Летом 1378 г. конфликт между Урбаном VI и курией обострился. Кардиналы-французы, в т. ч. и Роберт Женевский, якобы спасаясь от нездорового климата, с разрешения понтифика уехали из Рима и собрались в г. Ананьи, который находился под защитой Онорато Каэтани, гр. Фонди, враждебно настроенного по отношению к папе Урбану VI. Вероятно, Роберт Женевский не терял надежды договориться с понтификом: он обсуждал с др. кардиналами возможность папского низложения, но обращался к понтифику с прошениями о бенефициях. Окончательный разрыв между Урбаном VI и кардиналами произошел после заявления о его нелегитимности (2 авг. 1378). Кардиналы-итальянцы предлагали созвать Собор для решения сложившихся противоречий, но правом созыва Собора обладал лишь папа Римский. Тогда собравшиеся в Ананьи члены коллегии кардиналов решили провести новые выборы, о чем было объявлено 9 авг. 1378 г. В кон. авг. 1378 г. кардиналы переехали из Ананьи в Фонди и провели там конклав. 20 сент. 1378 г. участники конклава в Фонди избрали папой Роберта Женевского. Антипапа взял имя Климент, скорее всего, в память о папе Римском Клименте VI , избранном на Папский престол в год рождения Роберта Женевского. 31 окт. 1378 г. в Фонди состоялась церемония коронации, во время к-рой тиару на голову К. возложил гр. О. Каэтани, а не кардиналы. В сент. 1378 г. Урбан VI и К. отлучили друг друга от Церкви, положив начало т. н. великой схизме. Дальнейшая деятельность К. была направлена на борьбу с Урбаном VI. Он использовал все имевшиеся в его распоряжении средства: церковный авторитет, родственные связи, наемные войска. Сначала оба понтифика надеялись быстро разрешить конфликт вооруженным путем. В распоряжении К. были бретонские и гасконские наемники, к-рым он выплачивал жалованье из собственной казны. К. попытался привлечь на свою сторону Людовика Анжуйского, брата франц. кор. Карла V, пообещав отдать ему «королевство Адрию», а также большую часть Папской области (эти земли Людовик должен был завоевать сам). Людовик Анжуйский не стал предпринимать никаких действий в поддержку К., тогда как нанятые Урбаном VI отряды итал. наемников перешли в наступление. 27 апр. 1379 г. им удалось захватить замок Св. ангела, где оборонялись сторонники К., а 29 апр. войска папы Римского одержали победу в битве при Марино. К. пришлось покинуть Италию. 20 июня 1379 г. он прибыл в Авиньон, где оставался до своей смерти.

http://pravenc.ru/text/1841389.html

В первой половине XIII столетия южные русские земли и некогда славные города Киев, Чернигов, Переяславль опустошили пришедшие из степей кочевники. В 1299 году из разоренного Киева переселился во Владимир митрополит Максим, а вслед за ним последовали многие беженцы из числа духовенства, бояр и простого народа. Одним из таких переселенцев стал черниговский боярин Федор Бяконт, прибывший в Москву с женой Марией, слугами и всем двором. Боярин Федор поселился на окраине Владимирского княжества в Москве, которая при своем правителе Данииле Александровиче только начала приобретать значение объединительного центра русских земель. В 1304 году у боярина Федора и его жены Марии родился сын-первенец, которого нарекли по обычаю двумя именами: Елевферием и Симеоном (по святым, выпавшим на день рождения и на день крестин). Восприемником Елевферия Бяконта – будущего святителя Алексия – стал молодой московский князь Иван Данилович Калита. Боярин Федор Бяконт был пожалован князем вотчинами к югу от Москвы у бывшей Ордынской дороги недалеко от нынешнего города Подольска. Федор Бяконт должен был устроить вблизи своего села Васильевского оборонительные сооружения на дороге, ведущей из Орды в Москву. На этом важном военном рубеже боярин контролировал переправу через Пахру, собирал пошлины на таможенной заставе, встречал послов и гостей. Связь Васильевского погоста и окрестных деревень Бяконтово, Плещеево, Ордынцы с семьей святителя Алексия Московского отмечали исследователи до революции и в советский период. Историк С.Б. Веселовский писал: «Километрах в семи от Подольска находится ныне небольшая деревня Бяконтово, а ближе к Подольску, в четырех километрах, на Пахре, другая небольшая деревня – Плещеево. В начале XIV века эти селения были вотчинами Федора Бяконта, а затем его сына Александра Плещея…». Александр Плещей, прозванный так за свои широкие плечи, был младшим братом святителя Алексия. До Веселовского об этой связи писал священник, краевед и метеоролог Николай Евграфович Сироткин в историческом очерке «Захарьино-Знаменское Подольского уезда». Сельцо Ордынцы, по мнению Н. Е. Сироткина, «было вотчиною самого св. Алексия митрополита Московского», деревня Бяконтово «была вотчиною родителя св. Алексия», сельцо Плещеево «было вотчиною дяди св. Алексия».

