в том, что являлся участником антисоветской организации церковников, проводил антисоветскую пропаганду, т.е. в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 58–10 ч. 1 и 58–11 УК РСФСР. Считая следствие законченным, а добытые материалы достаточными для предания ГРУЗДЕВА Павла Александровича суду, руководствуясь ст. 208 УПК РСФСР следственное дело 1517 по согласованию с прокурором Ярославской области направить на рассмотрение Особого Совещания при Министре Государственной Безопасности Союза ССР. Ходатайствуем подвергнуть ГРУЗДЕВА Павла Александровича ссылке на поселение. [Здесь от руки резолюция:] Ст. следователь Внести дело на рассмотрение След. отд. УМГБ ЯО Особого совещания. майор/ЗАПЛОТИН/ ст. опер. упол. С-та Ос. совещ. Нач. 2 отд. След. отд. УМГБ ЯО 13.2.1950 г. [подпись] майор/ГЛЕБОВ/ «СОГЛАСЕН» и.о. Нач-ка Следственного отд. Управления МГБ по Яросл. об. Подполковник/РЕНЦЕВ/ Обв. закл. сост. 23 дек. 1949 г. г. Ярославль 4 ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА 14 Особого Совещания при Министре Государственной Безопасности Союза ССР СЛУШАЛИ ПОСТАНОВИЛИ 120. Дело 1571 УМГБ Ярославской ГРУЗДЕВА Павла Александровича, области, по обвин. ГРУЗДЕВА Павла за принадлежность к антисоветской Александровича, 1911 г.р., группе сослать на поселение ур. Ярославской обл., русского, в Северо-Казахстанскую область, гр-на СССР беспартийного. Казахской ССР. Обвин. по ст. ст. 58–10 ч. I и 58–11 УК [стоит печать:] [стоит круглая [стоит печать:] Отметка в ОСК печать 25 МАРТА 1950 ПРОИЗВЕДЕНА ОСО МГБ ЯО] Арх. следств. дело 4 МАЯ 1950 330914 Жарикова Нач. Секретариата Особого Совещания 5 ащ-4 от 25 марта 1950 г. УДОСТОВЕРЕНИЕ Сим удостоверяем, что гражданин г. Тутаева, Ярославской области, Павел Александрович Груздев, нам известен. Характеризуем его беспристрастно, как примерного сына Святой Православной Церкви. Павел Александрович Груздев 1911 года рождения. Он один из немногих по городу Тутаеву проявляет себя человеком глубоко верующим, трезвым и некурящим. По воскресным и праздничным дням бывает в храме за Богослужением. Нередко принимает активное участие во время Богослужения в пении и чтении на клиросе, которое он знает хорошо.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

по оценке советских исследователей составляла 1 тыс. человек, а в Центральном Черноземье около 3 тысяч. Эти цифры вероятно занижены во много раз, но можно в основном согласиться с мнением З. Никольской, что в начале 1950-х гг. количество Истинно-Православных христиан на Тамбовщине сократилось наполовину. 772 Дело в том, что в 1950–1953 гг. по всей стране прокатилась вторая после 1943–1946 гг. волна ожесточённых гонений на Катакомбную Церковь , затихнувшая со смертью Сталина. Только в Ноябре 1950 года Военные Трибуналы войск МВД осудили несколько десятков Истинно-Православных христиан: группу в Ярославской, 10 человек в Тамбовской и группу в Рязанской областях, причём в ходе операции по аресту членов последней группы было убито двое её руководителей. 773 Весной-летом 1951 года в Рязанской области специальную проверку провёл совет по делам РПЦ. В его итоговой докладной записке отмечалось, что количество выявленных тайных молитвенных домов сократилось по сравнению с 1949 годом в два с половиной раза: со 109 до 120 в 1950 году и 77 (с 77 незарегистрированными священнослужителями) на 1 Апреля 1951 года. 774 В Костромской области 27 Марта был арестован упоминавшийся священник Ф. А. Смирнов , в 1945 году освобождённый досрочно по болезни. Свящ. А. Артамонов дал на него следующие показания: «Смирнов убеждённый церковник-фанатик. Постоянного места жительства не имеет, ведёт бродячий образ жизни, всё время ходит по селениям Бертского, Ореховского и др. районов, он мне отвечал так: «По специальности фельдшера работать не буду, потому что не доверяю советской власти, снова подберут материал и попаду в лагерь. Служить в Церковь тоже не пойду, потому что не доверяю архиерею, он идёт вместе с советской властью и тоже через него могу попасть в лагерь...». В заключение можно добавить, что Смирнов среди церковников гор. Буй пользуется авторитетом...». 