В еврейском народе дни недели не имели имен, кроме субботы. У них она называлась Шаббат, потом первый день недели, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой и опять Шаббат. День перед Шаббатом получил в греческом особенное имя - Параскеви, что означает " день приготовления к Шаббату " . Наш христианский счет заходит на шаг дальше, и мы, прекрасно понимая, что библейский счет делает Субботу седьмым днем, почитаем первый день недели - Воскресенье, когда Господь благоволил подняться из гроба, и воссияла заря будущей вечной жизни. Поэтому у нас и выходной, начиная с царя Константина, на воскресный день падает. А Пятница по христианскому счету получается Пятком - если Воскресенье заменяет Субботу как выходной, то мы немножко сбиваем счет. Пяток - святой великий Пяток, это сегодня праздничный день, который по идее должен пробудить в нас желание посвящать все пятницы года размышлению и воспоминаниям о страданиях Господа Иисуса Христа. Говорят, в Эфиопии христиане в этот день, в Великую Пятницу, не едят и не пьют. Мало того, мочат себе губы уксусом в воспоминание: Христос на кресте получил вместо воды губку, намоченную уксусом, наколотую на копье римского воина. Нужно помнить, что невинный страдает. А среди двух злодеев один разбойник осуждается, другой оправдывается верою, совершается великая мистерия спасения рода человеческого. Пятницу нужно чтить во все дни нашего года. Пятый день по нашему христианскому счету, Великий Пяток - это день, когда наше внимание приковывается к пяти ранам на теле Господа Иисуса Христа. Пять ран, как пять пальцев на руке, так пять ран на теле Господа Иисуса, больших ран, не считая маленьких от тернового венца, от бичевания. Пробитые руки, пробитые ноги и пронзенное копьем римского воина сердце метким ударом умелых рук между ребер Господа Иисуса. Помнить о Пятнице - это одна из жизненных задач человека. В Среду творим милостыню, чтобы не быть Иудой, в Пятницу постимся и поклоняемся Распятому, в Субботу не занимаемся суетой - хвалим Божию Матерь, поклоняемся святым Христовым, Воскресение празднуем как день новой жизни.

http://pravoslavie.ru/102737.html

Апреле – 23. Мае – 9. Июне – 24. Июле – 20. Август – 29. Сентябре – 26. Октябре – 1. Ноябре – 8. Декабре – 6. Из переходящих: суббота мясопуста, первая седьмица поста, суббота акафиста, преполовение пятидесятницы. Мы не касаемся пока чисто церковных праздников, которые не вакуют. Посты бывают: А. Говение – количественный пост. В. Воздержание – качественный. А. Говение: разрешается лишь одна трапеза по вечерни, в эти дни литургия после 9 часа с вечерней. Дни говения суть: 1 день сочельника Рождества Христова, 1 день сочельника Крещения, 2 дня среда и пяток сырные, 30 дней седмиц). Будни великого поста (кроме суббот), 6 дней святых и великих страстные седмицы. Итого 40 дней в году. Из них 3 дня: Сочельник Крещения, среда и пяток сырные не суть дни воздержания. Также ½ дня с вечерни Рождества Христова в сочельник несть особого воздержания. Итого 361½ дней, сиречь десятина (одна десятая) лета строгого поста, говения и воздержания. В. Воздержание: среда, пяток, кроме сплошных седмиц, день Усекновения, Воздвижение. Посты: Великая четыредесятница. Сырная неделя. Суббота и неделя вербная. Страстная седмица. Малая четыредесятница. Успенский пост. Апостольский Петров пост. Обязательные посты для мирян: 1 . Сочельник Рождества Христова – до звезды. 2 . Первый день великого поста – весь. 3 . Страстная пятница – весь. 4 . Страстная суббота – весь. Строгий пост: одна трапеза, без мяса, молока, мяса и яиц. Эти постные дни все христиане должны соблюдать, иначе смертно грешат. Остальные постные дни достаточно, если миряне будут воздерживаться от мяса, или если даже этого не могут, но за одной трапезой не есть мяса и рыбы вперемежку, так как мясо разрешается в постные дни только по той причине, что негде, трудно, дорого достать рыбу или если кто находит ее недостаточно питательной. Желающие же как следует воздать почесть постным дням или одинаково воздерживаются от мяса во все дни или различают степени воздержания, как это делает и Церковь . Именно: 1 . Воздержание от мяса – разрешение на молоко и яйца. Обычно, каждую пятницу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

