7 апреля – день Благовещения Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре. 7 апреля православные празднуют Благовещение. “Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою”. 7 апреля – день Благовещения Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре. Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира. До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу — остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме. Спустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: «радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией — даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Материю Сына Божия. Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Только после ее согласия, Слово становится плотью.

http://pravmir.ru/blagoveshhenie-smysl-p...

IV.1. Он говорит: дверь открыта на небе. Иоанн 1 видит предсказание Нового Завета и [слышит голос], говоривший ему: взойди сюда ( Откр 4:1 ). Когда указывается на открытую [дверь], то очевидно, что прежде она была закрыта для людей. Это было достаточно и полностью разъяснено, когда Христос во плоти взошел на небеса к Отцу. Что касается голоса, который он слышал, [то этим], вне всякою сомнения доказывается упрямым, что Тот, Кто пришел, является Тем же Самым. Кто говорил через пророков. Ибо Иоанн был из обрезанных 2 , а весь народ, слушая предсказание Ветхого Завета, был наставлен этим голосом. Прежний голос, который он слышал, сказал ему: взойди сюда, – это Иисус Христос . Которого он видел немного раньше, словно Сына Человеческого, посреди семи светильников ( Откр 1:13 ). И теперь, спустя время, он вспоминает о предсказаниях через закон в подобиях, и в написанном он соединяет [вместе] всех первых пророков и открывает Писание. Когда Господь наш призвал на небеса всех верующих во имя Его (см.: Ин 1:12; 2:23 ; и т.д.) и ниспослал Святого Духа, Который возносит всякого человека на небо, – он говорит: в тот час я был в Духе ( Откр 4:2 ). Поэтому, открываясь через Святого Духа сознанию верных, Он делает очевидным для них, что было раньше предсказано. 2. Очевидно, что стоящий престол – место Суда и Царя. Поэтому он говорит, что на этом престоле он видел Подобного яспису и сардису ( Откр 4:2–3 ). Поскольку яспис – цвет воды, а сардис – цвет огня, то немного спустя проявилось, что эти два завета установлены от престола Божьего вплоть до конца мира. Один из этих двух судов свершился в потопе через воду, другой же осуществится через огонь. Ибо радуга вокруг престола ( Откр 4:3 ), образовывая свод, имеет блестящий свет, из которого Бог говорил с Ноем и его сыновьями, что они могут больше не бояться потопления водой. Он говорил: Я полагаю радугу Мою в облаке ( Быт 9:13 ), поэтому они могут больше не бояться воды, но огня. Ибо перед престолом было море стеклянное, подобное кристаллу ( Откр 4:6 ), – дар Крещения, который Он изливает через Своего Сына во время покаяния, прежде чем учредит Суд. Поэтому перед престолом, как перед судом. Когда же он говорит: море стеклянное, подобное кристаллу, то указывает на воду чистую, неподвижную, не возмущенную ветром, не текущую, как река, но переданную, словно неизменный дар Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktorin_Petav...

VIII. ЖИЗНЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ДО УСПЕНИЯ Се мати твоя. ( Ин. 19:27 ) Живописно открывается Назарет с гребня Галилейских гор, окружающих его со всех сторон; кремнистые высоты скрывают отовсюду это место воплощения Божьего. Путник, поднявшись по крутой стезе на вершину горы, до последней минуты не подозревает о близости этого святого места; но ещё один шаг,– и пред ним открывается благословенный Назарет, смиренно прислонившийся к скату горы, понижающейся к оврагу. Здесь-то, незримо для очей мира и открыто лишь пред одним небом, Святое Семейство, по возвращении из Египта, проводило дни свои, в глубокой неизвестности, до тридцатилетнего возраста Спасителя. Тихо потекла жизнь Святого Семейства по возвращении из Египта и поселении в Назарете. Праведный Иосиф стал продолжать свои занятия древодела; и Господь, будучи Сам «хлебом животным, сшедшим с небесе», дающим жизнь и пищу всякой твари, питался, вместе с Божественной Матерью Своей, трудами рук бедного древодела. Но зато и Сын Божий, Господь господствующих и Царь царствующих, от самого младенчества повиновался этому бедному древоделу до того, что даже разделят труды его, и притом с таким смирением и старанием, что люди не только называли его сыном «тектона» (плотника), но и просто «тектоном» 41 . И какой ревностной преданностью, какой пламенной любовью одушевлены были все действия праведного обручника относительно Господа и Его Пречистой Матери! Иосиф был таким заботливым попечителем Иисуса, что и Сама Пресвятая Дева называла старца «отцом» Своего Божественного Сына. Жизнь Преблагословенной Девы текла в тех же занятиях и при том же смирении и благочестии, как и прежде. Есть предание, что Она учила грамоте детей обоего пола. [Книга бытия моего, преосвященного Порфирия, ч. IV, 69, СПб. 1896г.]. В рукоделиях Она была неутомима по-прежнему, и в часы, свободные от молитв и богомыслия, тщательно занималась ими, приготовляя одеяния для Себя и для Сына. Личность Её бесспорно имела великое значение в жизни и развитии Иисуса Христа. В Ней был чудный образ религиозной чистоты и материнской нежности, и главные черты Её – смирение и глубокое повиновение – отобразились в лице Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

