иерей Борис Левшенко Раздел 3. О Боге-Промыслителе мира Общее учение о Боге-Промыслителе мира Понятие о Промысле Божием, его действия и виды Нередко в богослужебных книгах, Св. Писании мы видим славянское слово «смотрение”. У свв. Отцов это слово заменяется другим: «попечение”. Иоанн Дамаскин пишет: “Промысл есть Божие попечение о существах”. На самом деле здесь имеется в виду попечение о всем мире. Определение Промысла вы должны знать наизусть. Из катехизиса. «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы всего сотворенного, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или поправляет и обращает к добрым последствиям”. Здесь говорится о трех свойствах Существа Божиего: всемогуществе, премудрости и благости. Всемогущество необходимо, чтобы действительно можно было сделать все то, что Бог желает сделать; премудрость есть совершенное знание целей и средств к достижению этих целей; благость есть доброе, любовное отношение ко всему сотворенному. Второе, на что стоит обратить внимание, это два очень важных глагола: “сохраняет бытие и силы всего сотворенного” и “направляет их к благим целям”. Речь идет о двух действиях Промысла Божьего: сохранении всего сотворенного, поддержке его в бытии; управлении, т.е. направлении к предназначенным Творцом целям. Конечно, это не два, а одно действие, проявляемое в двух формах. То, что требуется и то и другое, связано со многими обстоятельствами. Даже если бы не было грехопадения, то в силу ограниченности, несамобытности мира надо было бы, чтобы этот мир как-то держался, потому что он не может существовать сам собой. Он может существовать только при постоянной поддержке Бога. Несмотря на то что он сотворен совершенным, именно из-за ограниченности его существует возможность дальнейшего его совершенствования, то есть развития по всё более и более совершенным законам. Здесь нет идеи Лейбница, который говорил, что это самый лучший из миров, что он столь совершенен, что не нуждается в совершенствовании; но он ограничен и нуждается в этом постоянном действии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Православный катехизис Православный катехизис — изложение Православной веры в виде вопросов и ответов. Возможно, здесь есть ответы и на Ваши вопросы. основы православной веры   Святитель Николай Сербский   православный катехизис     Введение   О ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЕ ВООБЩЕ В чем суть христианской веры? – Христианская вера есть учение Иисуса Христа о самых важных Тайнах бытия и жизни, которое люди могут постичь лишь верой в Него, но не своими собственными усилиями.   Каковы же эти самые важные Тайны бытия и жизни, о которых только Христос имеет истинное знание? – Самые важные Тайны бытия и жизни таковы: – Тайна невидимых реалий: Бога, Ангелов, души человеческой; – Тайна сотворения мира и конца света; – Тайна промысла Божьего, ведущего человека и человечество к определенной цели по Его премудрости и всемогуществу; – Тайна грехопадения человека и его спасения через боговоплощение; – Тайна Царствия Божия как конечной цели земной жизни человека и верного пути, ведущего к этой цели, то есть тайна поведения человека по отношению к себе самому, к ближним и к Богу; – Тайна воскресения из мертвых, Страшного Суда и вечной жизни.   А не пытались ли какие-либо другие учителя веры, мыслители и философы объяснить эти тайны? – Да, многие пытались найти объяснение этим тайнам. Однако они опирались лишь на ограниченные силы человеческого разума и свои размышления о мире и природе человека. Все их упорные попытки проникнуть в эти тайны заканчивались лишь предположениями и различными теориями, противоречившими одна другой.   В чем же тогда состоит преимущество учения Иисуса Христа? – Преимущество Христа в том, что Он – Самовидец. Он свидетельствует: Я говорю то, что видел у Отца Моего (Ин. 8, 38); и в другом месте: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин. 3, 13). Учителям веры Он говорил: Вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира (Ин. 8, 23). Одному из старейшин иудейских Он сказал: Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели (Ин. 3, 11). Затем Он еще раз повторил: Я есмь хлеб, сшедший с небес (Ин. 6, 41). И многое другое на эту тему сказал Он, знающий все тайны неба и земли, поэтому люди изумлялись Его учению, ибо никогда человек не говорил так, как Этот Человек (Ин. 7, 46).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Преподобный Афанасий Серпуховской Преподобный Афанасий Серпуховской, в миру Андрей, родился в Обонежской Пятине в семье священника Авксентия и его супруги Марии. Смолоду склонный к молитвенному самоуглублению и отвержению от мира, он искал достойного наставника в иноческом делании. В это время слава о подвигах преподобного аввы Сергия Радонежского распространилась уже по всей Руси. Обитель Живоначальной Троицы на Маковце сделалась для всех светильником и образцом монастырского устроения. Здесь в иноческом общежитии преодолевалась " ненавистная рознь мира сего " , созидалось единство духа в союзе любви по образу Самой Божественной Троицы. К авве Сергею, к Троице на Маковце, и направил свои стопы в поисках духовного совершенства юноша Андрей из дальних новгородских пределов. Нареченный в иночестве Афанасий, в честь святого Афанасия Великого , ученика и списателя жития аввы Антония Великого , начальника египетского монашества, авва Афанасий стал достойным учеником великого игумена Сергия, отца и учителя русского монашества. Ученики преподобного Сергия, кроме обычных иноческих послушаний, получали благословение святого аввы на особенные церковные служения: книгописание, иконопись, храмостроительство. Это было подлинное воцерковление жизни, внесение в нее всей церковной красоты и поэзии, литургическое преображение Божьего мира. Излюбленным послушанием, которое возложил на себя авва Афанасий, было книгописание. Святые книги ставились отцами наравне со святыми иконами, как важнейший вещественный носитель церковной идеи, богословия и литургического творчества. Школа преподобного Сергия, открывшая Русской и Вселенской Церкви целые области богословского опытного ведения о Святой Троице, особенно тесно связана с расцветом церковной книжности, с необходимостью взаимного обогащения Русской Церкви творениями Церкви Византийской, а богословов Византии - глубоким духовным опытом русских подвижников. В 1374 году, когда князь Серпуховской Владимир Андреевич Храбрый, сподвижник Димитрия Донского, обратился к Преподобному Сергию с просьбой основать монастырь в его вотчине, авва Сергий пришел в Серпухов со своим любимым учеником Афанасием и, заложив монастырь Зачатия Пресвятой Богородицы, благословил преподобного Афанасия быть его строителем, а затем игуменом.

