Разделы портала «Азбука веры» Слава Божия – 1) Божественные действия, Сам Бог ; 2) величие Божие; 3) отображение Божьего величия в делах и объектах Его Творения и Промысла. Как Бог проявляет Свою Славу? В Своих действиях Бог являет Свою славу двояко. Во внешних человеку чудесах Он обнаруживает Свои свойства, желая дать человеку основные представления о Своем нетварном бытии. Но действия Бога не только внешние человеческому сердцу. Бог действует Своей благодатью и в самой человеческой душе, соединяя человека с Собой, обоживая человеческое естество, приобщая его к Своей вечной жизни. Такое Божественное действие становится славой самого человека, которого прославляет Бог, выделяя его сокровенным соединением с Собой по образу Богочеловека Иисуса Христа среди остальных людей. Как познавать Славу Божью? Познание Божественной славы возможно как через созерцание сотворенного Богом мира, так и через действия Божественной благодати . Созерцая мир, человек ощущает бесконечное величие Творца, возводит свой ум к Первопричине мироздания, превосходящей все сущее. Созерцая чудесные Божественные действия, человек познает Бога, соприкасается с самой всеблаженной Божественной жизнью. Внутреннее созерцание славы Божией ведет человека к уподоблению своему Творцу, к обретению Царства Божьего в душе, к духовному преображению, ибо «взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» ( 2Кор.3:18 ). Слава Божия и слава человеческая Всесвятая Слава Божия противоположна мирской человеческой славе, основанной не на следовании Божественным заповедям , а на следовании своим греховным страстям . Поэтому необходимое условие стяжания благодатной славы Божией заключается в решительном отвержении славы преходящего мира. Совершенное пренебрежение к человеческой славе явил Богочеловек Иисус Христос, претерпев крест и пренебрегши посрамление ( Евр.12:2 ). Своим учением и примером Он заповедовал людям не искать славу друг от друга, а искать славу от Единого Бога ( Ин.5:44 ). Как стать причастником Славы Божьей?

http://azbyka.ru/slava-bozhiya

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Во времена Ветхого Завета израильский народ был хранителем веры в единого и истинного Бога. Согласно многочисленным пророчествам, в среде именно этого народа надлежало родиться Спасителю мира. Ожидания пришествия Спасителя в мир были особенно сильны в период, непосредственно примыкающий ко времени выхода Христа на общественное служение. В это время Иоанн Предтеча обращается к еврейскому народу с проповедью и крестит народ в водах реки Иордан, возвещая людям о приближении Царства Божьего, о скором приходе Мессии (Христа). И вот, в какой-то момент, он видит идущего в его сторону Спасителя, и тогда, по вдохновению свыше, объявляет об этом присутствующим: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ). Описание На огромном полотне перед зрителем предстает грандиозная сцена, представляющая один из моментов проповеди Иоанна Крестителя. Художник делает акцент на первом явлении Христа народу. Толпа собравшихся на берегу Иордана людей развернута перед зрителями в виде фриза. Этот традиционный академический прием дает возможность внимательно изучить особенности каждого образа, его психологическую характеристику, его место и значение в картине. Картину можно условно разделить на две части.  Также художник компонует персонажи по возрастным группам. В левой части полотна представлены выходящие из воды юноша и старец, в чем некоторые исследователи видят указание на завершение ветхозаветного периода (как периода подготовки человеческого рода к Пришествию Мессии) и наступление новозаветного. Художник здесь задает зрителю философский вопрос: способно ли человечество воспринять истинное учение Спасителя? Не «обветшало» ли оно духовно?  Старик, опирающийся на посох, обратившийся к проповеди, и напряженно прислушивающийся к проповеди апостол Петр будто символизируют мудрую, размышляющую старость, крепость и силу веры, стремление следовать за Спасителем. Однако проповедь Иоанна принимают не все: фанатичное противостояние и неприятие Христа, явившегося в мир ради спасения людей обозначено группой фарисеев и левитов. Это те, для кого буква закона выше духа. От них отделяется мужчина в красно-коричневом хитоне, написанный с Н. В. Гоголя, и юноша – это те, кто жаждут истинной веры, стремясь освободиться от показного благочестия и устремиться ко Христу, восприняв его любовь всем сердцем и душой.

http://azbyka.ru/art/yavlenie-hrista-nar...

