Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России Фрагмент статьи I тома «Православной энциклопедии», с.637-638 Житие Годы жизни: конец лета - осень 1304(?), Москва - 12.02.1378). Память совершается 12 февраля (ст.ст.), 20 мая - обретение мощей, 5 октября - в числе пяти святителей Московских. Митрополит всея России, государственный деятель, дипломат. Родился в семье боярина Федора Бяконта и его жены Марии, выходцев из Чернигова. Семейство будущего Первосвятителя занимало заметное место среди московского боярства конца XIII-XIV в. Боярами были его младшие братья - Феофан (Фофан), родоначальник Фофановых (при великих князьях Иоанне Иоанновиче Красном и Димитрии Иоанновиче Донском), и Александр Плещей, родоначальник Плещеевых (при великом князе Димитрии Иоанновиче). Ранние летописные источники (Рогожский летописец и Симеоновская летопись, отражающие Московский свод 1409) называют святителя Алексия в Крещении Симеоном, а житие, написанное в 1459 г. Пахомием Логофетом, и позднейшие летописи - Елевферием (разговорная форма Олфер (Алфер) начальной буквой соответствует монашескому имени); в некоторых списках XVII в. Никоновской летописи приводятся оба имени вместе. Не исключено, что источники отражают существование у святителя Алексия так называемого прямого имени (соответствующего святому, память которого приходится на день рождения) и крестильного (ситуация, хорошо известная на примере двойных христианских княжеских имен). Близкое соседство имен Елевферий и Симеон наблюдается в святцах дважды: Симеон Юродивый, память 21 июля, и мученик Елевферий, память 4 августа; Симеон, сродник Господень, память 18 сентября, и Елевферий, умученный с Дионисием Ареопагитом, память 3 октября; первые 2 памяти присутствуют и в самых кратких вариантах месяцеслова, известных в XIV в. Указания на дату рождения даже в древнейшем рассказе Свода 1409 г. весьма противоречивы. В достаточно подробных хронологических выкладках, на основании которых годом рождения считается 1293-й («в черньци пострижеся 20-ти лет, а в чернечестве поживе 40-те лет, а в митрополиты поставлен бысть 60-те лет, а пребысть в митрополитех 24 лета.

http://pravoslavie.ru/38316.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСИЙ свт. (кон. лета - осень 1304?, Москва - 12.02.1378), свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых), митр. Киевский и всея Руси, гос. деятель, дипломат. Род. в семье боярина Федора Бяконта и его жены Марии, выходцев из Чернигова. Семейство буд. Первосвятителя занимало заметное место среди московского боярства кон. XIII-XIV в. Боярами были его младшие братья - Феофан (Фофан), родоначальник Фофановых (при вел. князьях Иоанне Иоанновиче Красном и св. Димитрии Иоанновиче Донском ), и Александр Плещей, родоначальник Плещеевых (при вел. кн. Димитрии Иоанновиче). Ранние летописные источники (Рогожский летописец и Симеоновская летопись, отражающие Московский свод 1409 г.) называют А. в Крещении Симеоном, а житие, написанное в 1459 г. Пахомием Логофетом , и позднейшие летописи - Елевферием (разговорная форма Олфер (Алфер) начальной буквой соответствует монашескому имени); в нек-рых списках XVII в. Никоновской летописи приводятся оба имени вместе. Не исключено, что источники отражают существование у А. т. н. прямого имени (соответствующего святому, память к-рого приходится на день рождения) и крестильного (ситуация, хорошо известная на примере двойных христ. княжеских имен). Близкое соседство имен Елевферий и Симеон наблюдается в святцах дважды: Симеон , юродивый Палестинский, пам. 21 июля, и мч. Елевферий Кувикуларий , пам. 4 авг.; Симеон , сродник Господень, пам. 18 сент., и Елевферий, умученный с Дионисием Ареопагитом, пам. 3 окт.; первые 2 памяти присутствуют и в самых кратких вариантах месяцеслова, известных в XIV в. Указания на дату рождения даже в древнейшем рассказе свода 1409 г. весьма противоречивы. В достаточно подробных хронологических выкладках, на основании к-рых годом рождения считается 1293-й («в черньци пострижеся 20-ти лет, а в чернечестве поживе 40-те лет, а в митрополиты поставлен бысть 60-те лет, а пребысть в митрополитех 24 лета.