     «Всему свое время, и время всякой вещи под небом» (Еккл. 3:1), – писал Екклесиаст. Близость Великого поста, от которого нас отделяют уже даже не дни, но часы, заставляет сегодня сказать: пришло время спасаться. Спасаться по-настоящему, без всяких «я забыл» или «я не знал», без наших обычных «завтра» и «в другой раз». Пришло время спасаться явно, реально, изо всех сил. Именно это помогает понять нам Церковь, предлагая в нынешнее воскресенье такие апостольские слова: «Ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:11–14). Почему «ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали»? Потому что Великий пост есть само спасение в действии. В это время Церковь дает возможность всякому постящемуся почувствовать запах святости. Посещение уникальных великопостных богослужений, частое причащение, глубокая исповедь, чтение Писания, по-монашески скудная трапеза, внимательность к каждому своему слову и мысли, покаянный настрой души... Эти подаренные Богом средства отверзают перед нами двери спасения, и сквозь приоткрывшуюся щель мы угадываем очертания мира иного, так мало знакомого нам. В эти дни небо опускается на землю. «Ныне ближе к нам спасение» также и потому, что каждая минута земной жизни приближает нас к ее окончанию. А мысль о смерти для христианина должна вмещать в себя не только страх Суда Божьего, но и надежду на спасение. Смерть – это встреча с Иисусом Христом, а значит со спасением. Именно так переводится с еврейского языка имя нашего Господа. Вот почему спасение для всякого христианина становится все ближе и ближе по мере приближения к смерти. И еще потому «ныне ближе к нам спасение», что каждый день должен быть для нас ступенькой духовного роста. Мы пришли в мир, чтобы возрасти «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Христианство есть явление не статичное, но динамичное. Христианство – это вечное движение вверх, движение ежедневное и нескончаемое.

http://pravoslavie.ru/110802.html

     - Отец Роман, Вы в одиночестве живете на острове посреди болот... Многие подвижники искали уединения, чтобы затем вернуться в мир или из своего уединения обратиться к живущим в миру. Духовники говорили, что место само по себе не спасает. Но всё же: посоветуете ли Вы людям, живущим в духовно загрязненных больших городах, хотя бы время от времени оставлять мегаполисы, искать на природе духовного очищения в молитве и физического оздоровления? При этом, конечно, нужно прославлять не природу, как это насаждает современная экологическая культура, а её Творца. - Место не спасает. Всюду можно подвизаться или погибать. Всё зависит от того - с Богом или без Бога живёт человек. Конечно же, общение с природой необходимо, ибо она последняя нить, связывающая человека с Творцом. Город ведёт к внешнему, природа помогает вернуться к внутреннему миру, туда, где Царство Божие. Знаю многих людей, которые через красоту Божьего мира пришли к Творцу. - Когда Вы рассказывали, как во время искушения оставить монастырь отец Николай Гурьянов утешил Вас тем, что спел русскую народную песню, я вспомнил историю одного серба. Он жил в Западной Европе и был неверующим. Живя в чужой стране, он впал в глубокий духовный кризис, но однажды услышал сербскую народную песню - и это принесло его душе большое облегчение. Сегодня, когда на каждом шагу звучит разрушительная рок- и поп-музыка, когда она во всех СМИ, на улицах и в магазинах, насколько важно сохранить народную музыку? Пусть это не всегда путь к духовности, но всё же она определяет культурную и национальную идентичность человека? - Всё лучшее - и в Сербии, и в России - пришло из народа. Пословицы, поговорки, народные песни, сам язык - неисчерпаемый источник родниковой воды. В трудные годы богоборчества народ сохранил главное - Веру. Народные корни и Православная Вера хранят народ от потери тождественности самому себе, не давая ему стать пищей антихриста, растворившись в вавилонском смешении. - Духовное пробуждение России сегодня поистине чудесно и величественно. Мы помним, как в советские времена Церковь не могла издавать никакие книги - только богослужебные и Библию. В то время любой духовный импульс был очень важен. Насколько Ваши песни и духовная музыка вообще повлияли на духовное пробуждение России? Я думаю, что для современного человека очень важен первый импульс: духовная песня, книга или разговор. Это помогает ему сделать первый шаг к Церкви, которая есть корабль спасения - а после первого шага уже легче, хотя, конечно, духовная жизнь легкой не бывает.

