Порядок изменяемых богослужений, изложенных в Октоихе, следующий: воскресная служба первого гласа, служба понедельника первого гласа, вторника, среды, четвертка, пятка и субботы, затем воскресная служба второго гласа, служба понедельника второго гласа, вторника и так до субботы, затем воскресная служба третьего гласа, служба понедельника третьего гласа… и т. д. в такой же последовательности все седмичные службы на все восемь гласов. Пение всех восьми гласов в продолжение восьми недель называется в церковном Уставе «столпом». Таких столпов поется в церковном богослужебном году шесть. Начинается пение Октоиха в будничные дни с недели Всех Святых после Пятидесятницы и оканчивается пред Субботой недели мясопустной. В период Великого поста, примыкающих к нему в начале Сырной седмицы и в конце Страстной седмицы, а также в период от Пасхи до Пятидесятницы Октоих в будничные дни не поется. По воскресным же дням Октоих не поется, начиная от недели Ваий и кончая неделею Всех Святых. Кроме того, если в какойлибо воскресный или будничный день случится двунадесятый Господский праздник, пение Октоиха также оставляется. Оставляется пение Октоиха в будничный день, в который случится какойлибо праздник Богодичный или святого. Минея месячная, праздничная и общая Минея месячная от μηναιον ­­ месяц содержит в себе изменяемые молитвословия на все дни года по числам каждого месяца для неподвижных праздников (то есть таких, которые приходятся всегда в определенные числа определенного месяца). Поэтому, в соответствии с числом месяцев в году, Месячная Минея состоит из 12-ти книг. В конце каждой книги печатаются особые песнопения Богородичны воскресные, или так наз. «догматики», Богородичные воскресные, поемые после стихир на стиховне, Богородичны, поемые, «егда есть «Слава» святому в Минее»; затем Отпустительны Богородичны, поемые после тропарей в воскресные и праздничные дни, и Богородичны отпустительные, поемые в будничные дни после тропарей. Кроме Месячной Минеи, есть еще так называемая Минея праздничная, или «Анфологион», или «Трефологион», «Цветослов», в которой содержатся выбранные из Минеи Месячной службы Господских, Богородичных и особо чтимых праздников в честь некоторых Святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Утрени бывают: полиелейная – служится при , , и ; утреня с праздничным окончанием – она совершается только при одном знаке ; и будничная утреня – при знаке и службе без знака. Необходимо знать наиболее употребительные, закрепившиеся в обиходе названия этих знаков: и – бденная служба или служба с бдением; – полиелейная служба; – служба с великим славословием или служба спраздничным окончанием; – шестеричная служба, (она называется так потому, что святому, который имеет такой знак, поют шесть стихир на Господи, воззвах и читают шесть тропарей в каждой песни канона). Мы будем изучать шестеричную службу и службу без знака, при них совершается будничная вечерня и будничная утреня. Однако надо иметь в виду, что тема будничного богослужения более других связана с практическим составлением службы по книгам. Освоить и уяснить этот материал можно только, имея перед глазами соответствующие последования и богослужебные тексты. Устав будничных служб или седмичных дней излагается в 9-й главе Типикона. В этой главе описываются два типа службы: один тип называется в Типиконе так: «Аще пето Бог Господь» – им мы и займемся. Этот тип службы совершается не в пост (в постной службе – это второй тип будничного богослужения, описанный в 9-й главе – на утрени поется Аллилуйя). Начинается 9-я глава словами: «Пред вечером мало кандиловжигатель, взем благословение от настоятеля, знаменует в кампан, и, собравшимся братиям в притвор церковный, чредный же священник, востав, творит начало...» Во-первых, вечерня начинается незадолго до вечера, т.