Разделы портала «Азбука веры» «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам», — говорит Господь Иисус Христос своим ученикам. Научение вере, катехизация или оглашение — это Божия заповедь. Необходимость оглашения подтверждают 46е правило Лаодикийского и 78е правило Шестого Вселенского соборов. Кто такие оглашенные? Оглашенные (или по-гречески — «катехумены») — это в первую очередь христиане. Они еще не приняли крещения, но уже считались членами Церкви Христовой и присутствовали на части богослужений, слушали Священное Писание. Во II-III веках срок оглашения был не менее трех лет. Гонения и ереси, вероучительные споры требовали от христиан стойкости и знания своей веры. Поэтому Церковь очень ответственно подходила к принятию в свое лоно новых членов и очень благоговейно относилась к самому таинству крещения. И ко времени, когда в VI веке христианство стало государственной религией в Византии и в церковь пошло много язычников, уговоренных родственниками-христианами или желающих продвижения по службе (статус христианина этому способствовал), Церковь встретила их уже проверенной практикой длительной подготовки к крещению. В какой-то степени катехуменат был буфером между Церковью и миром: с одной стороны, Церковь через огласительные беседы говорила с миром; с другой — институт оглашенных защищал Церковь от проникновение в нее духа мира сего. Но главное, эта промежуточная стадия между сознанием язычника и верного христианина нужна была самим оглашенным: для испытания своей верности Христу, покаяния, «перемены ума» в самом прямом смысле — перемены приоритетов, ценностей, всего мировоззрения и поведения. Главной задачей катехизации было не столько обучение основам веры, сколько введение оглашенных в жизнь и Предание Церкви. Вступительные экзамены В древности таинство крещения было не частным, а общественным и торжественным событием. В канун Пасхи и Пятидесятницы, в Рождественский и Богоявленский сочельник крестились все прошедшие огласительный период и интенсивный курс изучения основ веры. Во II-III веках оглашение могло длиться от года до трех. Язычники, уверовавшие во Христа как Сына Божьего, впервые приходя в церковь, должны были пройти собеседование с епископом или другим назначенным им членом клира: пресвитером или диаконом. Будущие оглашенные рассказывали о себе и причинах своего намерении креститься; епископ говорил им небольшую проповедь о том, что такое христианская жизнь и чем христианство отличается от язычества.

http://azbyka.ru/katehizacija/istoriya-k...

Разделы портала «Азбука веры» Можно ли жениться на разведённой? А венчаться? Похожие вопросы 5 Ответов Есть такое понятие в Церкви: икономия , принцип решения церковных вопросов с позиции снисхождения, чтобы не было хуже. Вот по этому принципу — можно. Сейчас Церковь при разводе не исследует обстоятельства, а лишь констатирует, что брак распался и восстановить его не представляется возможным, а правящий архиерей даёт благословение на второй церковный брак (венчание), в крайнем случае, даже и на третий, но не более. На этом, церковная икономия в Православной Церкви заканчивается (а католики, например, вообще её не допускают, не благословляют повторные браки и не причащают второбрачных никогда). Так как надо предельно ясно понимать, что евангельский и церковный идеал — однобрачие. Один мужчина и одна женщина в вечности. И ничего более, кроме любви. К нему призывает Христос и Его Церковь: «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» ( Матф.19:3–9 ).  Моисей, применяет икономию, чтобы, по словам блаженного Феофилакта Болгарского , по причине жестокосердия древних евреев и нравственной распущенности, они, вознамерившись вступить в брак с другими женами, не стали погублять первых жен. А Христос Спаситель возвещает людям идеал, то что ждёт Бог от каждого человека, то каким должно быть устроение Божьего мира, то что принесёт людям радость и мир с Богом и друг другом.

