Глава 49. «Раб Божий», как Основатель вечного Завета, униженный миром и прославленный Богом. Обращение всех народов к Богу-Спасителю. Восстановление разоренного Сиона и господство его над язычниками 1–3. Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние: Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое; и соделал уста Мои как острый меч; тенью руки Своей покрывал Меня, и соделал Меня стрелою изостренною; в колчане Своем хранил Меня; и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я прославлюсь. (Послушайте Мене острови, и внемлите, языцы. Временем многим стояти будет, глаголет Господь: от чрева матере моея нарече имя Мое, и положи уста Моя яко меч остр, и под кровом руки своея скры Мя: положи Мя яко стрелу избранну, и в туле своем скры Мя. И рече Ми: раб мой ecu ты Израилю, и в Тебе, прославлюся). Древние народы, населявшие обширные и отдаленные страны, имевшие каждый свое вероучение и нравоучение, особое богослужение, руководствовавшиеся баснословными (мифологическими) преданиями своей старины и опытной мудростью своих предков, как священным залогом и законом общественной жизни, не знали, не могли и даже не желали знать истины Божественного Откровения, данного избранному народу – Израилю. Но вот наступает новое время, когда все народы земли услышат проповедь Божественной истины из уст избранного Раба Божьего. – Обращаясь ко всем народам мира, Раб Божий, говоривший через всех пророков, говорит и через Исаию: Послушайте Мене, острова – по направлению на запад собственно острова и побережные земли Средиземного моря; и внемлите, языцы – народы отдаленных земель Востока (ст.12). Временем многим стояти будет, глаголет Господь, через многое или неблизкое еще время настанет и совершится то, что в течение еще более продолжительного времени только ожидалось, что говорил и говорит Господь, а именно – придет Спаситель мира, Основатель вечного завета. – От чрева матери Моея нарече имя Мое: для величайшего дела своей благости, которое было предопределено от вечности, Господь чрезвычайным образом избирает Раба Своего – еще от чрева Матери Его, т.е. еще при зачатии Его во чреве Матери, нарекает Ему имя, – дает Ему такое знаменательное имя, которое точно определяет Его Богочеловеческую природу, личные свойства и совершенства, великое служение Богу и человечеству и мировую славу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Нечистоплотные люди спекулируют на человеческом горе» Митрополит Кемеровский Аристарх и протоиерей Максим Обухов о провокаторах, сеющих панику и вбрасывающих ложную информацию о трагедии в Кемерове 28.03.2018 755 Вчера митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх призвал верующих не поддаваться на провокации, которые пытаются устраивать на трагедии в Кемерово, сообщает «Интерфакс-Религия». «Мы должны помнить, что без воли Божией, без промысла Божьего ничего не получается», - отметил митрополит. «История свидетельствует, что очень часто на человеческом горе нечистоплотные люди, далекие от Церкви, начинают спекулировать, призывая людей к мести и противостоянию, всячески стараются, чтобы распалялись эти человеческие страсти и эмоции, но для верующего человека в эти дни самое главное - не потерять мир в своей душе», - сказал он в видеообращении к верующим, опубликованном на сайте митрополии. Он подчеркнул, что «самое главное для нас – помнить, кто мы, а мы с вами верующие православные христиане. А что это значит? Если мы верующие, то мы должны свою жизнь подтверждать закону, по которому мы живем. А закон у нас – закон Божий. Закон Божий – это не какой-то отвлеченный и не известный никому закон - закон нашей совести. Чтобы быть христианином нужно по этому закону жить. А этот закон повелевает любить ближних, творить им добро, укреплять страждущих, поддерживать немощных, утешать плачущих». «Бог дал человеку две способности – помнить и забывать», - отметил владыка. «Закон Божий призывает нас забывать зло, - подчеркнул он, - потому что зло никогда не созидает, а только разрушает, и начинается от сердца самого человека, а затем разрушает взаимоотношения между другими людьми. Эта связь, ткань человеческих отношений за счет зла может разрушаться. Следовательно, общество становится менее единым – оно распадается. Это важно не допустить». Митрополит Аристарх заявил, что «если люди лишаются мира этого, через зло его разрушают, то, значит, они перестают быть христианами». Он призвал в любых обстоятельствах помнить о самом главном – сохранении мира.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/03/28/ne...

