Вычитывание из них подходящих статей. К консулу, опять недужному. Все 4 гранкордона тут налицо. Александровский, 2 Аннинских и Станиславский. Наикрасивейший есть Станиславский, худейший – Александровский. Патриарху, Никифору, Ризе и Реуфу. Да Киамилю Срамислав на шею, да он же Кригеру в петлицу. Пока только сии 6. При всех и грамоты. Жаар. Писание. Обед глуповатый. Не-вечерня. Эолова музыка. Патриарх шатается по Постройкам, а ко мне не зайдет. Κτι τρχει 1094 . Торчание наверху. Пропала совсем вторая комета. За Елеоном зарево. Тут переписка. Чай. Соннометание. Пяток, 4 сент Воскресни, 1843 год 1095 ... Увы! увы! Во сне какой-то гадик посажен в кювету, и плавает, и ныряет. Пришла мысль посадить к нему и другого, но прежде, чем исполнить это, проснулся. Возвратился также из прогулки по городу домой на третий этаж под крышу, но спутник сказал, что та комната не моя, и что мне назначена другая, а я и рад был. В городе видел при соборной церкви штук 5–6 огромных колоколов, бестолково повешенных. 6 ч. Молитва. Жара. Самовар. Сестра. Брошюрка из Питера от г. Елагина. Заказное письмо от неугомонного Николаки. Посылка из Калача, не стоившая хлопот. Сосед за текстом. Чтение о. Ивана. Виссарион с письмом из Ананьева. Тамошним предвидится переселение в Адест. Контракт с Джирьесом Горнским на очистку места перед церковию (20 наполеондоров). Абдалла 1096 за жалованьем. Обед. Листуар по поводу картины. Слушание драгоценного колокола, не приведшее в восхищение. Вечерня. 5 строк статьи. Хождение по эмпиреям. То же строчение. Чай. Еще раз сборище по гефсиманскому вопросу. Карта Сатурно-Нептунова местонахождения. Комары, ветры. Дремота. Скоро 1 час. А по арабским газетам ГОСУДАРЬ принял отставку графа Игнатьева. Что сей сон означает? Суббота, 5 сент Ну, что записывать всякую чушь? Припекает. Обедня. Чай с немецким хлебом. Писание. Секретарь в дорожном пиджаке, в час выбывающий из мест наших. Феллахи бесконечные. Уплата по старым счетам двукратная. Якубовы старания в городе по «пропащему» делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Ne tu commande   ni petite, ni grande, Auparavant   ce qui manque, – argent. Prèfére chercher   Bâtir clocher 1041 . Глупо, да уж так вышло. Ничего не поделаешь! Бетжалиотка с апологией себе. Дремота и сон на целый час. Приснилось, что какой-то фокусник въехал в галопе на колокольню, как будто нашу Горненскую, только весьма высокую. Чтение «Совр Известий». Семейство Николы за благословением. Письмо и денежки в Иерихон. Малое пребывание наверху. Начало переписывания «Изрумелии». Чай. Певцы-шельмецы. Уже 3-й час давно. Пяток, 7 авг Спал до 8-го часу. Безветрие полнейшее. Молитва. Смоквы елеонские. Чай. Письмо из Яффы с реляцией о болях и болезнях. Гур – с такою же о своей болезни. Переписка тугая и тупая. Напрасное ожидание археолога. Ученые справки в библиотеках. Ответ на реляцию. Посылка из СПб. с тремя экземплярами Врумелии и Кунгурскою, иначе – Сибирскою, летописью об Ермаке Тимофеевиче. Золото – туда, золото – сюда. Обед. Вечерня не для нас. Отъезд с соседом с Построек в ученую экспедицию. Псевдо-Сион. Кривдо-Иерусалим Давидова времени 1042 . Спуск по Тиропию к Силоаму. Обретение там Ганно и Левеня. Проникновение в туннель. Тщательнейшее высматривание датированной 1343 годом Гутевой заметки. Ни малейшего следа таковой. Алебастровый слепок с надписи художника Павлюса. Des batons. Des -. Герзен des. máim. Заказ мастеру и для меня подобного слепка. Возвращение в сумерки восвояси. Переписка ленивая и дремучая. Чай. Сон. Мириады комаров и троекратный поход на них с огнем. Хапун-эфенди 1043 