Он сообщал, что в 1950 г. всех православных в Финляндии было 80 тысяч, из них русского происхождения 18 тысяч, против воссоединения было 50 тысяч, относящихся безразлично 20 тысяч, допускающих воссоединение, но не проявляющих никакой активности 8 тысяч, и горячо желающих воссоединения - 2 тысячи человек. Клир Финляндской епархии насчитывал 80 членов. Открыто протестующих против воссоединения было 50 человек, равнодушных 20 и открыто говоривших о необходимости воссоединения около 10 человек. Ко дню открытия Собора были получены телеграммы от Константинопольского Патриарха Афинагора (Спиру) и лютеранского епископа Сормунена. Собор постановил ответить Патриарху телеграммой и послать приветственную телеграмму Финляндскому президенту Паасикиви. На Соборе 1950 г. вопрос о каноническом положении Финляндской Православной Архиепископии решили отложить до следующего Собора, ибо, как писал Д.Н. Фристед, «побоялись нашего категорического предупреждения, что если вопрос в отношении к Церкви Русской решится отрицательно, то придется тогда поднять вопрос о неправомочности представителей Собора, имея в виду их подтасованный состав. Приходится только удивляться макиавеллевской практике обоих иерархов Финляндской Архиепископии; для них, видимо, каноническая правда не имеет никакого значения...» [lxiii] . Свящ. А. Рюттюляйнен и П. Контканен на Соборе были выбраны в новый состав Церковного управления. Позиция епископа Александра в плане воссоединения за пять лет, как можно видеть, претерпела изменение. Архиепископ Герман действовал так, как будто монастыри и не переходили под омофор Московского Патриарха. Он присылал настоятелю и наместнику обители приглашения на Собор 1950 г. и на собрание финляндского духовенства в феврале 1951 г. для обсуждения «вопросов наших (т.е. ФПЦ - Л.А.) монастырей». Игумен Иероним писал митрополиту: «почтительно доношу Вашему Высокопреосвященству, что, согласно указания Вашего от 8 мая 1950 г. за 1213-28, никто из членов Валаамского братства не присутствовал на неканоничном Соборе Финляндской Церкви, происходившем 10 августа 1950 г; точно так же на этом основании и теперь никто из Валаамского братства не будет присутствовать на вышеупомянутом собрании финского духовенства 13-14 февраля текущего года [lxiv] .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

Неслучайно Патриарх Алексий в ноябре 1952 г., как и в 1946 г., был награжден орденом Трудового Красного Знамени 840 . Кроме того, Московская Патриархия своим авторитетом поддерживала разнообразные меры советского правительства или осуждала действия его противников. После начала войны в Корее Патриарх и Священный Синод 21 августа 1950 г. послали обращение в Совет Безопасности ООН, настаивая на прекращении американских бомбардировок и выводе иностранных войск из страны. Протестовали они против вооруженной борьбы с греческими коммунистами и т. п. 841 Исходившие от духовенства заявления оказывали гораздо более сильное воздействие на верующих капиталистических стран, чем обычная советская пропаганда. В конце 1940 х – начале 1950-х гг. блок восточноевропейских Православных Церквей в основном сохранялся, хотя интерес к нему со стороны правительства СССР значительно снизился. Выделяемые государством валютные ассигнования на международную деятельность Московской Патриархии резко упали. В ноябре 1951 г. ею официально была предоставлена автокефалия окрепшей Чехословацкой Православной Церкви, причем решение об этом заранее принял Совет Министров СССР в своем секретном постановлении от 30 января 1950 г. 842 . Главой новой Поместной Церкви остался прежний экзарх митрополит Елевферий (Воронцов). Совмин в декабре 1951 г. разрешил принять ему чехословацкое гражданство. За 1947–1953 гг. количество православных приходов в стране увеличилось с 47 до 315 основных и 1037 бывших «филиальных». Такой резкий рост объяснялся прежде всего переходом в Православие униатов. 