Другие быть может увлекутся твоим примером. Доброе дело ведь любезно душе христианина. И мы все любим добро, но к несчастью нашему творим злое. Воли твердой не достает и решимости. А когда примеры бывают налицо, тогда они действуют увлекательно. Они, как говорят святые отцы, да и мы сами примечали, учат сильнее слов. Если же ты брата своего и всякого ближнего своим добрым примером совлечешь с греховного пути, то знай, что «обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти, и покроет множество грехов» ( Иак.5:20 ). Ты спасаешь брата по любви к нему, а Бог за твое доброе дело простит и тебе твои грехи. Вот, видишь, какая будет радость для тебя. Подумай, что же лучше: попраздновать ли греховно несколько дней масляницы и тем приобрести себе кроме грехов еще и нездоровье или провести их по уставу Церкви, т.е. не грешить, а начать пост с покаянием, да и друга склонить к тому же? Нужно ли говорить, что последнее во стократ лучше. Если ты, брат о Господе, перестанешь греховно по язычески проводить масляницу, то потрудись подумать и о том, как должно праздновать истинные церковные и высокоторжественные праздники. У нас ведь многие и очень даже многие дурно, греховно проводят эти великие дни. Господь повелел человеку шесть дней делать свои дела, а седьмой посвящать Ему. Это посвящение означает то, что в праздничный день всякий человек должен делать дела благочестия. К ним относятся: молитва дома и в храме при богослужениях, чтение священных и душеспасительных книг, беседы о спасении души, посещение больных, служение им и бедным и прочие дела по любви к Богу и ближнему. Все эти дела неминуемо требуют того, что бы ты свободен был от своих житейских, будничных занятий. Праздный, т.е. свободный от них ты всецело можешь посвятить день Богу. Помолившись за утреней, ты не позволь себе пропустить и важнейшей службы, т.е. литургии. Окончилась служба, иди с миром домой. Но и здесь занимайся чтением, затем посети нуждающихся в помощи и послужи им, чем можешь. Вот образ благочестивого и душеспасительного провождения праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

   Вы вступаете на пути самостоятельной жизни в тот день, когда святая Церковь оканчивает пение Триоди Цветной и начинает круг богослужения обычный, будничный. Это как бы напоминание о том, что наступило для вас время возращать не цветы лишь, но и плоды — время будничного труда, нередко столь тяжелого и притом настолько иногда лишенного чего-либо воодушевляющего и поднимающего дух, что люди, забывающие об истинном, указанном в христианстве источнике воодушевления, сами прерывают нити своей, уже ранее убитой в душе их жизни.    Ищите же этого источника воодушевления всегда и неизменно до конца своей жизни во Христе, пребывая в искреннем общении с Обещавшим пребывать в Церкви Своей до скончания века, и бодро вступайте на пути жизни, какие кому Господь укажет, помня Его радостное обетование! И вы не будете посрамлены в своем уповании на Того, Кто сказал (как слышали мы сегодня) апостолам, оставившим ради Него все и последовавшим за Ним: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради Меня и Евангелия и не получил бы ныне, во время сие, во время гонений (за Христа, в наши дни так умножившихся), во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем — жизни вечной» (Мк. 10:29—30; Мф. 19:29). Аминь. Речь, сказанная воспитанницам Олонецкого Епархиального женского училища 15 июня 1908 года на молебне по окончании курса    Отныне, дорогие питомицы этого училища, пресекается нить вашей школьной жизни, которая, что бы ни говорили о ней, представляла в себе столько приятного, возвышающего душу, восхищающего, воодушевляющего. С настоящего дня в течении вашей жизни совершается важный перелом: вы вступаете, некоторые отчасти, другие же совершенно, в самостоятельную жизнь.    