Праздник всех Отцов на Святой Горе Афонской просявших Святогорские Панигеры: Карея храм Протата Осталось 3 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Великая Пятница и Суббота в Иерусалиме     Великая Пятница и Суббота в Иерусалиме     По совершении обряда Святейший Патриарх окропил народ святою водою, и собрание шумно оставило пред-храмную площадь. Великий Пяток был несколь­ко тише и безмятежнее прочих дней седмицы, но все-таки не имел он таинственности и глубоких следов той невыразимой скорби и сетования Церкви о страдальчески почившем Иисусе, что у нас, в России, чрезвычайно трогательно.   Что ж касается до Великой Субботы, она представ­ляла собою более площадности, чем безмол­вия и умилительной тишины. В Иерусалиме Великая Суббота -   совершенный базар. Зато Пасха - изумительный переход от шумных дней Страстной седмицы к гробовой тишине и безмолвию Светлого Воскресения Христова. В самом деле, если присмотреться в Иерусалиме к этим двум седмицам - Страстной и Светлой, в них поразительный контраст. Первая, то есть Страстная, у нас в России тиха и заунывна, как похоронный процесс, но последняя, неде­ля Пасхи, торжественно и неизъяснимо весела в своем наружном виде.   В Иерусалиме совсем не то. Там бурно и мятежно протекают дни Страстной седмицы - и умилительное безмятежие и тишина в светоносные дни восстания Христова! Туземцы в первый день Пасхи рано оставляют уже град Божественный: пришлецы с отдаленных краев света партиями, целыми караванами, поспешно и бесконечной вереницей тянутся в свою отчизну, и святой Иерусалим погружается в безжизненность до приезда новых поклонников и чтителей великой его святыни.

http://isihazm.ru/?id=1171

С одной стороны, Царские часы – это часы трипсалмные, потому что на каждом из них читается по три псалма. С другой стороны, сами номера псалмов в этих часах не совпадают с псалмами часов обычных. 50-й и 90-й псалмы повторяются, а другие заменены на более подходящие к этому дню. Кроме того, Царские часы имеют очень значительную гимнографическую вставку. После трех псалмов и тропаря, который, кстати, на каждом часе разный, поются особые тексты. Они названы тропарями, но им предшествуют стихи, поэтому, по нашей терминологии – это стихиры, которые снова говорят о страданиях Христа. После них следует очень обширная библейская часть, чтение Священного Писания. Возглашается прокимен и читаются пророчества ветхозаветные, после них Апостол и Евангелие. Затем – окончание часа с кондаком, а кондак общий для всех часов: «Нас ради Распятаго приидите вси, воспоим...». Эти часы совершенно особенные, но представить их в полной мере можно только, взглянув на их тексты. Отслужены часы, и, естественно, должны быть изобразительны; ведь литургии в Великий Пяток не будет; литургия не служится в этот день. Она возможна только в одном единственном случае – если Благовещение попадет на Великий Пяток, тогда литургия служится ради величайшего праздника Воплощения Сына Божия. Во всех остальных случаях литургии не будет. Устав назначает изобразительны «поскору» – т.е. без пения, без поклонов, как в те дни, когда особенно трудная служба. И, наконец, предпоследняя служба Великого Пятка – это вечерня, которая очень много говорит нам и о Великом Пятке, и о Великой Субботе, и о литургическом значении вечерни. Еще раз мы можем видеть, что вечерня стоит на грани двух дней, что граница между богослужебными днями проходит не до вечерни, а как бы внутри нее. Вечерня по структуре будничная; по возгласе обычное начало, 103-й псалом, великая ектенья, и поются стихиры на Господи, воззвах. Эти стихиры целиком посвящены страданиям Христа, событиям Его предательства, мучений, Распятия и смерти, т.е. они целиком относятся к событиям Великого Четверга и Великого Пятка.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слово у плащаницы 3 мая, в Великий Пяток — день, посвященный воспоминанию Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, митрополит Симферопольский и Крымский Тихон в сослужении соборного духовенства совершил вечерню с выносом Плащаницы Спасителя в кафедральном Александро-Невском соборе г. Симферополя. Великая Пятница – самый скорбный день, который полностью посвящен воспоминанию страданий Христовых и Его крестной смерти. В конце вечерни, при пении тропаря «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое», митрополит Тихон в сослужении соборного духовенства из алтаря на середину храма торжественно перенесли Святую Плащаницу с изображением погребения Христа для молитвенного поклонения верующими. Верующие христиане в этот день становятся свидетелями евангельских событий, сопереживают вместе с теми, кто был у гроба Господня и поклоняются святой плащанице Господа Спасителя, Его святому гробу, из которого воссияло спасение всему человеческому роду. Сам Богочеловек Иисус ложится во гроб, чтобы людям не оказаться во гробе своих грехов. Бог умирает ради вечной жизни каждого человека. И нам всегда нужно благодарить Христа за Его великую Жертву, не оставлять, как оставили Его апостолы в день Распятия. Крымский архипастырь обратился к молящимся с проповедью, в которой подчеркнул, что Господь для того, чтобы извести человека от смерти решился пройти страдания не только лично Свои, но и страдать вместе с каждым без исключения своим своим чадом. Поэтому только Его Суд действительно праведен. Затем глава Крымской митрополии совершил малое повечерие и утреню Великой субботы с последованием погребения Плащаницы. Слово митрополита Симферопольского и Крымского Тихона 3 мая 2024 года в Великий Пяток. Кафедральный Александро-Невский собор, г. Симферополь Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Что может быть страшнее и тяжелее в этой жизни, чем плач матери о своем умершем, замученном сыне. Быть может, эти страдания страшнее, чем сами человеческие мучения... Сегодня мы вместе со всей Вселенской Церковью внимали словам Пресвятой Богородицы из древнего и великого канона, составленного по наитию Святого Духа Церковью Божией, для того, чтобы мы соразмерили свои беды, несчастья, страдания, которых тоже немало, соразмерили с той болью, которую несла Пресвятая Богородица, зная, кто ее сын, зная, кто ее сына предал, зная, какие мучения он понес, и зная, что эти мучения он будет нести из года в год, из столетия в столетие за неблагодарных своих чад, коих великое множество.

