Владимир. Алексиевский Константино-Еленинский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1362. Ссылки:   Адрес: г. Владимир, площадь Культуры, 8 Координаты: 56.1596, 40.47689 Проезд:Восточный район города Владимира, от перекрестка со светофором Суздальский проспект - ул. Добросельская проезд вниз, к железной дороге 500м. Монастырь хорошо виден за счет высокой кирпичной колокольни. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Епископ Владимирский Алексий «был поставлен на кафедру в 1352 г., когда произошла епископская хиротония будущего митрополита Московского и Всея Руси (1354). Святитель Алексий происходил от перебравшегося в Москву черниговского боярина Федора Бяконта. Родившись в Москве в конце XIII - в начале XIV вв., Алексий получил при крещении имя Элевферия-Симеона. Стремление к иноческой жизни святитель Алексий высказывал с детских лет. В возрасте 20-ти лет он был пострижен в Московском Свято-Богоявленском монастыре, где возрос духовно, обретя во множестве дары Духа Господня. В 1354 г. последовало его Доставление на Русскую митрополию. В 1362 г. святителем Алексием был основан Константино-Еленинский монастырь в селе Добром (ныне в черте г. Владимира). В январе 2003 г. Свято-Боголюбовский мужской монастырь был переведен в помещения бывшего Константино-Еленинского прихода г. Владимира. В связи с этим в наименовании монастыря появляется добавление «Алексеевский», т.к. история Константино-Еленинского монастыря, непосредственно связана с жизнью и деятельностью его великого основателя. Образом своей жизни святитель Алексий обрел всеобщее уважение, перешедшее затем в глубокое благоговение. 12 февраля 1378 г. святитель Алексий блаженно почил о Господе. 20 мая 1431 г. (по данным архиепископа Филарета) были обретены его святые мощи (по сведениям митрополита Макария, это произошло несколько позже, в 1439 г.). Святитель Алексий - один из самых чтимых угодников русских, чудеса его описаны в многочисленных житиях. Церковь празднует память Святителя 12 февраля, а обретение мощей - 20 мая».

http://sobory.ru/article/?object=05408

Его отношение к описываемым местам косвенно подтверждает название пустоши Владычня на территории сегодняшней Опалихи. Непосредственно же Плещеевым был прозван третий сын Фёдора Бяконта, Александр. Его правнук Михаил Борисович уже известен подвигом во время тяжёлой междоусобной войны великого московского князя Василия II Тёмного с галицко-звенигородскими князьями. Михаил Борисович тайными тропами провёл к столице передовой отряд и неожиданным налётом овладел городом, после чего временно находившийся на троне звенигородский князь Василий Шемяка бежал. Это произошло 7 января 1447 года. Однако, этот великий военный подвиг расположил Михаила Борисовича не к поиску почести, а к монастырскому постригу. Приняв равноангельский чин, он подарил Троице-Сергиеву монастырю село Ростокино под Москвой. Но у него ещё оставались земли, которые достались его младшему сыну Ивану Хромому. Иван также в конце жизни принял постриг с именем Иона и отписал своё имение, а это как раз и есть Нахабино, частично Троице-Сергиеву монастырю, частично - в помощь матушке: " А что мое село Нахабинское з деревнями и с пустошми, и яз то село дал матери своей Марье до ее живота, - и она даст то село в дом живоначальные Троице Сергиеву монастырю напоминок по всем нашим роду и по себе " . Завещание датировано 1482 годом, и это первое документальное упоминание села Нахабино, официальная дата, с которой ведёт свою летопись Нахабино. Впрочем, речь в завещании лишь о землях. Однако, вспоминая про особое отношение к селу, родственники выкупили родовую вотчину и отдали старшему брату, боярину Петру Михайловичу Плещееву, который со временем стал владельцем большой вотчины с центром в селе Дмитровском. Но в 1534 году его сын всё равно продал село Нахабино с деревнями и крестьянами монастырю. В это время появляется документальное упоминание храма в Нахабино. Так, в 1574 году в писцовой книге сказано: " ... церковь Покров Пресвятой Богородицы древяна, клетцки, а церковная строенья, образы, и книги, и звонъ, клепало и всякое церковная строенья монастырское, у церкви дворъ поповъ...