никак не высказывается прямо и ясно. Несомненно, что поднимемся с ним далеко за 300. Суббота, 8 августа Не успеешь вздрыхнуть, как уже и слышится повестка к обедне. Нигде ничего не болит, слава Богу. Не знаю, что творится там у моря и на самом море. После службы чай. Κυρ Δικισσα 1044 . Марья Гавриловна еще раз с шапочкой. Зограф 1045 с своей работой. Отыскивание для него сюжета для образа прав Закхея и снабдение его чаем-сахаром. Турецкий почтальон с двумя письмами. Одно (из Оренбурга) обещает 31 рубль, а другим м. Леонида извещает об отъезде своем из Воронежа с иконостасом и со всеми «сокровищами» за границу, т. е. в Палестину. Туда же отправлен из Москвы и колокол (еще!). Спасибо старице. Будем ждать. Чтение в ожидании гостя. Mr. Ganneau, уже переписавший нынешними еврейскими буквами Силоамскую надпись 1046 . Сидение и даже лежание с ним в библиотеке на полу над кусками разбитой мозаической надписи, найденной на Елеоне, не достигшее результатов. Вышли только буквы ΓΕΡΑΤΙ ... YΖΔΟ. Обед. Пелагия, вышедшая из больницы. Сын Ибрагима-эфенди за 10-ю наполеонами. Всенощная купальная. Извороты перед эскулапами за несостоявшуюся баню. Окулярное приспособление к Vademecum 1047 . Переписка. Чай. Дремота. Комары-злодеи. Продавец гефсиманский сегодня ночью обещался поругаться с шельмецом Денефом в нашу пользу. Уже скоро 12 ч. Пора приниматься за «правило», крепко покривившееся. Воскресение, 9 авг

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Наведение чернилом наддверных надписей. Просьба америк консульства о 5 туристах, принятая к сведению, но не к исполнению. Обед в свое время. Кто-то из города. Там идут дожди три дня и три ночи, но о снеге нет и помину. От первого и тут раза три сегодня разбегались от своего дела рабочие. Опасение за завтрашний день. Вечером чтение. Чай. Кашель. Переливающееся через край благополучие и даже сочинительство. Уж каких протестов не делали бедные глаза, а все-таки досидел до % 12-го. Вот тебе и деревня! Пяток, 13 февраля Истинно по-пустыннически. Забыл там, в лоне природы, времена и лета и вчерашнее число считал тринадцатым. Уже здесь о. Вениамин просветил меня светом истины месяцесловной. Итак, в 6 часов я был уже, яко скимен 344 , готов на лов. Небо оказалось отличным, вопреки алармисту 345 -барометру. Не спеша собирался я в дорогу. Повара отправили вперед получасом ранее. Около 9 часов, после расплат и бахшишей неминучих и после напутствий плакучих, я оставил свою Московию и в сопровождении того же Али уехал в сии горы. Почтенный Пифагор вторично сократил мне дорогу по кр мере на % длины ее. У хана посидел всего минут 5–6. У источника пробыл около получаса   (NB. предательская змейка обозначает, что я заснул на том пункте строчки), закусил хлебом и луком и в 2 часа и % был уже дома, встреченный на хребте Иудейских гор стариком Бореем 346 , о котором понятия не имеют иерихониты. Дома все благополучно. Новость: приехал московский Никола 347 с елеонскими колоколами 348 , которые уже и доставлены сюда. Поклонников прибыло 280 человек, в числе их 1 священник и 2 диакона. Служба. Русская почта. Топление печки. Simos. Письмо от сестры зауральской 349 . Эфендиев Ханна с 11-ю письмами денежными на сумму от 3-х до 360 р. Разумеется, есть между ними и следующие к передаче. Чай вместо обеда или ужина. Что-то немножко лихорадочное в теле. Поранее убраться на лежанку. Των Ψυχν 350 . 14 ф Не приснилась ни одна памятная и приснопоминаемая ψυχ 351 . 7 часов. 4° только. Небо ясное, каким ему следует быть.