Должно быть, перенесенные с Запада около этого времени, колокола на Востоке допускались к богослужебному употреблению не без колебания и не совсем охотно. Хотя от XI и XII вв. есть несколько известий об употреблении κδωνοв (колоколов, должно быть, небольшой величины 1860 , отсюда через порчу слова – кандия) в церквах Константинополя и Солуни 1861 , но еще Вальсамон в XII-XIII в. замечает по поводу бил: «у латинян существует другой обычай созывать народ в храмы, ибо они употребляют один знак, разумею кампан, который называют так от поля ( κμπον), потому что, по их словам, как поле для желающего путешествовать не представляет препятствий, так и высокий удар медного кодона разносится всюду» 1862 . (Словопроизводство Вальсамона для κμπανον не бесспорно; другие производят это слово от Кампании, доставлявшей лучшую медь для колоколов). И в начале XV в., Симеон Солунский говорит только о билах. Введенные и распространившиеся так поздно на Востоке колокола были запрещены турками (дозволены в Константинополе только в 1856 г.). – В России о колоколах упоминают летописи с XI в. (впервые с 1066 г.), но, по-видимому, как о большой и дорогой редкости: колокола служат военной добычей, их снимают князья, завоевавшие Киев и Новгород. В XIV в. (под 1394 г.) впервые упоминается о колокольне – в Пскове и о колокольных мастерах – в Москве (под 1342 и 1346 г., в Твери под 1403 г.) 1863 . Вид благовеста к малой вечерне Церковный устав знает следующие виды благовеста (и вообще звона за богослужением): праздничный, воскресный, будничный трех степеней торжественности, постный и похоронный. Из этих видов благовеста (о которых будет сказано подробнее при соответствующих указаниях на них Типикона) 1864 для малой вечерни назначается будничный наименее торжественный – в малый кампан (колокол). Такой благовест положен еще к повечерию, полунощнице и часам, одинаково как будничным, так и праздничным. Благовест сообразуется в торжественности не только с днем, но и со службой. Так как все указанные службы, исключая малую вечерню и полунощницу, одинаковы по строю в праздники и будни, то благовест к ним положен всегда одинаковый и наименее торжественный (по древнейшим уставам Студийского типа в праздники эти службы, особенно часы, и вовсе отменялись).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Виды вседневного богослужения. В дни будничные полагается служба дню и служба святому или двум святым, следующим по Месяцеслову. Служба дню отправляется по Октоиху, служба рядовым святым по Минее месячной. Совмещение при богослужении песнопений Октоиха с песнопениями Минеи делается по указаниям Устава. Кроме того, в дни седмичные иногда случается предпразднство или попразднство, совмещение которых с седмичной службой также регулируется Уставом. Указания Устава о совмещениях служб между собой и переменах в простодневном богослужении могут быть следующими: 1) как отправлять дневную службу Октоиха со службой одному рядовому святому по Минее (Устав, главы 9 и 48; Минея общая); 2) как отправлять службу дневную при двух рядовых святых (Устав, глава 48; Минея общая); 3) как отправлять службу дневную в предпразднство или попразднство (Устав, глава 48; Минея общая). Виды субботнего богослужения. Субботнее богослужение может быть представлено в следующих видах: 1) субботнее богослужение с одним или двумя рядовыми святыми и 2) как особый вид субботнего богослужения, когда творится память об усопших. В Уставе два вида субботнего богослужения обозначаются так: а) «егда поется на утрени «Бог Господь«» (глава 12) и б) «егда поется «Аллилуиа»» (глава 13); кроме того, в Уставе есть глава 15 «О святем велицем, имущем бдение или полиелей в субботу». В ней указаны особенности этого богослужения на случай предпразднства или попразднства, а в Минее общей есть указания на особенности субботнего богослужения со святым, имеющим славословие и поемым на 6. Виды воскресного богослужения. Богослужение в воскресные дни имеет следующие виды или отличия в своих молитвословиях: 1) воскресное богослужение с одним или двумя рядовыми святыми (Устав, глава 2; Минея общая); 2) со святым, поемым на 6 (Устав, глава 5; Минея общая); 3) со святым, имеющим полиелей (Устав, глава 4; Минея общая); 4) со святым, имеющим бдение (Устав, глава 3; Минея общая); 5) воскресное богослужение со службой двунадесятому празднику (Устав, глава 48); 6) когда в указанные дни случится предпразднство или отдание праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Просительная ектенья ничем не заменяется, остается только сугубая в сокращенном варианте. На малой вечерне никогда нет кафизмы, а на будничной она есть в большинстве случаев. На малой вечерне стихиры