http://sobory.ru/article/?object=23696

177 Для предположения, что разбитые под Переяславлем-Рязанским татары были связаны с Ногаем (Борисов Н.С. Политика московских князей: конец XIII – начало XIV века. М., 1999. С. 75) нет достаточных оснований: с «проногайской» коалицией князей был связан, по-видимому, предшественник Константина на рязанском столе Ярослав (см.: Горский А.А. Политическая борьба на Руси в конце XIII века и отношения с Ордой. С. 81) и его сыновья; соответственно, можно полагать, что противник последних Константин был лоялен к Волжской Орде. 179 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 486; Кучкин. В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. С. 128–130. 181 См.: Веселовский С.Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. С. 211–212, 230–231, 237–238. 182 Клосс Б.Н. Избранные труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 304. Василий Кочева – явно не одно лицо с татарином Кочевой, родоначальником Поливановых, поскольку последний, согласно родословцам, выехал к Дмитрию Донскому и имел крестильное имя Онцифор (PVIP. М., 1977. Вып. 2. С. 55, 175). Василий Кочева был, по-видимому, отцом «болшего боярина» Дмитрия Юрия Васильевича Кочевина-Олешенского, возглавлявшего посольство, отправившееся в 1379 г. в Константинополь для поставления на митрополию ставленника великого князя Митяя (ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стб. 129; Т. 18. С. 124). 183 Воронцов-Вельяминов Б.А. К истории ростово-суздальских и московских тысяцких//История и генеалогия. М., 1977. 185 См.: Словарь книжников и книжности Древней Руси: Вторая половина XIV – XVI в. Л., 1988. Ч. 1: А-К. С. 243–244. 188 В отношении чтения «черниговских» такое мнение высказал Я.С. Лурье (Лурье Я.С. Общерусские летописи XIV-XV вв. Л., 1976. С. 158–159, примеч. 99). 189 Кучкин В.А. Из литературного наследия Пахомия Серба (Старшая редакция Жития митрополита Алексея)//Источники и историография славянского средневековья. М., 1967. С. 246. 190 Слово «литовскыхъ», имеющееся в Симеоновской летописи, явно вторично (это не было учтено О. Русиной, подвергнувшей на основе этого чтения сомнению черниговское происхождение Федора Бяконта – Русина О. Оверська земля у склада Великого khязibcmba Литовського. Киïв), 1998. С. 140–14), так как оно вносит в текст противоречие – Алексей оказывается из рода «литовских бояр от области Московской». Составитель Симеоновской летописи (конец XV в.) имел в числе своих источников Московский свод конца XV в. (см.: Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Ч. 2. С. 56–57), где говорилось о черниговском происхождении митрополита; очевидно, поэтому он и внес в текст добавление, но вместо эпитета «черниговский» употребил обобщенное наименование земель, вошедших в Великое княжество Литовское (Чернигов пребывал в его составе с 60-х годов XIV до начала XVI в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИУЛИАНИЯ И ЕВПРАКСИЯ Преподобные Иулиания и Евпраксия в молении Господу Вседержителю. Икона. 2001 г. (ц. Сошествия Св. Духа в московском Зачатьевском мон-ре) Преподобные Иулиания и Евпраксия в молении Господу Вседержителю. Икона. 2001 г. (ц. Сошествия Св. Духа в московском Зачатьевском мон-ре) († 1393, Москва) и ЕВПРАКСИЯ († кон. XIV-XV в.?, Москва), преподобные (пам. 3 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в соборе Московских святых), Московские. И.- игумения московского во имя прп. Алексия, человека Божия, мон-ря , Е.- насельница обители. Некролог И. содержался в Троицкой летописи нач. XV в., он известен по выписке Н. М. Карамзина (как установил В. А. Кучкин , данный фрагмент был написан вскоре после обретения мощей прп. Сергия Радонежского (1422)). Согласно летописи, в 1393 г., «по Велице дни на четвертои недели, в субботу на ночь преставися игуменья алексиевская Ульяна от града Ярославля, дщи некоего богата родителя и славна сама». Святая была «зело благобоязлива, чернечьствовавши лет боле 30, и игуменья бывши 90 черницам, и общему житью женскому начальница сущи, и многим девицам учительница бывши». И. в Москве «за премногую добродетель любима бысть от всех, и почтена всюду, и положена подле церковь» ( Присёлков. 