Мы еще вернемся к высказываниям Святых Отцов, чтобы сравнить их со сходными текстами песнопений и истолковывать их вместе. Но прежде всего нужно подчеркнуть историческую связь между богородичными текстами Святых Отцов и богородичной гимнографией. Совершенно ясно, что эта связь заложена в христологической дискуссии и в дискуссии о термине Богородица , который хотя в единичных случаях встречался и раньше, например, в песнопении Под Твое благоутробие , но после Эфесского Собора 431 года (Третий Вселенский Собор — Пер .) стал наиглавнейшим почетным наименованием Матери Господа. Таким образом, подавляющее большинство песнопений в честь Богоматери возникает в период после 431 года, во-первых, потому что именно тогда как раз почитание Матери Господа Богородицей стало знаком истиной православной веры, а во-вторых, потому что лишь тогда началась великая эпоха христианской гимнографии 26 . Ранняя гимнография, которая возникла на территории Сирии, и прежде всего произведения преподобного Ефрема Сирина (†373), не вошла в состав богослужебных текстов православной Церкви. Иначе обстоит дело с возникшими в VI–VIII вв. кондаками, наиболее значительным автором которых следует признать Романа Сладкопевца (†560) 27 , хотя сегодня кондаки уже не поются на богослужении в полном объеме. Однако проэмий 28 , вводящий песнопение наряду с 1-м икосом, принадлежит к основе богослужения утрени, а за проэмием закрепилось название кондак , первоначально относившееся к песнопению в целом. Исключение из правила (масштабного вытеснения кондаков) составляет становящийся сегодня все более популярным в Русской Православной Церкви гимнографический жанр акафиста, — объемная и отличающаяся впечатляющей красотой поэтики хвалебная песнь Богородице. Поющийся в субботу пятой седмицы поста акафист Божией Матери традиционно считается хвалебной песней в благодарность за спасение Константинополя при императоре Ираклии от персидско-арабской осады в 626 году 29 . Однако в самом акафисте отсутствует какая-либо ссылка на эти события военной истории; разве что включенный в песнопение кондак Взбранной воеводе вроде бы указывает на это событие.

http://pravmir.ru/bogomater-v-liturgii-i...

1426 Основные правила для учреждения «церковных братств» были утверждены в 1864 году, 1427 первое же осуществление их было сделано в 1866 году, в Саратове, когда там, при киновии Преображенского монастыря, было открыто братство Св. Креста. Посылая тогда же «Устав» 1428 братства к преосвященным, Св. Синод рекомендовал им учреждать, по местным условиям и потребностям, в своих епархиях подобные же братства; и призыв не остался без отклика: братства одно за другим стали возникать не только по городам, но и по селам, напр. Св. Троицы в Златоустове (1868 г.), 1429 св. Гурия в Казани (1869 г.), 1430 св. Ангела-хранителя в Глазове (1869 г.), 1431 св. Петра в Москве (1872 г.), 1432 Казанско-Богородичное в Тамбове (1875 г.), Св. Креста в Нижнем-Новгороде (1875 г.), 1433 св. Василия в Рязани (1877 г.), св. Николая в селе Промзине, Симбирской епархии (1877 г.), 1434 пр. Пафнутия в Боровске (1883 г.), 1435 св. Димитрия, митрополита Ростовского, в Ярославле (1884 г.) 1436 и др. Одни из братств посвящают свою деятельность исключительно на борьбу с расколом, другие имеют её между иными задачами своей деятельности. Более продолжительною и более обширною деятельностью заявили себя братства Саратовское, Казанское и особенно Московское. Разнообразная деятельность братства Св. Креста еще в 1869 году удостоилась высокого внимания и участия Их Императорских Высочеств Наследника Цесаревича и Цесаревны. 1437 Школа для приготовления сельских наставниц с целью устранения раскольнических учительниц, 1438 школа для приготовления частных миссионеров из лиц крестьянского сословия, 1439 обширная библиотека, владеющая важными рукописями, относящимися до раскола, 1440 публичные собеседования, для лучшей организации которых в епархии имеется до 60 особых округов, 1441 – вот те средства, которыми располагало и располагает это братство для своих целей. Значение братства св. Петра митрополита определяется как тем, что братство находится в главном центре раскола, так и тем, что, в отличие от других братств, оно в своей деятельности не ограничивается пределами Московской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