http://azbyka.ru/vopros/grex-li-zhenitsy...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Богословие (греч. θεολογα от греч. θες — бог (Бог) и λγος — слово: слово от Бога, слово о Боге, слово, обращенное к Богу) — 1) слово (Откровение) Бога о Себе, Его отношении к миру; о мире, призвании и предназначении человека; 2) практика богообщения , духовная жизнь; 3) слово (учение) Церкви о Боге; о мире как объекте Божьего Творения и Промысла ; о человеке как образе и подобии Божьем ; 4) название, прилагаемое к научным дисциплинам, исследующим отдельные направления учения Церкви о Боге и богопочитании (Догматическое Богословие, Нравственное Богословие, Литургическое Богословие и т. д.). Как развивался термин «богословие»? В дохристианскую эпоху богословами именовались люди, которые «свидетельствовали» о «богах». В первые времена существования Церкви термин «θεολογα» – «богословие» – нередко относили к содержанию Священного Писания. Кроме того, с развитием христианства этим термином стали обозначать учение о Боге-Троице, о Боге-Слове – Господе Иисусе Христе. Наконец, со временем под богословием стали подразумевать совокупность наук о Боге и Его отношении к миру и, в частности, к человеку; о мире и человеке, как объекте творения и Промысла Божия; о путях и средствах спасения человека; о христианской этике; о формах и способах богослужения и богопочитания; об истории Церкви; о последних судьбах мира и пр. Какие богословы сыграли важнейшую роль в формировании православного богословия? В самом строгом значении слова Богословом является Бог, ибо только Он знает Себя во всей полноте и открывает Себя людям в той мере, в какой считает уместным. В особом значении слова Церковь обозначает именованием «Богослов» евангелиста Иоанна Богослова, святителя Григория Богослова и преподобного Симеона Нового Богослова . Между тем, к богословам в широком значении слова принадлежит большое количество представителей Церкви. Помимо названных лиц это и отцы-каппадокийцы – святители Василий Великий , Григорий Богослов, Григорий Нисский , Афанасий Великий , Кирилл Александрийский , Иоанн Златоуст , Григорий Палама , преподобные Максим Исповедник , Иоанн Дамаскин , и многие, многие другие. Что такое апофатическое и катафатическое богословие?

http://azbyka.ru/bogoslovie

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление О таинствах Крещения и Миропомазания. Объяснение священнодействий и обрядов при совершении Таинств По благословению епископа Саратовского и Вольского Лонгина …Мы погреблися с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Послание св. апостола Павла к Римлянам. Глава 6, стих 4 Введение Разными путями приходят люди к Богу. Иногда эта встреча бывает внешне неожиданной, иногда она — обретение, выстраданное или подготовленное долгим путем исканий. Обращение может произойти в любом возрасте — в детстве или юности, в зрелости и старости. Каждый человек — будь то ребенок, в котором только проснулось осознание конечности своей жизни, или прошедший уже немалый путь взрослый — задумывается о смысле человеческого существования. Многим знакомо это состояние душевного томления и беспокойства, чувство неполноты бытия. Именно в такие моменты глубокого обращения к своему внутреннему и пристального внимания к окружающему искренней душе становятся особенно ощутимы знаки присутствия Божия: Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною ( Откр.3:20 ). Господь, создавший весь мир и нас в нем, Владыка вселенной — стоит у дверей нашего сердца и ждет, когда человек отворит Ему — уверует и соединится с Ним, Подателем жизни. Так нам предлагается первый духовный дар от Бога — предощущение благодати, которой живет, дышит и укрепляется человек, уверовавший и исповедовавший, что он — Божий. Он Богом сотворен, Богом любим, Богом искуплен страшною крестною Смертью; по Его воле человек до срока пребывает на земле, Им он будет призван из мира сего, пред Ним, Своим Творцом и Судией, он предстанет в последний день перед вечностью. А что в вечности? Это как раз зависит от того, откликнется ли человек на зов Господа своего, будет ли он способен воспринять и всей жизнью усвоить себе благодать Святого Духа, которую дает Господь, чтобы спасти нас. «Истинная цель жизни нашей христианской,— говорит преподобный Серафим Саровский ,— состоит в стяжании Духа Святого Божьего» 1 . Человек призван к святости, и каждому дано воспринять в свое хрупкое существо Божию силу, чтобы быть с Господом своим и в вечной нескончаемой жизни.

http://azbyka.ru/rozhdenie-v-vechnuyu-zh...

