Стихира, гл. 1 О дивное Чудо! Источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает. Веселися, Еефсимание, Богородичен святый доме! Возопиим, вернии, Еавриила имугце чиноначальника: Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость. О Пресвятая Владычице Богородице! Сохрани мя от всякого зла и покрый мя честным Твоим омофором. Молитва Достойно славимая и праведно от всех Еорних Чинов ублажаемая, яко без сравнения их Превосходящая, Бога и Творца всяческих Рождшая, паче всех Возвеличенная! Ей же, яко Царице, предстоят лица Ангельстии, Еавриилову песнь возглашаюгцие: «Радуйся, Благодатная!..» Наши же грешные и бренные уста кую достойную похвалу принести возмогут величию Твоему, точию да зовем Ти: О Пречудная Владычице! Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да призрит на ны, люди безответныя, да сохранит невредимых от всех навет вражиих и злых клевет, много бо может Твоя Матерняя молитва, по реченному: «Проси, Мати Моя, не отврашуся, но вся прошения Твоя исполню!» Радостию о сем исполняемии, взываем Ти: спаси, Владычице, погибающия рабы Твоя, просвети омраченныя суемудрствованиями века сего и приведи ны к Сладчайшему Иисусу, да вечно радующеся, взываем: слава Отцу, слава Сыну, слава Святому Духу, слава и Тебе, Преславней и Пренепорочней Деве Богоматере, ублажаемой и благословляемой в безконечные веки веков. Аминь. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором! Польза от чтения Богородичного правила От чтения 150 раз «Богородице Дево, радуйся...» бывает человеку великая польза. Господь показал нам, сколь сильна пред Ним молитва Пречистой Его Матери и сколь действенна приносимая Ею помощь во всех обстоятельствах. Это воззвание в самых непроходимых местах указывало выход: нерасположенных к нам располагало, злые сердца неоднократно умягчало, а не умягчившиеся посрамляло и удаляло; при полной беспомощности вдруг подавало неожиданную помощь, и притом с такой стороны, с которой невозможно было никак ее ожидать.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Сколькраты ты проявлял свою излишнюю доверчивость к недостойным людям и горько платился за это черною неблагодарностью и их предательством? Жажда власти, подобно смрадному потоку, овладевала тобою так часто, что это причиняло Мне боль и скорбь за тебя. В эти позорные моменты как далек ты был от Меня и от воли Моей над тобою! Забвение своих грехопадений, ошибок, преступлений предо Мною и властью и умение изворотливо переложить свою вину на других застилало все добрые порывы души твоей. Забвение служб и молитвословий вошло в твою привычку оправдываться заменой этих правил Иисусовой молитвой и Богородичного Саровского правила. Забвение заменило твою былую ревность об усопших, запечатленных в синодиках и помянниках, и показало твою неблагодарность к их благодеяниям и заботам о тебе. Зависть к высоким, красивым, величественным архиереям не покидает тебя и до сего дня. Они – Мое творение, и дела тебе нет до них. Сколькраты ты допускал до себя пагубное двоедушие, соглашательство, шел против велений совести и позорно пресмыкался пред сильными мира сего страха ради иудейска. Ты до сего дня не изжил этого в себе. Знай, что двоедушие недостойно таких людей, каковым являешься ты в очах Моих. Малодушие до сего дня не покидает тебя. Этим ты обнаруживаешь свое духовное убожество. Где твоя полная преданность воле Моей? Мечтательности ненужной и вредной предавался ты постоянно, показывая этим отсутствие преданности воле Моей. Но Я разрушал твои мечтания и планы, чтобы показать тебе твое ничтожество. Печать незавершенности лежит на всех делах и планах твоих. Потому Я допускал тебя до этого состояния, чтобы еще и еще раз показать тебе твое полное ничтожество в очах Моих. Непослушание и ослушание были присущи тебе с тех пор, как ты покинул первую свою обитель для пастырства в степях Казахстана. Ты был тяжело наказан Мною за ослушание принятием уделов в Красноярске и Новосибирске и другими попущениями в церковных делах Московской Патриархии. Обидчивость и осуждение были не исцеленными ранами в сердце твоем.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Наверное, стоит все-таки отложить черные одежды до истинных дней траура, без которых не обходится ничья жизнь. А для покаянных и сосредоточенных дней вполне подойдут синие, серые, коричневые цвета. Часто на приходах встречается еще и такая традиция – стараться в праздничные дни одеваться соответственно цветам этого праздника. Честно скажу, мне это не очень нравится, и вот почему. Внешнему следовать гораздо легче, чем внутреннему. Поэтому в суете о цвете платка или кофточки легко можно вообще забыть, чего ради мы в храм пришли. Во времена моего неофитства, когда я безоговорочно верила тому, что скажут храмовые бабушки, меня научили, что в Великую Субботу в определенный момент службы нужно непременно переодеться – сменить черные кофточку и платок на белые. Причем научили не только меня, а еще многих. Сигналом к переодеванию должно было послужить перемещение хора с клироса на центр храма. Мы тревожно следили за малейшими движениями в церкви, чтобы не пропустить ответственный момент. Наконец регент вывела своих подопечных к аналою и храм зашевелился – каждый переодевался как мог, но к окончанию пения большинство присутствующих сияли белыми одеждами. Только вот что пелось и читалось тогда на службе я лично совершенно не услышала – все внимание было занято совсем другими вещами. В другой раз я пришла в храм в голубой блузке, просто потому, что мне захотелось ее в этот день надеть. И… получила упрек за то, что оттенок не тот.  Оказалось, что в этот день священники служат в бирюзовом по случаю Богородичного праздника, а я не полностью соответствую моменту. На третий раз знакомый при входе в храм вдруг начал дотошно выяснять, почему я в Богородичный праздник пришла в одежде «неуставного» цвета. Его собственные жена и дочка в этот момент сияли голубизной. По-моему, вся эта суета вокруг цветов достаточно мелочна и несерьезна. Человек сам волен решать – соблюдать ему цвета праздника или нет. А возводить это дело в принцип, да еще требовать от окружающих, чтобы они неукоснительно блюли цветовые правила не стоит.

