Иоанн Креститель имел одежду из верблюжьего волоса, был опоясан кожаным поясом по чреслам и жил в пустыне. Это служит знамением умерщвления плоти подвигами и образом покаяния. Подвиги покаяния совершают предварительное очищение человека и делают его способным взойти на крест. Крест есть знамение духовного бессмертия ( 82, 190 ). Восхождение на крест совершается после того, как заградятся уста фарисеям и саддукеям. Саддукеи служат образом неверия и безнадежия, фарисеи же – образом лукавства, лицемерия и тщеславия ( 82, 190 ). Ум, желая взойти на крест, должен пролить много молитв и много слез, должен повергаться ежечасно перед Богом, предаваясь воле Его и прося помощи от Благости Его, чтобы она укрепляла, сохраняла его и воздвигала в святое обновление, уже не подвергающееся поражениям ( 82, 190 ). Господь заповедал нам нести крест... Значение (этой заповеди) заключается в том, чтобы ум непрестанно бодрствовал и пребывал в добродетели. Восшедший на такой крест да не сходит с него, да пребывает в постоянном воздержании от страстей. Постоянно воздерживающийся от страстей умерщвляет их вовремя. Тогда ум воскресает в состояние непобедимости ( 82, 212 ). Пока имеем возможность прибегать к милосердию Божию и пользоваться богатством щедрот Божиих, пока находимся в теле, раскаемся от всего сердца в грехах наших! Кратко поприще земной жизни. Если возложим на себя подвиг, соответствующий нашим силам, то наследуем вечную и неизглаголанную радость. Если же обратимся вспять, то уподобимся тому юноше, который воспросил Господа, что ему делать, чтобы спастись, но ушел от Господа, опечаленный Его ответом. Господь сказал ему: «Все, что имеешь, продай и раздай нищим... и приходи, последуй за Мною, взяв крест» ( Мк. 10, 21 ). Этими словами Господь учит нас, что наше спасение состоит в отсечении воли падшего естества. Юноше представилось тягостным отдать все имущество нищим, но еще более тягостным нести крест. Раздаяние имущества нищим есть частная добродетель. Она делает человека способным нести крест. Несение же креста заключается в отречении от всех видов греха и рождает любовь, без которой не может состояться несение креста. Преподобный авва Исаия ( 82, 213 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Иоанн Златоуст , 52, 183). Зараженный тщеславием – постится ли, молится ли, творит ли милостыню – лишается своей награды. Какое же несчастье может быть больше того, как, изнуряя себя вотще и понапрасну, подвергнуться осмеянию и лишиться горней славы? (свт. Иоанн Златоуст , 52, 183). Источник. Будем убегать тщеславия. Эта страсть сильнее всех страстей. Отсюда – любостяжание и сребролюбие; отсюда – ненависть, вражда, распри (свт. Иоанн Златоуст , 52, 183). Часто и те, которые оставляли большие стяжания и все обольщения мира, ни с кем не имели общения, овладевали самыми сильными пожеланиями, и те, будучи пленены пустою славою, теряли все (свт. Иоанн Златоуст , 52, 189). ...Причина всех зол – тщеславие... Оно-то наиболее возжигает огонь; оно всюду простирает власть свою и мучительски обладает всяким возрастом и всяким званием... оно разоряет целые домы, города, народы, племена (свт. Иоанн Златоуст , 52, 189). ...Страшно славолюбие, страшно и исполнение многих зол. Это терние, с трудом исторгаемое, зверь неукротимый, многоглавый, восстающий на тех самых, которые питают его (свт. Иоанн Златоуст , 52, 190). Источник. Как червь поедает деревья, в которых зарождается, ржа снедает железо, в котором появляется, и моль – ткань, так и тщеславие губит душу, воспитавшую его в себе. Поэтому много нам нужно старания, чтобы истребить в себе эту страсть (свт. Иоанн Златоуст , 52, 190). Источник. Как же одолеть ? Будем противопоставлять славе славу. Как мы презираем богатство земное, когда взираем на богатство небесное, и не дорожим настоящей жизнью, когда помышляем о жизни гораздо лучшей, так мы сможем презреть и славу настоящего мира, когда будем помышлять о славе гораздо высшей, о славе истинной (свт. Иоанн Златоуст , 52, 190). Хотя бы мы имели бесчисленные совершенства, зараза тщеславия может погубить все. Итак, если мы желаем похвал, то будем искать похвал от Бога (свт. Иоанн Златоуст , 52, 250). ...