е., когда еще светло и солнце не зашло. Кандиловжигатель – тот, кто зажигает светильники в храме – приходит к настоятелю или к предстоятелю (это старший в монастыре) и берет у него благословение. «И знаменует в кампан» – это значит – звонит в колокол, и когда собралась братия в притвор, встает «чредной священник», тот, чья «череда», и дальше описывается ход службы. Начало общее. Состав начала рассматривался в предыдущей главе – это самые главные и самые содержательные молитвы на богослужении. Начало общее читается не в начале службы, а в начале каждого цикла служб. Заметим, что девятый час начинается с начала общего, на вечерне же начала общего нет, потому что девятый час и вечерня примыкают друг к другу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Октоих происходит от греческого οκτω — восемь и ηχος — глас. Эта книга, состоит обыкновенно из двух частей, заключает в себе расположенные на все восемь гласов (или напевов) изменяемые молитвословия, которые поются на различных церковных службах седмичного круга, то есть изменяющиеся в зависимости от дня седмицы, ибо каждый день седмицы посвящен своим особым воспоминаниям. Порядок изменяемых богослужений, изложенных в Октоихе, следующий: воскресная служба первого гласа, служба понедельника первого гласа, вторника, среды, четвертка, пятка и субботы, затем воскресная служба второго гласа, служба понедельника второго гласа, вторника и так до субботы, затем воскресная служба третьего гласа, служба понедельника третьего гласа… и т. д. в такой же последовательности все седмичные службы на все восемь гласов. Пение всех восьми гласов в продолжение восьми недель называется в церковном Уставе «столпом». Таких столпов поется в церковном богослужебном году шесть. Начинается пение Октоиха в будничные дни с недели Всех Святых после Пятидесятницы и оканчивается пред Субботой недели мясопустной. В период Великого поста, примыкающих к нему в начале Сырной седмицы и в конце Страстной седмицы, а также в период от Пасхи до Пятидесятницы Октоих в будничные дни не поется. По воскресным же дням Октоих не поется, начиная от недели Ваий и кончая неделею Всех Святых. Кроме того, если в какой-либо воскресный или будничный день случится двунадесятый Господский праздник, пение Октоиха также оставляется. Оставляется пение Октоиха в будничный день, в который случится какой-либо праздник Богодичный или святого. Минея месячная, праздничная и общая Минея месячная от μηναιον=месяц содержит в себе изменяемые молитвословия на все дни года по числам каждого месяца для неподвижных праздников (то есть таких, которые приходятся всегда в определенные числа определенного месяца). Поэтому, в соответствии с числом месяцев в году, Месячная Минея состоит из 12–ти книг. В конце каждой книги печатаются особые песнопения Богородичны воскресные, или так наз. «догматики», Богородичные воскресные, поемые после стихир на стиховне, Богородичны, поемые, «егда есть «Слава» святому в Минее»; затем Отпустительны Богородичны, поемые после тропарей в воскресные и праздничные дни, и Богородичны отпустительные, поемые в будничные дни после тропарей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Начало общее. Состав начала рассматривался в предыдущей главе — это самые главные и самые содержательные молитвы на богослужении. Начало общее читается не в начале службы, а в начале каждого цикла служб. Заметим, что девятый час начинается с начала общего, на вечерне же начала общего нет, потому что девятый час и вечерня примыкают друг к другу. Тропарь и кондак уходящего дня. Первая служба дневного круга — это вечерня, а последняя — девятый час. Эти две службы совершаются как бы вместе, одна за другой: после девятого часа сразу следует вечерня, но принадлежат они разным дням. Поэтому на девятом часе читаются тропарь и кондак того святого, который праздновался в предыдущий день, т. е. не того дня, к которому будет относиться вечерня. На вечерне начала общего нет, и первым текстом является 103-й псалом. Другое название этого псалма — «предначинательный». В современной практике этот псалом читает чтец, однако по Уставу его должен читать предстоятель, т. е. старший в монастыре (игумен). Мы еще много раз встретим указания, кто какой текст читает, и естественно, что