церемонии вредные. В полку стародубском, в ходе церковном водят простоволосую женку, под именем Пятницы. Тако ж попы с народом молебствуют пред дубом, и ветви этого дуба поп раздает на благословение. 6) Разыскивать о мощах святых, где какие явятся сомнительные, много бо и о сем наплутано. 7) О иконах смотреть; понеже иецыи, для вспоможения убогих церквей и построения новых повелевали проискивать явления иконы, и оную свидетельствовали быть чудотворную. 8) Вельми срамное и это: молитвы людем далече отстоящим, давать через посланников их в шапку. 9) Словом рещи, что-либо именем суеверия может нарещися, это лишнее, на интерес от лицемеров вымышленное, простой народ прельщающее, и аки снежные заметы правым путем идти возбраняющее». (Дух. Реглам. стр. 16–20) . 288 Лет. литер. Тихонр. IV, 93. Паис. сбор. Злат. цепь. Рукоп. соф. библ. 1285. Златоустник 1523. 332 Подробный разбор апокрифов, бывших в употреблении на Руси, изложен в истории рус. словесности Порфирьева. (Стр. 178–212) .

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Облачно и прохладно. Сборы Якубовы в дорогу. Мгновенная молитва. Минутный чай. Провожание москвитянок в Горнюю и к Дубу. Приготовление почты. Писательница. Стуки и стучанья неперемежающиеся. Камо 637 бегу от лица оных? Русская почта без особенностей. Особенности – помимо оной. Экая неисправность ведь! К 3-м часам были готовы пакеты в Киев и Питер и цидулка во град св. Анании. Обед благополучный с бесконечным и неумолимым «бакаляром» 638 еже есть сказаемо: трескою, досткою – тож. Аркадия. Консул с пильгримом 639 Сергеем Илиодорычем Шидловским 640 , чиновником Министерства (вн дел) и вместе солдатом. Разбор почты. Эфендиев Ханна с 6-ю денежными письмами. Спасибо ему. Тут и оренбургские 60 рубликов. Чай. Дремство несказанное, поддерживаемое глазным воспалением. Сон на диване до 3-х часов. Четверток, 16 ч 6 часов. Отличное времечко. Лекарство. Моцион. Чай. Поклонница за займом. Казак за адресом. Г. Селим Хури, помышляющий о завещании. Кодрат Н. за благословением на дорогу 641 . Тоже и Фёдор гришный з Борзны 642 . Тоже и Наум, земляк из Усть-Миясской 643 . Некто из Богородска с воздухами. Обед плохенький. Метение наверху. Приготовление номерных ответов до самого сего 2-го часу. Пяток, 17 апр Ночую совершенно один в своих 7 комнатах. На дворе отправка поклонников в Яффу. Тепло до того, что почти жарко. Вследствие сего, конечно, и полнейшее far niente 644 . Поклонники и поклонницы за благословением, б ч , денежным. Желтовласая с газетами. Еще «родной» Наум, умиливший меня словом: зимусь 645 ... О родина! И дым твой сладок и приятен 646 ! Наши к Патриарху. От консула кавас, обещающий визит Его П ва «по делу». Уж не старый ли Константий наболтал ему о необходимости выслать из Св Града кое-кого. Выйдет, пожалуй, листуар 647 . Ожидание оного и чтение Елагиновой брошюры 648 . Бреет, нечего сказать. От Патриарха и от слона, который, увы! не дождался таких дорогих посетителей и ушел неведомо куда. Обед. Последняя пасхальная всенощная. Пребывание у консула в саду, яко в раю. «Дело» состоит в следующем. Реуф запрещает мне строить церкви на Елеоне и в Горней и требует, чтобы на это был дан фирман султанский, и, пока сей заручится, чтобы я прекратил всякие работы 649 . О россияне! До чего мы дожили! Дома еще поклонник один за «адресом» и всенепременно потом за пособием, ибо его некто ограбил в городе. Чай. Чтение и дремота непомерная. Суббота, 18 апр