8 . Отдание господского и богородичного праздника, случившееся в неделю, имеет также влияние на прокимен, аллилуиарий и причастен. Например, 21 сентября и 13 августа, дни отданий господских праздников, при одном апостоле и одном евангелии, назначаются два прокимна, два аллилуиария и два причастна – дня и праздника (Типик., л. 65 и 283 на об.); 23 августа и 25 ноября, дни отданий богородичных праздников, при двух апостолах и двух евангелиях – дня и праздника, указаны два прокимна, два аллилуиария и два причастна –сначала дня, а потом праздника (л. 297 и 110). Но нельзя не заметить, что во дни отданий господских праздников строго не выдерживается тот порядок (сначала дня, потом праздника), какой указывается во дни отданий богородичных праздников; напр., в отдание Преображения Господня все три песнопения указываются в таком порядке: сначала дня, а потом праздника (л. 283 на об.); но в отдание Воздвижения креста прокимен сначала дня, потом праздника, аллилуиарий же и причастен сначала праздника, потом дня (л. 65), в отдание Богоявления Господня по 2 мр. гл. 14 янв. л. 158 (об отдании Богоявления Господня в нед. Мытаря и Фарисея), прокимен сначала гласа или, что то же, дня, а потом праздника: точно так же и причастен сначала дня (Хвалите Господа с небес), потом праздника 466 ; но по 1-й марковой гл., 14 янв., л. 157 (об отдании Богоявления Господня раньше недели Мытаря и Фарисея), аллилуиарий и причастен сначала праздника – потом дня 467 . 9 . В недели памяти св. вселенских соборов (около 11 окт. и 16 июля) назначаются два прокимна, два аллилуиария и два причастна – сначала воскресные, потом отцев (Тип., л. 79 на об. и 267). 10 . Устав прокимнов, аллилуиариев и причастнов различных предпраздничных и послепраздничных недель видоизменяется, смотря по тому, на какое время сии недели падают и какие в данное время бывают чтения из Апостола и Евангелия 468 . При этом соблюдаются следующие правила: 1) Какое бы ни было совпадение празднеств, согласно общему уставу о прокимнах, никогда не произносится более двух.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

И, наконец, отличие двунадесятого Господского от двунадесятого Богородичного праздника. Если Господский двунадесятый попал на воскресенье, служба воскресная отменяется, и, естественно, тропарь и кондак воскресный не поются вообще. А Богородичный праздник соединяется с воскресным днем, и на малом входе поется и воскресное песнопение, и песнопение праздника. Эта схема много открывает нам в уставной иерархии праздников. Можно сказать, что чем больше праздник, тем меньше песнопений употребляется на малом входе. В очень важный праздник все остальное как бы неуместно, и поется только праздничное, а когда празднование менее значительное, можно вспомнить и посвящение храма и тему дня седмицы. Как будут петься тропари и кондаки? В понедельник, вторник и четверг будут петься тропари храма, дня и святого, попавшего на этот день (если два святых, то два тропаря). Кондаки дня, святого, Со святыми (этот кондак – Со святыми упокой поется только при черных знаках Типикона, только в седмичные дни – во все остальные дни седмицы, а не только в субботу) и храма. В среду и пятницу не будет петься тропарь храма, а только дня и святого – почему? Потому что среда и пяток – это дня Креста, и тропарь дня – «Спаси, Господи, люди Твоя...» – это тропарь Кресту, а храм у нас Господский, значит, тропарь храму будет отложен, потому что он поется чаще, чем тропарь дня. Кондаки – святого, «Со святыми упокой» и храму. Почему-то среди тропарей предпочитается тропарь дня, а среди кондаков – храма. В субботу тропари храма, дня и святого. Кондаки святого, Со святыми упокой и особый кондак Яко начатки естества, который употребляется только в субботу. Эту графу мы с вами заполняем для того, чтобы запомнить еще одну важную вещь – просто потому, что она часто нарушается – заупокойный кондак, Со святыми упокой, употребляется только в седмичные дни, и только ниже красных знаков Типикона, только при отсутствии красных знаков, хотя у нас порой умудряются петь его даже в воскресный день. Вот пример того, как могут распределяться тропари и кондаки на малом входе. Мы подробно рассмотрели Господский храм, в храме Богородицы или святого правила пения тропарей и кондаков на малом входе будут отличаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА И БОГОЯВЛЕНИЯ Предпразднства и попразднства Рождества Христова и Богоявления отличаются от предпразднства и попразднства других двунадесятых праздников тем, что здесь совсем Октоих не поется кроме единых недель 210 . Поэтому здесь не бывает богородичного канона на повечерии, ни даже догматика гласа в пяток, на вечерне 211 . Оставляются и междочасия часов 212 . Особый характер этих предпразднств и попразднств не мог не оказать влияния на правила поминовения в эти дни. 169-е правило Номоканона при Большом Требнике отмечает, что в двунадесятодневном... 213 помины не бывают, так же как и в воскресные дни и в великие праздники. А так как строй и характер служб 20–24 декабря вполне соответствуют строю и характеру служб 2–5 января, входящих в двунадесятодневие, а строй и характер служб 7–14 января совершенно соответствуют таковым 26–31 декабря, то ясно, что во все время с 20 декабря по 15 января отменяются все заупокойные моления, не исключая и обычной литии, хотя и вечерня и утреня имеют будничное окончание. Вследствие того, что октоих в седмичные дни всего этого периода совсем оставляется, опускается и субботний заупокойный канон октоиха. Но так как в будничные дни от 20 декабря до 14 января строй службы почти вседневный, то на вседневной и субботней полунощнице сохраняются обычные заупокойные моления. ПОПРАЗДНСТВО ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ Попразднство Пятидесятницы по строю служб однородно с попразднствами Рождества Христова и Богоявления 214 . Соответственно этому в отношении поминовения усопших и в попразднство Пятидесятницы должно руководиться теми же правилами, что и в двунадесятодневие. ОТДАНИЕ ВЕЛИКИХ ПРАЗДНИКОВ В отдании двунадесятых праздников и Преполовения, когда поется вся служба праздника, не должно быть никаких заупокойных молитвословий. Хотя вечерни в эти дни имеют будничное окончание, но после них не может быть обычной литии, как не соответствующей исключительно праздничному если не строю, то содержанию службы. Если отдание случается в субботу, то не может быть не только панихиды или литии после вечерни, но и заупокойного канона на повечерии.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

