Увы! Много всяких препятствий для этого в чужеземных странах, далеких от истинной Христовой веры, в которых мы живем. Многие из нас не в состоянии даже регулярно бывать у Богослужения, не только в дни будничные, а иногда и в праздничные — из-за отсутствия храма или священника или по роду своей работы или занятия, коим снискивается пропитание.    Но что сказать о тех, православных русских людях, которые и храм имеют и располагают всеми необходимыми возможностями для того, чтобы жить всей полнотой церковной жизни, быть живыми членами Церкви и, однако, не пользуются всем этим, а живут, как какие-то иноверцы или язычники? Могут ли они иметь какое-нибудь оправдание? И не сделались ли такие действительно живыми трупами?    И в самом деле: разве могут почитаться живыми членами Церкви Христовой те православные русские люди, которые не посещают регулярно всех воскресных и праздничных Богослужений в своем храме, хотя имеют к тому полную возможность? разве могут считать себя православными христианами и претендовать на то, чтобы и другие считали их таковыми, те русские люди, которые, вместо того, чтобы пойти в храм Божий к Богослужению, устраивают в часы Богослужений какие бы то ни было своисобственные собрания?    И разве не явно-враждебный вызов своей Матери-Церкви, отсекая себя этим от Нее, делают те несчастные заблудившиеся русские люди, которые дивную красоту и ни с чем несравнимую возвышенность и назидательность нашего православного Богослужения меняют на разного рода развлечения и увеселения? Эти несчастные, духовно растлевающие нашу молодежь устройством подобных развлечений и увеселений (всегда имеющих в себе в той или иной дозе элемент безнравственности) в дни и часы церковных Богослужений или в периоды постов, установленных Церковью, отбившиеся от Церкви люди даже знать не хотят, что к ним относится страшное прещение Христово: «Горе мipy от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез котораго соблазн приходит... кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, еслибы повысили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской»  (Мате. 18, 7 и 6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

   Вы вступаете на пути самостоятельной жизни в тот день, когда святая Церковь оканчивает пение Триоди Цветной и начинает круг богослужения обычный, будничный. Это как бы напоминание о том, что наступило для вас время возращать не цветы лишь, но и плоды — время будничного труда, нередко столь тяжелого и притом настолько иногда лишенного чего-либо воодушевляющего и поднимающего дух, что люди, забывающие об истинном, указанном в христианстве источнике воодушевления, сами прерывают нити своей, уже ранее убитой в душе их жизни.    Ищите же этого источника воодушевления всегда и неизменно до конца своей жизни во Христе, пребывая в искреннем общении с Обещавшим пребывать в Церкви Своей до скончания века, и бодро вступайте на пути жизни, какие кому Господь укажет, помня Его радостное обетование! И вы не будете посрамлены в своем уповании на Того, Кто сказал (как слышали мы сегодня) апостолам, оставившим ради Него все и последовавшим за Ним: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради Меня и Евангелия и не получил бы ныне, во время сие, во время гонений (за Христа, в наши дни так умножившихся), во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем — жизни вечной» (Мк. 10:29—30; Мф. 19:29). Аминь. Речь, сказанная воспитанницам Олонецкого Епархиального женского училища 15 июня 1908 года на молебне по окончании курса    Отныне, дорогие питомицы этого училища, пресекается нить вашей школьной жизни, которая, что бы ни говорили о ней, представляла в себе столько приятного, возвышающего душу, восхищающего, воодушевляющего. С настоящего дня в течении вашей жизни совершается важный перелом: вы вступаете, некоторые отчасти, другие же совершенно, в самостоятельную жизнь.    Быть может, для некоторых из вас путь самостоятельной жизни будет широким, пространным и гладким, для других же — тесным, тернистым, требующим тяжелой борьбы, в которой истощатся ваши духовные и телесные силы. По-видимому, не должно было бы являться каких-либо беспокойных мыслей о вашем будущем: так много прекрасных задатков создавалось в душах ваших духовным воспитанием! Смотря на вас, иногда думалось, что вы представляете собою как бы оазис в пустыне мира, в котором столь распространилось неверие и развращение. Особенно было приятно смотреть на проявления вашей религиозности, которые можно было замечать в столь многих случаях и которые нередко дышали всею свежестью и искренностью юного женского сердца.