Всяк, иже царя себе творяй, противится кесарю. Пилат же слышав сие слово, изведе вон Иисуса, и седе на судищи, на месте глаголемем Лифостротон, еврейски же Гаввафа. Бе же пяток Пасце, час же яко шестый. И глагола Иудеом: се Царь ваш. Они же вопияху: возми, возми, распни Его. Глагола им Пилат: Царя ли вашего распну? Отвещаша архиерее: не имамы царя, токмо кесаря. Тогда же предаде Его им, да распнется. Тогда взял Пилат Иисуса и подверг бичеванию. И воины, сплетя венец из терния, возложили Ему на голову, и в одеяние пурпурное облачили Его, и подходили к Нему и говорили: да здравствует Царь Иудейский! И били Его по лицу. И снова вышел Пилат наружу и говорит им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я никакой вины не нахожу в Нем. Вышел тогда Иисус наружу в терновом венце и пурпурном одеянии. И говорит им Пилат: вот Человек. Когда же увидели Его первосвященники и служители, они закричали: распни, распни. Говорит им Пилат: возьмите Его вы и распните, ибо я не нахожу в Нем вины. Ответили ему Иудеи: у нас есть Закон, и по Закону Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Когда услышал Пилат это слово, он еще сильнее устрашился, и вошел в преторию снова и говорит Иисусу: откуда Ты? Иисус же ответа не дал ему. Говорит Ему тогда Пилат: мне ли не говоришь? Разве Ты не знаешь, что я власть имею отпустить Тебя, и власть имею распять Тебя? Ответил ему Иисус: ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было дано тебе свыше. Поэтому тот, кто Меня предал тебе, больший грех имеет. С этого времени Пилат искал отпустить Его. Но Иудеи закричали, говоря: если ты Этого отпустишь, ты не друг кесарю. Всякий, делающий себя царем, восстает против кесаря. Пилат, услышав эти слова, вывел Иисуса наружу и сел для вершения суда на место, называемое «Каменным помостом», а по-еврейски Гаввафа. Была же пятница перед Пасхой, около шестого часа. И говорит он Иудеям: вот Царь ваш. Тогда закричали они: долой, долой, распни Его! Говорит им Пилат: Царя ли вашего распну? Ответили первосвященники: нет у нас царя, кроме кесаря.

http://pravmir.ru/velikij-chetverg-sluzh...

Егда же прият оцет Иисус, рече: совершишася. И преклонь главу, предаде дух. Иудее же, понеже пяток бе, да не останут на кресте телеса в субботу, бе бо велик день тоя субботы, молиша Пилата, да пребиют голени их, и возмут. Приидоша же воини, и первому убо пребиша голени, и другому распятому с Ним. На Иисуса же пришедше, яко видеша Его уже умерша, не пребиша Ему голений. Но един от воин копием ребра Ему прободе, и абие изыде кровь и вода. И видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его, и той весть, яко истину глаголет, да вы веру имете. Быша бо сия, да сбудется Писание: кость не сокрушится от Него. И паки другое Писание глаголет: воззрят Нань, Егоже прободоша. В то время стояли у креста Иисуса Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова и Мария Магдалина. Иисус же, увидев Матерь и ученика, близ стоящего, которого Он любил, говорит Матери: Женщина, вот сын Твой. Потом говорит ученику: вот Матерь твоя. И с того часа взял ученик Ее к себе. После этого Иисус, зная, что уже все совершилось, говорит, дабы свершилось Писание: жажду. Стоял тут сосуд, полный уксуса. Тогда, наткнув на копье губку, полную уксуса, поднесли к Его устам. И когда вкусил Иисус уксуса, Он сказал: совершилось. И склонив голову, предал дух. А так как была пятница, то Иудеи, чтобы тела не остались на кресте в субботу – ибо день той субботы был день великий, – попросили Пилата перебить у них голени и снять их. Итак, пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Придя же к Иисусу, они, когда увидели, что Он уже умер, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и вышла тотчас кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно его свидетельство, и он знает, что истинное говорит, чтобы и вы верили. Ибо произошло это, да исполнится Писание: кость Его да не сокрушится. И еще другое Писание говорит: Будут смотреть на Того, Кого пронзили.   Ин 19:25–37 И по окончании чтения поем: Слава долготерпению Твоему, Господи! И абие: Всякое дыхание: На глас 3, поставим стихи 4.

http://pravmir.ru/velikij-chetverg-sluzh...