От сего гласа долго лежал я как бы мертвый на земле. Потом понемногу встал и пропел хвалебную песнь Богородице. – Еще слышал я голос от иконы Богородичной: «Неверные люди будут верными, будет единая Церковь и единое стадо Христово». Икона спустилась на мои руки, я взял и облобызал ее и с радостию принес в отшельническую пещеру свою. С того времени возложил я упование на Творца моего и на Пречистую Богородицу. Другое чудо поведаю вам, братия. Скрывался я у озера Мурма, в отшельнической куще моей и ждал смерти от злых людей. Они искали убить меня или прогнать с сего острова. Я страдал в душе и воспоминал в сердце моем слова Господни: многие волны приражаются камням и разбиваются, бросают пену и ничего не могут сделать. Злые сыроядцы как волки рыскали по берегу озера Мурма; другие бродили как псы по пустыне. От страха не выходил я из кущи моей долго и молился Богу, Пречистой Богородице, великому Предтече Иоанну, святителю Николаю и епископу Василию. Я пел псалтирь с канонами. Издали смотрел я на место, куда прежде всего пришел, и вижу свет сияющий на острове; множество мужей благообразных ходят по острову, и согласно, в ликах, поют. Посреди острова, там, где стояла икона на воздухе, вижу Жену светолепную, в свете несказанном, сияющую золотом: благообразные мужи поклонялись светолепной Жене, а Она благословляла место, где ныне стоит церковь Успения Богородицы. Радостью исполнился я от сего видения, со слезами пал я перед образом Владыки Христа и Пречистой Матери Божией, долго молился и плакал. После молитвенного правила начал я петь утреню; а когда стало рассветать, пропел я псалом: «блажени непорочнии в путь...» Придя на место, Богом показанное, поставил я чудотворный образ у дерева, где прежде стояла икона на воздухе. Помолился чудотворному образу и сказал: здесь покой мой, здесь вселюся и почию во веки. Поставил крест и потом хижину. Спустя недолгое время, пришел ко мне старшина лопарей, неся в руках слепорожденное дитя и сказал: «Исцели его и мы уйдем с сего острова, как приказывают твои слуги».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