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Передний угол. Пришедши в гости, не должно садится в переднем углу, ибо суеверные люди говорят, что впереди должно сидеть или попу или дураку, – первому из уважения к его сану, а дураку для того, это он всегда ищет для себя более почтения, нежели сколько стоит. Переносье свербит. У кого свербит переносье, тому слышать про покойника. Платье. Ежели кто, выходя из чужого дома, прищемит полу или подол платья, то это значит, что ему придется возвратиться в тот дом. Плевать. Ежели кто плюнет нечаянно на свое платье, то это значит, что будет иметь в скором времени обнову или терпеть напраслину. Понедельник. В этот день в дорогу не ездят, опасаясь несчастья. Приметы. Простолюдины утверждают, что если кто родится злым человеком, то на того природа кладет свой знак: он бывает или кос, или рыж, или картав; напротив того, кто хорош лицеем, тот иным быть может. Прыгун, скакун, разрыв. Уверяют, что эти травы особую имеют в колдовстве силу, и что без них никакого клада вынуть не возможно. Пятница. То есть, – пятый день недельный, пяток. Ежели кто в сей день как и в понедельник что-нибудь предпринимает, то успеха будто бы ожидать не должно; в тот день прясть и шить бабы почитают в грех , и ожидают в наказание или ногтоеды злой, или заусенцы не излечимой. Русалки. Дьяволы женского рода, живущие в озерах, в реках и болотах. Они имеют весьма долгие волосы, и уверяют простаки, что часто их видят бегущими по горам, и сидящими на берегах рек, где они чешут длинные свои волосы, и кого только они увидят человека, то тотчас бросаются в воду. Древние славяне почитали их богами вод и лесов, покланялись им и приносили жертвы. По мнению их, они имеют весьма долгие зеленые волосы. Собака воет. Когда в котором доме собака завоет, то уверяют, что быть там не счастью; а ежели на кого собака потянется, то предвещают ему обнову. Северное сияние. Сие величественное явление, названым северным потому, что бывает обыкновенно в холодных климатах, суеверные простолюдины почитают предзнаменованием целому государству какого-нибудь несчастья, например мора, голода, нашествие неприятелей и прочего.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

В простых, нередко двусмысленных, ответах подвижника видна была прозорливость. Да и кто из москвичей не помнит человека, среднего роста, с длинной окладистой бородой, с добрым, ласковым взглядом его очень выразительных глаз, в монашеском одеянии и почти с пудовым посохом, на котором прикреплен был литой медный голубь 14 ; с этим посохом Филипп ни на минуту не расставался. Каждое его слово принималось как слово прозорливого, святого человека и высоко ценилось простым народом. Его почитатели спешили за его добрым советом; без его благословения не начинали никакого дела. Для угнетенных и скорбных Филипп являлся утешителем, наставником; его простые речи, дышавшие любовью и верой, укрепляли скорбный их дух. «С ангелом, с ангелом, с Божьим вестником!» – приветствовал он всех, обращаясь в разные стороны. Народ с любовью слушал «Филиппушку, человека Божьего», слушали его мягкие, образные, полные глубокого христианского значения, речи. Каждый, имевший какую либо скорбь на душе, старался хоть что – нибудь услышать от него себе в утешение и назидание. Утешенные, уверенные, что «его устами слова с неба идут», расходились толпы народные и новые толпы являлись к Филиппушке. Нередко посещали старца – подвижника и в его пещерной обители люди привилегированного сословия; так, однажды, к нему явились приехавшие в Лавру из Петербурга какие – то светские лица, занимавшие видное положение в Петербурге. Старец принял их радушно. – С ангелом, с ангелом! говорил он, – вы