Закрыть itemscope itemtype="" > И.В.Киреевский о христианской культуре Исследование 14.04.2004 1492 Время на чтение 15 минут " Содействовать просвещению народа не есть ли высочайшее благодеяние, которое можно ему сделать? " 1 - писал И.Киреевский в письме к А.Кошелеву в 1827 г. и добавлял, что обязан действовать для блага своего отечества. Своей мечте философ остался верен до конца жизни. Иван Васильевич Киреевский (1806-1856) - яркий представитель раннего славянофильства, поэтому философа нередко считают противником западного пути развития. В действительности же именно И.Киреевский является предтечей Николая Федоровича Федорова с его идеей вселенского братства и родства, Владимира Сергеевича Соловьева с его идеей богочеловечества, Федора Михайловича Достоевского. И.Киреевский подчеркивал, что только невежество " отлучает народы от живого общения умов, которым держится, движется и вырастает истина посреди людей и народов " 2. В " Речи Шеллинга " он религиозно-мистически обосновывает единство человечества: будущее единство " не может опять быть народом, но только самим человечеством в его первобытной цельности и нераздельности " 3. Между тем " первобытная нераздельность уже не может быть внешнею, она возможна только как внутреннее единство сознания " 4. Однако, по мысли И.Киреевского, реализация идеи всеобщего братства должна начаться с создания новой универсальной культуры, с построения в России малого Царства Божьего, которое затем разрастется по всему миру как горчичное семя. Путь европейского просвещения и магометанского востока воспринимается философом как греховный, Россия же, с точки зрения И.Киреевского, - хранительница подлинной веры, тогда как Западу - носителю просвещения как мысли, как науки, веры не хватает. Католичество стало основой западной культуры, православие - основой русского просвещения, поэтому именно Россия должна играть ключевую роль в процессе преображения мира. Будущая культура, по мысли философа, представляет собой синтез двух противоположных начал образованности под эгидой одного из них - православно-словенского4.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Искусство видеть красоту 28.05.2019 908 Время на чтение 6 минут Этот черно-белый рисунок - словно ожившая старинная фотография: так и слышишь скрип двуколки по мощеной улице, стук трамвая и радостный перезвон колоколов белоснежного, в стиле русского узорочья храма. Московский храм Рождества Богородицы Путинк ах - а на рисунке изображен именно он - был построен в середине XVII века и стал одним из последних больших шатровых храмов в истории русской архитектуры. «Меня к этому храму буквально притянуло,- вспоминает автор рисунка Валерия Бородина.- Я рассматривала разные фотографии, выбирала, какой храм мне нарисовать к конкурсу, и тут сразу стало ясно - этот». Работа шестнадцатилетней Валерии заняла первое место на Международном конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира». В числе победителей и призеров конкурса 2018 года - еще две представительницы Саратовской епархии: у Виктории Клочан - первое место в другой номинации, у Софьи Лариной - третье. Все три девочки с дошкольного возраста занимаются в школе искусств 5 города Вольска, у одного преподавателя - Ирины Николаевны Шаповаловой. -Два года назад другая моя ученица, Софья Давыдова, тоже заняла первое место на общероссийском, финальном этапе,- вспоминает Ирина Николаевна.- Я тогда думала, что больше у нас такого чуда не будет. И когда узнала результаты в этот раз, это было так неожиданно, что я заплакала от радости. Тема конкурса девочкам близка: на занятиях они часто рисуют храмы. Ирина Николаевна - человек верующий - рассказывает им о Боге, о Церкви, о таинствах. -Работа над изображением храма предполагает определенный настрой - серьезный, духовный,- продолжает преподавательница.- Девочки это чувствуют и хорошо понимают. Мы ходили с ним в храм, на Причастие, рассматривали храмовую архитектуру как совершенно особую красоту - отблеск красоты небесной. Так получилось, что все три ученицы оказались в одной возрастной категории, и соревноваться им приходилось в том числе и друг с другом. По словам Ирины Николаевны, острого соперничества между ними не было - наоборот, поддерживали друг друга. За плечами этих школьниц уже множество конкурсов. Так, на прошедшем недавно областном конкурсе открыток Лера Бородина и Вика Клочан также стали победительницами, разделив первое место.

http://ruskline.ru/opp/2019/maj/28/iskus...

