88 Вскоре после преставления Прп. Сергия прп. Никон удалился от игуменства, чтобы подвизаться в безмолвии. Спустя шесть лет он снова стал Игуменом и оставался им вплоть до своей кончины († 1427, память 17 ноября). Житие прп. Никона написано Пахомием Логофетом. 89 Возраст Прп. Сергия в год его смерти (78 лет) вызывает сомнения, поскольку не согласуется с историческими событиями, упоминаемыми в Житии. 90 Имеется в виду Иисус Навин, преемник пророка Моисея в деле руководства еврейским народом во время завоевания земли Ханаанской. 91 Имеется в виду прп. Савва Освященный. 92 С 33-ей главы начинается текст Жития, написанный Симоном Азарьиным в 1646 г. 93 Мощи Прп. Сергия Радонежского были обретены 18 июля 1423 г. 94 Юрий Дмитриевич (1374—1434), с 1389 г. князь Галичский и Звенигородский, второй сын св. Димитрия Донского, дядя Василия II Темного. По его инициативе были построены в Звенигороде Успенский собор и Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря. Юрий Дмитриевич вел междоусобную борьбу со своим племянником Великим князем Василием Темным за московский престол, не признавая установленного Димитрием Донским нового порядка престолонаследия от отца к сыну, а не по старшинству. 95 После того как монастырь в 1408 г. был сожжен татарским ханом Едигеем, Игумен Никон построил новый деревянный Троицкий храм в 1411 г., недалеко от того места, где был старый. Каменный храм Святой Живоначальной Троицы был воздвигнут Игуменом Никоном в 1423—1424 гг. над мощами Прп. Сергия вскоре после их обретения. 96 Свт. Алексий, митрополит Московский (на митрополичьем престоле в 1354—1378 гг., память 12 февраля, 20 мая, 5 октября — вместе со свтт. Петром и Ионой). Родился в нач. XIV в. в семье черниговского боярина Федора Бяконта, переехавшего в Москву во второй половине XIII в. Свт. Алексий поддерживал московских князей в политике, целью которой являлось объединение русских земель вокруг Москвы и создание централизованного государства. Канонизирован в 1448 г. Житие свт. Алексия было создано пермским епископом Питиримом, а затем — Пахомием Логофетом (Сербом). В 30-х гг. XX в. после разрушения Чудова монастыря мощи свт. Алексия были перенесены в московский Богоявленский кафедральный собор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Каким же он был на самом деле, этот «земной ангел и небесный человек», как именуют его церковные песнопения? Сын черниговского боярина Федора Бяконта, перебравшегося в Москву во второй половине XIII в., будущий митрополит был крестником самого Ивана Калиты. Год его рождения неизвестен. Вероятно, он появился на свет в самом начале XIV в. Младенец в крещении был наречен Елевферием. Это трудное для русского слуха имя в обиходе произносили проще— Алферий, Алфер. Отец Алферия входил в число 10—12 знатнейших московских бояр, составлявших своего рода правительство, главой которого был князь. Есть сведения, что князья настолько доверяли Федору, что даже оставляли его московским наместником на время своих отлучек. Перед боярским сыном открывалась проторенная дорога военной службы. Однако Алфе-рий избрал иной путь. Он с детства отличался религиозной экзальтированностью и одновременно живым умом, незаурядными способностями и богатым воображением. Вскоре он уходит из мира и затворяется в стенах московского Богоявленского монастыря. Здесь он принял постриг и получил монашеское имя Алексея. По традиции первая буква мирского и монашеского имени совпадали. Богоявленский монастырь был местом пострижения московской знати. Его ктиторами были тысяцкие Вельяминовы. По некоторым сведениям, уже в 40-е годы XIV в. здесь был выстроен каменный собор. Заметив расторопного и хорошо образованного инока, митрололит в 1340 г. назначает его своим наместником во Владимире. В конце 40-х годов Феог-ност вместе с великим князем Семеном Ивановичем отправляют в Константинополь посольство, которое, передав императору Иоанну Кантакузину крупную сумму денег «на ремонт храма св. Софии», заводит речь о возведении Алексея на митрополию «всея Руси» после смерти Феогноста. Выдвижение Феогностом Алексея в качестве своего преемника в клерикальной литературе обычно изображают как величайшее благодеяние Москве. При этом церковные авторы и те, кто разделяет их тезис, совершают ту самую ошибку, от которой предостерегал историков известный исследователь древней Руси академик С.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