http://pravenc.ru/text/81755.html

В первой половине XIII столетия южные русские земли и некогда славные города Киев, Чернигов, Переяславль опустошили пришедшие из степей кочевники. В 1299 году из разоренного Киева переселился во Владимир митрополит Максим, а вслед за ним последовали многие беженцы из числа духовенства, бояр и простого народа. Одним из таких переселенцев стал черниговский боярин Федор Бяконт, прибывший в Москву с женой Марией, слугами и всем двором. Боярин Федор поселился на окраине Владимирского княжества в Москве, которая при своем правителе Данииле Александровиче только начала приобретать значение объединительного центра русских земель. В 1304 году у боярина Федора и его жены Марии родился сын-первенец, которого нарекли по обычаю двумя именами: Елевферием и Симеоном (по святым, выпавшим на день рождения и на день крестин). Восприемником Елевферия Бяконта – будущего святителя Алексия – стал молодой московский князь Иван Данилович Калита. Боярин Федор Бяконт был пожалован князем вотчинами к югу от Москвы у бывшей Ордынской дороги недалеко от нынешнего города Подольска. Федор Бяконт должен был устроить вблизи своего села Васильевского оборонительные сооружения на дороге, ведущей из Орды в Москву. На этом важном военном рубеже боярин контролировал переправу через Пахру, собирал пошлины на таможенной заставе, встречал послов и гостей. Связь Васильевского погоста и окрестных деревень Бяконтово, Плещеево, Ордынцы с семьей святителя Алексия Московского отмечали исследователи до революции и в советский период. Историк С.Б. Веселовский писал: «Километрах в семи от Подольска находится ныне небольшая деревня Бяконтово, а ближе к Подольску, в четырех километрах, на Пахре, другая небольшая деревня – Плещеево. В начале XIV века эти селения были вотчинами Федора Бяконта, а затем его сына Александра Плещея…». Александр Плещей, прозванный так за свои широкие плечи, был младшим братом святителя Алексия. До Веселовского об этой связи писал священник, краевед и метеоролог Николай Евграфович Сироткин в историческом очерке «Захарьино-Знаменское Подольского уезда». Сельцо Ордынцы, по мнению Н. Е. Сироткина, «было вотчиною самого св. Алексия митрополита Московского», деревня Бяконтово «была вотчиною родителя св. Алексия», сельцо Плещеево «было вотчиною дяди св. Алексия».

