Один раз в день, около 15.00. «Якоже в 1-ю седмицу святаго сего Поста». Сухоядение 28 апреля — Великий (Чистый) Четверг. Тайная Вечеря Во время богослужений в этот день вспоминают одно из важнейших евангельских событий: Тайную вечерю, на которой Иисус Христос омыл ноги своим ученикам, показав тем самым пример братской любви и смирения. Согласно Евангелию, на Тайной Вечере Иисусом Христом был установлен обряд евхаристии — Святого Причастия. Мф 26,17-35, Мк 14,12-31, Лк 22,7-39, Ин 13-18 Этот обряд признается всеми христианами — православными, католиками, лютеранами — верующие вкушают вино и хлеб, подразумевая под ними Тело и Кровь Иисуса Христа. С Великого Четверга и до воскресенья во всех православных храмах церковные службы посвящаются воспоминаниям о земных страданиях Спасителя. По обычному (Палестинскому) последованию положено одно блюдо, но разрешается вкушение вареной пищи с растительным маслом. По Студийскому уставу предполагается одно вареное блюдо, но дополненное сочивом (любая каша) и бобовыми; без масла. По уставу Святой Горы Афон положено два вареных блюда с маслом и вином. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина. 29 апреля – Великий Пяток. Великая Пятница. Распятие Христа В Великую пятницу православные христиане вспоминают арест Иисуса Христа в Гефсиманском саду, суд первосвященников, суд Пилата, крестный путь Иисуса, распятие, смерть и сопровождающие её знамения, снятие с креста и погребение. Ничего не едят. Для пожилых допускается хлеб и вода после захода солнца. 30 апреля – Великая Суббота. Сошествие Христа во ад Великая суббота посвящена воспоминанию о пребывании Иисуса Христа во гробе и сошествии Его во ад для освобождения душ умерших. В Великую субботу многие верующие также отказываются от пищи до наступления Пасхи. Для остальных — 200-250г хлеба, 6 штук инжира или фиников и чашка вина, или кваса, или медового напитка. Или хлеб с овощами. Один раз в день, около 19.00.

http://pravmir.ru/velikiy-post-2016-kale...

Молитвословия В. п. отличаются покаянным настроением, на всех богослужениях читается покаянная молитва ев. Ефрема Сирина (IV в.) «Господи и Владыко живота моего...». Во время В. п. в среды и пятницы, а также в Понедельник и Вторник Страстной седмицы и в четверг пятой недели совершается Литургия Преждеосвященных Даров (кроме дня Великой Пятницы); по субботам и в шестое воскресенье совершается Литургия Иоанна Златоуста ; в остальные воскресенья, а также в четверг и субботу Страстной седмицы – Литургия Василия Великого ; в понедельник, вторник и четверг Литургия не совершается. В первые четыре дня В. п. на повечерии читается Великий канон св. Андрея Критского (VIII в.). Каждое воскресенье В. п. имеет особое воспоминание: 1-е – память восстановления почитания икон в 842 году в Византии (Торжество Православия), 2-е – посвящено св. Григорию Паламе , византийскому богослову–исихасту (XIV в.); 3-е – поклонению Кресту, 4-е – св. Иоанну Лествичнику , 5-е – св. Марии Египетской, 6-е – Входу Господа Иисуса Христа в Иерусалим. В четверг пятой недели на утрене снова читается канон св. Андрея Критского , а также канон в память св. Марии Египетской и ее житие (отчего все богослужение получило название «стояние Марии Египетской»). Суббота пятой педели посвящена воспоминанию избавления Константинополя в 626 году от вражеского нашествия, в память чего читается Великий Акафист Пресвятой Богородицы (этот день также называется «Похвала Пресвятой Богородицы», или «Суббота Акафиста»). Суббота шестой недели посвящена воспоминанию воскрешения Лазаря ( Ин. 11, 1– 46 ). Последняя неделя В. п. называется Страстной седмицей. Тексты богослужений В. п. содержатся в Триоди постной, Великий Пяток (Великая Пятница)пятница Страстной седмицы, в этот день совершается воспоминание Распятия и погребения Иисуса Христа. Великий Четверток (Великий Четверг) четверг Страстной седмицы, в этот день воспоминается Тайная Вечеря Иисуса Христа с учениками, Гефсиманское моление, взятие под стражу Иисуса Христа и суд у первосвященников и прокуратора Иудеи Понтия Пилата.