http://patriarchia.ru/db/text/913650.htm...

Разделы портала «Азбука веры» ( 8  голосов:  4.4 из  5) Глава 2. Русский избранник принцессы Елизаветы 2.1. Детство и юность Великого князя Сергия С давних времен Гессен-Дармштадтская династия Германии была связана тесными родственными и дружескими отношениями с Царским Домом Романовых в России. Между представителями правящих династий двух стран традиционно заключались династические браки. В 80е г.г. XIX в. в Дармштадтском великогерцогском доме расцветали несколько невест, одна краше другой. Великий князь Сергей Александрович, сын Александра II, с глубокого детства был сердечно привязан к великогерцогскому дому, где в 1865 г., восьмилетним ребенком, он впервые увидел свою будущую супругу; тогда крошечной Элле не было еще и года. Чтобы понять неизбежность ее встречи с Великим князем Сергеем Александровичем, важно увидеть его детство, юность, совершеннолетие, понять огромную роль его матери — Императрицы Марии Александровны, происходившей, как и Елисавета, из Дармштадтского рода. Российская Императрица с особой заботливостью относилась к воспитанию подрастающих Великих князей, стремясь приглашать к младшим детям тех наставников, которые уже работали со старшими. Она была убеждена, что в случае удачного выбора наставника достигается известная преемственность в деле воспитания всех царских детей . Первой воспитательницей Сергея Александровича была Анна Федоровна Тютчева, до того воспитывавшая Великую княжну Марию Александровну, а воспитателем Великого князя Павла Александровича становится Дмитрий Сергеевич Арсеньев — впоследствии главный воспитатель Сергея Александровича. Важной задачей, наряду с выбором воспитателя, Императрица считала приглашение к ребенку преподавателя Закона Божия. Для маленького Сергея таковым стал протоиерей Иоанн Васильевич Рождественский, который заменил Василия Борисовича Бажанова, у которого было множество других обязанностей. Внимательное чтение воспоминаний Д.С. Арсеньева и дневниковых записей Сергея Александровича убеждают в неповторимой индивидуальности формирования жизни Великого князя, лишенной какой бы то ни было односторонности и ограниченности. С младенчества ярко проявлялись и духовные, и светские стороны воспитания. Но основополагающей вехой жизни всегда было отношение к духовной культуре подрастающей личности как к самостоятельной и безусловной ценности. Постепенно складывался тип мышления этического характера. С первых лет жизни ребенок был погружен в культурную среду, отмеченную тонким и богатым общением. Каждый новый год добавлял новые содержательные оттенки в образовании и воспитании Великого князя, но всегда сохранялся его главный, стержневой остов — ощущение Божьего мира как великой данности и тайны. Жизнь выстраивалась как непрерывное стремление к Горнему миру. Отсюда — сохранение детской непосредственности, радостного и безусловного приятия мира, решительного отторжения узкого мира интриги, беспредметности досужих разговоров.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Священник Анатолий Гармаев. Пути и ошибки новоначальных. Ответы на вопросы (беседы в паломническом рейсе). [ главная каталог по темам каталог по авторам каталог по названиям хронология поступлений ] [ Опубликовано на сайте " Православное чтение " : Zavet.Ru ] ПУТИ И ОШИБКИ НОВОНАЧАЛЬНЫХ. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ (БЕСЕДЫ В ПАЛОМНИЧЕСКОМ РЕЙСЕ) Священник Анатолий Гармаев [ < < назад вперед > > к оглавлению ] Об экстрасенсах, целителях и о том, как относиться к болезням Как мы уже говорили выше, устремляясь из неверия навстречу к Богу, человек проходит несколько разных этапов. Вера, пробуждаясь в человеке, проявляется в нем в неясных, замутненных очертаниях. Он не ориентируется в тех явлениях окружающего духовного мира, в духовных явлениях, к которым начинает проявляться его внутреннее тяготение. Эта слабая вера знает, что в мире есть, помимо видимого материально вещественного, еще что-то, что большее и высшее, чем видимый мир. Возможно, многие прошли через эти искания и, не первый год пребывая в Церкви, помнят свои первые шаги. Многие начинали именно с этого сумрачного периода, в котором был интерес к иному миру