Поэтому пост в среду не только напоминает об этом страшном падении, но и обличает и нас: своими грехами мы вновь предаем Спасителя мира, Который пострадал за нас. Среда и пятница были постными днями уже в первенствующей Церкви. В Апостольских правилах записано (правило 69): «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится в святую четырехдесятницу/сорок дней/перед Пасхой, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен». Святитель Петр Александрийский (принял св. мученичество в 311 г.) в Слове на Пасху говорит: «Никто да не укоряет нас за соблюдение среды и пятка, в которые благословно заповедано нам поститься по Преданию. В среду, по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пяток потому, что Он пострадал за нас». Обратим внимание на слова по Преданию, т. е. от начала Церкви. Что означают слова Спасителя: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете»? иеромонах Иов (Гумеров) Слово просите по смыслу евангельского текста, несомненно, означает молитвенное прошение. Выражение дано будет вам указывает на Божественное действие. Дальнейшие слова (ищите, и найдете) побуждают к исканию Бога, о чем писалось уже в священных книгах Ветхого Завета ( Втор. 4:29 ; Ис.55:6 ). У св. пророка Иеремии говорится, что искание Бога связано с молитвой: И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами, говорит Господь, и возвращу вас из плена и соберу вас из всех народов и из всех мест, куда Я изгнал вас, говорит Господь, и возвращу вас в то место, откуда переселил вас ( Иер.29:12–15 ). Совпадает ли в 2010 году православная Пасха с еврейской Песах? иеромонах Иов (Гумеров) Совпадения нет. В этом году еврейская Пасха празднуется 30 марта (14 нисана по еврейскому лунному календарю), а православная Пасха – 4 апреля (22 марта по старому стилю). Надо различать праздник и попразднство.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Разделы портала «Азбука веры» Художественная литература Вход Пожертвовать В.И. Даль Пословицы русского народа - Дни В Избранное ( 35  голосов:  4.1 из  5) Оглавление Дни Воскресенье – свято, понедельник – черный, вторник – потворник, среда – постница, четверток – перечит, пятница – корячится, суббота – делу почин. Понедельник и пятница тяжелые дни; вторник и суббота легкие. С понедельника на всю неделю (т. е. счастье или несчастье) . В понедельник деньги выдавать – всю неделю расходы. В понедельник – на могильник, во вторник – на кокорник, в среду – на переды, в четверг – по коты, в пятницу – на мельницу, в субботу – на работу, в воскресенье – на веселье. В понедельник я банюшку топила, во вторник в баньку ходила, в среду в угаре пролежала, в четверг буйну голову чесала, в пятницу добры люди не пряли, в субботу родителей поминали, в воскресенье на веселье погуляли. Понедельник – похмелье; вторник – потворник; середа – пост; четверг – перевал; пятница – не работница; суббота – уборка; воскресенье – гулянье. В дорогу отъезжай во вторник либо в субботу. В понедельник чихнешь – подарок на неделе. Сухи вторники. Вторники и суббота легкие дни. Что Бог ни даст, а в среду (в пятницу) не прясть. Не суйся, середа, наперед четверга. Кто в четверг до восхода солнца умоется с серебра и с яйца, здоров и чист будет. Середа да пятница четвергу не указчица. В понедельник, среду и пяток никакого дела не начинай. Не суйся, пятница, наперед четверга. Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться. В пяток курицу на яйца не сажают: цыплята не живут. Кто в пятницу прядет, святым родителям кострыкой глаза запорашивает (ворон.) . По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут. Девятой пятнице строят обыденную пелену (обычай Вологод. губ., Ник. уезда; девки сходятся, теребят лен, прядут и ткут в сутки пелену, по обету) . Только бы перенес Бог через субботу (школьничья) . От субботней расправы уйду – воскресенье переживу. Задать кому субботки (т. е. высечь школьника) . Пред. глава Оглавление След. глава Рекомендуем TG-kahaлы VB-kahaлы Комментировать Отменить ответ ещё