http://pravoslavie.ru/97343.html

А. Неофит Троицкая народная беседа. Книжка 64-я «Я не посылал пророков, а они шли и ложно прорицали, говорит!. Господь; а я не посылал книгонош или простых девушек говорить обо мне или от моего имени всякий вздор: они от себя болтают и собирать что либо от моего имени я не просил, Бог свидетель!» (Слова о. Иоанна Кронштадтского ). По селам и деревням русским разбрелись злые люди, которые, злоупотребляя именем известного всем молитвенника о. Иоанна Кронштадтского , обманывают и губят души доверчивых простецов. Они продают веночки, колечки, книжки и портреты и убеждают всех, что надо продавать свои имения и ехать к о. Иоанну; а теперь, после его смерти, к его могиле; скоро будет кончина мира, спасение от антихриста только в Кронштадте. Что бы православным людям сходить к своему приходскому батюшке, спросить у него, как духовного отца, правду ли проповедуют эти неведомые пришельцы, посоветоваться с ним, следует ли слушать новую проповедь , читать распространяемые книгоношами брошюры, ехать в Кронштадт? Забывают православные слово Господа Спасителя, что слушающие пастырей, Его слушают, забывают о своем сыновнем долге пред священником и доверяются прохожему человеку, который, одевшись в одежду овечью, на самом деле – волк лютый, стремящийся лишить жизни вечной чад Церкви Христовой. Отнеситесь повнимательнее к словам «иоаннитов», вдумайтесь в то, чему они учат, что проповедуется в продаваемых ими книжках. Не возмущают ли вас названия, которые приписываются отцу Иоанну Кронштадтскому иоаннитами? «Светоносный Ангел», «Божественный муж», «Батюшка – Сын Божий истинный». («Пусть люди судят, а дальше что будет» стр. 9). Эти злые люди именуют о. Иоанна Кронштадтского Сыном Божиим, Богом. Какое кощунство, какое безумие! Великий пастырь был отец Иоанн, скажет всякий православно-верующий, живущий в Боге человек; он молитвенник земли Русской, он – орудие Божьего милосердия, ибо по молитвам его получают исцеления больные; но кто из здравых умом назовет его Сыном Божиим, хотя бы и благоговейно почитал Кронштадтского батюшку?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ioannity...