из безгрешной деревни? так он звал Петербург. Гости не поняли его вопроса, и Филипп спросил в другой раз. – Вы из Петербурга? – Да, мы петербургские, ответили ему. –А вы пятницу и среду – то варите – ли? спросил улыбаясь Филипп; «среда – то горяча, а пятница еще горячее». – Мы не понимаем, о чем вы говорите, ответили посетители. Тогда Филипп спросил их прямо, постятся ли они по средам и пятницам? – Мы не знаем, что за грех в среду и пятницу скоромное есть. Кажется, в этом греха нет. Филипп обличил их и дал спасительный совет хранить среду и пяток в посте, по уставу православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

е. не монашествующее, не дающее обетов строгого воздержания. Благовест — колокольный звон, возвещающий о начале церковной службы. Благочинный — помощник епископа, надзиравший за церквами и духовенством одной из частей епархии — благочиния. Блонды — шелковые кружева. Боскетом (расписать) — т. е. расписать растительным узором, зеленью. Бригадир — военный чин, средний между полковником и генерал-майором (упразднен Павлом I). Бут — строительный камень, употребляемый для возведения фундамента, а также основание из этого камня. Варенцы — вареники. Великий пятокпятница на страстной неделе. Викарий — епископ, являющийся помощником или заместителем архиерея, управляющего епархией. Всенощная — служба, совершающаяся накануне воскресенья и больших праздников. Она начинается после захода солнца и заканчивается обычно после полуночи. Генерал от инфантерии — военный чин II kлacca; и далее no XIV-kлacchoй Табели вошел в употребление с 1798 г. Генерал от кавалерии — военный чин II kлacca; вошел в употребление с 1798 г. Герольд — придворный глашатай, вестник значительных событий. Глазет — парча с цветной шелковой основой и с вытканными на ней золотыми или серебряными узорами. Гоф-интендант — чиновник гоф-интендантской конторы, ведавшей дворцами и садами. Гофмейстер — придворный чин III класса. Гофмейстерина — придворное звание-должность для дам. Грунтовый сарай — оранжерея. Действительный статский советник — гражданский чин IV kлacca. Действительный тайный советник — гражданский чин II kлacca. Дикий (цвет) — темно-серый со стальным оттенком. Егермейстер — придворный чин III класса; ведал охотой. Жирандоли — большие хрустальные фигурные подсвечники для нескольких свечей. Жонкиль — разновидность нарцисса. Иеродиакон — монах, посвященный в дьяконы (в помощники священника при богослужении и отправлении обрядов). Иеромонах — монах в сане священника. Ильмовая (мебель) — изготовленная из ильма, дерева из семейства вязовых, отличавшегося великолепной древесиной. Инфантерия — пехота. Иподьякон — лицо, во время богослужения прислуживающее архиерею.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

Самое ясное указание евангелиста на день совершения вечери заключается в тех местах, где евангелист день распятия Господа называет «пятницею» παρασκευ το Πσχα: иудеи же, понеже пяток бе, да не останут на кресте телеса в субботу, бе бо велик день тоя субботы. Здесь под словом «пятница» нельзя понимать пятницу праздника Пасхи, но пятницу пред Пасхою, в которую вечером должно было вкушать пасхального агнца. Такое понимание имеет следующие основания: 1) хотя слово παρασκευ употреблялось иногда для обозначения дня пред субботой, но в Новом Завете везде, где только употребляется это слово, везде употребляется для обозначения покоя, предшествовавшего субботнему дню. Так, нельзя понимать παρασκευ как день пятницы в том месте, где евангелист говорит, что погребавшие положили Иисуса в ближайшем гробе по причине пятницы иудейской. Точно такое же значение имеет это название и у других евангелистов ( Лк. 23:54 ; Мк. 15:42 ). 