А самое главное от страны Российской очень просили бабушек «молитвенные традиции для избранных» передавать из уст в уста, из рода в род до скончания века. Народная мудрость: «Бог нас зовет в церковь каждое воскресенье, поэтому шесть дней работай, а один день отдай Господу, а то у нас как в притче: много званых, но мало избранных…» Утро в деревне Что может быть лучше утра в деревне! Гогот уток и чириканье воробьев, лай собак, и довольное урчанье свиней создавали ни с чем не сравнимое сочетание звуков. Даже жужжание мух не раздражало Простодушного, внося какой-то неизъяснимый природный оттенок в атмосферу. А воздух! Простодушный проснулся, но вставать не хотел. Дед уже коров выгнал и по росе косить ушел. «Надо пойти помочь», — подумал Простодушный. В спину слегка кольнуло. «Мысль материальна, но не до такой, же степени», — улыбнулся про себя Простодушный. Может, зарядку сделать, мышцы размять – как доктора советуют. В ту же минуту Простодушный будто услышал в душе тихий голос своего Ангела-Хранителя: «Прежде чем начать день, помолись Господу, по писанию …!» «Похоже, совесть и Ангел-Хранитель как-то связаны», — пришла в голову Простодушного неожиданная мысль. «Читать утреннее правило — это долго, я же не в монастыре», — подумал он. Ему нравился сокращенный вариант молитвенного правила – Серафима Саровского , для мирян. Несколько поясных поклонов с молитвой, и тупая боль в спине почти прошла. Бабушка на кухне гремела посудой так громко, будто все делала наощупь. «Доброе утро, бабуля! Пирожки с чем?» — сказал Простодушный. «Да, утро доброе! С брусникой, садись чай пить. Поздно встаешь, внучек, — добавила бабушка, — когда я была маленькой, мне моя бабушка сказала, что утром будит Ангел-хранитель, а лукавый уговаривает: поспи еще, есть время» «Неужели так просто мир устроен!» — подумал Простодушный и спросил: «А как у тебя бабуля со спиной?» «Со спиной, внучек, уж много лет, только молитвой и спасаюсь, бывает, только к обеду расхожусь, молюсь Серафимушке, если уж совсем худо – читаю «Богородичное правило» то есть сто пятьдесят земных поклонов. Дня на три как рукой снимает. Богородица помогает!»

http://azbyka.ru/fiction/chto-est-istina...