http://sobory.ru/article/?object=48721

Алексий, святитель, митрополит Московский и всея Руси (Бяконт Елевферий Федорович) († 1378, память 12/25 февраля, 20 мая/2 июня, 5/18 октября и в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых) Родился в конце XII века (между 1292 и 1300 гг.) в г. Москве в семье черниговского боярина Федора Бяконта. На 20-м году жизни ушел в Московский Богоявленский монастырь и в 1320 году принял монашество с именем Алексия, находясь под руководством опытного старца Геронтия. В 1340 году митрополит Феогност определил его жить при своем святительском дворе и заведовать церковными судебными делами Церкви. 6 декабря 1352 года митрополитом Феогностом хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского. В 1354 году патриархом Каллистом был утвержден «архиепископом Киева и великой России с титулом всечестного митрополита и экзарха». Скончался 12 февраля 1378 года в Чудовом монастыре. 20 мая 1431 года в Чудовом монастыре обрушилась церковь , в которой был погребен святитель Алексий. Падавшими камнями был разбит гроб его, в котором и обрели нетленные мощи святителя. Святитель Алексий явил собою образ доброго пастыря и деятельного патриота. Он сумел сочетать в себе эти два великих качества. Это был муж славный в добродетелях, отличавшийся силою слова, сведущий в канонах и искусный в знании как церковных, так и гражданских законов. Эти качества и послужили причиной представления его к иерархическому управлению самой святейшею митрополией Киевской и всея Руси. Со времени возведения святителя Алексия в митрополита началась его деятельность по устройству и восстановлению церквей и монастырей. В 1361 году были восстановлены монастыри: Чудов, Спасо-Андроников и Алексеев в Москве; в 1362 году – Симонов, Серпуховской, Владычный вне Москвы; в 1365 году – Константинов близ Владимира, Благовещенский в Нижнем Новгороде. Святителю Алексию пришлось вести напряженную борьбу за единство Русской Церкви. Благодаря своей настойчивости, энергии и твердости характера в соединении с умом и образованием он смог поставить архипастырскую власть в России на небывалую высоту. Призванный волею Божиею к управлению дел церковных и государственных, он, как первоиерарх Русской Церкви, всегда оставался первомолитвенником за православных людей, церковным пастырем, кротким аскетом, человеком безупречной иноческо-подвижнической жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Целестин II (1143–1144) Луций II (1144–1145) Евгений III (1145–1153) Анастасий IV (1153–1154) Адриан IV (1154–1159) Александр III (1159–1181) Виктор IV/V (1159), антипапа Пасхалий III (1164), антипапа Каликст III (1168), антипапа Иннокентий III (1179), антипапа Луций III (1181–1185) Урбан III (1185–1187) Григорий VIII (1187) Климент III (1187–1191) Целестин III (1191 – 1198) Иннокентий III (1198–1216) Гонорий III (1216–1227) Григорий IX (1127–1241) Целестин IV (1241) Иннокентий IV (1243–1254) Александр IV (1254–1261) Урбан IV (1261 – 1264) Климент IV (1265–1268) Григорий X (1271 –1276) Иннокентий V (1276) Адриан V (1276) Иоанн XXI (1276–1277) Николай III (1277–1280) Мартин IV (1281 –1285) Гонорий IV (1285–1287) Николай IV (1288–1292) Целестин V (1294) Бонифаций VIII (1294–1303) Бенедикт XI (1303–1304) Климент V (1305–1314) 1203 Иоанн XXII (1316–1334) Николай V (1328), антипапа Бенедикт XII (1334–1342) Климент VI (1342–1352) Иннокентий VI (1352–1362) Урбан V (1362–1370) Григорий XI (1370–1378) Урбан VI (1378–1389) Климент VII (1378), антипапа Бонифаций IX (1389–1404) Бенедикт XIII (1394), антипапа Иннокентий VII (1404–1406) Григорий XII (1406–1415) Климент VIII (1423), антипапа Бенедикт XIV (1423), антипапа Александр V (1409), антипапа Иоанн XXIII (1410), антипапа Мартин V (1417–1431) Евгений IV (1431–1447) Феликс V (1439), антипапа Николай V (1447–1455) Антиохийские патриархи XII-XV веков 1204 Иоанн IV (1092–1103) Феодосий III (1103–?) Аристарх Иоанн V (ум. в 1140) Сотирих (1155–1156) Афанасий I (1156–1170) Симеон II (1178) Феодор IV Вальсамон (1186–1203) Иоаким I Иерофей Симеон III 1205 Евфимий I (1254–1260) Феодосий IV Принкепс (1261 –1283) Арсений (1283–1286) Кирилл II Дионисий I Кирилл III Дионисий II Софроний Иоанн VI Mapk I Игнатий II (1344–1351) Пахомий I (1359–1386) Михаил I (1369–1374) Mapk II (1377–1378) Межпатриарш. (1379–1385) Пахомий II (1386–1387) Нил (1387–1395) Михаил II (1395–1400) Межпатриарш. (1400–1412) Пахомий III (1413–1414) Иоаким II (1415–1425)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

