Все это дело на ней на одной. Бедные мамы, как они выдерживают? Это совершенно необъяснимо! Нужно еще церковь украсить, нужно всё в храме приготовить к Пасхе. Тут и батюшка с ног падает, но матушки – больше всех. Как они справляются?! Это непостижимо. Это только наши, православные русские женщины могут выдержать вот такое трехночное бдение: в Великий Четверг – по хозяйству, с пятницы на субботу – ночная служба, и потом – пасхальная служба. Три ночи подряд! Как выдерживают женщины – непонятно! Это их подвиг, многосотлетний подвиг. Только тайные ученики В Великую Пятницу утром служатся Царские часы. Великие Царские часы. Есть два объяснения такому названию: или государь, царь присутствовал, или это Царь царей, Господь вспоминается. И то, и другое объяснение вполне уместно и вполне возможно. Да, царь присутствовал на Царских часах. Государь-император, царь приходил на службу, как это очень часто делали византийские императоры. Больше того, императоры Византии не только присутствовали, они даже запевы делали, сами лично запевали. Запоет ирм ос – все потом подхватывают. Не у всех императоров, конечно, были удачные голоса, но, тем не менее, и они очень хотели поучаствовать в службах – и они участвовали. Великая Пятница: первый час, третий, шестой и девятый. Читаются три псалма. Причем, псалмы необычные, а два псалма – особенные, которые имеют отношение к страданиям Господа, а еще один, для того чтобы не потерять ориентацию, обычный для первого часа, для третьего, для шестого. Но и там вспоминаются события, которые происходили тогда, в Великий Пяток. Вообще, во весь год, во весь церковный годовой круг, всегда часы посвящаются этим событиям: «Иже в шестый день же и час/нас ради плотию смерть вкусивый,/умертви плоти нашей мудрование,/Христе Боже, и спаси нас». Вспоминается третий час, шестой, потом девятый – эти часы читаются особенно, потому что каждый час суток связан с воспоминанием Господа Иисуса Христа. На Великих часах поются стихиры, читается Апостол, потом Евангелие… К сожалению, наши прихожане не понимают красоты этого богослужения. Но и у нас в храме, где мой отец служил, там тоже было мало людей на часах. Но это были те люди, которые на вес золота: они понимали. Их было человек 30-40-50, но они стояли, они слушали.

http://pravmir.ru/nas-radi-raspyatogo-pr...

Эта стихира, с одной стороны, очень сдержанно, а с другой стороны, очень страшно ставит нас перед лицом тех страданий, о которых мы привыкли читать в Евангелии. После хвалитных стихир – десятое Евангелие, затем вседневное славословие и просительная ектенья, а после них одиннадцатое Евангелие и стихиры на стиховне. Наконец, двенадцатое Евангелие, уже конец всего – кустодия у дверей гроба, когда поруганный, убитый и положенный во гроб, Он все еще страшен, Он все еще опасен. Все еще надо Его сторожить, надо что-то такое придумать, чтобы не было так, как хотел Господь. Прочитано двенадцатое Евангелие, и опять обычный текст – Благо есть,обычный для утрени, затем Трисвятое по Отче наш, и снова звучит тропарь. Здесь звучит уже другой тропарь Великого Пятка. Справедливости ради надо сказать, что ранее этот текст звучал в качестве седальна, и это говорит нам о родстве тропарей и седальнов. Но в конце утрени он звучит уже по-другому. Он звучит второй раз, и звучит как некоторый итог, в конце страшного и тяжелого последования. Вот его текст: «Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею Кровию, на Кресте пригвоздився, и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе». Этот тропарь говорит о самом глубоком, самом высоком, самом главном смысле тех страданий, которые претерпел Христос. И в заключение службы он звучит как радостный вздох облегчения после всего страшного, что мы услышали. Церковь научает нас тайному смыслу того необъяснимого, что совершилось: «Искупил ны еси от клятвы законныя...». Тот, Кто называл Себя царем, распят; тот, Кто обещал победить, Сам побежден; того, Кто исцелял, подвергли страданиям. Это очень трудно вместить, а Церковь говорит нам о том, что это и есть замысел, что это есть искупление рода человеческого. Ектенья сугубая сокращенная и окончание утрени. В этот день, один из трех дней в году, к утрени не присоединяется первый час, потому что Великий Пяток, также как и два Сочельника – Рождественский и Крещенский, это дни совершения Великих, или Царских, часов. И, безусловно, Великие часы в сочельники – это некое уподобление, часам Великого Пятка, которые могут быть названы часами часов. Если литургия Великого Четверга – это литургия всех литургий, то часы Великого Пятка – это часы всех часов. Как мы помним, темы часов связаны именно со Страстями Спасителя в шестой и девятый час, так что именно эти часы, часы Великого Пятка – главные часы года. Что же они собой представляют?