наГосподи, воззвах всегда поются на 4, это самое маленькое количество, какое только может быть. Это основные отличия малой вечерни. В приходском богослужении мы почти не знаем малую вечерню, потому что во всех храмах она обычно опускается, особенно в храмах с устоявшимися богослужебными традициями; о ней никто и не вспоминает. Это вполне понятно: ведь наша приходская «всенощная», совершаемая с вечера, не отличается от будничной службы ни временем своего начала, ни часто даже продолжительностью. Зачем же ее изучать? Дело в том, что Типикон для малой вечерни в некоторые дни года назначает важные священнодействия. Какие же они и в какие дни года? Это праздники, как подвижные, так и неподвижные, посвященные Кресту – праздник Крестовоздвижения, совершаемый 14 (27) сентября, праздник Происхождения древ Креста – 1(14) августа и Крестопоклонная неделя, которая находится посередине Св. Четыредесятницы, т.е. в системе Триоди Постной. В эти дни совершается особое поклонение Кресту в конце утрени, когда Крест выносится на середину храма и мы все ему поклоняемся. Однако Типикон указывает в эти дни по совершении малой вечерни перенести с жертвенника на престол празднично украшенный, приготовленный к поклонению Крест. То, что Крест полагается на престол, важно для богослужения, это торжественный и значимый момент, и приурочен он к концу малой вечерни. Поэтому нельзя сказать, что малая вечерня совсем не важна. Кроме того, сейчас, с необычайным оживлением церковной жизни и ревности к исполнению Устава, уже ни о чем нельзя сказать, что это-де нигде не читают, нигде не служат – обязательно где-нибудь да служат, где-нибудь да читают. И вот хотелось бы, чтобы студент Богословского Института, оказавшись в таком храме, знал, где он присутствует и какое богослужение совершается. Надо сказать, что, например, в Николо-Кузнецком храме несколько дней в году малая вечерня служится: под престольные праздники, перед всенощной. Служится водосвятный молебен с акафистом, а перед этим совершают малую вечерню.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Должно быть, перенесенные с Запада около этого времени, колокола на Востоке допускались к богослужебному употреблению не без колебания и не совсем охотно. Хотя от XI и XII вв. есть несколько известий об употреблении κδων " οв (колоколов, должно быть, небольшой величины [ 25 ], отсюда через порчу слова — кандия) в церквах Константинополя и Солуни [ 26 ], но еще Вальсамон в XII–XIII b. замечает по поводу бил: «у латинян существует другой обычай созывать народ в храмы, ибо они употребляют один знак, разумею кампан, который называют так от поля (κμπον), потому что, по их словам, как поле для желающего путешествовать не представляет препятствий, так и высокий удар медного кодона разносится всюду» [ 27 ]. (Словопроизводство Вальсамона для κμπανον не бесспорно; другие производят это слово от Кампании, доставлявшей лучшую медь для колоколов). И в начале XV b., Симеон Солунский говорит только о билах. Введенные и распространившиеся так поздно на Востоке колокола были запрещены турками (дозволены в Константинополе только в 1856 г.). — В России о колоколах упоминают летописи с XI b. (впервые с 1066 г.), но, по-видимому, как о большой и дорогой редкости: колокола служат военной добычей, их снимают князья, завоевавшие Киев и Новгород. В XIV b. (под 1394 г.) впервые упоминается о колокольне — в Пскове и о колокольных мастерах — в Москве (под 1342 и 1346 г., в Твери под 1403 г.) [ 28 ]. Вид благовеста к малой вечерне Церковный устав знает следующие виды благовеста (и вообще звона за богослужением): праздничный, воскресный, будничный трех степеней торжественности, постный и похоронный. Из этих видов благовеста (о которых будет сказано подробнее при соответствующих указаниях на них Типикона) [ 29 ] для малой вечерни назначается будничный наименее торжественный — в малый кампан (колокол). Такой благовест положен еще к повечерию, полунощнице и часам, одинаково как будничным, так и праздничным. Благовест сообразуется в торжественности не только с днем, но и со службой. Так как все указанные службы, исключая малую вечерню и полунощницу, одинаковы по строю в праздники и будни, то благовест к ним положен всегда одинаковый и наименее торжественный (по древнейшим уставам студийского типа в праздники эти службы, особенно часы, и вовсе отменялись).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Устав малой вечерни описан в 1-й главе Типикона. Там говорится о малой вечерне, совершаемой под воскресные дни, но она является образцом всех малых вечерен года. Каков план и порядок совершения этой службы?   1. «Благословен Бог…» 2. Девятый час. 3. «Благословен Бог» 4. 103-й Псалом. 