Закрыть itemscope itemtype="" > Крест – не красивая метафора, а реальный путь Спасителя Проповедь в праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня 14.08.2021 1014 Время на чтение 5 минут Фото: Из личного архива автора Сегодня, дорогие братья и сестры, праздник Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня и празднование памяти мучеников Маккавеев, принявших добровольную смерть за отказ от идоложертвенного. Остановим свое внимание на словах апостола Павла: «Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия» и будем говорить о значении Креста Господнего, на котором была принесена величайшая Жертва мира. Первоначально этот праздник был установлен как местный в Константинополе в IX веке, а на Руси появился в конце XIV века с распространением Иерусалимского устава. Обычай износить Честное Древо Креста, то есть крест, на котором, согласно христианскому вероучению, был распят Иисус Христос, на дороги и улицы был предназначен для освящения мест и в отвращение болезней. Честное Древо Креста также называют «Животворящий Крест», «Крест Господень» и «Животворящее Древо» Однажды некоторый человек написал святому Макарию из Оптиной пустыни, что его духовные советы оказались очень полезными. В ответ св. Макарий написал: «Этого не может быть. У меня могут быть лишь ошибки, а все добрые советы приходят от Духа Божьего. Просто иногда случается, что я правильно слышу Его советы, и затем передаю их, не искажая». Часто мы обращаем своё внимание на привлекательные стороны христианства, например, на радость ожидаемого спасения, обещанного в Евангелии. Но когда нам дают горькое лекарство для нашего исцеления – мы ропщем или отворачиваемся. И лишь со временем понимаем, как оно было нам нужно. Бог дал розе превосходный аромат, но одновременно вооружил ее острыми шипами и колючками. И вот, в начале Успенского поста мы поговорим об этих самых «шипах» и «колючках». Слово Божие – это не развлекательная книга, но книга, научающая нас переносить скорби, страдания, одиночество и учит жертвенности. Поэтому верна святоотеческая мысль, что «не распятых в Раю не бывает». Распяться – это не значит буквально «взойти на крест», погибнуть лютой чудовищной смертью. Масса искушений существует в наши дни, и легкой прогулки по жизни до Царства Небесного у верующего не будет. Если Церковь на земле сражающаяся, ибо Царство Божие силой берется (по-славянски, «нудится, и нужницы восхищают его» Мф. 11:12), то и члены этой Церкви должны подвизаться за Истину всей своей жизнью.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/14/kr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Между молотом, наковальней и трезубцем Война против Русского Православия на Украине 23.09.2023 459 Время на чтение 8 минут Источник: Русский Вестник Украинская Православная Церковь (УПЦ), хоть и вынуждена была под давлением киевской власти отказаться от всякого влияния Московского Патриархата, все равно остается единственно истиной Церковью Христа в незалежной. Она признана всеми автокефальными церквями мира, в том числе и католической. Но сейчас УПЦ остается в одиночестве, как осажденная врагами крепость. На своей канонической территории ее обложили со всех четырех сторон: с одной – греко-католики Западной Украины, которых насчитывается более пяти миллионов; с другой – политизированная псевдорелигиозная организация под названием «Православная церковь Украины» (ПЦУ), наспех слепленная из раскольнической УПЦ Киевского патриархата и столь же незаконной Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ); с третьей – нацистский правящий режим Зеленского, опирающийся на откровенных сатанистов из нацбатов; с четвертой – зомбированная часть украинского населения, за 30 лет приученная ненавидеть все русское, а заодно отринувшая веру своих предков. Вокруг УПЦ одни враги, а главное – кругом ложь, предательство и лукавство. Чего стоит высказывание папы римского Франциска, растиражированное всеми мировыми СМИ. Он заявил после окончания всеобщей аудиенции: «Я думаю о православных монахах Киевской лавры. Я прошу вовлеченные в войну стороны уважать религиозные места». Также он подчеркнул, что все священнослужители вне зависимости от вероисповедания «являются поддержкой Божьего народа». Красиво. Но как-то верится с трудом в искренность этих слов после того, как между Киевом, ЮНЕСКО и Ватиканом была достигнута договоренность о вывозе с территории Киево-Печерской лавры христианских ценностей, в том числе святых мощей, и последующей передачи их музеям Италии, Франции, Германии и самого Ватикана под предлогом «спасения от российских ракетных ударов». Это официальное заявление продемонстрировали в сюжете телеканала РЕН ТВ и других новостных каналов. Обратите внимание: договор был заключен с Киевом при посредничестве ЮНЭСКО именно Ватиканом (читай – папой римским)! Так что имейте в виду: когда понтифик прилюдно сокрушался о «православных монахах Киевской лавры», у него за спиной уже были готовы складские помещения для приема святынь и ценностей из этой самой лавры.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/23/mezhdu...