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В будущей жизни, когда будет новое небо и новая земля ( Откр.21:1 ), небесный Иерусалим не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения... – ночи там не будет ( Откр.22:5 ). Там не будет различия дней, следовательно, не будет и субботы, а настанет вечный день радости и блаженного общения с Богом ( Откр.3:4 ). 8) Иисус Христос заповеди (4-й) о субботе не отменил: не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царствии Небесном ( Мф.5:17–19 ). Так как Иисус Христос пришел не нарушить закон или пророков, но исполнить (т.е. исполнить то, к чему стремились закон и пророки, восполнить закон, усовершить его и отменить в нем элемент временный, национально-иудейский), то Он не разрушил как всех прочих заповедей, так, в частности, и четвертой, а уяснил истинный смысл ее. Он указал, как должны праздновать Его последователи и в чем состоит истинное освящение праздничных дней. По слову Господа празднование состоит вовсе не в соблюдении лишь покоя от будничных работ, а именно в освящения дня действиями богослужебными ( Мф.12:5 ; Ин.7:22 ), поэтому Он со Своими учениками имел обыкновение посещать по субботам синагогальное богослужение ( Лк.4:16 ). За это учение о сущности празднования иудеи считали Господа нарушителем субботы ( Ин.5:18; 9:16 ). Из будничных дел дозволяются в праздники, как видно из представленных Им примеров, дела неотложные, вынужденные необходимостью (напр. голодом – Мф.12:1–7 , неотложными заботами по хозяйству, как, напр., водопой скота – Лк.13:15 , делами любви и милосердия – Мф.12:12 ; Мк.3:4 ; Лк.6:9; 13:12, 14:3 ; Ин.5:2–9, 9:7 и т. п. – Лк.14:5 , которые нисколько не мешают празднованию. 673 При этом Иисус Христос учил, что суббота для человека, а не человек для субботы ( Мк.2:27 ), т.е. распределение времени на праздничное и будничное установлено для человека для того, чтобы удобнее мог совершать добрые дела, предназначенные ему ( Еф.2:10 ); и такой распорядок времени не есть нечто неизменное·, потому что Сын Человеческий есть господь и субботы ( Мк.2:28 ), т.е. Он имеет власть вместо ее установить празднование другого дня, изменить, усовершить и самый способ празднования. 674

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Вы вступаете на пути самостоятельной жизни в тот день, когда святая Церковь оканчивает пение Триоди Цветной и начинает круг богослужения обычный, будничный. Это как бы напоминание о том, что наступило для вас время возращать не цветы лишь, но и плоды – время будничного труда, нередко столь тяжелого и притом настолько иногда лишенного чего-либо воодушевляющего и поднимающего дух, что люди, забывающие об истинном, указанном в христианстве источнике воодушевления, сами прерывают нити своей, уже ранее убитой в душе их жизни. Ищите же этого источника воодушевления всегда и неизменно до конца своей жизни во Христе, пребывая в искреннем общении с Обещавшим пребывать в Церкви Своей до скончания века, и бодро вступайте на пути жизни, какие кому Господь укажет, помня Его радостное обетование! И вы не будете посрамлены в своем уповании на Того, Кто сказал (как слышали мы сегодня) апостолам, оставившим ради Него все и последовавшим за Ним: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради Меня и Евангелия и не получил бы ныне, во время сие, во время гонений (за Христа, в наши дни так умножившихся), во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем – жизни вечной» ( Мк. 10, 29–30 ; Мф. 19, 29 ). Аминь. Речь, сказанная воспитанницам Олонецкого Епархиального женского училища 15 июня 1908 года на молебне по окончании курса 45 Отныне, дорогие питомицы этого училища, пресекается нить вашей школьной жизни, которая, что бы ни говорили о ней, представляла в себе столько приятного, возвышающего душу, восхищающего, воодушевляющего. С настоящего дня в течении вашей жизни совершается важный перелом: вы вступаете, некоторые отчасти, другие же совершенно, в самостоятельную жизнь. Быть может, для некоторых из вас путь самостоятельной жизни будет широким, пространным и гладким, для других же – тесным, тернистым, требующим тяжелой борьбы, в которой истощатся ваши духовные и телесные силы. По-видимому, не должно было бы являться каких-либо беспокойных мыслей о вашем будущем: так много прекрасных задатков создавалось в душах ваших духовным воспитанием! Смотря на