5. Господи, помилуй 3 раза, Слава, и ныне. 6. «Господи, воззвах…» и стихиры на Господи, воззвах на 4. 7. Свете тихий 8. Прокимен дне. 9. Сподоби, Господи 10. Стихиры на стиховне. 11. Ныне отпущаеши и Трисвятое по Отче наш. 12. Тропарь. 13. Ектения сугубая сокращенная. 14. Окончание.   Прежде всего, сравним малую и будничную вечерни. Чем они отличаются? На малой вечерне нет светильничных молитв; всегда отсутствуют великая и просительная ектеньи. Однако великая ектения заменена на Господи, помилуй 3 раза и Слава, и ныне. Это очень интересно и свидетельствует нам о том, каково значение в службе таких мелочей, как Господи, помилуй и Слава, и ныне. Такая замена произошла потому, что все содержание великой ектеньи может быть сведено к этим текстам: все 11 длинных прошений великой ектеньи, к которым припевается Господи, помилуй — это просьба о помиловании, а возглас, заключающий каждую ектенью, всегда имеет хвалебный характер и может быть сведен к «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Мы кратко называем его Слава, и ныне, на самом же деле это малое славословие Пресвятой Троице, очень важный текст. Просительная ектения ничем не заменяется, остается только сугубая в сокращенном варианте. На малой вечерне никогда нет кафизмы, а на будничной она есть в большинстве случаев. На малой вечерне стихиры на Господи, воззвах всегда поются на 4, это самое маленькое количество, какое только может быть. Это основные отличия малой вечерни. В приходском богослужении мы почти не знаем малую вечерню, потому что во всех храмах она обычно опускается, особенно в храмах с устоявшимися богослужебными традициями; о ней никто и не вспоминает. Это вполне понятно: ведь наша приходская «всенощная», совершаемая с вечера, не отличается от будничной службы ни временем своего начала, ни часто даже продолжительностью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Что же такое общественное богослужение, по понятию Шлейермахера? Мы не будем входить в подробное разъяснение определения, какое дает Шлейермахер общественному богослужению, а коснемся его настолько, насколько это нужно для уяснения понятия о проповеди. По мысли нашего автора, общественное богослужение есть представляющая деятельность (darstellende). Эту представляющую деятельность Шлейермахер противопоставляет деятельности практической (wirksame), имеющей цель вне себя самой. В богослужении, как акте представляющем, а не действующем, религиозное сознание и чувство участвующего народа находит для себя выражение и удовлетворение (приходит в явление), и другой цели, кроме выражения общего религиозного сознания, здесь не преследуется: здесь проявляется деятельность, покоящаяся в себе. Чрез это богослужение входит в ближайшую и непосредственную связь с искусством, существо которого состоит в представлении, без внешней предположенной цели. Потому богослужение пользуется услугами искусства, для выражения возбужденного и возвышенного общественного религиозного сознания и чувства, ищущего себе удовлетворения, и элементы художественной деятельности (живописное представление, пение и музыка являются в нем существенной принадлежностью)... Человек, погруженный в житейские будничные занятия, под давлением суеты, в какой он вращается, чувствует в себе стесненным религиозное сознание. Правда, он может находить исход себе в частных, единичных действиях, например, в молитве; но этого мало, и при этом чувствуется потребность оживления и возвышения религиозного сознания, и вот такое оживление и возвышение религиозного сознания дает людям общественное богослужение. В нем находит себе удовлетворение наша религиозная потребность, чрез отрешение нашей души на время от будничной житейской деятельности: это время наполняется только представлением господствующего религиозного сознания. В общественном богослужении, являющемся представляющим актом, личный и общественный элемент неразрывно соединяются между собой. Каждый, участвующий в нем, представляет или выражает то, что есть в нем. Но так как здесь каждая отдельная личность соединяется с множеством других личностей, руководимых и возбуждаемых одними и теми же интересами, то его чувства встречаются с чувствами других, и происходит общее выражение чувств, волнующих собрание. В основе этих чувств лежит религия, которая есть в сердце каждого человека. В выражении религиозных чувств, как скоро эти чувства принадлежат не одному лицу, а всему народу или целому обществу верующих, должна быть определенная форма, имеющая известную меру и порядок. Устроение этой меры и порядка существенно принадлежит искусству.