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Нечего делать, надо надеть ваточник. Прощай, теплынь летняя. За окном чуть ли не 6° только. В 7 ч. обедня с молебном перед мощами Святителя Милостивого. Именинник пел свое любимое: Объятия отча. Но едва ли ему отверзутся таковые у какого бы то ни было отца земного. Экая рожа! Еще вчера жаловался Вениамину, что я у него отнял жалованья на целую лиру. А вместо 750 р. получает по моей милости 900! Чай. Попытка писать неудачная. Ризное дело. Клеение. Жорж крестопоздравитель. Ценит недобрый грекос подарок августейший только в 30 лир! М Леонида Горняя. Игумен Гефсиманский с 5-ю ф чаю от московского Никодима. Timeo Danaos 1271 . etc? Воздух своедельный из мастерских ручек, заслуживший один из сиюминутных фунтов. Некий junge deutscher 1272 католик, ищущий принять bravo-cлabue и подосланный каким-то доктором, получивший от меня многократно одну и ту же резолюцию: «Hier es ist unmöglich. Muss man gehen nach Russland» 1273 . Зачем? – спросил он. – А знаю я «зачем»? Просто за тем, чтоб прогуляться и оставить нас, тутошних, в покое. Обед. Никола за бахшишом крестовым. Служба, по-вчерашнему затянувшаяся до потемок. Г-жа Богданова с 50 рублями на Елеон, идущими от некоей г-жи Маковецкой. Спасет их Бог за усердие! Консул с двумя неприятными и многими нехорошими вестями. Какие-то анонимы готовят отсюда жалобы Новикову 1274 , Мельникову 1275 и Гирсу 1276 на здешние, якобы вопиющие, беспорядки. К подозревает по обычаю доктора в сей махинации. Замешаны 100-летник и Козубский в деле. Важнее сего новость: ожидается вскорости в Иерусалим Чернышев. Епифаний уже готовит ему и квартиру в монастыре Предтечи. Экая гадина! Непременно лезет в святое место. А другой гад закликает ее. Мы же цепляем на шею сему последнему (Епифанию. – Н. Л., Р. Б.) панагию в 300 рублей! Чай. Simos, сосчитавший все микроскопические брильянтики креста. Оказывается их 95. Вот уже, опричь золота, 100 рублей по меньшей мере! Приготовление записной книги для Горней. Крайнее безглазие вследствие сего. Правило. А туже... Что такое «туже», о сем ведает заснувший на оном слове писатель сих чушеств. Пяток, 13 ноября

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

3) Собственно же и прилежно розыскивать подобает оные вымыслы, которые человека в недобрую практику или дело ведут и образ ко спасению лестный предлагают, напр. не делать в пяток и празднованием проводить, и сказуют, что пятница гневается на не празднующих и с великим на оных же угрожением наступает. Також поститися некиих имянных дванадесять пятниц, а то для многих телесных и духовных приобретений, також собственно аки важнейшия паче иных времен службы почитать обедню благовещенскую, утреню воскресную и вечерню пятьдесятницы.... 4) Могут обрестися некия и церемонии непотребные и вредные. Слышится, что в Малой России, в полку Стародубском, в день уреченный праздничный, ведать жонку простовласую, под именем пятницы, а водят в ходе церковном (если то по истине сказуют) и при церкви честь оной отдает народ с дары и со упованием некия пользы. Також на ином месте попы с народом молебствуют пред дубом, и ветви оного дуба поп народу раздает на благословение. Розыскать, так ли деется. 5) Худый и вредный и весьма богопротивный обычай вшел службы церковные и молебны двоегласно и многогласно петь, так что утреня, или вечерня на части разобрана, вдруг от многих поется, и два или три молебны вдруг же от многих певчих и чтецов совершаются. 