и чувство реальности духовного мира, который стоит выше материального. На этой стадии человек чаще всего начинает увлекаться различными проявлениями этого духовного мира. По причине замутненности своего сознания, и особенно крайнего замутнения сердца, человек еще не может иметь с Богом реальных отношений, хотя нередко такое пробуждение духовного влечения, по причине призывающей благодати Божией, и совершается. Но благодать Божия усваивается настолько, насколько может вместить сам человек. А так как в значительной мере мы живем жизнью греховною, то по этой причине не можем вместить Духа Божьего даже в самой малой мере. И отсюда, чувствуя призыв к Богу, человек, однако, в своем влечении и устремлении к божественным или к духовным мирам, обращается, к сожалению, к тому, что по его греховности более для него доступно. В предоглашении человек переживает разные состояния. Одно из них — это неверие в Бога, как Он открылся нам в Иисусе Христе. При этом человек согласен с тем, что в мире, помимо видимого материального, есть еще что-то большее, что-то высшее, " что-то есть " . Одни говорят о некоем вселенском законе, который явно присутствует над миром, другие говорят о высшем разуме...

http://zavet.ru/garmaev/ways09.htm

Скачать epub pdf Речь на славлении Христа у Их Императорских Величеств, в Императорском Царскосельском дворце, 29 декабря 1901 года. Ваши Императорские Величества радостно приветствую с светлым праздником Рождества Христова! Со времени этого великого события, служащего выражением Божьего к людям благоволения, с совершенною ясностью открылся истинный смысл всемирной человеческой истории в ее поступательном движении вперед, а равно обозначилась и истинная цель ее, состоящая в постепенном проникновении человечества учением и жизнию Христа до того Богом предопределенного часа, когда царство мира объявлено будет преобразившимся в царство Христово ( Откр. 11:15 ). К осуществлению этой цели каждый, истинной жизнью Христовой живущий христианин, незримо вносит долю своего подвига, но с особенною очевидностью такой подвиг отмечается историей в жизни и трудах христианских Государей, как Богом благословенных вождей народов и царств. Посему и я ныне, приветствуя Ваши Величества с светлым праздником Рождества Христова, молитвенно Вам желаю наивысшей, по моему разумению, исторической славы видимого для всех обнаружения в трудовой Царственной жизни Вашей живого и деятельного участия в судьбах мира в этом поступательном его движении к конечной своей цели: соделаться в конце времен святым царством Господа нашего и Христа Его. Да поможет Вам в этом Сам Господь Своею всесильною благодатию, да благословит Вас Божественным Своим благословением и да сохранит Вас и Детей Ваших в мире, здравии и неизменном счастии на многая лета. Речь на славлении Христа у Их Императорских Величеств, в Александровском дворце Царского Села, 29 декабря 1903 года. Ваше Императорское Величество! Настоящие праздничные дни и наступающий новый год мы встречаем при особенных обстоятельствах. С одной стороны, мы слышим славословие ангельской песни: Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение! С другой стороны, в текущей жизни – и в печати, и в обществе – идут толки о возможных международных столкновениях. Предносится страшный призрак войны и как бы слышится отзвук приготовляемого к битве оружия. У всех тяжесть на сердце. Многие впадают в пессимистический тон и тревожно спрашивают: где же этот мир, о котором ангелы пели и о котором так давно мечтает человечество? А между тем, если мы вдумаемся в смысл исторической жизни человечества, то увидим, что в сущности пред нами происходит почти то же, что было при самом рождении Христа. Волхвы тогда приносили Ему дары, пастыри поклонялись, ангелы воспевали мир, а Ирод в то же время был в смятении и замышлял злодейское избиение младенцев, и Рахиль готова была плакать о погибших детях своих. Злодейство потом совершилось, но Христос, источник мира, остался Божиим промышлением цел и невредим, укрывшись в Египте. И теперь язычники мятутся и готовы напасть на достояние Божие, на Русь Святую, на православный Русский народ. Но всуе мятутся.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