18 Октября арестованного приговорили к 10 годам лагерей. Одновременно по показаниям Артамонова было заведено дело 14 членов тайной женской монашеской общины 775 и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

MENOUD Ph. La mort d’Ananias et de Saphira, dans «Aux sources de la tradition chrétienne», Mélanges offerts a M. Goguel, Neuchâtel-Paris, 1950. MICHIELS A. L’origine de l’épiscopat. Etude sur la fondation de l’Eglise, l’oeuvre des apôtres et le développement de l’épiscopat aux deux premiers siècles, Louvain 1900. MUNCK J. Paul, the Apostles and the twelve, in «Studia Theologica» 3 (1949). NAU F. La Didascalie des Douze Apôtres, Paris 1902. NEIL W. The Epistle of Paul to the Thessalonians, London 1950. OTTO R. Reichgottes und Menschensohn, München 1934. PERCY E. Die Probleme der Kolosser und Epheserbriefe, Lund 1948. PEAT F. La théologie de Saint Paul, t. I et II, Paris 1949. REICKE B. Diakonie, Festfreude und Zelos, Uppsala 1951. REVILLE J. Les origines de l’épiscopat. Etude sur la formation du gouvernement ecclésiastique au sein de l’Eglise chrétienne dans l’Empire romain, Paris 1894. RIESENFELD H. Jesus transfigure, Lund 1947. ROGUET A.-M. «Amen» , acclamation du peuple sacerdotal, Paris 1947. ROUBIER. Théorie generale du droit, Paris 1946. SABATIER A. Les religions d’autorité et la religion de 1’Esprit, Paris 1903. SAHLIN H. Der Messias und das Gottesvolk, Uppsala 1945. – Zur Typologie des Johannesevangelium, Uppsala 1950. SASS G. Apostelamt und Kirche, München 1939. SCHEPELERN W. Der Montanismus und die phrygische Kulte, 1929. SCHMIDT K.L. Die Kirche des Urchristentums, In «Festgabe für A. Deissmann», Tübingen 1927. SCHOEPS H.J. Theologie und Geschichte des Judentums, Tubingen 1949. SCHWEITZER E. Das Leben des Herrn in der Gemeinde und ihren Diensten, Zurich 1946. – Gemeinde nach dem Neuen Testament, Zurich 1949. SELWYN E.G. The first Epistle of Saint Peter, London 1949. SOHM R. Kirchenrecht, B.I., München und Leipzig 1923. SPICQ C. Saint Paul. Les êpitres pastorales, Paris 1947. – L’épitre aux Hébreux. (Série «La Sainte Bible», éd. du Cerf), Paris 1950. – L’origine johannique de la conception du Christ-prétre dans l’épitre aux Hébreux, dans «Aux sources de la tradition chrétienne», Mélanges offerts a M.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

В 1948 г. возобновились аресты священников Московской епархии. Были арестованы свящ. Виктор Жуков из Измайлова, свящ. Димитрий Введенский, настоятель Всехсвятской ц. на Соколе (управляющий делами Украинского Экзархата в 1944-1945, был приглашен митр. Николаем (Ярушевичем) из Киева в Москву, т. к. имел академическое образование), свящ. Александр Оборин, к-рый ранее был настоятелем прихода в с. Б. Семёновское Талдомского р-на. Первые двое были приговорены к ссылке в Красноярский край, свящ. А. Оборин за публичную критику нового наступления властей на Церковь был приговорен к заключению в исправительно-трудовом лагере на 10 лет. В окт. 1948 г. арестованы трое псаломщиков епархии, слушатели МДС: Алексей Никольский, Николай Шахов и