Он погребен в построенной им церкви ап. Петра (которая, собственно, является приделом Успенского Собора). Митрополит Алексий Преемником митр. Феогноста был св. Алексий. Подобно митрополиту Кириллу III и св. Петру, он был природный Русский. Источники сведений о жизни св. Алексия – летописи и пять житий. И, несмотря на обилие источников, все же мы имеем очень мало сведений и, главным образом, о деятельности церковной и государственной в сане митрополита. Первый жизнеописатель св. Алексия, епископ Пермский Питирим, которого повторяют и последующие жизнеописатели, составил свой труд спустя 70 лет после смерти св. Алексия, а при такой отдаленности времени жизни святителя биограф его мог оказаться в невозможности собрать полные сведения. Недостаток русских сведений о св. Алексии в значительной мере восполняются сведениями, какие находим в сохранившихся актах греческих. Св. Алексий происходил из весьма знатного боярского рода – был по своему происхождению знатный аристократ. Отец его Феодор Бяконт был черниговский боярин. Св. Алексий, получивший в крещении имена Симеона-Елевферия, был старший сын Феодора Бяконта и родился в Москве между 1293 и 1298 г. Епископ Питирим уверяет, что Симеон-Елевферий получил отличное в тогдашнем смысле образование; он говорит о нем «еще детищем буда (будучи) изучися всей грамоте и в уности сый всем книгам извыче», т. е., что после изучения грамоты он еще в юности приобрел, возможно, хорошую книжную начитанность. На 20–21 году возраста Симеон-Елевферий принял решение посвятить себя иноческой жизни и постригся в монахи с именем Алексия в одном из монастырей, находившихся в самой Москве, именно, в Богоявленском. В монастыре Алексий провел «добре, – по словам Питирима, – подвизаяся на добродетель и все иноческое житие исправив», года 22–27, но затем его крестный отец вел. кн. Иван Данилович Калита и митр. Феогност пришли относительно него к той мысли, что быть ему преемником последнего на кафедре митрополии. Желая навсегда закрепить пребывание митрополичьей кафедры в Москве, – вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

27.05.1351–07.1351 Исихастский собор в Константинополе 25.10.1351–06.05.1352 Захват Ираклеи генуэзцами 03.1352–04.1352 Вместе с митрополитом г. Мелник Митрофаном отправился в г. Дидимотик для примирения Иоанна V Палеолога и Матфея Кантакузина, но миссия прошла безуспешно. 2 пол. 1352 Свт. Филофей возвращается в Ираклею Имп. Иоанн V Палеолог осаждает Адрианополь Имп. Иоанн V Палеолог покидает Фракию и обосновывается на о. Тенедос 04.1353 14.08.1353 Константинопольский синод заочно низлагает патриарха Каллиста и выбирает нового патриарха нач. 09.1353–1354/1355 Период 1 патриаршества: – свт. Филофей коронует Матфея Кантакузина (02.1354); – поставляет митрополитом Киевским Алексея Бяконта и официально утверждает перенос кафедры русской митрополии из Киева во Владимир-на-Клязьме (30.06.1354 г.); – произносит проповеди о скорченной женщине ( Лк. 9:10–17 ) к 24 ноября или в нач. декабря 1353 г.; – написал гомилию на Пс. 37 ; – пишет остальные 12 антирретиков в ответ на критику Н. Григорой томоса 1351 г. Землетрясение и захват Галлиполи османами Кон. 11.1354 Имп. Иоанн V Палеолог вступает в Константинополь 4/10.12.1354 Имп. Иоанн VI Кантакузин оставляет престол и далее принимает монашество. На императорский престол вступает Иоанн V Палеолог кон. 01.1355 На патриарший престол возвращается Каллист I 15.12.1355 Имп. Иоанн V Палеолог отправляет папе римскому послание, в котором приносит клятву верности и обещает обратить греческое духовенство и весь народ империи в католическую веру 469 1354–1355 Захват Паламы османами в плен кон. 1354 – осень 1364 Период отставки, пребывание в монастыре Акаталипт: – пишет житие патриарха Исидора I (Вухира) (1355–1357 гг.); – пишет/дорабатывает житие прп. Германа (Марулиса) (кон. 1350-х или нач. 1360-х гг.); – составляет последование свт. Григорию Паламе и другие гимнографические композиции в его честь (в нач. 1360-х гг.); – пишет житие свт. Григория Паламы (большую часть написал до 1363 г.); – пишет 3 Слова о заповедях блаженства ( Мф. 5.3–12 ) для имп. Елены Кантакузины Палеологины (1357–1360 гг.)