Быть может, для некоторых из вас путь самостоятельной жизни будет широким, пространным и гладким, для других же — тесным, тернистым, требующим тяжелой борьбы, в которой истощатся ваши духовные и телесные силы. По-видимому, не должно было бы являться каких-либо беспокойных мыслей о вашем будущем: так много прекрасных задатков создавалось в душах ваших духовным воспитанием! Смотря на вас, иногда думалось, что вы представляете собою как бы оазис в пустыне мира, в котором столь распространилось неверие и развращение. Особенно было приятно смотреть на проявления вашей религиозности, которые можно было замечать в столь многих случаях и которые нередко дышали всею свежестью и искренностью юного женского сердца.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вы вступаете на пути самостоятельной жизни в тот день, когда святая Церковь оканчивает пение Триоди Цветной и начинает круг богослужения обычный, будничный. Это как бы напоминание о том, что наступило для вас время возращать не цветы лишь, но и плоды – время будничного труда, нередко столь тяжелого и притом настолько иногда лишенного чего-либо воодушевляющего и поднимающего дух, что люди, забывающие об истинном, указанном в христианстве источнике воодушевления, сами прерывают нити своей, уже ранее убитой в душе их жизни. Ищите же этого источника воодушевления всегда и неизменно до конца своей жизни во Христе, пребывая в искреннем общении с Обещавшим пребывать в Церкви Своей до скончания века, и бодро вступайте на пути жизни, какие кому Господь укажет, помня Его радостное обетование! И вы не будете посрамлены в своем уповании на Того, Кто сказал (как слышали мы сегодня) апостолам, оставившим ради Него все и последовавшим за Ним: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради Меня и Евангелия и не получил бы ныне, во время сие, во время гонений (за Христа, в наши дни так умножившихся), во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем – жизни вечной» ( Мк. 10, 29–30 ; Мф. 19, 29 ). Аминь. Речь, сказанная воспитанницам Олонецкого Епархиального женского училища 15 июня 1908 года на молебне по окончании курса 45 Отныне, дорогие питомицы этого училища, пресекается нить вашей школьной жизни, которая, что бы ни говорили о ней, представляла в себе столько приятного, возвышающего душу, восхищающего, воодушевляющего. С настоящего дня в течении вашей жизни совершается важный перелом: вы вступаете, некоторые отчасти, другие же совершенно, в самостоятельную жизнь. Быть может, для некоторых из вас путь самостоятельной жизни будет широким, пространным и гладким, для других же – тесным, тернистым, требующим тяжелой борьбы, в которой истощатся ваши духовные и телесные силы. По-видимому, не должно было бы являться каких-либо беспокойных мыслей о вашем будущем: так много прекрасных задатков создавалось в душах ваших духовным воспитанием! Смотря на вас, иногда думалось, что вы представляете собою как бы оазис в пустыне мира, в котором столь распространилось неверие и развращение. Особенно было приятно смотреть на проявления вашей религиозности, которые можно было замечать в столь многих случаях и которые нередко дышали всею свежестью и искренностью юного женского сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

  Поговорим о том же несколько с другой стороны. Вечерни бывают великие, малые и будничные. Малая совершается при двух знаках:,, великая совершается при трех знаках:,,, будничная вечерня совершается при знаках: и, а также службе без знака. Утрени бывают: полиелейная — служится при,, и ; утреня с праздничным окончанием — она совершается только при одном знаке ; и будничная утреня — при знаке и службе без знака. Необходимо знать наиболее употребительные, закрепившиеся в обиходе названия этих знаков: и — бденная служба или служба с бдением; — полиелейная служба; — служба с великим славословием или служба с праздничным окончанием; — шестеричная служба, (она называется так потому, что святому, который имеет такой знак, поют шесть стихир на Господи, воззвах и читают шесть тропарей в каждой песни канона). Мы будем изучать шестеричную службу и службу без знака, при них совершается будничная вечерня и будничная утреня. Однако надо иметь в виду, что тема будничного богослужения более других связана с практическим составлением службы по книгам. Освоить и уяснить этот материал можно только, имея перед глазами соответствующие последования и богослужебные тексты.   