вас, иногда думалось, что вы представляете собою как бы оазис в пустыне мира, в котором столь распространилось неверие и развращение. Особенно было приятно смотреть на проявления вашей религиозности, которые можно было замечать в столь многих случаях и которые нередко дышали всею свежестью и искренностью юного женского сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Другие быть может увлекутся твоим примером. Доброе дело ведь любезно душе христианина. И мы все любим добро, но к несчастью нашему творим злое. Воли твердой не достает и решимости. А когда примеры бывают налицо, тогда они действуют увлекательно. Они, как говорят святые отцы, да и мы сами примечали, учат сильнее слов. Если же ты брата своего и всякого ближнего своим добрым примером совлечешь с греховного пути, то знай, что «обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти, и покроет множество грехов» ( Иак.5:20 ). Ты спасаешь брата по любви к нему, а Бог за твое доброе дело простит и тебе твои грехи. Вот, видишь, какая будет радость для тебя. Подумай, что же лучше: попраздновать ли греховно несколько дней масляницы и тем приобрести себе кроме грехов еще и нездоровье или провести их по уставу Церкви, т.е. не грешить, а начать пост с покаянием, да и друга склонить к тому же? Нужно ли говорить, что последнее во стократ лучше. Если ты, брат о Господе, перестанешь греховно по язычески проводить масляницу, то потрудись подумать и о том, как должно праздновать истинные церковные и высокоторжественные праздники. У нас ведь многие и очень даже многие дурно, греховно проводят эти великие дни. Господь повелел человеку шесть дней делать свои дела, а седьмой посвящать Ему. Это посвящение означает то, что в праздничный день всякий человек должен делать дела благочестия. К ним относятся: молитва дома и в храме при богослужениях, чтение священных и душеспасительных книг, беседы о спасении души, посещение больных, служение им и бедным и прочие дела по любви к Богу и ближнему. Все эти дела неминуемо требуют того, что бы ты свободен был от своих житейских, будничных занятий. Праздный, т.е. свободный от них ты всецело можешь посвятить день Богу. Помолившись за утреней, ты не позволь себе пропустить и важнейшей службы, т.е. литургии. Окончилась служба, иди с миром домой. Но и здесь занимайся чтением, затем посети нуждающихся в помощи и послужи им, чем можешь. Вот образ благочестивого и душеспасительного провождения праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Люди, совращающие праведных, уподобляются злому духу-искусителю. “Совращающий праведных на путь зла сам упадет в свою яму, а непорочные наследуют добро” (Притч.28:10). Люди, отвергающие истинное учение Спасителя и распространяющие глупость лжеучений, вводят в заблуждение себя и других, уходя с пути истинного спасения. “Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость” (Притч.15:2). О пути ко спасению     (Пересказ отрывков из книги протоиерея Григория Дяченко “Полный годичный круг кратких поучений”, II том) Люди, которые хотят достичь спасения своей души, должны принадлежать к единой Святой Православной Церкви, должны быть её послушными детьми и выполнять её установления, такие как: выполнение поста, посещение храма Божьего, почитание духовных пастырей и т.д. Человек, не повинующийся церкви, подобен идолопоклоннику. “Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь” (Матф.18:17). Раскольники и еретики не приемлют смирения, как не приемлет его злой дух. “Истинное смирение происходит от послушания” – говорил Святой Иоанн Лествичник. Кто не проявляет смирения, тот не есть ученик Христов. Господь, Иисус Христос явил Свое смирение тем, что был послушен. “Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной” (Флп.2:8). А без смирения нет и спасения. “Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш” (Пс. 114:5). Если человек хочет достичь спасения, то должен молиться Богу. Если в будничные дни человек не может посетить храм Божий, из за служебных и бытовых дел, то должен молиться Богу в доме своем. Молиться нужно утром после сна и перед сном, перед вкушением пищи, и по воскресеньям нужно принимать участие в коллективных богослужениях при храме Божьем. Давид несмотря на то, что был царь и пророк, усердно молился Богу. “Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его” (Пс.26:4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Но ведь придет же конец земному скитанию. Как ни любезен для души грешный мир с его утехами, а нужно будет расстаться с ним. Что же ожидает душу за гробом! О Боже! пощади прежде конца.       