http://pravmir.ru/listom-krasivo-derevo-...

Сын: «Отец, она мне нравится, и все тут, и в институте на нее все парни заглядываются!» Отец: «Это ей так хочется и поэтому кажется, и вообще перестань себя накручивать. А девушке можешь сказать, что не все парни, кто на нее смотрят, хотят взять ее замуж! Может это предложение она и не поймет, но запомнит и расскажет своей дочери лет через двадцать! Я в твоем возрасте уже был в армии и тоже сильно переживал, так как девушка, в которую я был влюблен, не дождалась меня примерно раз сто пятьдесят… чуть глупостей не наделал… только вера и помогла …!» Сын: «Твои проповеди, как у нашей бабушки, все к одному сводятся, даже нафталином отдают. Тупо просто сидеть и ждать, сейчас отец все по-другому и живут, и думают». Отец: «Да как думают так и поют, в годы моей молодости была душевная песня «Люди встречаются, люди влюбляются, женятся…», и у вас сейчас тоже искренние слова: «А тому ли я дала?!» или как там: «Ни о чем не жалей и давай просто так…» Сын: «Отец мне не смешно, она мне очень нравится…» Отец: «Понимаю, но дай Богу шанс решить твои сердечные дела, если она суждена тебе, то все наладится!» Сын: «Это пассивная вера, надо что-то делать!» Отец: «Вот и я про это, делать можно и нужно, учитывая, что за тысячи лет накоплен определенный духовный опыт то есть порядок по данному вопросу. Наверное, ты помнишь со школы мужчина имеет словообразование муж-чина, чин- это порядок то есть муж порядка. Самое простое – это молитва и акафист Ксении Петербуржской, или молитва Петру и Февронии о создании семьи. И во всех случаях помогает ежедневное чтение Богородичного правила, и самое трудное и наиболее полезное для души и в деле – ежедневное чтение Евангелия, то есть одного евангелиста в день». Сын, понимая в глубине души, что это может быть единственный шанс, тихо спросил: «И сколько все это дней занимает?» Отец: «Смотря, что читать, но если с верой – от трех до сорока дней, а иногда могут быть неожиданные предложения, например ты, просишь за одну девушку, а Господь тебе пошлет другую, конечно лучше». Про это и другое в писаниях сказано: «Просите с верой – и дано будет вам!»