После Трулльского Собора Кафолическая Церковь при присоединении инославных к Православию руководствуется Трул. 95. В отношении инославных церквей, отделившихся от Вселенского Православия после Трулльского Собора, в наст. время существует такая практика: католиков, если они миропомазаны, присоединяют к правосл. Церкви с нач. XVIII в. по 3-му чину; старокатолики, англикане, протестанты и старообрядцы принимаются по 2-му чину; сектанты крайнего толка - адвентисты , иеговисты , мормоны , хлысты , молокане , духоборцы , субботники , а также недавно появившиеся адепты «Богородичного центра» присоединяются к правосл. Церкви, как и нехристиане, через крещение. Е. именуется всякое ложное учение, отвергнутое Церковью,- в этом смысле Трул. 95 упоминает Е. Нестория, Евтихия и Диоскора, несмотря на то что это же правило предусматривает приходящих из церквей, где учения Нестория, Евтихия и Диоскора принимаются, присоединять через покаяние - свт. Василий Великий подобный чиноприем предусматривал для самочинников. Однако нужно исходить не из неустойчивой терминологии правил, а из их реального содержания, и в случае с правилами о присоединении отступников - из чиноприема; в отношении норм, содержащихся в этих правилах, расходящихся в терминологии, нет противоречий. Различие в терминах сохраняется и в совр. богословской лит-ре, так что иногда спор относительно квалификации той или иной инославной церкви с т. зр. меры ее удаления от православия - еретическая она или раскольническая - представляет собой лишь «спор о словах». Напр., на вопрос, являются ли лютеране раскольниками или еретиками, при опоре на правила корректным будет такой ответ: поскольку приходящие от лютеран присоединяются по 2-му чину, через миропомазание, то по терминологии Вас. Вел. 1 они - раскольники; по терминологии I Всел. 7 или Трул. 95 лютеране являются приверженцами Е., поскольку в этих правилах Е. именуется всякое отвергнутое Кафолической Церковью учение, даже если, как это следует из Трул. 95, приходящие из церкви, приверженной этому учению, принимаются через покаяние - чиноприем, к-рый свт. Василий Великий предусматривал для самочинников. Поскольку разная терминология принадлежит авторитетным источникам, подобное различие, очевидно, неизбежно; важно только, чтобы придерживающиеся разной терминологии сознавали терминологический характер расхождений. Это не исключает, разумеется, возможности действительно содержательного спора, когда стоит вопрос не о том, как квалифицировать то или иное новое религ. сообщество, а об уместности присоединения приходящих из него в правосл. Церковь по тому или иному чину.

http://pravenc.ru/text/190129.html

Только в молитве старец находил утешение и поддержку своим крайне слабым силам. Но сам старец о своей молитве говорил так: “Вот в Глинской пустыни умер один старец, так у него часа три после смерти рука все перебирала четки. А я вот, грешный, и не знаю, когда только их перебирал, – добавил батюшка со вздохом и печально махнул рукой. – Я даже и в монастыре-то, пожалуй, всего только один год прожил” 92 . Но как много мы находим в его жизнеописании свидетельств горячей, слезной молитвы старца Амвросия. Например, когда в его келье отправлялся молебен с акафистом перед чтимой им келейной иконой Богоматери “Достойно есть”, он умиленно взирал на благодатный лик Царицы Небесной, и все видели, как слезы струились по его исхудалым щекам 93 . Когда он молился, все лицо его преображалось, и он погружался в созерцание неизреченной славы небесной. Один раз келейник старца, подходя к нему под благословение в конце утреннего правила, увидел лицо старца светящимся. Позже он по своей простоте спросил его: “Или вы, батюшка, видели какое видение?!” Старец, не сказав ему ни слова, только слегка стукнул его по голове рукой (Это было знаком особенного старческого благоволения) 94 . Старец Амвросий всегда имел особое благоговение к Божией Матери, как к единой всемощной Предстательнице и Заступнице рода христианского пред Ее Сыном, Царем и Господом. Поэтому ни одного Богородичного праздника не пропускал он без того, чтобы не отправить пред Ее святой иконой келейного бдения. Как истинный подвижник старец Амвросий всегда чувствовал потребность молитвы, ибо только в молитве он обретал необходимую духовную и телесную силу, нужную для его высокого старческого подвига. Ни одного своего решения старец не принимал без усердной молитвы и без ясного указания Божия. Одна Шамординская монахиня рассказывает, что о. Амвросий назначил ей трудное послушание в трапезной. Не надеясь на свои силы, она несколько раз просила освободить ее, но старец неожиданно сказал: “Ведь я же не сам тебе назначил это послушание, такова воля Царицы Небесной” 95 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/o...