Закрыть itemscope itemtype="" > Поле русской культуры Часть пятая. Общество-собор 21.09.2012 372 Время на чтение 17 минут Часть первая. Русская земля Часть вторая. Золотая Орда Часть третья. Мессианизм Часть четвертая. Государство-церковь Святоотеческая культура полифонична и жизнестойка. Человек в качестве носителя образа Божьего сочетает в себе исключительные волевые характеристики с устремленностью к высотам духа. Он готов бесконечно терпеть и смиряться, ищет неотмирности или предъявляет к сильным мipa сего высокие моральные требования. Святоотческая культура сложилась в Византии, взявшей на себя миссию обожения жестокого, языческого мира. Ко времени возникновения империи свидетели чудес Христовых давно уже покинули этот свет. Новые проблемы и коллизии опутали липкой паутиной возводимое здание Вселенской церкви. Крайне необходимы были люди, способные видеть лучше других, отделять зерна от плевел. Мучеников сменили богословы. Богословие предполагает православность интерпретаций св. Писания, сущности ересей, решений Вселенских соборов. Такие личности, как Василий, Григорий, Афанасий не случайно носят эпитет «Великий», который в античные времена присваивался лишь императорам и знаменитым полководцам. Величие богословия заключается в том, что оно сумело объяснить, почему Слово наделено свойствами неодолимой, созидательной силы. Христианское богословие развивалось преимущественно в Византии. Культура империи глубоко мистична и полностью сосредоточена на служении религиозно-этическому идеалу, воплотившемуся во Христе. В эссе уже говорилось о том, что патриархи Фотий (IX в.) или Кантакузен (XIV в.) многие годы занимали высокие посты в имперской иерархии? прежде чем взяли в руки пастырский посох. В тоже время многие монахи-миссионеры шли навстречу варварским народам, жили среди колдовства, жестоких распрей, вразумляя «детей природы» на путь истинный. Нередко миссионеры принимали мучительную смерть. В целях распространения христианства ненасильственными средствами императоры или высокопоставленные вельможи отдавали в жены предводителям варварских народов своих родственниц, прекрасно понимая, на какую жизнь обрекают близких людей.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/22/...

Из русских святителей XIX века Митрополит Московский Платон (Лёвшин); занимал Московскую кафедру с 1787 по 1812 г. Митрополит Московский Филарет (Дроздов) ; занимал Московскую кафедру с 1826 по 1867 г. Епископ Феофан (Говоров), затворник Вышенский; занимал Владимирскую кафедру с 1863 по 1866 г. Глава 1. Из Митрополита Платона (Лёвшина) Вина человека пред Богом «Человек, как вольный законопреступник, остается подверженным всей тяжести ГНЕВА Божия. Посему ничего ему не остается, как ожидать Божия гнева: ибо что беззакониями заслужить может человек, как токмо, чтобы правосуднейший Бог отверг его от Своего милосердия? – и за сим следуют все несчастия. Не должно отсюда заключать, чтобы Бог не имел сожаления и милосердия к бедности человеческой; но опять не можно принять и того, чтобы человек сам через себя мог быть достоин милосердия, – разве бы только захотели думать, что в Боге правды нет или что в Нем милосердие слепое, что праведника и беззаконника Он почитает за одно, – что о Божестве и помыслить страшно! ...Проклят всяк человек, иже не пребудет во всех словесех закона ( Втор.27:26 )» 1519 . Предвечный совет о спасении человека «Божии определения все суть предвечны; между коими знатнейшее есть о воплощении Сына Божия и об очищении грехов наших смертию Его: глаголем премудрость Божию, в тайне сокровенную, юже предустави Бог ПРЕЖДЕ ВЕК в славу нашу ( 1Кор.2:7 ). И для того же в Апокалипсисе Спаситель называется АГНЕЦ, закланный прежде сложения мира ( Откр.13:8 )». Еще о совете «Никого не оставалось для спасения, кроме Самого Бога . Так вот же в сокровеннейшем, – и даже ангельскими мыслями не испытуемом, – СОВЕТЕ СВЯТЕЙШИЯ ТРОИЦЫ определяется, дабы Сам Сын на Себя воспринял августейшую (царскую, державную) сию должность, чтобы быть Избавителем человеческого рода. Мир никогда не может ожидать великолепнейшего, удивительнейшего и милосерднейшего Божьего действия, как есть ПОСОЛЬСТВО Сына Божия на землю». Любовь Божия и правда «ЛЮБОВЬ и милосердие Божие ко всякой твари, по превосходству же (особенно) к человеку, есть большее, нежели сколько мысль наша понять может. Как же бы такая, всяк ум превосходящая, благость могла стерпеть погибнуть человеку, превосходнейшей то есть твари, которая, по намерению Божию, создана для вечного благополучия?