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Разделы портала «Азбука веры» Каталог православного видео (6+) ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 45. Принципы составления служб Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Сегодня мы поговорим о принципах составления служб на каждый день года. Единая церковная служба образуется из соединения богослужебных текстов самого разного происхождения: основу составляют тексты Священного Писания (ветхозаветные и новозаветные), между ними вставляются молитвы верующих и песнопения, составленные церковными поэтами. Каждая такая служба состоит из соединения «неизменяемых» частей богослужения, которые присущи ей каждый день, с «изменяемыми», содержание которых зависит от того, какой день седмицы и какое число какого месяца года. Неизменяемые части богослужения, представляющие собою как бы остов его, заимствуются из Часослова. Если день будничный или воскресный, то к этим неизменяемым молитвословиямприбавляются изменяемые из Октоиха, Минеи, Триоди, Псалтири. В дни неподвижных великих и средних праздников изменяемые части богослужения берутся только из Минеи, а в дни подвижных праздников только из Триоди. Правила соединения неизменяемых частей с изменяемыми, и что именно брать, указываются по большей части «на ряду» в самих богослужебных книгах. Подробно же все указывается и разъясняется в Типиконе. Текст в богослужебных книгах печатается обыкновенно черным шрифтом, а все указания и объяснения красным шрифтом (киноварью). Виды седмичных служб Первое, что необходимо обязательно учитывать так это то, что в седмичном круге встречаются три типа богослужения, каждому из которых соответствуют свои дни седмицы и для каждого из которых существуют свои правила, не совпадающие с правилами других дней. Эти правила существуют, конечно, не сами по себе, они выражают церковное учение о днях седмицы, а также научают нас с вами, как, что, когда и каким образом мы должны праздновать и о чем, и каким образом, и в каком порядке нам полезно молиться.

http://azbyka.ru/video/45-principy-sosta...

Идеал православного христианского Богослужения заключается в том, как мы это неоднократно подчёркивали, чтобы все молящиеся принимали в нём участие, ибо из самого текста нашего Богослужения видно, что на возгласы священнослужителя должны отвечать все молящиеся («мы» или «людие», как указано в наших богослужебных книгах). А поскольку трудно и даже невозможно требовать от всех, чтобы все знали наизусть все наши церковные песнопения, то неизбежно пользование книгами, для каковой цели именно и издан наш так называемый Великий Сборник». Вышедший первым изданием. ещё на Карпатской Руси, где именно сохранился этот обычай древности – всем петь за Богослужением. 188. ВОПРОС: Можно ли служить панихиды, акафисты и молебны ещё до отпуста литургии, сразу после заамвонной молитвы? ОТВЕТ : Совершенно недопустимо. После заамвонной молитвы, по уставу совершается только заупокойная лития (но никак не полная панихида) да ещё некоторые указанные уставом чины, как напр., великое освящение воды на Богоявление. Молебны, акафисты и панихиды должны совершаться только после отпуста Божественной литургии. 189. ВОПРОС: Может ли католик причащаться, по своему усмотрению, и у нас и в католической церкви? ОТВЕТ : Никак не может. Причащать Св. Христовых Таин можно только того, кто сознательно присоединился к Св. Православной Церкви. Римо-католиков взрослых мы присоединяем по третьему чину, то есть через исповедь, отречение от заблуждений римско-католического исповедания и причащение Св. Христовых Таин, после чего, конечно, присоединённое таким образом к Св. Православию лицо уже нигде не может и не должно причащаться, кроме Св. Православной Церкви. Над детьми, крещёными в католичестве (до 12 лет), должно совершать предварительно ещё Миропомазание. 190. ВОПРОС: Может ли священник, по своему усмотрению, сократить Богослужение, как например, упразднить литию, когда она положена по уставу, и считается ли это большим упущением? ОТВЕТ : Сокращение Богослужения – в наше время очень больной вопрос. Правда, в Уставе есть замечание, на которое многие любят ссылаться: «Аще настоятель изволит» , – но если мы разберёмся, в каких случаях это замечание употребляется, то увидим, что это замечание относится не к праву сокращать Богослужение, а наоборот – расширять Богослужение – делать его более торжественным, а, следовательно, и более продолжительным. Например: в целом ряде случаев, на ряду, в начале Богослужения, в дни, когда положена служба повседневная, указано: «АЩЕ НАСТОЯТЕЛЬ ИЗВОЛИТ, ТВОРИМ БДЕНИЕ», то есть: положена служба обычная, будничная, но, если настоятель хочет, можно совершать торжественное праздничное всенощное бдение. Но нигде мы не найдём, чтобы, по воле настоятеля, а тем более, по воле псаломщика, регента или церковного старосты (как это теперь нередко бывает!), можно было сокращать Богослужение, делать его менее торжественным, нежели это положено по уставу, как например выбрасывать литию из бденной службы, непременной составной частью которой лития всегда является.