По сторонам головы свт. Николая расположена надпись «Николай Великорецкий». Икона дополнена рядом изображений, в которых, вероятно, отражаются принципы компонования икон с домонгольского времени: на верхнем поле - Этимасия и ангелы, в среднике по сторонам головы святителя - Никейское чудо, на боковых и нижнем полях - избранные святые, причем на боковых - святитель в шапке (возможно, Кирилл Александрийский или Иона Московский) и преподобные, на нижнем - св. жены, в центре - прп. Мария Египетская. Темный тон личного письма, облачные сегменты, сочетание греческих и славянских слов в надписи, классические пропорции ликов и фигур, несмотря на простоту живописного решения, близки к принципам новгородско-псковского искусства сер.- 2-й пол. XVI в. Неустойчивость иконографического извода, вариативность в надписях показывают, что почитание псковской иконы-статуи находилось в процессе формирования. Возможно, оно не смогло получить более широкого распространения из-за Смутного времени, прервавшего мн. процессы как в общественно-экономической, так и в духовной и культурной сферах. Ист.: Псковская I летопись//ПсковЛет. 1941. Вып. 1; Псковская III летопись//Там же. 1955. Вып. 2. Лит.: Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913; Андреев Н. Е. Митр. Макарий как деятель религ. искусства//SK. 1935. Т. 7. С. 227-244; Макарий (Веретенников), архим. Всерос. митр. Макарий - почитатель свт. Николая Мирликийского// Он же. Московский митр. Макарий и его время. М., 1996. С. 165-174. С. 167; Пивоварова Н. В. Св. Николай Великорецкий//Св. Николай Мирликийский в произведениях XII-XIX ст. из собр. Рус. музея. СПб., 2006. Кат. 76. С. 190-191; Маханько М. А. Чтимые иконы свт. Николая Чудотворца на р. Великой: От Пскова до Вятки//Обретение святых: Сб. ст. по мат-лам науч.-практ. конф. Киров, 2014. С. 89-96. Великорецкая Вятская (Никола Великорецкий) икона Чудотворный житийный образ, особенностью к-рого является равновеликий масштаб средника и клейм. По преданию, икона явилась Семену Агалакову на р.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

Взято у Лосково приказщика у Пятово Щербинина судных пошлин и явошных и боранных и кунишных денег рубль 10 алтын 5 денег. Проданы сапоги мирские, взято 4 алтына. Продан таз меднои, взято 5 алтын 2 деньги, а весу в нем полторы гривенки. На Неустроике на Безстужеве взято по кабале уплаты 8 алтын. Продано сукна вишневого аршин, взято 10 алтын. Взято на Федоре на Крошенине за недомернои овес 32 алтына. Рукины Слободки постригся крестьянин Агафон Соколов, дал вкладу 4 рубля. Старец Дмитреи Шаблыкин дал вкладу 30 рублев денег. И всего в месяце в марте в приходе денег 942 рубля 19 алтын з деньгою. Месяц апрель, приход денгам. Игумен Матфеи и старцы соборные написали 351 рубль 2 алтына 2 деньги, что были написаны на строителе на старце Порфирье Ошевенском. Да 100 рублев Дмитровских соляных денег продажа старце Гедеона, а те обои деньги издержал на Москве строитель старец Порфирье покупал монастырскую покупку, а та покупка пришла в монастырь 114 году при казначее при старце Филарете. Слуга Стефан Озерецкои дал вкладу 13 рублев. Стефан же Озерецкои дал за брата своего за Василья Озерцеково вкладу 10 рублев денег. После Стефана ж, как преставися, взято в казну на воск да на темьян 20 алтын, да после ево ж осталось денег 3 рубля 23 алтыны 2 деньги. И всего в месяце апреле в приходе денег 478 рублев 12 алтын 2 деньги. Месяц маи, приход денгам. Рукины Слободки прислал староста Федор Нечаев празнишных денег вытных рубль 19 алтын з деньгою. Продана келья Стефана Озерецково Дементью Боркову да Леве Тырлову с товарищы, взято 3 рубля денег. Преставися священик Петр, осталось после его на воск да на темьян 20 алтын. Продано Стефана Озерецково платья и рухляди, взято денег 17 рублев 14 алтын 4 деньги. Преставись Елизар, прозвище Костар, осталось после его денег 4 рубля 31 алтын 3 деньги. Старец Андроник привез ис Куности вымолных денег 10 рублев. Казарин Редриков прислал на молебен 4 алтыны 4 деньги. В Великоселье взято с монастырского онбара онбарщины 7 алтын 3 деньги. Старец Измаило привез с Вологы с монастырских купчин оброку 40 алтын