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Из трудов святителя Нектария Эгинского Скачать epub pdf 1. О Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. В соответствии с православным учением, Церковь имеет двойное значение, одно выражает ее догматический и религиозный характер, иными словами – сокровенный и духовный; другое – ее внешний характер в подлинном смысле этого слова. По православному духу и исповеданию, Церковь определяет себя как установление религиозное и как общество религиозное. Определение Церкви как религиозного установления может быть сформулировано следующим образом: Церковь есть религиозное учреждение Нового Завета. Спаситель наш Иисус Христос создал ее икономией Своего Воплощения. Она зиждется на вере в Него, на истинном исповедании Его. Она была учреждена в день Пятидесятницы в момент сошествия Духа Святого на святых учеников и апостолов Христа Спасителя. Он соделал их инструментами божественной благодати, дабы увековечить искупительное делание Спасителя. В это учреждение была вложена вся полнота явленных истин; в нем действует через таинства благодать Божия; в нем через веру во Христа Спасителя возрождаются те, кто притекает к нему; в нем хранятся апостольское учение и предание как письменное, так и устное. Определение Церкви как религиозного общества сводится к следующему: Церковь есть общество людей, объединенных в единстве Духа и в союзе мира ( Еф. 4:3 ). Ее апостольское служение может быть сформулировано следующим образом: Церковь есть инструмент Божией благодати, которая осуществляет общение Бога с людьми через веру в Спасителя Иисуса Христа. Вознесшись на небо, Господь наш послал Своего Святого Духа в виде огненных языков на святых Своих учеников и апостолов. На этих Своих апостолах он создал Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь – общество Бога и людей. Он дал ей благодать искупления, чтобы спасти род человеческий, возвращая его из заблуждения и возрождая его через таинства, и чтобы соделать его достойным будущей жизни, накормляет его хлебом небесным. В Священном Писании слово « Церковь » имеет два значения. Чаще всего – в смысле человеческого общества, объединенного религиозным союзом, или же – Храма Божьего, в котором собираются верующие для совместного Богослужения. Кирилл Иерусалимский говорит, что Церковь называется так потому, что она призывает всех людей и потому что она их собирает.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Мудро ли поступил Большой Московский Собор, наложив запрет на образ Бога Отца в виде Ветхого днями? Скачать epub pdf Как известно, традиция изображать Бога Отца в облике Седовласого Старца или, что то же, Ветхого днями сформировалась в христианской иконографии под влиянием ветхозаветных свидетельств. Богом Древним Господь именовался уже со времен Моисея ( Втор.33:27 ). Несколько столетий спустя Он открылся в образе Ветхого днями пророку Даниилу. Именно этот пророк и составил словесное описание данного визуального символа ( Дан.7:9 ). Во времена Нового Завета образ Вседержителя, явившегося в подобии мужа с белыми, как волна, волосами созерцал Евангелист Иоанн Богослов ( Откр.1:14 ). Достойно замечания, что оба этих образа сближаются между собой и через общий эсхатологический контекст: как Даниил, так и Иоанн Богослов лицезрели Вседержителя в видениях, посвященных последним временами существования нашего мира. Ко времени созыва Большого Московского Собора (1666–1667 г.г.) изображения Ветхого днями успели обрести широкую известность среди верующих и утвердиться в ряде иконографических направлений. Однако единогласного мнения о том, в каких именно случаях с Каким именно Лицом Пресвятой Троицы надлежит соотносить этот библейский образ, выработано не было. При всей выразительности описания Божьего Откровения в Книге пророка Даниила контекст не только не объясняет, символ какого Лица созерцал праведник, но даже и не затрагивает вопроса, допустимо ли вообще идентифицировать это символ как образ одного-единственного Божественного Лица . В то же время Евангелист Иоанн Богослов ясно свидетельствовал, что в облике Подобного мужу с белыми волосами пред ним предстал Господь Иисус Христос ( Откр.1:17–18 ). Ввиду отсутствия строгой определенности по этому поводу, на некоторых композициях под образом Седовласого Старца изображался Отец, а на других – Сын. Общая иконографическая практика не препятствовала ни первому, ни второму варианту использования образа и допускала обе интерпретации Ветхого днями .