Вопрос: А письменную связь вы с ней поддерживали? Ответ: Я лично с Лясоцкой никакой связи не поддерживал, она же мне года 3–4 тому назад почтой прислала одно письмо. Следователь предъявляет письмо Лясоцкой, написанное на двух страницах, которое начинается словами «Отец Иоанн», и предлагает вспомнить его содержание. Ответ: Насколько я припоминаю, это письмо носит для меня хвалебный характер. Лясоцкая восхищается моей службой и умением проникнуть в сознание верующих и донести до них слова веры в бога и правоту священного писания. Немного же собралось компромата на подследственного из писем. Протокол седьмого допроса от 3 августа 1950 года о проповеди в неделю о блудном сыне. О ней, как сугубо антисоветской, показания трех штатных свидетелей. Допрос длится шесть часов. Вопрос: Вы среди верующих измайловской церкви рассказывали проповедь о «блудном сыне». При этом возводили клевету на советскую действительность. Ответ: Я категорически это отрицаю. При чтении мною верующим проповеди о «блудном сыне» я руководствовался только историей священного писания христианской веры и клеветы на советскую действительность не возводил. Подробные показания о содержании этой проповеди я дал на очной ставке со свидетелем И-го августа 1950 г. Вопрос: Допрошенный нами по этому вопросу свидетель показал, что ваша проповедь о «блудном сыне» носила антисоветский характер. Вы признаете это? Ответ: Нет, не признаю. Я хорошо помню, что ничего клеветнического в этой проповеди на советскую действительность сказано не было. Вопрос: Не верю. Зачитываем вам показания свидетеля от 20 апреля 1950 года. (Показания оглашаются.) Вы их подтверждаете? Ответ: Ознакомившись с показаниями свидетеля по вопросу моей проповеди о «блудном сыне» я признаю то, что действительно я ее верующим читал в феврале 1950 года, где говорил, что история «блудного сына» такова, что когда он оказался вынужденным добывать себе пропитание своим трудом, то попал в немилость таких людей, которые имели достаточно всех видов питания, чтобы создать ему лучшие условия жизни, но их скупость и жадность к обогащению доходила до того, что этот «блудный сын» вынужден был питаться домашними отходами вместе с животными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Свидетельства литургического почитания О. происходят почти исключительно из клюнийских монастырей ( Goullet M. Odilon, saint et hagiographe//Odilon. 2002. P. 80; подробнее см.: Hesbert. 1950). Поминовение святого было установлено 1 янв., но из-за праздника Обрезания Господня его обычно переносили на 2 янв. Так, под этой датой память О. указана в клюнийском бревиарии XIII в. ( Davril A. À propos d " un bréviaire manuscrit de Cluny conservé à Saint-Victor-sur-Rhins//RBen. 1983. T. 93. N 1/2. P. 112, 120-121; см. также: Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh./Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 1. S. 429, 433, 435, 437. (MGH. Mem.; 2)). В клюнийских мон-рях совершались также памяти открытия мощей О. (11 авг.), перенесения мощей в новую раку (12 апр.) и перенесения фрагмента черепа святого в Клюни (19 апр.) ( Hesbert. 1950. P. 58-85). Полный оффиций в день памяти О. содержится только в градуале из аббатства Клюни (Paris. lat. 1087. Fol. 112v-115r (XI в.); изд.: Hesbert. 1950. P. 108-115); в др. богослужебных книгах приведен общий оффиций св. аббату. Богослужебные чтения, как правило, заимствовались из Житий святого, составленных мон. Йотсальдом и кард. Петром Дамиани ( Hesbert. 1950. P. 97-102). В Римский Мартиролог память О. внесена под 1 янв. (MartRom. Comment. P. 1-3). В действующей редакции Римского Мартиролога приведено краткое сказание о святом, к-рый представлен как аскет и миротворец, установивший поминовение всех усопших христиан. В 1345 г. гробницу О. в Сувиньи открыли в присутствии Роже ле Фора, архиеп. Буржского, и др. прелатов. Мощи святого поместили в серебряную раку, их частицы были переданы в др. мон-ри (фрагмент черепа - в Клюни) (Bibliotheca. 1915. Col. 345-346). С XV в. глава святого хранилась в серебряном бюсте-реликварии. Мощи О. были утрачены после закрытия и разорения мон-ря в годы Французской революции (1789-1799) (о почитании мощей О. в Сувиньи подробнее см. в ст. Майоль ). В нач. XXI в., во время археологических раскопок в бывш. монастырской церкви, была обнаружена и восстановлена гробница святых Майоля и О. Частицы мощей святого хранятся в Сувиньи и в приходской церкви в Лавут-Шийаке.

