— Поведением отличались? — Разумеется. Постов никаких никогда никто не соблюдал, потому что мы ели то, что нам давали. Разумеется, нам никто не приготовлял никакую постную пищу. Тут у всех было одинаково. Но вот возьмите католиков. У них огромная самодисциплина. То есть, если он католик…с каторги прежде всего вся бригада идет в столовую. Поели, он отходит, в зоне встречается с людьми, разговаривает, болтает с кем угодно. Потом вдруг отходит к стенке барака, ни с кем не разговаривает. «Я должен долг выполнить». Долг платит Богу — читает молитвы, Богородичное правило читает. Замыкается от всей компании заключенных, пока он не выплатит Богу долг. Долг — это их молитва к Богу, ежедневная. Он все время должен творить эту молитву. Покончит молитву — он будет опять играть в шахматы, разговаривать. Но это он делает. У нас, у православных, такой самодисциплины нет, к сожалению. У нас есть обязанность другая. Скажите нашему Серафиму Саровскому, что ты что-то должен, он скажет — никаких. Где Дух Господень, там свобода нам сказана. Поэтому у нас все основано на свободе, которая дается Духом Святым. — Как Вы молились, батюшка, там? — Точно так же. Молились и в бараке под шум урок, под мат. Мы накрывались одеялом и творили свою молитву. Без молитвы ни одного дня не проходило. Это не только у меня, но думаю, что у всех православных. И днем, когда была возможность где-то уединиться, где-то помолиться, всегда этим временем пользовались. Евангелие для уголовников Тяжелее всего было, конечно, вот так проповедовать Христа, Церковь, Крест. Тут уже требовалась инициатива проповедующего, чтобы он хотел кому-то внушить свои христианские правила. Скажем, я православный, я должен кого-то привести ко Христу. Я это делал довольно добросовестно, поэтому во всех тех местах, где мне приходилось быть с заключенными вместе, я всем и каждому старался внушить жизнь христианскую, жизнь по Евангелию Христову, используя все возможности, в том числе и уркам, и обычным заключенным. Урки в лагере занимали отдельное место в секции барака, потому что у них всегдашний гвалт, всегдашняя ругань, каждая фраза с матом. Поначалу я пришел туда и стал своим греховным языком что-то говорить о Христе. Никакого внимания. Все по-старому. Но не забывайте: я христианин. Меня ведь посадили за Библию, прежде всего. Я знал несколько глав наизусть из  Евангелия . Потом я уже понял, что нужно начинать с Евангелия. Я, ничего никому не говоря, читаю Евангелие вслух — 2 главы подряд. И тишина наступает.

http://pravmir.ru/i-v-tyurme-so-xristom/

Эта вера научила тех, кто желал внимать ее увещеваниям, творить добро и распинать плоть свою со страстьми и похотьми. Через покаяние и святое Крещение она каждого человека вводит в благодатные недра церковные, а через великое Таинство Евхаристии — в тесное общение с Самим Христом. Этой вере всем нам необходимо следовать неотступно и содержать ее неизменно. От чего же следует удаляться, от каких ложных вероучений блюсти сердце свое и разум? Прежде всего — от всех языческих вер, обоготворяющих явления природы; от восточных учений — кришнаитов, вишнуистов, йогов и им подобных; от всяких нехристианских мировоззрений; от вер хотя и христианских, но допустивших в учение Христово человеческие лжемудрствования, измышления и отступления от ее первоначальной Божественной чистоты. К таковым относится католичество, отпадшее от благодатной полноты церковной жизни еще в 1054 году, протестантизм, отколовшийся от католичества b XVI веке и сам давший начало многочисленным религиозным течениям: лютеранству, кальвинизму, англиканству и иным. Эти отступления произвели, в свою очередь, множество сект: баптистов и пятидесятников, адвентистов седьмого дня и «свидетелей Иеговы», меннонитов и мормонов, пресвитерианцев и других. Кроме того, уже в наше время появились в России секты «Богородичного центра» и «Белого братства», «церковь Муна» и приверженцы оккультизма, спиритизма, астрологии, гипнотических методов воздействия и т. д. и т. п. Почему следует удаляться от этих вер и сект? Потому что в них содержатся мудрствования земные, греховные, противоречащие и противоборствующие истинному христианскому вероучению и извращающие правила благочестивой и праведной жизни. Враждовать с их приверженцами не следует и удаляться от общения по делам житейским тоже, но в молитвенное общение не вступать и ни в коем случае не полагать их учения в основу своей практической и духовной жизни. Возлюбленные, стойте в вере, мужайтесь, укрепляйтесь в добрых делах, храня верность святому Православию, и Бог мира да будет со всеми вами! Аминь.