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

С запада к церкви примыкает во всю ее ширину узкий и невысокий притвор (5 арш. ширины внутри), с фронтонною кровлей, лежащей гораздо ниже церковной крыши. Нужно полагать, что прежде он был открытым, но впоследствии пролеты его заделаны стенами. На восточной стороне имеются 3 абсиды, из коих средняя больше боковых и украшена валиковыми разводами. Особенность внутреннего устройства храма состоит в отсутствии подпружных арок. Купол опирается прямо на коробовые своды. В юго-западном углу, на высоте хор, устроена каменная палатка. Подобное же помещение находится в алтаре, над диаконником. Высота его 2 с. 1 в., длина 1 арш, 9 1/2 в. и ширина 2 арш. 2 в. Здесь устроена каменная лавочка, а в южной стене было проделано окошечко, ныне заделанное. Можно думать, что здесь был тайник для сокрытия, в случае опасности, церковных драгоценностей, а может быть, и людей. В стенах и парусах церкви видны голосники. В восточной части притвора, за иконостасом, находится плита 1690 г., с именем погребенной Наталии Васильевны Колобовой, урожденной Тимашевой. Около 1860 г., при устройстве набережной против церкви, была разломана часть городской стены, причем обнаружился замурованный склеп, а в нем дубовый гроб. В нем оказался завернутый в саван скелет, до того истлевший, что части его легко уносились дуновением ветра. Предполагают, что это был некий Псковский затворник Иван, живший 22 года в городской стене, проводя дни в посте, молчании и молитве. Летопись упоминает о нем под 1616 г. Из книги Н.Ф. Окулич-Казарин " Спутник по древнему Пскову " . Псков, 1913. ...Наиболее ранней псковской постройкой с упрощенными сводами и восьмискатной крышей приходится признать церковь Георгия со Взвоза, датированную 1494 годом. По-видимому, до этого времени восьмискатные покрытия не применялись в псковской церковной архитектуре. Нужно учесть также, что именно в эти последние семь-восемь лет XV века в псковской архитектуре появились приемы и формы, ставшие характерными для всего XVI века и, начиная с этого времени, исчезают многие архитектурные приемы XV века. В 1496 году была построена церковь Богоявления с Запсковья — первый псковский храм, в котором ступенчатые своды соединились с восьмискатной крышей. С этих пор псковичи ступенчатые своды стали скрывать в чердачном пространстве за высоко поднятыми щипцами восьмискатных покрытий, отказались от постаментов под барабанами глав, не повторяя их даже при возобновлении старой постройки, имевшей до того постамент, отказались от шестнадцатискатных покрытий, характерных для XV века...