Россия - центр мира. Православие - последняя скала в бушующем море апостасии и нечестия. Поэтому вся история человечества и особенно ее финал связаны с Россией и Православием. Замечательный русский мыслитель И.Л.Солоневич (1891-1953) считал политический и духовный строй Московского Царства 15, 16 и 17 веков непревзойденной вершиной в истории человечества. «Стиль московской государственности - очень схематически - можно определить, как исключительный в истории человечества пример внутреннего единства, добивавшегося прежде всего полной самостоятельности и выдвинувшего два основных принципа государственности: САМОДЕРЖАВИЕ и САМОУПРАВЛЕНИЕ. С западно-европейской точки зрения, эти принципы не совместимы никак. ... В Москве эти принципы совмещались» (И.Л.Солоневич «Народная монархия», М. 2002, стр. 413). У нас было широчайшее и всесословное местное самоуправление. «Самоуправления, равного московскому, не имела тогда ни одна страна в мире ...» (Там же, стр. 383). И далее: «... такой системы в мире не существовало никогда, даже в лучшие времена Рима и Великобритании, ибо Рим и Великобритания были построены на принципе неравноправности включенных в эти империи побежденных племен: «Разделяй и властвуй». Москва властвовала, не разделяя, а соединяя». (Там же, стр. 371). Наш незабвенный философ и богослов А.С.Хомяков (1804-1860) писал: «... но за то, что Европа лукава, горда, что для нее «мирская слава/Выше Божьего суда», что церковь там стала подчиняться суетной мирской власти, пройдет и ее блеск, как сон. При таком состоянии не Россия сама по себе стремится к мировому лидерству, а «Бог отдаст судьбу Вселенной» ей за то, что она смиренная и полная веры и чудес ...» История не только «призывает Россию стать впереди всемирного просвещения», но она «дает ей на это право за всесторонность и полноту ее начал, а право, данное историей народу, есть обязанность, налагаемая на каждого из ее членов». Хомяков называет Россию надеждой мира. Выдающийся поэт Ф.И.Тютчев (1803-1873) рассматривал как осуществление своего пророчества, начало неизбежной гибели, всеобщего разрушения европейской культуры и цивилизации. Единственной серьезной силой, противостоящей революционной стихии, считал Тютчев Россию. (Стихотворение «Море и утес», 1848 г.). Именно противостояние России и революции, исход неминуемого поединка между ними ... и определит судьбу человечества.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/22/vs...