http://azbyka.ru/propovedi/golos-vechnos...

– Поведением отличались? – Разумеется. Постов никаких никогда никто не соблюдал, потому что мы ели то, что нам давали. Разумеется, нам никто не приготовлял никакую постную пищу. Тут у всех было одинаково. Но вот возьмите католиков. У них огромная самодисциплина. То есть, если он католик…с каторги прежде всего вся бригада идет в столовую. Поели, он отходит, в зоне встречается с людьми, разговаривает, болтает с кем угодно. Потом вдруг отходит к стенке барака, ни с кем не разговаривает. «Я должен долг выполнить». Долг платит Богу – читает молитвы, Богородичное правило читает. Замыкается от всей компании заключенных, пока он не выплатит Богу долг. Долг – это их молитва к Богу, ежедневная. Он все время должен творить эту молитву. Покончит молитву – он будет опять играть в шахматы, разговаривать. Но это он делает. У нас, у православных, такой самодисциплины нет, к сожалению. У нас есть обязанность другая. Скажите нашему Серафиму Саровскому , что ты что-то должен, он скажет – никаких. Где Дух Господень, там свобода нам сказана. Поэтому у нас все основано на свободе, которая дается Духом Святым. – Как Вы молились, батюшка, там? – Точно так же. Молились и в бараке под шум урок, под мат. Мы накрывались одеялом и творили свою молитву. Без молитвы ни одного дня не проходило. Это не только у меня, но думаю, что у всех православных. И днем, когда была возможность где-то уединиться, где-то помолиться, всегда этим временем пользовались. Евангелие для уголовников Тяжелее всего было, конечно, вот так проповедовать Христа, Церковь , Крест. Тут уже требовалась инициатива проповедующего, чтобы он хотел кому-то внушить свои христианские правила. Скажем, я православный, я должен кого-то привести ко Христу. Я это делал довольно добросовестно, поэтому во всех тех местах, где мне приходилось быть с заключенными вместе, я всем и каждому старался внушить жизнь христианскую, жизнь по Евангелию Христову, используя все возможности, в том числе и уркам, и обычным заключенным. Урки в лагере занимали отдельное место в секции барака, потому что у них всегдашний гвалт, всегдашняя ругань, каждая фраза с матом. Поначалу я пришел туда и стал своим греховным языком что-то говорить о Христе. Никакого внимания. Все по-старому. Но не забывайте: я христианин. Меня ведь посадили за Библию , прежде всего. Я знал несколько глав наизусть из Евангелия. Потом я уже понял, что нужно начинать с Евангелия. Я, ничего никому не говоря, читаю Евангелие вслух – 2 главы подряд. И тишина наступает.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