Алексей Нестерук Содержание Предисловие к русскому изданию Предисловие Введение. Православие и наука: особый опыт Глава I. Святоотеческое богословие и естественные науки: исторические вехи Введение Проблема в ее историческом контексте Христианские апологеты и греческая религиозная философия Философия и наука в сотрудничестве ради истины Вера как условие знания Истолкование природы Законы природы Преображение природы От единообразия в природе к Слову (Логосу) Божьему. Святой Афанасий Преподобный Максим Исповедник о логосах мироздания Отстраненность от природы и любовь к ней Латинская церковь и естественные науки Августин Гиппонский и естественные науки Наука как служанка богословия в трудах Августина «Семенные причины» и естественный закон у Августина Отличия греческого подхода к естественным наукам от латинского Глава II. Особое место богословия по сравнению с другими науками: святоотеческое понимание против современного Богословие как опыт богообщения: как святые отцы понимали богословие Неизбежность мистического аспекта в богословии Уникальность богословия Церковные определения как границы веры Апофатизм православного богословия Человеческая способность, делающая богословие возможным, и ее роль в богомыслии Что в богословии может быть соотнесено с наукой? Воплощение Христа как основание богословия «Сравнение» богословия и науки Духовный ум и посредничество между богословием и наукой Православное богословие и философия Православное богословие и наука: эпистемологическая формула Глава III. К богословской методологии посредничества с наукой Философия и апофатизм Научный монизм и апофатизм Антитетическая диалектика и антиномический монодуализм Апофатическое богословие и трансцендентальная философия Возражения Канта на доказательство бытия Божьего из замысла мира Святоотеческий ответ Канту: от монистического субстанциализма к обусловленной онтологии Логосы творения и мироздание Логосы творения и антиномии Ипостасное измерение в религиозных умозаключениях, сделанных из наблюдения за тварным миром Вселенная как «во-ипостасная» в Логосе Божьем Глава IV.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/log...

Архиепископ Запорожский Лука: Призываю всех усугубить молитвы об умножении любви 20 февраля, 2014. Митрополит Запорожский и Мелитопольсий Лука Главный долг христианина и наисильнейшее оружие – молитва к Богу о своих ближних! Архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука обратился к пастве с призывом к братской любви и взаимопониманию. Возлюбленные о Господе братья и сестры, запорожцы! Обращаюсь я не только к верным чадам Запорожской епархии Украинской Православной Церкви, но к каждому, кто считает себя христианином, верующим человеком, любящим Украину! Призываю всех усугубить свои молитвенные воздыхания об умножении любви, а каждого неравнодушного гражданина присоединиться к молитве «по соглашению», которую возносят уже несколько недель запорожцы в 21-00, дабы Господь приклонил ухо Свое и внял соборному молению народа нашего о ниспослании мира нашей земле, кроме этого, поминать всех убиенных во время нестроений, посетивших нашу Державу, «их же имена Ты, Господи, веси». Также прошу вас усилить пост по силам своим, не только ограничив себя в пище, но и в увеселительных мероприятиях, праздности, развлечениях ради Божьего милосердия и любви к Украине. Духовенству участить богослужения, на которых должны звучать молебные пения об умножении любви, а 20-го февраля совершить заупокойные богослужения по нашим погибшим собратьям. Главный долг христианина и наисильнейшее оружие – молитва к Богу о своих ближних! «Что человеку не возможно, то Богу все возможно», «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз упокою вы» — мы неоднократно слышим в Церкви слова Спасителя, с которыми Он обращается к каждому из нас. Но вместо того, чтобы, будучи в скорби, прийти к Нему, принести плоды покаяния, мы питаем свою гордыню, становимся орудием в руках нечистоплотных лиц, пытающихся внести смуту,  и стараемся на радость диаволу грешить и отрекаться от Господа и от Святой воли Его, чем разрушаем себя, наносим вред своим близким и любимой родине. Неужели за краткий век насаждаемого атеизма мы забыли Заповеди Господни? Это абсурд! Прикрывая лозунгами свои страсти, мы уподобляемся Адаму, принявшему грех, искусившемуся, и старавшемуся скрыть наготу свою от Всевидящего Ока Божия. Здравый смысл у Адама, не устоявшего пред искушением непослушания данной ему единственной заповеди Господней, помутнел, и это помутнение рассудка сохраняется испокон веков в нас – детях его. Но Всемилостивый Господь, отдавший на растерзание толпы Сына Своего, отверз нам двери покаяния, врата в жизнь вечную.

http://pravmir.ru/arxiepiskop-zaporozhsk...