http://pravenc.ru/text/2578205.html

Лит.: Мануил (Лемешевский) , митр. Русские православные иерархи Павел, иером. Еп. Иннокентий (Сокаль), епископ Смоленский и Дорогобужский (Некролог). ЖМП. 1965. 7 Косик В.И. Русская Церковь в Югославии. Иоанн, епископ см. Ковалевский Евграф Евграфович . Иоанн ( Куракин Иоанн Анатольевич , князь; 1.8.1874, Царское Село С.-Петербургск. губ. – 27.10.1950, Париж, Франция), епископ. Из семьи княжеского рода. Окончил юридический факультет Харьковского университета, поручик Лейб-Гвардии Кавалергардского полка (18971902), женился на гр. С.Д. Толстой (154.1901), Мологский уездный предводитель дворянства (1902), камер-юнкер (1902), камергер Императорского Двора (1904), предводитель дворянства Ярославской губернии (1906), член III Государственной Думы от Ярославской губернии (19071913), принадлежал к фракции октябристов, член ЦК партии «Союз 17 октября», шталмейстер Императорского Двора (1913), действительный тайный советник (1913), попечитель Варшавского учебного округа (19151917), овдовел (28.7.1917), министр финансов Белого правительства в Архангельске (19181919), эмигрировал во Францию (1920), член приходского совета Св.-Александро-Невского собора в Париже (19211931), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), диакон (23.8.1931), священник (28.8.1931), рукоположение совершил митр. Евлогий в Св.-Александро-Невском соборе в Париже, настоятель Св.-Николаевской церкви в Милане (28.8.19311.9.1935), настоятель Рождественского храма во Флоренции (1.10.193527.10.1950), протоиерей (2.5.1937), по совместительству настоятель храма Христа Спасителя в Сан-Ремо (19481950), пострижен в монашество (4.12.1949), архимандрит (6.12.1949), епископ Мессинский, викарий митр. Владимира (Тихоницкого) (9.10.1950), архиерейскую хиротонию возглавил митр. Владимир в храме Сергиевского подворья в Париже, скончался семь дней спустя после хиротонии от удара сердца. Архив: Послужный список еп. Иоанна (Куракина) (19311950). АЕУА. Лит.: Хиротония во епископа Мессинского архим. Иоанна (Куракина). ЦВ. 1950. 6 (27)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1946–1947 гг. численность православных верующих в тогдашней Чехословакии значительно возросла в результате возвращения на родину православных волынских чехов (свыше 30 тысяч). Духовная жизнь Православной Церкви в Чехословакии достигла столь благоприятного состояния, что возникла необходимость для более совершенного руководства церковной жизнью разделить приходы Чешско-Моравской епархии на две самостоятельные епархии. Состоявшееся по этому поводу в декабре 1949 г. епархиальное собрание приняло решение о разделении епархии на Пражскую с епископской кафедрой в Праге и Оломоуцко-Брненскую с епископской резиденцией в Оломоуце (Моравия). 28 апреля 1950 г. в Прешове состоялся исторический Собор униатского духовенства и мирян, на котором присутствовали 820 делегатов. Собор принял решение отменить Ужгородскую унию 1649 г. и вернуться к вере своих предков – к Святому Православию 612 . В связи с воссоединением греко-католиков с Православной Церковью значительно увеличилась паства Восточно-Сло- —225— вацкой (Прешовской) епархии, и поэтому епархиальное собрание, состоявшееся в Прешове в июле 1950 г., приняло решение о разделении ее на две: Прешовскую с кафедрой в Прешове и Михаловскую с кафедрой в Михаловце. Во епископа Михаловского был хиротонисан бывший греко-католический священник Виктор Михайлович (в монашестве Александр). Таким образом, к середине 1950 г. в Чехословацкой Православной Церкви было уже четыре епархии. Еще в декабре 1948 г. в Карловых Варах для подготовки православных священнослужителей была открыта Духовная Семинария. В 1949 г. ее перевели в Прагу, а в 1950 г. преобразовали в Православный Богословский факультет с перемещением в Словакию в г. Прешов, так как на Прешовщине большинство населения православное. 