С 1925 г. и по настоящее время здание собора Казанского монастыря используется в качестве хранилища Государственного архива. Во время пожара при освобождении Калуги от немецкой оккупации в 1941 г. все монастырские постройки, кроме Казанского собора, сгорели. В 60-е гг. XX в. к алтарной части собора было пристроено двухэтажное здание, в котором разместился читальный зал и рабочие кабинеты Государственного архива Калужской области. В настоящее время здание собора находится в аварийном состоянии. 10 февраля 1992 г. Казанский девичий монастырь в г. Калуге возобновил свою деятельность в виде монашеской общины, которая сначала размещалась в небольшом деревянном доме по адресу Тульская улица, 44, где в годы советской власти располагалось Калужское епархиальное управление. Своего храма сестры не имели и ходили в ближайший приходский храм в честь святителя Николая. С августа 1995 г. монастырь размещается в здании бывшего духовного училища с домовым храмом в честь святителя Гурия, архиепископа Казанского. В этом же здании находятся православная гимназия и Калужское духовное училище с пансионом на 45 человек. Со дня своего возобновления монастырь занимается благотворительностью. Основное внимание уделяется людям, которые лишены возможности посещать храм –– больным, инвалидам и престарелым, –– чтобы они в полной мере могли участвовать в церковных таинствах Крещения, Соборования, Причащения Святых Таин. Монастырь опекает детей, больных ДЦП, находящихся на лечении в санатории «Калуга-бор». С 1992 г. при монастыре действует сестричество. Члены сестричества помогают в реализации благотворительных программ. В монастыре установлен общежительный устав с общей трапезой, послушаниями, обязательным посещением церковных богослужений, которые проходят в храме Гурия Казанского. С насельницами монастыря регулярно проводятся занятия, на которых изучается Священное Писание, творения Святых отцов, рассматриваются вопросы духовной жизни, ежедневно совершается Крестный ход с чтением Богородичного правила.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_женс...

Учитывая особую значимость дискуссии вокруг проекта " Положения о монастырях и монашестве " , мы обратились к настоятелю Ватопедского монастыря Святой Горы Афон игумену Ефрему с просьбой поделиться своими размышлениями как об актуальных проблемах российского монашества в целом, так и в связи с вышеупомянутым документом. В публикуемом материале доцент Московской духовной академии, настоятель московского храма Покрова в Красном селе протоиерей Валентин Асмус рассматривает вопрос, поднятый в рамках дискуссии вокруг проекта «Положения о монастырях и монашествующих» . Автор исследует тему, касающуюся построения отношений епископа с монастырями подведомственной ему епархии, на основе правил IV Вселенского собора, Двукратного собора и 39 апостольского правила. Следующий комментарий на проект «Положения о монастырях и монашествующих» принадлежит монахине Иларии (Болт), настоятельнице Свято-Успенского женского монастыря Витебской епархии. Публикуется в авторской редакции. Замечания к проекту «Положения о монастырях и монашествующих» представлены иереем Михаилом Асмусом. Публикуется в авторской редакции. Замечания к проекту поправок в Устав Русской Православной Церкви о Поместном и Архиерейском соборах, предложенные иереем Михаилом Асмусом. Публикуется в авторской редакции. Представляем вниманию читателей отзыв иерея Михаила Асмуса на проект документа «О деятельности Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых», подготовленного Межсоборным присутствием РПЦ МП. Публикуется в авторской редакции. В рамках полемики вокруг проекта Межсоборного присутствия «Положения о монастырях и монашествующих» публикуется ответ инокини Кассианы на статью игуменьи Богородично-Рождественской девичьей пустыни Феофилы (Лепешинской), опубликованную ранее на нашем портале. © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011

http://bogoslov.ru/tag/Межсоборное ...