Роудс Рон (протестант) Христос «Перевода нового мира» «Перевод нового мира» – это «пугающе искаженный перевод... ошибочный... пагубный... предосудительный». Брюс М. Мецгер 151 Общество Сторожевой Башни учит, что Иисус Христос – всего лишь ангел, первое существо во Вселенной, сотворенное Богом. В журнале «Сторожевая башня» эта мысль излагается так: «Писание дает нам основание сделать вывод, что Иисус Христос, прежде чем он покинул небеса, и после своего возвращения, носил имя Михаил» 152 . Более того, «Михаил – это не кто иной, как сам Господь Иисус Христос» 153 . Общество Сторожевой Башни утверждает, что именно через этого сотворенного ангела Бог создал все остальное. Книга «Познание, ведущее к вечной жизни» поясняет: «Иисус был назван единородным сыном Бога, потому что Иегова создал его сам ( Ин.3:16 ). Затем Иегова использовал Иисуса, „рожденного прежде всякой твари», чтобы создать все остальное ( Кол.1:15 ; Откр.3:14 )» 154 . Свидетели Иеговы согласны называть Иисуса «богом крепким», но не допускают и мысли, что Он, подобно Иегове, может быть Всемогущим Богом 155 . Журнал «Сторожевая башня» спрашивает: «Если Иисус „Нового Завета» – это Иегова „Ветхого Завета», как утверждают многие, разве не должна найтись хотя бы одна библейская ссылка, где было бы сказано, что Иисус есть Иегова? Но ни одной такой ссылки нет» 156 . Стремясь показать, что Иисус менее Отца (Иеговы), Свидетели Иеговы часто используют определенную подборку библейских стихов. Например, Сам Иисус говорил: «Отец больше Меня» ( Ин.14:28 , ПНМ). Иисус называл Отца «Бог Мой» ( Ин.20:17 ). В 1Кор.11:3 сказано, что «Христу глава – Бог», а в 1Кор.15:28 сказано, что Иисус «покорится Тому, кто покорил все Ему, чтобы Бог был всем для всех» (ПНМ). В Ин.3:16 Иисус назван «Единородным Сыном» Бога, а в Кол.1:15 – «первенцем из всего творения» (ПНМ). В Откр.3:14 он именуется «началом» творения Божьего. Совершенно понятно, говорят Свидетели Иеговы, что Иисус назван Богом в ином смысле, нежели Иегова. Общество Сторожевой Башни не ограничивается отрицанием божественности Христа – оно также придерживается весьма спорных взглядов по поводу распятия Христа. Свидетели Иеговы утверждают, что Иисус был распят не на кресте, а на вертикальном столбе: «Нет никаких доказательств, что Иисус Христос был распят на двух кусках дерева, расположенных под прямым углом» 157 . Крест, по словам Свидетелей Иеговы, – это языческий религиозный символ, который Церковь усвоила после того, как в первые века христианства сатана завладел умами церковных иерархов. Журнал «Сторожевая башня» сообщает читателю, что «Иисуса, скорее всего, казнили на вертикальном столбе без каких-либо поперечин. Сегодня никто не может точно сказать даже того, сколько гвоздей было использовано при распятии Христа» 158 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Скачать epub pdf Сентябрь Юродство Христа ради Юродство Христа ради – один из самых трудных и малопонятных подвигов. Слово “юродство” значит безумие. Некоторые праведники, будучи по природе вполне нормальными и даже очень умными, ради большего подвига притворялись безумными. На протяжении истории юродство вызывало двоякое отношение у людей. В одних оно вызывало злобу и отвращение, так что они гнали юродивых, били и смеялись над ними. Другие чувствовали к ним симпатию и невольное тяготение. Как объяснял преподобный Серафим Саровский , подвиг юродства требует особого мужества и силы духа, и никто без нарочитого Божьего призвания не должен брать его на себя – иначе можно “сорваться” и стать лже-юродивым. Современное западное христианство не может ни понять, ни оценить подвиг добровольного юродства. Выражение “юродивый Христа ради” впервые применил к себе апостол Павел, говоря: “Мы безумны Христа ради”. В послании к Коринфянам он объясняет, что сама проповедь о распятом Бого-человеке является безумием для людей мира сего: “Слово о кресте для погибающих есть юродство, а для нас спасаемых – сила Божия … Когда мир своей мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих” ( 1Кор.1:18, 4:10 ). Христиане, в силу своей веры в распятого Бого-человека, в глазах неверующих являются “юродивыми” (Люди, ослепленные плотской мудростью, как, например, древние книжники, даже об Иисусе Христе дерзали утверждать, что “Он безумствует” ( Ин.10:20 )! На допросе у проконсула Феста тот прямо заявил великому апостолу: “Безумствуешь ты, Павел! Большая ученость доводит тебя до сумасшествия” ( Деян. 26:24 ). Юродство Христа ради, как особый вид подвижничества, возникло в середине 4-го века в Египте, одновременно с монашеством. Юродство можно рассматривать с двух сторон. С объективной стороны – это Божие призвание. Юродивые несут особую миссию среди грешного мира. С субъективной стороны – это очень трудный подвиг: “узкий путь”, на который человек становится для достижения большого духовного совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Собчак & Красовский: Дорога к храму Если Господь человека любит, то он его постоянно испытывает, он его бросает из мира в войну, из болезни в здоровье, обратно в болезнь, из безопасности в опасность. 11 июня, 2015 Если Господь человека любит, то он его постоянно испытывает, он его бросает из мира в войну, из болезни в здоровье, обратно в болезнь, из безопасности в опасность. Ксения Собчак и Антон Красовский встретились с представителями мировых религий, дабы выбрать, какая из них им больше подходит. Правмир публикует последнюю часть беседы с представителями религий — интервью с протоиереем Всеволодом Чаплиным. Собчак: Мы поговорили с представителями всех основных конфессий, остались теперь только вы как представитель православной церкви. Собственно, вот в чем главный вопрос: чем, на ваш взгляд, православие лучше остальных религий? Протоиерей Всеволод Чаплин: Это единственная истина. Собчак: Это мы к кому ни придем, все говорят: наша — единственная истина. Протоиерей Всеволод Чаплин: Да-да-да. В этом, собственно, отличие верующего человека от неверующего: он считает, что Бог открыл ему то, что он открыл. Вообще, если Христос не умер и не воскрес, смысла в жизни нет. Это можно принимать, можно не принимать. Собчак: В это же верят и католики, правильно я понимаю? Протоиерей Всеволод Чаплин: Да. Собчак: А чем все-таки православная религия, на ваш взгляд, правильнее, чем католическая? Протоиерей Всеволод Чаплин: Католики — христиане, и я не считаю, что они лишены присутствия духа Божьего в своей жизни. Но при этом есть одна проблема, которую я бы выделил из всех тех богословских различий, которые у нас есть: духовность заменяется душевностью. Мы немножко похожи на мусульман тем, что у нас такое строгое мировосприятие. Когда с молитвой смешивается эмоциональность, душевность — это цепляет некоторых людей. Душевность может подменить собой духовность. Красовский: Давайте тогда вернемся к выбору святого князя Владимира. Святой князь Владимир выбирает, в общем, нечто утилитарное. Он выбирает товар. Он выбирает: быть с Западной Европой или быть с Византийской империей.