7. Предоставление автокефалии и отношение к этому Константинополя В результате действенной помощи Матери-Церкви создались благоприятные канонические условия для провозглашения автокефалии Православной Церкви в Чехословакии. В связи с этим Экзарший Совет на своем заседании, состоявшемся 2 октября 1951 г., принял определение Священного Синода Православной Церкви в Чехословакии от 1 октября 1951 г. по вопросу осуществления автокефалии. Государственное управление по церковным делам своим решением от 19 октября 1951 г. сообщило, что чехословацкое правительство не возражает против того, чтобы Православная Церковь в Чехословакии была объявлена автокефальной.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1983. С. 193; Harrington. 2000. P. 725). В связи с проблемой сакрального значения трапезы следует также указать на предпринятую в «Храмовом свитке» попытку вернуть неритуальному забою скота статус жертвоприношения, т. е. отменить Втор 12. 15 в пользу требования Лев 17. 3-4 совершать любые заклания при скинии собрания (=храме). Согласно 1QTa 52 13-21, израильтянин, проживающий в пределах 3 дней пути от Иерусалима, обязан явиться для заклания скота в Иерусалимский храм, причем часть от жертвы получали не только священники, но и, вопреки Свящ. Писанию левиты. М. Г. Калинин К. о. и первоначальное христианство Этапы дискуссии Уже первые публикации найденных в кумранских пещерах документов повлекли за собой дискуссию об их значении в реконструкции религ. контекста первоначального христианства. В наст. время она имеет уже более чем полувековую историю, в к-рой выделяется неск. этапов ( Frey. The Impact. 2006). Первые публикации вызвали большой интерес у специалистов и широкой общественности (библиография 1947-1955 гг. представлена в: Burchard. 1957. Bd. 1). Ход дискуссии во многом был определен тем фактом, что к 1956 г. были опубликованы только рукописи 1-й пещеры ( Burrows, Trever, Brownlee. 1950-1951; Sukenik. 1954; Avigad, Yadin. 1956; Barthélemy , Milik. 1955). Рукописи рассматривались в лит-ре этого времени в основном как наследие иудейской секты, которую уже на начальном этапе исследований идентифицировали с известными по античным источникам ессеями. Одним из первых специалистов, обративших внимание на значение свитков для понимания НЗ, был франц. ученый А. Дюпон-Соммер ( Dupont-Sommer. 1950; Idem. 1953; Idem. 1959), к-рый указал на целый ряд очевидных, по его убеждению, параллелей между жизнью и учением Иисуса Христа и кумран. Учителя праведности ( Idem. 1950. P. 119-122). К. Г. Кун в своих ранних работах ( Kuhn K. G. Zur Bedeutung. 1950; Idem. Die in Palästina gefundenen hebräischen Texte. 1950; Idem . 1950/1951; Idem. 1952) рассматривал свитки как свидетельства того контекста, в к-ром формировалось христианство ап. Иоанна Богослова,- гностического иудаизма сектантского типа ( Idem. Die in Palästina gefundenen hebräischen Texte. 1950. S. 209-210). В ходе дальнейшей работы эти ранние подходы были во многом скорректированы или вообще отвергнуты, тем не менее данные исследования маркируют начало научной дискуссии с учетом документов К. о., проливающих новый свет на тот религ. контекст, в к-ром возникло первоначальное христианство.

