К пониманию церковнославянского языка и богослужения начал приходить годам к пятнадцати. Сначала пробовал читать на клиросе, разобрался, что такое Минея, Октоих. Я даже приносил богослужебные книги домой. Мы были в тёплых отношениях с регентом. Она позволяла уносить и изучать их дома. С бабушкой и мамой, которая тоже начала ходить в храм, мы устраивали домашние богослужения. Пели не только Отче наш и Богородицу, мы руководствовались богослужебным уставом. А еще та самая регент подарила мне мой собственный первый молитвослов. Архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Аксий на богослужении. Фото: pravosakh.ru — Родителей не пугала ваша религиозность? Не крутили у виска, мол, подросток с ума сошёл, Символ веры в тетрадку записывает?  — Может быть между собой обсуждали, но напрямую не говорили. Если для кого-то религиозность подростка и могла быть красной тряпкой, раздражать, настораживать, то скорее людей на военной службе или тех, кто целеустремленно делал карьеру в те годы. Моя мама закончила химико-технологический факультет и работала по специальности. Отец был слесарем на заводе. Так что защищать перед родителями мою религиозность не пришлось. Мама всегда предоставляла свободу.  А я всегда хорошо учился, поэтому придраться ко мне было практически нельзя. Двунадесятые праздники часто попадают на будничные дни. Мне всегда хотелось пойти в эти дни в храм, но это означало прогулять школу. К прогулам строго относился отец. Считал, что я должен закончить школу, получить профессию и только после этого выбрать свою дорогу. Со временем он смирился, в том числе с пропусками. Сам начал ходить в храм. Когда я смотрю на отца, думаю, что не могу похвастаться таким постоянством и твердостью, с какой он преуспевал в духовной жизни. Он возрастает, а я этому радуюсь.  Схемотехника и теория цепей давались легко — Почему предпочли духовной семинарии радиотехнический университет? —Еще в 12 лет я решил стать священником, а в 14 меня начала привлекать медицина. Подумал поступить в Рязанский медицинский институт, в котором училась родная сестра. Но, наблюдая за ней, я был потрясен насколько сложно там учиться. В девятом классе у нас были переводные экзамены. 10-ый и 11-ые классы в нашей школе стали профильными. Нужно было выбирать между математикой, медициной и гуманитарными науками. Так как в школу направлялись все выпускники Рязани, конкурс был серьезный. Пришлось сдавать не только внутренний выпускной, но и вступительный экзамен. Вот тогда-то я и передумал быть врачом окончательно и предпочел общеобразовательный класс.

http://pravmir.ru/dobro-pozhalovat-v-kat...

В случае какого-либо проступка со стороны подчиненных, учеников ит.п., владыка также не любил вести дело официально, но позовет к себе, покричит, постучит посохом, пригрозит и с миром отпустит. Студентам это нравилось, и они знали, что чем больше накричит о.ректор, тем скорее пройдет его гнев и дело забудется. Но когда нужно, он умел быть строгим. Особенно строг и требователен всегда был владыка к своим ближайшим помощникам и сотрудникам, в том числе и к своим викариям, руководясь, очевидно, в этом случае правилом: «кому много дано, с того много и взыщется». Простота, прямота и непосредственность его натуры также сказывались и в проповедях, которые владыка обычно говорил почти при всех богослужениях, в которых принимал участие. Он любил беседовать с простым народом и народ любил слушать его проповеди, они были вполне доступны пониманию каждого; мысли в них изложенные, нередко иллюстрировались примерами и образами из повседневной будничной жизни прихожан. В своих последних, предсмертных распоряжениях владыка повелел также совершить погребение его, как можно проще, без всякой пышности и торжественности; запретил возлагать на гроб венки, нести в процессии знаки отличия, даже просил не произносить надгробных речей. Труды : «Патриарх Кирилл Лукарис и его заслуги для Православной Церкви». Магистерская диссертация, издана отдельной книгой. СПБ и в «Страннике», 1868. «Путеводитель по святыням Киево-Печерской Лавры для богомольцев» . Изд.Лавры, 1870. Много статей и проповедей за 1874–1882 гг. напечатано в Таврическ.Епарх.Ведом., когда он состоял редактором этих ведомостей. Слова и Речи, сказанные Рижской пастве. Рига, 1894. О миссионерстве вообще и в Рижской епархии – особенно. «Приб. к «ЦВ» 1867, 3, стр.77–90. «Путешествие на богомолье в Киев 6–21 сентября 1898 года». Казань, 1898. Путевые заметки. Путевые заметки во время его путешествия на богомолье в августе-сентябре 1902 года. «Изв.Каз.еп.» 1902, 20, стр.911–927· Беседа с отцами благочинными Харьковской епархии. Харьков, 1903.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