14 августа 1954 г. Г. Карпов писал в ЦК КПСС, что «организация экзархата была вызвана необходимостью ликвидировать униатскую церковь в Чехословакии», и эта ликвидация «успешно завершена» в 1950 г. – православными стали 230 греко-католических приходов 843 . Униатский епископ Словакии в январе 1951 г. был приговорен к длительному сроку заключения. К середине 1950-х гг. чехословацкие власти высказали пожелание, чтобы во главе Православной Церкви стоял чех, но приемлемую кандидатуру подобрать не удалось. В результате было решено «не спешить», тем более, что положение в Церкви оставалось, по их оценке, «еще напряженным, особенно в Восточной Словакии» 844 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Граф Владимир Сергеевич Толстой-Милославский (род. 1927) окончил Св.-Сергиевский богословский институт, с 1947 г. – в США. Окончил Джорджтаунский университет, профессор Военно-морской академии. 697 Архиепископ Нафанаил (Василий Владимирович Львов; 1906–1986), сын обер-прокурора Св. Синода при Временном правительстве. Эмигрировал в Китай. Пострижен и иеромонах в 1929 г. Служил в Харбине и окончил там Высшие богословские курсы. Во время Второй мировой войны – в Европе, вступил в братию монастыря прп. Иова в Ладомирово, редактор «Православной Руси» (1941–1944). В 1945–1946 гг. – настоятель церкви в Гамбурге и благочинный приходов РПЦЗ в английской зоне Германии. В 1946–1950 гг. – епископ Брюссельский, управляющий приходам РПЦЗ в Западной Европе. Управляющий приходами в Великобритании и Нидерландах (1950–1952), приходами в Северной Африке (1952–1954). Уволен на покой в 1954 г. Настоятель Покровской церкви в Берлине (1963–1967), монастыря прп. Иова в Мюнхене (1966–1971). С 1971 по 1986 гг. – епископ Венский (с 1981 г. – архиепископ). 698 Александр Николаевич Щеглов (1875–1953), капитан I ранга, нач. оперативного отделения Балтийского флота, затем морской агент в разных странах. В эмиграции во Франции, жил в Медоне. Публицист и журналист. 699 Прот. Петр (Александрович) Попов (1899–1986), донской казак, сын протоиерея, участник Гражданской войны. Окончил Софийскую духовную семинарию (1923) и Св.-Сергиевский богословский институт (1931). С 1931 по 1946 гг. – псаломщик церкви Всемилостивого Спаса в Аньере. Священник с 1946 г., настоятель Св.-Спиридоновского храма в Рюэле (1946–1949). С 1949 г. – в США, настоятель разных приходов Сев.-Ам. русской митрополии. 700 Епископ Иоанн (кн. Иван Анатольевич Куракин; 1874–1950), член III Гос. Думы (октябрист), министр финансов белого Архангельского правительства (1918–1919). Во Франции с 1920 г., член прих. совета Св.-Александро-Невского собора с 1928 г. В 1931 г. – священник, настоятель Св.-Николаевского храма в Милане, а в 1935–1950 гг. – Рождественского храма во Флоренции. В октябре 1950 г. хиротонисан во викарного епископа митр. Владимира, скончался неделю спустя от сердечного приступа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сошников Нестор Михайлович. Родился во Владикавказе. Псаломщик церкви Корпусного городка Харбина. Через некоторое время рукоположен во диакона к Свято-Сергиевской церкви на станции Имяньпо КВЖД. По болезни ушел за штат. Вероятно был приписан к Успенской церкви Харбина с 1926 г. Скончался 08.02.1938 г. Похоронен на Успенском кладбище Харбина. Диакон Николай Алмазов Николай. Диакон при управлении главного полевого священника Квантунской армии во время Русско-Японской войны 1904–1905 гг. Диакон Николай Животков Николай Кузьмич. Служил псаломщиком-регентом в поселке Драгоценка Трехречья в 1930–1940 гг., затем рукоположен в сан диакона. Диакон Николай Чжан Николай. Рукоположен в сан диакона архиепископом Виктором (Святиным) в 1950 г. в Пекине. Заведующий свечным заводом Православной духовной миссии в Пекине в 1950-х гг. Диакон Нила Милютин Нила. Член Пекинской