Будем всячески избегать этого зверя . Он бывает различного рода и вида и разливает свой яд на все – и на сокровища, и на удовольствия, и на красоту телесную.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Так как науку давно принято называть умственной пищей, то это не будет каким-либо унижением для достоинства науки, если для выяснения высказываемой мысли сравнить её с кушанием, а ученого с поваром, приготовляющим это кушание. Большинство образованных людей знает науку по ученым сочинениям, появляющимся на свет Божий в тщательно отделанном, гармонически обработанном виде; читающей эти сочинения публике остается неизвестной та масса предварительной черновой работы, какую должен был осилить автор прежде, чем прейти к опубликованным им результатам. Ученый оставляет эту работу в стенах своего кабинета, как повар, подающий на стол вкусное блюдо, оставляет на кухне те орудия и продукты, при помощи которых он изготовил его. Поэтому, и не глупый человек, когда у него впервые возникает нужда исследовать какой-нибудь ученый вопрос из области церковной истории, будучи предоставлен самому себе, нередко оказывается в таком же беспомощном положении, как и тот гастроном, который привык к поварскому столу и остался без повара. Церковно-историческая пропедевтика и приходит на помощь этому безвыходному положению: она ведет нас на кухню науки, производит, так сказать, санитарный анализ её продуктов и показывает как нужно ими поль- памятниках (118–139). Следующая глава этого отдела посвящена изучению специальных источников церковной истории – греческой церковной историографии [ Евсевий Кесарийский (132–160), Филосторгий, Исихий и Филипп Сидский (160–161), Сократ (161–165), Созомен (165–168), Феодорит (168–171), Феодор Чтец , Иаков Деокриномен, Василий Киликийский (172), и Евагрий (172)]; – гражданских историкам и хронистам: [Прокопий Кесарийский (173–175), Нинодор и Анниан (176), Иоанн Малала (176–177), пасхальная хроника (177–179), Никифор Константинопольский (179–180), Феофан исповедник (180–181), Георгий Амартол и дальнейшие хронисты (181–182), Генесий (182–183), Иоанн Скилица и Георгий (183), Иоанн Зонара и позднейшие писатели (184), Никифор Каллист и его церковная история (184)]; и латинской историографии (переводы с греческого языка (185–186), оригинальные труды по церковной истории: Лактанций , Руфин, Орозий, Сульпиций Север; Либерат, Виктор витский, национальные истории (186–188); западные хронисты: Преспер, Идатий, Марцеллин, Виктор тунунский (188–190); труд Иеронима: «de viris illustribus» (190) и Liber pontificalis (190–192).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

189. Фресковая алтарная роспись XI века в римской церкви св. Севастиана (San Bastianello) на Палатине 190. Фреска в церкви Сан-Бастианелл на Палатине в Риме. Fot. Moscioni Далее, в римских мозаиках и фресках имеется ряд изображений Божией Матери в венце и императорском облачении, но или торжественно стоящей среди святых жен или уже сидящей на престоле и держащей Младенца перед собой. Таковы: мозаика и фреска в церкви св. Пракседы, в крипте, IX века, времен папы Палладия (см. ниже), остаток фрески в атриуме церкви Св. Марии in Cosmedin 188 , мозаика в церкви S. Francesca Romana XII века (см. ниже), икона в церкви св. Марии in Transtevere и другие, позднейшего времени. Большинство этих памятников характерны и по другим сторонам иконографического типа Божией Матери и рассматриваются ниже, в своем месте. Наиболее любопытное из них изображение XI в. было в абсиде (рис. 189 и 190) церкви San Bastianello на Палатине, исполненное папой Александром II для Монтекассинского аббата Дезидерия. Оно представляло: в конхе Спасителя, среди святых Севастиана, Лаврентия и пр., а внизу Божию Матерь в короне, стоящую на подножии, среди архангелов и святых жен; Богоматерь умиленно подъемлет обе руки, раскрытые перед собой 189 . 