http://azbyka.ru/fiction/chto-est-istina...

Хотя копт. монашеская псалмодия почти не изучена, Г. Квекке показал, что ее корни уходят в глубокую древность; напр., чин, описанный в рукописи кон. IX в. (Pierpont-Morgan. 574), можно рассматривать в качестве прообраза этой службы. Абу-ль-Баракат свидетельствует, что в его время существовала практически аналогичная практика богослужения ( Villecourt. 1924. Vol. 37. P. 226-232). Помимо ночной есть вечерняя псалмодия, более краткая: Пс 116, 4-я песнь-хос (Пс 148-150), псали, богородичен дня и его лобш, песнопение из «Дифнара» и неизменяемое окончание; можно сказать, что эта служба является частичным повторением ночной. Описанная псалмодия (итал. пер.: Brogi. 1962) называется «годовой», т. к. совершается в течение всего богослужебного года, за исключением месяца хойака (кихака), к-рый полностью посвящен приготовлению к Рождеству, отмечаемому 29 числа этого месяца (25 дек. по ст. ст.). Годовая псалмодия в хойаке также совершается, но в нее включается много элементов, характерных только для этого месяца; все они содержатся в кн. «Псалмодия [месяца] хойака». В частности, 4 воскресенья этого месяца отличаются бдениями, длящимися всю ночь и соблюдаемыми не только в мон-рях, но и во мн. приходских церквах. Эту службу называют «Семь и четыре» (араб.    ), т. к. в эти дни за приходским богослужением верующие могут услышать все 7 богородичнов и 4 песни-хос, а также много др. песнопений (ср.: Giamberardini. 1974-1978. Vol. 2. P. 189-338; Zanetti. 1995. P. 89-90; Ishaq. 1991). 3. Приходские (или кафедральные) вечерняя и утренняя службы «приношение кадила». Древние церковные правила предписывали верующим обязательно посещать храм утром и вечером (ср.: Quecke. 1970. S. 5-13; Zanetti. 1985. P. 136-137, 169, 171. Not. 26), а это подразумевает ежедневное совершение в приходских храмах утренней и вечерней служб. Древнее приходское богослужение (для К. Ц. этот термин, без сомнения, более предпочтителен, чем обычное в литургических исследованиях словосочетание «кафедральное богослужение») Н. Египта сохранилось в форме вечерней и утренней служб «приношение кадила». Впрочем, в настоящее время эти службы в приходских храмах в будние дни обычно не совершаются и на практике имеют место только перед Евхаристией, т. е. в субботу вечером и в воскресенье утром. На протяжении нескольких веков чтения службы «приношение кадила» - прокимен и Евангелие - выписывались в Лекционариях вместе с чтениями евхаристической литургии. Однако так было не всегда: в Н. Египте были Лекционарии, в к-рых содержались чтения только для службы «приношение кадила» или только для евхаристической службы (ср.: Zanetti. 2003. P. 129-130. Not. 23-24).