Оглядываясь туда и сюда, увидел я издали, как луч солнечный, образ Владычицы Богородицы, стоящий у дерева и никем не поддерживаемый, в трех локтях от земли. С радостью побег я к образу Владычицы моей, пал пред иконой и молился долго со слезами. Тогда был глас от иконы: «призрю на смиренныя рабы и на это место; приказываю тебе, – поставь на сем месте церковь во имя Успения Богородицы». От сего гласа долго лежал я как бы мертвый на земле. Потом понемногу встал и пропел хвалебную песнь Богородице. – Еще слышал я голос от иконы Богородичной: «неверные люди будут верными, будет единая церковь и единое стадо Христово». Икона спустилась на мои руки, я взял и облобызал ее и с радостью принес в отшельническую пещеру свою. С того времени возложил я упование на Творца моего и на пречистую Богородицу. Другое чудо поведаю вам, братия. Скрывался я у озера Мурма, в отшельнической куще моей и ждал смерти от злых людей. Они искали убить меня или прощать с сего острова. Я страдал в душе и воспоминал в сердце моем слова Господни: многие волны приражаются камням и разбиваются, бросают пену и ничего не могут сделать. Злые сыроядцы как волки рыскали по берегу озера Мурма; другие бродили как псы по пустыне. От страха не выходил я из кущи моей долго и молился Богу, пречистой Богородице, великому предтече Иоанну, святителю Николаю и епископу Василию. Я пел псалтырь с канонами. Издали смотрел я на место, куда прежде всего пришел, и вижу свет, сияющий на острове; множество мужей благообразных ходят по острову и согласно, в ликах, поют. Посреди острова, там, где стояла икона на воздухе, вижу жену святолепную, в свете несказанном, сияющую золотом: благообразные мужи поклонялись святолепной жене, а она благословляла место, где ныне стоит церковь Успения Богородицы. Радостью исполнился я от сего видения со слезали пал я пред образом Владыки Христа и пречистой Матери Божьей, долго молился и плакал. После молитвенного правила начал я петь утреню; а когда стало рассветать, пропел я псалом: блаженни непорочнии в пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В следующий раз приходишь, докладываешь отцу Иерониму о том, что сделано, и планируешь: «Я еще это сделаю и то», а он говорит: «Иди отдохни». Оставляешь ключи от складов и идешь в келью отдохнуть за книгой. Два с половиной года продолжалось послушание у отца Иеронима. Это был святой человек и действительно воплощение заповеди Христовой о любви. Никогда ни на кого не повышал голос, а всегда был спокойный, доброжелательный, с доброй улыбкой и непрестанной молитвой. Еслибабушки, которые моют посуду, начнут между собой громко разговаривать, отец Иероним подходил к ним и читал вслух Иисусову молитву. Разговоры сразу же прекращались. Помню, как-то у меня ангина была с высокой температурой и я келейно лечился. Батюшка навестил меня, принёс коробку конфет и какую-то настойку травы для лечения – поддержал меня по-дружески. Но ангины и простуды от работы в сыром и холодном складе у меня стали все более частыми… Тогда меня перевели на послушание к отцу Александру помощником Благочинного. Батюшка отец Иероним на прощание сказал: «Отец Тихон, когда тебе что будет нужно, ты приходи, я тебе помогу». Сила Богородичного правила Схиархимандрит Александр (Васильев) был 22 года Благочинным Псково-Печерского монастыря, затем до самой кончины исполнял послушание Братского духовника. Отец Александр всем советовал непрестанно читать Иисусову молитву и Богородичное правило из 150 молитв: «Богородице Дево радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших» с соответствующими тропарями. Для тех, кто не знал всех Богородичных тропарей, он советовал читать правило в таком порядке: единожды «Отче наш…», затем десять раз «Богородице Дево радуйся» и единожды «Достойно есть…». И таким образом прочитывать 15 раз. Я начал читать Богородичное правило. Запомнилось, что впервые это правило я прочитал, когда ехал на легковой машине в город Выру за сливочным маслом к какому-то летнему празднику… Закончил правило… Едем на открытом участке дороги, и вдруг я вижу, что примерно в метрах 300–500 к нам навстречу как-то странно двигается пустой лесовоз.

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

Как позволяют думать сохранившиеся источники, закрытие алтарной преграды не имело характер канонического правила и не было общеобязательным в течение долгого времени, вплоть до XV в. Однако, эта практика получает распространение уже в XI в., когда она поддерживается в монашеской среде видными богословами и даже некоторыми патриархами. Завешивание преграды создавало возможность для размещения икон в интерколумниях. Идея системы икон, компенсирующих закрытый вид на алтарь и декорацию апсиды, становилась все более актуальной. Примечательно, что в XI в. возникают развитые иконографические программы эпистилиев – иконостасных тябел, расположенных над архитравом алтарной преграды 41 . Они включают Деисус, двенадцать праздников, композиции богородичного и страстного циклов, образы святых и житейские сцены. Если добавить появляющиеся там же изображения «Причащение апостолов», образы «Благовещение» и создателей литургии на царских вратах, иконы Христа, Богоматери и святых патронов церкви в интерколумниях, то становится ясно, что вся храмовая декорация концентрируется в одном многосоставном иконном образе, воплощающем идею Евхаристического таинства через зримую историю спасения. Как кажется, К. Уолтер справедливо связал развитие иконостаса, обращенного к мирянам, с появлением в XI в. литургических тем в алтарной апсиде («Причащение апостолов», «Служба св. отцов»), ориентированных, главным образом, на священнослужителей 42 . Однако можно пойти еще дальше и поставить вопрос о влиянии на этот процесс богословских идей, возникших в связи с Великой схизмой 1054 г., которая, согласно нашей гипотезе, оказала решающее воздействие на сложение структуры византийской храмовой декорации 43 . Эти идеи, как явствует из сохранившихся текстов, доминировали в церковной жизни второй половины XI в., когда в результате полемики об опресноках возник особый интерес к Евхаристической жертве в ее связи с Домостроительством Святой Троицы. Акцентация мистической природы таинства, выразившаяся в закрытии алтаря, и понимание Евхаристии как истории спасения, отразившееся в программах иконостасов, могут быть объяснены как две взаимосвязанные части одного духовного процесса. Примечательно, что известные нам защитники закрытых преград Никита Стифат и Николай Андидский были в то же время виднейшими участниками антилатинской полемики и толкователями литургии. Конечно, высказанное суждение имеет характер догадки, которая может быть подтверждена или опровергнута в ходе детального исследования иконографии алтарных преград XI-XII вв. в контексте богословия эпохи. Но само направление поисков представляется перспективным.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