За стихом «Бог Господь», пропетым четырежды, следует тропарь празднуемому в тот день святому (дважды), с богородичным и две кафизмы. После каждой кафизмы седальны. Это краткие стихиры умилительные или покаянные, а по середам и пятницам – крестные. Седальными они называются потому, что во время чтения их сидят. Для примера приведу здесь два седальна. «Во вторник утра, глас 2-й, по втором стихословии, седальны умилительны». «Помилуй меня, сказал Давид, и я взываю к тебе: Спаситель! я согрешил; грехи мои очистив покаянием, помилуй меня. Так плакался Давид о двух грехах: помилуй меня, Боже, помилуй меня; а у меня тьма согрешений; он каждую ночь слезами постелю обмывали, а я и капли одной никогда не пролил, поэтому я, обуреваемый страхом, и молю: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости». За кафизмами и седальными – пятидесятый псалом и каноны. О значении и составе канонов было говорено. Здесь нужно сказать о том порядке, в каком они, обыкновенно, идут на утрени. Каноны Канонов всякий день положено три. Первый, приспособленный к общему строю будничной службы, т. е. покаянный или умилительный; второй в понедельник – бесплотным, во вторник Иоанну Предтече и т. п., третий –празднуемому в тот день святому. Впрочем, этот порядок изменяется. Именно: в среду и пяток – каноны кресту, пр. Богородице и празднуемому святому; в четверг – апостолам, св. Николаю и празднуемому святому. Смысл и содержание канонов умилительных и покаянных те же, что и стихир на Господи воззвах, стиховных и всех других. Везде одно: возбуждение в грешниках раскаяния и сознания необходимости обратиться ко Господу Богу. Вот, для примера, несколько песен из канона: «во вторник утра, глас вторый». Песнь первая. Ирмос «Душа! вспомнивши моисейскую песнь, воскликни: сей мой Бог был мне помощником и покровителем ко спасению, и прославлю Его. Братие! прежде кончины будем оплакивать себя горько, чтобы нам, у которых нет ничего годного и полезного, за слезы раскаяния избегнуть тогда слез мучения. Христе! неисчетное число раз обещал я раскаяться, но имея душу бесчувственную, всегда впадаю в грехи. Спаситель! Помоги моей немощи».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

В настоящее время, впрочем, этот псалом поется весь лишь в некоторых обителях, именно в тех строгих обителях, где при славословии Господа не обращают внимания на ход времени, а начав с вечера, недремно, со всей бодростью пламенного усердия, продолжают его до полночи и за полночь, как, например, на Афоне на Валааме. Повсюду же поются следующие, выбранные из этого псалма, стихи: «Благослови, душа моя, Господа (благословен ты Господи» к каждому стиху). Господи, Боже мой, Ты дивно велик: Ты облечен величием и благолепием. На горах стоят воды, между горами текут воды. Как многочисленны дела твои, Господи. Все соделал Ты премудро. Слава Тебе, Господи, сотворившему все». Прочие стихи псалма читаются. За этим псалмом, великая ектения и первая кафизма, а в праздники первый антифон этой кафизмы, о чем было сказано в десятом письме, под словом «антифон». Здесь только замечу, что в двунадесятые господские праздники, если они случатся в дни будничные, кафизма вовсе не полагается; если они случатся в воскресенье, то первая кафизма вся; если в понедельник, то первый антифон первой кафизмы. В праздники богородичные, святых, как бденных, так и полиелейных, первый антифон первой кафизмы, кроме того, только, когда они случатся в воскресенье, тут первая кафизма вся. Кстати, заметить и то, что в господские двунадесятые праздники воскресная служба оставляется вся. В прочие – воскресная служба поется вместе с праздничной 153 . За кафизмой «Господи воззвах» и стихиры, которых в воскресные дни всегда и неизменно десять, кроме «богородична», а в другие праздники восемь, на «слава и ныне» – девятый. Общее содержание воскресных стихир, как и всех служб – прославление воскресшего Господа и изображение тех спасительных плодов, какие это воскресение доставило всему роду человеческому. Вот, для примера, стихиры: «Святый Господи! Приими наши вечерние молитвы и даруй нам оставление грехов, потому что Ты един, явивший миру воскресение. Люди! Обойдите Сион и восхвалите 154 , (обнимите, поздравьте) его, и прославьте в нем воскресшего из мертвых, потому что это Бог наш, избавивший нас от беззаконий наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Немолчно прославляют Господа только св. ангелы. Мы же грешные чувствуем, что нечисто наше сердце, нечисты и уста