http://sobory.ru/article/?object=00508

А теперь вновь те же воры – Ивашка Заруцкий с товарищами государей выбирают себе таких же воров козаков, называя государскими детьми: сына калужского вора, о котором и поминать непригоже, а за другим вором под Псков послали таких же воров и бездушников, Казарина Бегичева да Нехорошка Лопухина с товарищами, а другой вор, также Димитрий, объявился в Астрахани у князя Петра Урусова, который калужского убил. И такими воровскими государями крепко ли Московское государство будет и кровь христианская литься и Московское государство пустошиться вперед перестанет ли? А такими правителями, князем Дмитрием Трубецким да Ивашкою Заруцким, Московскому государству можно ли состояться? Они никогда в своем доме не умели ничего расправить, а теперь таким великим и преславным государством и вами всеми владеют и указывают, не для чего другого, как только для своих бездельных корыстей, воровства и содомского греха, а Московскому государству на конечное разоренье. А великий государь Жигимонт король с большого сейма, по совету всей Польской и Литовской земли, сына своего великого государя королевича Владислава на Владимирское и Московское государство отпустил, и сам до Смоленска его провожает со многою конною и пешею ратью, для большого успокоенья Московского государства, и мы его прихода к Москве ожидаем с радостью. Сами можете рассудить, что Московское государство усмирить и кровь христианскую унять можем только Сигизмундом королем и сыном его. Видя нашу беду и конечное разоренье, между нами нестроенье и несовет, кто не подивится, не восплачет и не возрыдает? Со всех сторон Московское государство неприятели рвут, и всем пограничным государям в посмех мы и в позор и в укоризну стали. А все это от вас, от вашего непокорства и крестного преступления». Бояре писали правду: козаки подмосковного стана действительно вошли в сношения с ивангородским самозванцем, которому в это время удалось утвердиться в Пскове, почему он обыкновенно и называется псковским. Казарин Бегичев, приехавши из-под Москвы в Псков, не пожалел своей души и старости, как взглянул на вора, так и закричал: вот истинный государь наш калужский! А 2 марта подмосковный стан присягнул самозванцу по заводу Ивана Плещеева.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Новгороде 1862 г. (скульпторы М. А. Чижов, А. М. Любимов) Д. представлен вместе с блгв. князьями Александром Невским и Михаилом Тверским, князьями Мстиславом Удалым, Даниилом Галицким и др. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 173; Ляпустин А. , свящ. Тексты сказаний о псковских чудотв. иконах Божьей Матери//Тр. Псковского церк.-археол. комитета. Псков, 1910. Т. 1. С. 97-101; Каликин Ф. А. Портретное изображение псковского кн. Довмонта//ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 272-276; Kämpfer F. Das russische Herrscherbild: Von den Anfängen bis zu Peter dem Grossen. Recklinghausen, 1978. S. 145-148; Бобров Ю. Г. Новооткрытый деисусный чин из ц. прп. Сергия Радонежского в Изборске//ПКНО, 1978. Л., 1979. С. 267-273; Охотникова В. И. Повесть о Довмонте: Исслед. и тексты. Л., 1985. С. 176-186. Ил.; она же. История Мирожской иконы Богоматери и лит. текстов о ней (кон. XVI - XVII вв.)//ТОДРЛ. 1997. Т. 50. С. 739-746; Родникова И. С. Псковская икона XIII-XVI вв. Л., 1990. Кат. 10, 148; Ткачева Н. М. Псковские иконы кон. XVI - нач. XIX в. на сюжет сказания о видении Дорофея// Белецкий В. Д. Псковский Кремль в планах и изображениях XVII-XIX вв. СПб., 1997. Прил. 1. С. 36-47; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 458-459; Т. 2. С. 100-101; Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 240; Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 2001. С. 86, 206; Пуцко В. Г. Иконы рус. князей: портрет и универсальная типология//Макарьевские чт.: Мат-лы VIII Рос. науч. конф. Можайск, 2001. Вып. 8: Рус. государи - покровители православия. С. 364-377; Круглова Т. В. , Сарабьянов В. Д. Образ Богоматери Мирожской//Земля Псковская, древняя и современная: Мат-лы науч.-практ. конф. 2000-2001 гг. Псков, 2002. С. 50-66; Лифшиц Л. И. Очерки истории живописи древнего Пскова: Сер. XIII - нач. XV в.: Становление местной худож. традиции. М., 2004. С. 121-127; Преображенский А. С. Ктиторские портреты средневек. Руси и их воздействие на рус. иконографию (XI-XV вв.): АКД. М., 2004. С. 16, 19, 21; Иконы Пскова.

