Например, в этот период свт. Филофей успевает совершить важные для истории Русской Церкви и России в целом акты: после тщательного рассмотрения дел он утверждает в 1354 г. на митрополичьей кафедре «всея Руси» прибывшего из Москвы Алексея Бяконта 272 , а также официально утверждает перенос кафедры из Киева во Владимир-на-Клязьме, чем помогает Москве в борьбе с Литвой. В короткий срок патриаршества 1353–1354 гг. свт. Филофей занимался также писательскими трудами. В этот период (вероятно, к 24 ноября или в нач. декабря 1353 г. 273 ) он написал 2 экзегетические гомилии на отрывок из Евангелия в Неделю об исцелении скорченной жены ( Лк. 13.10–17 ). Как видно из надписания этих текстов, они были прочитаны в Святой Софии в Константинополе. В предисловии к гомилиям свт. Филофей выражает благодарность и воздает хвалу жителям Константинополя за их благородство, любовь и сострадание, которые были проявлены в их помощи при выкупе генуэзских заложников в Ираклее. Также вероятно, что в этот период свт. Филофей мог написать и другие экзегетические произведения, например, гомилию на Пс. 37 . Кроме перечисленного, в продолжение полемики, возникшей после Собора 1351 г., в период 1353–1354 гг. святитель пишет по просьбе Иоанна VI Кантакузина еще 12 Антирретиков к первым 3, написанным в ответ на критику Никифора Григоры постановления Синодального томоса 1351 г. 274 В конце ноября 1354 г. Иоанн V Палеолог вступает в Константинополь и заставляет своего тестя Иоанна VI Кантакузина отречься от престола. Поэтому в начале декабря 1354 г. (4 или 10 числа 275 ) имп. Иоанн VI Кантакузин снимает с себя императорский титул, принимает монашество с именем Иоасаф 276 и удаляется в монастырь св. Георгия, находящегося в районе Константинополя Мангана. Видимо, в это же время свт. Филофей покидает патриарший престол и скрывается от новой власти 277 . Вернувшись с Тенедоса в конце января 1355 г. 278 , Каллист, ранее лишенный патриаршества 279 , возвращается на престол и называет Филофея «прелюбодеем, разбойником и похитителем не причитавшегося ему достоинства» 280 . После смещения свт. Филофея 281 патриарх Каллист пребывает в своем патриаршем служении до своей смерти летом 1363 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото: С. Фарковец/ patriarchia.ru Церковь празднует обретение мощей святителя Алексия Московского 1 мин., 02.06.2021 Обретение мощей святителя Алексия (+ 1378 г.), митрополита Московского и всея Руси, чудотворца, празднует Православная Церковь 2 июня 2021 года. Святитель Алексий (в миру Елевферий) родился в семье боярина Феодора Бяконта в Москве. По преданию, еще в детстве он узнал о своем будущем высоком предназначении. Задремав во время ловли птиц, он услышал голос: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей». Еще в юношестве приняв монашество, святитель Алексий 20 лет в строгих подвигах подвизался в Московском Богоявленском монастыре. Затем 12 лет он был митрополичьим наместником. В 1354 году святитель был избран митрополитом Московским и всея Руси. За годы архипастырского служения он много путешествовал, зачастую, исполняя роль дипломата. Известен случай, когда святитель Алексий прибыл в Золотую Орду и своими молитвами исцелил слепую супругу хана Тайдулу. Перед смертью святой митрополит завещал похоронить себя в Чудовом монастыре, за алтарем храма, однако князь Димитрий Донской , почитавший святителя, велел положить его тело около алтаря. 20 мая 1431 года свод храма обрушился из-за ветхости, а во время строительства нового храма были обретены мощи святителя Алексия. В 1485 году их перенесли в храм, названный в его честь. Сегодня они находятся в Патриаршем Богоявленском соборе в Москве. Читайте также: Имя Алексей Московская Русь: рожденная святыми Введенский владычный монастырь: обитель святителя Алексия Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/tserkov-prazdnuet-obreten...