Сергей Трясоруков, их в апр. 1949 г. за критику антирелиг. кампании приговорили к 10 годам заключения. К нач. 1949 г. были зарегистрированы 158 священнослужителей в Москве (4 архиерея, 105 священников, 41 диакон и 8 псаломщиков) и 312 - в Московской обл. (245 священников, 58 диаконов и 9 псаломщиков). В 1949-1950 гг. число клириков уменьшилось в результате арестов и высылок. В 1949 г. были арестованы: свящ. Павел Максимов из храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще, свящ. Николай Харьюзов из с. Загорнова Раменского р-на, архим. Вениамин (Милов) , диак. Прокопий Бараев. Свящ. Н. Харьюзов был приговорен к 10 годам лагерей, остальных отправили на спецпоселение. В 1949 г. 20 священников были высланы из Московской обл. «в целях соблюдения паспортного режима». В 1950 г. подверглись аресту свящ. Иоанн Крестьянкин , заштатный свящ. Иоанн Мельцов, диак. Александр Чарский из дер. Ванилово Виноградовского р-на (Трушин обвинил диак. Александра в том, что он организовал «массовое распространение заявлений об открытии церквей» на имя различных советских деятелей). Свящ. Иоанн Крестьянкин был приговорен к 7 годам лагеря строгого режима, остальные - к ссылке в Сибирь или в Казахстан. Всех 3 клириков заподозрили в связях с «истинно-православным подпольем мечёвцев» в Москве. В 1950 г. из Москвы и Московской обл. было выслано 15 иереев. Серьезным чисткам подверглось монашество епархии: в 1949-1950 гг. были депортированы архим. Нифонт (Бугаевский), архим. Исидор (Скачков), архим. Дамиан (Рябенко), иером. Спиридон (Едемский-Своеземцев), иером. Киприан (Новиков), иером. Иона (Новиков), иером. Серафим (Шустов). Последние аресты и депортации духовенства имели место в 1951 г. В Загорском р-не летом 1951 г. был арестован преподаватель МДС свящ. Николай Никольский. В сент. 1951 г. подвергся аресту свящ. Сарычев, настоятель прихода в Кашире. Высланы свящ. Тимофей Троицкий из Каширы и диак. Василий Поляков.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

Владимир (Тихоницкий) в Св.-Александро-Невском соборе в Париже, состоял в юрисдикции Русского Экзархата КП, протодиакон Св.-Александро-Невского собора в Париже (25.11.1956), вышел за штат но болезни (1965), поселился в русском старческом доме в Каннах. Архив: Послужный список о. В. Дехтярева (19561967). АЕУА. Дзергач Вячеслав см. Вениамин, игумен. Дикий Симеон Петрович (в монашестве Михаил) (около 1900 – сконч. после 1967, США). Эмигрировал в Чехословакию, окончил Политехнический институт в Праге, вступил в братию обители при. Иова в Ладомирово (1928), где бьш пострижен в монашество и принял священнический сан, член Св.-Владимирского братства, переехал во Францию и принят в клир Экзархата митр. Евлогия (1еоргиевского) (21.12.1934), учился в Парижском Св.-Сергиевском богословском институте (19341935), настоятель Св.-Николаевского храма в Братиславе (6.4.19351945), шумен (22.4.1939), перешел в юрисдикцию РЗЦ (1940), архимандрит (10.10.1940), в конце войны переехал в Западную Германию, где обслуживал разные церкви при беженских лагерях в Регенсбурге и затем в Пассау (19451947), из Германии письменно вошел в контакт с митр. Евлогием (12.10.1945), который назначил его настоятелем общин в Регенсбурге и Пассау (5.11.1945), но в конце концов остался в юрисдикции РЗЦ, затем уехал в Аргентину (1947), помощник настоятеля Троицкого храма в Буэнос-Айресе (1947), настоятель каф. Воскресенской церкви в Буэнос-Айресе и председатель епархиального совета Аргентинской епархии РЗЦ (10.11.194719.6.1950), местным архиереем обвинен в ереси имябожничества и запрещен в священнослужении