Во время устранения и запрещения своего архим[андрит] Тихон отсутствовал из обители и, по имеющимся сведениям, агитировал против нового стиля на Волыни. По донесению Преосвященного Антония, он дважды был в Дермани, а по рапорту благочинного прот[оиерея] Пекарского, от 1 августа с.г. за 81, произнес в Здолбуновской Богородичной церкви поучение против введения нового стиля. Поездку по Волыни он совершил без ведома Гродненского Преосвященного. Прибыв в Жировицы, архим[андрит] Тихон не подчинился распоряжению епархиальной власти, но принял все меры к возбуждению народа против местной иерархии. Рапортом на имя Гродненского Преосвященного, от 3 августа 1924 года за 33, он объявил, что устранение его от должности настоятеля Жировицкого монастыря, на каковую он назначен Св[ятейшим] Патриархом Московским, он считает ничтожным, как равно наложенное на него запрещение, ибо имеет письменное удостоверение законного своего архипастыря (очевидно, еп[ископа] Владимира), в том, что он, архим[андрит] Тихон, в служении не запрещен. В том же рапорте архим[андрит] Тихон заявил, что он, как не имеющий польского гражданства и не желающий его приобрести, ничего не имеет против высылки его на родину – в г. Тулу. Дальнейшие шаги архим[андрита] Тихона в Жировицах направлены к дискредитированию высшей иерархии в Польше, к возмущению и смуте среди народа и даже отделению своих приверженцев от нынешней иерархии, как об этом говорит представление православного населения Слонимского, Волковысского и Барановичского уездов на имя Высокопреосвященного Митрополита Дионисия, от 18 августа с.г. Невзирая на запрещение в служении и проповеди и недопущение в храмы обители наместником монастыря, архим[андрит] Тихон совершает служения у колокольни и на кладбище и сопровождает их поучениями, сеющими среди народа смуту. Справка 1. Церковные правила – Апост[стольское] 55, IV Всел[енского] Собора пр. 18 и 8, VI Всел[енского] Соб[ора] пр. 34, – по коим клирики и монахи, досаждающие епископу и строящие ковы епископам, подлежат извержению.

http://bogoslov.ru/article/6192400

И после вселенских соборов составлена книга Триодь и октойные каноны собраны всюду и церквам преданы (Кн. о вере, гл. 16). Тогда же последовало окончательное образование церковных уставов Студийского, Иерусалимского. Но и в этих уставах находятся между тем неодинаковые правила и наставления о поклонах. По уставу Иерусалимскому по окончании службы должно полагать три великих поклона и двенадцать малых; по уставу Студийскому этих поклонов не требуется полагать. А в последующем уставе Никона Черногорца указывается полагать только три поклона великих. Подобная же разность относительно поклонов существует и в других местах, например, во время шестопсалмия, пения богородичной песни: «Величит душа моя Господа» (Никон. Черн. сл. 57 и Тактикон его же, сл. 1). По уставу Студийскому совершенно не положено всенощных бдений (Такт. сл. 1, л. 3 об.). В изложении устава, составленного Симеоном Солунским (XIV в.), порядок вечерни, утрени и часов весьма различен в сравнении с существующим уставом (См. гл. 303, 355–359). И в российских богослужебных книгах до п. Никона было немало не исправлений и разногласий в чинах и обрядах. В послесловиях издаваемых книг всюду замечалось, что в книгах многое некое «преизлишество», в божественных писаниях «разгласие и неисправление», почему и заповедовалось исправлять книги «по совету соборной церкви» (Послесл. к Потр. п. Филарета, к иноч. Потр. п. Иоасафа 1639 г; к книге Иоанна Лествичника , изд. при п. Иосифе; предисл. к Кормчей и послесл. к Соборнику). И на самом деле разности были весьма значительны. Для примера можно указать на более видные. а) Чин крещения по Потребникам Филарета во многом различествует от чина, положенного в Потребниках Иоасафа (7147 г.) и Иосифа. В последних Потребниках сравнительно с первыми прибавлено несколько молитв и в великой ектенье 8 лишних прошений. Сверх сего, в Потребниках п. Филарета не положено чтения апостола и евангелия. Наконец, находится прямое противоречие в одном обрядовом действии. Именно: по Потребникам Филарета при отрицании от сатаны крещаемый (или восприемник) должен «горе руце» воздвигнуть, а по Потребникам Иоасафа и Иосифа – держать «долу».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010