http://sobory.ru/article/?object=48721

По этой наиболее ранней редакции, Алексий, в миру Симеон, был сыном боярина из литовских земель Федора Бяконта, переехавшего в Москву, видимо спасаясь от литовского завоевания. О времени рождения будущего митрополита говорится довольно запутанно: «Родижеся в княжение великое в тферское Михайлове Ярославичя при митрополите Максиме до убъениа Акиноа Тферскаго старее сын князя великаго Симена 17 лет» 349 . В. О. Ключевский заметил, что ориентиры указывают на разные годы – 1304 и 1299. А сообщение в конце «Жития» о том, что митрополит Алексий прожил 85 лет, дает нам третий год его рождения – 1293 350 . И потому мы можем назвать год его рождения лишь приблизительно. Еще «Житие» сообщает о крещении будущего митрополита князем Иваном Даниловичем. Факт, несомненно, свидетельствует о близости рода Бяконтов ко двору. Это подтверждает и исследование С. Б. Веселовского, в котором отмечается, что все четыре брата митрополита принадлежали к московской элите 351 . Будущий митрополит, продолжает далее «Житие», рано почувствовал склонность к иноческой жизни и постригся в монастырь под именем Алексий. Сорок лет он был в схиме. Во время своего послушания был замечен митрополитом Феогностом и великим князем Семеном. Они, как говорит «Житие», «зело возлюбиша его», назначили митрополичьим наместником. Далее «Житие» прибавляет, что «яко быти ему наместнику и наследнику по Феогносте митрополитом в Руси еже и бысть» 352 . Анализ дальнейших редакций «Жития» показывает, что все они, рассказывая о жизни Алексия до его митрополитства, являются производными от ранней. В краткой редакции, которая, по мнению В. О. Ключевского , создана в середине XV века и принадлежит перу Питирима 353 , говорится, в отличие от ранней редакции, что Федор Бяконт – из Чернигова, то есть в ней уточняется, из каких именно литовских земель был отец Алексия 354 . Но этот факт вполне мог быть лишь догадкой автора. Оригинальные сведения о ранних годах Алексия появляются также в пространной редакции, составленной Пахомием Сербом. В ней местом пострижения будущего митрополита назван Благовещенский монастырь (позже переименованный в Данилов). В этой же редакции указывается, что в обязанности Алексия как наместника входило управление церковными судами 355 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этом монастыре подвизались в науках знаменитые учёные XVII столетия: Ианникий и Софроний Лихуды и Симеон Полоцкий . Здесь они скончались и погребены. Здесь же воспитывался и знаменитый Ломоносов, который оказал великие услуги к просвещению отечества. Славяно Греко Латинская академия в 1814 году переведена была из Заиконоспасского монастыря в Троицкую Лавру под именем Московской Духовной академии, а в Заиконоспасском монастыре заведена была Духовная семинария, а впоследствии – духовное училище 91 . Богоявленский монастырь (На Никольской улице) Начало Богоявленского монастыря положено было ещё в 1296 году, при великом князе Данииле Александровиче, потом он окончен был уже при сыне его Иоанне Даниловиче Калите в 1304 году. Богоявленский монастырь с самого начала своего существования пользовался особыми милостями и щедротами великих князей и царей, служил для них молитвенным домом, прибежищем и духовным утешением. Настоящим своим устройством и благолепием монастырь Святого Богоявления обязан патриарху Адриану. При нём сооружён был нынешний величественный двухэтажный собор; вверху его церковь во имя Святого Богоявления, с двумя устроенными впоследствии приделами: Тихвинской иконы Богоматери; Великомученика Пантелеймона; а внизу в честь Казанской иконы Богоматери. В этой церкви находятся приделы: 1) во имя Алексия митрополита, в котором похоронен отец сего святителя боярин Бяконт; 2) Великомученика Георгия. Над монастырскими воротами находится особая церковь , в честь Рождества Иоанна Предтечи, и церковь под колокольней, в честь Спасова Нерукотворенного образа. Богоявленский монастырь был одной из лучших иноческих обителей и служил рассадником великих пастырей церкви. Одним из первых игуменов Богоявленского монастыря был Стефан, который в управлении монастырём следовал своему брату преподобному Серию Радонежскому, и сам служил примером высокой иноческой жизни. При нём обитель Святого Богоявления процвела, и своим строгим общежитием заслужила общее уважение. В этом монастыре провождал жизнь свою в духовных подвигах Елевферий, тот самый, который впоследствии, был для всей России светильником веры и благочестия. Елевферий был сын боярина Бяконта. Когда Елевферий достиг пятнадцатилетнего возраста, то вступил, в Богоявленский монастырь, в число иноков. Пострижен был в иноческий чин от игумена Стефана и наречён был Алексием. В этой обители он провёл 27 лет, упражняясь в молитве, посте, богомыслии, в чтении и списывании духовных книг. В царствование царя Феодора Алексеевича, в Богоявленской обители была школа для образования юношества, находившаяся под руководством двух братьев: учёных греков Иоанникия и Софрония Лихудов . Впоследствии времени, она переведена была в Заиконоспасскую обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Алексий Московский, свт. - житие Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец (в миру Елевферий) родился в 1292 году (по другим данным, 1304) в Москве в семье боярина Феодора Бяконта, выходца из Черниговского княжества. Господь рано открыл будущему святителю его высокое предназначение. На двенадцатом году жизни Елевферий раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей». С этого дня отрок стал уединяться, часто посещать церковь и в пятнадцать лет решился стать иноком. В 1320 году он вступил в Московский Богоявленский монастырь, где провел более двадцати лет в строгих иноческих подвигах. Руководителями его и друзьями были замечательные подвижники этой обители – старец Геронтий и Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского. Затем митрополит Феогност повелел будущему святителю оставить монастырь и заведовать судебными делами Церкви. Эту должность святой исполнял 12 лет со званием митрополичьего наместника. В конце 1350 года владыка Феогност посвятил Алексия во епископа Владимирского, а по смерти митрополита он стал его преемником в 1354 году. В то время Русская Церковь раздираема была великими нестроениями и распрями, в частности из-за претензий митрополита Литвы и Волыни Романа. В 1356 году, чтобы положить конец смутам и тревогам, святитель отправился в Константинополь к Вселенскому Патриарху. Патриарх Каллист дал Алексию право считаться архиепископом Киева и великой России с титулом «всечестнаго митрополита и экзарха». На обратном пути во время бури на море кораблю грозила гибель. Алексий молился и дал обет построить храм святому того дня, в который корабль пристанет к берегу. Буря утихла, корабль пристал 16 августа. Восторженно встретила святителя Москва. Несмотря на все смуты, святитель Алексий всячески заботился о своей пастве – ставил епископов, устраивал общежительные монастыри (по образцу Троицкого, основанного Преподобным Сергием), налаживал отношения с ордынскими ханами. Не раз святому и самому приходилось путешествовать в Золотую Орду. В 1357 году хан потребовал у великого князя, чтобы святитель прибыл к нему и исцелил слепую Тайдулу – его супругу. «Прошение и дело превышает меру сил моих, – сказал святой Алексий, – но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, – не презрит Он молитвы веры». И действительно, по его молитве, окропленная святой водой, супруга хана исцелилась.

