193 Метафраст в Четье-Минее: «повелеваше ему худшая и последнейшая творити монастырския дела». Напрасная щепетильность! 194 В древнем сказании не показывается время подвигов св. Марины, но так как о ней не упоминают ни Руфин, ни Палладий, то надобно положить, что она жила после них. Мощи св. Марины долго покоились в Константинополе, но в 1113 году увезены были в Венецию. Du-Cangii Const. chr. p. 149. 150. В Западной Церкви перенесение мощей – июля 17 го. Usuardi martyrol. auctump. 270. 195 В описании жизни св. Алексия будем следовать житию его, описанному Пахомием, по кратким запискам блаженного Питирима; частию же сочинению Епифания Славеницкого. Пахомиево творение в минее митр. Макария, в муз. Румянцева 153; в Синодальной ркп. XV в. 556. Славеницкого описание в прологе 12 Февраля. Пояснения и дополнения будут указаны. 196 По летописи (Карамз. 5. пр. 254) в 1393: «февраля 13 скончался Даниил Феофанович, в монашестве Давид, постриженный самим митрополитом Киприаном; он был один из вельможных, старших бояр, самый лучший и первый из них, искренний благожелатель в. князя, верно служивший ему и в Орде и в Руси, как никто другой; отважный и храбрый, он подвергал жизнь опасностям в чужих странах, в местах неведомых. – Он положен в Чудовом, близ гроба митрополита Алексия дяди его». По родословной (времен. общ. ист. X, 98. 100. 178. 239) сыновья Феодора Бяконта – Алексий, Феофан, Матвей, Константин (бездетный) и Александр Плещей (родоначальник Плещеевых); сыновья Феофана Федоровича Даниил, родоначальник Игнатьевых и Жеребцовых, и Степан, от которого происходили Фомины – митрополичьи. По летописи Александр Плещей в 1375 г. Костромской воевода. См. Лакьера Геральдика стр. 481. 568. 570. 197 По известию Пахомия, св. Алексий был старше в. князя Симеона 17 г., а Симеон родился 7 сент. 1317 г. 200 Степ. кн. 1, 444–450. Никон. лет. 3,30. 4, 55–58. 209.210. В Никон. лет. 4,58. 65. сказауо, будто блаж. Алексий посвящен в епископа за 4 года до кончины Феогноста: «бысть во дворе у митр. Феогноста 12 л. 3 мес. во иночестве имея 40 лет». Но в епископа посвящен он только за месяц до кончины Феогноста (Собр. лет. 7, 217. 8, 27. Никон. лет. 3. 201); в Богоявленской обители прожил более 20 лет, и 12 л. был наместником (степ. кн. 1, 449. 450); след. всего в иночестве до посвящения в епископа прошло около 33 лет. Таким образом, св. Алексий посвящен в епископа и митрополита 53 лет, а не 60, как сказано в той же Никон. лет. 4, 65. Летопись вводит свой счет годов от того, что полагает всей жизни святителя 85 лет. – Но после показанного несогласия с действительностию, последнее оказывается также неверным.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Софии. А потому, надо считать, что митрополит Феогност не отверг томос, а подписал его. И, действительно, в московской синодальной библиотеке хранилась греческая рукопись XV в., содержащая томос 1341 г. с именами подписавших его. По описанию этой рукописи арх. Владимиром, среди подписавшихся находится и …………. Проф. Е. Голубинский полагает, что это наш русский митрополит в том случае, если произошла ошибка, или опечатка, т. к. здесь должно стоять не …… а …… . Принадлежность митрополита Феогноста к партии православных паламистов косвенно подтверждает и еще одно обстоятельство, а именно, когда в Константинополе взяла верх враждебная партия, митрополит Феогност был урезан в своих владениях: была открыта особая митрополия в Галиче с подчинением ей всех епархий Волыни. Явствует, что митрополит Феогност не имел в это время никакого влияния. Но он был восстановлен в своих правах на Волыни, когда власть снова перешла к паламистам. Митрополиту Феогносту наследовал митрополит Алексий. Святитель Алексий Митрополит Московский был сыном черниговского боярина Феодора Бяконта. В юности он «всем книгам извыче». Двадцати лет он уходит в Богоявленский монастырь, где и сблизился со старшим братом преп. Сергия – Стефаном. Здесь его наставником был инок Геронтий – «монах нарочит и честен и славен старец, духовным житием нарочит». Св. Алексий, находясь в монастыре, продолжает заниматься книжным самообразованием, чтением святоотеческих писаний. Слава о нем разнеслась повсюду. В 1340 г. он становится помощником престарелого Московского митрополита Феогноста. Ему поручено ведать судными делами епархии и митрополии. Он становится кандидатом в митрополиты. С этого момента святитель Алексий формальным образом принимает участие во всех внутренних делах Русской Митрополии, а также и во внешних сношениях с Константинопольской Патриархией. В течение этих 12 