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Великая вечерня совершается при полиелейной и бденной службе, то есть при великих и средних праздниках. Будничная вечерня совершается при малых праздниках месяцеслова. А малая вечерня совершается только в те дни, когда служится бдение, будь то великий праздник или средний. Изучая праздничное богослужение, мы в основном говорим о месяцеслове, о неподвижных праздниках годового круга. Конечно, праздничное богослужение существует и в системе Октоиха (например, день воскресный), и в системе Триоди. Но проще всего разбирать его на примере неподвижных праздников; так мы и поступим. Итак, малая вечерня совершается в тот день, когда Типиконом назначено служить бдение (Впрочем, в некоторых случаях бдение начинается не великой вечерней, а великим повечерием — например, под Рождество и Богоявление. В этом случае малой вечерни не бывает). Очень интересно, что при бдении совершаются две вечерни. Если взглянуть на состав служб при тех или иных знаках праздников месяцеслова, то мы увидим, что при бдении совершаются и малая и великая вечерни. Малая вечерня является службой достаточно поздней, она могла возникнуть тогда, когда ритуал праздничного богослужения был уже подробно разработан. Обычно считается, что малая вечерня появилась в XII–XIII вв., а к XIV веку приобрела тот вид, который нам знаком, то есть это служба достаточно поздняя. Какой можно увидеть смысл в совершении малой вечерни в дни, когда совершается бдение, то есть служба, длящаяся всю ночь, когда монахи не расходятся по кельям, а молятся всю ночь до рассвета? Бденное богослужение образуется самой праздничной вечерней и самой праздничной утреней — великой вечерней и полиелейной утреней. Для того чтобы молиться всю ночь, а на словах «Слава Тебе, показавшему нам свет» встретить восход солнца, вечерню нужно начинать достаточно поздно. Получается, что вечерня начинается очень поздно, уже в ночи, а обычное время вечерней молитвы остается без службы, поэтому для этих дней Типикон и назначает служить малую вечерню. Малая вечерня, по указанию Типикона, совершается прежде солнечного захождения, когда еще не зашло солнце, то есть когда еще светло.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

По рассказу это богослужение сводилось главным образом, к пению: пелись, и очевидно искусственными и сложными напевами а) псалмы, б) прокимны и соответствующие им стихи: аллилуиа, антифоны, Бог Господь, Всякое дыхание, в) стихиры, седальны, тропари. Пение всего этого начиналось пред алтарем певцом, за которым следовал народ, подпевавший известные стихи. Праздничное богослужение отличалось от будничного как составом (например, тем, что вместо Бог Господь пелось аллилуиа), так и исполнителями: тогда как на будничном пение важнейших частей начиналось певцами, чтецами и иподиаконами, на праздничном – священниками. Иподиаконы выступают главным образом, в роли певцов. Чтение почти аналогично по исполнению с пением. Все это признаки так называемого песненного последования, подробные чины которого сохранились от IX и последующих веков, сущность которого и состояла именно в торжественном пении псалмов, антифонов, прокимнов и т.п. небольших стихов, в частых молитвах (широкое участие пресвитера в богослужении) и в народном исполнении разных припевов к псалмам. Это последование, особенно в том виде, как оно представляется настоящим рассказом, имеет много общего с тогдашним западным богослужением. Одною из общих особенностей того и другого, как увидим, являлось немного численность песен христианского составления (господство библейского материала): на всем богослужении бывала одна, две таких песни (тропари), гимна. Но богослужение на родине настоящих рассказчиков стоит уже на переходе к позднейшему типу (нынешнему): в нем много последнего рода песен: стихиры, седальны, тропари к канону. Кондаки и каноны Между тем о палестинско-монастырском богослужении рассматриваемой эпохи до нас сохранились сведения и за дельнейшее ее течение – от VIII в. Это греческие «Часослов по уставу лавры св. отца нашего Саввы» ( ρολγιον κατà καννα τη ς λαρας…) в рукоп. VIII-IX в. 1511 . Часослов предназначался для келейного употребления, поэтому на заключает не только всех частей службы (например, ектений, возгласов священника), но и некоторых служб, например, Утрени.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010