     Апостольское чтение 5-й Недели по Пасхе рассказывает нам об одном событии в жизни древней Церкви, которое имело огромные последствия для всего мира. Речь идет о появлении первой церковной общины, состоящей из уверовавших язычников. «Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу» (Деян. 11:19–21). Чтобы лучше понять слова апостола Луки, необходимо прояснить их исторический контекст. Давайте вспомним главные события в жизни Церкви, начиная с момента ее основания. Христова Церковь родилась в день Пятидесятницы, вместе со схождением Святого Духа на общину учеников. Эта Церковь должна была возвестить во всех народах об Иисусе Христе, Мессии евреев и Спасителе мира (см. Ин. 1:41 и Ин. 4:42). Проповедь распространялась в определенном порядке. Первыми ее услышали палестинские евреи и эллинисты – евреи из разных стран Римской империи. Потом Благая Весть достигла ушей самарян, потомков нееврейских поселенцев из Месопотамии и Сирии. После был крещен первый прозелит, евнух-ефиоплянин. Следующими христианскую проповедь должны были услышать язычники – и здесь евангельское благовестие встретилось с большой проблемой. Эта проблема обитала в сознании самих проповедников. Дело в том, что между палестинским иудеем и иностранцем-язычником в то время существовала такая культурная пропасть, которую нам, жильцам современных городов, трудно себе представить. Евреи не считали язычников полноценными людьми, и общение с ними строго запрещалось ветхозаветным законом. Иудей, прикоснувшийся к язычнику, или евший с ним, или даже зашедший к нему в дом, считался оскверненным. Для иноплеменников у евреев имелось короткое и емкое определение: «пес». И вот представьте себе, что этим «псам» нужно было проповедовать, а потом и причащаться с ними из одной чаши! Сознание добропорядочного иудея, пусть даже и уверовавшего во Христа, не было способно вынести такого потрясения.

http://pravoslavie.ru/112739.html

Библия и наука о сотворении мира протоиерей Стефан Ляшевский Содержание Информация о первоисточнике Введение Часть I. Что такое " дни " творения? Шесть дней творения в свете современных геологических знаний Книга Бытия. Особенности ее написания Взгляд, которого придерживается современная наука о прошлом Земли Как богословская мысль относится к открытиям современной геологии Эволюционная теория. Ее ошибки Вселенная и человек как часть бесконечного Божьего мира Астрономический период истории Земли Первый день творения Второй день творения Геологический период истории Земли Третий день творения Четвертый день творения Пятый день творения Шестой день творения Седьмой день, когда Бог почил от дел своих Часть II. Первые люди на Земле. Что говорит о них Библия и данные современной археологии Предисловие Вопрос о Палеолите Учение о палеолитическом человеке Палеолитический период Антропология Палеолита Потомки Каина и потомки Сифа Всемирный Потоп. Почему его можно назвать " всечеловеческим " ? Новое человечество. Сыновья Ноя – Сим, Хам, Иафет Потомки Иафета на Западе. Неолитический период в Европе Часть III. Человечество Бронзового и Железного веков. Эпоха, предшествующая времени написания Библии Предисловие Потомки Сима. Семитическое царство. Вавилон Потомки Иафета на Востоке. Арийское ведическое царство Бронзовый и Железный века в Европе Часть IV. История человечества от Адама до Авраама. Первоначальная Ветхозаветная Церковь Введение Жизнь на Земле до Потопа Рай Бессмертный Адам. Существовала ли смерть в Раю? Дерево жизни Первое Богослужение на Земле Создание первых городов Быт потомков Адама Палеогеография Древнего Востока Две Земли, Богом избранные: территория Рая – колыбель человечества и Палестина Иерихон. Захоронено ли тело Адама на Голгофе? Жизнь после Потопа Ной. Создание Ковчега Территория, затопленная во время Потопа Возвращение Ноя на родину. Благословение Симу и Иафету История поисков Ноева Ковчега Создание Вавилонского и Египетского царств по библейским и археологическим данным

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2425...