При архиепископе Евстафие присутствовали на соборах (у Григоровича 41, 46) епископы: 1) зетский (имеющий кафедру при храме архангела Михаила, о чем примеч. 29); 2) рашский (в новом Пазаре при храме апостола Петра и Павла); 3) звечанский (в мон. св. Георгия); 4) хвостинский (в Студенецкой лавре); 5) холмский (в Захолмии в монастыре Богородичном); 6) призренский (в монастыре Богоматери, на границе Македонии и Албании, о чем окт. 20 пр. 17); 7) топничский (при храме св. Николая); 8) будимльский (в Будимле на Мораче, повыше Спужа, при храме св. Георгия); 9) липлянский (в монастыре Богоматери грачанице, о чем окт. 30 пр. 17); 10) снопский (соседний с призренским); 11) дебрский (при храме св. Николая, о чем окт. 30 пр. 17); 12) маравичский (в Рудницком округе при храме св. Ахила). При архиепископе Никодиме (с 1318 г.) видите еще (у Григоровича 48) епископов: браничевского (в Браничеве при впадении Млавы в Дунай при храме св. Николая) венчан был королевским венцом. На другой день во время литургии после евангелия сам читал он символ веры и вслед за ним повторяли все от короля до последнего подданного. В следующие затем два дня предлагал народу различные наставления и заключил поучение такими словами: «ни добрая жизнь без правой веры не может принести нам пользы, ни правая вера без добрых дел не приведет нас к Богу». Святитель принял потом меры против незаконных сожитий. В народе многие брачные жили без освящения священнического. Священникам предписано обвенчать в храме всех невенчанных. Сам святитель обозревал свою паству, убеждая народ проводить жизнь достойную христиан; иноков, живших на своей воле, в виде скитников, но без правила скитского, собрал в общежития и подчинил уставу. Между благородными оставались еще державшиеся ересей и он убеждал их соединиться с церковию, обещая милости короля26). Когда король венгерский, завидуя возвышению сербского короля, объявил Сербии войну, патриот пастырь отправился в Венгрию и после увещаний силою чуда склонил короля к миру и правой вере27).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Читайте Ее житие, обращайтесь к Божией Матери в молитвах. Она настолько смиренна, чиста и скромна, что даже одно только воспоминание о Ней утишает страсти. Се раба Господня (Лк. 1: 38), – пусть отвечает наша душа на любые невзгоды, а Господь уже попечется обо всем. Читайте «Богородицу», и Божия Матерь вразумит и все управит Архимандрит Мефодий (Леонтьев) Архимандрит Мефодий (Леонтьев) , насельник Псково-Печерского монастыря: – Псково-печерские насельники, особенно старцы, очень любят Божию Матерь. «Богородицу» братия всегда читают. 150 раз: Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. Тогда Преблагословенная Сама во всем вразумляет, все управляет. Вот схиархимандрит Александр (Васильев) изо дня в день никогда не пропускал Богородичного правила, и лицо у него всегда было радостное, светилось. Никаких печалей. Матерь Божия благоволила ему, любила его за такую верность Ей. Призвала его ко Господу на следующий день после Своего праздника Покров. Живы молитвами Пресвятой Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл (Наконечный) Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл (Наконечный) : – То, что мы живы, – это уже участие Божией Матери в нашей жизни. Ты работай Господу, а Он Сам спасет твоих родных Епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин (Тупеко) , Белорусский Экзархат: – Матерь Божия покровительствует роду человеческому во осуществление, с одной стороны, Ее пророчества: отныне ублажат Мя вси роди (Лк. 1: 48), – с другой стороны, слов, произнесенных со Креста Ее Божественным Сыном: Се, Матерь твоя (Ин. 19: 27), – сказал Христос Иоанну Богослову, но вместе с тем и каждому из нас; Се, сын Твой (Ин. 19: 26), – усыновил Он Богоматери в лице Своего любимого ученика все человечество. По вере людской во всех уголках земли Царица Небесная являет Свою милость. Это и утешение душе, и облегчение житейских тягот, и исцеление от недугов. Епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин (Тупеко)