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Е.Н. Погожев Святой Алексий митрополит Над Москвой с ее окрестностями горит яркое солнце. Еще рано, не жарко. Прозвонили уже к ранней обедне, богомольные люди вышли из домов и разошлись по своим приходам. По одной из московских улиц, упиравшихся в луговые пространства, быстро и весело шел Елевферий Бяконт, двенадцатилетний боярский сын, крестник великого князя Иоанна Даниловича Калиты. За городом, в лугах, благоухали травы. Деревья на перегонки выгоняли из себя новые ветки. И хлебные посевы вбирали из матери-земли все большую и большую силу. С широкой дороги, ведшей от Москвы, мальчик свернул на проселок, потом пошел по меже, вдоль канавки, и, наконец, выбрал себе привольный лужок. Раскинув силки, незаметный среди уже высоко поднявшейся травы, он притаился, улегшись в траве, и стал тихо наигрывать на пастушеской свирели. Птиц пока не было. Но вокруг было так хорошо, что о птицах и не думалось. Опрокинувшееся над ним голубое, чистое, безоблачное небо, мягкая, сочная трава на лугу, кое-где купы деревьев; откуда-то донесутся звуки катящегося колеса и пропадут; переливами серебра сыплется где-то вдали песня купающегося в лучах солнца невидимого жаворонка. Темные очертания кажущейся столь далекой Москвы... Ласковое летнее утро, луг и синева бесконечного и величественного неба. Мальчик задремал. Дремлет, что-то снится, неясное, что-то ласковое и отрадное. Вдруг слышит он громкий голос: «Алексий, зачем напрасно трудиться? Я сделаю тебя ловцом людей». Св. Алексий митроп. Св. Филипп митроп. Вскочил на ноги, оглянулся, ища к кому бы был голос, который это говорил... Вокруг нет никого... А голос был к нему, он чувствовал это... Голос отдавался в его душе и называл его новыми именем. «Алексий, что ты трудишься напрасно...» … … Ночь, усадьба боярина Бяконта, детский терем, и в нем Елевферий. Но он не в постели. В длинном кафтанчике, приготовившись уже ложиться, он не лег, а стал перед иконами, озаренными лампадой, и замер в глубокой думе. Детские губы шепчут знакомые слова псалма: «Господи, скажи мне мой путь, куда мне идти».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На месте этой деревянной церкви впоследствии был воздвигнут большой Успенский собор, в котором и почивают мощи святителя.    Преемник святого Петра, митрополит Феогност, посетив Киев и Владимир, окончательно поселился в Москве. Вместе с этим сбылось и другое пророчество святого митрополита Петра: вскоре после его кончины московский князь Иоанн Калита сделался в 1328 году великим князем, и с этого времени Москва постепенно возвышалась и стала, наконец, столицей России. После Феогноста вступил на кафедру митрополита святой Алексий.    Святой митрополит Алексий управлял Церковью с 1354 по 1378 год. Он был сыном черниговского боярина Феодора Бяконта, родился в Москве и был воспринят от святой купели князем Иоанном Калитой. На 13-м году жизни был удостоен особенного призвания Божия: один раз он раскинул сети для птиц и вдруг слышит голос: «Зачем ты ловишь птиц, Алексий? Тебе нужно быть ловцом человеков!» Отрок решился посвятить себя на служение Богу и принял иночество в московском Богоявленском монастыре с именем Алексия. Двадцать лет он пробыл в этой обители и сделался известен князю и митрополиту своей мудростью и духовными подвигами. В это время, для большего уразумения священных книг, он изучил греческий язык. Митрополит Феогност, родом грек, сознавал нужду в помощниках из русских для управления митрополией, и выбор его пал на Алексия. Двенадцать лет святой Алексий жил в святительском доме в звании митрополичьего наместника. Незадолго до кончины митрополита Феогноста святой Алексий был возведен на кафедру Владимирского епископа, а по кончине его сделался его преемником.    