Волгоград. Церковь Спаса Преображения (старая). Преображенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:не позже 1771. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Волгоградская область, г. Волгоград, перекрёсток улиц Комсомольской и Мира Координаты: 48.710761, 44.518401 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты О месте и виде первого царицынского храма с таким названием сведений не сохранилось, но его существование подтверждается тем, что форштадт крепости часто именовался в документах и на картах Преображенским. Мы находим храм в форштадте на планах Царицынской крепости 1729, 1737 годов. В 1771 году царицынский купец Ермолай Рудаков (по сведениям третьего номера журнала «Саратовские епархиальные ведомости» за 1897 год, фамилия его была Неживаго) построил деревянную церковь приблизительно там, где сейчас пересекаются улицы Комсомольская и Мира (около нынешнего магазина «Каравай»). В документах упоминается, что строился храм купцом вместе с женой Марфой. Известно, что священнослужители этого храма отличались большим миссионерским рвением, а прихожане заботились о внешнем и внутреннем убранстве церкви. В июне 1843 года епископ Саратовский и Царицынский Иаков (Вечерков), находясь у нас в городе, награждает священника Спасо-Преображенской церкви Василия Дилигенского за успешное преподавание грамоты и Закона Божьего калмыцким детям. А в 1865 году благодарности епархиального начальства удостаивается купец Пётр Антонов за постройку церковной ограды. 25 мая 1885 года храм был отстроен вновь и освящен. Он стал каменным, крепким и теплым. Кроме главного престола, церковь имела еще два: в правом приделе — во имя Иоанна Богослова, а в левом — во имя преподобного Тихона Амафунтского Чудотворца (день памяти 16/29 июня). Уже на следующий год после освящения храма при нём в церковной сторожке открывается школа, а ещё одна размещается в нанятом попечительством доме. Законоучителем в них становится священник Порфирий Афанасьевич Надеждинский (числящийся законоучителем и заведующим и в 1902 году), а помогают ему дьякон А. Внуковский и К. Поспелова.

http://sobory.ru/article/?object=55780

Выступает протоиерей Алексий Уминский 23 января 2015 г. 22:30 В рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция «Духовный попечитель» Она была посвящена служению духовника в современном православном среднем общеобразовательном учреждении. Возглавил ее работу митрополит Орловский и Болховский Антоний . С основным программным докладом выступил духовник столичной Свято-Владимирской православной школы протоиерей Алексий Уминский. По мысли о. Алексия, современная православная школа — непременно штучный организм и авторский продукт, системные подходы и рецепты в которой отнюдь не гарантируют общего успеха. «Кураторства уроков Закона Божия, исповедей учеников в Великий и Рождественский посты и служения молебнов и Литургий для духовника недостаточно, - считает докладчик. - Он не требоисполнитель, а созидатель духовной атмосферы, в которой предстоит расти детям». Главное внимание отец Алексий уделил духовным традициям православной школы, выступающим в качестве своеобразного камертона тонкой настройки юных душ. «После общегимназических Литургий, которые бывают пять раз в году, мы обязательно устраиваем агапы — совместные трапезы, за которыми обсуждаем духовные вопросы. Какие-то из них классы готовят заранее, какие-то могут возникнуть спонтанно, - рассказывает священник. - Каждая учебная неделя начинается с молебна нашему небесному покровителю священномученику Владимиру и новомученикам и исповедникам Российским, каждый день — с молитв, которые читают специально поставленные чтецы из числа учеников дежурного класса». Важно сделать православную школу и настоящей творческой лабораторией, в которой дети не успевали бы почувствовать себя изгоями мира. «Дело в том, что внешне жизнь устроена так, что православным вроде бы много чего нельзя, - объясняет о. Алексий Уминский. - А в некоторых православных семьях ограничения накладывают еще дополнительно. Но воспитывать в категориях «можно — нельзя» попросту... нельзя! И мы стараемся делать максимум, чтобы продемонстрировать все богатство Божьего мира — с походами и спортивными соревнованиями, с творческими интеллектуальными играми и танцами.

http://e-vestnik.ru/news/konferentsiya_s...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010