Церковь свт. Алексия, митрополита Московского Сохранившаяся до наших дней церковь св. Алексия, митрополита Московского, находится на углу Николоямской и Малой Алексеевской улиц, близ Рогожской слободы и прямо напротив местного храма св. Сергия, о котором мы писали в октябрьской публикации . Ныне полуразрушенная, это одна из самых красивых и легендарных московских церквей, посвященных святителю Алексию. По преданию, она была построена на том месте, где когда-то стояла его палатка, откуда московский первосвятитель наблюдал за строительством Спасо-Андроникова монастыря, основанного по его обету в 1361 году за чудесное спасение во время шторма. Есть и другая версия, что в этой палатке остановился сам преподобный Сергий, тоже следивший за возведением монастыря, где первым игуменом был назначен его любимый ученик св. Андроник. Однако церковь была основана в исторической местности, тесно связанной с жизнью и деятельностью св. митрополита Алексия и в память о нем. Святитель Алексий родился в Москве в 1292 году в семье боярина Федора Бяконта и в 1320 году принял пострижение в московском Богоявленском монастыре в Китай-городе. Он приложил много сил и стараний для победы Руси над татаро-монголами, для объединения русских княжеств вокруг Москвы и сплоченного национального отпора иноземным завоевателям, и в то же время - для налаживания мирных дипломатических отношений с Ордой. Авторитет святителя был велик и там. Как известно, в 1357 году, когда у татарского хана внезапно ослепла жена, Тайдула, он вызвал в Орду именно Московского Митрополита Алексия и попросил исцелить супругу. За чудесное излечение, совершенное по молитве, прозревшая Тайдула подарила святителю ханскую землю в Кремле, на которой он основал и другой московский монастырь, Чудов. Там святитель и был похоронен после смерти, последовавшей 12 (25) февраля 1378 года. После сноса Чудова монастыря большевиками его святые мощи передали в Елоховский Богоявленский собор, где они покоятся ныне. Однако в честь святителя Алексия в московской церкви на Николоямской был освящен, по традиции, придел, а главный престол посвятили чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери, покровительнице Дома Романовых. Это единственная сохранившаяся московская церковь, освященная во имя древней православной русской святыни.

http://pravoslavie.ru/96.html

   От него дошли до нас наставления духовенству и мирским людям о посте и воздержании, о необходимости молиться и каяться; духовенству св. Петр внушает не заниматься торговлей и не отдавать денег в рост. Эти поучения отличаются сухим, прозаическим содержанием в соответствии со всем духом тогдашней северорусской жизни, суровой и чуждой поэзии, коей отличалась Русь Киевская до нашествия татар.    Св. Алексий, митрополит Московский и всея Руси (1354—1378 гг.). В мире называвшийся Елевферием, он был сыном черниговского боярина Феодора Бяконта, родился в Москве и, удостоившись на 13 году жизни особенного призвания Божия, рано принял иночество в московском Богоявленском монастыре с именем Алексия, где и подвизался целых 20 лет, сделавшись известным князю и митрополиту своею мудростью духовными подвигами. Так как он изучил хорошо греческий язык, то митр. Феогност, родом грек, сделал его Своим помощником по управлению митрополией. Незадолго до кончины митроп. Феогноста св. Алексий сделан был Владимирским епископом, а по его кончине был возведен на кафедру митрополита. Заботясь о благе Церкви и отечества, он трижды путешествовал в Золотую Орду, причем совершил великое чудо исцеления лишившейся зрения жены хана Тайдулы. Был другом преп. Сергия, Игумена Радонежского, и часто пользовался его духовной помощью и содействием, надеясь видеть его своим преемником, но тот решительно отказался от этой высокой чести.    До нас дошли простые и безыскусственные (подобно поучениям митр. Петра) наставления св. Алексия о любви и страхе Божием, о правосудии, о необходимости покоряться властям, об усердии в молитве, о причащении Св. Христовых Таин.    Матфей, епископ Сарайский (живший в то же время), учил паству всем христианским добродетелям, учил почитать монастыри, верно служить князьям, гуманно относиться к челяди.    Св. Киприан, митрополит Московский (1381—1383 и 1390—1406 гг.), по происхождению серб или, вернее, болгарин из г. Тернова. Приехал в Россию в 1377 г. И был сначала игуменом в Киево-Печерском монастыре, а с 1381 года Московским митрополитом. Он был человек «велми книжный и учительный» и оставил после себя много сочинений, в которых, между прочим, писал о близкой кончине мира и против того, чтобы монастыри владели имениями. От него осталось и много поучений.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