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

Родная мать и высоко замахивается, да не больно бьет. Мать и высоко подымет, да не больно опустит руку. Наемная рука хорошо бьет ребенка, да плохо ласкает. Своя матка и бьет, да не пробьет, а чужая гладя прогладит. Мать и бьет, так гладит, а чужая и гладит, так бьет. Кулаком да в спину – то и приголубье сыну. Умный сын – отцу замена, глупый – не помощь. Как в поле трава растет, так бы твое добро росло (говорит отец, благословляя и оделяя сына, что всегда делается в новолуние) . Дни Воскресенье – свято, понедельник – черный, вторник – потворник, среда – постница, четверток – перечит, пятница – корячится, суббота – делу почин. Понедельник и пятница тяжелые дни; вторник и суббота легкие. С понедельника на всю неделю (т. е. счастье или несчастье) . В понедельник деньги выдавать – всю неделю расходы. В понедельник – на могильник, во вторник – на кокорник, в среду – на переды, в четверг – по коты, в пятницу – на мельницу, в субботу – на работу, в воскресенье – на веселье. В понедельник я банюшку топила, во вторник в баньку ходила, в среду в угаре пролежала, в четверг буйну голову чесала, в пятницу добры люди не пряли, в субботу родителей поминали, в воскресенье на веселье погуляли. Понедельник – похмелье; вторник – потворник; середа – пост; четверг – перевал; пятница – не работница; суббота – уборка; воскресенье – гулянье. В дорогу отъезжай во вторник либо в субботу. В понедельник чихнешь – подарок на неделе. Сухи вторники. Вторники и суббота легкие дни. Что Бог ни даст, а в среду (в пятницу) не прясть. Не суйся, середа, наперед четверга. Кто в четверг до восхода солнца умоется с серебра и с яйца, здоров и чист будет. Середа да пятница четвергу не указчица. В понедельник, среду и пяток никакого дела не начинай. Не суйся, пятница, наперед четверга. Кто в пятницу дело начинает, у того оно будет пятиться. В пяток курицу на яйца не сажают: цыплята не живут. Кто в пятницу прядет, святым родителям кострыкой глаза запорашивает (ворон.) . По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

[Довод.] Ибо что значит сие диковинное их чтилище? Преподобную ли или мученицу образует Параскеву, яже и Пятницей наречена в наших святцах? Но такое образование, кроме честных икон, в православной Церкви неизвестно, и нигде того ни в слове Божием, ни у святых отец в писании, чтоб образовать Пятницу или Параскевию девкой, не указано; а потому суетно, нечестиво и глупо вымышлено 750 . Пятый ли в недели день та девка знаменует? Но дни собой лично не существуют, а суть только последование времени, по восхождению и захождению солнца, от воскресных дней порядком исчисляемого, яко то вторник – второй от воскресенья день, четверток – четвёртый, а пяток или пятница – пятый 751 . За тем и образовать во дни пяток лицом девичьим нечего, и чтить его под таким видом, особливо же судя по служению молодцов, к девке определяемых, крайне предосудительно. Ибо на чём оное основывается? Разве на одних, по-видимому, также любострастных и суеверных каких-либо совершениях, но коим и оная девка есть то же, что кумир скверной богини, у язычников именуемой Венеры. §40. Против детоубивателей Положение истины [О сих чти в части 1, §2, IV, п.16 и §3, IV, п.16, где показано и мнение их.] Вельми богопротивно младенцев, хотя бы то незаконнорождённых, живых в землю закапывать; но гораздо вящшее есть злочестие, закалая, вынимать из них сердце и, истолокши его, очаровывать для привлечения других к своему единомыслию. [Довод I, о незакапывании младенцев.] I.Noheжe где бы в законе было предписано таковых отрочат живых предавать земле? Напротив того, сказано там 752 вообще, чтоб никого не убивать, а по сему и в недра земные отнюдь не зарывать живого. Притом, как Бог Сам дая всем живот и дыхание… жити по лицу земному 753 , то и незаконнорождённые в сем зависят от Него же. А когда сам Господь во утробе матерни их не умертвил, но жити им попустил, то властен ли уже человек по своему произволу лишить их жизни? Никак. Сей дерзко восхищает себе Божий суд и Его тем зело оскорбляет. Да и за что бы оный незрелый возраст тако от среды людей потреблять? Сами они не токмо важнейших, но и никаких преступлений ещё не делают; а по рождению зазорному виновны единственно их родившие.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/nastavle...