духовной миссии с 1902 г. Диакон Петр Любимов Петр Павлович. Сын протоиерея Павла Любимова. В 1945 г. арестован в Харбине и переправлен в СССР. Диакон Пинна Ду Пинна. Албазинец. Рукоположен в сан диакона архиепископом Виктором (Святиным) в 1950 г. в Пекине. Диакон Порфирий Петров Порфирий Николаевич. Родился около 1868 г. Служил в Благовещенске. Был направлен в Харбин. Служил в Свято-Николаевском соборе в 1906–1923 гг. Скончался 29.05.1931 г. Похоронен на Успенском кладбище. Диакон Сергий Павлов Сергей. Возможно, был за штатом. Пел в Свято-Николаевском соборе Харбина. Имел красивый голос, бас. Священнослужитель старшего поколения. Диакон Сергий Павлов Сергей Павлович. Служил на ст. Имяньпо (1938 г.) КВЖД, затем в Харбине. Рукоположен в сан диакона из певчих. Диакон Сергий Собянин Сергий Георгиевич. Родился около 1875 г. Прибыл в Китай из Пермской губернии. Служил в Свято-Серафимовской церкви г. Маньчжурия в 1925–1928 гг. Скончался 16–17.11.1931 г. Диакон Стефан Мартынчик Стефан Антонович. Служил на ст. Пограничная КВЖД в 1915–1924 гг. Диакон Фалалей Мао Фалалей. Учился в миссионерской школе при Пекинской духовной миссии в 1948–1950 гг. Рукоположен в сан диакона архиепископом Виктором (Святиным) в 1950 г. в Пекине. Скончался в тюрьме в 1968 г. Схимонах Иоанн

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К. активно участвовал в межцерковных мероприятиях в защиту мира. Так, на открывшуюся 25 авг. 1949 г. в Москве Всесоюзную конференцию сторонников мира им от лица ГПЦ был командирован митр. Урбнисский Мелхиседек (Пхаладзе) (ЖМП. 1949. 9. С. 11). Весной 1950 г. в ответ на Послание от 3 марта патриарха Алексия I ГПЦ присоединилась к Коммюнике РПЦ о поддержке решений Стокгольмской сессии Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников мира (15-19 марта 1950) о запрещении атомного оружия (Грузинская Православная Церковь присоединяется...//Там же. 1950. 5. С. 28; Ответ на Обращение...//Там же. 7. С. 12). 5 авг. 1950 г. в Тбилиси прошла 3-сторонняя встреча, на к-рой присутствовали К., патриарх Алексий I и католикос всех армян Геворг VI. Ими было выработано и подписано «Обращение к христианам всего мира», в к-ром были затронуты вопросы холодной войны, создания атомного оружия, политики уничтожения человечества. Обращение было направлено ко «всем архипастырям и пастырям стада Христова и всем ищущим спасения во Христе Иисусе» - Православным Церквам, Всемирному совету Церквей, Римско-католич. Церкви и англикан. церквам - и призывало объединить силы в борьбе за мир и «признать военным преступником любое правительство, применившее атомное оружие (Обращение Предстоятелей»//ЖМП. 1950. 8. С. 5-7). 11-24 июля 1951 г. К. во главе груз. делегации находился с офиц. визитом в Москве. 12 июля К. был принят Председателем Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР Г. Г. Карповым . 18 июля, в день прп. Сергия Радонежского, участвовал в праздничном богослужении в Троице-Сергиевой лавре. 23 июля в Московской Патриархии состоялось Собрание Предстоятелей 5 автокефальных Православных Церквей: Антиохийской, РПЦ, ГПЦ, Румынской и Болгарской. Главы Церквей призвали христиан всего мира умножить усилия в деле защиты мира. На заседании обсуждались война и применение атомной бомбы в Корее и агрессивная политика США, необходимость заключения пакта мира между великими державами, решались и текущие церковные вопросы. В тот же день делегация МДА вручила К. диплом почетного члена МДА (Обращение к христианам…//ЖМП. 1951. 8. С. 3-5; Праздник церк. общения//Там же. С. 8-22). С воззванием в поддержку мира и осуждением образования НАТО К. выступил на Грузинской республиканской конференции сторонников мира (Тбилиси, 19 сент. 1951) и на Третьей Всесоюзной конференции сторонников мира (Москва, 27 нояб. 1951) (Речь на Конференции...//Там же. 1951. 11. С. 26-27; То же//Там же. 12. С. 18-19).