Архиерейским Синодом РЗЦ (18.7.1950), перешел в юрисдикцию Северо-Американской Русской Митрополии (2.8.1950) и оправдан от обвинений (1950), избран епископом Буэнос-Айресским, на правах викарного епископа (11.12.196024.9.1965), архиерейскую хиротонию возглавил митр. Леонтий (Туркевич) в Нью-Йорке, правящий епископ Аргентинской епархии (24.9.1965), переход в самостийную юрисдикцию (1966), за нарушение церковных канонов и непослушание лишен сана архиерейским собором Северо-Американской Митрополии (30.3.1967), больше сведений о нем не имеется.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив: АГЗ. Седин (мирское имя не установлено) см. Арсений, игумен. Седов Николай Яковлевич см. Серафим, архимандрит . Селезнев Алексий Александрович (13.2.1870, с. Чертень Калужск. губ. – 31.3.1951, Канны, Франция), митрофорный протоиерей. Из семьи духовенства, сын священника, племянник о. Г. Остроумова – впоследствии еп. Григория – настоятеля храма в Каннах (см.). Окончил Калужскую Духовную семинарию (1894), псаломщик церкви с. Плохино Калужской епархии и законоучитель в церковно-приходской школе (18941895), определен на церковную службу за границей с назначением на должность псаломщика Св.-Михайло-Архангельского храма в Каннах (18951927), по совместительству псаломщик при домовой церкви вел. кн. Анастасии Михайловны в Антибе, псаломщик домовой церкви при русских госпиталях в Каннах и Антибе (19151919), одновременно состоял делопроизводителем при русском вице-консуле в Каннах, диакон (28.5.1927), священник (29.5.1927), хиротонию совершил архиеп. Владимир (Тихоницкий) в Ниццком соборе, состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), настоятель Св.-Тихоновской церкви в Канн-Ля-Бока (15.7.192716.2.1950), протоиерей (26.1.1937), после смерти митр. Евлогия перешел вместе с Каннским приходом в юрисдикцию МП (1941), но в 1949 был принят обратно в состав Русского Экзархата КП, уволен за штат по старости с удостоением звания почетного блюстителя Св.-Тихоновской церкви в Канн-Ля-Бока (16.2.1950), митрофорный протоиерей (28.8.1950). Архив: Послужным список о. А. Селезнева (19271951). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни Протоиерей А. Селезнев. ЦВ. 1950. 5 (26). Селецкий Евгений (дата рождения не установлена – 28.6.1976, США), протоиерей. Окончил православное отделение богословского факультета Варшавского университета (1932), священник (до 1939), эмигрировал в Германию и принят в клир РЗЦ (1944), настоятель церкви при лагере для перемещенных лиц (19451949), настоятель церквей во Франкфурте и в Бад-Хомбурге (19491951), уехал в США (1951), настоятель церкви в Буффало (19521953), настоятель церкви в Сиракьюс (19531957), помощник настоятеля церкви в Майами (19571960-е гг.), настоятель Св.-Владимировской церкви в Майами (1960-е гг.1976).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иконостас (деревянный экран, отделяющий святилище от нефа ) и царские ворота были построены и украшены местными русскими иммигрантами. Подвижные иконы и паникадила русского или китайского происхождения были подарены вдовой отца Турчинского. Мальтийский крест на передней башне здания был заложен не по литургическим причинам, а потому, что он являлся частью государственного герба Квинсленда . Передний забор, существовавший к маю 1939 года, был построен через несколько лет после возведения новой церкви, заменив более ранний забор. Работа была профинансирована Александром Бардиным, как памятник его жене и родителям. Он был построен местным прихожанином Михаилом Закржевским. Епархия Австралии была основана в декабре 1946 года, и епископ Феодор (Рафальский) был назначен ее главой. В то время в Австралии было только два русских православных прихода: Свято-Николаевский в Брисбене, основанный в 1925 году, и Свято-Владимирский в Сиднее, основанный в 1938 году. Поскольку Свято-Владимирская церковь была лишь переоборудованным домом, а Свято-Николаевская церковь была построенным храмом, епископ Феодор должен был находиться в Брисбене. После иммиграционных задержек епископ, наконец, прибыл в Брисбен в конце 1948 года и освятил Никольскую церковь в Вуллонгаббе как первый в России русский православный собор в Австралии 5 ноября 1948 года. В 1950 году епископ Феодор был назначен архиепископом Австралии и Новой Зеландии и переехал в Сидней, который был географически более центральным для епархии и содержал большее, чем в Брисбене, русское иммигрантское население. Несколько епископов-викариев занимали епископство Брисбена между 1950 и 1976 годами, но с тех пор эта должность оставалась вакантной. Через некоторое время после 1950 года здание было расширено с каждой стороны. Современное состояние [ править править код ] Русский православный собор Святого Николая остается неотъемлемой частью выживания русской культуры и религии в Брисбене, несмотря на более недавнее учреждение двух других русских православных приходов: храма Серафима в Вуллонгаббе (1950-е годы) и церкви в Рокли (1960-е годы).

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Никольск...

В 1949 г. он совершил поездку в К-поль и Грецию, где от имени Бюро этнархии обсуждал вопросы, касавшиеся Кипра, с греческим королем и премьер-министром. В ранний период М. считал, что возможно достичь энозиса через самоопределение киприотов, как политика его характеризовали опора на правые силы и неприятие левых, особенно коммунистов, а также поддержка монархии в Греции. Впосл. он пересмотрел многие из этих положений. М. сыграл важную роль в организации плебисцита (янв. 1950) о присоединении Кипра к Греции. После смерти архиеп. Макария II , 20 окт. 1950 г., М. был избран предстоятелем Кипрской Православной Церкви. В тот же день состоялась его интронизация в кафедральном соборе ап. Иоанна Богослова в Никосии. М. стал самым молодым архиепископом, возглавившим Кипрскую Церковь. Одним из способов решения кипр. проблемы М. считал привлечение к ней международного внимания (прежде всего вынесение вопроса о праве киприотов на самоопределение на обсуждение в ООН). Чтобы получить содействие Греции в осуществлении этого проекта, М. посещал Афины в 1951, 1952, 1953 и 1954 гг. Правительства С. Венизелоса (1950, 1951) и Н. Пластираса (1950, 1951-1952) не могли оказать существенную поддержку киприотам из-за политической и экономической зависимости Греции от Великобритании и США. Поэтому М. привлек на свою сторону греч. общественность, профсоюзы и Элладскую Церковь. Большое внимание он уделял просветительской работе и разъяснению национальных задач, стоявших перед населением Кипра. Для консолидации греков-киприотов создавались молодежные, профсоюзные и религ. орг-ции. В 1952 г. архиепископ учредил Всекипрские национальные собрания, на к-рых делегаты от всех областей острова обсуждали политические и социальные вопросы, проблемы экономики и образования. Одновременно (с лета 1951) была начата тайная подготовка вооруженной борьбы. Во время поездки в США, осенью 1952 г., М. не только присутствовал на заседаниях VII Генеральной ассамблеи ООН, но и провел в нескольких штатах встречи с эмигрантами-киприотами, чтобы привлечь их к борьбе за независимость. С этой же целью М. обращался к греко-киприотам, живущим в Египте и Сирии.