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Монахи не должны заниматься в великий пяток делами земледельческими и под этим предлогом употреблять вино и елей, ибо это - чревоугодие В Кормчей, вместо " в Великий пяток " , сказано: " в Великую четыредесятницу " , а в Пидалионе: εις τν μεγλην τεσσαρακοστν, со ссылкою на 69-е Ап. правило, в силу чего монахи не могли бы заниматься земледелием в течение всей четыредесятницы (Вел. поста). Что редакция Пидалиона и Кормчей правильна, доказательством служит другое, подобное этому, правило св. Никифора, в котором значится четыредесятница, а не Великая пятница Примечания 25. В Кормчей (II,205): " сия бо чревобесия суть ухищрения? (букв. перевод с греческого). 26. См. в Аф. Синт, IV,431β’, прим.1.  Правило 17. Согласно предписаниям отцев, осквернения, производимыя насильно жестокими людьми или господарями, не подлежат наказанию; об этом же говорит в частности Василий Великий в своем 49 правиле. (Анкир. 11; Григория Неокес. 2; Василия Вел. 30, 49).  Правило 18. Ибо неуместно, чтобы чрез них разносилось по миру то, что делается в монастыре. (IV Всел. 4; VII Всел. 21; Карф. 80; Двукр. 4). Данные два правила (17 и 18) в Кормчей, равно и в Пидалионе, составляют одно правило, и совершенно правильно, ибо настоящее (18) правило есть не что иное, как обоснование последнего пункта 17-го правила, а именно: почему монаху дозволяется оставить монастырь, если дети мирян учатся в монастыре (точнее - ν τω κοινοβω, в общежитии)? В другом собрании Никифоровых правил оба эти правила значатся под одним номером, и тут сказано, что монаху дозволяется оставить монастырь, если в нем учатся дети мирян, потому, что неуместно, чтобы по миру распространялось то, что доброго (καλς) в монастыре делается, причем к этому прибавлено место из евангелия от Матфея (6:2), где сказано: не трубите пред собою, когда добро творите Примечания 27. Аф. Синт., IV,431β’ (Текст евангельский воспроизводится в данном правиле не с буквальною точностью).  Правило 19. Монахи, которые находятся под епитимией, могут вместе с остальными вкушать пищу и молиться, но принимать благословенный хлеб или катакластон могут только после исповеди.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Евангелие от Иоанна, зачало 59, 60, 61: В о время оно ведоша Иисуса от Каиафы в претор: Конец: В оззрят Нань, Егоже прободоша. Таже предлагается чтение: Слово крестное. Таже Н е предаждь нас до конца: Трисвятое. По О тче наш: Кондак Н ас ради Распятаго: Г осподи, помилуй, 40. Молитва: И же на всякое время: Г осподи, помилуй, трижды. Слава, и ныне: Ч естнейшую Херувим: И менем Господним благослови, отче. Иерей: Б оже, ущедри ны: И молитва: В ладыко Господи Иисусе Христе Боже наш, долготерпевый о наших согрешениих, и даже до нынешняго часа приведый нас, в оньже на животворящем древе вися, благоразумному разбойнику, иже в рай путесотворил еси вход, и смертию смерть разрушил еси, очисти нас грешных и недостойных раб Твоих: согрешихом бо и беззаконновахом и несмы достойни возвести очеса наша и воззрети на высоту небесную, зане оставихом путь правды Твоея и ходихом в волях сердец наших. Но молим Твою безмерную благость, пощади нас, Господи, по множеству милости Твоея, и спаси нас имене Твоего ради святаго, яко исчезоша в суете дние наши. Изми нас из руки сопротивнаго, и остави нам грехи наша, и умертви плотское наше мудрование, да ветхаго отложивше человека в новаго облецемся, и Тебе поживем нашему Владыце и Благодетелю: и тако Твоим последующе повелением, в вечный покой