с лишком лет (1340–1353) он, по-видимому, основательно знакомится с греческим языком. Ему, по преданию, приписан драгоценный перевод на славянский язык греческого Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Когда в 1127-ом году в Новгороде начался сильный голод,попечительный князь делил с народом свое имущество и утешал страждущих. Добродетельная жизнь святого князя и его твердая власть, обуздывавшая беззакония, не по сердцу была своевольным и еще зараженным остатками язычества Новгородцам. Они посадили под стражу князя Всеволода со всем его семейством, а через 2 месяца “пустиша из города”. Тогда святой князь удалился в Псков, где жители избрали его своим князем. В Пскове святой князь построил каменный собор Святой Троицы и вскоре скончался, будучи 46-ти лет от роду, в 1138-ом году. В 1193-ом году мощи святого Всеволода были обретены нетленными, и с тех пор при его гробнице начались исцеления. Русская Церковь славит святого Всеволода, как исповедника, “претерпевшего изгнание от своих”, а Господь прославил его, как верного раба Своего совершавшимися при его гробе чудесными исцелениями. Хотя он княжил во Пскове только один год, но оставил по себе глубокую память. Во всех тяжелых случаях жизни Псковичи прибегали к помощи своего святого князя. Во время осады Пскова Стефаном Баторием для ободрения защитников города приносилась в их ряды из собора Святой Троицы икона, изображающая благоверного князя Всеволода-Гавриила, и воодушевленные защитники Пскова мужественно отбивали приступы польского войска. Тропарь: Из млада явился еси, богомудре княже Гаврииле, божественный сосуд, избран Богови, благочестием воспитан, веру непорочну соблюд и многи святые церкви устроив, изгнание претерпел еси от своих, якоже и целомудрии прародители твои от брата убиение. С ними же предстоя Святей Троице, молися начальником державы Русския сохраненным быти, и всем нам спастися. Святитель Алексей митрополит Московский 25-го февраля (12 февр. церк.кал.) Святитель Алексей, в крещении Елевфей, сын черниговского боярина Федора Бяконта, родился в Москве и был воспринят от святой купели князем Иоанном Калитой. На 13-ом году жизни он удостоился особенного призвания Божия. Однажды он раскинул сети для птиц и вдруг слышит голос: “Зачем ты ловишь птиц, Алексей? Тебе нужно быть ловцом людей!” Отрок Елевферий решился посвятить себя на служение Богу и принял иночество в московском Богоявленском монастыре с именем Алексея.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

С древности Богоявленский монастырь был главной боярской усыпальницей Москвы после государевой, которая находилась в Кремле. Его некрополь стал складываться уже в первые времена после основания обители. Здесь святитель Алексий похоронил своего отца, боярина Федора Бяконта, но точное место его погребения остается неизвестным. В 1805 году с разрешения митрополита Платона далекий потомок боярина, статский советник Никанор Плещеев, установил в нижней Казанской церкви у южной стены символическую плиту-надгробие (теперь она находится в Донском монастыре). Всего же в нижней церкви-усыпальнице было более 150 могил с прекрасными надгробными памятниками, уничтоженными в советское время. Упокоиться здесь было честью: это был один из самых аристократичных московских некрополей, сравнимый лишь с погостом Донского монастыря. Тут почивали Шереметевы, Долгорукие, Репнины, Юсуповы, Салтыковы, Меншиковы, Голицыны. Здесь был похоронен легендарный сподвижник Петра I князь Григорий Дмитриевич Юсупов. «Внуши, кто проходит семо, много научит тебе камень сей», – так начиналась громадная эпитафия на его надгробии. Он был всего лишь праправнуком основателя династии Юсуфа, правителя Ногайской орды, переселившегося в Россию в 1563 году и принявшего русское подданство. Отец Григория первым из Юсуповых принял православное крещение с именем Димитрий. Григорий Дмитриевич, кавалер ордена Александра Невского, участвовал в Азовских походах, в Полтавской битве, в Персидской экспедиции, был ранен в сражении при Лесной, которое сам Петр называл «матерью Полтавской победы». Юсупов, проводивший и следствие по делу князя А.Д. Меншикова, был пожалован в 1727 году знаменитыми палатами в Харитоньевском переулке и положил начало легендарному богатству Юсуповых, сравнимому лишь с шереметевским. С его внуком Николаем Борисовичем был дружен Пушкин. В Богоявленском монастыре был упокоен и сын опального Меншикова – Александр Александрович, сосланный в Березов вместе с отцом, но после его смерти получивший разрешение вернуться и проживавший в Москве с 1731 года.