http://pravenc.ru/text/1320121.html

Лит.: Сообщение о смерти о. И. Толмачева на оф. сайте МП. 6.7.2004. Толстухин Василий см. Варсонофий, архимандрит. Толстоухов Владимир (1.8.1914, Стирняны Рижск. губ. дата смерти не установлена), бывший священник. Окончил Ломоносовскую гимназию в Риге (1932) и Парижский Св.-Сергиевский богословский институт (1939), диакон (17.9.1939), священник (24.9.1939), хиротонию совершил митр. Августин Рижский, священник Благовещенской церкви в Риге (24.9.19391.8.1941), клирик Латвийской Автономоной Православной Церкви, а затем Рижской епархии МП (с кон. 1939), после присоединения Латвии к СССР арестован советскими властями (1939), освобожден после завоевания Латвии немецкой армией, член Псковской Духовной Миссии (1.8.1941), служил на приходах последовательно в Опочке, Новоржеве, Острове, Святых Горах, Велье, Печане, Никольском, Синей Николе и Дно (1.8.194131.1.1944), заместитель благочинного Островского округа (декабрь 194226.3.1943), благочинный Порховского и Дновского округов (26.3.194311.12.1943), настоятель Св.-Михайловской церкви г. Дно, настоятель Казанской церкви в Пскове (11.12.1943), помощник настоятеля Благовещенской церкви в Риге (26.12.1943), уполномоченный по делам внутренней миссии для русских беженцев на территории Латвии (31.1.19441.8.1944), был вывезен немцами на принудительные работы в Германию, а затем в Австрию (6.8.1944), принят в клир РЗЦ (1945), организовал церковную жизнь в областях Штирии и Коринтии (19451946), настоятель церкви при лагере для перемещенных лиц в Трофаях близ Шладминга (1.1.19471949), переселился во Францию и принят в клир Русского Экзархата КП (1.5.1949), настоятель Троицкой церкви в Нильванже (1.5.19496.2.1950), и. д. настоятеля Св.-Николаевской церкви в Тулузе (6.2.19502.5.1950), настоятель той же церкви (2.5.195014.8.1950), запрещен в священнослужении митр. Владимиром (Тихоницким) за нарушение нравственных правил (14.8.1950), лишен сана указом митр. Владимира (23.10.1950), больше сведений о нем не имеется, вероятно, уехал в США, где, должно быть, и скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1949 году в мае месяце после смерти настоятеля этой церкви был назначен на его место настоятелем и благочинным, в каковых должностях числился до 17 марта 1950 года. 17 марта 1950 года определением Святейшего Патриарха и Священного при нем Синода назначен епископом Таллинским, викарием Ленинградской митрополии. Пострижение в монашество принял в Псково-Печерском монастыре Псковской области 7 апреля 1950 года. 13 апреля того же года возведен в сан архимандрита. 15 апреля перед всенощным бдением в Николо-Богоявленском кафедральном соборе г. Ленинграда состоялось наречение во епископа Таллинского, а 16 апреля 1950 года Святейший Патриарх Алексий, Высокопреосвященнейший митрополит Григорий и Преосвященнеший епископ Симеон совершили хиротонию во епископа Таллинского, викария Ленинградской митрополии.   Подпись и печать. 20 апреля 1950 года, г. Ленинград [v] ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 6а. Л. 1-7 Александрова-Чукова Л.К. Митрополит Григорий (Чуков): служение и труды. К 50-летию преставления// Санкт-Петербургские Епархиальные Ведомости. 34. 