Разделы портала «Азбука веры» Статьи о православном воспитании детей Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 6  голосов:  4.8 из  5) Оглавление Время быстро пролетит. И мы, попостившись постом приятным, встретим Светлое Христово Воскресение. А чтобы подготовить деток к празднику и занять их делами полезными, с ними можно заняться поделками. Конечно, же это поделки к Пасхе. Разнообразные, они увлекут ребенка еще и тем, что во время этих занятий можно вести душеспасительные беседы … Пасхальные яйца в подарок На Пасху дарят не только вареные яйца, но и декоративные — из пластмассы, бисера, ниток и других материалов. Подарок на долгую память можно сделать и из обычного куриного яйца. Но, чтобы оно не испортилось и было пригодно для долгого хранения, из него нужно вынуть содержимое и соответствующим образом подготовить. На этой странице мы тебе расскажем, как это сделать.   Способы росписи пасхальных яиц Чтобы пасхальное яичко выглядело эффектней, его можно декорировать различными украшениями — бисером, аппликациями, пайетками… Но даже самую обычную роспись пасхальных яиц можно проводить множеством способов и добиваться этим разнообразных оригинальных эффектов. Убедитесь в этом сами. Итак, наносить краску на яйца и рисовать узоры на них можно следующими способами. Удобные приспособления для росписи пасхальных яиц Держать яйцо в руке во время росписи неудобно. Можно и руки перепачкать, и узор испортить. Предлагаем вам идеи конструкций держателей для крашенок, чтобы работать было комфортно. Азбука росписи пасхальных яиц Символика цвета Пасхальное яйцо — символ Гроба и Воскресения Христова, а красный цвет символизирует для христиан кровь распятого Христа. Помимо того, красный цвет одновременно указывает и на царское достоинство Спасителя. Пасхальные яйца красятся не только в красный, но и в иные цвета, а также расписываются. Символика орнаментов Чаще всего пасхальные яйца расписывают орнаментами. Орнамент (или узор) — это рисунок, в котором чередуются разные элементы (точки, пятнышки, круги, всевозможные линии, листья, цветы, плоды, веточки и т. д.). Орнаментальные узоры символизируют красоту Божьего мира и выражают добрые пожелания человеку, которому ты подаришь пасхальное яйцо. Каждый элемент орнамента имеет свой смысл.

http://azbyka.ru/deti/podelki-k-paskhe

Разделы портала «Азбука веры» Целью воплощения Бога является благодатное восстановление (исцеление, уврачевание, обновление) человеческого естества , подвергшегося  грехопадению . Боговоплощением совершилась реализация определенных замыслов Бога о спасении человека (и мира ) посредством вочеловечившегося Сына Божьего , в том числе связанных с преподанием Благовестия и искуплением человека через Его Крестные страдания и смерть , с Воскресением , прославлением человеческого естества , Вознесением на Небо , открытием Царства Небесного для людей, созданием Церкви и возглавлением этой Церкви. Чтобы исцелить человечество от греха нужно было, чтобы Всесвятое естество Бога соединилось с естеством человека. Такое соединение произошло в Богочеловеке Иисусе Христе . Восприняв всю полноту человеческого естества, Бог стал в Нем единосущен нам по человеческому естеству, во всем подобен нам, кроме греха. Своей Крестной смертью и Воскресением Он упразднил власть греха над человеком и открыл человечеству путь к соединению Собой. Он предоставил уверовавшим в Него людям дар обожения – возможность приобщения к нетварной Божественной благодати, исцеляющей, восстанавливающей и обновляющей человеческое естество. Это прекрасно выразили святые отцы: «Бог вочеловечился, чтобы мы обожились» ( Афанасий Великий , Григорий Богослов , Григорий Нисский , Максим Исповедник ). Для спасения людей необходимо было, чтобы Сын Божий воплотившийся воспринял полную человеческую природу (душу и тело). Поэтому Боговоплощение есть начало обожения целостного человеческого естества, которое было воспринято Спасителем во всей полноте. Поэтому важнейший сотериологический принцип Православия, сформулированный свт. Григорием Великим в полемике с Аполлинарием Лаодикийским, гласит: «Не воспринятое – не уврачевано». Цель восприятия человеческой природы состоит в ее исцелении и преображении, поэтому только то может быть исцелено и преображено, что воспринято в Воплощении. Если мы чаем всецелого спасения и по телу, и по душе, и по уму, т. е. спасения всего нашего естества, а не только некоторой части его, то мы должны исповедовать, что человечество было воспринято Спасителем во всей полноте. Цель воплощения: Соединить нас с Богом