http://pravenc.ru/text/Кумранская ...

Большинство вернувшихся на Родину эмигрантов было подвергнуто репрессиям, в худшем случае – арестам, в лучшем – ссылке или высылке, а борьба с космополитизмом, прогремевшая в конце 40-х гг., православное русское духовенство благополучно миновала. Частичный пересмотр политики Советского государства по отношению к Церкви сказался в первую очередь на количестве открытых приходов, зафиксированном на 1 января каждого года. Год Число действующихприходов Число закрытыхприходов 1949 14 477 133 1950 14 344 132 1951 13 912 126 1952 13 786 231 1953 13 555 133 Таким образом, за четыре года, с 1 января 1949 по 1 января 1953 г., Церковь потеряла 1055 храмов. На заседании Совета по делам Русской Православной Церкви, состоявшемся 4 марта 1950 г., решено было передать 26 православных храмов под мастерские, клубы, кинотеатры. 30 марта Совет постановил передать еще 8 храмов под клуб, планетарий, водопроводную башню и МТС, 8 мая – еще 25 храмов. В большинстве случаев это были храмы, уже ранее отбиравшиеся у Церкви, но во время войны вновь открытые на оккупированной территории; в соответствующих документах о них говорится как о «незаконно захваченных верующими» 504 . Иногда приходу взамен конфискованного храма предлагалось на свои средства купить или снять в аренду обычное жилое здание и оборудовать его под молитвенный дом. Епископы, духовенство, верующий народ пытались бороться за сохранение храмов. В Совет по делам Русской Православной Церкви, в местные органы власти направлялись многочисленные жалобы. Так, в 1952 г. подано было 12 жалоб по поводу конфискации православных церквей, в 1953 г. число таких жалоб многократно увеличилось: только за три месяца (с января по март включительно) в Совет поступило их 75. Лишь в редких случаях Совет пересматривал свои решения; жалобы передавались местным уполномоченным, и оттуда поступали отказы. Большие изменения происходили и среди духовенства. Из приводимой ниже таблицы видно, что начиная с 1950 г. сокращалась его численность, правда, в отличие от довоенных лет в основном это была естественная убыль из-за пожилого возраста, но необходимое количество священнослужителей не восполнялось в должной мере новыми рукоположениями. Год Число действующихприходов Количествосвященнослужителей 1950 14 344

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Всем миром прихожане восстанавливали свой храм и его внутреннее убранство. С 1947 по 1950 годы в церкви имелся лишь один освященный престол – главный, во имя Смоленской Божией Матери. В 1950 году, по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова), в храм была передана особо чтимая Милующая икона Божией Матери, называемая также «Достойно есть», список с главного образа Святой Горы Афон. Икона эта в 1887 году была пожертвована иеромонахом Русского Пантелеймонова монастыря на Афоне Арсением в строившийся храм Милующей Божией Матери в Галерной Гавани. 24 мая 1950 года придел во имя Милующей Божией Матери в Смоленской церкви был освящен. Прихожане храма благоговейно поклоняются и другим намоленным образам – иконе св. Иоанна Богослова, написанной в царствование Императора Петра Великого, Толгской иконе Божией Матери «в чудесах» ярославского письма конца XVII века, изображающей события из истории Толгского монастыря близ Ярославля. В центральном приделе помещается икона Валаамской Божией Матери и образ св. великомученицы Екатерины, пред которым каждый понедельник читается акафист святой Христовой Угоднице. Выделяется в храме большой, писанный на стекле, запрестольный образ Богоматери с Младенцем, переданный в Смоленскую церковь в 1950 году. Икона эта была исполнена в начале XX века для церкви Клинического повивального института в Петербурге. Рождественский придел храма украшает Вифлеемская пещера (Вертеп). Здесь горит неугасимая лампада, а на Рождество устанавливаются елочки. 16 февраля 1990 года в храме был освящен четвертый придел – в честь святой Блаженной Ксении Петербургской, строительницы и покровительницы этой церкви. В нем пред царскими вратами на аналое помещена икона Блаженной Ксении, справа от нее – большой образ Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». В 1990 году храм Смоленской Божией Матери отметил свое 200-летие. В память этого события была отлита медаль, а 10 августа, на престольный праздник церкви, в храме Святейшим Патриархом Алексием II вместе с Высокопреосвященнейшим митрополитом Иоанном была свершена Божественная литургия, за которой последовал молебен в честь Смоленской иконы Божией Матери и 200-летия Смоленского храма.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/hramy-...