достигнем, идеже есть всех веселящихся жилище. Ты бо еси воистинну истинное веселие, и радость любящих Тя, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь. Таже блаженны скоро: В о Царствии Твоем, егда приидеши: Слава, и ныне: П омяни нас, Господи: Л ик небесный: Слава: Л ик святых Ангел: И ныне: В ерую во Единаго Бога: О слаби, остави: Посем О тче наш: И кондак: Н ас ради Распятаго: Г осподи, помилуй, 40. И молитва: В сесвятая Троице: Таже Б уди имя Господне: трижды. Слава, и ныне: Б лагословлю Господа на всякое время: И отпуст. Подобает же и сие ведати, яко прияхом в Палестине, в сей святый день Великаго Пятка, не творити Преждесвященную, ниже паки совершенную Литургию, но ниже трапезу поставляем, ниже ядим в сей день распятия. Аще же кто будет многонемощен, или престарелся, и не могий пребыти постен, дается ему хлеб и вода, по захождении солнца. Сице бо прияхом от святых заповедей святых апостол, не ясти в Великий Пяток. Господне бо слово, еже рече к фарисеем Господь: яко егда отымется от них Жених, тогда постятся в тыя дни. Зде блаженнейшии апостоли восприяша, и сие обрящеши во апостольских преданиих, внимательно сия проходя. Но и правильное послание святейшаго архиепископа Александрийскаго Дионисиа яве сие предпоставляет. Чин выноса Плщаницы во Святый и Великий Пяток вечера,

http://pravmir.ru/velikaya-pyatnicachto-...

Никифора; во всяком случае, нам кажется, что воспрещение монахиням входить в алтарь, как сказано в Кормчей, гораздо лучше отвечает каноническому учению православной церкви, чем разрешение, содержащееся в правиле по тексту Аф. Синтагмы, Арменопулову, также и Пидалиона 16 . Основанием для нашего мнения может служить довод, который мы привели, следуя Зонаре, в толковании 44-го лаодикийского правила. А подтверждением нашего мнения служит, полагаем, и тот вопрос афонских монахов, который поставлен Константинопольскому Собору при патриархе Николае III, почти 300 лет спустя после патриарха Никифора: может ли и монах входить в алтарь? Собор, как ниже увидим, ответил, что монах может входить в алтарь. А если в XII веке понадобилось чтобы собор решил вопрос, может ли и монах входить в алтарь, то для монахинь это, нам кажется, само собой было ясно, а именно – что не могут; имея же в виду предписание 44-го правила Лаодикийского Собора, нам кажется непонятным, как в IX веке константинопольский патриарх Никифор разрешает монахиням то, что в XII веке патриарху Николаю предстояло разрешить относительно монахов. Вследствие всего этого нам кажется, что текст настоящего (15) правила Никифора более правильный в нашей Кормчей, т.е. в том греческом манускрипте, с которого оно переведено для Кормчей, чем текст вышеупомянутых греческих изданий. Правило 16. Монахи не должны заниматься в великий пяток делами земледельческими и под этим предлогом употреблять вино и елей, ибо это – чревоугодие 17 . В Кормчей, вместо «в Великий пяток», сказано: «в Великую четыредесятницу», а в Пидалионе: εις τν μεγλην τεσσαρακοστν, со ссылкою на 69-е Ап. правило, в силу чего монахи не могли бы заниматься земледелием в течение всей четыредесятницы (Вел. поста). Что редакция Пидалиона и Кормчей правильна, доказательством служит другое, подобное этому, правило св. Никифора, в котором значится четыредесятница, а не Великая пятница 18 . Правило 17. Монаху дозволено оставить монастырь по трем причинам: а) если игумен еретик, б) если женщины (свободно) приходят в монастырь и в) если дети мирян учатся в монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Перед Плащаницей положено полагать земные поклоны, прикладываться к ней. Все богослужения Великой Пятницы и Великой Субботы начинаются и завершаются не в алтаре, а перед Плащаницей. Великая Пятница (более правильное церковное название этого дня - Пяток) - день особенно строгого