2007. С.115. В настоящее время город носит эстонское название Курессааре на острове Сааремаа, до 1917 года город назывался Аренбург, а с 1952 по 1988 – Кингисепп. [iv] В ином документе личного дела Владыки Романа (Танга) уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Ленинграду и Ленинградской области А.И. Кушнарев докладывал Г.Г. Карпову касательно приема делегации Датской церкви в Ленинграде. А. Кушнарев писал, что во время самой встречи в аэропорту, а также во время ужина в гостинице епископ Роман (Танг) разговаривал с членами Датской церковной делегации исключительно на немецком языке, который считал своим родным языком. См. ГАРФ. Ф.Р-6991. Оп. 7. Д. 179. Л. 17. В автобиографии Владыки о том, что немецкий язык – родной язык епископа, упоминаний нет. [v] Документ находится на постоянном хранении в открытом доступе. ГАРФ. Ф.Р-6991. Оп. 7. Д. 179. Л. 2-3. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях

http://bogoslov.ru/article/2279007

Согласно указу Патриарха Алексия от 30 декабря 1949 г., старый состав Миссии должен был быть заменен на новый — в Иерусалим должны были отправиться епископ Изборский Владимир (Кобец) с двумя священниками. К смене состава РДМ, который произошел в начале 1950 г., был приурочен визит Патриарха в Совет. 31 марта 1950 г., согласно дневниковой записи Патриарха Алексия, он побывал в Совете по делам РПЦ, где обсуждался вопрос об Иерусалиме. К этому времени отношения СССР и Израиля осложнились, что отразилось на процессе передачи собственности РДМ. В секретной справке от 19 апреля 1950 г. сотрудники МИД СССР констатируют: «Израильское правительство затягивает передачу нам нашего имущества в Израиле и защищает незаконные действия своих официальных властей, захвативших часть объектов» . Вернувшись со Св. Земли оба клирика, составлявших ее первый состав, продолжили свое служение Церкви, став весьма заметными фигурами в истории Русской Церкви второй половины XX века. Архимандрит Леонид в 1950 г. стал настоятелем храма преп. Пимена Великого в Москве. 7 июня 1953 г. был рукоположен во епископа Астраханского и Сталинградского. В 1954 году назначен епископом Пензенским и Саранским, в 1960 году — Калужским и Боровским, в 1963 году — архиепископом Ивановским и Кинешемским, а с 1965 года — Харьковским и Богодуховским. Скончался в Москве 26 июля 1967 года. Прот. Владимир Елховский после возвращения из Иерусалима продолжил служение в храме Воскресения Словущего на Успенском вражке, став в 1953 г. его настоятелем . В 1950-е-1960-е гг. был членом и затем председателем Хозяйственного управления Московской Патриархии, заведующим канцелярией Московской Патриархии . Совет по делам РПЦ часто был недоволен им, т.к. прот. Владимир пытался не допустить реализации разрушительных для Церкви инициатив Совета в эпоху хрущевских гонений. В 1961 г. уполномоченный по г. Москве А. Трушин в своих докладах отмечал его борьбу против насаждения в храмах «безбожных исполнительных органов» при помощи личного секретаря Патриарха Алексия Даниила Андреевича Остапова . В 1968 г. Совет добился отстранения прот. Владимира от должности председателя Хозяйственного управления Патриархии, как «реакционного протоиерея» . Он был одним из самых любимых в народе московских батюшек. Скончался о. Владимир в 1977 г. и был отпет архиеп. Волоколамским Питиримом.