Закрыть itemscope itemtype="" > Нижний Новгород, ты со Христом? Отклик на статью Елены Васкановой по поводу возвращения исконного названия площади Лядова 20.08.2021 2499 Время на чтение 3 минуты Отклик на статью Елены Васкановой « " Ляд " на лад пора бы заменить» . Нижний Новгород, ты со Христом? Так и хочется задать этот вопрос тем, кто упорно препятствует возвращению исторического названия площади Монастырской, что рядом с Крестовоздвиженским монастырём в Нижнем Новгороде. Дорогие, вы упорно глумитесь над Богом, отстаивая явно сатанинское название площади Лядова. Большевик Мандельштам скрывал свое истинное лицо под кличкой «лядов», то есть «чёртов». Это была не его фамилия, а кличка. Еще у него была кличка «русалка». Что также объясняет его атеистические взгляды. А страдает от вашего упорства не только весь город, но и вся страна. А пора бы уже остановиться. Потому что мы уже получили и получаем наказания от Бога за все наши «глумления». Мы прошли войну Гражданскую, Великую Отечественную 1941-1945 годов, потеряв многие миллионы человеческих жизней наших соотечественников. Сейчас – всемирная пандемия коронавируса. «От Бога ли это?» – скажете вы. Да. От Него. – «А за что?» А за все наши прегрешения. «Я – Бог Ревнитель, - говорит Господь Саваоф в Ветхом Завете, – и наказываю детей за грехи родителей до четвертого и седьмого колена». Господь остановил большевистский безбожный эксперимент, когда уничтожалась Великая Россия, в массе своей православная. Кровью новомучеников и исповедников Российских заплатила Православная Великая Россия за отход от Бога, за большевистскую утопию построения «нового мира», мира без Бога, без Заповедей, без морали. За эксперимент небольшой кучки людей ответила вся страна. Дорогие, вы не хотите понять, что чаша Божьего гнева нависла над всеми нами. Откровение святого Апостола Иоанна Богослова, это ведь не сказка, не утопия, а предсказание о сегодняшних временах. «И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю» (Откр. 16: 1); «Кого я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Откр. 3: 19). Два отрывка Священного Писания, явно говорящие о том, что будет, если не покаемся, если не исправимся.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/20/ni...

Закрыть itemscope itemtype="" > Преображение и глобальный экономический кризис Доклад на конференции сообщества " ДелоРус " " Пути собирания Русского Мира " , проходившей в рамках международного форума " Отечественные традиции предпринимательства и благотворительности " 22.05.2009 776 Время на чтение 6 минут Современный глобальный кризис сущностно связан с фундаментальным теологическим сюжетом - Преображением. Не случайно в свое время Антоний Сурожский заметил, что " бывают в нашей жизни такие мгновения, когда хочется, чтобы жизнь, время, вечность остановились, и ничего другого не происходило бы, но нам нужно возвращаться в этот мрачный, суровый, темный мир нашей повседневной жизни и нести свет Преображения " . В самой библейской теме Преображения есть удивительная логика развертывания. Начиная от акта Творения мира, который был по самой сути преображением хаоса, далее шаг за шагом высвечивается каскад предвосхищений того чуда, что спустя эпохи случилось на горе Фавор. Промыслительна и сама гора Фавор, явившаяся впервые в Ветхом завете, таковы Илия и Моисей как непременные причастники Фавора, предвосхитительны смыслы их деяний и духовных терзаний, переносимые как вечная неиссякаемая постановка вечных вопросов из ветхозаветной дали в канву и смыслы свершившегося на Фаворе за 40 дней до Голгофы. Нетленны и все новозаветные нюансы собственно со-бытия Преображения Сына Божьего. Здесь своя высота, глубина и композиция события, способ присутствия Отца и Духа Святого, таинство преобразившейся телесности Христа, избранность состава Его учеников - Петра, Иакова и Иоанна, не знавших еще о тернистых деталях своего служения Господу и одаренных фаворской силой на все грядущие подвиги и мученичество в этом непреображенном мире. Сын Божий, очевидно, понимал тяжесть уготованных им и всем христианам испытаний, и, явившись на горе Фавор в великолепии своей всесокрушающей и сияющей мощи, наделил грешный мир на поколения вперед надеждами, проба которых - Свет. Что же происходит сейчас, и какое отношение имеют те фаворские события к кризису, творящемуся и в нас, и вокруг нас? Прежде всего, обратим внимание на то, что не только Россия, но и весь мир оказались в состоянии мощнейшей психологической пандемии, которая имеет свою динамику - шоковую для старта и хаотически - вязкую для последующего развития.

http://ruskline.ru/analitika/2009/05/22/...