http://pravmir.ru/sobchak-krasovskiy-dor...

Содержание Параграф I    Чрезвычайно редко, даже, и выдающиеся личности так скоро озаряются таким необыкновенно светлым ореолом величия и славы, в каком является пред нами в Бозе почивший кронштадтский пастырь. Всего только сорок дней протекли со времени его блаженной кончины, — и что же? За этот, более, чем короткий, срок, пред еще заплаканными взорами всего православного мира, чрезвычайно-симпатичный облик досточтимого о. Иоанна уже начинает проявляться с характерными очертаниями, свойственными «первенцам» торжествующей Церкви (Евр. 13, 23). Подлинно, «память праведных с похвалами» (Прит. 10:7), особенно в наши «лукавые дни» (Еф. 5:16) крайнего «оскудения преподобных» (Пс. 11:1) и ужасающего разлития доселе неслыханных пороков и всяких злодеяний. Драгоценнейшее из всех сокровищ — человеческая жизнь, — даже и она потеряла свою былую прелесть, почему многие, отчаявшись в достижении лучшей участи, решаются на последний исход — самоубийство.    Только для близоруких не очевидно, что мы переживаем ужасную критическую эпоху, подобную той, которая непосредственно предшествовала появлению в мире христианства. Изверившиеся в себе самих и в естественных средствах спасения, люди, в таком случае, начинают осматриваться вокруг себя, — не увидят ли где-нибудь посланника Божьего, и не преподаст ли он им духовного врачевания и утехи?    «Что нам делать?» — спрашивал некогда народ всякого звания и состояния у крестителя Иоанна (Лк. 3:10), и последний то громом обличения, то благими советами отвечал на отчаянные вопли. Подобное происходившему на иорданских берегах переживается нами и теперь, но только на берегах финских. Сколько тысяч людей с таким же вопросом: «что делать нам?» обращалось к нашему о. Иоанну в продолжение его полувекового священнослужения, и какие тьмы их потянулись к его еще свежей могиле! Да и настоящее собрание не потому ли так необыкновенно многочисленно и не потому ли так оживленно прислушивается к речам об о. Иоанне, что жаждет услышать от почившего, из его вдохновенных творений, слова мира и утешения в своих тревожных думах и в тяжелых испытаниях? Психологически это вполне понятно: ведь он так еще недавно, как бы «вчерашний день, беседовал с нами», ведь он — сын нашего века, «был нам подобострастен» (Иак. 5:17), — и, вот, народным голосом уже «причислен к сынам Божиим, и жребий его со святыми» (Прем. 5, 5)! Понятно и по существу дела, ибо приснопамятный пастырь «право правил слово» Христовой «истины».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2854...