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во Вторник мысль богослужения в основном останавливается на Страшном Суде, и в кондаке говорится так: «Час, душе, конца помысливши, и посечения смоковницы убоявшися, данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная, бодрствующи и зовущи: да не пребудем вне чертога Христова». Тут все вспоминается: и притча о талантах, и притча о десяти девах, и проклятие смоковницы — все, что сконцентрировано в Евангелии и так много раз обыгрывается в богослужении. А тема Среды — помазание жены-блудницы, и там чрезвычайно интересные тексты. В стихах перед синаксарем этого дня говорится так: «Жена, полагающи телеси Христову миро, Никодимов предприят смирналой». Это помазание миром было предсказанием о смерти Христовой и Его погребении. В Среду вечера на литургии Преждеосвященных Даров уже начинается богослужение Четверга, но прежде, чем начнется Великий Четверг, в конце чина изобразительных совершается особенный чин, который интересен не просто сам по себе, а как прямое противоречие Триоди Постной. Какой же это чин? В конце изобразительных полагается всем встать, и предстоятель (или игумен), преклоняя колена, произносит: «Благословите, отцы святии, простите ми грешному, яже согреших во всей жизни моей, и во всей Святей Четыредесятнице словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». И братия отвечает: «Бог да простит ти, честный отче» и расходится по келлиям, пребывая в молчании. Что это? Это чин прощения за всю Св. Четыредесятницу, который совершается в конце изобразительных в Великую Среду. Таким образом, по мысли Типикона, Четыредесятница кончается в Великую Среду, а по мысли Триоди — в пяток ваий. Это и противоречие, и расхождение, и в то же время очень приятная неоднозначность: мы уже говорили о том, что 40 дней не получаются никаким образом, и формально мы не можем подогнать пост к этому числу, но существовали различные попытки это сделать. Это расхождение и отражено в том, что в Триоди конец Четыредесятницы мыслится в один день, а в Типиконе — в другой. Хотя богослужение Великого Понедельника, Вторника и Среды уже не великопостное, Среда является днем пограничным, отделяющим один тип богослужения от другого. В среду вечера последний раз стихословится Псалтирь, последний раз служат Преждеосвященную, последний раз читают молитву Ефрема Сирина; с этого дня не кладут земных поклонов в храме (кроме как перед Св. Плащаницей). Прожив первые три дня Страстной седмицы, мы стоим уже в преддверии важнейших дней церковного года. 17. Великий Четверг и Великая Пятница.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Помолимся и о тех, кто трудами своими и болезнями сохраняет верность Истине Божией и в наши дни. Попросим Господа, чтобы и нам быть не чуждыми этой верности и этих трудов. Аминь. 2 (15) марта 1992 года Слово перед Плащаницей в Великий Пяток 12 Длящаяся в мире жизнь Христова привела нас сегодня на Голгофу к опустевшему Кресту Божественного Страдальца, к Его гробу. А 20 столетий назад в это время вокруг Его безжизненного тела уже оставались только самые близкие, оплакивающие свою любовь и несбывшиеся надежды. Последний возглас Умирающего на Кресте «Свершишася» ( Ин.19:30 ) слышали друзья и недруги. И никто еще не понимал того дела, за которое Он умирал. Теперь же, как в капле росы отражается и играет солнце радостью жизни, так в каждой Церкви по всей земле отражаются события тех трагических и спасительных дней: вознесен Крест Господень и плащаница Христова, вещают о величайшем в истории мира свершившемся на Голгофе подвиге. На земле Спасителем и Искупителем явилось Царство Божие и зовется Оно Церковью Христовой. И сегодня уже не вместила бы Голгофа всех, принесших к прободенным стопам Спасителя свою любовь. Это Господь исполняет Свое обещание: «когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» . ( Ин.12:32 ). Мы то сейчас, стоя у плащаницы, уже ждем Его Воскресения. Может поэтому и не можем мы прочувствовать благодатную горечь страстей Христовых, не удержать сорокодневной радости грядущей Пасхи. Но сегодня Великая Пятница – день великой скорби и глубоких дум. «Да молчит всяка плоть человеча и ничтоже земное в себе да помышляет». В великую Пятницу все человечество от Адама до последнего земнородного должны стоять пред плащаницей поникнув головами своими. Это их грехом смерть вошла в мир, их преступления сотворили Голгофскую казнь. Страшно сознавать себя преступником, невыносимо видеть в себе виновника смерти – убийцу. И вот это – факт! Все мы без исключения причастны к этой смерти. Нашего ради спасения смертью почил Христос Сын человеческий. Крестной смертью Сына Божия попрана смерть и милость Божия даруется людям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Жертвенник. Престол на месте водружения Креста. Голгофа С Голгофы, по выслушании проповеди , литания, при пении следующих песнопений из «Сионского Песнопевца», спускается вниз к камню миропомазания, причем четыре архиерея, держа в правой руке свв. Евангелия и горящие свечи, левыми руками поднятую за кисти с престола плащаницу несут вниз по северной лестнице. Здесь с этою плащаницею архиереи трижды обходятъ камень миропомазания и полагают ее на камне, причем народ возлагает на нее снова живые розы, а клирики кропят ее розовою водою и умащают благовониями. Патриарх читает евангелие от Марка глав. 15:42–47: „И уже позде бывшу, понеже бе пяток, еже есть к субботе 144 . Конец: Мария же Магдалина и Мария Иосиева зрясте, где его полагаху. Архидиакон произносит сугубую ектению о православных христианах, о поклонниках Святой Земли и т.п., на которую певчие снова отвечают многократным пением „Господи помилуй“. Затем против входной двери храма ставятся стулья, которые занимают участвующие в литании архиереи, и назначенный иерокирикс (проповедник), с возвышения у одного из карнизов, произносит вторую проповедь на арабском языке. По окончании проповеди, архиереи поднимают плащаницу с камня миропомазания, и литания направляется к кувуклию, который и обходит с плащаницею трижды, при пении: „Тебе одеющагося светом, яко ризою“. Священники после этого становятся по обе стороны Живоноснаго Гроба Господня, располагаясь иногда до часовни коптов. Для патриарха ставится против кувуклия кресло, а епископские седалища устанавливаются по правую и левую сторонам патриарха в ряд с священниками. При пении тропаря: „Благообразный Иосиф» и именно слов: „покрыв, положи“, плащаница вносится архиереями внутрь кувуклия и полагается на ложе, где пребывало пречистое Тело нашего Господа по погребении. Когда архиереи выйдут из кувуклия, патриарх, приняв кадильницу, тот час входит внутрь его и взволнованным голосом начинает перед плащаницею петь первую статью (τ γχμιον): «Жизнь во гробе положился еси, Христе, и ангельская воинства ужасахуся, снизхождение славяще Твое“.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко Великая Пятница Великая Пятница (Великий Пяток). На престоле приготовлена плащаница . Днем начинается богослужение: вечерня с выносом плащаницы. Все фотографии галереи Самое популярное Сейчас в разделе 2  чел. Всего просмотров 2.7 млн. Всего записей 151 ©2024 Фоторассказы священника Константина Пархоменко к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosl...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ukoha Господа " Распятие Господа Иисуса Христа " Описания иконы Описание иконы Распятие Господа Иисуса Христа РАСПЯТИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти, и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату: Правитель сказал какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят: Тогда: Иисуса, бив, предал на распятие: И придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью, и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий, и, сидя стерегли Его там: От шестого же часа тьма была по всей земли до часа девятого, а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! Лама савахфани? То есть Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?.. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить: Иисус же, опять возопил громким голосом, испустил дух. Страстная Седмица. Великая Пятница (Великий Пяток) В этот день литургия в храме не служится, а читаются Царски[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Распятие Господа Иисуса Христа Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон.