http://azbyka.ru/cel-voploshheniya

Рождественские чтения прошли в благочиниях декабря 2019 Региональный этап Рождественских образовательных чтений " Культурное наследие Великой Победы: личность, семья, общество " Кировского благочиния состоялся 12 декабря в лицее 389. Организаторы - ЦДКиО Кировского округа и районный отдел образования и ИМЦ Кировского района. В чтениях приняли участия начальник районного отдела образования Юлия Ступак, благочинный протоиерей Валерий Дорохов , директор ЦДКиО протоиерей Владимир Гончаренко , духовенство, директора школ и заведующие детсадов, учителя и воспитатели, педагоги и методисты. " Человек, чтобы вырасти полноценной личностью, должен ставить правильные ориентиры и управлять своими нравственными движениями, - сказал протоиерей Валерий Дорохов. - На пути нравственного становления только вера поможет человеку, только с помощью Божией он может возрасти. Бог помогает человеку, являет чудеса для его спасения. Примеры патриотизма наших отцов и дедов помогают обрести уверенность и понимание нашей жизни. На многочисленных примерах истории войны мы видим, что только с верой и помощью Божией удалось одержать Великую Победу " . Протодиакон Владимир Василик выступил с докладом " Патриотическое служение Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны " . Директор ИМЦ Светлана Хазова и протоиерей Владимир Гончаренко наградили победителей районного этапа конкурсов " Красота Божьего мира " и " За нравственный подвиг учителя " . Выступили детские танцевальные и музыкальные коллективы школ. +++ Районный этап чтений Центрального округа прошел в день памяти святого Александра Невского , 6 декабря. При поддержке депутата Заксобрания Марии Щербаковой школьники были приглашены в кинотеатр " Родина " на показ короткометражных фильмов проекта " Киноуроки в школах России " . Был показан фильм " Лошадка для героя " о детях, помогавших партизанам на оккупированной территории. Состоялась премьера фильма " Александр " , посвященного святому Александру Невскому, который был снят с участием школьников.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Седмица 7-я по Пятидесятнице Понедельник. О суде и неосуждении Мф.13:54–58 1Кор.5:9–6:11 Слыша слова Апостола о необходимости кого-то судить, мы не можем не вспомнить и слов Самого Иисуса Христа: «Не судите, да не судимы будете» ( Мф.7:1 ). Но в другом месте и Господь тоже говорит о суде. Только кто – судья? «Слово, которое Я говорил, оно будет судить» ( Ин.12:48 ). Кто обвинитель? – «Есть на вас обвинитель, Моисей» ( Ин.5:45 ). Иными словами, наш единственный судья – Слово Божие, и единственный обвинитель – тот, кто может с любовью и кротостью это слово произнести. А цель суда – чтобы согрешающий понял, что, пренебрегая заповедью, он отрекается и от Того, Кто ее дал, и от тех, кто ей верен. И единственное наказание – отлучение от церковного общения. О чем Апостол и пишет: «Я писал вам в послании – не сообщаться… с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником». С такими Апостол повелевает «даже и не есть вместе». Однако не запрещается общаться «вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями». «Что мне судить и внешних»? – говорит Апостол. Какими словами обвинять того, кто еще не принял Божьего Слова в закон своей жизни? «Внешних… судит Бог». Судит по законам, которые от нас сокрыты. Ибо кто, кроме Бога, может рассудить, почему человек еще не прозрел, не уверовал? Кто, кроме Всеведущего Бога, может оценить степень вины и определить, сколько времени отпустить, чтобы успел покаяться, а не набрать новых грехов? Ну, а если запрещено даже судить тех, кто еще не принял нашего закона, то какое безумие – самим судиться у них? Между христианами тоже могут быть недоразумения. В Церкви люди разной степени совершенства, и далеко не все уже поняли, что «лучше… оставаться обиженными». Необходим разумный человек, «который мог бы рассудить между братьями», который судом Слова Божия мог бы помочь виноватому увидеть свою вину и покаяться. У Коринфян, наверное, была та же болезнь, за которую и Господь упрекал своих земляков: «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем». А в результате – «брат с братом судится, и притом перед неверными», давая к тому же повод злословить Церковь . Поэтому – «как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых»? Там совсем другие законы и совсем другие цели и суда, и самой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Скачать epub pdf 22. 