http://bogoslov.ru/article/360917

1945 г. присоединившийся к правосл. Церкви, в нояб. того же года принявший монашество и 18 февр. следующего года хиротонисанный во епископа Казанского и Чистопольского. Согласно отчету уполномоченного Совета по делам РПЦ по Краснодарскому краю, к 1 янв. 1950 г. в крае действовали 227 приходов (использовавших 79 храмов и 148 молитвенных домов). В епархии служили 247 священников и 14 диаконов, из них 194 чел. были старше 55 лет; в 1948 г. не было совершено ни одной хиротонии. К кон. 1950 г. в епархии служили 224 священника, 15 диаконов, 33 псаломщика. Особенностью адм. манеры еп. Ермогена были частые перемещения священнослужителей: за 1950 г. было произведено 110 перемещений внутри епархии, объездов епархии архиерей не совершал. Наступление гос-ва на Церковь в крае в послевоенные годы осуществлялось в первую очередь через изъятие церковных зданий у приходов, не имевших постоянных священников. В 1949 г. с регистрации было снято 8 общин, пользовавшихся 2 храмами и 6 молитвенными домами, в 1 районе края не было действующих молитвенных зданий. Часть общин, лишенных молитвенных зданий, не снималась с регистрации, верующие стремились арендовать и покупать частные дома, к-рые приспосабливали для совершения богослужений. В 1949 г. уполномоченному Совета по делам РПЦ по Краснодарскому краю поступило 4 ходатайства от верующих об открытии храмов или молитвенных домов, все они были отклонены. В 1950 г. было закрыто 11 церквей. В том же году уполномоченному поступило 9 ходатайств о регистрации правосл. общин, об открытии или о возобновлении прежде закрытых молитвенных домов, всем просителям было отказано. В 1950 г. общины приобрели в собственность 14 зданий, к тому времени 92 прихода имели собственные молитвенные здания. В 40-50-х гг. в Краснодарском крае продолжали почитаться св. источники: вмц. Параскевы Пятницы («Девятая пятница», близ ст-цы Некрасовской Усть-Лабинского р-на), Св. Рука (в Грушевой балке, близ ст-цы Неберджаевской Крымского р-на), прор. Илии (близ ст-цы Куринской Нефтегорского р-на (ныне Апшеронский р-н)).

http://pravenc.ru/text/189631.html

Попкова Вера. В девичестве – Ильина. Воспитанница детского приюта в г. Маньчжурия, основанного святителем Ионою Ханькоуским. Пела в детском церковном хоре. В середине 1950-х гг. приехала в СССР на целину. Пела в церковном хоре г. Кустаная и была церковным регентом. Р. Б. Георгий Гаврилов Георгий. Председатель правления Русской Православной Церкви в Гонконге. В 1970 г. при закрытии Петропавловского прихода вел переговоры о переводе оставшихся денег на благотворительные нужды и транспортировку церковного имущества в Австралию. Р. Б. Мария Широкая Мария Александровна. В середине 1950-х гг. приехала из Харбина в Россию. В 1960-х гг. была регентом хора при церкви в г. Миассе Челябинской епархии. Позднее уехала с дочерью в г. Астрахань. Р. Б. Михаил Павлидис Михаил. Грек. В середине 1950-х гг. – иподиакон архиепископа Никандра (Викторова) в Свято-Николаевском соборе Харбина. Уехал из Харбина в Грецию. Возможно жив и имеет духовный сан. Р. Б. Никита Железняков Никита. Иподиакон архиепископа Никандра (Викторова) в 1952–1954 гг., возглавлявшего тогда Харбинскую епархию. Возможно жив и требуется уточнение его положения в церкви. Р. Б. София Троицкая София Семеновна. В девичестве – Фесюнова. Певчая харбинских церквей, в том числе в Харбинском Свято-Николаевском соборе. Жена соборного регента Михаила Троицкого. Во второй половине 1950-х гг. эмигрировала в Австралию, где также пела в храмах и была церковным регентом. Известный музыкальный деятель и церковный историк русской эмиграции. Автор книг о церквях и духовенстве Харбинской епархии и о музыкально-певческой культуре Харбина. Источники и литература 1 . Архиепископ Нафанаил (Львов) . Ключ к сокровищнице. Составитель иеродиакон Никон (Париманчук). – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006 г. 2 . Архимандрит Константин (Зайцев). Чудо Русской истории. Составитель С. Фомин. – М., 2000 г. 3 . Белая эмиграция в Китае и Монголии. Составитель С. В. Волков. – М., 2005 г. 4 . Беседы с протоиереем Игорем Петровичем Марковым. – Челябинск, 2002–2003 гг., машинопись.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010