Скачать epub pdf Пятница В тойже четверток сырный вечера: От начала поклоны начинаем: и прочая вся служба, якоже и выше во вторник сырный указася. На Господи воззвах, стихиры яко обычно. Слава, и ныне, богородичен: Свете тихий: И прокимен дне. На стиховне самогласен дне, глас 2: Господень Крест, неуклонно кланяющимся ему, всякия сласти брозда есть, и закон воздержания: ибо непрестанно взирающи на Пригвожденнаго на нем, распинают плоть со страстьми и похотьми. От нихже и мы быти потщимся, постом чистым присвоимся, человеколюбно нам Присвоившемуся страстию и Своего безстрастия естество Подавшему, имущему велию милость. Повторяем сей со стихом: К Тебе возведох очи мои: Стих: Помилуй нас Господи: И мученичен: Земнаго наслаждения не возвелевше страстоносцы, небесных благих сподобишася, и Ангелом сожители быша: Господи, молитвами их помилуй и спаси нас. Слава, и ныне крестобогородичен. Подобен: Егда от древа: Грозд всезрелый Чистая,/Егоже невозделанно во утробе младоносила еси,/на древе яко узрела еси Сего висяща,/рыдающи восклицала еси, и взывала еси:/Чадо, сладость искапай,/еюже пиянство всякое страстей отъемлется Благодетелю,/Мене ради Тя рождшия,/божественными утешеньми,//яко благоутробен. Ныне отпущаеши: Богородице Дево: И прочее, творяще поклоны великия. Таже отпуст. Повечерие поем великое с поклоны, якоже во вторник указася. В пяток сыроястный на утрени, по шестопсалмии поем Аллилуиа, на глас троична гласа. По 1-м стихословии седальны крестныя осмогласника. По 2-м стихословии седален триоди, глас 7. Подобен: Яко имуще: Возвыси церквей рог, честный Кресте, низложи еретическую гордыню силою твоею, и возвесели православных лики: сподоби предварити всем нам твое предвозвещение, и поклонитися тебе подножию Христову в тебе бо хвалимся, древо благословенное. Слава: тойже. И ныне, крестобогородичен: Яко имущи милостивное на смирение наше, и зрящи на земныя удобообстоимыя люди, умилосердися благословенная Богородице, пребуди молящися, да не погибнем люте: молю яко Пречистая благопримирительнаго Бога, спастися душам нашим, Пресвятая Дево.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Постом человек показывает свое произволение. От любочестия он предпринимает подвиг, аскезу, и Бог ему помогает. Однако если человек насилует себя и говорит: «Куда деваться? Вот снова пришла пятница — и надо поститься», то он себя мучает. А вот войдя в смысл [поста] и совершая пост от любви ко Христу, он будет радоваться. Пост с любочестием Постом человек показывает свое произволение. От любочестия он предпринимает подвиг, аскезу, и Бог ему помогает. Однако если человек насилует себя и говорит: «Куда деваться? Вот снова пришла пятница — и надо поститься», то он себя мучает. А вот войдя в смысл [поста] и совершая пост от любви ко Христу, он будет радоваться. «В этот день, — будет думать такой человек, — Христос был распят. Ему не дали пить даже воды — Его напоили уксусом И я сегодня целый день не буду пить воды». Поступая так, человек почувствует в себе радость большую, чем тот, кто пьёт самые лучшие прохладительные напитки. И погляди, многие мирские люди не могут выдержать пост в Великий Пяток. А вот на тротуаре, напротив какого-нибудь министерства, они могут сидеть, объявив голодовку протеста — от упрямства, настырности, — чтобы чего-то добиться. На это диавол им силы даёт. То, что они делают, — это самоубийство. А другие, когда приходит Пасха, с радостью громко поют: «Христос Воскресе», думая при этом о том, как они сейчас хорошо покушают. Такие люди похожи на иудеев, которые хотели сделать Христа царём за то, что Он накормил их в пустыне А помните, что говорит Пророк? «Проклят творяй дело Господне с небрежением» Одно дело, если у человека есть доброе расположение к посту, но он не может поститься, потому что, если не поест, у него будут дрожать ноги, он станет падать и тому подобное. То есть его силы, его здоровье не способствуют тому, чтобы он постился. Другое дело — если человек не постится, имея силы. Где тут найдёшь доброе расположение? А вот расстройство, огорчение того человека, который хочет, но не может подвизаться, восполняет многий подвиг, и сам он имеет мзду большую, чем тот, кто имеет силы и подвизается.

http://pravmir.ru/esli-by-my-postilis-po...