Святой митрополит Алексий управлял Церковью в то опасное для русского государства время, когда власть великого князя, утвердившаяся в Москве, ослабела и даже перешла в другие руки. Это было во время великого князя Иоанна Иоанновича Кроткого и особенно по его кончине, когда наследником его остался восьмилетний Димитрий (впоследствии герой Донской), а великим князем сделался князь суздальский. Святитель Алексий, несмотря на убеждения нового великого князя, не оставил Москвы и всячески старался доставить великокняжеское достоинство малолетнему Димитрию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

Богородское, посёлок. Церковь Сергия Радонежского. Сергиевская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Богородское подворье Первое упоминание о селе Богородицкое, встречается в духовной грамоте московского боярина Андрея Михайловича Плещеева, написанной им в августе 1491 года. Свое название село получило от названия храма в честь Пресвятой Богородицы, позднее в честь Успения Божией Матери, который на протяжении 200 лет был единственным храмом в Рождественской волости. Плещеевы ведут свое начало от Черниговского боярина Федора Бяконта, который, по преданию, переселился в Москву во времена княжения святого благоверного князя Даниила Московского (1263-1303). Его старший сын Елевферий постригся в юношеском возрасте в Московском Богоявленском монастыре под именем Алексий. При Московском Великом князе Иване II Ивановиче Красном Алексей был посвящен в Митрополиты Киевские и Всея Руси (1354-1378). Потомки рода Плещеевых становились чернецами Троице-Сергиева монастыря. Село то делилось на части, уходя по завещанию, то оказывалось в одних руках. К середине XVI века в Успенской церкви был устроен придел пророка Илии. В октябре 1595 года власти Троице-Сергиева монастыря выменяли поместье. С этого времени на протяжении 150 лет Богородицкая вотчина находилась в ведении Троице-Сергиева монастыря. Во времена польско-литовского нашествия в XVII веке земли в центральной части Московской губернии были разорены. Из 17 поселений, входивших в состав Троице-Сергиева монастыря, возродились лишь четыре, среди них Богородское, так оно теперь называется, но уже как бесхрамовая деревня. С того времени целых триста лет не слышали окрестности поселка со святым названием колокольного звона. До сего дня. Пока не началось восстановление храмов по всей округе и жители поселка не обнаружили в архивах сведения о далеком прошлом своего поселения. А узнав, обратились с коллективным письмом к настоятелю Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, архиепископу Феогносту, с просьбой помочь им воссоздать в поселке храм в честь Успения Божией Матери, который когда-то стоял на этой земле. Владыка не оставил просьбу без ответа. И не только благословил сам, но и обратился за помощью к Святейшему Патриарху Алексию II, который и освятил 14 октября 2000 года первый камень предстоящего строительства.