К сожалению, в наше время православного миссионера нередко провоцируют стать на соблазнительный путь сыскаря-любителя или, что превращает само миссионерское служение в некий придаток секуляризированного общества, а религиозный опыт такого человека мало чем отличается от сектантского. Об этом хорошо сказал архиепископ Иоанн (Шаховской): «Ошибочно думать, что все пра­вославные суть действительно не сектанты и что все сектанты суть действи­тельно не православные. Не всякий православный по имени таков по духу, и не всякий сектант по имени таков по духу, и в настоящее время в особен­ности можно встретить «православ­ного» — настоящего сектанта по духу своему: фанатичного, нелюбовного, рационально узкого, упирающегося в человеческую точку, не алчущего, не жаждущего правды Божией, но пресыщенного горделивой своей правдой, строго судящего человека с вершины этой своей мнимой правды, внешне догматически правой, но лишенной рождения в Духе. И наоборот, можно встретить сектанта, явно не понимающего смысл православного служения Богу в Духе и Истине, не признающего то или иное выражение церковной истины, но на самом деле таящего в себе много истинно Божьего, истинно любвеобильного во Христе, истинно братского к людям… Тогда как среди иновероисповедных хрис­тиан есть множество живущих в истине Православия — духом своим. Есть сектанты, которые горят духом и любовью к Богу и к ближним гораздо более, чем иные право­славные, и вот этот дух горения любви к Богу и к человеку есть признак истинного, жизнен­ного Православия. Кто его не имеет среди православных, тот не истинно православный, и кто его имеет среди неправославных, тот истинно православный. По-человечески он заблуждается, по-человечески он не понимает того или другого, не видит тот или иной цвет в природе мира (духовный дальтонизм; не видит, например, смысла икон, общения со святыми, ушедшими из этого мира); но по духу, по внутреннему человеку он — верный и истинный, нелицемерной любовью преданный Живому Богу Воплощенному, Господу Иисусу Христу до смерти» .

http://radonezh.ru/analytics/svyatootech...

монах Митрофан Часть третья. Догмат учения Церкви о ходатайстве живых за умерших и испрошение прощения грехов некоторым грешникам 1. На чем основывает Церковь свое учение о возможности спасения некоторых умерших грешников Мы знаем, что смерть есть только переход от земной жизни в загробную, что соединенные Богом на земле не разлучаются и смертью, что внутренний, духовный союз и взаимное соотношение между пребывающими на земле и перешедшими в загробный мир продолжаются, как между членами одного духовно-нравственного царства Христова. Единение, союз, отношение и общение для пребывающих на земле имеют чувственное выражение, видимые знаки, свидетельствующие о неразрывности духовного союза и общения с перешедшими в загробный мир. Показав, в чем состоят союз и общение мира видимого с невидимым, т.е. пребывающих на земле с ангелами и падшими духами и со Святыми, теперь постараемся показать видимое чувственное выражение видимого мира с перешедшими несовершенными, не достигшими еще совершенства святости, с грешниками, находящимися в аду, однако не потерянными для царства Божьего. Чувственное выражение союза и общения пребывающих на земле с перешедшими за гроб несовершенными грешниками составляют содержание этой части. Жизнь и деятельность пребывающих на земле, основанная на вере в Господа Иисуса Христа, есть наивернейшее зеркало союза и общения с несовершенными, перешедшими в загробный мир. Жизнь и деятельность – одно и то же. Где жизнь – там и деятельность, и где деятельность – там и жизнь; следовательно, дела пребывающих на земле будут свидетельствовать об их союзе и общении с перешедшими. Бог , соединяя людей вечным союзом любви, на случай кратковременной разлуки – смерти, через своего избранного апостола Павла запретил скорбеть о смерти близких сердцу, открыв средства сохранить этот союз и общение с почившими. Вот эти средства или дела, пребывающих на земле: 1) сама жизнь пребывающих на земле, 2) их отношение к Богу и к отошедшим, 3) молитва об усопших, 4) милостыня и 5) божественная литургия. а) Основания испрошения прощения грехов умершему: любовь и вера