http://pravenc.ru/text/178701.html

Помощь заключенным священникам тоже такое дело, которое требует постоянного внимания. И опять нужны люди, нужна твердая организация. Отец Сергий уже наметил для начала нескольких, с кем надо поговорить, из кого создать костяк, с некоторыми из них начинал и разговор, но заниматься этим делом вплотную все не находил времени. Глава 36. «В бурю, во грозу» С каждым днем положение становилось все более угрожающим. То оттуда, то отсюда доходили известия о новых арестах, о вновь закрывающихся церквах. За этот период в викариатстве из двухсот церквей осталось двадцать. Их закрывали не просто, а злобно, с кощунством. Входили в церковь в шапках, с папиросами, с матерщиной. В Клопихе рубили иконостас топорами, грубо сдирали облачение с престола, садились на него. Священником там был Тимонин-Казарин, брат председателя горисполкома, человек настойчивый, энергичный. Он приехал в город и, по очереди с председателем церковного совета Талачи, обивал пороги всех мало-мальски подходящих учреждений, добиваясь не только открытия церкви, а и наказания хулиганов. — По кодексу за оскорбление религиозного чувства верующих шесть месяцев тюрьмы полагается, — говорил он. — Тоже, конечно, не густо, да хоть бы по месяцу или по два им дали, и то бы другие поостереглись. Его увезли с паперти Нового собора. Дождались, когда он шел под праздник ко всенощной, посадили в подъехавшую машину и увезли прямо в Саратов. Но оказалось, что он был готов и к этому, даже позаботился, чтобы дело после него не остановилось. Его, уже в одиночку, продолжил Талачи. — С меня батюшка перед крестом и Евангелием клятву взял, что не успокоюсь, — объяснял он. Да я ведь хохол, а хохлы — они упрямые. Через некоторое время исчез и он. На узловой станции Ершово местный начальник Самородов арестовал всеми любимого и уважаемого протоиерея отца Николая Позднева. Народные представители собрались к Самородову просить освобождения отца Николая. Им отказали, а когда они начали настаивать, вывели их из помещения и заперли двери. Ершовцы — народ рисковый, вольница, потомки былых беглецов на вольные земли, в основном железнодорожники; много было и красных партизан. Толпа все увеличивалась, накалялась… Сначала только кричали, требовали освободить батюшку, потом начали стучать… напирать… дверь затрещала… Самородов сообщил по телефону в Пугачев, но, видя, что события развертываются быстрее, чем может прийти помощь, застрелился. Кто-то из сотрудников оказался догадливее его — Позднева отпустили, взяв с него подписку, что он сам приедет в Пугачев. Таким образом, до того неизвестный сельский священник повторил подвиг святого Иоанна Златоуста . Он уговорил народ разойтись, успокаивал их, пока они еще, кажется, трое суток дежурили, охраняя его дом. Потом, когда все поверили в его безопасность, тихонько, ночью, уехал в Пугачев. Там по делам духовенства работал тоже Самородов, старший брат застрелившегося.

http://azbyka.ru/fiction/otcovskij-krest...

713 Высочайше утвержденное 18-го декабря 1835 г. постановление Секретного Комитета от 3-го дек. этого года (К.Ο.П. 23283). 723 К.Ο.П. 23161. По объяснению гражданского губернатора, Мирский был известен, как поборник либерализма, а не религии. Выходка же его имела в виду возбудить других помещиков против распоряжений правительства. 736 По донесении пр.Василием об этом факте и по докладе его об.-прокурором, Государь написал: «Виновного судить военным судом». Суд постановил: «Вменив ему в наказание содержание под арестом и в течение девяти месяцев, для вящего восчувствования его вины отдать его в солдаты». ( Кол.1837 г. 66). 738 Кол. 87, 1840 г. Казарин боялся, что риза эта достанется православным в случае обращения церкви в православную. 742 Дьяков, «человек весьма справедливый и строгий, и своершенноо противоположный вашим Виленским властям. Поляков гоняет гораздо более, нежели кн.Хованский» – писал 23-го июня 1836 г. пр.Смарагд архим.Платону (Арх.Пожарского монастыря). 752 Действительно, некоторые помещики тотчас, по получении предписания пр.Василия о высылке ему монстранций и пр., забрали их из церквей, заявив, что они были приобретены на их счет. Пр.Василий предписал после этого деканам, чтобы они в тех случаях, когда монстранции не будут выдаваться добровольно, отбирали их при помощи полиции. Иные же помещики, как Дриссенский уездный предводитель дворянства Глазко, Лопатинский и другие, пытались откупать их у униатских церквей. Но пр.Василий не соглашался и на это (П.Д.К. 1836 г. 6). 765 П.Д.К. 561. Нач. 22-го ноября 1845 г. Ср. 286, 1835 г. Наблюдение за учениками было поручено инспектору семинарии: предметы преподавались особыми учителями. Учебники по св.истории и катехизису были выписаны из Московской синодальной конторы, буквари – из книгохранилища Комиссии духовных училищ, а устав изучался практически 62, 1835 г.). Из дальнейшей судьбы этого училища нам известно, что в августе 1845 г. пр.Василием, вследствие ходатайства семинарского правления, оно было перемещено в Полоцкий Богоявленский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