http://pravicon.com/icon-416

Изыде же вон Иисус, нося терновен венец, и багряну ризу. И глагола им: Се Человек. Егда же видеша Его архиерее и слуги, возопиша глаголюще: распни, распни Его. Глагола им Пилат: поимите Его вы, и распните, аз бо не обретаю в Нем вины. Отвещаша ему иудее: мы закон имамы, и по закону нашему должен есть умрети, яко Себе Сына Божия сотвори. Егда же слыша Пилат сие слово, паче убояся. И вниде в претор паки, и глагола Иисусови: откуду еси Ты? Иисус же ответа не даде ему. Глагола же Ему Пилат: мне ли не глаголеши; не веси ли, яко власть имам распяти Тя, и власть имам пустити Тя? Отвеща Иисус: не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы ти дано свыше: сего ради предавый Мя тебе болий грех имать. От сего искаше Пилат пустити Его. Иудее же вопияху, глаголюще: аще Сего пустиши, неси друг кесарев. Всяк, иже царя себе творяй, противится кесарю. Пилат же, слышав сие слово, изведе вон Иисуса, и седе на судищи, на месте глаголемем Лифостротон, еврейски же Гаввафа. Бе же пяток Пасце, час же яко шестый, и глагола иудеом: Се Царь ваш. Они же вопияху: возми, возми, распни Его. Глагола им Пилат: Царя ли вашего распну? Отвещаша архиерее: не имамы царя, токмо кесаря. Тогда же предаде Его им, да распнется. Поемше же Иисуса, и ведоша. И нося Крест Свой, изыде в глаголемое Лобное место, еже глаголется еврейски Голгофа. Идеже пропяша Его, и с Ним ина два сюду и сюду, посреде же Иисуса. Написа же и титла Пилат, и положи на Кресте. Бе же написано: Иисус Назорянин Царь Иудейский. Сего же титла мнози чтоша от иудей: яко близ бе место града, идеже пропяша Иисуса. И бе написано еврейски, гречески, римски. Глаголаху же Пилату архиерее иудейстии: не пиши. Царь Иудейский: но яко сам рече: Царь есмь Иудейский. Отвеща Пилат: еже писах, писах. Воини же егда пропяша Иисуса, прияша ризы Его, и сотвориша четыри части, коемуждо воину часть, и хитон.