2002. С. 442). Сведения об И. и Е. сохранились также в синодиках, включающих поминание рода митр. Киевского и всея Руси св. Алексия . В синодиках преподобные могут называться сестрами свт. Алексия. Однако Троицкая летопись свидетельствует, что И. происходила из «славного» боярского или купеческого ярославского рода, в то время как свт. Алексий род. в семье выходцев из Чернигова - боярина Федора Бяконта и его жены Марии. Сообщений о родстве святителя с алексиевскими инокинями нет в ранних редакциях Жития митр. Алексия. Возможно, сообщение синодиков свидетельствует о том, что И. и Е. были родственницами московских бояр Бяконтовых и Плещеевых. Преподобные Иулиания и Евпраксия Московские. Иконы. 2008 г. (трапезная московского Зачатьевского мон-ря)

http://pravenc.ru/text/1237863.html

Впоследствии монастырь этот имел большое историческое значение и в жизни царей, и в жизни простого народа. По своей славе он назывался лаврою и ставропигиею, но в 1744 г. сделан кафедральным. В стене, отделяющей Алексеевский собор от церкви Благовещения, покоятся мощи св. Алексия, основателя монастыря, в богатой серебряной раке. В монастыре были также похоронены митрополиты Московские Феодосий и Афанасий, последний казанский хан Едигей (в крещении Симеон), представители многих княжеских и боярских фамилий. В 1672 г. здесь был крещен будущий царь Петр I. Неоднократно этот монастырь становился местом заточения. В Чудовом были заключены низложенный митрополит Исидор, согласившийся с введением папской унии на Руси, Новогородский митрополит Геронтий, в 1612 г. в нем был насильно пострижен в монахи царь Василий IV Шуйский. От голода в келье монастыря умер патриарх Гермоген, ввергнутый туда поляками. 267 Алексий (ок. 1299–1378) – митрополит Московский и всея Руси. Сын богатого черниговского боярина Федора Бяконта, родился в Москве. При крещении получил имя Елевферия-Симеона. Был пострижен в московском Богоявленском монастыре, в 1345 – рукоположен в епископы Владимирские, в 1348 г. получил в Константинополе сан митрополита всея Руси. Заметно усилил свое влияние на политическую жизнь в борьбе с монголо-татарскими завоевателями, боролся за единство русских земель, сглаживая княжеские противоречия. Мощи его были захоронены в московском Чудовом монастыре, а общерусская канонизация установлена митр. Ионою в 1448 г. Алексий известен как автор двух поучений, Послания или грамоты на Червленый Яр, Духовной грамоты, а также, возможно, как переводчик и один из писцов Чудовского списка Нового Завета. 268 Святитель Филарет (Василий Михайлович Дроздов) (1782–1867), митрополит Московский, выдающийся русский православный церковный деятель, богослов и библеист. Родился в подмосковном г. Коломна, в семье священника. Окончил Троицкую духовную семинарию в Сергиевом Посаде, а в дальнейшем углублял свои знания, занимаясь самообразованием. Уже в семинарские годы проявился его интерес к древним языкам и ораторские способности. Оставленный преподавателем в духовной семинарии, Дроздов был вскоре замечен митрополитом Платоном (Лёвшиным), который побудил его принять монашество (1808) и направил инспектором в новооткрытую Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Монастырский некрополь насчитывает более 100 захоронений грузинских церковных, политических и государственных деятелей. Здесь же находится фамильная усыпальница князей Голицыных (около 100 могил). На участке за апсидами Малого собора расположен греческий некрополь монастыря второй половины XVIII — первой половины XIX века. Здесь сохранилось порядка 20 надгробий представителей видных греческих фамилий, проживавших в Москве и других городах Российской империи. Кроме того, в обители похоронены около 90 участников Отечественной