поста. Есть благочестивая традиция не вкушать в Великую Пятницу никакой пищи до окончания чина выноса Плащаницы (то есть примерно до трех часов пополудни), а затем принимать в пищу только хлеб и воду. Днем на чине выноса Плащаницы читается канон " Плач Божией Матери " . " Увы мне, чадо мое, увы мне, свете мой " , - скорбно восклицает Церковь от лица Пресвятой Богородицы, созерцая ужас Страстных дней. " Жизнь вечная, како умираеши? " - в недоумении вопрошает Сына Своего и Бога Приснодева. Вечернее богослужение имеет заупокойный характер. Это погребение Самого Христа. Как на отпевании, все в храме стоят с зажженными свечами. В начале утрени читается семнадцатая кафизма - часть Псалтири, которую обычно читают при отпевании усопших или на панихидах. Затем прочитывают канон Великой Субботы. " Исходное пение, надгробную песнь Тебе воспою; погребением Твоим жизни моея входы отверзшему, и смертию смерть и ад умертвившему " , - так начинается канон Великой Субботы. Это тоже плач о погребенном Христе, но в нем все сильнее звучит новая тема - ожидание Воскресения, предчувствие Пасхи. " Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе… востану бо и прославлюся " , - поет хор. А Евангелие читают уже воскресное о явлении ангелов на месте погребения Распятого Христа, о том как жены-мироносицы не нашли Иисуса там, где его погребали. До Пасхи остается чуть больше суток… Тихим крестным ходом с Плащаницей и со свечами завершается утреня Великой Субботы. Когда шествие обходит храм, все поют заупокойное " Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас... " Всего несколько часов отделяет этот крестный ход от следующего, совершаемого в воскресную полночь, уже пасхального. Страна.Ру [ Великий Пост ] [ Страстная Седмица ] [ Пасха ] [ на главную ] [ в библиотеку ] [ главная библиотека новости родителям ]

http://zavet.ru/velpatn.htm

На Богослужениях поётся ряд песнопений, которые можно услышать только в этот период. Особенно принято выделять три дня на Страстной седмице — Великий Четверг, Великую Пятницу и Великую Субботу. Это своего рода кульминация этой недели. Великий Четверг (Четверток): Утром служится Литургия Василия Великого, за которой причащаются все православные христиане, вспоминая Тайную вечерю, на которой было совершенно первое Причастие. Вечером совершается утреня Великой Пятницы — длительное богослужение, на котором читаются 12 Евангелий о страданиях Христа. Помимо событий Тайной Вечери, в этот день также вспоминается страшная ночь в Гефсиманском саду в ожидании смерти, предательство Иуды и предание Господа на смерть. Великая Пятница (Пяток): В этот день мы вспоминаем погребение Христа Спасителя, его положение во Гроб. В этот день Литургии не положено. Днём в храмах, как правило, совершается вынос Плащаницы, а вечером Чин погребения. Читается канон, в котором оплакивается умерший Спаситель. Это момент высочайшего душевного напряжения. Великая суббота: Это последний день перед Пасхой. В первой половине дня служится Божественная литургия Василия Великого. Во время богослужения Совершается Великий вход и малый вход перед Плащаницей, и здесь мы вспоминаем схождение Христа во ад и победу Его над адом и смертью. Именно поэтому этот день еще называется днем тишины: земля замирает в ожидании чуда Воскресения. В прошлые века именно в этот день совершалось крещение оглашенных (готовящихся к Крещению), в связи с этим в богослужении присутствуют многочисленные ветхозаветные чтения: 15 паремий, 15 отрывков из книг Ветхого Завета . Эти отрывки говорят о страстях, смерти и воскресении Спасителя, сына Божия, и грядущей славе Церкви Новозаветной. А на Литургии вместо Херувимской песни поется древний гимн Иерусалимской церкви: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

http://foma.ru/nedeli-velikogo-posta.htm...