http://pravmir.ru/velikaya-pyatnicza-kak...

Бе же хитон не швен, свыше исткан весь. Реша же к себе: не предерем его, но метнем жребия о нем, кому будет: да сбудется Писание глаголющее: разделиша ризы Моя себе, и о иматисме Моей меташа жребия. Воини же убо сия сотвориша. Стояху же при Кресте Иисусове Мати Его, и сестра Матере Его, Мариа Клеопова, и Мариа Магдалина. Иисус же видев Матерь, и ученика стояща, егоже любляше, глагола Матери Своей: Жено, се сын Твой. Потом же глагола ученику: Се Мати Твоя. И от того часа поят Ю ученик во свояси. Посем ведый Иисус, яко вся уже совершишася, да сбудется Писание, глагола: жажду. Сосуд же стояше полн оцта: они же исполнивше губу оцта, и на трость вонзше, придеша ко устом Его. Егда же прият оцет Иисус, рече: совершишася. И преклонь главу, предаде дух. Иудее же, понеже пяток бе, да не останут на Кресте телеса в субботу: бе бо велик день тоя субботы, молиша Пилата, да пребиют голени их, и возмут. Приидоша же воини, и первому убо пребиша голени, и другому распятому с Ним. На Иисуса же пришедше, яко видеша Его уже умерша, не пребиша Ему голений. Но един от воин копием ребра Ему прободе, и абие изыде кровь и вода. И видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его: и той весть, яко истину глаголет, да вы веру имете. Быша бо сия, да сбудется Писание: кость не сокрушится от Него. И паки другое Писание глаголет: воззрят Нань, Егоже прободоша. Русский перевод: В то время повели Иисуса от Каиафы в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху. Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего? Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, – да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.

http://pravmir.ru/velikaya-pyatnicza-kak...

Нужно ли говорить, что днём опресноков названо и подготовительное время пасхи и время опресноков? Да и, с другой стороны, пяток всеми согласно представляется как день страдания. Матфей пояснил бывший после него день этим так: «на другой день, который следовал за пятницей» ( Мф.27:62 ); а Марк ясно выразился: «и как уже настал вечер, потому что была пятница, то есть день перед субботою» ( Мк.15:42 ). Таким же образом и Лука: «день тот был пятница, и наступила суббота» ( Лк.23:54 ). Да и Иоанн: «но как тогда была пятница... ибо та суббота был день великий» ( Ин.19:31 ). А тогда и Иудеям надлежало вкушать пасхального агнца; «и они», говорит, «не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» ( Ин.18:28 ). Следовательно, вечеря – прежде пятницы, вечеря – прежде пасхи, и тем более прежде опресноков. Итак, Господь при совершении вечери не имел нужды по закону употребить, как говоришь, хлеб бесквасный. Напротив, так как Он совершил вечерю прежде дней опресночных, то если не хотел преступить закон вкушением опреснока не в установленное время, ясно употребил хлеб обыкновенный и совершенный, всюду сохраняемый, потому что квасное ещё не было уничтожено по закону. Но если, говорит, вечеря была прежде пасхи, то как же Господь совершаемое называет пасхой, говоря: «желанием возжелал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания» ( Лк.22:15 )? Сказав это, Он разрешил задачу. Ибо выразил, что предал некоторую иную от той законной и вместе прообразовательной, истинную пасху, Свою пасху нового Завета, посему и оставил бывшие при той законные блюдения и, напротив, принял тут много и противоположного Закону, соответственно чему, если даже не по чему другому, счёл приличным ввести новизну, употребление хлеба. Закон говорит: «агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз. И пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца. И пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mefons...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010