http://pravoslavie.ru/3927.html

«Внук знаменитого деда (кн. Александра Невского), дед знаменитого внука (кн. Димитрия Донского)», он и сам был деятельным политиком, собирал Русские земли и, хотя не был личностью совершенно бесспорной, однако до распространенных в его время методов вроде постоянного натравливания татар на своих же русских соперников не опускался никогда. … Имя, которое нарекли ребенку Феодора Бяконта в крещении, нам точно и не известно: одни рукописи называют его Симеоном, другие — Елевферием. Может статься, что мальчика называли и обоими именами, одно было «прямое», по празднуемому в день рождения святому, а другое крестильное, данное при крещении. Но еще в детстве было чудесным образом предсказано ему иное, всею Россией знаемое ныне имя. Случилось это так. Однажды мальчик по поручению родителей ловил птиц силками — времена ведь были еще вполне патриархальные, сыну высокопоставленного вельможи и княжескому восприемнику это было совсем не зазорно; да и благочестивые Феодор и Мария воспитывали сына в смирении и не кичливости, хотя и были очень любящими и заботливыми родителями, да и образование давали сыну прекрасное по тому времени. Но ловля была делом трудным, и мальчик, утомившись, уснул; и вдруг услышал удивительный голос, называвший его иначе, чем звали его все: «Алексие, что всуе трудишися? Отселе будеши человеки ловя» («Алексий, что ты напрасно трудишься? Отныне ты будешь ловить человеков»). Он проснулся и, оглядевшись кругом, никого не увидел. Это необычное призвание очень сильно подействовало на мальчика, он стал еще серьезнее, задумчивее, это замечали родные. Монах Алексий И вот, когда отроку минуло только пятнадцать лет, он принял решение всю жизнь посвятить Богу и ушел в Богоявленский Московский монастырь, где и был пострижен в монашество игуменом Стефаном, родным братом преподобного Сергия Радонежского. Когда отроку минуло только пятнадцать лет, он принял решение всю свою жизнь посвятить Богу Началась монашеская жизнь инока Алексия, нареченного тем чудесно предсказанным именем, жизнь, полная трудов, поста, молитвы; он был так усерден в служении Богу, что подвиги его сделались известны и удивляли многих.

http://pravoslavie.ru/158819.html

Источники не сообщают о времени основания обители. Первые сведения о ней содержатся в данной грамоте, составленной не позднее 5 декабря 1437 г., из которой следует, что «по благословению... старца Давида» его внук «Иван Данилов сын Данилович» передал в монастырь «Святой Троице на Березник игумену з братьею» деревню Бородинскую «на Воре» 141 . Упомянутый в этом источнике в качестве вкладчика Иван Данилов принадлежал к московскому боярскому роду Бяконтовых. Его деда, старца Давида, С. Б. Веселовский идентифицировал с боярином великих князей Ивана Красного и Дмитрия Донского Фофаном (Феофаном), который приходился братом митрополиту Алексею 142 . Впрочем, по мнению С. З. Чернова, весьма вероятно, что упоминаемый в грамоте «старец Давид» – сын Фофана Данила Феофанович, боярин великого князя Василия I, скончавшийся в 1392 г. 143 Так или иначе, Бяконтовы были ктиторами этой небольшой обители в конце XIV – начале XV в., и, очевидно, она служила их родовым «богомольем». Что же касается времени возникновения монастырька, то есть некоторые основания отнести его ко времени выезда в Москву предка их владельцев Федора Бяконта. Во всяком случае, рядом с ним фиксируется селище, датируемое в пределах второй половины XIII – первой половины XIV в. 144 Ниже мы будем говорить о довольно тесных связях старшего брата преподобного и происходившего из рода Бяконтовых митрополита Алексея, который во многом содействовал карьере Стефана. Очевидно, это было неслучайно. Поскольку Епифаний, сообщая о пострижении Кирилла и Марии, говорит в «Житии» о монастырях во множественном числе (судя по всему, это не описка), есть основания полагать, что Мария постриглась в семейном Хотьковском монастыре, тогда как ее муж совершил постриг в расположенном в соседней волости Воре Троицком монастыре на Березнике, который являлся родовым «богомольем» Бяконтовых. Но при всей соблазнительности этой версии, ее следует сразу же отбросить, – трудно предположить, что Кирилл, имея собственную обитель, постригся в подобном монастыре представителей другого рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но кроме духовного, наша история имеет и другие измерения. Жизнь и деятельность святителя Алексия дает нам богатую пищу для размышлений в разных направлениях, поскольку, обращаясь к его