http://pravoslavie.ru/116439.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

И, наконец, отличие двунадесятого Господского от двунадесятого Богородичного праздника. Если Господский двунадесятый попал на воскресенье, служба воскресная отменяется, и, естественно, тропарь и кондак воскресный не поются вообще. А Богородичный праздник соединяется с воскресным днем, и на малом входе поется и воскресное песнопение, и песнопение праздника. Эта схема много открывает нам в уставной иерархии праздников. Можно сказать, что чем больше праздник, тем меньше песнопений употребляется на малом входе. В очень важный праздник все остальное как бы неуместно, и поется только праздничное, а когда празднование менее значительное, можно вспомнить и посвящение храма и тему дня седмицы. Как будут петься тропари и кондаки? В понедельник, вторник и четверг будут петься тропари храма, дня и святого, попавшего на этот день (если два святых, то два тропаря). Кондаки дня, святого, Со святыми (этот кондак — Со святыми упокой поется только при черных знаках Типикона, только в седмичные дни — во все остальные дни седмицы, а не только в субботу) и храма. В среду и пятницу не будет петься тропарь храма, а только дня и святого — почему? Потому что среда и пяток — это дня Креста, и тропарь дня — «Спаси, Господи, люди Твоя…» — это тропарь Кресту, а храм у нас Господский, значит, тропарь храму будет отложен, потому что он поется чаще, чем тропарь дня. Кондаки — святого, «Со святыми упокой» и храму. Почему-то среди тропарей предпочитается тропарь дня, а среди кондаков — храма. В субботу тропари храма, дня и святого. Кондаки святого, Со святыми упокой и особый кондак Яко начатки естества, который употребляется только в субботу. Эту графу мы с вами заполняем для того, чтобы запомнить еще одну важную вещь — просто потому, что она часто нарушается — заупокойный кондак, Со святыми упокой, употребляется только в седмичные дни, и только ниже красных знаков Типикона, только при отсутствии красных знаков, хотя у нас порой умудряются петь его даже в воскресный день. Вот пример того, как могут распределяться тропари и кондаки на малом входе. Мы подробно рассмотрели Господский храм, в храме Богородицы или святого правила пения тропарей и кондаков на малом входе будут отличаться.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