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Н.А. Хандога I. Апокалипсис св. ап. Иоанна Богослова Апокалипсис (по греч.) или Откровение (по рус.) св. ап. Иоанна Богосло­ва – последняя книга Священного Писания и единственная пророческая книга Нового Завета. Как в Ветхом Завете первая книга Бытия получила свое название от первого стиха первой главы, так и в Новом Завете – книга Откровения: «От­кровение (Апокалипсис) Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы пока­зать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну» ( Откр 1:1 ). Апокалипсис был написан св. ап. Иоанном Богословом на о. Патмос в де­вяностые годы I в., именно тогда, когда в Римской империи с новой силой прока­тилась волна гонений, которая внесла трепет в души первых христиан о близком конце. «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюда­ющие написанное в нем; ибо время близко» ( Откр 1:3 ). Поэтому в книге делает­ся особый акцент на окончание существования этого мира, то есть эсхатология становится основной темой Апокалипсиса. Об этой книге архим. Ианнуарий (Ивлиев) , современный российский библеист, пишет следующее: «Книга Откровения чрезвычайно богата символами. И эти символы обладают силой преображенного восприятия мира. Но они дей­ствуют не только с помощью словесных картин. Их смысл во многом опреде­ляется композицией книги. Удивительно тщательная литературная композиция книги создает сложную сеть литературных ссылок, параллелей и контрастов, которые придают смысл частям и целому» 2 . По содержанию Апокалипсис можно разделить на семь частей: 1)  Вступление и семь посланий семи церквам (1–3). 2)  Видение небесной литургии. Агнец снимает семь печатей с книги Бо­жьих судеб (4:1–8:1). 3)  Семь ангелов трубят в трубы, возвещая бедствия (8:2–11:18). 4)  Семь знамений в небесном пространстве, изображающих борьбу сатаны с Церковью (11:19–15:4). 5)  Семь чаш гнева Божьего, изливаемых на мир (15:5–16:21). 6)  Семь видений, знаменующих судьбу Вавилона и последний Суд (17– 20:15). 7)  Торжество Света. Новый Иерусалим. Эпилог (21–22).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktorin_Petav...

Настоящий труд представляет собой перевод проповеднических произведений святителя Геннадия II (Георгия) Схолария (ок. 1400 – 1472. Память его празднуется Греческой церковью 31 августа). Патриарха Константинопольского, ученика и духовного сына св. Марка Ефесского , одного из самых замечательных православных богословов, «последнего светозарного отблеска дивной Византии», по выражению переводчика его проповедей архим. Амвросия (Погодина) . Проповеди (омилии, слова) святителя Геннадия являются, в сущности, трактатами на различные богословские темы, будь то догматического, будь то нравственного характера. Все эти проповеди принадлежат к его «избранным» сочинениям, при чем избрал их и переписал своей собственной рукой сам великий святитель. Для всех интересующихся историческими путями Православия. Слово на Рождество Господа нашего Иисуса Христа написано в монастыре Предтечи на горе Феррон 1 1 . Сиятельнейшие светочи Христовой Церкви в своих прекрасных и мудрых речах разъяснили нам этот первый из праздников, как и представили нам спасительное дело его для мира, проистекающее на основании величайшего Божьего Промысла и чудесно и вместе с тем мудро устроенное по законам природы; поэтому ни нам ни иному кому из сущих в настоящее время или не годиться, или невозможно и пытаться, найти нечто большее, чем было исследовано Учителями; однако из благоговения к до такой степени оказавшему нам человеколюбие Богу и вверяя себя молитвам Учителей, и мы малейший – как это и естественно для малейших – вносим дар, надеясь, что это наше благочестивое дерзновение не окажется полностью презренным ни со стороны Того, Кому мы приносим дар, Знающему нашу цель, ни со стороны наших наставников, следующих Божией воле, как это естественно для непосредственно ныне преисполненных Богом и тем, что имеет отношение к Богу. 2 . То, что относится к созданию этого мира и к творению Первых Людей, нам излагает книга чудесного Моисея, который и душою был великим, и образом жизни в высшей степени достойным, по причине чего он и удостоился получить вдохновение от Бога, и относительно многих поразительных вещей, бывших в отношении его и происходящих посредством его, был засвидетельствован не только со стороны иудеев, но и языческих народов, когда слава о нем распространилась повсюду; этой книге оказывают поддержку и слова внешних (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