191. Архангел Михаил и Божия Матерь. Фреска конца XI века на паперти церкви S. Angelo in Formis в Южной Италии Дальнейшая группа изображений Божией Матери Царицы во фресках средневековой Италии, начиная с IX столетия, по своему обилию напоминает скульптурные типы романских соборов и указывает источники прототипа готических статуй Франции. Понятно, что интерес, представляемый этой исторической зависимостью, возрастает по связи с вопросом об историческом ходе искусства в XII и XIII веках. С другой стороны, требуется выделять и обратное влияние готического искусства северной Франции на Италию, достигавшее южных областей последней. В церкви Сант-Анжело in Formis 190 (рис. 191), постройки бенедиктинцев XI столетия, расписанной в конце XI века, выше известного изображения архангела в тимпане главных церковных врат, напереди, имеется в арке образ Божией Матери Царицы и в то же время Оранты, внутри круглого ореола, несомого двумя ангелами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Как переславец, знаемый и любимый Преподобным Даниилом, он мог очень хорошо и подробно знать всё о Преподобном Данииле; как духовник царский и протоиерей Московского Собора, мог быть лицом, близким Царю и Митрополиту. Сей протоиерей Андрей принимал самое живое участие в Данилове монастыре. В 1554 году октября 28-го Архимандрит Данилова монастыря Кирилл просил к монастырю у Царя Uoahha IV два села Загорья и деревню Оникиеву. Великий Государь, прописывая в жалованной грамоте челобитье Архимандрита, пишет, между прочим: «да и отец наш духовный протопоп Андрей нам о том бил же челом». 14 Всё это говорит в пользу того мнения, что составителем жития Преподобного Даниила был духовник царский протоиерей Андрей, в иночестве Афанасий, занявший после место Митрополита Макария. Но Афанасию нельзя приписать составления всего жития. С 1550–1562 год он был духовником Царя Uoahha IV и протоиереем. С 1562 по 1564 он был иноком Чудова монастыря; 1564 г. 24 февраля избран Митрополитом; 15 а в 1566 г. мая 16 «за немощию велию» оставил Митрополию и удалился в Чудов монастырь. 16 Следовательно, с 1566 года «за немощию же велию» он не мог составлять жития. Между тем в житии значится повествование о обретении мощей Преподобного, бывшем в 1652 году, и записаны чудеса Преподобного, бывшие спустя много времени после смерти Митрополита Афанасия. Например, на с. 190 записано 1-е чудо о сне Боярском. Боярин сей, как видно из повествования о чуде, был Алексей Юрьев, рассказавший сие архимандриту Иосифу; а архимандрит Иосиф начальствовал в монастыре с 1657 г. по 1642 год. На с. 276 записано чудо о жене боярина Ивана Клементьева Чулкова, – а этот боярин в 1652 году, бывши старцем Иосифом, дал в монастырь вклад – потир и прочее. Таким образом, можно наверно сказать, что Афанасий составил самое житие Преподобного и записал два чуда – одно бывшее с князем Андреем Алабышевым; а другое о взятии Казани, – то есть написал до 190-го листа рукописного жития. 17 В этом убеждает и однообразие слога, живого и плодовитого, и теплота чувства, которым проникнуто всё повествование. С 190-го листа идёт запись о чудесах Преподобного Даниила. Так как чудеса эти не нисходят ниже 1642 года и не восходят далее 1652 года, то есть до явления святых мощей; то нужно полагать, что запись эта составлена в год явления Преподобного. Тогда действительно архимандрит и эконом изыскивали чудеса, «яже от Преподобнаго быша» (л. 202), и дали митрополиту Ионе, свидетельствовавшему святые мощи, запись о прежде бывших чудесах. За всем тем теперешнее житие не есть житие первоначальное, но исправленное между 1675–1700 годами – во время начальствования в монастыре архимандрита Варфоломея. На это мы имеем под руками два недавно открытых в Даниловском монастырском архиве документа. Архимандрит Варфоломей писал строителю Троицкого Киржацкого монастыря Александру Печерскому письмо такого содержания:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