личности, мы видим не только святого, монаха, подвижника, архиерея, но и, цитируя современную «Православную энциклопедию», государственного деятеля, дипломата. Чтобы понять, в какой ситуации пришлось действовать митрополиту Алексию, нужно вспомнить расстановку сил на тогдашней политической арене. Московское княжество еще слабо, с одной стороны оно подчинено Орде, с другой ему постоянно угрожают соседи: Суздальские и Тверские князья. Стремительно набирает силу княжество Литовское, чьи правители, не оставляя язычества, умело лавируют между Православием и Католичеством, раскалывая русскую митрополию ради собственной выгоды. Кроме того, Русская Церковь не самостоятельна в своих решениях: всё приходится делать с оглядкой на Константинополь, куда московских архипастырей постоянно вызывают для решения спорных вопросов. Обстановка очень динамична: смерть одного из князей порождает волну претензий и усобиц между другими. Политические весы постоянно качаются, слабеет то одна, то другая сторона: интриги и политическая нестабильность в Византии влечет за собой нестроения на Руси, т.к. два враждующих Патриарха могут поставить на престол разных претендентов. Ослабление Орды и раздоры среди ханов казалось бы должны сыграть на руку московским князьям, но этим пользуется в первую очередь литовский князь Ольгерд. Бывшие враги завтра становятся кровными родственниками, а родственники – кровными врагами. Человеческий фактор очень силен, и духовному владыке невозможно не принимать чьей-то стороны. Митрополит Алексий сумел сделать свой исторический выбор, еще при жизни своей став покровителем державы и правящей династии. Алексий Московский Высокая судьба, ему, первенцу знатных кровей, сыну боярина Федора Бяконта и его жены Марии, казалось, уготована от рождения. Перебравшись из Чернигова в Москву, семья будущего первосвятителя заняла заметное место среди московского боярства. Младшие братья святителя Алексия стали родоначальниками знаменитых родов Фофановых и Плещеевых. Крестным отцом младенца был княжич Иоанн Данилович (позже получивший прозвище Калита).

http://pravmir.ru/svyatiteli-i-vlasti-mi...

В 1338 или 1339 г. (точная дата неизвестна) Стефан покинул Маковец и перебрался в Москву, в Богоявленский монастырь, вкладчиками (ктиторами) которого являлись выходцы из Ростова Великого бояре Вельяминовы. Стефан, имевший за плечами полуторагодичный опыт пустынножительства в лесной глуши, приобрел вскоре значительный авторитет в Богоявленском монастыре и со временем стал его игуменом. В этой же московской обители принял монашеский постриг и был рукоположен в священнический сан будущий глава Русской митрополии Алексей, сын черниговского боярина Федора Бяконта. Стефан и Алексей, будучи оба активными церковными деятелями, сблизились. Тем временем одинокая келья и часовня на Маковце, где обитал пустынножитель Варфоломей, приобрели известность среди иноков. Сам того не желая, скромный и смиренный Варфоломей сделался центром притяжения, и в 1344 г. на Маковце образовалась община из двенадцати человек. О пути к основанию этой обители достоверных сведений сохранилось немного. Известно, что иноческое пострижение Варфоломей принял от старца Митрофана 7 октября 1342 г. и был наречен в монашестве Сергием. В начале 1340-х гг. Сергий, при поддержке брата Стефана, возвел деревянный храм в честь Святой Троицы. Созданная на Маковце община численно росла, и Сергий фактически являлся ее руководителем в течение последующих 48 лет. Однако от принятия сана игумена он отказывался вплоть до 1354 г., вступив в этот статус только по сугубому настоянию епископа. Получив грамоту от Константинопольского патриарха, Сергий перестроил жизнь Троицкого монастыря согласно общежительному уставу. Но процесс восстановления традиции киновиального монашества, учрежденной на Руси Антонием и Феодосием Печерскими , дался ему нелегко. Иноки первоначально воспротивились реформе, и даже брат Стефан, вернувшийся в то время в Троицкий монастырь, не поддержал Сергия, поскольку считал не его, а самого себя первооснователем обители и претендовал на игуменство. В результате сам Сергий покинул Маковец и переселился к преп. Стефану Махрищенскому, в монастырь на реке Махре. Вскоре, вместе с одним из иноков этого монастыря, он основал киновию на реке Киржач, т. е. на великокняжеской земле. Но митрополит Алексей позже благословил возвращение Сергия на Маковец. После его возвращения Троицкий монастырь единодушно принял общежительный устав, был заново освящен («обновлен») и в дальнейшем