Еще же о семь наказаю 1530 вас: аще который человек позовется на поле, а приидет к которому попу причаститься, ино ему святого причастия несть, ни целования честного креста. А который священник даст таковому святое причастие, тот поповства лишен. А кто лезши чрез то на поле, и убьет, душу погубит, по великого Василия слову, душегубец именуется, и в церковь Божью не входит четыре лета, не стоит, прося прощения, вне церкви; по четвертом же лете паки входит в церковь , божественного же причащения не приимает даже до 18 лет, такоже ни доры, ни Богородичного хлеба. А убитого не похоронить; а который священник того похоронит, тот поповства лишен. Молю же вас, чада мои о Господе возлюбленные, сия сохранить и соблюсти с вниманием сердечным, да от Господа Бога помилование и мзду по достоянию приимете, да имате мою молитву и мое благословление. Мне бо учить вас по правилам святых Отцов лености несть; занеже есмь отец и учитель вверенному своему стаду, еже вручил ми есть Владыка Господь, и паствить вас повеле, священное свое стадо, еже Сам искупи своей честной кровью. Возвещаю же вам от божественных правил душеспасительные учения; вы же пособите 1531 себе и мне в исправлениях истинных, духовных. Обаче бо ваше исправление – мое исправление 1532 : потребно бо 1533 есть истинным христианам по закону жить и по преданию святых соборов. Аще ли же дерзнет кто сего устава порушить, или сих писанных не соблюдех, аще мирской человек будет, приимет суд и казнь от святой соборной церкви, по правилам; священник же сдеявый лишен будет сана своего, а Господь Бог воздаст по делам его на страшном и нелицемерном суде; занеже всяк сдеяй что, несть утаено: никто же бо может укрыться все 1534 видящего ока 1535 владычнего и грозного истязания. 1536 А о их же есте приказали 1537 к нашему смирению на вопрос с посадником, яко случилась у вас таковая страшная вещь: некто сам на себе восхити сан священства и крещает: достоит ли их паки крещать, или ни? И принуди мя 1538 случившаяся вещь, и поискав правила святых Отцов, и обретох сице 1539 : «Вопрошено же бысть и се на соборе от священного митрополита ираклийского Мануила: аще достоит яко верна приимать, егоже не священник крещал, священством покрывся лживым? И дара ссудиша на соборе, яко да и сицевых 1540 крещают.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Телефонный звонок: Добрый день! Хотела спросить: Псалтырь Пресвятой Богородицы никогда не читается в храме на службах. Я её начала читать уже давно. Так вот хотелось бы узнать, какая необходимость в этом чтении, насколько оно полезно? И второй вопрос. Богородичное правило я читаю, а дальше идёт пояснение о болезни Пресвятой Богородицы и молитва по поводу этой болезни. Вот я не знаю, это пояснение к этому правилу? Читать его или не надо? О. Артемий Владимиров: Так называемая Псалтырь Божией Матери  –  это сборник осенённых благодатью Божией молитв, составленных преподобным Ефремом Сириным, знаменитым певцом покаяния, учителем покаянного плача, одним из самых даровитых в литературном отношении Святых Отцов Сирийской Церкви. И конечно же всё, что написал этот ангел пустыни, назидательно, свято и приличествует для чтения православному христианину. Если ваша душа откликается на эти молитвы, если вы черпаете в них нектар Божией благодати –  то конечно же продолжайте ваше молитвенное чтение. Да будет оно благосклонно принято Царицей Небесной! Церковь не может употреблять всё, что написано Святыми Отцами, в своём обиходе. Напомню, что Великим постом мы услышим молитву преподобного Ефрема: «Господи, Владыка живота моего…». Что касается Богородичного правила, то есть обыкновение призывать Царицу Небесную 150-ти кратным молением: «Богородице Дево, радуйся». Традиция эта, как свидетельствует преподобный Серафим, восходит к глубокой древности. Пояснение вы можете читать, можете не читать, в зависимости от того, успеваете или нет. Ну а нашим радиослушателям поясним, что 150-кратное произнесение молитвы «Богородице Дево, радуйся» разбивается на десятки, и после каждого десятка, по древнехристианской традиции, христианин может воспоминать (заметьте: не читать, не фантазировать, не представлять себе в уме, как принято у католиков, но воспоминать) события  рождения Пречистой Девы от Её родителей, Введение во храм, Благовещение, самое Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, свершившееся безболезненно, чудесно, действием Духа Святаго без повреждения ключей девства. Так называемые болезни Божией Матери  –  это Её страдания, которые Она по естеству Родительницы претерпевала всё то время, когда следовала за Христом, слыша хулу от фарисеев и книжников, желавших  досадить Иисусу Христу. Когда Она следовала за Спасителем узкими улочками Иерусалима, в то время как Господь, уже претерпев неправедный суд, нёс на плече крест, когда предстояла вместе с Иоанном Богословом, возлюбленным учеником Христа, Своему Сыну близь голгофского Креста. Вот этими размышлениями можно сопровождать внимательное и неспешное чтение молитвы «Богородице Дево, радуйся», для того чтобы дух несокрушимой веры, тёплой любви, небесного смирения, кротости Матери Божией осиял, помазал наше сердечное чистилище. Но опять-таки всё зависит от нашего расположения и предоставленных нам временем возможностей.