2) Если бы слово παρασκευ означало день недели, то была бы совершенно излишняя приставка του Πσχα; в таком случае нужно бы было прибавить не του Πσχα, а το σλτου или просто употребить παρασκευ без всякой приставки. 3) Если бы событие распятия случилось 15 Нисана, в самый день праздника, который праздновался в том году в пятницу, то обозначение следовавшей за этим днем субботы никак не могло бы быть такое, какое евангелист ей дает. Ее никак нельзя бы было назвать великим днем. Все дни, находившееся между первым и последним днем праздника, назывались малыми днями. Днем же великим назывался только первый и последний день праздника. Такое название встречается в самом Евангелии. Так, говоря о пребывании Иисуса на последнем дне праздника Кущей, евангелист выражается так: «В последний великий день праздника» ( Ин. 7:37 ). Следовательно, с полною уверенностью можно принять, что если евангелист называет субботу великим днем, то называет потому, что к обыкновенному празднику субботы присоединился еще другой, именно – праздник Пасхи: бе бо велик день тоя субботы. Значит, можно принять, что события распятия происходили 14 Нисана, а последняя вечеря – 13 Нисана.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

662 Чти к сим книжицу преосвященного Стефана Рязанского «Знамения пришествия антихристова и кончины мира», а паче главу 4–9; «Розыска» часть 2, глава 5, и сего трактата глава 2, §15. 732 [Сие видно в повестях Минеи-четьи и в прологе месяца октября, 4 числа о Домнике мученице и дщерях её.] 748 Чти к сим «Обличение неправды раскольнической» при конце в объявлении толков схизматических номер 29-й. 750 Что касается до слов «Параскева» и «Пятница», то по собственности значения их Параскева есть греческое название, на нашем языке переведено быть должно «приуготовление»; а пятница у нас значит пятый день в седмице. Почему ж вошло Параскеву в святцах наших называть Пятницей? Потому, первое, что у евреев день приуготовления к шабату, или к субботе, был тот самый, что у нас пятница. Почему они, навыкнув греческому языку, и называли день сей «параскеви». Второе, у нас в святцы взошёл обычай Параскевию мученицу, которой повесть написана в Минеи-четьи октября в 28 [день], называть «Пятницей», поскольку сама она перед мучителями изъяснилась, чего ради наименована Параскевией; того-де ради, что родители её почитали в седмице день шестой постом и молитвами страстей ради Христовых, в оный день подъятых за спасение наше и в сей же день даровал им Бог её, дщерь. Чти оную повесть, то пространнее увеси. Пятница ж пятый есть день с понедельника, а шестой от воскресного дня. Вот как надобно пятничный день чтить, то есть постом и молитвой, воспоминая в нём страдание Христа Спасителя. Тако чтити среду и пяток повелевает и правило святых апостол 69. 751 Выбор девок в Пятницы ведёт, конечно, своё начало от обычая простонародного. Известно, что по сёлам многие из непросвещённых христиан, хотя, впрочем, от Церкви не отщепившихся, особенно почитают пятки всего лета, оставляя в них свои ручные дела: для того, что будто матушка пятница гневается на тех, кои в день её работают. Но сие также не есть ли грубое невежество и суеверие? Ибо как пятница, пятый сиречь день, может на кого гневаться? И за что, когда в самом законе Божием предписано помнить токмо субботный день или воскресный, а в прочие шесть дней, не исключая и пятницу, равно повелевается делать и творить в них вся дела своя?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/nastavle...