войны 1812 года, 11 декабристов, участники Крымской (1853–1856), Русско-турецкой (1877–1878) и Первой мировой (1914–1918) войн. Некоторые художественные надгробия выполнены выдающимися скульпторами Иваном Витали, Федором Гордеевым, Василием Демут-Малиновским, Гавриилом Замараевым, Иваном Мартосом. В начале XIX века возле ризницы Большого собора появился некрополь Пушкиных. Здесь похоронены бабушка, дядя и тетки Александра Пушкина. На территории некрополя погребены родственники Александра Сергеевича Грибоедова, мать Ивана Сергеевича Тургенева, бабушка Льва Николаевича Толстого. В начале XX века с южной стороны обители было заложено новое кладбище. Среди наиболее ранних из сохранившихся захоронений — могила председателя первой Государственной думы Сергея Муромцева. Он умер в 1910 году. Здесь же была погребена дочь Пушкина Мария Гартунг, скончавшаяся в 1919-м. В годы лихолетья многие могилы сровняли с землей, надгробия варварски распиливали и использовали для мощения дорог. Тем не менее кладбище Донского монастыря оказалось единственным монастырским некрополем Москвы, не уничтоженным после Октябрьской революции 1917 года. В 1930-е в Донскую обитель свозили уникальные надгробия из разрушенных или закрытых монастырей и храмов Москвы и Подмосковья. Например, надгробие боярина Федора Бяконта, отца святителя Алексия, митрополита Московского, белокаменные резные надгробия из Андроникова монастыря, прекрасный образец барочного надгробия — саркофаг генерал-поручика графа Александра Брюса.

http://pravoslavie.ru/121529.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Почему язычники просили молитв Алексия Московского 17.10.2011 599 Время на чтение 6 минут Блестящий государственный деятель, переводчик Нового Завета, строитель храмов и монастырей, церковный канонист и реформатор, дипломат, молитвенник и чудотворец - таким был святитель Алексий, митрополит Московский, рассказывает Николай ЛИСОВОЙ, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН. Святитель жил во времена татарского ига. Силу его молитв признавали и язычники-татары. Из Орды пришел приказ: приехать и исцелить жену хана. Святитель Алексий приехал и исцелил. Рака с мощами святителя Алексия в Богоявленском (Елоховском) соборе Москвы . Фото Евгения Глобенко Лествица послушания В годы татарского ига, государственного распада и экономической разрухи строил мужественно и твердо Церковь и Русь небесный покровитель Москвы, святитель Алексий. Елевферий (так звали его в миру) родился в семье боярина Федора Бяконта, приехавшего на службу к князю Даниилу Московскому из разоренного татарами Чернигова. В 1319 году он принял иночество с именем Алексий в Московском Богоявленском монастыре. Здесь он провел более двадцати лет. В 1340 году, когда митрополиту Феогносту, возглавлявшему Русскую Церковь, понадобился специалист по церковно-судебным делам, он назначил Алексия. Пост был ответственным: требовался одновременно высокий профессионализм (знание церковных канонов, кормчих книг, юридической практики) и духовный опыт и авторитет, дар «различения духов». Ведь церковный суд - это совесть и соборный разум Церкви, здесь правильно то, что праведно. После смерти Феогноста, приобретя значительный опыт в делах церковного правления, Алексий становится его преемником. Наследники Византии Для поставления в митрополиты Алексий в 1354 году должен был отправиться в Византию. Там, готовясь к посвящению, он осуществил свой заветный замысел - создал новый церковнославянский перевод греческого Нового Завета. Почти шесть веков хранила Церковь подлинную рукопись - автограф святителя: так называемый Чудовский Новый Завет (по месту хранения - в основанном свт. Алексием Чудовом монастыре). После 1917 года рукопись бесследно исчезла. К счастью, ранее рукопись была фототипически издана. В наше время издан и греческо-русский словарь, созданный святителем в период работы над переводом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/o...

Во 2ом “Слове” говорит о гневе Божием и вспоминает прошлое в форме риторических вопросов: “Не пленена ли быстъ земля наша? Не взяты ли быша грады наши? Не вскоре ли наидоша труднее на земли? Не ведены ли быша жены и чада наша в плен? Не порабощены ли быхом оставшем горькою вси работою от иноплеменник?” Бедствия, постигшие Русскую землю, изображены и в 3ем “Слове.” 4ое и 5ое “Слова” посвящены обличению народных суеверий; они направлены против испытания волхвов и ведьм водой и огнем и против откапывания из могил утопленников, которые по народному поверью вредили урожаю. Святитель Серапион убедительно, с обличительным пафосом показывает бессмысленность и богопротивность подобных действий: “Из каких книг или из какого писания узнали вы, что от волхования бывает голод на земле и снова волхованием умножаются жита? Если сему верите, то почему сжигаете волхвов? Молитесь им и чтите их и приносите им дары: пусть благоустрояют мир: пускают дождь, приводят тепло, повелевают земле давать плоды!” “Слова” святителя Серапиона — образцы высокого гомилетического искусства, продолжающие традиции таких мастеров проповеди как митр. Илларион и св. Кирилл Туровский. Но в отличие от произведений этих проповедников XI-XII вв. в “Словах” св. Серапиона Владимирского сильнее выражены непосредственные впечатления от событий его времени, они отличаются простотой и ясностью изложения. Литература: Петухов Е. Серапион Владимирский — русский проповедник XIII века. СПб., 1888. Гудзий Н.К. Где и когда протекала литературная деятельность Серапиона Владимирского. — “ИОЛЯ,” т. XI. М., 1952. вып. 5. Святитель Алексий, митрополит Московский (1354 — 1378 гг.) Святитель Алексий (в миру Елевферий) родился 1300 г. в Москве в семье боярина Феодора Бяконта. Еще в детстве он “изучился всей грамоте и всем книгам извыче.” С двенадцати лет будущий святитель часто посещал церковь и в 15 он решил стать иноком. В 1320 г. поступил в Московский Богоявленский монастырь, где в течение более 20 лет предавался иноческим подвигам и чтению книг, так что “всякое Писание Ветхого и Нового Завета пройде.” Затем, по повелению митрополита всея Руси Феогноста, св. Алексий в течение 12 лет был Митрополичьим наместником, т.е. правителем всех церковных дел. В конце 1350 г. митрополит Феогност хиротонисал Алексия во епископа Владимирского, а после кончины митрополита епископ Алексий стал его преемником (1354 г.). В 1356 г., дабы положить конец имевшим тогда место церковным смутам и тревогам, святитель Алексий отправился в Константинополь, где Вселенский патриарх даровал ему право считаться архиепископом Киева и великой России за “добродетельное житие и прочия духовныя доблести,” как сказано в патриаршей грамоте. Во время пребывания в Константинополе святитель Алексий выполнил новый перевод Св. Писания Нового Завета с греческого языка.

http://azbyka.ru/propovedi/istoriya-prop...