Избавленная от уз сатаны женщина прославляла Бога, и тут же нашлись люди завистливые. Не смея сказать что-либо Иисусу Христу, начальник синагоги обратился со своими замечаниями к народу. С видом негодования он сказал слушателям: «есть шесть дней, в которые должно делать: в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» ( Лк.13:14 ). Суббота для иудея была днем праздничным. Работать в этот день запрещено было. Иудеи это хранили точно. Но вот начальник синагоги и такое дело Божественного милосердия, как исцеление от недуга, готов причислить к делам житейским. Едва ли он искренно так думал. У него затаенная была мысль. Народ в будничные дни занят работою. Следовательно, затруднительно бывает и больного привести к Чудотворцу, а слушать поучения Его многие и совсем не могут по недосугу. В праздник свободнее. Но по мысли начальника синагоги и в праздник нельзя приходить к Иисусу за исцелением. Так и выходит, что в будни работа и труды отвлекают от Христа, а в субботы праздничный покой не дозволяет ходить к Нему. Пусть и не ходят, думает начальник синагоги. Менее будет свидетелей чудес Иисуса, менее и верующих в Него. Господь Иисус Христос знал затаенную мысль начальника и потому не оставил его без обличения. «Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола, своего или осла от яслей в субботу, и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» ( Лк.13:15–16 ). Спаситель указывает на то, что в праздничные дни не только не воспрещается, но и должно делать дела добродетели. Если уже по отношению к скоту человек ради праздничного покоя не оставляет его без пищи и пития, то тем более прилично делать дела милости людям. Вот и нам указаны Спасителем нашим дела, которыми мы должны заниматься в праздничные дни. Необходимою обязанностью будет посещение храмов Божиих для участия в богослужении и слушания поучений. Оставшееся свободное время употребим на добрые дела в пользу нуждающихся ближних. Если в праздничный день считаем мы необходимым вызывать домашний скот, чтобы напоить и накормить, тем более поставим в обязанность себе освобождать своих ближних от уз бедности, болезней и неведения. А на развлечения и греховные удовольствия из праздничного дня не оставим ни одной минуты. Не для того праздники, чтобы бездельно и греховно проводить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Понятие о Церкви как храме Божием приготовлено уже Ветхим Заветом, что показывают цитируемые места из Библии. Бог на заре истории Израиля обещал Своему народу: «Поставлю жилище Мое среди вас» ( Лев.26:11 ). Он, Помощник и Покровитель, обещал Свое постоянное присутствие. Чувственное и видимое жилище Его – Скиния Завета, впоследствии храм. Теперь, – говорит апостол Павел, – место ощутимого и действенного присутствия Живого Бога – не каменный храм на Сионе и никакая другая точка на карте Земли, а живые люди, христиане, каждый в отдельности и все вместе как Церковь. Мы помним, как уже Господь Иисус Христос у колодца Иакова говорил самарянке: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. … Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» ( Ин.4:21-23 ). Но все же как и где будет происходить это поклонение? – В Новом храме, о котором говорили загадочные для современников слова Господа: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. … Он говорил о храме тела Своего» ( Ин.2:19-21 ). После славного Воскресения, Вознесения и сошествия Святого Духа на Апостолов таинственное и загадочное стало явным и понятным для принявших Духа верующих: это они – Церковь Христова, Тело Христово, образуют новое «жилище Божие»: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор.3:16 ). Как в храме, так и в Церкви особенно ощутимы присутствие и близость Бога. Дух Божий для апостола Павла – не абстрактное богословское понятие, но действующее, животворящее присутствие Божие в Церкви, не только в некоторые торжественные моменты богослужений, но в ее будничной жизни. Это относится к Церкви как к обществу, так и к каждому отдельному христианину: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога?» ( 1Кор.6:19 ). Кстати, церковнославянский перевод разбираемого нами отрывка подчеркивает именно этот момент: Вы бо есте церкви Бога жива. Каждый из нас – «церковь», то есть «храм». – А если так, то сколь великую ответственность налагает на нас это присутствие Бога Отца, Который называет нас Своими сынами и дочерьми!