В Великую Пятницу меня ждал суд, а в Субботу – реанимация В тот год я всем своим существом ощутила, что смерти нет 14 апреля, 2017 В тот год я всем своим существом ощутила, что смерти нет Как события нашей жизни могут быть связаны с Голгофой, и о своем переживании Страстной седмицы рассказывает Юлия Линде. Понтий Пилат – в некотором роде ваш коллега В Великий Четверг 2014 года, когда все нормальные православные красили яйца, выпекали куличи и месили творог для пасхи, я отправилась в районный суд мрачноватого городка N. Усыновлять вторую пару двойняшек. Меня уже предупредили, что судья – зверь во плоти и форменный бюрократ, детей добром не отдаст. Была бы его воля, вообще бы никому никого не разрешил усыновлять, но иногда приходится делать исключения. Собственно, так оно и оказалось… Целый час он искал, к чему бы прицепиться, наконец придумал: маленькая жилплощадь! Надо сказать, аккурат в начале того года поменялся закон, и требования к размеру квартиры сняли. Я, разумеется, заранее написала себе шпаргалку с номерами всех этих законов и постановлений, и радостно сообщила нужный номер. Судья удалился в потайную комнату (очевидно, отчаянно гуглил), но по возвращении не передумал: «Закон, – говорит, – законом, но по соображениям житейским тесно вам будет». Масло подливала представительница дома ребенка, которая уверяла, что дети настолько ужасные и проблемные, что с ними ни одна семья не справится, пусть лучше спецучреждение занимается их воспитанием и комплексным развитием. Я уже исчерпала весь свой запас красноречия, который явно приводил в восторг прокурора, но судья не сдавался. Наконец, я заявила: «Слушайте, вы ведь сейчас делаете непростой выбор между мамой и квадратным метром. Неужели брошенному ребенку важнее метраж помещения?» Тут судья немного озадачился… и перенес заседание на следующий день, на Великий Пяток. «Я вечером еще подумаю, а завтра решу… утром приходите». Это было уже слишком! – Уважаемый Иван Иваныч, – сказала на это я. – Вы наверняка ведь изучали историю Рима… впрочем, кто ее сейчас вспомнит? Нет, вы наверняка ведь читали роман «Мастер и Маргарита». Так вот: есть в этом произведении любопытный персонаж, зовут его Понтий Пилат. Он, знаете ли, коллега ваш в некотором роде. А завтра самый что ни на есть подходящий для судов день: Страстная Пятница. Если уж вы решили именно в этот день решать судьбу ни в чем не виноватых детей, вспомните о своем коллеге и смотрите не ошибитесь! И да, кое-кому в эту ночь снились кошмары…

http://pravmir.ru/v-velikuyu-pyatnitsu-m...

Желать большего в сравнении с другими, даже и в самом хорошем, есть страсть состязания, происходящая от тщеславия… Поэтому отложи собственные изволения и желания казаться, будто бы делаешь что-нибудь лучше других. По апостолу: «Аще ли ясте, аще ли пиете, аще ли что иное творите, вся во славу Божию творите» (1 Кор. 10: 31) Неумеренное пощение осуждается Воздержание состоит не в одном удалении от яств, ничего по себе не значащих, но в совершенном отречении от собственных своих произволений Безвременный сон Бывает, когда душа делается ленивою к помышлению о Боге и когда пренебрегает судами Божиими Тело держать в строгой дисциплине – как молодого коня в узде Ибо порок есть не что иное, как оскудение добродетели Одежда Хитон, собранный поясом не выше чресл. Толщиной – чтобы согреться одним Смиренному образу мыслей приличен и взор печальный, и небрежение о наружности Обувь дешевая, но прочная Пояс у многих в Священном Писании Должна быть отлична от мирской – выделять, чтобы не согрешали Не изысканная, но потребная и в холод и в жару, и днем и ночью Причащение Четыре раза в неделю (воскресение, среда, пятница, суббота) Хорошо и полезно каждый день приобщаться и принимать святое тело и кровь Христову… Впрочем, и мы приобщаемся четыре раза каждую седмицу: в день Господень, в среду, и пяток, и субботу, также и в иные дни, если бывает память какого святого Практика самопричащения: «монахов в пустынях» и «во время гонений» Причастие собственною своею рукою, без иерея, нимало не опасно Причащение преждеосвященными дарами В Александрии и Египте каждый крещеный мирянин по большей части имеет причастие у себя дома и сам собою причащается, когда хочет. Ибо когда иерей единожды совершил и преподал жертву, принявший ее как всецелую… справедливо должен веровать, что причащается как от самого преподавшего Епитимии Ни одного поступка не считать маловажным Отлучение – от общения с братией в столе, труде, молитве и причащении Вне общения – отлучение от причастия или без обеда Без благословения – без утешения, получаемого или в Церкви, или за обедом

http://pravoslavie.ru/31580.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010