По переписным книгам 1646 г. в селе Нахабине числилось 26 дворов крестьянских, в них 58 человек; при церкви находились во дворе поп Матвей и его дети: дьячок Иван и пономарь Владимир. В 1678 г. – 21 двор крестьян. В писцовых книгах 1685-86 гг. написано: «вотчина Троице-Сергиева монастыря село Нахабино, а в нем церковь Пречистой Богородицы Покрова древянная, клетцки, а в церкви образа и книги, и ризы, и всякая церковная утварь, и колокола, строение мирское, а клепало железное монастырское, а у той церкви во дворе поп Федор Васильев, да у него же дьячки Васка Ларионов и Васка Иванов живут в одном дворе, двор монастырский, двор скотный, да в селе 22 двора крестьянских и всего в них людей 100 человек». В 1704 г. в селе находились: двор монастырский и 35 дворов крестьянских и всего в них 134 человека. В 1732 г. в селе Нахабине значится деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Сергия чудотворца, при ней состояли священники: Василий Иванов и Федор Марков, дьячок Марка Алексеев и пономарь Савелий. Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г. Нахабино - одно из древнейших поселений в нынешнем городском округе Красногорск. Вся история этого населённого пункта связана с храмом Покрова Пресвятой Богородицы. Удобное географическое положение (село у большого тракта, наличие реки, естественная природная красота места) ставило Нахабино в преимущественное положение. Поэтому владельцы села всячески заботились и благоустраивали своё владение. С XV века, с момента первого документального упоминания Нахабино, известно, что хозяевами были бояре Плещеевы. Но это же даёт основание предполагать, что населённый пункт существовал и раньше, ведь основатель рода Плещеевых - Фёдор Бяконт - стал служить московскому князю Иоанну I Калите ещё в XIV столетии. Более того, Иван Калита стал крестным отцом Елевферия - сына Бяконта. А сам Елевферий, найдя свой путь в монашестве с именем Алексий, вскоре был поставлен митрополитом Киевским и Всея Руси.

http://sobory.ru/article/?object=23696

Внутреннее убранство Храма Христа Спасителя. Списки героев войны 1812 года. 25 декабря 1812 года император Александр подписал манифест «О построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя в ознаменование благодарности к Промыслу Божию за спасение России от врагов». В этот же день императором было дано объявление об изгнании врагов из пределов Российской империи Богоявленский храм имеет сложную строительную историю. Первоначально, во второй половине XV века (время первого упоминания села в исторических документах), здесь стояла деревянная Владимирская церковь. В камне храм был построен уже как Богоявленский лишь в 1720-е годы, видимо, сказывалась близость царской резиденции в Лефортове, немецкой слободы и полковых сел — Преображенского и Семеновского. В XIX столетии вместо прежней церкви по проекту архитектора Евграфа Дмитриевича Тюрина была выстроена новая с сохранением старой трапезной и колокольни, ее освятили 18 октября 1853 года. Позже над трапезной частью возвели глухой железный тамбур с главкой. Тюринский храм не маленький, до построения храма Христа Спасителя его почитали самым большим храмом города, тогда еще не собором. Строительство большой, будто соборной церкви диктовали условия: местность вокруг Елохова активно застраивалась, появлялись крупные мануфактуры и рабочие поселки при них. Вот что интересно: Тюрин входил в Комиссию для строения храма Христа Спасителя в Москве, но возводил елоховский храм в строгих формах русской классики, это чуть ли не последняя крупная классицистическая постройка Москвы. Храм Христа и Богоявления в Елохове — ровесники (начало строительства первого 1839-й, второго — 1835 год), два монумента николаевскому времени, русско-византийский стиль и поздняя классика. Мощи св. митр. московского Филарета. Он управлял приходами и монастырями Москвы и губернии во время постройки храма Христа Спасителя Святители московские Оба храма имели статус первосвятительских: митрополичьих и патриарших. В обоих хранятся святые реликвии — мощи московских архипастырей: в храме Христа — митрополита Филарета (Дроздова), в Богоявленском соборе — митрополита Алексия (Бяконта).