http://pravenc.ru/text/2561422.html

Митрополия в 1950 г. готовилась к церковному собору. Как и перед Кливлендом, выработан был в октябре Наказ, опубликованный в «Р. А. П. В.» 11, ноябрь 1950 г.). Седьмой параграф его гласил: «Решения Собора, принятые на Его пленарных заседаниях, сразу же поступают на Собор Епископов и по утверждению их входят в законную силу». Однородное, основанное на канонах Церкви, правило имелось и в Наказе Кливлендского собора. Но злонамеренные члены его добились отмены такового. Тем самым, постановления собора, не получив утверждения Собора Епископов, не имели законной силы. Заговорщики стремились тогда к подчинению московскому «патриарху», выполнявшему задания богоборческой власти, которая с 1922 г. всеми способами вела борьбу с Зарубежной Русской Церковью. Они прекрасно понимали, что большинство епископов не утвердит проводимых ими просоветских постановлений собора. В силу этого им и понадобилось отменить каноническое правило Наказа. В 1950 г. волноваться уже не приходилось. Углубители раскола знали, что епископат митрополии препятствовать им не будет. Один из видных устроителей раскола, четверть века занимавшийся этим разрушительным делом, протопресвитер Гр. Ломако, определил настроенность свою и единомышленных с ним в статье: «К предстоящему 8-му Американскому Собору» («Р. А. П. В.» 10, окт. 1950 г). В конце этой статьи он писал: По имеющимся сведениям, ожидается приезд М. Анастасия и окружающих его иерархов в нашу страну, т. е. в пределы нашей, имеющей уже полуторавековой возраст, церковной области. Совершенно ясно, что только с благословения нашего Первосвятителя их пребывание здесь и всякое священнодействие может иметь каноническое значение и силу. К этому времени, действительно, был уже решен вопрос о перенесении в Соединенные Штаты Сев. Америки управляющего органа Зарубежной Церкви – Архиерейского Синода. Высшее церковное учреждение, которому до раскола, учиненного в 1926 г. митр. Евлогием, подчинялся и о. Ломако, последний счел возможным именовать «окружающими» митрополита Анастасия иерархами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Только 21 декабря 1950 г. архим. Поликарп приехал из Харбина в Москву. В сентябре 1951 г. он был назначен в Иерусалим начальником Русской Духовной Миссии в Палестине и служил там до апреля 1955 г., затем был духовником Свято-Николаевского женского монастыря в Мукачево. 19 июля 1957 г. в Троице-Сергиевой Лавре состоялась хиротония о. Поликарпа во епископа Кировского и Слободского, которую возглавил Патриарх Алексий. В ноябре 1962 г. Владыка Поликарп был назначен епископом Архангельским и Холмогорским, в январе 1966 г. — епископом Ивановским, а в июле 1968 г. — епископом Пензенским и Саранским. 16 декабря 1969 г. он был уволен на покой и проживал в Симферополе, где и скончался 23 июля 1989 г. Погребли Владыку на кладбище с. Пионерское в Крыму, в тех местах, где он, будучи на покое, часто рисовал. [lxxxii] Таким образом, при активном содействии южнокорейских властей и американской оккупационной администрации Русская Православная Миссия в Сеуле перешла в юрисдикцию возглавлявшего Северо-Американский митрополичий округ митрополита Феофила (Пашковского, 1874-1950). Церковные, также как и дипломатические, торговые и культурные связи между Россией (в тот момент СССР) и Южной Кореей были насильственно расторгнуты. Начальником Миссии стал о. Алексей Ким Ли Хан, управлявший ею до середины 1950 г. Падение Сеула в первые дни Корейской войны поставило православных прихожан перед выбором — остаться под коммунистической властью или уходить на юг с отступавшими войсками. Большинство, по всей видимости, бежало в Пусан, взяв с собой церковные святыни, но их пастырь — о. Алексий остался и был арестован коммунистами 9 июля 1950 г., депортирован на север страны и бесследно исчез (вероятно, погиб). Во время боев за Сеул здание Российского консульства оказалось разрушено, принадлежавшие Миссии постройки сильно пострадали, а церковь взорвали. [lxxxiii] После изгнания северян из Сеула православные корейцы вернулись к разрушенным зданиям Миссии, и первоначально были вынуждены собираться во дворе.

http://bogoslov.ru/article/465367

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010