6) Весьма срамное и сие обреталося (как сказуют) молитвы людем, далече отстоящим, чрез посланников их, в шапку давать». Это перечисление разных грубых суеверий заключается следующим замечанием: «словом рещи: что либо именем суеверия нарещися может, сие есть лишнее, ко спасению непотребное. на интерес только свой от лицемеров вымышленное, а простой народ прельщающее, и аки снежные заметы (сугробы), правым истины путем» идти возбраняющее, все то к сему досмотру прилагается, яко зло, понеже во всяких чинах обретатися может» 37 . Производя развитие и распространение таких суеверий от отсутствия образования в народе, Регламент предписывает пастырям заботиться о его распространении, опровергая при этом то возражение, какое делали против него невежественные люди, говорившие, что учение производит ереси: «Когда нет света учения, нельзя быть доброму поведению церкви и нельзя не быть нестроению и многим смеха достойным суевериям, еще же и разорам и пребезумным ересем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Индифферентизм и безверие можно побороть чтениями. Для молодежи они должны быть интересными, занимательными, хотя бы первое время далекими от прямой учительности. « Иоанн Дамаскин », Алексея Толстого. Страдания Христа в ярком изложении, наиболее интересные жития святых. И между ними беседы о красоте веры, о вере тех же ученых; об идеале христианства как Царства Божия; об откровении Бога в мире, по словам ученых; о том, что догма, «будто все создала природа» – бессмыслица. Материал для чтений так богат для выбора, что всякий священник, если захочет, сумеет привлечь на эти чтения. А раз установится интерес, души, особенно молодежи, открыты для пастыря. Борьба с суевериями Нужно бороться с ложной верой. Но не нужно преувеличивать дело: нужно согласиться, что многие из пережитков старого двоеверия, во-первых, трудно искоренимы, во-вторых, не так уж вредны. Бороться с русалками, языческими обрядами (если они не имеют безнравственного характера) – малоплодоносное дело. Нужно бороться с предрассудками и суевериями наиболее жизненно вредными (особенно родящими вражду: сглаз, знахарские способы лечения, приносящие столько, особенно детских, жертв Молоху). И с суевериями, которые делают язычеством христианство, суеверия в отношении к иконам, суеверия в молитве (молитва Ивану воину о мести врагу) – «суеверное отверзение врат» – фетишизм в христианстве: приписывание вещи, как вещи, чудесной силы. Священник должен бороться с чисто внешним пониманием христианства, с голой обрядоверностыо, выдвигая вперед нравственный характер христианства. На эту сторону дела особенно обращает внимание регламент 197 , предписывающий остерегаться выдумывать святыни и необдуманно придавать чудесный характер явлениям, может быть, обманным, сомнительным и т.п. Он предписывал: «смотреть истории святых, не суть ли некие от них ложно вымышленные, сказующие чего не было, или и христианскому православному учению противные, или бездельные и смеху достойные повести. И таковые повести обличить и запрещению предать со объявлением лжи, во оных обретаемой. Ибо, суть таковые явственно ложные и здравому учению видит в книге написанное, того крепко и упрямо держится. Собственно же и прилежно разыскивать подобает оные вымыслы, которые человека в недобрую практику или дело ведут, и образ ко спасению лестный предлагают. Например, не делать в пяток и празднованием проводить, и сказуют, что пятница гневается на непразднующих, и с великим на оных же угрожением наступает. Тако ж поститися неких имянных дванадесять пятниц, а то для многих телесных и духовных приобретений» и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Однако же мысль о разлуке глубоко поразила меня, и я поспешил проснуться. Морочно. 