И во 190 (1682) году брату ж Нашему, блаж. памяти Вел. Государю, и нам Вел. Государям били челом из полону выходцы того ж монастыря архимандрит Иоиль с братьею: Нашего де Вел. Государей жалованья денежные руги и хлеба на 190 год и в церковь на свечи воску им не дано, для того что в 188 году, как воинские люди тот монастырь воевали и его архимандрита с братьею имали в полон и брата нашего блаж. памяти Вел. Государя жалованную грамату взяли ж, а без Наших Государевых грамат из разряду и из приказу большия казны Нашего Государева, денежнаго и хлебнаго жалованья и воску им не дают... И мы Великие Государи пожаловали Святогорскаго монастыря архимандрита Иоиля с братиею, велели Наше Вел. Государей жалование на 190 год выдать и впредь погодно давать в тот монастырь на Валуйке, по прежнему указу брата нашего блаж. памяти Государя, деньги из таможенных кабацких доходов, а воск из кабацких же медовых ставов, а хлеб из валуйских житниц... Писано на Москве лета 7191 года генваря в 21 д.». Грамота не объясняет, как избавились из плена пленные архимандрит Иоиль и братия, и все ли избавились. Очень хорошо известно, что татары не отпускали пленников даром, сострадания они не знали, и чем значительнее был пленник, тем тяжелее назначали выкуп. Известно также, что церковь и государство собирали тогда особые подаяния на выкуп пленных. Но известно и то, что денег, собираемых государством, очень часто недоставало для выкупа всех пленных. Потому-то если не поспевала помощь или любви родственников, или любви сострадательной к каждому ближнему, многие пленные долго томились в плену и умирали пленниками. Таким образом, в Святогорском Синодике на стр. 64 записан «род иеромонаха Ионы» и здесь же: «пленени Прокопия, Анатю (Анатолия)». Во время пребывания о. Иоиля в плену управлял монастырем строитель иеромонах Иоаким. При нем татары появлялись близ монастыря в июне 1680 г., и их ждали в Святых горах в январе 1681 г. Так говорит Чугуевская переписка. Возвратившийся в ноябре 1682 г. из плена архимандрит Иоиль вступил снова в управление монастырем и исходатайствовал (янв.

http://sobory.ru/article/?object=02883

Троицкий Сергей Викторович 283. Трубецкой, князь, российский посланник в Сербии 143. 229. Туберозов – см. Геннадий. Тульская: губерния 155; Семинария 225. Турецкие подданные 258. Турецкий флот 34. Турецкие: владения 36; власти 219. Турецкое рабство 35. Туркестанов, князь – см. Трифон. Турки 140. 226. Турция 30. 35. 36. 41. 140. 217. 285. Уварова, графиня 215. Угорская Русь 195. 212. 212–213, Упсальсхий архиепископ. 181. 182. 303. 304. Урмийская Духовная Миссия 194. 195. 222. 224. Урмийские Христиане 194. 226. Урмийский: епископ 225; район 223. 224. Урмия 222. 224. 225. 226. Урусов Николай Петрович , князь 157. 175. Ускокович – см. Мардарий. Успенский пост 290. Утин Сергей Яковлевич, сенатор 138. Уфа 190. 279. Уфимский епископ 190. Ухтомский, князь – см. Андрей. Фелькнер Вера Андреевна, урожденная Петкович 184. Филарет (Дроздов) , митрополит 215. Филиппов пост 280. Филипп (Гумилевский), архимандрит 227. Филоненко Феодор Дмитриевич, прот. 281. Филофей, патриарх Царьграда 38. Финляндия 5. Финляндский 1-й стрелковыи полк 280. Финский залив 5. Флоринский Т. Д., профессор 210. Фотий, патриарх 218. Франция 305. Французы 43. 44. Французский посол 9. Французское происхождение 258. Харьковская: епархия 211; паства 211. Харьковский архиепископ 190.197.211.282. Харьков 60. 211. Херсонская епархия 212. Херсонский архиепископ 212. Холмская: губерния 154; епархия 150. 152. 