http://pravenc.ru/text/2057208.html

1897 г. В 1915 г. были опубликованы правила для приходских миссионерских кружков ревнителей Православия и благочестия. В таких кружках, председателями к-рых являлись настоятели храмов, принимали участие в т. ч. клирики и учителя церковноприходских школ. Церковно-общественные и благотворительные организации Братства в Донской епархии были немногочисленны. 21 нояб. 1886 г. было создано аксайское Богородичное братство, ставившее себе задачей помимо благотворительности содействие церковному просвещению через поддержку школ, внебогослужебные собеседования, улучшение пения в храмах; в 1887 г. при братстве открылся книжный склад. 8 июня 1916 г. получил утверждение проект устава Кирилло-Мефодиевского донского законоучительского братства, состоявшего под покровительством Донского архиерея. Цель братства заключалась в объединении усилий «законоучителей всех видов школ Дона для совершенствования религиозно-нравственного воспитания и образования учащейся молодежи» (Донские ЕВ. 1916. 26. С. 444). В нач. XX в. в епархии появились общества трезвости, число которых росло: в 1912 г. их было 23, в 1914 г.- 46. После проведения в 1913 г. Всероссийского праздника трезвости новочеркасское Николаевское об-во трезвости 9 апр. 1914 г. организовало такой праздник в Новочеркасске. В столице Донского края открылся Дом трезвости, во всех приходах развернулась широкая антиалкогольная пропаганда, некоторые общины приняли решение о закрытии местных питейных заведений. Заметный вклад в борьбу с алкоголизмом внесли Донской епархиальный комитет по борьбе с пьянством и I Донской епархиальный противоалкогольный съезд (20 авг. 1913). 24 окт. 1916 г. архиеп. Митрофан утвердил решение епархиального съезда духовенства и церковных старост об учреждении Центрально-Донского епархиального об-ва трезвости. 16 апр. 1914 г. в Новочеркасске открылось Александринское донское религиозно-нравственное и благотворительное об-во «Утоли моя печали», названное по имени покровительницы - имп. св. Александры Феодоровны . Об-во имело целью «оказывать трудовую помощь нуждающемуся люду», «помочь научить всяким ремеслам подрастающих детей бедного населения», «а равно оказывать и духовно-нравственную поддержку всем, кто в ней нуждается».

http://pravenc.ru/text/178954.html

– Ред.) возникло вследствие неодинакового понимания и толкования самого правила, находящегося в иерейском Служебнике; одни понимают и толкуют его так, а другие – иначе; предметом же недоразумений и пререканий между теми и другими служат главнейшим образом некоторые неточные и неопределенные выражения, находящиеся в самом правиле, именно: «Действо проскомидии един иерей токмо да творит и глаголет изображенная, прочии же служителе ничтоже проскомидии особно да глаголют». Что нужно разуметь под словами «действо проскомидии» и «глаголет изображенная»? Одни утверждают, что под «действом проскомидии» разумеется все совершение проскомидии без всяких исключений и изъятий, так что в совершении всех этих проскомидийных действ, до мельчайших подробностей, кроме совершающего их единого иерея, никто другой участвовать не может. А так как изъятие частиц о здравии и упокоении есть одно из действ проскомидийных, то совершать его может только один проскомисающий иерей и никто другой из служащих, а тем более не служащих архимандритов, протоиереев и иереев. Другие, напротив, допускают, что под словом «действо» разумеются только самые существенные части проскомидии, которые действительно может совершать один священник и которые повторить никто другой не может. Таковы: изъятие и прободение Агнца, благословение вина, вливаемого в потир, и все слова, произносимые при этих действиях; затем изъятие положенных частиц из просфоры Богородичной и девятичиновной и так же точно все слова, относящиеся к этим действиям; наконец, поставление звездицы над Агнцем, покрытие потира и дискоса покровцами и воздухом, каждение, молитва предложения и самый отпуст проскомидии и все слова, произносимые при этих действиях и «изображенные» (изложенные) в Служебнике. Одним словом, все это действо проскомидии, несомненно, может и должен совершать только один иерей, и было бы более, нежели странно, если бы все эти действия, один раз уже совершенные, и все слова при совершении этих действий, в Служебнике изображенные и раз уже проскомисавшим священником над просфорами Агнич-ною, Богородичною и девятичиновною произнесенные, снова и без всякой надобности были бы повторяемы кем-либо из сослужащих, а тем более всеми сослужащими священниками, так как каждая из этих просфор есть единственная в своем роде и двух просфор Агнич-ных, или Богородичных, или девятичиновных никогда и нигде не было и быть не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/n...