На крыше придела декоративный барабан с главою. К западной стене ближнего придела в том месте, где дверной проем, примыкает колокольня, первый ярус которой служит притвором южному приделу. Второй ярус звена шестигранный с арочными проемами, отделяется тягой (карнизом) от меньшего верхнего шестерика с декоративными кокошниками, над последним деревянное навершие со шпилем. Материал - известняковая плита. Размеры: длина 25 м., ширина 20 м. Четверик с притвором - длина 18 м, ширина 8 м. Церковь оштукатурена и побелена. В церкви сохранились следующие произведения древнерусской станковой живописи: в четверике: мученик Христофор XVII в. Размер - 171 х 45 см - под поздней записью. В придельной церкви: Никола Можайский со створами в киоте, размер 39.6 х 44 см. Возможно, древняя (под записью) по преданию принесена в церковь из села Березки, где была оставлена царем Иоанном Васильевичем Грозным, во время посещения церкви 1570 г. В 1971 г. придельная церковь была расписана клеевыми красками по образцам древнерусских росписей художниками Кравченко В.П. и Тевосян Г.Т. (комбинат Московского художественного фонда). Общие сведения: Церковь Николая Чудотворца в Любятово относится к типу храмов четырехстолпных одноапсидных ранней поры псковской школы зодчества. До наших дней подобные храмы сохранились: в старом Изборске (Никольский собор), церковь Ильи Пророка в Выбутах, церковь Михаила Архангела и Варлаама Хутынского в Пскове, в Палкинском районе в Новой Уситве - церковь Покрова Богородицы. Для церквей такого типа характерно тяготение к формам древних храмов. Это как бы переходная стадия от древнерусских храмов византийского типа к церквям XIV-XVI вв. периода расцвета псколвской школы зодчества. Несмотря на переделки и поздние пристройки памятник не утратил историко-художественного значения и представляет большой интерес среди архитектурного наследия древнерусского зодчества. Материалы:  для истории монастырей и церквей псковской губернии. Псков, 1871. Документы псковского Николаевского Любятова монастыря, обращенного в приходскую церковь села Любятова. Лебедев Г. Погост Любятово. Псков, 1887. ЛОИА, д.546339. Метрика церкви Николая Чудотворца. 1887. Окулич-Казарин Н.Ф.. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913., с.288-291. Псковские летописи. М.,1941, т.1, с.116,137. Псковские летописи. М.,1955, т.2, с.272. Сборник МАМЮ, М., т. V, 1913. Состояние объекта: хорошее. Персоны: Назимов В.Л. разработал проект реконструкции каменного придела в 1905 г. Доступность: доступен для осмотра. Реставрационные работы не проводились. Обмерные чертежи выполнены в 1956 г. архитектором ПСНРПМ Лебедевой В.А., хранятся в архиве ПСНРПМ.

http://sobory.ru/article/?object=29912

Неизвестно, когда именно к центральному храму пристроен придел во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы. Но о его освящении в клировых ведомостях за 1808 год говорится: «при перемене срачицы на престоле найдена следующая надпись: священа быстъ церковъ ciя въ лето 7146го а отъ Рождества Христова 1639го года октября в 27й день». До 1764 года архиерейский дом, монастыри и приходские церкви имели свои вотчины. В 1764 году в России основная часть монастырских земель и крестьян перешла государству, а духовному ведомству было назначено жалование. Введены новые штаты церквей и духовенства. Исследователь псковской старины митрополит Евгений (Болховитинов) в своем труде «История княжества Псковского» сообщает: «по штатам 1764 года церковь положена с окладным жалованьем вместо Ильинской, в наличности тогда не оказавшейся». В 1787 году церковь по указу Псковской духовной консистории приписана к Нововознесенской. В XIX - начале ХХ века оставалась приписной, но действовала благодаря заботам настоятелей и прихожан. В 1819 году вместо ветхой звонницы к храму пристроена колокольня с каменным крыльцом. 8 апреля 1842 года протоиерей Николай Милевский со страниц «Псковских губернских ведомостей» обратился к псковичам с призывом восстановить один из древнейших храмов Пскова. А в выпуске этого же издания за 1844 год читаем: «2-го июля Высокопреосвященным Нафанаилом и почетнейшим Духовенством совершено было, в присутствии Военного Гражданского Губернатора г. Пскова и Псковского Губернатора Федора Федоровича Бартоломея, Почетнейших Чиновников города, как Гражданских, так и Военных, и многочисленного народа, торжественное освящение обновленного храма». Церковь обновлена стараниями старосты церкви, псковского купца Ладыгина, на пожертвованные его свояченицей девицей Натальей Михайловной Постниковой средства. Тогда же был сделан новый иконостас, художником Денисовым написаны новые иконы. Н.Ф. Окулич-Казарин приводит список особо выделяющихся искусством икон: «С лвой стороны царскихъ вратъ Бoжuiя Матерь, справой Христосъ; Мученицы Hamaлiя и Евдокия; Святые Ahacmaciя Римлянка и Ahacmaciя Узорешительница; Снятие со Креста –koniя съ картины Брюлова; Aлekciй, человекъ Бoжiй; В придл св.Параскевы: Древняя икона св. Параскевы 1 ар. 8в. х 1 ар. 4 верш.[примерно 107 см х 90 см]». Обновлённый храм был освящен в честь святой великомученицы Анастасии Узорешительницы.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_вмц._А...