Устав будничных служб или седмичных дней излагается в 9-й главе Типикона. В этой главе описываются два типа службы: один тип называется в Типиконе так: «Аще пето Бог Господь» — им мы и займемся. Этот тип службы совершается не в пост (в постной службе — это второй тип будничного богослужения, описанный в 9-й главе — на утрени поется Аллилуйя). Начинается 9-я глава словами: «Пред вечером мало кандиловжигатель, взем благословение от настоятеля, знаменует в кампан, и, собравшимся братиям в притвор церковный, чредный же священник, востав, творит начало…» Во-первых, вечерня начинается незадолго до вечера, т. е., когда еще светло и солнце не зашло. Кандиловжигатель — тот, кто зажигает светильники в храме — приходит к настоятелю или к предстоятелю (это старший в монастыре) и берет у него благословение. «И знаменует в кампан» — это значит — звонит в колокол, и когда собралась братия в притвор, встает «чредной священник», тот, чья «череда», и дальше описывается ход службы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

После 3-й песни читается (по Уставу поется) седален с Богородичном из Минеи, после 6-й – кондак и икос Минеи, по 9-й песни – эксапостиларий из приложения Октоиха, светилен из Минеи (если есть) и Богородичен. Хвалитные псалмы – неизменяемый текст утрени; в службе шестеричному святому к ним иногда припеваются хвалитные стихиры. Вседневное славословие по Уставу должен читать предстоятель. С этого пункта окончание будничной утрени симметрично окончанию будничной вечерни. Отпуст в заключение не произносится, он прозвучит уже на первом часе, который (за исключением Царских часов) всегда присоединяется к утрени, По окончании как будничной вечерни, так и будничной утрени полагается исхождение в притвор и там совершение литии по усопшим, т.е. молитвы об упокоении умерших братий. 1 Благословен Бог наш... В приходских храмах часто опускается Двупсалмие Слава Святей... Шестопсалмие По указанию Типикона читается предстоятелем Утренние молитвы Великая ектения Бог Господь со стихами Во глас тропаря Минеи. По указанию Типикона возглашается канонархом Тропари на Бог Господь Т: М 2р., Слава: И ныне: Б Если 2 свв., то 2-й Т на Славу: Рядовые кафизмы (две или три) В приходских храмах иногда читают псалом за Славу. Седальны по каждой кафизме Святоотеческое чтение Иногда не поются, а читаются чтецом. В приходских храмах обычно опускается. 50-й псалом Л (Ч) Д С 11, 18, 20, 48, 16, 9 Служба без знака: Шестеричный св.: Два малых свв.: К:О 1-й с ирм. на 6 К:О 2-й на 4 К: М на 4 К:О 1-й с ирм. на 4 (без мчч.) К:О 2-й на 4 К: М на 6 К:О 1-й с ирм. на 6 К: 1М на К: 2М на 4 По 3-й песни: ирмос канона Минеи, малая ектения, седален М; Слава: И ныне: Б. Святоотеческое чтение (обычно опускается). При двух малых свв. перед седальнами поется кондак второго св., затем седален 1-го св.; Слава: седален 2-го св.; И ныне:Богородичен. По 6-й песни: ирмос канона Минеи, малая ектения, кондак и икос М. Чтение Пролога (обычно опускается). По 8-й песни: Хвалим, благословим..., ирмос канона Минеи, Честнейшую По 9-й песни: ирмос канона Минеи, Достойно есть, малая ектения, эксапостиларий О.; Слава: –светилен М.; И ныне: Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кроме указанной цели и вообще для укрепления в сознании народа необходимости достодолжного провождения праздничных дней, перенесение воскресных и праздничных базаров на будничные дни имеет существенно важное значение. В западных губерниях, где городское население состоит преимущественно из евреев, обращает на себя внимание то уважение, с которым еврейское население чтит святость субботнего дня и которое резко противоречит усиленной торговой деятельности, проявляемой православным населением по воскресеньям, в виду приуроченных к этому дню базарных дней, и таким образом ставит христиан