http://sobory.ru/article/?object=19178

Москва. Церковь Алексия, митрополита Московского, в Рогожской слободе. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь святителя Алексия митрополита Московского построена в 1748 году на месте старой. Архитектор Д. Ухтомский. В писцовых книгах упоминается как «что на Подкопе». По преданию, построена на месте, где находилась палатка св. Алексия, в которой он останавливался при осмотре построения Спасо-Андроникова монастыря. Имеет приделы: св. Алексия и св. Николая Чудотворца. В советское время была закрыта. В здании находилось СМУ. В начале 1990-х годов передана верующим. Церковь св. Алексия, митрополита Московского, находится на углу Николоямской и Малой Алексеевской улиц, близ Рогожской слободы и прямо напротив местного храма св. Сергия Радонежского в Рогожской слободе. Это одна из самых красивых и легендарных московских церквей, посвященных святителю Алексию. По преданию, она была построена на том месте, где когда-то стояла его палатка, откуда московский первосвятитель наблюдал за строительством Спасо-Андроникова монастыря, основанного по его обету в 1361 году за чудесное спасение во время шторма. Есть и другая версия, что в этой палатке остановился сам преподобный Сергий, тоже следивший за возведением монастыря, где первым игуменом был назначен его любимый ученик св. Андроник. Однако церковь была основана в исторической местности, тесно связанной с жизнью и деятельностью св. митрополита Алексия и в память о нем. Святитель Алексий родился в Москве в 1292 году в семье боярина Федора Бяконта и в 1320 году принял пострижение в московском Богоявленском монастыре в Китай-городе. Как известно, в 1357 году, когда у татарского хана внезапно ослепла жена, Тайдула, он вызвал в Орду именно Московского Митрополита Алексия и попросил исцелить супругу. За чудесное излечение, совершенное по молитве, прозревшая Тайдула подарила святителю ханскую землю в Кремле, на которой он основал и другой московский монастырь, Чудов. Там святитель и был похоронен после смерти, последовавшей 12 (25) февраля 1378 года. После сноса Чудова монастыря большевиками его святые мощи передали в Елоховский Богоявленский собор, где они покоятся ныне.

http://sobory.ru/article/?object=03336

Алексий, святитель, митрополит Московский и всея Руси (Бяконт Елевферий Федорович) († 1378, память 12/25 февраля, 20 мая/2 июня, 5/18 октября и в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых) Родился в конце XII века (между 1292 и 1300 гг.) в г. Москве в семье черниговского боярина Федора Бяконта. На 20-м году жизни ушел в Московский Богоявленский монастырь и в 1320 году принял монашество с именем Алексия, находясь под руководством опытного старца Геронтия. В 1340 году митрополит Феогност определил его жить при своем святительском дворе и заведовать церковными судебными делами Церкви. 6 декабря 1352 года митрополитом Феогностом хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского. В 1354 году патриархом Каллистом был утвержден «архиепископом Киева и великой России с титулом всечестного митрополита и экзарха». Скончался 12 февраля 1378 года в Чудовом монастыре. 20 мая 1431 года в Чудовом монастыре обрушилась церковь , в которой был погребен святитель Алексий. Падавшими камнями был разбит гроб его, в котором и обрели нетленные мощи святителя. Святитель Алексий явил собою образ доброго пастыря и деятельного патриота. Он сумел сочетать в себе эти два великих качества. Это был муж славный в добродетелях, отличавшийся силою слова, сведущий в канонах и искусный в знании как церковных, так и гражданских законов. Эти качества и послужили причиной представления его к иерархическому управлению самой святейшею митрополией Киевской и всея Руси. Со времени возведения святителя Алексия в митрополита началась его деятельность по устройству и восстановлению церквей и монастырей. В 1361 году были восстановлены монастыри: Чудов, Спасо-Андроников и Алексеев в Москве; в 1362 году – Симонов, Серпуховской, Владычный вне Москвы; в 1365 году – Константинов близ Владимира, Благовещенский