в Христорождественском соборе Коврова (до 1778 село, вотчина Спасо-Евфимиева монастыря; Березин В. М., Добронравов В. Г. Ист.-стат. описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1898. Вып. 5. С. 147; существующий каменный храм датируется кон. XVII в. или 1778). Нек-рые изображения святого появлялись вдали от Калязинского мон-ря благодаря его постриженикам. Так, в Хлынове (Вятке) в крестовой церкви Вятских архиереев во имя прп. Алексия, человека Божия, находилась местная икона «Вседержителя, вверху ангели на облацех, а в подножии молящиеся Алексий, человек Божий, да Макарий Колязинский» (Переписная книга домовой церк. утвари преосвящ. Дионисия Вятского 1702 г.; Завойская Н. Е. К биографии Вятского архиеп. Ионы//ВЦИ. 2009. 3/4(15/16). С. 221). Храм во имя «государева ангела» и вспоминаемого вместе с ним М. был устроен Вятским архиеп. Ионой (1674-1699), принявшим постриг в Калязинском мон-ре; пядничный образ М. в басменном окладе находился среди келейных икон владыки (Роспись преосвящ. Ионы, архиеп. Вятского и Великопермского келейным его и церк. предметам и вещам//Тр. Вятской УАК. Вятка, 1912. Вып. 1/2. С. 206). В удаленных от обители городах, где издавна существовали престолы во имя прп. Алексия, человека Божия, создавались иконы прп. Алексия и М.: подобный образ был в псковской Алексиевской ц. «с Поля», построенной в 1540 г. ( Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову (любителям родной старины). Псков, 2001. С. 232; 2-й святой назван только по имени - Макарий, скорее всего это М.). В устроенном после рождения царевича Алексея приделе во имя прп. Алексия, человека Божия, при ц. Похвалы Богородицы на архиепископском дворе в Тобольске к 1636 г. стояли местные иконы (высота 2 м) прп. Алексия, М., исп. Матфея, чье имя калязинский преподобный носил в миру (вероятно, создание образа М. было связано и с его почитанием Тобольским архиеп. Макарием, строителем Похвальской ц.) (Переписные книги 1636 г.//История Сибири: Первоисточники. Новосиб., 1994 [Вып. 4]: Тобольский архиерейский дом в XVII в. С. 106). Благодаря почитанию М. царем Алексеем Михайловичем в находившемся под его особым покровительством Саввином Сторожевском мон-ре к 1667 г. среди аналойных икон избранных святых были образы прп. Алексия, человека Божия, и М. (в описи монастырской ризницы обе числятся под 17 марта: Описи Саввина Сторожевского мон-ря XVII в. (Мат-лы для истории Звенигородского края)/Сост.: С. Н. Кистерёв, Л. А. Тимошина. М., 1994. Вып. 2. С. 33). Прочная связь между образами 2 святых позволяет предположить, что именно М., а не прп. Макарий Унженский представлен рядом с прп. Алексием на подольнике саккоса, пожалованного царем Алексеем патриарху Никону (1655, ГММК; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат. М., 2004. Кат. 108).

http://pravenc.ru/text/2561316.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010