Торжество Православия Имя первого Воскресенья Великого поста так красиво звучит, что и не сведущий в истории праздника человек ощущает прикосновение к великому смыслу. Вот у Платонова в «Чевенгуре» два чудака ищут самую настоящую партию, чтобы туда записаться и быть полезными для истории и приближения земного блаженства. «Нигде ему точно не сказали про тот день, когда наступит земное блаженство. Одни отвечали, что счастье – это сложное изделие, и не в нем цель человека, а в исполнении исторических законов. А другие говорили, что счастье состоит в сплошной борьбе, которая будет длиться вечно. – Вот это так! – резонно удивился Захар Павлович. – Значит, работай без жалованья. Тогда это не партия, а эксплуатация. Идем, Саш, с этого места. У религии и то было торжество православия " . «Торжество православия», которое «было у религии» ощутимое даже для самых простых душ различие между принятием мира Божьего, предложенным религией, и коренным переустройством мира, предложенным новым мировоззрением. Новое мировоззрение тогда предлагало борьбу, такую же «сплошную» и бесконечную, как и ньютоновское пространство. Нынешнее новое мировоззрение предлагает накопительство товаров, услуг и впечатлений, столь же бессмысленное и бесконечное, как и классовая «сплошная борьба». А религия предлагает для созерцания уже покоренные сияющие вершины. У веры есть достигнутые цели, есть одержанные победы, которыми могут наслаждаться все, живущие одной верой. Внутри понятия «Торжество Православия» существует множество понятий, необходимых для уяснения. Бегло пройдем по ним или просто их поименуем. Бог стал человеком, Невидимый изобразился. Потерял смысл ветхозаветный запрет на священные изображения. Раз Слово стал Плотью, а Плоть видима, то возможна икона, как выражение веры в Воплощение. Внутренний благодатный опыт есть не у всех. «Не во всех вера». Для ума, озаренного частично, возникает соблазн: «Не идол ли икона?» Соблазн перерастает в полемику, полемика – в войну. Иконоборцы и православные собирают свои Соборы, взаимно друг друга анафематствуя, богословски обосновывают свое отношение к писанному образу. Часто льется кровь, тюрьмы полны исповедников.