Митрополит Николай (Ярушевич) 14 января 1945 года в храме Воскресения Христова на Ваганьковском кладбище посвящает его в сан диакона. На праздник Иерусалимской иконы Божией Матери диакон Иоанн Крестьянкин был рукоположен патриархом Алексием I в сан священника. Отец Иоанн Крестьянкин был оставлен служить в храме Рождества Христова в Измайлове. В московский период отца Иоанна духовно окормлял последний оптинский старец игумен Иоанн (Соколов). В 1950 году отец Иоанн Крестьянкин закончил 4 курс Московской Духовной Академии и написал кандидатскую работу на тему «Преподобный Серафим Саровский чудотворец и его значение для русской религиозно-нравственной жизни того времени». Однако защитить ее так и не удалось. За ревностное пастырское служение в ночь с 29 на 30 апреля 1950 года он был арестован и получил по ст. 58. п.10 УК РСФСР 7 лет исправительно-трудовых лагерей. С 30 апреля по 1 июля 1950 года отец Иоанн Крестьянкин находился в тюрьме на Лубянке. С 1 июля по 19 февраля его переводят в Лефортово в камеру-одиночку, а затем с 19 августа по 8 октября в Бутырскую тюрьму. С 1950 по 1953 год отец Иоанн работал на лесоповале разъезда Черный в Архангельской области. С 1953 по 1955 годы он находился в инвалидном ОЛП г. Молотовска Куйбышевской области. Впоследствии отец Иоанн не раз говорил, что нигде он так хорошо не молился, как в то время: «Вот в заключении у меня была истинная молитва, и это потому, что каждый день был на краю гибели». Отец Иоанн Крестьянкин был досрочно освобожден из заключения 15 февраля 1955 года и назначен служить в Псковскую епархию. В 1957 году его перевели в Рязанскую епархию, где он служил священником почти 11 лет. За этот период отца Иоанна перемещали с одного прихода на другой пять раз, все это происходило в эпоху начала новых «хрущевских» гонений на Церковь. В то время конца 50-х годов, когда советская власть насильственно закрывала многочисленные храмы, отец Иоанн Крестьянкин писал: «Не лишим себя храма, когда можем, но и с собою носить его поучимся: сердцем упражняйся в незлобии, телом – в чистоте, то и другое сделает тебя храмом Божиим».