http://pravoslavie.ru/160046.html

103, 24). (S. Mariae Planctus. Migne. Patrologiae Graecae tomus 114 col. 209–217). Печатается по uздahiю: Мудрейшаго и ученнейшаго Симеона Логофета Метафраста, Слово на Плачъ Пресвятыя Богородицы, когда Она объяла, принявъ со креста, Честное Тело Господа нашего Іисуса Христа. //Церковно–богословско–философскій ежегодникъ «Православный путь», npuлoжehie къ журналу «Православная Русь» за 2001 годъ. — Джорданвиллъ, 2001. — С. 5–14. Филарет Московский. Слова в Великий пяток Слово в Великий пяток, 1806 Говорено в Троицкой Лавре, 1806 год Совершишася! (Ин. 19:30) возопил Иисус на кресте, и возопил гласом велием, дабы он услышался в небесных, и земных, и преисподних - гласом, который расторгнул церковную завесу, чтобы показать прехождение законной сени; гласом, который потряс землю и прошел в сердца гор каменных, дабы в то же самое время проникнуть и - ежели сие возможно всемогуществу - смягчить каменное сердце ожесточенного народа. Но одебеле сердце людей сих, и ушима своими тяжко слышаша, и очи свои смежиша, да не когда узрят очима, и ушима услышат, и сердцем уразумеют, и обратятся, и исцелю я (Ис. 6:10) - жалуется Врач душ и телес. О, Распятый! Мы и в отдалении многих веков слышим вопль Твой, видим язвы Твои - и оружие скорби сердце наше проходит. Совершишася! Но Искупитель продан, истина осуждена, святость поругана, Бог оставил Бога (Мф. 17:46). Совершишася! Но благословение Израелево на древе проклятия, но чаяние языков умирает. Совершишася! Но падший человек вновь падает ниже прежнего - самоубийца делается " богоубийцей " . Какой ужас! Кажется ад радостно скрежещет, и гордый враг наш хочет уверить себя и своих единомышленников, что " все совершилось " - значит " все погибло " . О, Распятый! Мы не соблазняемся о Тебе; мы с учениками Твоими глаголем Тя быти Христа, Божию силу и Божию премудрость (Мф. 16:16; 1 Кор. 1:24); мы веруем, что Ты глаголы живота вечнаго имаши (Ин. 6:68). Исцели словом Твоим рану Твоими ранами пронзенной души, а вместе загради уста глаголющих неправедная; научи нас тайне страданий Твоих; открой нам " какое великое дело и для кого с Твоею кончиною окончилось? " .