Около полуночи приходит в сад предатель со множеством вооруженного народа, присланного от первосвященников и старейшин. Господь Сам идет к ним навстречу и словами: Аз семь, которыми Он давал им знать о Себе, повергает их на землю и потом смиренно допускает предателя поцеловать и взять Себя на страдания и смерть (Мф. 26, 36–56; Мк. 14, 32–46; Лк. 22, 38–53). Так Господь, являвший в продолжение земной своей жизни Божественное всемогущество и власть над законами естества, словом: Аз есмь повергший на землю предателя с народом, имевший во власти своей легионы Ангелов, но пришедший принести Себя в жертву за грехи мира, добровольно и смиренно предает Самого Себя в руки грешников! Наконец, и предательство на страдания, и смерть Иисуса Христа Церковь воспоминает в Великий Четверток, в синаксаре которого также положены особенные стихи на предательство: На Хотящего умрети во избавление мира. Эти четыре воспоминания в Великий Четверток»Божественные отцы друг другу приимательно, от божественных же апостол, и священных Евангелий предаша нам». На утрени в Великий четверток Церковь благовествует о Тайной Вечери Господа с учениками (Лк. 22, 1–39). На первом часе произносит пророчество Иеремии о его страданиях, и в лице его о страданиях Спасителя (11, 18–12, 15). На Литургии Василия Великого благовествует словами евангелистов (Мф. 26, 2–20; Ин. 13, 3, 17; Мф 26, 21–39; Лк 22, 43–45; Мф. 26, 40 — 27, 2) о событиях Великой Среды, Великого Четверга и частью — Великой Пятницы, а именно — о страданиях у первосвященников Анны и Каиафы. Великая Пятница. В Великий Пяток совершились и воспоминаются Церковью святые, спасительные и страшные страдания и смерть Господа Иисуса Христа, нас ради волей Им претерпенные. Синаксарь в Великую Пятницу начинается стихами: Живый еси, Боже, ты, и умерщвленный на древе: О мертвече нагий, и Бога живаго Слове. Заключенная отверзе едемская врата: Вложив разбойник ключ, еже помяни мя. Совершая в Великую Пятницу»последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа», Православная Церковь в этот Великий день все времена священных событий спасения мира ознаменовала богослужением, — время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть (Мф. 27, 1) — богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату — богослужением первого часа (Мф. 27, 2); время осуждения Господа на суде у Пилата — совершением третьего часа; время Крестных страданий Христа — шестым часом; время смерти — девятым часом; а снятие тела Христова со креста — вечернею.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Около полуночи приходит в сад предатель со множеством вооруженного народа, присланного от первосвященников и старейшин. Господь Сам идет к ним на встречу и словами: Аз есмь, коими Он давал им знать о Себе, повергает их на землю и потом смиренно допускает предателя поцеловать и взять Себя на страдания и смерть ( Мф.26:36–56 . Мк.14:32–46 . Лк.22:38–53 ). Так Господь, являвший в продолжение земной Своей жизни Божественное всемогущество и власть над законами естества, словом: Аз есмь повергший на землю предателя с народом, имевший во власти Своей легионы Ангелов, но пришедший принести Себя в жертву за грехи мира, добровольно и смиренно предает Самого Себя в руки грешников! Наконец и предательство на страдания и смерть Иисуса Христа Церковь воспоминает в Великий четверток, в синаксаре коего также положены особенные стихи на предательство: Что требе ножей; что древес людолестцы 380 , На Хотящаго умрети во избавление мира. Сии четыре воспоминания в Великий четверток «Божественнии отцы друг-другоприимательно, от Божественных же Апостол и священных Евангелий