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Мы должны помнить, что Церковь - это Тело Христа. Через Церковь Сам Христос говорит с нами. И как бы ни был грешен человек, Господь готов принять Его через покаяние. Но, к сожалению, слыша всё и даже соглашаясь, мы не делаем того, что должно. И покаяние наше бывает лицемерным, и возвращение наше к Богу - с оглядкой на мир падший. И вот для тех, кто по маловерию своему кается, но легко согрешает, а также для тех, кто не боится Бога и думает, что и так как-нибудь можно прожить жизнь, Святая Церковь представляет историю, которую рассказывает Сам Спаситель за три дня до Своей крестной смерти. История о гряду­щем - о Страшном Суде, когда Сын Человеческий придёт судить мip. Христос говорит о том, что наступит момент, когда Господь явится всему роду человеческому - от Адама до последнего человека, - чтобы судить. И здесь Спаситель пользуется образами, которые были понятны Его современникам: пастух (пастырь), стадо, послушное своему пастырю, Агнец Божий... поскольку в Израиле было развито скотоводство. «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин.10,11). Что же это будет за Суд? Христос говорит, что Судья будет делить, как пастух: овец (праведников) отдельно от козлищ (грешников). Овцы пойдут одесную, а козлища - ошуюю. Обращаясь к праведникам, рассказывая о грядущем Суде, Господь говорит: Придите ко Мне, благословенные, наследуйте Царство, уготованное вам от начала мира, ибо когда Я был голоден, вы Меня накормили, когда Я жаждал, вы напоили Меня, был наг - и вы одели Меня, был болен - вы Меня посетили, томился в темнице - и туда пришли и утешили Меня. На что праведники отвечают: «Господи, да когда же это было?» Христос им ответствует: «...так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.25,40). Обращаясь же к тем, кого отправил ошуюю, Он сказал: Отойдите от Меня, проклятые, вам уготована геенна огненная, вместе с сатаною и его приспешниками. Ибо когда Я был голоден, вы не накормили меня, когда жаждал - не напоили, был наг - не одели, был болен - не посетили, и в темнице Меня вы оставили. Те удивились: «Господи, да когда же такое было, чтобы мы не сделали этого Тебе?» Христос ответил: Когда вы не сделали этого тем, кто встречался на вашем пути, вы так обошлись со Мной.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Н. Василиадис Наказание становится благодеянием Чтобы не согрешить нам вечно Как возможно, чтобы смерть, этот горький плод преступления, была благодеянием для человека? Разве смерть не есть прекращение и потеря жизни –  великого дара человеколюбца Бога Своему разумному созданию? Разве смерть не является тем последним «врагом», который будет побежден, по слову Апостола Павла ( 1Кор.15:26 )? Разумеется, все это так. И тем не менее это зло представляет для нашего грешного мира... некое добро! Ибо премудростью Божьей, которая знает, как извлечь из горечи сладость, это было устроено с благосердием и беспредельным человеколюбием. И странный на первый взгляд парадокс стал реальностью: враг – смерть – преобразуется в благодеяние! Наложенное на нас наказание в конечном счете возвелось в пользу и благотворение для человеческого рода! Таким образом, разлучение души от тела, сколь бы ни было оно мучительно и тягостно, оказывается благопотребным, оно имеет важнейшее положительное значение. 231 Святитель Феофил Антиохийский (ΙΙΙ в.), отвечая на критику христианства, пишет своему другу, язычнику Автолику, что через физическую смерть Бог оказал человеку «великое благодеяние», ибо таким образом ограничивается время греховного состояния человека. Смерть служит гарантией тому, чтобы человек «не был вечно связан грехом». 232 Святитель Григорий Нисский высказывает эту истину еще более ясно, с присущей ему философской рассудительностью и проницательностью: чтобы не увековечилось зло, которое развилось в душе человека, «сосуд», то есть тело, на время разрушается смертью; и это есть милость мудрой Благости и человеколюбивого Промысла Божьего. 233 Брат святителя Григория Нисского , Василий Великий , подчеркивает, что виновны в смерти мы сами, а не Бог . Бог не воспрепятствовал нашему разрушению, то есть отделению души от тела, чтобы «самого недуга не сохранить в нас бессмертным». 234 Так грешный человек не останется навеки живым трупом из-за отделения его от Источника Жизни – Бога. С этой точки зрения телесную смерть нужно рассматривать не как наказание или восстановление Божественной справедливости, но как выражение Божественной любви. 235 Смертью человеколюбец Бог более исцеляет, чем наказует человеческую природу, которая впала в грех. 236

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010