«Аще корень свят, то и ветви», говорит Апостол ( Рим.11:16 ). Св. Церковь торжествует ныне день рождения Пресвятой Богородицы от святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны. Оба они происходили от знатного рода – старец Иоаким в колене Иудином имел родоначальника царя Давида, а благочестивая супруга его, Анна, была младшая дочь священника Матфана, от племени Ааронова. Незадолго до Рождества Христова жили Богоотцы в обетованной земле, в городе Назарете, отстоящем на три дня пути от Иерусалима, городе бедном, незнатном и маловажном, так что Евреи не ожидали из него ничего особенного и говорили: «из Назарета может ли что добро быти?» ( Ин.1:46 ). А между тем здесь, по воле Божией, последовало рождение Пресвятой Богородицы, пребывание ее в доме Иосифа, Благовещение о пришествии Спасителя в мир, здесь провел Богочеловек первые тридцать лет своей земной жизни, так что это был как бы отечественный город Его, от которого усвоялось Спасителю мира название Назарянина. Незнатный до Рождества Пресвятой Богородицы какими-либо важными историческими событиями – Назарет пред очами Господа прославлялся великими делами благочестия и милости Св. Богоотец Иоакима и Анны, вся их жизнь была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним, – изобилуя богатством вещественным, они ежегодно отделяли две трети своих доходов, одну – на Божий храм, а другую – бедным и странникам. Неотступно следуя всем правилам Закона Божьего, они, как исповедует Св. Церковь , и в законной благодати были так праведны пред Богом, что удостоились в преклонных летах породить младенца Богоданного – радость и спасение всему человечеству. А это значит, что чистотой и святостью они превосходили всех, чаявших тогда утехи израилевой. Иначе и быть не могло, ибо надлежало родиться от них Пресвятой Деве Марии, честнейшей херувимов, славнейшей без сравнения серафимов, родиться от таких праведников, которые могли бы оправдать на себе апостольское изречение: «аще корень свят, то и ветви» ( Рим.11:16 ). Мы и видим в Пресвятом младенце, Деве Марии, дитя прекраснейшее, святейшее с самой колыбели ее: небесный блеск выражался в Ее чистых глазах, божественный мир почивал на Ее блаженном лице. Все видевшие это дитя восхищались Им, радовались Им; им думалось, что они видят пред собою ангела, а не человека. Но гораздо прекраснее была, душа Ее. С первых дней она была подобна небесным духам и возбуждала в них радость о красоте будущей царицы небесной. И эту красоту душевную Мария навсегда сохранила, ни одно дыхание греха никогда не осквернило Ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Батюшка, а там, где был храм, но снесли, место святое? 04.09.2023 11:29:38 Слушать: http://radonezh.ru/radio/2023/08/22/21-00 Н. Карташева: - Доброго дня, дорогие слушатели! Всем Божьего благословения и милости! Начнем нашу беседу сегодня с апостола Матфия, память которого совершается сразу после Преображения Господня. о. Алексей: - Апостола Матфия Церковь жребием избрала на место отпавшего Иуды. Его иногда путают с апостолом Матфеем. Даже та, Матфиевская церковь, которая стояла в Петербурге, сейчас остался только Матвеевский сад, как его немного неверно называют в народе. Нужно различать и четко помнить разницу между двумя апостолами. Откуда было брать ученика? К апостольству призывает Господь, благословляет священство, дары проповедания, чудотворения, научения, дар жизни, которая не терпит ничего лишнего. Мы же помним, в какие условия ставил Господь своих апостолов. Они из житейских необходимостей вырывались ради проповедания Слова Божия и новой реальности, жизни, которую Господь проводил через живое течение христианской жизни и Церкви во главе с Собой. Это новое особое служение требовало символического числа служителей – 12, ровно столько, сколько было колен Израилевых, сколько апостолов, которые при конце времен будут судить нас. От начала мира, от творения каждый апостол был избран. Случилось необыкновенное – жребием Господь показал, кого поставить на освободившееся место Иуды. Святой Матфий веровал в Господа как в Мессию, неотступно следовал за Ним, в числе 70-ти подвизался. По Вознесении жребий достался достойному. После сошествия Святаго Духа апостол проповедовал Евангелие в Иерусалиме, Иудее, с прочими апостолами ходил. Многогранна была его апостольская деятельность. Почитание апостола ширилось и имело в разных регионах свои особенности. Рекомендую ознакомиться поподробнее с житием апостола. Матфиевская церковь была изначально деревянной и называлась Петропавловской. В 1712 году произошла закладка великого собора, который совсем рядом, и храм не разобрали, а перенесли на место, где потом храм был освящен как Матфиевский.

http://radonezh.ru/2023/09/04/batyushka-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010