153. 203; Духовная Семинария 202. Холмские униаты 197. Холмский епископ 175. Царская Ставка 35. Царское Село 34, 58. 59. 112, 292. Царьград 38. «Церковный Вестник» 16. 23. «Церковныя Ведомости» 15. 16. 17. 23. 24. 28. 29. 31. 34. 35. 36. 37. 40. 41. 42. 43. 45. 47. 48. 50. 52. 53. 54. 55. 56. 58. 59. 60. 61. 62. 65. 67. 69. 70. 71. 72. 74. 76. 79. 81. 82. 83. 84. 85. 92. 93. 94–96. 98. 100. 102. 104. 108. 111. 112. 113. 115. 126. 130. 132. 134. 135. 136. 138. 141. 144. 145. 146. 148. 149. 154. 157. 158. 174. 177. 180. 229. 230. 231. 238. 242. 243. 245. 251. 254. 256. 257. 260. 261. 263. 264. 265. 267. 268. 272. 273. 274. 275. 289. 294. 295. 301. 309. 312. 331. 333. 337.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

1311 Revue Internationale de Théologie 1904, 46, avril-jnin, p p. 204–205. Здесь предусмотрены и давно устранены многие „утверждения“ проф. В. Керенского , самодовольно повторяемые им на русском наречии, напр., – что старокатолики не считают нашу церковь православной, что можно признавать действительность таинств и иерархии Римско-католической церкви с отвержением самой церкви и исключении её из „вселенского единства“; рассмотрены обвинения в протестантизме, в частности – по отношении к учению о таинстве Евхаристии; обвинение в церковном индифферентизме и попытка г. Керенского доказать его ссылкой на intercommunion старокатоликов с англиканами также находит себе достойную оценку и т. д. (Revue Internationale de Theologie 1904, avril-juin, p.p. 206 f., 171, 166–167, 184; – janvier mars p.p. 50, 51, 52, 55 f.). Статья еписк. Ямб. Сергия „Что отделяет нас от старокатоликов“ напечатана в журнале (во французском переводе: „Qu’ est – ce qui nous sépare des anciens-catholiques?“ – Revue 1904, 46, p.p. 159–190) и снабжена заслуживающими внимания критическими примечаниями Редакции (числом 25), где отмечены разные дефекты: повторение разобранных старокатоликами положений, неточность в изложении взглядов старокатоликов, самопротиворечия, погрешности догматические, церковно-исторические и др. (См. особ. 170, 185, 187, 190 ср. заметку Prof. E. Michaud ibid. p.p. 204–214). 1312 Тщательный перечень этой литературы дан в Revue Internationale de Theologie 1904, 45 janvier-mars, p. 42 примеч. и 46, avril-juin, p. 181–182 примеч., к которой отнесены, между прочим, след. статьи Revue: „Réponse à Mesoloras“ (1895, octobre 770–775); „Réponse à un théologien d’ Athènes“ (ibid. 775–777); „Réponse_ à quelques théologiens orientaux“ 1313 Ср. Revue Internationale de Théologie 1904 avril, p. 189–190 и 209–214. Прекрасную иллюстрацию к последним страницам, а также вышеупомянутому исследованию проф. Мишо „De la visibilité de l’ Eglise Ancienne Catholique en Occident“, даёт XIV-я глава соч. А. Востокова „Об отношениях Римской церкви к другим церквам“. СПб. 1864, часть 1. стр. 223–233.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А на прошлые на 190 и на 191 и на нынешней на 192 годы таможенные головы и целовалники по прежним жаловалным грамотам тех денег без нашего, великих государей, указу и без грамоты ис приказу Болшие казны не дают. И нам, великим государем, пожаловать бы их, велети им те денги на 190, и на 191, и на нынешней на 192 годы по прежним жаловалным грамотам выдать и впредь давать на Устюжне ис таможенных доходов, и о том дати бы им нашу великих государей грамоту с прочетом. А в нашем, великих государей, указе ис приказу Устюжские чети за приписью дьяка нашего Ивана Волкова написано. В прошлом во 156-м году февраля в 22 де[нь] послана отца нашего, великих государей, блаженныя памяти великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержца грамота на Устюжну Железополскую к таможенному и х кабацкому голове к Василью Микифорову с товарищи по челобитью Николы Чюдотворца Моденского и Воскресенского монастыря игумена Варлама з братьею. Велено ему по прежним жаловалным и по