374 В описании жизни св. Алексия будем следовать житию его, описанному Пахомием, по кратким запискам блаженного Питирима; частью же сочинению Епифания Славеницкого Пахомиево творение в минее митр. Макария, в муз. Румянцева 153; в синодальной ркп. XV в. Славеницкого опсание в прологе 12 февраля. Пояснения и дополнения будут указаны. 375 По летописи (Карамз. 5, пр. 254) в 1393 февр. 13 скончался Даниил Феофанович, в монашестве Давид, постриженный самим митрополитом Киприаном; он был один из вельможных, старших бояр, самый лучший и первый из них, искренний благожелатель в. князя, верно служивший ему и в Орде и в Руси, как никто другой; отважный и храбрый, он подвергал жизнь опасностям в чужих странах, в местах неведомых. – Он положен в Чудовом, близ гроба митрополита Алексия, дяди его». По родословной (времен. общ. ист. X, 98, 100, 178, 239) сыновья Феодора Бяконта – Алексий, Феофан, Матвей, Константин (бездетный) и Александр Плещей (родоначальник Плещеевых); сыновья Феофана Феодоровича Даниил родоначальник Игнатьевых и Жеребцовых, и Степан, от которого происходили Фомины – митрополичьи. По летописи Александр Плещей в 1375 г. костромской воевода. См. Лакьера стр. 481, 568, 570. 376 По известию Пахомия, св. Алексий был старше в. к. Симеона 17 г., а Симеон родился 7 сент. 1317 г. 379 Степ. кн. 1, 444–450. Никон. лет. 3, 30; 4, 55–58, 209, 210. В Никон. лет. 4, 58, 65 сказано, будто блаж. Алексий посвящен в епископа за 4 года до кончины Феогноста: «бысть во дворе у митр. Феогноста 12 л. 3 мес., в иночестве имея 40 лет». Но в епископа посвящен он только за 3 месяца до кончины Феогноста (Собр. лет. 7, 217; 8, 27. Никон. лет. 3, 201); в Богоявленской обители прожил более 20 лет, и 12 л. был наместником (степ. кн. 1, 449, 450); след. всего в иночестве до посвящения в епископа, прошло около 33 лет. Таким образом св. Алексий посвящен в епископа и митрополита 53 лет, а не 60, как сказано в той же Никон. лет. 4, 65. Летопись вводит свой счет годов от того, что полагает всей жизни святителя 85 лет. – Но после показанного несогласия с действительностью, последнее оказывается также неверным.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Родом Грек, митрополит всероссийский с 1328 года, посетив Киев и Владимир, прибылв Москву и поселился «во дворе святителя Петра», где с того времени навсегда утвердилась кафедра Московских первосвятителей. В 1342 году блаж. Феогност принужден был отправиться в Орду к новому хану Джанибеку. Там удержали митрополита: фанатики исламизма настоятельно требовали, чтобы митрополит платил дань за себя и духовенство. Феогност ссылался на ханские ярлыки, освобождающие Церковь от податей, но магометане, не желая нарушить уставы монгольского правительства, хотели довести первосвятителя до того, чтобы он сам отказался от прежних прав. С этою мыслию они томили митрополита и подвергали его разным истязаниям; но блаж. Феогност терпел и возвратился в отечество с прежними правами. Сказание о «страдании преосвященного Феогноста митрополита о дани церковней», напечатано в «Степенной книге» I, 442–444 и помещено в Милютинских Четиях Минеях под 14 марта. Ум. 11 марта 1353 года и погребен в Успенском соборе. В 1471 году мощи его обретены нетленными, но почивают под спудом в ногах у раки святителя Петра. Память празднуется 14 марта. Преосв. Филарет Черниговский говорит: «Блаж святитель Феогност не был тем, чем был предшественник его, великий в смирении святитель Петр; не был и тем, чем был преемни кего, дивный по духу веры святитель Алексий. И однако он также в числе звезд небесных, в лике святителей, угодивших Господу делами своими». (Филарет «Русс. Св.» март, стр. 83). 