в Нижнем Новгороде. Святителю Алексию пришлось вести напряженную борьбу за единство Русской Церкви. Благодаря своей настойчивости, энергии и твердости характера в соединении с умом и образованием он смог поставить архипастырскую власть в России на небывалую высоту. Призванный волею Божиею к управлению дел церковных и государственных, он, как первоиерарх Русской Церкви, всегда оставался первомолитвенником за православных людей, церковным пастырем, кротким аскетом, человеком безупречной иноческо-подвижнической жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Губительная язва, опустошившая всю Азию, Африку и Европу в половине XIV ст., известная под именем черной смерти проникла и в наше отечество (1350 г.). Она появилась в Пскове, достигла Новгорода и потом разлилась по всей России. Жертвы ее были бесчисленны: вымирали не только целые селения, но и города. Среди сих ужасов, в Москве скончался М. Феогност, двадцать четыре года правивший Церковью русскою (11 март. 1353 г.). Спустя около сорока дней за ним последовал в гроб и В. Князь Симеон Иоаннович (26 апр.). М. Феогност, оставляя престол свой, не хотел иметь по себе другого преемника, кроме своего любимого старца и наместника, возведенного им на кафедру владимирскую, Епископа Алексия. В К. Симеон, в своем предсмертном завещании, заповедовал своим братьям во всем слушать того же Епископа Владимирского: «слушали бы есте отца нашего Владыки Алексия» 2 . Кто же был этот утешитель стенающей Руси, которому вверялось в кормило Церкви и попечение о Государстве? Шестидесятилетний старец 3 , от юности посвятивший дни свои Богу. Св. Алексий был сын боярина черниговского Феодора Бяконта. Отец его, оставив свой город, разоренный в нашествие монгольское переселился в Москву, при Князе Московском Данииле Александровиче, и занял значительное место между боярами московскими, так что ему вверено было управление Москвой 4 . Алексий был старший между своими братьями, которых было четверо 5 . Он родился в Москве, в конце ХШ ст., и при святом крещении был наречен Елевферием 6 . Особенным знаком близости ко двору княжескому было то, что восприемником Елевферия от святой купели был сын Князя Даниила еще малолетний, Иоанн. Родители Елевферия, приготовляя своего сына к высшему служению гражданскому, озаботились» дать ему приличное воспитание, – с малых лет начали обучать его грамоте. Дитя полюбило заниматься книгами, не оставляя впрочем и удовольствий, свойственных юному возрасту. Но чтобы ни расчеты родителей, ни мирские занятия не отвлекли отрока от высшего служения, ему пред- назначенного, Господу угодно было заблаговременно указать ему сию цель его жизни и начать приготовление к ней. Однажды, когда Елевферий вышел в поле, чтобы по-детски позабавиться ловлею птиц, и утомленный ожиданием добычи заснул над своими сетями, он услышал голос, говоривший ему: «Алексий! что напрасно трудишься? будеши человеки ловя». Наименование новым для Елевферия именем, необычайность предсказания, неизвестность предсказателя, все это глубоко заняло душу отрока. Родители вскоре заметили в нем перемену – он сделался необыкновенно молчалив, бросил детские забавы; стал прилежать посту, молитве. Это было на двенадцатом году жизни Елевферия. Достигши пятнадцати лет, он почувствовал в себе решительную наклонность к жизни иноческой, вступил в Московский Богоявленский монастырь и, на двадцатом году постригшись, получил преднареченное ему имя: Алексий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