наши. Посему к славословию присоединяем мы и усердные моления к Господу, которые приспособляем ко времени суток – к ночи: Господи! – взываем мы – Ты прибежище наше на все времена... Помилуй меня и исцели душу мою грешную. К Тебе я прибегаю: научи меня творить волю Твою; Ты – Бог мой и у Тебя источник жизни. В Твоем свете мы узрим свет; продолжи Свои милости людям, Тебя знающим. На праздничных утренях, когда славословие поется, здесь оно и кончается трисвятою песнью. Но на утрени постовой, как и вообще на будничной, славословие не поётся г а читается и продолжено бывает еще следующими молениями: „Сподоби, Господи, в ночь эту сохраниться нам без греха... Научи меня, вразуми и просвети Своими Божественными заповедями, ведущими к оправданию пред судом Божьим. Господи! милость Твоя во век, не презри дела рук Твоих; Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает”... По прочтении славословия поется особое песнопение, называемое каноном. 1 В каноне прославляются Матерь Господа и Святые угодники Божии, которые в жизни земной искали Бога, и теперь возрадовались и возвеселились о Господе, которых оживил Господь и правдою Своею извел от печали. За каноном поется ,,велегласно и косно” (медленно) тропарь: Господи сил с нами буди… и псалом 150-ый: Хвалите Бога во святых Его.., тот самый псалом, который поется и на утрени перед великим славословием. Тропарь: „Господи сил с нами буди” поется на великом повечерии пред стихами этого псалма и служит к ним припевом. ,,Господи сил! – молимся мы в тропаре, – будь с нами; иного, кроме Тебя, помощника в скорбях своих мы не имеем; Господи сил помилуй нас”. Это моление продолжаем мы затем в ряде других тропарей, обращаясь к Господу и Его Пречистой Матери: „Господи! если бы мы не имели святых Твоих молитвенников и Твою, милующую нас благость, как мы осмелились бы, Спасе, воспевать Тебя, Которого непрестанно славословят ангелы? Сердцеведец, пощади наши души!” „Многое множество у меня, Богородице, прегрешений; к Тебе, чистая, я прибегаю, ища спасения; посети мою душу немощствующую и моли Сына Своего и Бога нашего дать мне оставление лютых моих беззаконий, Едина Благословенная!”.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Самой важной частью общественного богослужения является Божественная литургия, на которой совершается Таинство Евхаристии. Пастырь должен стремиться к частому совершению Литургии, ведь она – источник благодати Божией как для самого священника, так и для пасомых. При частом служении Божественной литургии пастырь может всё более проникать и углубляться в службу, однако может возникнуть привыкание к святыне. Это вещь плохая и опасная. Привыкание приходит от холодного, равнодушного отношения: «Я уже всё знаю». Необходимо, чтобы была новизна всегда, тем более по отношению к святыне. Тут надо не только над собой усилие делать, но и молитву творить, просить у Господа о том, чтобы обновил ум, обновил сердце. Привыкание – это потеря благоговения. Надо стараться всегда чувствовать что-то новое. Вот ты пришел в тот же алтарь, видишь те же предметы, вспомни, как в первый раз ты пришел: под впечатлением, с чувством благоговения. Ты испытал совершенный страх, трепет невероятный, а его надо бы сохранять всегда, в течение всей своей жизни. Нужно заставить себя поразмыслить: «Куда я иду? Я иду в самое святое место на земле. Место, которое по праву принадлежит Царю Славы Господу Иисусу Христу. Здесь Его Престол. Здесь Он восседает. Христос здесь. Его глазами не увидишь, но Он здесь». Размышления помогут преодолеть это привыкание. Когда человек перестает рассуждать, у него слабеет ум, тускнеет всё, впечатления смазываются и постепенно возникает равнодушие ко всему, привычка. Этого надо избегать и бояться. Это всё на внутренней жизни отражается. Если священник пребывает в непрестанной молитве, то она помогает ему избежать привыкания, поскольку это внутреннее общение с Богом, а Бог непривыкаем. С чем это можно сравнить в искусстве, например? Разве можно сказать, что музыкант привыкает к звукам инструмента, на котором творит что-то? Он тысячу раз слышал, как звучит инструмент, но в момент творчества эти звуки становятся совершенно другими. Это нечто новое для него, хотя тот же инструмент, те же звуки. Постоянное внутреннее обновление может дать Бог , поэтому пребывание в молитве помогает избавиться от привыкания, от будничного, серого чувства. Боже сохрани! Надо бояться привыкать к святыне, иначе можно потерять благоговение. Там, где нет благоговения к святыне, появляется небрежность.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/byt...