Пятница пред Рождеством Христовым считается последним строго постным днем Рождественского поста, так как пост, хотя и продолжается в следующие затем дни, субботу или воскресенье, но значительно ослабляется. В Православной Церкви принято вообще с совершеннейшим постом устранять по возможности торжественность богослужения. И в последнюю пятницу пред Рождеством Христовым, как и в Великий пяток, положено совершать одни царские часы без Божественной литургии. Пятница пред Богоявлением, если оно приходится на воскресенье или понедельник, не отличается от прочих святочных праздничных дней. Раньше праздник Богоявления совершался в один день с праздником Рождества Христова, и служба первоначально им была одна. По разделении праздников старались сделать похожими службы им. Все, что положено было на Рождество Христово, перенесено и на Богоявление. Одну из особенностей праздника Рождества Христова составляли великие (царские) часы. Часы составили и на Богоявление и совершение их, если праздник приходился в воскресенье или понедельник, также перенесли на пятницу. Так возникло правило, как и перед Рождеством Христовым, Божественной литургии в этот день не совершать. Устав об отправлении царских часов перед Богоявлением, если оно случится в воскресенье или понедельник, говорит: Аще ли в пяток, прежде навечерия Богоявления, когда поются царские часы, зри указ декемврия в 24 день, то есть делается ссылка на Устав Рождественский, из которого заимствован богоявленский Устав. Поэтому несовершение Божественной литургии в указанный пяток перед Богоявлением имеет чисто исторический, а не литургический и не канонический характер. Но из этого не следует, что в пятницу перед Богоявлением можно служить Божественную литургию. Если в Уставе определенно запрещается служение Божественной быть не может, так как дни совершения их точно определены Уставом. Есть дни в году, когда не полагается совершать Божественную литургию, например в среду и пяток Сырной седмицы, потому что . К этим дням вполне приложима указанная известным православным канонистом Феодором Вальсамоном (XII в.) причина неслужения полной Божественной литургии во время Святой Четыредесятницы, кроме субботних и воскресных дней и праздника Благовещения Пресвятой Богородицы: .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Содержание Неделя первая Воскресенье сырное Понедельник Вторник Среда Четверток Пяток Неделя вторая Воскресенье первое Понедельник Вторник Пяток Неделя третья Воскресенье второе Понедельник Вторник Среда Четверток Пяток Неделя четвертая Воскресенье третье Понедельник Вторник Среда Пятница Неделя пятая Воскресенье четвертое Понедельник Вторник Среда Четверток Пятница Неделя шестая Воскресенье пятое Понедельник Вторник Среда Четверток Пятница     В память княгини Наталии Владимировны Долгоруковой Некоторые из почитателей неусыпной и плодотворной деятельности по изданию и распространению духовно-нравственных книг Княгини Наталии Владимировны Долгоруковой предприняли возобновить издание книги: „Стихиры Великопостных служб с переводом на русский языка, как сочинения, излюбленного почившею Княгинею при её жизни, надеясь, что не один из благочестивых читателей этой книги, достойно оценив заботы и труды покойной, по распространению в массе читателей подобных назидательных изданий, безмолвно сотворит теплую молитву о упокоении души рабы Божией Княгини Наталии. Возвышенны все песнопения наших церковных служб, но службы великого поста производят более сильное впечатление на сердца молящихся. Содержанием всех песнопений великого поста служат воздыхания и вопли души, сокрушенной мыслию о тяжести грехов, о потере чистоты и первобытного блаженства райского. Вся цель этих песнопений – возбудить в душе чувства раскаяния во грехах, воодушевить к подвигам поста, к умерщвлению страстей, к очищению сердца. И нужно сказать, что весьма и весьма многие , из песнопений великопостных служб, составленные Феодором и Иосифом Студитами, достигают необыкновенной высоты и по изложению. Предание говорит, что один благочестивый муж любил песнопения св. Студитов, поемые в великий пост. Но зашли к нему однажды какие-то иноки и весьма неодобрительно отозвались о песнопениях св. Феодора. Этот отзыв охладил усердие благочестивого мужа, и он перестал петь стихи Феодора. Во сне явился ему св. Феодор Студит и сказал: „за чем ты оставил мои творения, которые любил прежде? Как не рассудил ты, что не приняла бы их церковь Божия, если бы не находила их полезными.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010