http://pravicon.com/info-1718

Мэр Сергей Собянин подписал распоряжение об установке монумента. Памятник должен быть установлен на пересечении 2-го и 3-го Зачатьевских переулков. 8 августа. ПРАВМИР. Памятник святителю митрополиту Московскому Алексию появится в столице в 2012 году. Мэр Сергей Собянин подписал распоряжение об установке монумента. Памятник должен быть установлен на пересечении 2-го и 3-го Зачатьевских переулков, сообщает Интерфакс-Религия. Финансирование работ по установке монумента будет осуществляться за счет средств Зачатьевского ставропигиального женского монастыря. Напомним, что монастырь был основан святителем Алексием в XIV веке. Справка: Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец (в миру Елевферий) родился в 1292 году (по другим данным, 1304) в Москве в семье боярина Феодора Бяконта, выходца из Черниговского княжества. Господь рано открыл будущему святителю его высокое предназначение. На двенадцатом году жизни Елевферий раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей». С этого дня отрок стал уединяться, часто посещать церковь и в пятнадцать лет решился стать иноком. В 1320 году он вступил в Московский Богоявленский монастырь, где провел более двадцати лет в строгих иноческих подвигах. Руководителями его и друзьями были замечательные подвижники этой обители — старец Геронтий и Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского. Затем митрополит Феогност повелел будущему святителю оставить монастырь и заведовать судебными делами Церкви. Эту должность святой исполнял 12 лет со званием митрополичьего наместника. В конце 1350 года владыка Феогност посвятил Алексия во епископа Владимирского, а по смерти митрополита он стал его преемником в 1354 году. В то время Русская Церковь раздираема была великими нестроениями и распрями, в частности из-за претензий митрополита Литвы и Волыни Романа. В 1356 году, чтобы положить конец смутам и тревогам, святитель отправился в Константинополь к Вселенскому Патриарху. Патриарх Каллист дал Алексию право считаться архиепископом Киева и великой России с титулом «всечестнаго митрополита и экзарха». На обратном пути во время бури на море кораблю грозила гибель. Алексий молился и дал обет построить храм святому того дня, в который корабль пристанет к берегу. Буря утихла, корабль пристал 16 августа. Восторженно встретила святителя Москва.

http://pravmir.ru/pamyatnik-svyatitelyu-...

Архив Пн 18 октября — память святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, Московских и всея России чудотворцев 17 октября 2008 г. 16:00 Святитель Петр, митрополит Московский, родился на Волыни от благочестивых родителей. В 12 лет поступил в монастырь. Будущий святитель успешно изучил книжные науки, много времени уделял внимательному изучению Священного Писания и обучился иконописанию. Иконы, написанные иноком Петром, раздавались братии и посещавшим монастырь христианам. Достигнув священства, он по благословению своего наставника удалился из монастыря и основал обитель в уединенном месте на берегу реки Рати — Новодворский монастырь. Здесь он так прославился подвигами благочестия, что сделался известным всей Волыни. В 1308 году Патриарх Константинопольский Афанасий возвел св. Петра на Русскую митрополию. Много трудностей испытал Первосвятитель в годы управления. В страдавшей под татарским игом Русской Земле он утверждал истинную веру, призывал враждовавших князей к миролюбию и единству. В 1325 году свт. Петр по просьбе Иоанна Калиты перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, что имело важное значение для всей Русской Земли. Свт. Петр пророчески предсказал освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. 21 декабря (3 января) 1326 года святитель отошел к Богу. Святитель Алексий, митрополит Московский (в миру Елевферий), родился в 1292 году (по другим данным, 1304) в Москве в семье боярина Феодора Бяконта. Будущий святитель рано обнаружил склонность к духовной и монашеской жизни. Однажды, на двенадцатом году жизни отрок раскинул сети для ловли птиц и вдруг явственно услышал голос: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей». С этого дня он стал уединяться, часто посещать церковь, и в 15 лет решился стать иноком. В 1320 г. он вступил в Московский Богоявленский монастырь, где принял постриг. Несколько лет спустя митрополит Феогност повелел Алексию оставить монастырь и заведовать судебными делами Церкви. Эту должность святой исполнял 12 лет со званием митрополичьего наместника. В конце 1350 г. владыка Феогност посвятил Алексия в епископа Владимирского, а по смерти митрополита он стал в 1354 г. его преемником. В то время Русская Церковь была раздираема великими распрями, в частности, из-за претензий митрополита Литвы и Волыни Романа. Желая положить конец смутам, св. Алексий отправился в Константинополь к Вселенскому Патриарху, который посвятил его в архиепископа Киевского. В дальнейшем святителю пришлось принять участие в продолжительной и упорной церковно-политической борьбе, которая привела к разделению Русской митрополии.