8°. Моцион. Чай. Мастер Захария. Σ с салфетками. Порфирий со счетом блажной Анастасии. Водонос. Два поклонника за адресами якобы (З р.). Некий феллах с яффскими лимонами. Сейчас полдень. Ни ясно, ни пасмурно. Нужно писать в Москву Белокаменную. Строчение длилось до 3-х часов невступно. Кроме письма, приготовлена и книжная посылка туда же под бандеролью. Меж тем и сестра некая тоже накаракулила эпистолию к брату . Все это забрал Осман и отнес к Ллойду. Обед. Капризы не знать откуда и зачем. Письмо из Иерихона, счет из Горней. Переписка. Чай. Рассказ о четырех мехах шубных, завезенных казанскими татарами и купленных о. Вениамином для ношения летом. Патриарх будто бы болит опять. Гуры наши, перебираясь с Построек на квартиру, пророчествовали, что через 2 месяца их торжественно введет на Постройки великий Гильарионов. Елеонской м Анне якобы учинен от консула реприманд по неизвестной причине. Мир между Ансаром и Замарагдой, стоивший первому 25 рублей. Но довольно на сей день. Скоро 12 часов. Четверток, 17 дек Все то же на небе и на земле. Отделавшись от самовара с К°, принимаюсь за переписку, но не надеюсь долго удержаться на ней. Еврей-археолог с пергаментной книжицей «Похвала имени Божия», 500-летней якобы древности. О. Парфений, идущий садить маслины на Елеоне. Як в город. Сысоева с выдумкой 10-франковой. 2 поклонницы с килимом 1334 , одна гигантского роста, Екатериносл губернии. Письмо с нектаром, с желчию смешанным. Ответ на оное уксусно-сахарный. М с вестию, что мать черной Маши померла, и, след , ½ тур лиры из кошелька долой. О. Михали за здоровьем и больсэ ничого. Обед. Непогода. Вечерня не для меня. Последние усилия смотреть больным глазом. А тут еще фантазия читать дневник 1840 года! Топка печки-радости. Великолепная карта Палестины от о. Levin " a для просмотра. Купить себе такую всенепременно. Испортил совсем над нею глаза свои, и отправляюсь по сему самому на лежанку. Пяток, 18 дек Тумана непрерывная полоса по горам.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Дождь всенощный. 8°. Обедня. С. Чай. Крик о печках. Поклонник рыжий киево-афонский. Бетжальцы непроходимые с супликой 1323 . Клеение всеми руками. Конец дождю. Русская почта, а также и немецкая. В Яффе еще 150 поклонников. Не до переписки потому сегодня. Обед в свое время. Сортировка крестиков. Хлопоты внизу о печках для Духовного приюта. Еще г-жа Соболева с пожертвованиями московскими. Топка печки. Вторичный крик. Поиски за очками. Чай. Жорж. «Соврем Известия». Звезды и холодно. ½ второго уже. Четверток, 10 декабря Солнышко сегодня ни взад ни вперед. Вчера еще в 5 ч. дня оно благоволило остановиться. Сегодня остается в раздумье, что ему делать. Не сомневаюсь, что поворотит к нам. Ясное небо. 3°. Лекарство. Чай. Сборы в дорогу. М-г Ganneau, списывающий последнюю надпись Ιοαννης-ову и уверяющий, что большущая карта Палестины стоит всего три лиры. Поджидание свинца. Отъезд с Як около 11 часов и вящше. Выходки коня, застоявшегося в своей келье. Грязца. Благополучный проезд в Московию (сплю на каждом слове). Осмотр караульни и церкви с протекшим куполом. Угоревшая (?) м. Леонида. Указание места для ее келии. Сидение у нее, жалобы, упреки, попреки и пр. Созерцание ставимого на колокольню креста. Посещение больной Ольги. Допросы м Павлы. Закат солнца. Поскорее домой. Кое-какого света хватило до большой дороги. Дома обед и немедленное переселение в эмпиреи. Пяток, 11 дек Приходит С. и ставит к ногам моим теплые ботинки без всяких объяснений. Оказываются, впрочем, оные меньше моих ног. Предлежит, значит, куда-то зимний путь. Встал с колоколом вместе. Обедня. Визит москвичкам и чай там же. Целые короба навезли свящ облачений. Дома еще стакан чаю. Тепло за окнами и холод по сю сторону оных. Саман с С. Оные госпожи с двумя