текст, читаемый предстоятелем, имеет в службе особый смысл и особую значимость. Утрата способа исполнения текстов изменяет акценты в нашем богослужении. Представим себе, что начинается служба, и вдруг выходит предстоятель и читает предначинательный псалом, или Свете тихий, или Сподоби, Господи, или, что совсем трудно себе представить, шестопсалмие. Это совершенно другое восприятие богослужебных текстов, чем то, которое мы с вами имеем. Это учение Типикона нами утрачено. Первой ектеньей всякой службы является великая ектения. Обратим внимание на порядок ектений, которые идут в будничной вечерни: великая, малая, просительная и сугубая. Этот же порядок повторится на будничной утрени. У каждой ектеньи свое устроение, свое место в службе, и перед нами здесь все виды ектений, которые необходимо знать.   Кафизма рядовая. По Уставу в те дни года, когда нет Великого поста, Псалтирь должна за седмицу прочитываться целиком один раз. А в великопостное время Псалтирь должна прочитываться за седмицу два раза. Каким образом это осуществляется? Вся Псалтирь, разделенная на 20 кафизм, распределяется Уставом (гл. 17) по дням и службам, и кафизмой рядовой называется та кафизма, которая пришлась на данную службу. В приходском богослужении кафизма очень часто опускается на вечерне, и в том случае, если отсутствует кафизма, отсутствует и малая ектения: они или вместе есть, или их вместе нет. По Уставу не должно читать кафизму на вечерне, если накануне служилось бдение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Кроме того, существуют особые элементы одежды для богослужения или частной молитвы. Это таллит 107 (на идиш талес) – прямоугольный плат, соразмерный телу своего владельца. Согласно исторически сложившейся традиции, им покрывают почившего. К углам часто пришивают кисти – цицит. Его надевают на плечи во время молитвы мужчины, а особо благочестивые покрывают им голову в знак признания над собой власти Бога. Он должен быть сделан из однородной шерстяной, хлопчатобумажной или шелковой материи с вытканными полосами синего или черного цвета. Существует также практика использования малого таллита (таллит-катан), который представляет собой матерчатый прямоугольник с вырезом для головы и цицит по краям. Его носят под одеждой евреи-традиционалисты. Еще одним элементом молитвенного облачения иудея является тфиллин , называемый по-гречески φυλακτη ριον (букв. «охранные амулеты»). Это две маленькие коробочки, сделанные из кожи кошерного животного. Внутри помещаются рукописные отрывки из Торы, начертанные на пергаменте (см.: Исх. 13:8–9 ; Исх. 13:14–16 ; Втор. 6:6–8 ; Втор. 11:18–19 ). Мужчины употребляют тфиллин во время будничной молитвы (кроме субботы и праздников). Он крепится при помощи особых кожаных ремешков на обнаженной левой руке, напротив сердца и на лбу в центре во исполнение слов Закона, начертанных на вложенных внутрь пергаментах, в частности: «Да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем... и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими» ( Втор. 6:6–8 ). Что касается будничной одежды, которая традиционно ассоциируется с внешним видом религиозных евреев, то ее фасон и расцветка обычно определяются той исторической традицией, которая сформировалась в странах расселения иудеев различных этноконфессиональных групп. Праздники Особые дни, или праздники, именуются в иудаизме термином моэд (с ивр. букв. «срок»). Праздники, как правило, предполагают совершение богослужения в синагоге с чтением определенного отрывка из Торы, воздержание от работы, веселье и обильные трапезы. Особое место по отношению ко всем остальным памятным дням занимает суббота (см. выше). Все остальные праздники условно принято делить на установленные в Торе и более поздние.