предаша нам» 381 . На утрени в Великий четверток Церковь благовествует о тайной вечери Господа с учениками ( Лк.22:1–39 ). На первом часе произносит пророчество Иеремии о его страданиях, и в лице его о страданиях Спасителя (11:18–12:15). На литургии Василия Великого благовествует словами Евангелистов ( Мф.26:2–20 . Ин.13:3,17 . Мф.26:21–39 . Лк.22:43–45 . Мф.26:40–27:2 ) о событиях Великой среды. Великого четверга и частию – Великой пятницы, – а именно о страданиях у первосвященников Анны и Каиафы. Великая пятница В Великий пяток совершились и воспоминаются Церковию святыя, спасительныя и страшныя страдания и смерть Господа Иисуса Христа, нас ради волею Им претерпенныя. Синаксарь в Великую пятницу начинается стихами: Живый еси Боже Ты, и умерщвленный на древе: О, мертвече нагий, и Бога живаго Слове. Заключенная отверзе едемская врата: Вложив разбойник ключ, еже помяни мя. Совершая в Великую пятницу «последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа», Православная Церковь в этот великий день все времена священных событий спасения мира ознаменовала Богослужением, – время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть ( Мф.27:1 ) – Богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату – Богослужением первого часа ( Мф.27:2 ); время осуждения Господа на суде у Пилата – совершением третьего часа; время крестных страданий Христа – шестым часом; время смерти – девятым часом; а снятие тела Христова со креста вечернею. Утреня

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Далее по чину литургия св. Василия Великого . Вместо Херувимской песни – «Вечери Твоея тайныя...» (трижды): два раза до перенесения Святых Даров, 3-й раз после перенесения Святых Даров (вместо: «Яко да Царя...»); «Аллилуиа» (трижды). Вместо «Достойно...» – ирмос «Странствия владычня...» Вместо причастна и вместо «Да исполнятся...» – «Вечери Твоея тайныя...» 45 «Аллилуиа» (трижды). Отпуст: «Иже за превосходящую благость...» (поминается св. Василий Великий ) 46 . Повечерие малое. На повечерии трипеснец, глас 8-й (песни 5-я, 8-я и 9-я). По Трисвятом: Кондак, глас 8-й: «Нас ради Распятаго, приидите, вси, воспоим. Того бо виде Мария на древе и глаголаше: аще и распятие терпиши. Ты еси Сын и Бог Мой». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш...» «Помолимся...» и прочее. Великая пятница Утреня. Последование святых и спасительных страстей господа нашего иисуса христа Эта служба совершается обычно в Великий четверг вечером. По Уставу она должна начинаться во 2-м часу ночи, т. е. по нашему счету в 8-м часу вечера. Иногда она совершается и утром в Великий пяток. После начального возгласа иерея чтец читает: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный» и обычное начало. По шестопсалмии и великой ектении – «Аллилуиа», глас 8-й, и тропарь: «Егда славнии ученицы...» (трижды). Открываются Царские врата. Иерей в фелони износит Евангелие на средину церкви. Раздаются свечи священнослужителям и молящимся. Предстоятель совершает полное каждение. По окончании тропаря и каждения – малая ектения (1-я). Возглас: «Яко Твоя держава и Твое есть Царство...» «И о сподобитися нам...» и прочее (так и пред каждым Евангелием). Певцы перед чтением каждого Евангелия поют: «Слава Страстем Твоим, Господи». Священник читает 1-е Евангелие – от Иоан., зач. 46-е. Певцы после каждого Евангелия поют: «Слава долготерпению Твоему, Господи». Принято пред каждым Евангелием ударять в большой колокол столько раз, какое по счету читается Евангелие. По окончании двенадцатого Евангелия – трезвон (краткий), и больше трезвон не производится до Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010