173. Святый Алексий митрополит преставися в лето 6886 месяца февраля в 12 день В 1300 году у знатного боярина Феодора Бяконта, родоначальника Плещеевых, родился сын Елевферий. Он почти в отрочестве постригся с именем Алексия в Московском Богоявленском монастыре, а позднее служил наместником при старце митрополите Феогносте, который рукоположил его в сан епископа Владимирского и назначил своим преемником. Вступил на митрополию всероссийскую в 1354 году, но вскоре патриарх, уступая требованию Ольгерда, князя Литовского, поставил для Литвы другого митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Преподобные Иулиания и Евпраксия Московские Иулиания (+ 1393 ) и Евпраксия (+ 1394 ) Московские , преподобные Память 3 мая и в Соборе Московских святых Преподобная Иулиания была игуменией Московского Алексеевского монастыря , Евпраксия была насельницей этой обители. Некролог Иулиании содержался в Троицкой летописи нач. XV в., он известен по выписке Н. М. Карамзина . Согласно летописи, в 1393 г., «по Велице дни на четвертои недели, в субботу на ночь преставися игуменья алексиевская Ульяна от града Ярославля, дщи некоего богата родителя и славна сама». Святая была «зело благобоязлива, чернечьствовавши лет боле 30, и игуменья бывши 90 черницам, и общему житью женскому начальница сущи, и многим девицам учительница бывши». Иулиания в Москве «за премногую добродетель любима бысть от всех, и почтена всюду, и положена подле церковь» . Сведения об Иулиании и Евпраксии сохранились также в синодиках, включающих поминание рода митр. Киевского и всея Руси св. Алексия . В синодиках преподобные могут называться сестрами свт. Алексия. Однако Троицкая летопись свидетельствует, что Иулиания происходила из «славного» боярского или купеческого ярославского рода, в то время как свт. Алексий род. в семье выходцев из Чернигова - боярина Федора Бяконта и его жены Марии. Сообщений о родстве святителя с алексеевскими инокинями нет в ранних редакциях Жития митр. Алексия. Возможно, сообщение синодиков свидетельствует о том, что Иулиания и Евпраксия были родственницами московских бояр Бяконтовых и Плещеевых. Иулиания приняла монашеский постриг в конце 1350-х годов, возможно оставшись вдовой во время эпидемии бубонной чумы в первой половине 1350-х годов. Во второй половине 1370-х, по всей видимости по благословению митр. Алексия, Иулиания ввела общежительный устав в Алексеевском монастыре - одной из первых жен. обителей в Москве, возникшей около 1358 г. или, возможно, вскоре после основания Чудова монастыря ( 1365 ). Эта ответственное поручение преподобной Иулиании дает основание видеть в святой духовную дочь и, вероятно, близкую родственницу митр. Алексия. Присутствие в обители при ней 90 насельниц предполагает наличие у Алексеевского монастыря в эти годы значительных средств и владений, а также покровительство монастырю со стороны предстоятеля Церкви.

http://drevo-info.ru/articles/13672327.h...

что после изучения грамоты или искусства читать он ещё в юности приобрёл возможно хорошую книжную начитанность 293 . На 20–21 году возраста Симеон-Елевферий принял решение посвятить себя иноческой жизни и постригся в монахи с именем Алексий в одном из монастырей, находившихся в самой Москве, именно – Богоявленском, существующем до настоящего времени 294 . В монастыре Алексий провёл, «добре, по словам Питирима, подвизался на добродетель и всё иноческое житие исправив», года 22 – лет 27 295 . Но затем его крестный отец великий князь Иван Данилович Калита и митрополит Феогност пришли относительно него к той мысли, чтобы быть ему преемником последнего на кафедре митрополии. Я говорил выше, что пребывание Феогноста, вслед за св. Петром, в Москве нисколько не создавало обязательства для его преемника поступить точно также: преемник Феогноста мог снова захотеть возвратиться во Владимир, между тем князь московский ещё не чувствовал себя в таком положении, чтобы совершенно надеяться предотвратить подобную случайность. Желая устранить возможность подобной случайности, Иван Данилович и митрополит Феогност и решили сделать то, что первый из них неудачно сделал было вместе с св. Петром, именно – самим избрать кандидата на кафедру митрополии. При этом решении выбор князя и митрополита и пал на Алексия. Весьма близкий ко двору великого князя по своему рождению, сын боярина Бяконта не должен был порвать своих связей с двором и по удалению в монастырь, тем более – в монастырь, находившийся в самой Москве. Напротив, теперь эти его связи должны были сделаться ещё теснее, ибо теперь он являлся во дворец не в качестве слуги, а в качестве инока, приносящего благословение и душеспасительную беседу. Алексий обладал блестящими талантами, и этого великий князь не мог не заметить при ближайшем его наблюдении; не мог великий князь сомневаться и в совершенной преданности своего крестного сына себе и своему дому: а всё это и должно было решить его выбор. Вследствие этого решения тотчас после смерти Ивана Даниловича, в первый год правления сына его Семёна Ивановича, именно – в конце 1340 года, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Петра, должны бы служить кроме летописей его жития, которых мы имеем даже и не два, а целых