как бы ниже евреев в отношении уважения к заповедям Церкви. Помимо вреда в религиозно-нравственном отношении, праздничные базары приносят и зло экономическое, являясь разорительными для сельского населения. В эти дни, как свободные от обычных работ, поселяне отправляются на базары, обыкновенно, целыми семьями, остаются там до конца торговли, тратят свои сбережения на излишние покупки и на разгул; тогда как в будние дни на базары едут только некоторые члены семьи, наиболее благоразумные и по действительной нужде, которые расходуют деньги только на насущные потребности и спешно возвращаются домой к своим обычным трудам (подр. см. Ц.Вед. 1905, 34). Вот почему и является весьма желательным перенесение праздничных базаров на будничные дни. На практике это не может произвести каких-либо затруднений в смысле удобства сбыта привозимых крестьянами на базары сельско-хозяйственных произведений или же потери для крестьян рабочего временя, так как существующие в некоторых местностях, помимо воскресных, базары в дни будние одинаково посещаются сельским населением и, в виду постоянного спроса на привозные сельско-хозяйственные произведения и предметы первой необходимости, последние, и с закрытием воскресных базаров, беспрепятственно будут сбываться с успехом (см. подр. Ц.В. 1898, 8; сн. 1897, 39). – С ходатайством о перенесении воскресных и праздничных базаров на будничные дни надлежит обращаться к местному Е.Н., с подробным изложением обстоятельств, побуждающих к этому, и просить его сношения с гражданским начальством, от которого зависит перенесение указанных базаров (Ц.Вед. 1901, 44; сн. выше 811 стр. печатного оригинала). Такие ходатайства признаются наиболее действительным средством для достижения желаемого результата. Так, бывший в 1908 г. Пензенский епархиальный съезд, указав на безрезультатность частных ходатайств отдельных причтов о перенесении праздничных базаров на будничные дни, постановил просить ходатайства об этом местного преосвященного пред гражданскою властью (Ц.Вед. 1909, 31, 1428 стр.; см. также 1908, 34, 1643 стр., 51–52, 2525 стр.; сн. 1903, 40, 1535–1536 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

О поминовении скончавшихся в Великом посте церковный Устав дает такое указание. Подобает ведати, яко аще будет брату нашему отыти ко Господу во святых сих днех посреде Седмицы, не бывают третины его даже до пятка вечера, тогда бо совершается панихида его: подобно и в субботу литургия его. Во грядущую же субботу бывают девятины его, аще случится, еще ли ни. Четыредесятницы же его бывают, егда число дней его исполнится. Приношения же и памяти его начинаются от Новыя недели, даже до исполнения дней четыредесяти 432 . Таким образом, поминовение 3-го и 9-го дней по кончине должны совершаться в две субботы, ближайшие ко дню кончины, независимо от того, будут ли эти субботы третьими или девятыми днями 433 . Хотя общее поминовение усопших в будничные дни Великого поста совершается почти ежедневно на так называемых обычных литиях, нарочитое поминовение с совершением полной литургии может быть только в первые четыре субботы 434 . Поэтому и уставное предписание о поминовении в Великом посте только к этим четырем дням приурочивает поминовение 3 и 9 дней скончавшихся в Великом посте. В одну из этих суббот может быть совершено поминовение и 40-го дня скончавшихся до начала поста 435 . Применительно к этому порядку должны совершаться и всякие другие нарочитые поминовения, например по случаю именин, годовщины, – они должны быть переносимы на ближайшие будничные дни, когда может быть заупокойная литургия, а в самые памятные дни должно ограничиваться только тем поминовением, какое тогда разрешается, т. е. поминовением на проскомидии, когда бывает полная литургия, или на литии, когда она совершается. Сорокоустное же поминовение скончавшихся в Великом посте начинается с понедельника Фоминой седмицы и продолжается пока не исполнится 40 литургий 436 . Поминовение усопших в будничные дни Великого поста невозможно потому, что в эти дни не может быть полной литургии. Но есть и еще причина, препятствующая совершению литургии в эти дни. У нас по доброй старой традиции, имеющей основание в церковном Уставе, поминовение усопших всегда сопровождается устройством поминальной трапезы, более или менее полной и обильной. Уже было отмечено, что с точки зрения Устава трапеза является продолжением богослужения, завершением дневного и вечернего богослужения. Поэтому, как вообще всякая трапеза православного христианина, так и поминальная в частности, должна быть в строгом соответствии на этот счет.