Заметим – мантра действует как технический прием. Если вместо стандартных текстов, подставить текст православной молитвы, но сохранить технику исполнения, это все равно будет мантра, и она будет оказывать свой язычески-духовный эффект. Вывод: Любое исполнение молитвы должно быть максимально далеко от техники мантры. Особо это важно для Иисусовой молитвы и аналогов (например, богородичного правила). А значит нужно, как пишет свт. Игнатий Брянчанинов, читать медленно, со вниманием и с пониманием прочитанного. Без попыток добиться трансового состояния и наслаждений от него. Воображение образов на молитве, мечтательность. «Тщательно и разумно внимай, любитель Божий. Когда, делая свое дело, увидишь свет или огнь вне или внутри, или лик какой, – Христа, например, – или Ангела, или другого кого, не принимай того, чтоб не потерпеть вреда. И сам от себя не строй воображений, и которые сами строятся, не внимай тем и уму не позволяй напечатлевать их в себе. Ибо все сие, совне будучи печатлеемо и воображаемо, служит к прельщению души» , – говорит св. Григорий Синаит. А свт. Нил Синайский говорит еще прямее : «114. Отнюдь не желай и не ищи увидеть во время молитвы какой-либо лик или образ. 115. Не желай видеть чувственно Ангелов, или Силы, или Христа, чтоб с ума не сойти, приняв волка за пастыря и поклонившись врагам – демонам» . Понятна и техника безопасности – смирение, вопрошание себя: «Ну кто я такой, чтобы мне явился святой или Господь столь явно?» Понятна и причина обмана – либо воображение самого человека, мысленная ошибка, либо прельщение от бесов, желающих сбить человека с пути. Итог один – пойдя за ложным видением, хоть от своей грешной души, хоть от врага, не важно, человек уходит от Бога. Эта ошибка совмещается со следующей, но эта ошибка – ошибка видений, а следующая – чувств и ощущений. Стремление к наслаждению, «состояниям» на молитве. Восточная духовность даосизма знает наслаждение в трансе, называемое в одной из школ «оргазмическими ощущениями» по аналогии с сексуальными переживаниями. Добиваются этого разными способами, в том числе и через трансовое смотрение и слушание чего-то красивого, мантрообразные практики. Соответственно, желающий молитвенного наслаждения, некого чувственного утешения, скорее всего, попадет именно в такое состояние, исполняя молитву через ложно понимаемое «сердце» – чувства, до того как достигнет ощутимого бесстрастия. И, как наркоман, захочет повторения удовольствия. Итогом будет, разумеется, разрушительная духовная ошибка с возможным открытием себя и для бесовского воздействия. А учитывая, что состояние приходит во время молитвы, то приписывание себе особых высот в духовности в этом случае станет почти гарантированным.