http://pravmir.ru/sploshnye-prazdniki/

В тот последний разговор я запомнила его большую сильную руку садовника, работника, которую он положил мне на голову. Из М. А. Крашенинникова. Воспоминания об отце Николае Голубцове С отцом Николаем меня свел Бог в то время, когда я и не думала ни о духовном отце, ни о чем. Мы с Лидой Елисеенко, гуляя по Донскому, увидели, что надгробие боярина Бяконта, отца святителя Алексия, находится в безобразном, грязном состоянии. Мы обругали Патриархию и решили это дело исправить. Они рядом жили на Мытной, и мы взяли ведра, тряпки, вода там была, пошли, вымыли это надгробие. А было это под Лазареву субботу 1956 года и звонили к вечерне. Народ идет к вечерне, а мы с ведрами домой. Уже была весна, хотя Пасха была ранняя. И идет какой-то мужчина в кепочке, в плащике, с хозяйственной сумкой, и ему все очень уважительно кланяются. Я спросила: «Лида, это кто?» А она ответила: «Это здешний батюшка. Маша, он так хорошо исповедует!..» Я подняла голову, увидела его лицо и от растерянности уронила ведро на тротуар (был жуткий грохот), потому что увидела глаза, в которых столько любви!.. Потом я их больше так и не видела, наверное, но тут меня потрясло, я растерялась. И когда он прошел, она досказала: «…отец Николай Голубцов». Для меня не звучало: «Голубцов», я понимала так: пришел к священнику и пришел… Я причащалась всегда в Страстную субботу, а здесь решила: я отменю себе субботу; в страстной понедельник мое рождение, 11е число, я пойду на преждеосвященную, никто причащаться не будет народу никого, но я хочу у него исповедоваться. Что я и сделала. Я пришла в Ризоположение (клир этого храма служил по очереди то в храме Ризоположения, то в малом соборе Донского монастыря), а в этот день было мироварение, Патриарх должен был приехать. Я пошла к отцу Николаю на исповедь, очень долго у него исповедовалась, и после этой исповеди у него осталась до конца его жизни. Сказать, что я была потрясена, это даже не то слово, я вышла на улицу, и весь мир мне казался другим, это была такая необыкновенная встреча, просто с невместимым каким-то человеком.

http://azbyka.ru/fiction/mudryj-serdcem-...