узлами приношений, стаканом варенья и бутылкой грибков. Наречение Святейшей UГYMEHVI Горней. Отыскивание в секретной кивота для Нее. Джирьес с обедом. Якуб с закупками. Ахмед с монетой. Вечерня-утреня. Катарджи с гречанкой. Топка печки. Две сестры. Г. консул на чаю. Получил письма от Яковлева и от Мельникова. Первая идея контроля у тамошних 1324 . Никодим (будущий Кесарийский) за нее, и пр. 10 ч. Рассматривание Марса. И на нем тоже род Америки, разделяемой океаном с другим материком. Диск совершенно круглый. Спутников – мафиш 1325 . Дремство бесконечное. Суббота, 12 декабря

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Отличное посольство всячески постарается затянуть и испакостить дело самого простого, обыденного значения. Четверток, 25 ч Проспал почти до 3 часов. Осталось в памяти белое платье с розовою ленточкой. Ну, хоть не красною, и то хорошо. Тот же ветер, а след. и прохлада. Лекарство и т. д. «Стрекоза» уморительная 934 . Рекомендательное письмо к брату о свате, иже есть на сей раз Яков Ив Ансара, возымевший страстное желание видеть РУСЬ Святую. О. Савватий за благословением перебраться на Елеон и быть краеугольным камнем тамошней обители Русской. Бог да поможет! Путешествие в больницу. Бедняк Осман, заплакавший при виде меня. О. Ицхак 935 , выздоравливающий и с тоской высматривающий в большое окно на свои голые горы. С Жоржем к консулу. Скверная бумага из посольства. Порта, видите, предварительно ищет осведомлений от Реуфа о местах, где имеют быть церкви наши, и о размере сих последних, а не подходящий под грамматику наш Ону 936 уже и рад стать на дыбы фразерства и придумывает затруднения, усложнения, запросы, интересы, правила, традиции, условия и всякие другие пустословия. Не забыл своего великолепного «terrain brulant» 937 из эпохи покупки Мамврийского Дуба. О, Господи! Да когда же мы выйдем из «маленьких» на Востоке, приписывающем нам величину непомерную? Дома утешение. С с полудюжиной рамок для великокняжеских портретов. Windharmonica. Переписка. Обед. Батурина, самая давняя и несказанно грустная. О. Кирилл 938 – ученый, повествующий еще о нескольких старогрузинских надписях в Аврамиевском и Никольском монастырях, в Καταμνας 939 и Бог весть где еще. Туры наверху. Комета подходящая все ближе и ближе к полюсу. Ветер неключимый 940 . Тут чай. Ответ в консульство на бумагу του νου 941 , и за ним сон неумолимый. Пяток, 26 ч Прячусь на крылосе за кем-то, читающим мои корреспонденции из Иерусалима в газету его. Говорю ему при этом: вот то, что писано об Ирбити (!!!), не принадлежит перу моему. Почему-то оказываюсь младенцем, и, не желая быть замеченным народом или Патриархом, тихонько скрываюсь, отыскиваю свою рясу у храмовых сторожей и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Мученикам От земных всех нерадивше, и на муки мужески дерзнувше, блаженных надежд не погрешисте, но Небесному Царствию наследницы бысте, всехвальнии мученицы. Имуще дерзновение к Человеколюбцу Богу, мир мирови испросите, и душам нашим велию милость. [«Пренебрёгши всем земным, и мужественно решившись на страдания, вы не обманулись в блаженной надежде, но сделались наследниками небесного царства, всехвальные мученики. Имея свободный доступ к человеколюбивому Богу, испросите мир миру и душам нашим великую милость».] Богородице Агнца Своего Агница иногда зрящи к заколению тщащася, усердно последоваше, Сия вопиющи Ему: камо идеши чадо Мое сладчайшее Христе; чесо ради скорое течение сие, долготерпеливе, течеши неленостно; Иисусе возжеленнейший безгрешне многомилостиве Господи, даждь Ми слово рабе Твоей, Сыне Мой вселюбезнейший, не