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Осмогласная система богослужения. Безусловно, палестинское бо­гослужение первого тысячелетия не сводилось только к системе восьми гласов. Мы видим элементы как являющиеся частью гласовой системы, так и не относящиеся к ней. Некоторые элементы первой группы яв­ляются частью восьминедельной структуры и должны рассматриваться как элементы немузыкального богослужебного Октоиха. У других же есть глас, приписанный к ним, без всякой видимой связи с восьмине­дельным циклом, и они принадлежат только к музыкальному Октоиху 8 . Поэтому кажется разумным теоретически различать богослужебный и музыкальный Октоихи 9 . В конечном счете, мы полагаем, что полный богослужебный Октоих охватывает восемь музыкальных гласов 10 , но последними можно пользоваться и независимо от строгих богослужеб­ных параметров. Можно сказать, что в своей наиболее развитой форме восьмигласовая система богослужения содержит четыре компонента: 1 . Октоих календарного года, то есть повторяющийся цикл восьми недель; он, по всей видимости, включает в себя также восьминедельный предпасхальный пост. Это основа богослужебного Октоиха. Вокруг него строятся компоненты со 2-го по 4-й. 2 . Лекционарный Октоих, то есть дважды учетверенные (2х4) или восьмисложные циклы чтений Писания и респонсорных песнопений: – серии из четырех или восьми воскресных Евангелий на воскресных полунощных службах и утренях; – восьмигласовая воскресная Евхаристия; – восьмигласовая будничная Евхаристия (касается только [четырех] отпустных молитв). 3 . Октоих гимнала, то есть гимнографический сборник, разделенный на восемь групп, называемых «гласами»: – воскресная гимнография в восьми гласах; – будничная гимнография в восьми гласах. 4 . Богослужебные песнопения Октоиха, то есть восемь музыкальных гласов. В этой работе, после нескольких слов об источниках и о главном критерии датировки, а также после четырех вступительных замечаний, мы скажем о трех немузыкальных компонентах полного богослужебно­го Октоиха. В последней части мы предложим ответ на главный вопрос о датировке возникновения и развития богослужебного Октоиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Прежде изложения порядка той или иной церковной службы Типикон обычно указывает время ее начала. Указания эти имеют в виду характер и назначение службы, разные времена года, особенности группировки суточных последований в некоторые великие праздники и посты и, наконец, физические силы молящихся. Одни из этих указаний выражены путем описательным, другие через точное обозначение дневных или ночных часов по восточному исчислению. Указания первого рода чаще встречаются в первой (общей) части Устава, где дается общий порядок суточных, как праздничных, так и будничных служб. Вот некоторые из относящихся сюда Типиконных выражений: Прежде солнечного захождения, По еже зайти солнцу мало, Прежде вечером мало, — В утрии и некоторые другие. Употребляя такого рода выражения, Устав сообразуется с разной долготой дня и ночи в различные времена года. В месяцесловной и триодной частях Типика мы чаще встречаем обозначение времени начала служб через точное указание на часы: при часе седьмом дне , О часе десятом ночи, В начале второго часа дня знаменуеем в кампан и т.п. В некоторых случаях Устав показывает и время окончания богослужения: подобает же экклесиарху и сие смотрети прилежно, да егда повечерия отпущут, быти знамению дне сиречь прежде сомрака (понедельник 1-я седмица поста) или: подобает же экклесиарху имети опаство, да егда скончавается литургия (в Великую Субботу), будет час яко второй нощи. Что касается литургии, то Типикон определяет и время начала и время окончания ее, отводя на эту службу (как это ни странно) один час (см. 8 главу Типикона). Как видно, Церковный Устав, предоставляя некоторую свободу в определении времени для начала рядовых, как праздничных так и будничных служб, с большой настойчивостью берет под свой контроль время совершения богослужения в некоторые нарочитые праздники и преимущественно в посты. Почему так. Главным образом потому, что в такие праздники и посты суточные последования группируются иначе, чем как это бывает в обычное время, к тому же значительно, когда меняется и самый характер службы таких дней. Очевидно неустанное время для начала нарочитых праздничных