Сие тем вероятнее, что в короткое время скончались там Митрополит Феогност, Великий Князь, два сына его и брат Андрей Иоаннович. Симеон имел не более тридцати шести лет от рождения. Сей Государь, хитрый, благоразумный, пять раз ездил в Орду, чтобы соблюсти тишину в государстве; пользуясь отменною благосклонностию Хана, исходатайствовал для разоренного Тверского Княжения свободу не платить дани Моголам, и первый, кажется, именовал себя великим Князем всея Руси, как то вырезано на его печати. Видя внезапную смерть пред собою, он постригся (названный именем Созонта) и Духовным завещанием распорядил свое достояние. По кончине первой супруги в 1345 году Симеон сочетался браком с Евпраксиею, дочерию одного из Смоленских Князей. Феодора Святославича, управлявшего Волоком в сане Наместника; но чрез несколько месяцев отослал ее к отцу, будто бы для того, что «она на свадьбе была испорчена и всякую ночь казалась супругу мертвецом». К общему неудовольствию и соблазну правоверных, Евпраксия вышла за Князя Фоминского, Феодора Красного; а Симеон женился в третий раз на Княжне Тверской, Марии Александровне, прижил с нею четырех сыновей, умерших в детстве, и в знак любви отказал ей наследственные и купленные им волости, Можайск, Коломну, все сокровища, золото, жемчуг и пятьдесят верховых коней. «Кто из Бояр, – пишет Великий Князь, – захочет служить моей Княгине, тот, владея нашими селами, обязан давать ей половину дохода. Всем людям, купленным или за вину взятым мною в рабство: сельским Тиунам (прикащикам), старостам, ключникам или женатым на их дочерях, объявляю вечную свободу. – Вам, любезные братья» (ибо Андрей жил еще около шести недель) «поручаю супругу и Бояр моих и приказываю то же, что нам отец приказывал: живите согласно, не переменяйте уставленного мною в делах государственных или судных; не внимайте клеветникам и ссорщикам; слушайтесь добрых, старых Бояр и нашего Владыки Алексия». Сей знаменитый Святитель был крестник Иоанна Данииловича, сын Черниговского Боярина, Феодора Бяконта, служившего еще отцу его, и назывался мирским именем Елевферия: в самой цветущей юности возненавидев свет, к огорчению родителей он постригся в Московской Обители Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

После вечерни пришли навестить его некоторые из родственников; он спокойно вел с ними разговор. Но к ночи ему стало много хуже. В 9 часов приехал врач и положение больного признал весьма опасным. Тотчас мы послали в Златоустов монастырь за духовником иеромонахом Арсением, благочестивым старцем 174 , а он медлил. Из аптеки принесено было новое лекарство. «Это последнее»? спросил больной нетвердым, едва внятным голосом. Я, как мог, успокоивал его, советуя предаться всеблагой воле Божией, и в тоже время предложил ему особороваться, на что он вполне согласился. Пока приготовлялись монашествующие, я на коленях у болезненного одра его, препобеждая свое волнение, читал вслух акафист Божией Матери. В это время дыхание его становилось очень трудно и две слезы скатились из его глаз». Так, уста его уже не могли взывать к Тебе, благодатная, о предстательстве, но сердце его еще умоляло Тебя! «Началось таинство елеосвящения. При чтении второго Евангелия, страждущий архимандрит, склонив голову на мои руки и племянника своего С. А. Л–го, тихо предал дух свой Богу, в три четверти 12 часа ночи. Так внезапно найде на него час смертный» 175 ! Духовник не застал его в живых: но тем не менее он умер о Господе, следственно можно уповать, что он узрел жизнь вечную. «Доброе сердце, чистые нравы, честность правил, благочестивый и просвещенный труд никогда не забываются у Бога. И самый свет, как он ни криводушен, не может не сознавать достоинства истинных заслуг» 176 . Как скоро распространилась весть о кончине Митрофана, народ во множестве притекал поклониться и молитву пролить ко Господу о упокоении души его. В день погребения, 23 ноября, когда празднуется обретение мощей св. Митрофана, епископа Воронежского, многотрудное тело соименного ему настоятеля Богоявленского монастыря торжественно перенесено было в нижнюю Казанскую (теплую) церковь , похожую на усыпальницу, потому что в ней погребены многие знаменитые вельможи, которых могилы означены великолепными памятниками с надписями, фамильными гербами и портретами; здесь же надгробный камень на могиле Черниговского боярина Феодора Михайловича Бяконта, родителя святителя Алексия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