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

Я считаю, что на праздник Благовещения в Великий Пяток может совершаться только вечерняя Литургия. Второй важный принцип, который неуклонно соблюдается в Типиконе: триодный материал имеет преимущество пред благовещенским и объединяется с ним. Например, на первом месте стихиры триодные, на втором благовещенские. Следовательно, не может быть в триодный период (понедельник – пятница) такой Литургии, на которой пелись бы только благовещенские песнопения. Если этого не может быть в обычные великопостные дни, кольми паче в Великий Пяток! Припев «Спаси ны, Сыне Божий, молитвами Богородицы, поюшия...» – продукт литургической самодеятельности. Его не знает ни Устав, ни литургика. Он и стилистически шероховат (слова «молитвами Богородицы» в подобных припевах стоят в начале, а после «Сыне Божий» требуется определение с артиклем ). По Уставу и на праздники богородичные положен припев «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый...» По-видимому, отцы – составители Устава видели в Богородице Возглавительницу всего лика святых, образ всей Церкви. В такие дни, когда положена вечерняя Литургия (Великий Четверг, Великая Суббота), мне кажется, в богослужебных указаниях даже и заикаться не следует о какой-то ранней Литургии. О практике совершения ранних Литургий в Великий Четверг и Великую Субботу Булгаков пишет: «Это не должно быть допускаемо по следующим соображениям: совершение Литургии в означенные дни без вечерни, а в Великую Субботу и без переоблачения есть прямое нарушение Устава; нарушаются в данном случае требования Устава и тем, что, предоставляя настоятелю в другие дни совершать Литургию и раньше и позже положенного времени (9 часов утра), Устав для некоторых особенных дней, в том числе и Великих Четвертка и Субботы, делает исключение, определяя время совершения Литургии в эти дни с строгою точностью: именно в Великий Четверток – в 8-й час дня (по-нашему 2-й пополудни), а в Великую субботу – в 10-й час дня (по-нашему – 4-й пополудни)» (Изд-е 1913 года. С. 770). Булгаков прав, хотя главное возражение против ранних Литургий в эти дни надо искать не в Уставе, а в канонических правилах, которые важнее самого Устава.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Смысловой вершиной церковно-богослужебного года являются дни Страстной седмицы и Пасхи. Великий пост, Страстная седмица и Пасха образуют неразрывное единство. Службы Страстной седмицы и Пасхи посвящены воспоминанию последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа, Его страданий, крестной смерти и Воскресения. Каждый из дней Страстной седмицы именуется «великим»: Великий Понедельник, Великий Вторник, Великая Среда, Великий Четверг (на церковнославянском — четверток), Великая Пятница (на церковнославянском — пяток), Великая Суббота. Как говорится в синаксаре Великой Субботы, «Великая Четыредесятница превосходит все прочие дни [года], но выше ее — святая и Великая [Страстная] седмица». Богослужения Страстной седмицы и Пасхи уникальны и не похожи на богослужения ни одного из прочих дней года. Первые три дня Страстной седмицы посвящены евангельским событиям и наставлениям Христа Спасителя в дни между Входом Господним в Иерусалим и Страстями. В эти дни ежедневно совершается литургия Преждеосвященных Даров, на которой — как и на утрене — читаются отрывки из Евангелия. Кроме того, церковный устав предписывает в эти три дня прочитать во время служб часов (то есть между утреней и вечерней) все четыре Евангелия подряд, исключая последние главы Евангелия от Иоанна. В Великую Среду также вспоминается предзнаменование крестной смерти Спасителя — помазание Его миром, когда «в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему, возлежащему, на голову». Господь тогда сказал ученикам: «Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению» ( Мф 26:6–7, 12 ; Мк 14:3–9 ; Ин 12:1–8 ). В этот же день вспоминается предательство Иуды ( Мф 26:14–16 ; Мк 14:10–11 ; Лк 22:3–6 ). Великий Четверг посвящен воспоминанию Тайной Вечери. В песнопениях этого дня говорится о последних днях Спасителя перед Его страданиями и о предательстве Иуды; раскрывается содержание Тайной Вечери, во время которой Господь Иисус Христос преподал ученикам Свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина ( Мф 26:26–28 ; Мк 14:22–24 ; Лк 22:19–20 ). В этот день совершается литургия по чину святителя Василия Великого, которой предшествует вечерня. В кафедральных соборах к литургии присоединяется чин умовения ног: епископ омывает водой ноги двенадцати священникам в воспоминание о том, как Сам Господь омыл ноги апостолам ( Ин 13:3–17 ). Евангельское чтение литургии Великого Четверга — составное: в нем объединены отрывки из всех четырех Евангелий, составляющие рассказ о предыстории и начале Страстей Христовых.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