Елевферий-Симеон Фёдорович, старший сын боярина Бяконта, постригся, в 1313 году, в московском Богоявленском монастыре под именем Алексия; в 1350 году хиротонисан в епископы владимирские (на Клязьме), а в 1354 году возведён в сан митрополита московского; скончался 12 февраля 1378 года, на 85-м году от рождения; православная церковь причла его к лику святых, и святые мощи его почивают в Москве, в им построенном Кремлёвском Чудовском монастыре. Святой митрополит Алексий, кроме блаженной и святой жизни своей, был ещё одним из величайших государственных мужей своего века. Младший брат его, Александр Фёдорович Плещей, был, при великом князе Димитрие Донском, наместником в Костроме (1375) и вслед за тем боярином. Правнук его, Михайло Борисович, находился боярином при великих князьях Василие Темном и Иоанне Великом. Из сыновей его: Андрей Михайлович и Тимофей Михаилович были, при Иоанне Великом, первый боярином, второй окольничим; внук Михайло Андреевич был окольничим при великом князе Василие Иоанновиче; правнуки Фёдор Михайлович и Дмитрий Михайлович находились окольничими при Царе Иоанне IV. Сын сего последнего, Иван Дмитриевич колодка, был воеводою: в Полоцке (1564), в Калуге (1568) и в Муроме (1583), а внук Матвей Иванович служил под начальством князя Д. М. Пожарского, участвовал в избавлении Москвы от поляков, участвовал в избрании Царя Михаила Феодоровича; потом был (1614) наместником в Белой. Иван Евстафьевич неудача 184) был воеводою в Верхотурье (16001605). Алексей Романович был окольничим при Лже-Дмитрие и при Царе Шуйском. Четверо Плещеевых, из коих трое именовались Иванами, а четвёртый Григорием, участвовали в избрании Царя Михаила Феодоровича. Иван Афанасьевич 257) был чашником при Царе Михаиле Феодоровиче, а племянник его, Михайло Львович, находился боярином в правление Царевны Софии Алексеевны и в первые годы царствования Петра Великого. Двадцать пять Плещеевых владели населёнными имениями в 1699 году. Тайный советник Алексей Львович 357) был, при Петре Великом, президентом каммер-коллегии; при Петре II губернатором московским. Тайный советник Александр Алексеевич женат был на графине Анне Ивановне Чернышевой († 1817). Сергий Иванович († 1802) находился, при Императоре Павле, генерал-майором, статс-секретарём, кавалером святого Александра Невского и наконец действительным тайным совнтником, и пользовался особенною благосклонностию Императора Павла; он женат был на Наталие Фёдоровне Веригиной († в феврале 1855).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Первым русским историком был Нестор, инок Киево-Печерской обители. Помогая князьям, умиряя споры их между собою, духовенство приобретало всегда исключительное значение в тяжкие для Руси годины. Во время страшного татарского нашествия митрополит Кирилл, лишенный крова в разрушенном Киеве, весь поглощен был поддержанием духа князей и народа. Разъезжая по государству, он бодрил усталых, успевая устроять и общественный быт. Святой митрополит Петр сумел в 1313 г. получить от хана Узбека ярлык, подтвердивший добытые митрополитом Кириллом права духовенства. «Да никто,– писалось в ярлыке, – не обидит в Руси Церковь соборную, Петра митрополита и людей его, архимандритов, игумнов, попов». Вокруг Церкви сплачивался порабощенный народ, духовенство же, понимая свой религиозный и государственный долг, – поддерживало Великих Князей. Святитель Петр, сам уроженец Волыни – по-нынешнему «украинец», – проникновенно возвеличил значение Московского княжества. Крестник Московского Князя Иоанна Даниловича Калиты, сын черниговского боярина Бяконта, – святой Алексий, митрополит Московский, в малолетство Димитрия Иоанновича Донского правил государством, отстояв для него Велико- княжеский Престол. По его же, святителя Алексия, приказанию приводил Преподобный Сергий Радонежский к повиновению законной власти восстававших против нее: в 1365-м – князей Суздальских, в 1385-м – Олега Рязанского. Святитель митрополит Иона и с ним все проникнутое государственным сознанием духовенство помогло злодейски ослепленному Великому Князю Василию Васильевичу II Темному одолеть сопротивление удельных князей, препятствовавших единодержавию. Духовенство – «служители алтаря», как говорилось в грамоте, – грозили анафемой главному врагу Великого Князя князю Димитрию Шемяке. Когда созрело время свержения татарского ига, духовенство оказало решительное влияние на медлившего, осторожного Uoahha III . Митрополит Геронтий, архиепископ Ростовский Вассиан, игумен Троицкий Паисий и другие убедили Иоанна сразиться с татарами. «Вся кровь падет на Тебя,– говорил ему древний старец Вассиан, – за то, что, выдавши христианство , бежишь прочь, бою с татарами не поставивши и не бившись с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009