15 мая 1302 г. умер племянник Даниила, бездетный переяславский князь Иван Дмитриевич 178 . После этого великий князь Андрей послал в Переяславль своих наместников, а сам осенью того же года отправился в Орду за ярлыком на Переяславское княжество 179 . Но в конце 1302 г. Переяславль был занят Даниилом 180 . Это являлось нарушением прав великого князя, под чью власть должны были по традиции отходить выморочные княжества. Таким образом, несмотря на то, что Даниил лишился могущественного покровителя в Орде (1299–1300), князей-союзников – Михаила Тверского, перешедшего на сторону Андрея (1300) и умершего Ивана Переяславского (1302), именно в последние годы своей жизни он предпринимает активные самостоятельные действия, в том числе нелояльные по отношению к хану Тохте (нападение на князя, пользующегося поддержкой Орды, с разгромом выступающего на его стороне татарского отряда) и действует успешно. Что способствовало таким успехам? Есть основания полагать, что важным фактором мог быть приход на службу к Даниилу значительного числа служилых людей из других княжеств. В летописных известиях о событиях конца ХШ – начала XIV в. московские бояре не упоминаются. По более поздним же источникам выявляются имена лишь семи представителей знати, в отношении которых можно с достаточной степенью уверенности полагать, что они служили московским князьям уже в первой четверти XTV столетия. Это Протасий (родоначальник Вельяминовых), Федор Бяконт (родоначальник Плещеевых), Нестер Рябец (родоначальник Квашниных), Окатий (родоначальник Валуевых), Мина (родоначальник Софроновских и Проестевых) 181 , а также Василий Кочева и Терентий Ртищ (упоминаемые в «Житии Сергия Радонежского» в качестве соответственно воеводы, посланного Иваном Калитой в начале 30-х гг. в Ростов, и радонежского наместника того же времени) 182 . О происхождении четырех последних данных нет. Протасий, возможно, вел свой род от бояр, издревле живших во Владимиро-Суздальской земле 183 . Что касается Федора Бяконта и Нестера Рябца, то они выступают в источниках как выходцы из других земель.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Женитьба князей Иоанна и Андрея. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1-й Остермановский том. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31. 7. 30–1. Л. 412 об.) Женитьба князей Иоанна и Андрея. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1-й Остермановский том. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31. 7. 30–1. Л. 412 об.) Как и отец, и старший брат, И. И. осуществлял свою политику в тесном взаимодействии с Церковью. Одновременно с вокняжением И. И. на митрополичий престол был возведен Владимирский еп. св. Алексий , сын московского боярина Федора Бяконта. Кандидатура свт. Алексия была предложена его предшественником Киевским митр. Феогностом († 1353) и вел. кн. Симеоном Гордым. К-польская Патриархия согласилась на поставление в митрополиты не грека, а русского отчасти и по настоянию И. И., просившего за свт. Алексия патриарха и императора (об этом упом. К-польский патриарх Филофей Коккин в грамоте о поставлении митр. Алексия - РИБ. Т. 6. Прил. Стб. 44, 46). Впосл. И. И. тесно сотрудничал с митр. Алексием, к-рый после смерти вел. князя много сделал для воспитания его старшего сына и наследника св. кн. Димитрия Иоанновича Донского. По всей видимости, И. И. поддерживал свт. Алексия в стремлении сохранить единство Русской митрополии, угрозу к-рому представляли попытки Ольгерда поставить на Киевскую кафедру митр. Романа . Дело имело политическую подоплеку и сопровождалось конфликтами между Москвой и Литвой. Возможно, с согласия И. И. митр. Алексий в янв. 1359 г. отправился в Киев заручиться поддержкой южнорусских князей; там он был арестован Ольгердом, позднее митрополиту удалось бежать. Агиографические рус. памятники XIV-XV вв. позволяют отнести ко времени правления И. И. основание таких обителей, как Симонов Старый московский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Стефанов Махрищский во имя Святой Троицы мужской монастырь . И. И. был дважды женат. Его 1-й супругой в 1341 г. стала дочь брянского князя Феодосия Дмитриевна († 1342). Вероятно, в этом браке родилась дочь, к-рая в 1356 г. была выдана замуж за сына литов. кн. Корьяда (Михаила) Дмитрия Боброка-Волынского, впосл. перешедшего на службу к сыну И. И. св. Димитрию Донскому. В 1345 г. И. И. женился на Александре, происхождение которой неясно. В этом браке он имел сыновей св. Димитрия (род. в 1350) и Ивана (1354-1364), а также не менее 2 дочерей.

http://pravenc.ru/text/469778.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009