5. Хотя авиньонское папство и было постоянным соблазном для современников, ничто не могло их скандализировать до такой степени, как непредвиденный раскол, последовавший за возвращением папства в Италию в 1378 г. Необходимо отметить, что так называемый Великий западный раскол (1378-1416) был по большей части результатом тенденций, уже развившихся при папском дворе, в особенности в коллегии кардиналов. Современники ясно осознавали, что главную ответственность за раскол несли именно кардиналы. Задолго до 1378 г. коллегия кардиналов превратилась в честолюбивую и неразборчивую в средствах группу французских профессиональных церковных политиков и бизнесменов. Естественно, эта группа карьеристов посвящала громадное количество энергии упрочению своей власти. В частности, кардиналы вновь и вновь выступали с требованием, чтобы половина папских доходов отдавалась бы их коллегии и чтобы ни один новый кардинал не назначался бы папой без их одобрения. А начался раскол так. Последний французский папа Григорий XI принял трудное решение и вернулся в Рим 17 января 1377 г. Однако воздух Вечного города оказался для него смертоносным, и 26 марта 1378 г. он скончался. Кардиналы должны были приступить к выборам нового папы. 8 апреля 1378 г. римская толпа, требовавшая, чтобы новый папа был римлянином или, по меньшей мере, итальянцем, осадила кардиналов, собравшихся в Латеранском дворце. Кардиналы приняли компромиссное решение и избрали неаполитанца Урбана VI (Неаполем правила французская династия). Поначалу все были довольны. Но вскоре новый папа повел себя таким странным и диким образом, что кардиналы (впрочем, как и целый ряд современных ученых) пришли к мнению, что он - душевнобольной. В августе большая часть курии, удалившаяся в неаполитанский городок Фонди, объявила выборы Урбана незаконными и недействительными, как совершенные под давлением толпы, и через неделю отлучила Урбана от Церкви за незаконное провозглашение себя папой. 20 сентября кардиналы избрали папой Климента VII, который вернулся в Авиньон. Таким образом, в Римо-католической церкви стало два папы. Это событие и считается началом Великого раскола.