устава – см. выше с. 405 и 417); запрещение разговаривать, входить и выходить при пении, о чередовании хоров (см. выше, с. 479) (в груз. ркп. здесь о канонах утрени всей седмицы); общее замечание о часах и междочасиях в малые Четыредесятницы и отличия их от часов вел. Четыредесятницы; чин междочасий 3, 6 и 9 часа и способ соединения их с часами; чин изобразительных; замечание о количестве аллилуйных дней в Рождественский пост; замечание о количестве поклонов при Бог Господь (только при входе в церковь 3: один пред алтарем и два на лики, и на отпусте три великих, в келии по желанию); когда не поются междочасия (только в дни бдений и святых со славословием); междочасие 1 часа (в келии); ряд дисциплинарных замечаний о поведении после 1 часа, об управлении на правом хоре екклисиарха, а на левом епистимонарха, о будильщике (см. выше, с. 480); о канонах на утрени во всю седмицу (в греч. ркп., ­­ гл. 11 нынешнего Тип.); о службы субботней с памятью святого (т.е. с Бог Господь, ­­ гл. 12 нын. Тип.), – причем делается замечание, что если в суббту не случится память апостольская или великого святого, поется аллилуиа; о службе субботней с аллилуиа (­ гл. 13 нын. Тип.; в груз. ркп. статьи о субботней службы после месяцеслова и триоди); как читаются Евангелия и толкования на них (­ гл. 10 нын. Тип.); когда совершается литургия Василия В., Златоуста и преждеосвященных (ныне примеч. «зри к 10 гл Тип.); о порядке чтения утренних воскресных Евангелий; о пении Богородичного канона на повечерии и дисциплинарные замечания о воде на повечерии и о поведении после него (см. выше, с. 480) 1828 . Позднейшие (с. 487) греч. рукописи несколько перерабатывают и дополняют древнейшие, но не в плане. Этим груз. и древнейшие греческие ркп. заканчивают первую общую часть Типикона и переходят к месяцеслову и триоди; но позднейшие греч. ркп., и даже Моск. Синод. библ. 381 XIII-XIV в. имеют до месяцеслова еще вышеприведенные (на с. 481) дисциплинарные увещания предстоятелю соблюдать Типикон, не оставлять монастыря, особенно в Четыредесятницы, увещание инокам искать царства небесного, правила о внимании в церкви, о пении шестопсалмия, о тишине при этом, выдержки из Диатипосиса, чин литургии для диакона и певчих.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

–      Возьми и его, Господи, в Царство Небесное. –      Он ещё не готов, – был ответ. –      Тогда возьми его за ту милость, что оказал мне, за двойную порцию хлеба, половину которой я принёс Тебе, помнишь? Сотвори ему милость ради его милости. Не лиши и его Твоей милости и радости. И внял Господь мольбам простеца, и открыл ему час смерти игумена, и поведал простак игумену час кончины его, и стал тот готовиться к переходу в вечность. В назначенный день и час отошёл простак ко Господу, а спустя две недели и игумен. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Без благословения Царицы Небесной ничего не начинайте. А закончив дело, благодарите Её. Возжигайте почаще лампады пред Её иконами и, если можно, заведите неугасимую лампаду. Если кто заболеет, пусть помажет себя или других маслицем, горевшим пред чудотворной иконой Божией Матери. Это будет во исцеление души и тела болящего. И когда молитесь, говорите с Царицей Небесной, как с живым человеком. Вы даже и не представляете, как она близка к нам. Всю свою жизнь я провёл под её покровом. И покров Её, как читаем в акафисте, ширше облака, объемлет всех чад Её, всякого, кто Её почитает. Ежедневно по числу часов во дне читайте «Богородице Лево, радуйся», испрашивая при том благословение. Таким образом, вы стяжаете привычку благую и никогда не лишитесь Её благодатной помощи. Испрашивайте благословения не только себе, но и на своих близких. Радостно мне, когда кто-либо из вас исполняет Богородичное правило, завещанное Владычицей преподобному Серафиму. Такой находится под особым Её покровом. Правило это заключается в ежедневном внимательном прочтении 150 раз этого Архангельского обрадования, то есть «Богородице Дево, радуйся». Когда-то это исполняли все христиане. В келье преподобного Серафима была обнаружена книга с описанием множества чудес по молитве к Богоматери и в частности от чтения этого правила. После каждого десятка молитесь и своими словами. Надо и к этому приучаться. Много у нас разных нужд, вознесём их к Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010