пять. Но эти пять житий сообщают ещё менее сведений об Алексии, чем два о Петре. Они говорят об его происхождении, об его пострижении в монахи и монашеской жизни, об его поставлении в митрополиты; но они ни слова не говорят об его деятельности в сане митрополита ни церковной, ни государственной. Очень может быть, что в этом случае недостаток сведений и не от нежелания сообщать их, а от их неимения. Первый жизнеописатель св. Алексия, епископ пермский Питирим, которого не в состоянии были дополнять от себя последующее жизнеописатели и труд которого они воспроизводят только в новых литературных редакциях, с небольшими дополнениями из источников письменных, составил своё сказание не ранее, как спустя лет около 70 после смерти св. Алексия. А при такой отдалённости времени жизни святителя биограф его мог оказаться в невозможности собрать сведения, несмотря на всё желание сообщить их 288 . Недостаток русских сведений о св. Алексии, почерпаемых из летописей и из житий, в значительной степени восполняется сведениями, какие находим в сохранившихся до настоящего времени актах греческих 289 . Св. Алексий происходил из весьма знатного боярского рода, иначе сказать – был по своему происхождению знатный (вельможный) аристократ. Отец его Феодор Бяконт был черниговский боярин; из опустевшего после нашествия Монголов и совершенно упавшего Чернигова 290 он приехал на службу в Москву к князю Даниилу Александровичу и принят был здесь в число самых первых бояр 291 . Св. Алексий, получивший в крещении имена Симеона-Елевферия, был старший сын Феодора Бяконта и родился у него уже после приезда его в Москву между 1293–1298 годами 292 . Крестным отцом первого сына у новоприехавшего боярина был сын самого князя Даниила Александровича Иван Данилович (известный потом под именем Калиты). Епископ Питирим уверяет, что Симеон-Елевферий получил отличное в тогдашнем смысле и по тогдашнему времени образование; он говорит о нём: «ещё детищем буда (-дучи) изучися всей грамоте и в уности сый всем книгам извыче», т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

289 В записях деяний константинопольского патриаршего собора, на который мы ссылались многократно прежде. Мы будем ниже цитировать их не по Acta Patriarchat. Constantinop. Миклошича, а по Памятникам древнерусского канонического права А. С. Павлова, где записи, касающиеся до нас, помещены с русским переводом. 290 О княжестве черниговском совершенно прекращаются всякие сведения со времени нашествия Монголов. Главным столом в княжестве вместо Чернигова стал Брянск, к которому первый присоединён был в качестве пригорода. На этом главном столе и на побочных столах (в Глухове, Карачеве, Торусе и пр.) сидели дети и внуки Михаила Всеволодовича, убитого Татарами в 1246 году (в имевшего многочисленное потомство) и, может быть, дети и внуки его брата Андрея Всеволодовича, о котором Ипатская летопись под 1261г., 2 издание стр. 562 начало, cfr Историю северской земли до половины XIV ст. Д. Багалея (Киев, 1882). 291 По не совсем вразумительному свидетельству родословных книг «за ним была (потом) Москва» (т. е. что он бывал потом наместником московским?), см. у Карамзина т. IV, примечание 324.– Так как по дороге на север Москва была Федору Бяконту первым княжеским городом, то очень может быть, что Данило Александрович, князь не особенно важный, расположил его остаться у себя обещанием ему возможно высокого у себя положения. 292 По словам Питирима, всех лет жития св. Алексия, скончавшегося 12 Февраля 1378 года, было 85, из чего выходило бы, что он родился в 1292 году; но сам же Питирим говорит, что Алексий был 17 годами старше великого князя Симеона Ивановича, который родился в 1315 году, из чего выходит, что он родился в 1298 году.– У Федора Бяконта кроме Симеона-Елевферия или, как называют его родословные книги, Алферия, были ещё четыре сына; от этих сыновей произошли боярские фамилии Игнатьевых, Жеребцовых, Фоминых, Плещеевых и другие. Род Фоминых, происходивший от второго сына Федорова Феофана или Фофана (от его младшего сына Стефана), по свидетельству родословной книги, «весь служил у митрополитов» (Родословная книга, издание Новикова, I, 278 начало), а старший сын Феофана Даниил, в предсмертном монашестве Давид, был одним «от вельмож, старейших боляр великого князя Дмитрия Ивановича Донского, слуга его лепший и вящший якоже ни никтоже», – у Карамзина, из Троицкой летописи, т. V, примечание 254, col. 98, Никоновская летопись IV, 251 fin..

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009