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Из всего этого профессор Карабинов делает вывод, что, во-первых, наш Типикон имеет древнее происхождение и поэтому представляет большую ценность; во-вторых, он не является чисто монашеским произведением; в-третьих, профессор указывает на важность исполнения древней основы богослужения, которая часто опускается совершителями богослужения; в-четвёртых, необходима проверка текста Типикона на наличие ошибок и несостыковок; и в-пятых, «в исполнении типикарной богослужебной нормы в храмах мирских можно сделать некоторые послабления, но при этом следует всячески остерегаться руководства исключительно практическими соображениями и символическими изъяснениями богослужения, так как эти точки зрения могут привести к искажению последнего, и необходимо считаться с первоначальными задачами и целью каждого последования и его историческим прошлым» 557 . Следующим был доклад профессора священника В.Д. Прилуцкого. В своём докладе он рассуждает о том, что современная ему (как, в принципе, и нам) практика богослужения далеко отошла от буквы Типикона, как в изменяемых, так и в неизменяемых частях богослужения, и приводит все эти расхождения. Вкратце приведём основные тезисы доклада. Вначале автор указывает на расхождение практики во времени совершения тех или иных служб с Типиконом. Священник Прилуцкий пишет о том, что Устав для большинства служб приписывает описательное, примерное время совершения, но для некоторых, особенно постовых, указывает точное обозначение дневных или ночных часов по восточному исчислению. И если с несоответствием времени совершения первой категории служб ещё можно смириться, то вторую группу, те немногие богослужения, время которых строго обозначено в Уставе, профессор Прилуцкий настаивает совершать в соответствии с требованием Типикона: «Очевидно, неуставное время для начала нарочитых праздничных последований не соответствовало бы самой идее таких последований, лишало бы их присущего им колорита» 558 . Также профессор говорит о таком различии, которое уже давно вжилось в нашу практику совершения богослужения, а потому любое отступление от неё покажется каким-то новаторством: «...по Церковному Уставу, алтарь оказывается местом постоянного пребывания священника лишь при совершении Литургии. В отношении к прочим службам алтарь для священника своего рода святая святых, куда он входит лишь несколько раз для совершения тех или иных священнодействий. Так, на всенощном бдении священник входит в алтарь не более, кажется, шести раз, на будничной же вечерне всего лишь один раз и два раза на будничной утрене. Такие же службы, как часы (в отдельности от Литургии), полунощница и повечерие, совершенно и не предполагают входа священнослужителей в алтарь» 559 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Несмотря на отрывочность, эти стихи из псалмов все-таки были достаточно выразительны для выяснения цельной картины и смысла Вечерни и Утрени. Последний период Всенощного бдения заключается в том, когда эта служба сокращается не только в ветхозаветных элементах, но и в новозаветных, и когда, вследствие произвольных сокращений, не создается молитвенного настроения и не развертывается пред молящимися глубокое символическое значение Всенощного бдения и составных частей его 141 . 