http://sedmitza.ru/lib/text/434826/

Противостояние с Урбаном VI требовало от К. больших денежных затрат, поэтому ему пришлось ввести новые налоги, взимаемые с клира, что привело к снижению его популярности. К подобным мерам был вынужден прибегнуть и Урбан VI, однако папа Римский вел подчеркнуто аскетический образ жизни, в то время как расточительную жизнь авиньонского двора критиковали даже сторонники антипапы. Помимо кардиналов, принявших его сторону после начала схизмы, К. возвел в кардинальское достоинство более 20 человек, тем самым значительно увеличив коллегию кардиналов. После внезапной кончины К. (вероятно, от апоплексического удара) кардиналы в Авиньоне отказались от переговоров с Римом, собрали конклав и избрали нового антипапу Бенедикта XIII (1394-1422 или 1423); т. о., схизма в католич. Церкви продолжилась. К. был похоронен в соборе Нотр-Дам-де-Дом в Авиньоне. 18 сент. 1401 г. его останки перенесли в церковь монастыря целестинцев, возведенную по приказу К. близ могилы кард. Петра Люксембургского (беатифицирован в 1527). Надгробие К. было заказано скульптору П. Морелю (не сохр.). Ист.: Documents relatifs au Grand Schisme: Textes et analyses/Éd. K. Hanquet, U. Berlière. R., 1924, 1930. 2 vol. (Analecta Vaticano-Belgica; 8, 12); Acta pseudopontificum Clementis VII (1378-1394), Benedicti XIII (1394-1417), Alexandri V (1409-1410) et Johannis XXIII (1406-1415)/Ed. A. L. Tautu. R., 1971; Calendar of Papal Letters to Scotland of Clement VII of Avignon (1378-1394)/E. C. Burns. Edinb., 1976; Serra Estelles J. Los registros de súplicas y letras pontificias de Clemente VII de Aviñón (1378-1394): Estudio diplomático. R., 1988; idem. Un registro especial de súplicas dirigadas a Clemente VII (1378-1394) en el codice «Barb. Lat. 2101» de la Bibliotheca Apostolica Vaticana//AHPont. 1995. Vol. 33. P. 7-40. Лит.: Valois N. La France et le Grand Schisme d " Occident. P., 1896-1899. Vol. 1-2; Bess B. Frankreich und sein Papst, 1378-1394//ZKG. 1904. Bd. 25. S. 48-89; Bliemetzrieder F. P. Ein Brief des Gegenpapstes Klemens VII.

http://pravenc.ru/text/1841389.html

11 окт. 1303 г. папа Бонифаций скончался; избранный 22 окт. новый папа Бенедикт XI (1303-1304) пошел на ряд компромиссов с королем Филиппом и 18 апр. 1304 г. снял наложенный его предшественником запрет на присвоение магистерской степени в Париже. Примерно в то же время король санкционировал возвращение иностранных студентов в Париж ( Little. 1932. P. 577). Осенью 1304 г. Гонсальв Испанский, ставший к этому времени генералом ордена францисканцев, принял решение вернуть И. Д. С. в Париж для получения им степени магистра теологии и направил из Италии парижскому викарию ордена соответствующее рекомендательное письмо, датируемое 18 нояб. 1304 г. В этом письме Гонсальв отзывался об И. Д. С. в весьма похвальных выражениях: «Я рекомендую... возлюбленного во Христе отца Иоанна Скота; ибо мне хорошо известны (отчасти из [собственного] долгого опыта [общения с ним], отчасти благодаря повсюду распространившейся молве [о нем]) его похвальная жизнь, превосходная ученость, тончайшая проницательность и другие выдающиеся качества» (Chartularium Universitatis Parisiensis/Ed. H. Denifle. P., 1891. T. 2. P. 117-118). Особое внимание исследователей в этом документе привлекло свидетельство Гонсальва о том, что И. Д. С. давно и хорошо ему известен: нек-рые ученые видели в этих словах подтверждение версии о том, что И. Д. С. учился в Париже между 1293 и 1296 гг. (см.: Callebaut. 1931. P. 327-329). Однако возможно, что Гонсальв имел в виду пребывание И. Д. С. в Париже в 1302-1303 гг., когда И. Д. С. в качестве бакалавра вполне мог быть ассистентом и научным помощником Гонсальва, бывшим в это время магистром в Парижском ун-те (см.: Vos. 2006. P. 64). Личные качества И. Д. С. могли стать известны Гонсальву и в период политической нестабильности 1303 г., поскольку они оба были в числе францисканцев, отказавшихся поддерживать замыслы франц. короля (Ibid. P. 70-72). Гробница Иоанна Дунса Скота в францисканской церкви в Кёльне Гробница Иоанна Дунса Скота в францисканской церкви в Кёльне В этом же письме Гонсальв отмечал, что И.