http://radonezh.ru/text/u-pravoslavnykh-...

Отец Ермоген наставлял читать 24 раза в день «Богородице Дево, радуйся…» – чтобы каждый час был благословлен Я еще даже с колен встать не успела, раздается звонок: «Вы еще квартиру не продали?» А до этого, когда я сама уже было собралась переезжать во Псков, ничего у меня с продажей квартиры не получалось! А как только определилось верное в соответствие с произволением Божией Матери направление, тут же мне позвонили: «Я покупаю квартиру!» И, представляете, за один день у меня эту квартиру купили. Каждый день, – батюшка наставлял, – старайтесь читать 24 раза «Богородице Дево, радуйся…» – чтобы каждый час суток, пояснял, был благословлен. Забудешь, а он тебе снова напоминает: «Ты читай Богородицу!» – «Батюшка, а я вот 12 раз прочитала…» – «Нет, ты 24 раза читай!» Причем благословлял читать еще по 24 раза и за своих детей, и за близких. А начнешь всех вспоминать, так можно и до Богородичного правила дотянуть… Так сердце в молитве и расширяется. Пресвятая Богородица, спаси нас! «Матерь Божия ей была просто мамой» Схимонахиня Сепфора (Шнякина) Игумен Михаил (Семенов) , наместник монастыря «Спаса Нерукотворного пустынь» села Клыково, – о схимонахине Сепфоре (Шнякиной): – Матушка Сепфора обладала горячей молитвой ко Пресвятой Богородице. До этого трудно дойти умом. Она этот опыт чистоты сердечной сберегла с детства. Обращалась ко Господу и Божией Матери просто и непосредственно, как ребенок. Насколько мне приходилось наблюдать ее молитву, всегда поражался: человеку без году 100 лет, а надеется, точно младенец, которому и не на кого больше полагаться и неоткуда больше ждать помощи: «Божия Матерь, помоги!» С такой прямотой и без доли сомнений только дети теребят своих матерей. Матерь Божия ей и была просто мамой. За такую искреннюю веру не оставляла ее. Известно же, что матушка с юных лет очень мечтала о монастыре, но как-то не сложилось: замужество, дети, потом внуки пошли. И даже когда она уже была в постриге, более того – приняла схиму, не хотела она вот так и остаться монахиней в миру, чтобы потом упокоиться где-то на городском или сельском кладбище. Молилась Покровительнице монашествующих.