последований не соответствовало бы самой идее таких последований, лишало бы их присущего им колорита. Принимаются при этом во внимание и физические силы молящихся. Так, в некоторые великие праздники Уставом предписывается совершать литургию порану — труда ради бденнаго . Так относится к богослужебным терминам наш Типикон, и что представляет из себя в этом отношении действующая практика? Мы не станем говорить об обычных службах суточного круга в будние и большую часть праздничных дней. То разнообразие, которое наблюдаем мы по разным храмам во времени начала вечерни и угрени, еще так или иначе может быть оправдано неопределенными указаниями Типикона. Мало к вечеру, или Во утре . И вечер и утро имеют по несколько часов и потому и начинать вечерние и утренние службы можно в разные часы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3471...

Так, мой друг, неисчислим сонм молитвенников и ходатаев за нас перед Богом. За нас – честнейшая херувимов и славнейшая без сравнения серафимов – пресвятая Дева Мария; за нас – лики бесплотные, св. Предтеча, пророки, апостолы, излившие свою кровь за Христа, подвижники и пр., и пр., – еще ли нам мало пособий на трудном жизненном пути? Еще ли нам не дано средств для достижения царства небесного? Разумеется, всеми этими чудными и благодатными средствами пользуется только тот, кто хочет. Но тем хуже для того, кто не хочет пользоваться ими. Если не во время земной жизни, то при конце ее, при последнем издыхании своем он поймет и сознает, чего лишился, пренебрегши этими средствами. О, до чего страшны будут для него эти минуты, когда там, за чертой настоящей жизни, он увидит сонм чистых, светлых блаженных духов, которых он не хотел знать при жизни и которые не захотят знать его по смерти, и сонм злых, темных сил, с которыми он сжился при жизни, и в среде которых уготовал себе место на всю вечность! Молись, друг мой, со всем усердием, со всей любовью, непрестанно молись святым Божиим. Они уже получили дерзновение ко Господу Богу и сильны перед Ним своим ходатайством за нас, прибегай же к ним за помощью во всем: в смутах и тяготах жизни, в скорбях и болезнях, в искушениях от людей и темных сил; и с этой помощью тебя не одолеют и не сокрушат никакие житейские невзгоды и бури, никакие соблазны, никакие искушения от врагов твоего спасения. Так под их заступлением и покровом, с миром в душе, проведешь ты свою жизнь на земле, и с отрадной надеждой переступишь за черту ее – вступишь в новую вечную жизнь, с надеждой, что там встретят тебя друзья, которых ты помнил, которых любил, которым молился во время земной жизни – святые Божии. Письмо 9. Богослужения будничные и праздничные Богослужения будничные и праздничные резко различаются между собой, как содержанием молитвословий и песнопений, так и внешними принадлежностями церковных служб. В первых все стихиры и каноны –покаянные, умилительные, т. е. все направлены к возбуждению в грешниках чувств раскаяния, сознания своей виновности перед Богом; во вторых стихиры и каноны исполнены славословий в честь лица или события. В первых самая внешность не может не производить впечатлений скорбных и потрясающих: малое и скудное освещение в церкви, едва достаточное, чтобы разглядеть лик на иконе, если богослужение совершается ночью, так поразительно напоминающее о тьме в душе грешника, скромные облачения священнослужителей, напоминающие вретища, которыми покрывались в прежние времена кающиеся, самый звон колоколов слабый, едва потрясающий воздух; во вторых вся внешность, от яркого и обильного света и до торжественного, далеко в воздухе разносящегося звона – все призывает к торжеству и духовной радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Здесь замечено об иерее, когда нет диакона. При произнесении ектении «Рцем вси», Царские врата бывают закрыты (Тип., гл. 2). И в начале утрени, совершаемой не на бдении, читаем в Типиконе: иерей по каждении входит во святый алтарь южною страною и стоит пред святою трапезою с кадильницею и глаголет ектению: Помилуй нас, Боже (Тип. гл. 9). Это совершается при закрытых Царских вратах. Далее в том же номере «Церковного Вестника» продолжено, что изъятие (о непроизнесении ектении на солее) можно допустить разве для малых ектений между кафизмами и между ирмосами канонов, да и то при спешной будничной службе, в больших соборах, во избежание излишней беготни священника из обширного алтаря и обратно. На это следует заметить, что в будничной службе не положено малых ектений при кафизмах. О чем ясно указано в Типиконе (гл. 9). При пении же канона также ясно указано произносить ектению и в алтаре. В Типиконе читаем: по окончании 9 песни ектения малая внутрь святого алтаря (Тип. гл. 9). 323 Слово ектения (ε=κτενς Συναπτ) значит распространение. Ектеньею называете ряд молитвенных прошений, произносимых – диаконом, иереем, иногда архиереем, которые служат распространением краткой молитвы: «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи». Ектения, начинающаяся словами: «Миром Господу помолимся», называется великой, потому что в ней заключается более прошений, нежели в других ектеньях. Ектения называется также мирною. Она начинается словами: Миром Господу помолимся, – приглашением помолиться Богу в мире с самим собою, – без смущения духа, без сомнений, без развлечения мыслей, и в мире с ближними, без вражды к ним, но с взаимною любовью ( Мк.11:25 . 1Тим.2:8 ). Так как в такое состояние мира трудно, а иногда невозможно, привести себя без помощи Божией, то потому следуют прошения о свышнем мире и о спасении душ наших, чтобы Господь водворил в нас мир, умирил нашу совесть и соделал нас участниками мира с Богом ( Рим.15:13 ; Флп.4:7 ), каковой мир даровал нам Иисус Христос, давши нам служение примирения ( 2Кор.5:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Тропарь и кондак уходящего дня. Первая служба дневного круга – это вечерня, а последняя – девятый час. Эти две службы совершаются как бы вместе, одна за другой: после девятого часа сразу следует вечерня, но принадлежат они разным дням. Поэтому на девятом часе читаются тропарь и кондак того святого, который праздновался в предыдущий день, т.е. не того дня, к которому будет относиться вечерня. На вечерне начала общего нет, и первым текстом является 103-й псалом.Другое название этого псалма – «предначинательный». В современной практике этот псалом читает чтец, однако по Уставу его должен читатьпредстоятель, т.е. старший в монастыре (игумен). Мы еще много раз встретим указания, кто какой текст читает, и естественно, что текст, читаемый предстоятелем, имеет в службе особый смысл и особую значимость. Утрата способа исполнения текстов изменяет акценты в нашем богослужении. Представим себе, что начинается служба, и вдруг выходит предстоятель и читает предначинательный псалом, или Свете тихий, или Сподоби, Господи, или, что совсем трудно себе представить, шестопсалмие. Это совершенно другое восприятие богослужебных текстов, чем то, которое мы с вами имеем. Это учение Типикона нами утрачено. Первой ектеньей всякой службы является великая ектенья. Обратим внимание на порядок ектений, которые идут в будничной вечерни: великая, малая, просительная и сугубая. Этот же порядок повторится на будничной утрени. У каждой ектеньи свое устроение, свое место в службе, и перед нами здесь все виды ектений, которые необходимо знать. Кафизма рядовая. По Уставу в те дни года, когда нет Великого поста, Псалтирь должна за седмицу прочитываться целиком один раз. А в великопостное время Псалтирь должна прочитываться за седмицу два раза. Каким образом это осуществляется? Вся Псалтирь, разделенная на 20 кафизм, распределяется Уставом (гл. 17) по дням и службам, и кафизмой рядовой называется та кафизма, которая пришлась на данную службу. В приходском богослужении кафизма очень часто опускается на вечерне, и в том случае, если отсутствует кафизма, отсутствует и малая ектенья: они или вместе есть, или их вместе нет. По Уставу не должно читать кафизму на вечерне, если накануне служилось бдение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010