http://pravenc.ru/text/Иоанн Дунс ...

Что же касается возможности того, что Алексей мог быть монахом Богоявленского монастыря одновременно со Стефаном и петь вместе с ним на клиросе, то следует признать, что дата 6 сентября 1340 г. как время поставления Алексея в качестве митрополичьего наместника не может быть принята. В это время Семен Гордый находился в Орде, добиваясь великокняжеского стола, и просто физически не мог принимать участия в судьбе Алексея. Об этом же свидетельствуют и другие факты. «Степенная книга» сообщает, что митрополит Алексей прожил 85 лет 194 . Зная точную дату его кончины (пятница 12 февраля 1378 г.) 195 , можно вычислить, что Алексей родился в 1293 г. Однако эта Датировка противоречит другим фактам биографии митрополита. «Степенная книга» сообщает, что он постригся в Богоявленском монастыре «двадесяти лет» и прожил в нем также 20 лет 196 . Но таким образом получается, что к делу управления русской церковью он был привлечен, как полагает Г. М. Прохоров, примерно в 1333 г., еще при Иване Калите 197 . Это входит в явное противоречие с другим показанием этого же источника о том, что данной перемене в судьбе Алексея способствовал Семен Гордый. То, что хронология в «Степенной книге» нарушена, доказывается еще одним примером. Этот памятник указывает, что Алексей был старше великого князя Семена Гордого на 17 лет 198 . Но отсюда получается, что будущий митрополит родился не в 1293, а в 1300 г. (Дата рождения Семена Гордого была определена на основе летописного известия под 1333 г. о том, что он женился 17-ти лет) 199 . Тем самым вытекает необходимость обратиться к первоначальной редакции «Жития митрополита Алексея», которая дошла до нас в составе Рогожского летописца 200 . Но и здесь хронология весьма сбивчива, поскольку присутствуют отмеченные выше несуразности. Выясняя действительный год рождения митрополита Алексея, А. А. Турилов указал, что предпочтение следует отдать упоминанию в его житии современных ему исторических событий и лиц: «родижеся въ княжение великое тферьское Михайлово Ярославича, при митрополите Максиме, до оубиения Акинфова» 201 . Эти указания, на взгляд А. А. Турилова, позволяют говорить о 1304 г. как годе рождения Алексея. Известный поход тверского боярина Акинфа на Переяславль, по его мнению, состоялся зимой 1304/05 г. Хотя Михаил Ярославич Тверской, и вернулся из Орды с ярлыком на великое княжение осенью 1305 г., т.е. после убиения Акинфа, позднейший биограф Алексея мог исчислять начало нового правления от даты смерти предыдущего великого князя Андрея Александровича Городецкого, последовавшей 27 июля 1304 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