Четыредесятница — великий пост, продолжающийся семь недель, от масленицы до Пасхи. 183 Страстная седмица — последняя неделя великого поста. 184 Во святый же великий пяток, ничесо же ясти, такожде и великую субботу — Во святый же великий четверток…— Великий пяток (пятница), великая суббота, великий четверток (четверг) — дни страстной недели. Символика этих дней великого поста связана с евангельским рассказом о страданиях и смерти Христа. 185 Ибо иже в Лаодикии собор о велицем четвертке тако глаголет…— В 360 или 370 г. в Лаодикии, городе Малой Азии, входившем в состав Римской империи, состоялся церковный собор, правила которого вошли в состав церковного канона. 186 Пятидесятница — Троица, пятидесятый день после Пасхи. Пятидесятницей называют также и всю неделю, следующую за троицей. 187 —  Святый дух в виде голубине? — В христианской символике святой дух соответственно евангельской традиции изображается в виде голубя. 188 —  А в духе и славе Илии, не слыхал, что ли? — Имеются в виду слова из Евангелия об Иоанне Крестителе: „…и предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников…“ (Евангелие от Луки, гл. 1, ст. 17). 189 Ободнять (обл.) — Слово обозначает полное наступление дня; здесь: попривыкнув, осмотревшись. 190 …и врата адовы не одолеют его. — Ср. слова Христа: „…на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее“ (Евангелие от Матфея, гл. 16, ст. 18). 191 Конечно, в теперешнее модное время принято отцов да матерей за предрассудок считать — да похваляться прийти и совсем убить…— Ср.: „Разбойники“, д. 1. сц. 1. См. наст. изд. Т. 10, примеч. к с. 262–263. 192 …эти люди, как Иван, это, брат, не наши люди, это пыль поднявшаяся… Подует ветер, и пыль пройдет…— Ср.: „Не так — нечестивые; но они — как прах, возметаемый ветром. Потому не устоят нечестивые на суде и грешники — в собрании праведных“ (Пс. 1, ст. 4–5). 193 Как только он прошел площадь — внизу пред мостиком — А. Г. Достоевская пишет: „Федор Михайлович говорит про Старую Руссу. Место, где происходило побоище мальчиков, известно семье Достоевских“ (Гроссман Л. П. Семинарий… С. 67). 194

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Но нельзя. Скорбми подобает внити в Царствие. Узкий путь только вводит в жизнь. Посмотрите на апостолов: они мертвость Господа всегда на теле своем носили. Почему? — Потому что нельзя иначе и животу Иисусову явиться в мертвенней плоти нашей (См.2. Кор.4,1–11). Посмотрите на мучеников, они все поют: Тебе, Женише мой, люблю и Тебе ищущи, страдальчествую… для чего? — да и живу с Тобою. И все святые за что вошли в Царствие? — За то, что убедились в крови, и крови Агнчей. К кому же мы хотим принадлежать без ран в сердце, без капли крови на теле? Господь все устроил для спасительного приобщения нас Своим страстем. Насадил посреде земли Древо Крестное и от него провел как бы нити к каждому из нас, — это показанные нами способы, — чтоб ими привлекать нас к нему, прививать и оживотворять. Но отказываясь от сораспятия Господу, мы беспечно отрезываем сии нити, говоря как бы Господу; отойди от нас, путей Твоих ведети не хощем. Что же бывает с нами? — То же, что с малою ладьею, которая, пока прикреплена к большому кораблю, не боится волн, а оторвавшись от него, гибнет в пучине морской. И вот что мы!! Ах, братие, теперь пока еще незаметны следы сего отречения от креста и от сораспятия Господу. Но будет время, когда сей крест взят будет от земли и явится уже не как облегчитель и оживотворитель, а как обличитель. Что тогда будет? — Тогда дивное нечто совершится пред очами нашими. Все крестоносцы будут привлечены сим крестом,. как малые частицы железа большим магнитом, и вознесены от земли на небо. А что будет с отречниками от креста?!! Господь да избавит нас от сей участи, горькой и неисправимой! И избавит. Но когда? — Когда ради Христа, пострадавшего за нас плотию, и мы в ту же мысль вооружимся (См.1Пет.4,1). Еже буди всем нам благодатию Господа нашего Иисуса Христа, нас ради крест и смерть претерпевшего. Аминь. 1856 год. Иннокентий Херсонский. Слова в Великий Пяток Слово в Великий Пяток     Господи, кто верова слуху нашему, и мышца Господня кому открыся? (Ис. 53; 1).     Господи, кто верова слуху нашему, и мышца Господня кому открыся?    Так, за шесть веков до крестной смерти Спасителя нашего, предначинал о ней проповедь свою един из великих пророков народа Божия! Действием Духа Святаго пред ним поднята была завеса будущего, и он ясно узрел уничиженное состояние на Кресте Сына Божия, дабы предвозвестить потом о нем своим современникам, а в лице их и всему роду человеческому.

http://predanie.ru/book/217301-velikaya-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010