развивался как образцовая киновия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новгородская Первая летопись обвиняет неких «калантаев» в том, что они настроили хана против митрополита. Е. Е. Голубинский указывает, что это могли быть сборщики податей. Татарскую дань собирали в своих землях удельные князья, а потом ее отвозил в Орду великий князь. Потому, полагал учены. Удельные князья и могли стать доносчиками на митрополита, который, к тому же, был ими не любим за поддержку Москвы. Однако не стоит преувеличивать их роль: главными факторами было усиление самого Ордынского государства и усиление влияния ислама в нем. 54 Симеон едва ли был заинтересован в ущемлении прав Церкви. На наш взгляд, справедливо мнение Б. В. Кричевского: «…богатство Русской Православной Церкви, поддерживающей великого князя, являлось одним из гарантов устойчивости его власти». (Впрочем, увеличить великокняжескую юрисдикцию за счет церковной Симеон был не прочь.) Некоторое охлаждение отношений Феогнота с московским князем после смерти Калиты (в то м числе и из-за уменьшения митрополичьей юрисдикции, о чем говорилось чуть выше) все же не привело к разрыву. В 1347 г. по просьбе Симеона было восстановлено нарушенное единство русской митрополии. Поводом для посольства в Константинополь стало получение разрешения на третий брак Симеона, или, что тоже возможно, санкционирование расторжения второго брака князя, ибо его прежняя супруга Евпраксия Федоровна была на тот момент жива (князь отослал ее к отцу в 1346 г.) и впоследствии вышла замуж. 55 Была также прозондирована почва относительно назначения преемника Феогносту (для Симеона имело смысл хлопотать о единстве митрополии лишь при условии выдвижения выгодного ему кандидата 56 , именно таким и являлся сын московского боярина Феодора Бяконта Алексий, который, как полагает А. П. Григорьев, возможно, был связан дружбой с отцом Симеона Иваном Калитой, и был его советником в церковных вопросах). Как видим, цели митрополита и князя вновь были взаимовыгодные: единая русская митрополия с приемлемым для Москвы политическим курсом (плюс семейные дела Симеона). Именно этим можно объяснить то, что хотя отношения светского и духовного владык в то время, по словам П. П. Соколова, «не могли быть особенно сердечными», они все же находили возможности для компромисса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН I ДАНИЛОВИЧ Вел. кн. Иоанн Данилович. Фрагмент росписи парадных сеней ГИМ. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. Вел. кн. Иоанн Данилович. Фрагмент росписи парадных сеней ГИМ. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. Калита (нач. 80-х гг. XIII в.- 31.03.1340, Москва), кн. московский (с 1325), вел. кн. Владимирский (с 1328). Из династии Рюриковичей , 2-й (по др. версии, 4-й) сын св. кн. Даниила Александровича . Впервые об И. Д. источники упоминают в связи с событиями 1296 г.: тогда Даниил Александрович, признанный новгородцами, отправил сына в Вел. Новгород в качестве наместника. Ок. 1300 г. И. Д. стал крестным отцом сына боярина Федора Бяконта Елевферия - буд. митр. Киевского и всея Руси св. Алексия . В 1303 г., после смерти отца, И. Д., по-видимому, участвовал в походе старшего брата Георгия (Юрия) Даниловича , ставшего московским князем, на Можайск, после чего город был окончательно присоединен к Московскому княжеству. В 1305 г., когда Юрий уехал в Орду спорить за Владимирское великое княжество с тверским кн. св. Михаилом Ярославичем , И. Д. вокняжился в Переяславле (Переславле-Залесском), с 1302 г. находившемся под властью московских князей. Из Твери к Переяславлю подошло войско, к-рое было разбито И. Д. и переяславцами при помощи московской рати. В последующие годы И. Д. оставался союзником Юрия Даниловича, ведшего борьбу с Михаилом Тверским, а затем с сыновьями последнего за верховенство в Сев.-Вост. Руси. Скорее всего именно переяславский князь во время частых отлучек Юрия Даниловича из Москвы управлял Московским княжеством. В 1317 г., когда Юрий воевал с Михаилом Тверским, И. Д. ездил в Вел. Новгород договариваться с новгородцами о союзных действиях. В 1320 г. И. Д. отправился в Орду, где находился 2 года. В 1322 г. князь был вынужден участвовать в походе на Русь ханского посла Ахмыла против Юрия Даниловича, не выплатившего Орде дани. Вел. кн. Иоанн Данилович возвращается из Орды; просит дань у новгородцев. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 350)

http://pravenc.ru/text/469776.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009