http://pravoslavie.ru/36630.html

Пишут мне верующие из Керчи: «Опротивели нам распри в духовенстве, нам нужно благочестие и моление в храме, а не выслушивание поношений священников друг другом». С болью в сердце должен я последовать завету св. Апостола Павла: «Согрешающих обличай пред всеми, чтобы и прочие страх имели», и назвать имя протоиерея Виктора Куцпалова, всеми силами выживавшего вторых священников и доведшего до отчаяния несчастного молодого священника Петра Горбанева. Он его довел до того, что тот в заявлении уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви просил вычеркнуть его из списка духовенства и за это лишился священного сана. Впрочем, не один протоиерей Куцепалов виновен в этом». После приведения ряда выписок из богословских книг «О братолюбии» Лука пишет о снижении религиозности следующее: «Многие отошли от церкви в наше тяжелое время и раньше того, многие ушли в секты; и немало виновны в этом те священники, о которых мне пишут: «Опротивели нам распри в духовенстве. Нам нужны благочестие и молитва в храме, а не выслушивание поношений священников друг другом». Лука спрашивает, что лежит в основе тяжкого греха «небратолюбия» и раздоров между священниками и диаконами, и отвечает: «Прежде всего их неблагочестие, отсутствие страха Божия, леность в молитве и в чтении слова Божия. Ибо братолюбие и любовь приобретаются больше всего неустанным и всеусердным подвигом в молитве и посте; усердным и уставным совершением богослужений. Вторая и столь же важная причина небратолюбия – это сребролюбие, которое св. Павел глубоко мудро назвал корнем всех зол. Именно из-за доходов церковных враждуют священники и диаконы и выживают друг друга». Далее Лука призывает духовенство к смирению, кротости и усердию во всех делах пасторских и оставить раздоры между собою. [...] Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Крымской области Я. Жданов Из отчетно-информационного доклада уполномоченного за 4-й квартал 1950 года 6 января 1951 г. [...] 10 октября 1950 г. при отношении 1589 из Совета по делам Русской Православной Церкви поступила копия рапорта (жалобы) архиепископа Луки на имя Патриарха такого содержания:

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

25 Московская духовная академия ведет свое начало от Славяно-греко-латинской академии в Москве, которая была основана в 1685 г. по благословению Патриарха Иоакима. В 1814 г. Московская духовная академия была переведена на территорию Троице-Серги-евой Лавры, где с 1742 г. уже располагалась Духовная семинария. В 1917 г. академия и семинария в Лавре были закрыты, но академия просуществовала еще некоторое время в Москве. В 1944 г. в Новодевичьем монастыре открылись Высшие богословские курсы, которые в 1946 г. были преобразованы в Московскую духовную академию. В 1949 г. академия и семинария вернулись в родные стены Троице-Сергиевой Лавры. 26 Архиепископ Сергий (Голубцов Павел Александрович, 1906–1982) в 1945 г. поступил на 2-й курс Московской духовной семинарии, продолжил обучение в академии. В 1950 г. принят в число братии Троице-Сергиевой Лавры, пострижен в монашество и рукоположен сначала во иеродиакона, а затем во иеромонаха. В 1955 г. хиротонисан во епископа Старорусского, викария Ленинградской епархии. С 1963 г. архиепископ. 27 Митрополит Антоний (Мельников Анатолий Сергеевич, 1924–1986) – с 1944 г. иподиакон митрополита Алексия (Симанского), будущего Патриарха. С 1945 по 1950 г. обучался в Московской духовной семинарии и академии. В 1950 г. принят в число братии Троице-Сергиевой Лавры, пострижен в монашество и рукоположен сначала во иеродиакона, а затем во иеромонаха. В последующие годы занимался преподавательской деятельностью, был ректором Минской, а затем Одесской духовных семинарий. В 1964 г. хиротонисан во епископа Белгород-Днестровского, викария Одесской епархии. С 1965 г. епископ Минский и Белорусский, в том же году – архиепископ. Скончался в сане митрополита Ленинградского, погребен в Александро-Невской Лавре. 28 Митрополит Питирим (Нечаев Константин Владимирович, 1926–2003) – с 1945 г. иподиакон Патриарха Алексия I, с 1947 по 1951 г. обучался в Московской духовной академии. В 1940-е гг. духовно окормлялся у известного московского протоиерея, настоятеля храма Иоанна Воина на Якиманке Александра Воскресенского (1875–1950), к которому в те же годы обращался и Иоанн Крестьянкин (о. Александр подготовил его к рукоположению). В 1952 г. рукоположен во диакона, а в 1954 г. во священника. В 1959 г. пострижен в монашество в Троице-Сергиевой Лавре. В 1963 г. хиротонисан во епископа Волоколамского. С 1962 по 1994 г. возглавлял Издательский отдел Московской Патриархии. С 1986 г. – митрополит Волоколамский и Юрьевский. Скончался 4 ноября 2003 г. после продолжительной болезни, погребен на Даниловском кладбище в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010