Самый звон в колокола бывает неодинаков. Звон соответствует службе. Иной звон бывает при службе праздничной, иной – при будничной, иной – при великопостной, иной – при некоторой заупокойной. Главным образом различаются два рода звона: благовест и собственно звон. Благовестом называется тот звон, при котором ударяют в один колокол, или в несколько колоколов, но не все вместе, а по очереди в каждый колокол. В последнем случае благовест называется «перезвоном» и «перебором» 225 . Слова «благовест» нет в Типиконе; в нем для означения благовеста употребляются слова: бить, клепать, знаменать, ударять; название же «благовест» весьма хорошо соответствует церковному звону. Собственно, звоном называется тот звон, при котором ударяют в два и более колоколов вместе. В грамоте Новгородского Митрополита Корнилия (1692 г.) читаем: к божественным службам благовестити и сперва в один колокол, по благовесте же в подобное время звонити в рядовые дни в два колокола, а в воскресные дни и Господские праздники и нарочитых святых благовестити и звонити по уставу 226 . Когда звон в несколько колоколов бывает в три приема, тогда он называется три-звоном или трезвоном. Ударяют во вся кампаны и клеплют довольно три звоны. (Тип., послед. пасхи, утреня): «Трезвон в двои», т.е. в два колокола (Тип., часы в вел. среду). «Трезвон во вся» (хромовая 35 глава в Типиконе). Благовест в продолжение дня бывает три раза к общественному Богослужению: к вечернему, утреннему и дневному. Ибо хотя в православной Церкви считается девять вседневных служб общественного Богослужения (вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-й, 3-й и 6-й часы, литургия, 9-й час), но в приходских церквах в большую часть года они совершаются по три вместе, именно: 1) 9-й час, вечерня, повечерие. 2) Полунощница, утреня и 1-й час. 3) 3-й и 6-й часы и литургия. В монастырях эти службы иногда совершаются отдельно между собою, и к ним бывает особый звон. Так, кроме вечерни, там бывает особый звон к повечерию. Типикон указывает все случаи, когда и как надо звонить.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во-первых, может изменяться способ исполнения того или иного текста. Текст остается, он тот же самый, но звучит другим образом. Самый простой пример – чтение или пение. Например, на будничной службе 103-й псалом, предначинательный, читается, а на бдении поется, причем поется с припевами. Это изменение способа исполнения текста, конечно, влияет на службу, влияет на степень торжественности текста, на его восприятие. Другой пример: на будничной службе кафизма на вечерне читается, а на службах праздничных, при полиелейной и бденной службе, на месте кафизмы стоит другой текст, который тоже взят из Псалтири, это первый антифон 1-й кафизмы Блажен муж – он не читается, а поется. Таким образом, отдельные моменты службы изменяются по способу исполнения текста. Это преображает службу. Богослужебные тексты могут менять свое место. Например, ектеньи. На будничной вечерне сначала идет просительная ектенья, а в конце – сугубая, а вот на великой вечерне ектеньи идут в другом порядке: сначала сугубая, полная, а потом просительная, то есть набор ектений остался тот же, но изменен порядок. Может читаться или петься другой вариант текста. Например, в схеме много раз встречается указание: «И ныне. Богородичен». На будничной службе употребляются будничные Богородичны, а на праздничной службе употребляются праздничные, по-другому они называются воскресными, то есть те, которые взяты из воскресной службы. Они находятся в приложениях Минеи, там есть четыре приложения: два – будничных и два – праздничных. На праздничной службе будет тоже взят Богородичен, но другой вариант текста – праздничный. Или, например, сугубая ектенья. На будничной вечерне она идет в кратком варианте, со слов «Помилуй нас, Боже...», а хор три раза поет Господи, помилуй. А на праздничной вечерне она будет идти в полном своем виде и начинаться со слов: «Рцем вси...». Могут добавляться новые тексты, которых не было на будничной службе. Например, паримии. Это ветхозаветные чтения о событиях, явившихся прообразом событий новозаветных. Но бывают и новозаветные паримии: на праздники апп. Петра и Павла и Иоанна Богослова на месте паримии читаются отрывки из Посланий апостольских. Внешне это отличается так: ветхозаветные паримии читаются с закрытыми Царскими вратами, а новозаветные – с открытыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010