http://pravoslavie.ru/115959.html

Когда очередной раз я вытащила полный гнилой свеклы мешок на поверхность, то увидела, как у входа в погреб мальчишки дрались на деревянных мечах. Я улыбнулась, вспомнив, сколько раз была на реконструкторских и ролевых фестивалях, где взрослые уже ребята точно так же сражались друг с другом. Первая заговорив с мальчишками, я спросила: — Ребята, сами мечи сделали? — Нет… Скорее они сами их сломали! Бархатный спокойный голос улыбающегося толстого батюшки впервые коснулся моего слуха. Мы все вместе поговорили немного. Батюшка был прекрасен (может, это и неудачное его определение, но уже много лет совершенно все в мире я оцениваю с позиции «красиво — некрасиво»). Потом он пожурил детей, что те не спросили моего имени. Дети явно стеснялись, я засмеялась и сама представилась. Когда они в свою очередь назвали мне имена, я собралась обратно в погреб. А батюшка задорно добавил: — А меня зовут отец Вениамин! В монастыре я перестала воспринимать мужчин с осторожностью, больше не читая в их глазах недобрых мыслей. Если кто-то все же бросал на кого-то из сестричек-паломниц искушенный взгляд, то я видела, как он сам пытается перебороть в себе желание. Поначалу это вызвало у меня настоящий шок, потом – слезы счастья. Как приятно находиться в обществе мужчин, которые не считают собственную плоть – центром Вселенной. Затем… я, гордая, обычно бросающая вызов всем и вся, сама стала реже поднимать глаза в присутствии мужчины. В мире все связано, просто и гармонично. Фото: azbyka.ru После долгожданного ужина в первый день я согласилась помочь на кухне. Пусть не сразу сообразила, что мне придется мыть посуду на пол-монастыря… В том числе 50-литровую кастрюлю с застывшим геркулесом по стенкам. Естественно, освободилась я тогда, когда многие уже легли спать. Мне было хорошо. На ночь я перекрестилась и поблагодарила Бога за чудесный день – как умела. 7 «Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице…», — иногда эти слова закутывают меня в теплую шаль воспоминаний: я улыбаюсь тому, как пыталась запомнить наизусть первые молитвы. Сестра Мария во второй день моего пребывания в монастыре предложила читать Богородичные правила вслух. Я покраснела и сказала, что не знаю, что это. Выражение ее лица? Догадайтесь сами и улыбайтесь со мною вместе, ибо я была в трапезной Богородичного монастыря. «Так как же… Ты вчера в погребе без молитвы?» — искренне удивилась сестра. Я кивнула. Позже узнала, что Богородица помогает, и именно поэтому в монастыре получается быть в разы работоспособнее, чем дома. А я таскала мешки своими силами? Сестра удивленно улыбалась, продолжая чистить картошку.

http://pravmir.ru/kak-otche-nash/

14-го июля, в день памяти священномученика Аркадия в монастыре совершается праздничная служба в честь него, а в течение всего года еженощно после полунощницы на месте его погребения сестрами поется тропарь и величание священномученику. Современное состояние [ править править код ] В 2000-ном году Боровской обители был присвоен статус монастыря. Настоятельницей стала старшая монахиня (ныне игумения) Васса. За семь лет монастырь значительно вырос. В главном храме появились два придела: правый – в честь Святых Царственных Страстотерпцев и левый – в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. Суббота пятой седмицы Великого Поста, когда вся Церковь поёт Акафист Взбранной Воеводе, является и обительским, и престольным праздником. Рядом с каменным вырос деревянный храм – крестильный. Сестры с крестным ходом Крещение в нём совершается полным погружением в специально оборудованной крестообразной купели. Таким образом, число алтарей в обители достигло шести: три в основном храме, Троицкий храм-часовня, крестильный храм в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского и домовая церковь в память царицы Александры. В монастыре около сорока сестер: две схимницы, монахиня, семнадцать инокинь, четырнадцать послушниц и трудницы. Совершаются общеобительские правила: Богородичное, бывающее в Богородичном садике, ежедневный крестный ход вокруг обители, полунощница, начинающаяся в 3 часа ночи (время убиения Матушки Антонии), после которой бывает посещение могилок усопших сестер. В клире монастыря три священника и иеродиакон. Божественная Литургия совершается ежедневно. В воскресенье она предваряется пением Параклиса – молебного канона Божией Матери. В обители большое хозяйство: есть скотный и конный дворы, несколько огородов, трапезная, гостиница для паломников, иконописная и швейная мастерские. Храмы [ править править код ] Церковь Александры Царицы в Боровском монастыре Похвалы Пресвятой Богородицы Церковь Иоанна Кронштадтского в Боровском монастыре Похвалы Пресвятой Богородицы Церковь Николая Чудотворца в Боровском монастыре Похвалы Пресвятой Богородицы

http://azbyka.ru/palomnik/Похвалы_Богоро...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010