http://bogoslov.ru/article/4725737

К поминовению сих защитников родины прилично присоединить поминовение вообще всех воинов, во все времена бытия нашего отечества за него и за веру православную мужественно подвизавшихся и жизнь свою положивших. ПАНИХИДЫ О МЛАДЕНЦАХ В богослужебных книгах нет особого последования панихиды о младенцах. Младенцев обычно поминают вместе с другими усопшими на общих панихидах. Но если бы понадобилось совершить панихиду об одном или нескольких только младенцах, то должно совершать ее применительно к последованию погребения младенческого: после обычного начала псалом 90, затем без ектении прямо аллилуиа, тропарь Глубиною мудрости с богородичном. После него псалом 50 и канон из последования младенческого погребения, с положенным в нем припевом. По 3-й песни ектения из того же последования. По 3-й песни седален Воистину суета (с некоторыми изменениями), по 6-й песни кондак и икос, по 9-й тропари Со духи праведных, сугубая ектения, – отпуст из последования погребения младенческого, но с опущением слов Живыми и мертвыми обладали, как предназначенный исключительно для погребения, (Ср. выше) и Вечная память. «ПАСХАЛЬНАЯ ПАНИХИДА» Выше было сказано, что Церковный Устав не знает чина Пасхальной панихиды. Естественное для живых желание помянуть на Пасхе своих дорогих усопших не имеет препятствий, так как поминовение на проскомидии и тайное поминовение во время литургии не возбраняется и на Пасхе; не встречает также препятствий и естественное желание навестить родную могилку, похристосоваться с дорогими почившими. ХРИСТОСОВАНИЕ С УСОПШИМИ В вере усопшие, оставаясь такими же членами Церкви Христовой, как и живые, слышат обращение к ним живых и ответствуют на них, чаще всего незаметно для наших чувств, а иногда и весьма громогласно, как в 1463 году чудотворцы Печерские на пасхальное приветствие преподобного Дионисия 644 , яко живи суще... и по смерти... от среды гробов отвечали: Воистину воскресе 645 . Но христосование с усопшими должно быть действительно радостным христосованием, а не заупокойным молением, всегда настраивающим нас на грустный лад. Церковные люди скажут на дорогой могилке: Христос воскресе!, положат на могилку красное яичко, может быть, и слезу прольют, но совершать заупокойную службу не дерзнут. От грусти на могилке для нас, людей, и в Пасху трудно удержаться совсем, но не надо еще более увеличивать эту естественную, неосудительную и на Пасхе грусть грустными заупокойными песнопениями, которые по Церковным Уставам на эту седмицу совсем устраняются из обихода, даже и из келейного, домашнего правила. ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ МОГИЛ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯМИ

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Богородичное правило 19 декабря, 2014 Содержание статьи Богородичное правило Богородичное правило — это молитвенное правило, произнесение молитвы Богородице 150 раз в сутки. Это — определенный духовный подвиг, который могут взять на себя верующие. Лучше всего читать правило за один прием, произнося после каждого десятка молитву «Отче наш», а затем «Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианского» и тропарь, соответствующий одному из событий в жизни Пресвятой Богородицы. Суть молитвенного правила в том, чтобы пропускать через сердце и душу каждое слово молитвы, ни один раз из 150-и не молиться формально и не отвлекаться на посторонние мысли. Богородичное правило творил Преподобный Серафим Саровский, обнимая своей молитвой весь мир. Считается, что сама Царица Небесная велела исполнять это правило в VIII веке. Молитесь, когда: Богородичное правило как читать: Молитва Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших читается 150 раз. Если поначалу трудно будет одолевать ежедневно 150 раз, следует читать 50 раз. После каждого десятка надо читать по одному разу «Отче наш» и «Милосердия двери». Всего читается 15 десятков, потому что в жизни Богородицы было 15 ступеней и важных жизненных этапов. Преподобный Серафим Саровский ежедневно исполнял Богородичное правило. Первый десяток. Вспоминаем Рождество Пресвятой Богородицы. Молимся о матерях, отцах и детях. О, Пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани рабов Твоих (имена родителей и сродников), а умерших со святыми упокой в вечной славе Твоей. Второй десяток. Вспоминаем Введение во храм Пресвятой Девы Богородицы. Молимся о заблудших и отпавших от Церкви. О, пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани и соедини (или присоедини) к Святой Православной Церкви заблудших и отпавших рабов Твоих (имена). Третий десяток.

http://pravmir.ru/bogorodichnoe-pravilo/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010