565 ...игуменъ Зеновей... – Игумен Троице-Сергиева монастыря, упоминаемый выше как иерарх, крестивший князей Ивана и Юрия Васильевичей. 566 Кулодарь Ирешьскый – дьяк, служивший затем князьям Михаилу Андреевичу Белозерскому и Ивану Андреевичу Можайскому. 567 ...а далъ ему Суздаль, а прежде был за Черторижьскымъ. – Князь Александр Васильевич Чарторыйский (Черторижский, Чарторижский), западнорусский князь, участник убийства великого князя литовского Сигизмунда Кейстутовича в 1440 г., перешедший к Василию II. Суздаль был, очевидно, получен Чарторыйским в удел от Василия II. Передача Суздаля Ивану Андреевичу Можайскому привела к заключению договора между Шемякой и лишенными своих владений суздальскими князьями. Β 1443 г. Чарторыйский пришел в Псков «от князя великого Василия Васильевича на княжение». 568 Григорья Василъева сына Глбова застрелили в челюсть... – Григорий Васильевич Глебов – представитель рода Сорокоумовых-Глебовых; его братья Иван Ощера и Дмитрий Бобр играли важную роль в дальнейшей борьбе за московский престол (см. «Повесть об ослеплении Василия II»). Очевидно, вследствие ранения в 1443 г. он получил прозвище Криворот. 569 Федор Васильевич Басенок. – видный сподвижник Василия II (см. «Повесть об ослеплении Василия II»). Ο «мужьстве» Басенка в сражении с Мустафой (как и ο других обстоятельствах битвы на Листани) не упоминается в СС и других летописях, но особое внимание к нему Северного свода 1472 г. в других случаях позволяет и данное известие возводить к этому своду. 570 ...поималъ боярина своего Андра Дмитреева и с дтьми, а жену его Марью сжеглъ безлепъ. – Андрей Дмитриевич Мамон, служилый боярин князя Ивана Андреевича Можайского, отец Григория Мамона, приближенного Ивана III. По известию летописи, враждебной Григорию Мамону, его мать, жена Андрея Мамона, Мария была сожжена можанским князем «за волшебство». 571 ...убиша Александра Иванова сына Костяньтиновича въ Гороховц... – Ο гибели Александра, сына Ивана Константиновича, в 1445 г. другие летописи не сообщают (в родословных книгах упоминалось ο гибели его отца в 1445 г. под Суздалем). Они были, по-видимому, представителями боярского рода потомков Бяконта (Плещеевых), к которым принадлежал в XIV в. митрополит Алексей. Гороховец – город в нижнем течении Клязьмы, к северу от Мурома.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новый пришлый митрополит, пользуясь тем, что местопребывание кафедры находилось собственно во Владимире, мог быть увлечен на сторону противников Москвы и совсем не приезжать в нее на жительство. Очевидно, нужно было позаботиться получить такого преемника митр. Феогносту, который бы был верой и правдой привязан к Москве, т. е. нужно было оставить мысль о греке и возвести на митрополию москвича. Митр. Феогност ради идеи пожертвовал греческим патриотизмом и решил привести этот план в исполнение. Предшествующая неудача с кандидатурой архим. Феодора не могла не обескураживать князя и митрополита. Тогда это была незаконная претензия московского князя. А теперь он был законным великим князем. Решено было в преемники Феогносту выдвинуть знатного по происхождению и близкого ко двору инока Алексия. Алексий (1353—1378 гг.)    Св. Алексий был вполне достойным кандидатом на пост митрополита русского. Он был сын черниговского боярина Феодора Бяконта, который переселился на службу к московскому князю Даниилу Александровичу и занял одно из первых при дворе его мест. Сын боярина Феодора, Симеон-Елевферий (впоследствии св. Алексий) был крестником княжича Ивана Даниловича (Калиты) и получил по своему времени высшее образование: «еще детищем будучи», говорит его житие, «изучися всей грамоте и в юности сый всем книгам извыче». В юношеском возрасте он постригся в московском Богоявленском монастыре и удивлял всех строгостью своих иноческих подвигов. После 6-летней приблизительно жизни в монастыре, он и был призван на служение русской церкви.    