100. Отличие Вечерни и Утрени будничной от воскресной и праздничной Вечерня и Утреня совершаются каждый день в отдельности, но имеют некоторые отличия от Вечерни и Утрени, входящих в состав Всенощного бдения. Отличие это состоит в уменьшении торжественности богослужения. Так, на будничной Вечерни Царских дверей не открывают. Псалом начинательный (103) не поется, а читается. Стихир на «Господи воззвах» поется меньше (не на 10, а на 4). Вечернего входа не совершается; ектения сугубая произносится в конце Вечерни – после тропарей. На будничной Утрени не бывает полиелея и всех воскресных молитв, Евангелие не читается, Великое славословие не поется, а читается. Впрочем, в некоторые будничные дни, если в них случится память какого-нибудь наиболее чтимого святого, церковный Устав предоставляет петь, а не читать Великое славословие, а также увеличивает число стихов. После Великого славословия читается молитва «Сподоби, Господи» и другие молитвы, уже встречавшиеся на Вечерни: просительная ектения, стихиры на стиховне, молитва «Благо есть исповедатися Господеви» (эта молитва на Вечерни не встречается, но ее весьма удобно сопоставить с молитвой «Ныне отпущаеши»), тропари и сугубая ектения. Таким образом, если Утреня соединяется непосредственно с Вечерней (как это часто бывает в городах), то для молящихся должно ярко обозначиться повторение одних и тех же молитв в конце Вечерни и Утрени. Те же отличия, как увидим впоследствии, свойственны Вечерни и Утрени великопостной, по сравнению с воскресной. 119 Для разъяснения этих мыслей приведем из множества молитв следующие: 1) День прешед, песнословлю Тя, святый, вечер, прошу, с нощию ненаветен подаждь ми, Спасе, и спаси мя. 2) Просвети очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой, укрепихся на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Этой непопулярностью, по-видимому, объясняется и та поразительная невыдержанность текста этой редакции, какую можно наблюдать даже в пределах одного и того же служебного списка. Так Б 11 субботние и недельные чтения приводит по первой редакции, будничные – по второй. Позволительно догадываться, что здесь был постепенный переход в церковном богослужении от одних чтений к другим, причём, вторая редакция вводилась в употребление сначала в виде редко слышимых в церкви чтений. В Б 9 субботние и воскресные чтения даются по первой, частью по второй, будничные – по четвёртой редакции. Б 5 и 8 в чтениях месяцеслова (сравнительно с другими чтениями поздних) следуют первой редакции. Трудно объяснить иначе, как недостатком прочного авторитета и уважения к этой редакции и властным давлением других авторитетных чтений, странную манеру писца иметь пред собою не один, а два и три списка-оригинала. При одинаковой ценности чтений в глазах писца ему естественнее было стоящие рядом зачала – субботние, воскресные и будничные – списывать с одного оригинала, а не с двух или трёх. О происхождении второй редакции в Болгарии, в век Симена, а не на Руси в XIV в., как повторил автор, на основании своего исследования об Апостоле – 1879 года, в I вып. «Др.-слав. Апостола», стр. 36, писали в своих работах и мы, и другие исследователи. Поэтому вновь поднимать этот вопрос мы не будем. Будем только ожидать, что, по доброму своему обыкновению, автор в каком-либо из следующих выпусков своего труда, в конце, поместит по этому вопросу соответствующие corrigenda. Специальному уяснению судьбы апостольского текста в славянском переводе в средний период его существования – в XIV и XV вв. – и в частности у нас, на Руси, посвящены третья и четвёртая редакции издания Г.А. Воскресенского. Третья редакция, усвояемая по преданию св. Алексию, митрополиту московскому, сохранилась и приведена в издании по двум спискам (в I вып. по одному). Она имеет эпизодическое значение в истории славянского апостольского текста, так как представляет келейное, любительское произведение, в церковном употреблении никогда не была и, таким образом, постоянно стояла в стороне от общего течения истории славянского перевода.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/ot...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010