протоиерей Александр Сорокин XII. Апокалипсис Приступая к книге Откровения (Апокалипсису) св. Иоанна Богослова, мы прикасаемся к одному из примеров особого религиозного настроения, видения мира и его истории, которыми в среде иудейства предновозаветных (междузаветных) времен и в среде первых поколений христиан жили как своей верой и религиозными чаяниями целые группы людей, течения и движения. Русский термин «Откровение» является переводом греческого «Апокалипсис» (a)poka/luyij, от a)pokalu/ptw – «открывать»). В каком-то смысле термин «Апокалипсис» более предпочтителен, так как слово «Откровение» имеет и более широкое значение – как Священное Предание в любой форме (=Божественное откровение) или как любое вдохновленное извне (например, от Бога), духовное озарение. Однако когда речь идет об «Откровении св. Иоанна», знающий читатель сразу же понимает, что имеется в виду последняя книга Нового Завета. В то же время и термин «Апокалипсис» в нашей речи имеет второе, причем на этот раз не расширительное, а искажающее первоначальный смысл значение: как синоним выражения «конец истории» (или в обывательской речи «конец света»). Иначе говоря, «Апокалипсис» неверно понимается не как чье-либо внутренне переживание или слово (устное или письменное) об этом переживании, а как некое катастрофическое событие. Такое понимание термина продиктовано упрощенным и вульгарным пониманием, а точнее, непониманием смысла книги Откровения. Нельзя также сразу не отметить, какое особое или даже необычное место занимает Откр. в Библии, в богослужении Церкви и в сознании людей. Что касается Библии, то Откр. является ее последней книгой. Ею заканчивается Новый Завет, в чем невозможно не увидеть глубокого смысла. Последние главы Откр. (21–22) содержат блистательное описание красоты и славы Небесного Иерусалима – того преображенного, изобилующего красотой мира, которым, согласно первым главам Библии ( Быт. 1–2 ), должно была с самого начала стать все творение. Таким образом, перед нами зеркальное соотношение изначального Божьего замысла и его непреложного осуществления – тех двух полюсов, что определяют направленность истории всего творения и обрамляют ее библейское изложение. Причем концовка Откр. (и Библии) отражает напряженное христианское ожидание намеченного осуществления:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление О приходе и прихожанах Приход и приходское служение в древней Церкви Для подавляющего большинства верующих приход представляет собой храм и общину, которые мы считаем своими и в которые включаем себя. Приход обычно расположен поблизости с домом, в тех местах, где мы живем. При слове «приход» нами, прежде всего, вспоминаются люди, которых мы встречаем в церкви; это и любимое место в храме, у иконы или окна, где мы привыкли стоять на службах; и само церковное здание, возвышающееся золочеными главками в городском квартале или посреди просторного сельского пейзажа. Приход имеет свое лицо, олицетворяемое священником, и отсюда свою неповторимую характерность, личностное своеобразие. По словам одного из церковных авторов XIX века: «Приход – это малая Церковь , которая живет и дышит единым со Вселенскою Церковью духом веры» 1 . Православный приход включает в себя храм (церковное здание), общину верующих во главе со священником, богослужения в храме, но также и деревни, села или городские кварталы, входящие в территориальные границы данного прихода. Приход является неотъемлемой частью местной Церкви – епархии, во главе с правящим епископом. Такое исторически сформировавшееся понимание прихода отражено в Уставе Русской Православной Церкви: «Приходом является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. Приход является каноническим подразделением Русской Православной Церкви, находится под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля» 2 В Уставе не подчеркивается, что приход есть церковь , но подразумевается, поскольку назван «каноническим подразделением» Церкви. Существует множество определений «церкви» – исторических, юридических, богословских. Но самые первые значения обычно оказываются и определяющими. Когда св.апостолы составляли свои послания, обращая их к христианским общинам, находящимся в разных городах римского мира, то называли их, эти общины, — Церковь (по-гречески «Экклисиа»). Для христианского слуха того времени это «церковь» отдавало необычной новизной. «Этим словом в общественно-политической жизни греко-римского мира обозначалось официальное, правомочное собрание граждан, созванных (этимологически «экклисиа» происходит от глагола созывать, призывать) для решения общественных дел, для суверенного волеизъявления. А в греческом переводе Ветхого Завета этот термин приобретает религиозный смысл – собрания народа Божьего, народа, избранного и призванного для служения Себе Самим Богом» 3 . Помимо традиционного разделения людей на греков, евреев или варваров в первые века нашей эры, нарождалось новое сообщество людей, новая историческая реальность – народ Божий, отличный от всех прочих, – «третья раса», как называли ее язычники. Правда, сами христиане не считали себя особой расой 4 .

http://azbyka.ru/zakon-lyubvi-kak-zhit-p...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010