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Праздничный звон отличается торжественностью и бывает более радостным и веселым, чем звон будничный и великопостный; великопостный же звон бывает печальный, медленный. При совершении богослужения в указанное церковным уставом время бывает каждение св. престола и икон, а также предстоящих в храме. Вопрос . Какие вещества употребляются для каждения и какие сосуды? Ответ. Для каждения употребляется фимиам или ладан (древесная душистая смола). Этот ладан вместе с горящим углем вкладывается в сосуд для каждения, называемый кадилом, кадильницею. Вопрос : Что знаменует собою каждение? Ответ . Каждением престола и икон выражается особое почтение и благоговение к ним (Догмат, св. отец 7 Всел. соб.), а также указывается на молитву верующих, чтобы она так же возносилась к Престолу Божию и к святым Его угодникам, как дым (фимиам; кадильный поднимается горе, и так же была приятна для Господа, «в воню благоухания духовного», как приятен для верующих дым кадильный. Каждение же верующих выражает собою «веяние благодати Пресвятого Духа» (как говорится в молитве на благословение; каждения); поэтому-то верующие благоговейно наклоняют головы, когда их кадят. (Особое прил. к журн. «Миссион. Обозрен.» 1900 г., стр. 336 – 340). VI. Основания из слова Божия для православного учения о церновно-богослужебных светильниках, о каждении фимиамом, приношениях и чествовании священных предметов а) О светильниках и фимиаме Исх. 25:31 . И сделай светильник из золота, чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него. 37 . И сделай к нему семь лампад, и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его. Исх. 27:20 . И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, дли освещения, чтобы горел светильник во всякое время. 21 . В скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицом Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«Се агнец Божий, вземляй грехи мира» – слова св. Иоанна Предтечи о И. Христе 126 . «Господь же . . . вознесеся на небо, и седе одесную Бога» 127 . Дальше стихи псалмов: Пс. 32:22, 118:12, 40, 5, 35:10, 11 и т. д. Будничное славословие читается так: «Тебе, Господи Боже наш, принадлежит слава, потому мы и воссылаем Тебе славу, Отцу и Сыну и Святому Духу, теперь, всегда и в вечные веки. Аминь. Слава Тебе показавшему нам свет». Так на утрени, на повечерии это оставляется и читается прямо: «Слава в вышних Богу и на земли мир, к человекам благоволение. Славим Тебя, величаем Тебя, поклоняемся Тебе, превозносим Тебя, благодарим Тебя; потому что велика слава Твоя, Господи Царь небес, Бог-Отец, Вседержитель, Господи Сын единородный, Иисус Христос и Святый Дух. Господи Боже, Агнец Божий, принявший на себя грехи мира, приими молитву нашу; сидящий одесную Отца помилуй нас, так как Ты един свят, един Ты Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь. «Всякий день (на повечерии: всякую ночь) славлю Тебя и превозношу имя Твое во веки, в вечные веки. Господи, Ты наше прибежище из рода в род. И потому я говорю: Господи помилуй меня, исцели душу мою, потому что я грешен перед Тобою. Господи! к Тебе прибегаю, научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой, у Тебя источник жизни, в Твоем свете мы видим свет. Продли милость твою к знающим Тебя. Сподоби нас, Господи, сохраниться нам в этот день (на повечерии: «наступающую ночь») без греха. Благословен Ты, Господи, Бог отец наших, хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь. Да будет на нас милость Твоя, Господи, так как мы и надеялись на Тебя. Благословен Ты, Господи, научи меня заповедям Твоим; благословен Ты, Владыка, вразуми меня заповедям Твоим; благословен Ты, Святый, просвети меня твоими заповедями. Господи! Твоя милость вечна, не презри творения рук Твоих, Тебя должно славословить, Тебя должно воспевать. Тебе принадлежит слава Отцу и Сыну и Святому Духу, теперь, всегда и в вечные веки. Аминь. Песнь в честь Богородицы «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим, и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога-Слова родшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010