20 Был возведён в сан митрополита Киевского и Литовского с правом на всю Русь после смерти митрополита Алексия (Бяконта). 21 Делались неоднократно попытки разделить Российскую митрополию. Появление митрополита Григория (Цамблака) и Герасима при законно поставленных митрополитах Фотии и Ионе является одной из таких попыток. 22 Был возведён в сан митрополита Киевского и Литовского с правом на всю Русь после смерти митрополита Алексия (Бяконта). 23 Первый епископ, поставленный на митрополию Собором русских епископов, без утверждения отошедших от Православия Константинопольских патриархов. С 1448 года начался период самостоятельного существования Русской Православной Церкви как автокефальной. Введение патриаршества в 1589 году окончательно утвердило независимость Русской Церкви. 24 Рукоположение в 1458 году Константинопольским патриархом-униатом Григорием (Маммой) Григория (Болгарина) в митрополита Киевского и всея Руси и утверждение этого решения папой Римским Пием II привело к разделению Русской Церкви на Восточную (Московскую) и Западную (Киевскую, Литовскую) митрополии. Воссоединение Церквей произошло в ноябре 1686 года поставлением патриархом Иоакимом в митрополита Киевского Гедеона (кн. Четвертинского). 25 Мукачевская епархия, как полагают, основана в 1454 году и зависела от митрополитов Угро-влахийских. Её епископы не раз участвовали в Соборах, созываемых митрополитами Киево-Литовскими, и принимали деятельное участие в сохранении Православия на Киевской Руси. 26 Указом от 16 октября 1799 года Переяславская кафедра стала самостоятельной, но только на четыре года. 27 Литовская митрополичья кафедра, учреждённая Константинопольским патриархом Иоанном XIII Гликом по настоянию великого князя Литовского Гедемина, упразднена около 1328 года. Повторно возобновлена в 1354/55 годах и упразднена в 1361 году. Попытки разделения Русской Православной Церкви проявлялись в поставлении на митрополичью кафедру вторых митрополитов, которые в историю вошли как Литовские, но часто имели титул «Киевских и всея Руси». До 1458 года появление вторых митрополитов в западной области Руси было эпизодично, но с 1458 года произошло разделение на Киевскую и Московскую митрополии. С появлением в Литве унии (1596–1621) Западно-Русская Церковь не имела у себя православного митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Святитель Алексий родился около 1300 года в семье боярина Феодора Бяконта, представителя родовитой черниговской фамилии, который вместе со своей женой Марией перебрался из разоренной татарами Черниговщины в набиравшую силу Москву, ко двору св. князя Даниила Александровича. Вновь на примере святого Алексия мы видим, как западно-русские выходцы в это время трудятся ради единства Русской земли и Русской Церкви. Феодор Бяконт стал впоследствии родоначальником многих знатных русских фамилий: Плещеевых, Бяконтовых, графов Игнатьевых и прочих. Боярин пользовался такой благосклонностью св. князя Даниила, что крестным отцом одного из его многочисленных сыновей, нареченного Симеоном-Елевферием, стал молодой княжич Иоанн Данилович, будущий Калита. Впоследствии крестного и крестника связывали тесные узы дружбы. Уже в молодые годы Елевферий (в древне-русской транскрипции - Алферий), получивший блестящее образование и даже знавший греческий язык, проявил склонность к монашеству. В двадцатилетнем возрасте он стал монахом в Богоявленском монастыре, что в Китай-городе. Обитель эта впоследствии стала местом упокоения Феодора Бяконта и его многочисленных потомков, почитавших за честь быть ктиторами Богоявленского монастыря. Свыше двадцати лет провел будущий святитель простым монахом в этой московской обители. Он обращал на себя внимание своими аскетическими подвигами, отличался воздержанием. Здесь же он продолжал совершенствовать свое образование. О молодом подвижнике узнали великий князь Симеон Гордый и митрополит Феогност. Он был вопреки своему желанию и устремлению к тихой монашеской жизни приближен ко двору, чему немало способствовало его знатное происхождение. Около 1340 г. Феогност сделал Алексия своим митрополичьим наместником во Владимире. А когда в 1350 г. Первосвятитель заболел, он принял решение ходатайствовать перед патриархом Константинопольским о поставлении Алексия на митрополию в случае своей кончины. Ставший горячим патриотом Руси и приверженцем объединительного курса Московских князей Феогност тем самым хотел обеспечить продолжение уже четко оформившегося к тому времени союза между великокняжеской властью и митрополией всея Руси. Не дожидаясь ответа из Царьграда, Феогност совершил в 1352 г., незадолго до своей кончины, хиротонию Алексия во епископа Владимирского. Поскольку к этому времени во Владимире уже более полувека не было собственных архиереев, а город с прилежащей областью входил в митрополичий округ, такая титуляция Алексия должна была свидетельствовать о том, что как викарий митрополита он является его официальным преемником.

http://sedmitza.ru/lib/text/436254/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010