презри Мене Щедре молча, Тя странно Рождшую, Боже всещедре, даруй мирови велию милость. [«Некогда Агница, видя, как Агнец Её спешит на заклание, с ревностью следовала за Ним, взывая к Нему так: «Куда Ты идёшь, сладчайшее Моё чадо, Христос? Для чего, долготерпеливый, неленостно совершаешь это скорое Твоё шествие. Ты, вожделенный Иисусе, безгрешный, многомилостивый Господи? Скажи слово Мне, рабе Твоей, сын Мой возлюбленный. Не пренебреги, милостивый, в молчании Меня, удивительным образом родившую Тебя, Боже всемилостивый, подающий миру великую милость».] Пяток На утрени стихиры на стиховне Страстоубийца пост настоящий, озлобленныя от греха уврачевати обещавается: егоже яко богоданного помощника почтим, богописанныя скрижали Моисеом приимше. Не предъизберем сокрушившаго их невоздержанием: не будем общницы, ихже телеса падоша в пустыни: не возсетуим иудейски, но церковно просветимся: не фарисейски лицемеруим, но евангельски удобримся хвалящеся о кресте Христа, Избавителя душ наших. [«Настоящий пост, убивающий страсти, обещает уврачевать недугующих грехом; его и почтим, как данного Богом помощника, принявши чрез Моисея богописанные скрижали. Не отдадим предпочтения невоздержанию, разбившему их, не будем общниками с теми, коих тела пали в пустыне, не будем сетовать по-иудейски, но евангельски покажем себя светлыми; не будем фарисейски лицемерить, но евангельски украсим себя, хвалясь крестом Христа, Избавителя душ наших».]

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Года не прожил старец после возвращения в Киновию. Начав сильно болеть еще зимой и по старости – ему было более 66 лет – не имея сил перенести недуг, он в мае 1869 года стал, очевидно, близок к гробу. 18 мая в 5 часов утра, предчувствуя последние минуты жизни, он пригласил духовника своего о. Тихона, бывшего духовником скита, исповедался, принял св. Тайны из рук сына своего иеромонаха Прокопия и в 12 часов дня мирно отошел к жизни той, к которой в трудных христианских подвигах готовился в течении 33-х лет. Погребен он наместником Лавры архимандритом Антонием в нижнем храме Киновии за правым клиросом. V. Еще черты и случаи из жизни старца. Пещеры и Киновия теперь Дух юродства, присущий о.Филиппу еще в молодости, сохранялся в нем до самой смерти и привлекал к нему и во время его монашества и схимонашества множество жаждавших назидания и утешения духовного. Никогда никого не отпустил подвижник, не преподав наставлений и советов, смотря по нужде каждого. Не мало случаев из этих бесед остаются неизвестными, и лишь те из них, которые удалось собрать, но не пришлось поместить выше в последовательном изложении жизни, необходимо, думается, для полноты описания привести теперь. Раз к о.Филарету в пещеры пришли посетившие Лавру светские лица, приехавшие из Петербурга. – С ангелом! С ангелом! – радушно приветствовал он гостей: – вы из безгрешной деревни? – Так старец звал Петербург. Приехавшие, очевидно, его не понимали. – Вы из Петербурга?– еще раз спросил он. – Да, из Петербурга,– отвечали посетители. –У вас в пятницу и среду-то варят или сухоядение бывает? – спрашивает старец. – Мы не понимаем, о чем вы нас спрашиваете, – ответили гости. – Не понимаете? Посты в среду и пяток соблюдаете-ли? – разъяснил о.Филарет. – Родители нас не учили этому; ну мы и не знаем, что в среду и пятницу есть скромное нельзя – отвечали изумленные посетители. – О! Среда-то горяча, а пятница еще горячее – стал объяснять им старец, и затем дал им наставление строго соблюдать посты. – Как идти к вам грязно – сказали посетители эти Филиппу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010