3 седмица Великого поста. Молитва преподобного Ефрема Сирина. О духе целомудрия «Дух целомудрия даруй ми, рабу Твоему». Предыдущие наши беседы, благочестивые слушатели, были посвящены рассмотрению четырёх прошений второй части молитвы преподобного Ефрема Сирина . Мы видели, что эти прошения касались избавления нас от духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Все эти грехи связаны друг с другом и произрастают от одного корня: нерадения, небрежения, беспечности о своём спасении и добросовестном выполнений своих человеческих обязанностей, своего семейного, служебного долга. Главным порождением этого нерадения и беспечности является праздность, разленение, расслабление тела и духа, со всеми вытекающими отсюда последствиями: унынием, любоначалием и празднословием. Грехами все мы, братия и сестры, избыточествуем, о добродетелях же только помышляем. Первых у нас слишком много: мы задыхаемся от них, вторых слишком мало: мы погибаем без них. Первые у нас похищают всё время, все силы, все наши способности и желания. На вторые, у нас ничего не остаётся: ни времени, ни сил, ни способностей, а подчас и желания. Разве это не трагедия, не постоянно угрожающая нам катастрофа! Грехи калечат, оскверняют и губят нашу душу. А между тем ей свойственна незаглушимая потребность в обновлении, в возрождении, потребность любить жизнь, красоту и мудрость Божьего мира и своё благо видеть во благе и счастье других людей. Если последние теряют образ Божий, грубеют и ожесточаются, то тем сильнее становится жалость к ним, жарче и усерднее молитва за них. И не будет нашей душе покоя, пока милость Божия не коснётся их. И нет для неё (души) другой полноты жизни, как жизнь в христианских добродетелях, в полноте любви к Богу и друг к другу. Чтобы эти добродетели укрепились в нашей душе, нужно освободить им место. Оно будет освобождаться, если мы успешно будем вытеснять из души грехи, указанные в первом прошении преподобного (праздность, уныние и прочие). Освобождаясь от этих грехов, душа наша всё шире будет открывать дверь для тех христианских добродетелей, о которых преподобный говорит во втором прошении молитвы. Что же это за добродетели?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf ГЛАВА ТРЕТЬЯ То, что можно назвать духовным приготовлением Моисея, описывается и во 2-й, и в 3-й главе Книги Исход. В этих главах рассказывается, как Господь формировал характер Моисея, развивая и раскрывая в нем именно чувство обостренного стремления к справедливости: сначала Моисей пытается защитить собрата еврея и убивает угнетателя египтянина ( Исх.2:11–12 ), потом Моисей разнимает уже своих собратьев ( Исх.2:13–14 ), и, наконец, затем Моисей вступается за дочерей Мадиамского жреца, которых отгоняли от колодца ( Исх.2:16–17 ). Но с точки зрения истолкования святых отцов, главные качества, необходимые для духовного лидера, он приобрел тогда, когда в течение десятилетий пас овец у своего тестя, священника Мадиамского. Исх.3:1 . «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву». Было бы более точно перевести, что Моисей пасет овец тестя своего, уводя их далеко за пустыню. И действительно, как можно пасти овец в пустыне? Тому может быть две причины. Первая причина может заключаться в том, что Моисей щепетильно относится к чужой собственности и не хочет наносить любого ущерба чужим владениям, чужим лугам и наделам земли под выпас овец. Осторожный в мелочах он реально мог быть возвеличен Богом за строгое стремление исполнить все тонкости Божьего Закона. Вторая же причина Моисеева удаления со стадом от этого мира – есть осознание или, скорее даже, интуитивное предвидение великой Божией миссии, которая ему предстоит: он должен провести Божий народ среди агрессивно настроенных племен и народов и в течение сорока лет водить его по пустыне «как овец среди волков» ( Мф.10:16 ). Сами взаимоотношения Создателя с Его творениями рассматриваются в Библии как взаимоотношения пастыря-пастуха с его овцами: «Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный. И выведу их из народов, и соберу их из стран, и приведу их в землю их, и буду пасти их на горах Израилевых, при потоках и на всех обитаемых местах земли сей» ( Иез.34:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010