Задолго до смерти самого митр. Феогноста, еще при князе Иване Даниловиче (†1340 г.), Алексий был намечен, а в первые же месяцы княжения Симеона Ивановича был поставлен митр. Феогностом на должность митрополичьего наместника в г. Владимир. Через 10 лет наместнической деятельности Алексия, в 1350 г., митр. Феогност тяжело заболел. Предвидя недалекую смерть, он позаботился отправить от своего и великокняжеского имени в КПль посольство с ходатайством за избранного ими преемника на русскую кафедру. В 1352 г., еще до возвращения посольства, он поставил св. Алексия во епископа, присвоив ему титул владимирского. Владимирским епископом был в то время сам митрополит, и такая титуляция новопоставленного Алексия представляется несколько странной. Для объяснения этой странности всегда остроумный проф. Голубинский предлагает догадку, что сделал это митр. Феогност «на случай неуспеха своей просьбы в КПле, т. е., что если бы в КПле не захотели согласиться на поставление Алексия в митрополиты и поставили митрополита из греков, то этот пришед в Россию и нашед кафедру владимирскую занятою, поневоле должен был бы согласиться жить в Москве и стать вместо киево-владимирского киево-московским». Посольство возвратилось из КПля в 1353 г., после смерти мит. Феогноста и кн. Симеона Ивановича, уже при князе Иване Ивановиче (1353—1359) с утвердительным ответом, и еп. Алексий отправился к патриарху за посвящением.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Православная Церковь отмечает день памяти святителя Алексия митрополита Московского и всея Руси Москва, 2 июня 2004 г. Русская Православная Церковь 2 июня отмечает праздник обретения мощей святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца, небесного покровителя Патриарха Алексия, сообщает РИА " Новости " .  Сегодня утром Патриарх совершил Божественную литургию в кафедральном Богоявленском соборе. Патриарху сослужили митрополит Калужский и Боровский Климент, архиепископы Истринский Арсений, Орехово-Зуевский Алексий, Ярославский и Ростовский Кирилл, епископы Красногорский Савва, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Люберецкий Вениамин, Егорьевский Марк. После литургии предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен у честных мощей святителя Алексия, которые почивают в Богоявленском соборе. Святитель Алексий родился в семье черниговского боярина Феодора Бяконта на рубеже XIII и XIV веков и получил в крещении имя Елевферий. На 12-ом году жизни Елевферий, раскинув сети для ловли птиц, явственно услышал голос: " Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей " . С этого дня отрок стал уединяться и часто посещать церковь. В 1320 году он вступил в Московский Богоявленский монастырь, где принял постриг с именем Алексий. В 1354 году он стал митрополитом и всячески заботился о своей пастве. Святитель Алексий построил в Москве три монастыря - Чудов, Спасо-Андроников и Алексеевский, восстановил две древние обители во Владимире и Нижнем Новгороде. Когда скончался великий князь Иоанн, митрополит взял под свою опеку его малолетнего сына Дмитрия - будущего благоверного князя Димитрия Донского. Святитель Алексий немало потрудился, чтобы смирить строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы. Скончался митрополит Алексий в глубокой старости, 25 февраля (по новому стилю) 1378 года. Поэтому в этот день празднуется тезоименитство Патриарха Алексия II. Перед своей кончиной митрополит Алексий завещал положить свое тело в Чудовом монастыре в Кремле и указал место погребения за алтарем храма, из смирения не желая быть похороненным в храме. Однако князь Дмитрий Донской, глубоко почитавший митрополита Алексия, велел положить его тело в церкви, близ алтаря. 2 июня (по новому стилю) 1431 года свод храма, в котором покоился святитель Алексий, обрушился от ветхости. Во время строительства новой церкви и были обретены нетленные мощи митрополита. В1485 году мощи святителя Алексия были перенесены в храм, освященный в его честь. Ныне они покоятся в Патриаршем Богоявленском соборе в Москве. 2 июня 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/9997.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009