http://patriarchia.ru/db/text/53437.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Алексий Московский, свт. Описания иконы Алексий Московский, свт. - житие Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России чудотворец (в миру Елевферий) родился в 1292 году (по другим данным, 1304) в Москве в семье боярина Феодора Бяконта, выходца из Черниговского княжества. Господь рано открыл будущему святителю его высокое предназначение. На двенадцатом году жизни Елевферий раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей». С этого дня отрок стал уединяться, часто посещать церковь и в пятнадцать лет решился стать иноком. В 1320 году он вступил в Московский Богоявленский монастырь, где провел более двадцати лет в строгих иноческих подвигах. Руководителями его и друзьями были замечательные подвижники этой обители – старец Геронтий и Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского. Затем митрополит Феогност повелел будущему святителю оставить монастырь и заведовать судебными делами Церкви. Эту должность святой исполнял 12 лет со званием митропол[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Алексий Московский, свт. Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: [Москва. 1581.] Свт. Алексий. Мастерская княгини Анастасии, жены князя Симеона Бекбулатовича. Шитьё. Москва. 1581 г. Из Чудова монастыря. Файл 3701.jpg:   Размер: 585x1200, 0.7 MPix, 234 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (237) , (6) . Описание: [Русь. XVII.] Минея - Февраль (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Файл 3703.jpg:   Размер: 348x1174, 0.41 MPix, 78 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (209) , (6) . Описание: Святой Алексий митрополит Московский и Всея Руси Именная икона (20,5Х28 см. Дерево, паволока, левкас, темпера, позолота.) Иконописная мастерская Екатерины Ильинской. http://www.icon-art.ru Файл 12080.jpg:   Размер: 550x746, 0.41 MPix, 374 Kb. Дата: 2011-02-15, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (274) , (12) .

http://pravicon.com/icon-1125

Таким образом, указание на черниговское происхождение отца Алексея, скорее всего, содержалось в первоначальном тексте рассказа «О Алексеи митрополите», и нет оснований подозревать эту версию в недостоверности. Время приезда Федора Бяконта может быть определено, исходя из даты рождения Алексея. Все тексты рассказа «О Алексеи митрополите» говорят, что родился он уже в Москве, но дают для определения даты рождения противоречащие друг другу данные. Сначала говорится, что Алексей родился «в княжение великое тферьское Михаилово Ярославича при митрополите Максиме, до убиения Акинфова» 198 , что указывает на период до весны-лета 1305 г. (так как Акинф погиб в 6814 ультрамартовском году до осени) 199 . Затем приводится свидетельство, что Алексей «старее сыи князя великого Семена 17 летъ» 200 . Поскольку Семен Иванович родился 7 сентября 1317 г. 201 , это указание позволяет датировать появление на свет Алексея 1300 годом 202 . Но ниже сказано, что Алексей «в черньци пострижеся 20-ти лет, а в чернецьстве поживе 40-те лет, а в митрополиты поставлен бысть 60-те лет, а пребысть въ митрополитех 24 лета, и бысть всех дней и житиа его лет 85» 203 . Исходя из этих данных, годом рождения Алексея следует признать 1292 или начало 1293 г. (так как умер он в начале 1378 г. – 12 февраля). Однако в приведенном расчете лет вызывает подозрение преобладание круглых цифр: очевидно, все они приблизительны (в отличие от указания на срок пребывания Алексея в сане митрополита, продолжительность которого была хорошо известна); следовательно, приблизительно дается и общее количество прожитых Алексеем лет 204 . Указание же на 17-летнюю разницу в возрасте Алексея с великим князем Семеном Ивановичем, скорее всего, передает наблюдение, сделанное при жизни этих людей (несомненно, тесно общавшихся друг с другом) и услышанное автором от самого митрополита или от кого-то из близких к нему лиц; иными причинами его появление объяснить трудно. Поэтому 1300 г. как дата рождения Алексея и, следовательно, terminus ante quern приезда его отца в Москву, выглядит более предпочтительным 205 . С какими событиями может быть связан отъезд Бяконта с Черниговщины?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009