http://pravoslavie.ru/51966.html

Часть первая. Религиозная сущность нравственности и Богооткровенный нравственный закон Божий ДОГМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХРИСТИАНСКОГО НРАВОУЧЕНИЯ Согласно христианскому учению, мир и человек были созданы совершенными. Зла не было в самой природе мира. Оно появилось позднее, случайно. Конечно, эта «случайность» была предусмотрена Богом в Предвечном Совете Пресвятой Троицы. Как же появилось зло? Об этом нам отвечает Откровение Божие в библейском рассказе о грехопадении первых людей, родоначальников всего человеческого рода. Зло явилось следствием греха. Грех заключался в нарушении благой воли Бога – свободной волей человека. Первые люди жили в раю. Это была блаженная жизнь. Они не знали ни болезней, ни страданий, ни печали, и были бессмертны. Весь мир был создан для человека. Ему был дан светлый ум для постижения Истины, чистое сердце для Любви и постижения Красоты прекрасного в своем совершенстве Божьего мира, и свободная воля для творчества Добра. Только Творец мог иметь свободную волю. Но Бог создал величайшее чудо: Он дал твари образ и подобие Творца. Человек сам стал творцом со свободной волей. Этот величайший дар богоподобия – открывал возможность злоупотребления им, вплоть до отвержения Самого Бога и желания стать на Его место. Ничем неограниченная (лучше сказать, неогражденная) свобода могла привести к «свободе от Бога» – Начальника жизни – и тем самым к потере самой жизни, которая возможна только в Боге, т.е. в Любви, Истине, Добре, Красоте, Блаженстве и в разумной благой Свободе творчества. Без Бога, – прекращается сущий источник жизни, и жизнь превращается в процесс умирания: Любовь преобразуется в ненависть, Истина – в ложь, Добро – в зло, Красота – в уродство, Блаженство – в страдания, разумная, благая свобода творчества – в безумную и злую свободу разрушения, жизнь – в смерть. По безмерной любви Своей, для ограждения данной человеку свободы от злоупотребления ею, т.е. для ограждения человека от зла, страдания и смерти, – Господь установил только одну заповедь-предостережение: «от древа познания Добра и Зла не ешь; ибо в день, в который ты вкусишь от него – смертию умрешь».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

Что такое Божественная простота? Скачать epub pdf В период действия Ветхого Завета Бог открывался человеку в многообразии символических форм и имён, как то: Сущий, Творец мира, Царь царствующих, Царь Небесный, Вседержитель, Источник благ, Ревнитель, Правосудный Судья и др. С наступлением времени осуществления мессианских ветхозаветных чаяний Бог продолжал раскрывать разные стороны Своего беспредельного совершенства 1 в Лице Сына Божьего, Спасителя мира ( Ин.14:9 ). Стремясь постичь известные из Священного Писания Божественные имена, образы, атрибутику, не опираясь на Предание Церкви, на литературно-творческий и созерцательный опыт святых отцов, можно легко раздразнить любопытство и вообразить, что для Бога характерна безмерно сложная композиция сущностных свойств, что Божественное всесовершенство как бы составлено из Его отдельных совершенств (благости, справедливости, милосердия, любви и пр.). Однако такое понимание идёт вразрез с библейским учением о Божественной беспредельности, ведь в этом случае, Бог мыслился бы ограниченным по крайней мере качественными границами каждого из Своих совершенств. Между тем, Бога нельзя мыслить сложным. Правдоподобия в этом предположении – как воды в решете. Несмотря на отсутствие в Книгах Писания Ветхого и Нового Заветов объёмных, развернутых указаний на то, что Бог прост, святые отцы, затрагивавшие данный вопрос, свидетельствовали об этом все, как один. « Бог, будучи простым и несложным , – удостоверяет святитель Кирилл Александрийский , – всеми исповедуется [таковым] » 2 . На основании авторитетности и всеобщности святоотеческих утверждений, но главное, в силу их одобрения Вселенскою Православною Церковью , мы не должны сомневаться в их непреложности. Сколь ни силён соблазн усомниться, нельзя допустить даже в мысли, что Церковь – столп и утверждение истины ( 1Тим.3:16 ) – позволила вкрасться ошибке в учение, составляющее важнейший предмет её убеждений, веры. К сожалению, в ряде образовательных пособий по Православному Догматическому Богословию, в разделе о существенных свойствах Божьих, одно из наиболее выразительных свойств, «простота», бывает обозначено вскользь, мимоходом, без надлежащего обоснования, без развёрнутого, обстоятельного объяснения, в чём именно оно выражается.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010