послушной и по той грамоте Николы Чюдотворца Моденского и Воскресенского монастыря игумену Варламу з братьею ружные денги на 156 год ис таможенных доходов збору 156 году в Воскресенской монастырь против прошлого 153 году десять рублев дать и ту дачю велено ему записать в таможенные книги имянно особь статьею, а у игумена Варлама велено им в тех денгах взять отпись. А как ему, Василью, будет таможенной голова на перемену, и ему тое грамоту велено отдать тому таможенному голове с роспискою по чему б и впредь Воскресенского монастыря игумену з братьею те ружные денги ис таможенных доходов имать. А в прошлых-де во 176-м и во 184-м годех таковы ж блаженныя памяти великих государей грамоты того Воскресенского монастыря игумену з братьею даны ж. И в нынешнем во 192-м году августа в 20 де[нь] по нашему, великих государей, указу и по выписке за пометою дьяка нашего Петра Иванова велено те денги Воскресенского (Л. 33а об.) монастыря строителю з братьею на прошлые на 190, и на 191, и на нынешней на 192 годы по жаловалным грамотам, каковы им даны ис приказу Устюжския чети, выдать и впредь давать по вся годы по 10 рублев на год на Устюжне Железополской ис таможенных и ис кабацких доходов без московские волокиты. И о том дать им на Устюжну Железополскую к тебе нашу, великих государей, грамоту с прочетом, а к таможенным и х кабацкому головам с товарыщи память.

http://sedmitza.ru/lib/text/9667301/

Хронологические даты, сохранившиеся на большинстве росписей, показывают, что материал, служащий их содержанием, собран в течение сентября и октября 1681 (7190) года; так Тверская роспись помечена: «190 году сентября в 25 день роспись, сколко в Тверской епархии городов и в них монастырей, Крутицкая: «190 году сентября в 22 день роспись, что в Крутицкой епархии городов и в них монастырей», Смоленская: «190 году октября в 28 день... стряпчей Василий Истомин в приказе Большого Дворца... сказал, что есть в пастве митрополита (Смоленского) монастырей», Ростовская: «В Устюжской чети октября 17»... 21 подобные же пометы имеются и на других росписях, все они относят составление росписей к числам сентября или октября 1631 года. Все эти росписи служили, как ниже будет доказано, справочным материалом при составлении проекта Феодора Алексеевича о переустройстве епархиального управления. Ввиду такого назначения росписей документ этот в своем целом получает особую ценность в деле определения времени составления первого царского предложения собору. в). В приложении третьем помещен текст тетради из картона 7-го «Российских Дел Духовных» в подлиннике надписанной так: «Роспись городом и монастырем, в которых городех быти епископом, и в которых монастырех жити, и что за теми монастыри крестьянских и бобылских дворов по переписным книгам 186 (1678) году». Здесь на 28 листках соединены два совершенно отдельных документа: а) сначала идет изложение проекта Феодора Алексеевича о разделении всей территории русской церкви на 12 митрополичьих и один патриарший округ, причем в округе каждого митрополита означены города, в которые предполагалось вновь назначить 70 епископов и в этих городах монастыри, в которых жить новым епископам. Как ниже будет доказано, есть вся вероятность полагать, что эта част документа есть черновой вид или первичная редакция самого раннего проекта Феодора Алексеевича о переустройстве на Руси церковного управления. Кажется, именно, эту редакцию проекта имеет в виду современник царствования Феодора, автор «Созерцания Краткого лет 7190–91–92» 22 , когда говорит про Феодора Алексеевича, что «в начале восхотел было он, Великий Государь, в царстве своем на славу Божию и во опщую народную пользу и святые церкви во утверждение учинити в великих градех, идеже прежде быша цари и идеже княжении бяху, двенадцать митрополитов, по иным же градом семьдесят епископов»...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010