Вы же, священнический и иноческий 1492 чин, пристойно церквами всякому правилу церковному, и пойте по всем дням молебны за православное христианство , а детей своих духовных учите к церкви Божьи прибегать, а приходящие посты честно и чисто держать. А который священник иметь пить до обеда, быть ему без риз. Α которые не по закону живут с женами, без благословения поповского понялись, учите их и приводите и[х] к православию: с 1493 благословением бы поимали жены; а не с благословением восхотят жить, ино их разлучать. И 1494 вы, попове, не приимайте их, ни их приношение 1495 , ни доры им не давайте, ни Богородичного хлеба. Α которые вас послушают, давали бы вам по себе поруку, что им вас и 1496 потом слушать. А на пиру кому лучится, которые имут пить до обеда, не давайте им Богородичного хлеба. Темже сице хочу вам божественным писанием рещи, еже отбежать пагубу четвертого брачества 1497 и яже от крови браков и отлученные от священных и божественных правил. Того бо ради в многоразличные 1498 печали на всякий день и час упражняюсь 1499 и христианского ради общего пользования неусыпающ ум имею. И сего ради собравшу ми от божественного писания и от божественных Отцов наших, явленно вам творю. Паки убо божественного учения и божественных и священных Апостолов правила 1500 и иже по сих святых Отцов вселенских семи соборов, никакими 1501 же божественными узами отвсуду верных оградишь. Священный убо Василие, иже глубины духовные испытав, по Богословцеву 1502 гласу, егоже язык закон бысть церкви, и глаголов его вещание 1503 – богонаписанные скрижали, начертанные Богу, о беззаконном и необычном 1504 браку беседуему, предельного и узаконенного разума подавает. В восьмидесятом же его 1505 правиле «многобрачество святые Отцы», рече, «неявленного покрыша мрака, якоже скотского, и человеческого обычая необычная» 1506 : яко третий брак убо закону познаваем есть 1507 , четвертый же брак и законные правила возбраняют. Блудяй убо в себе едином 1508 неправду сию имеет; а иже четвертого брака, яко рекше, себе смесив, поругается убо сим возбраняющим божественным и священным правилом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

В том случае, если святому положено славословие, изменения в богослужении касаются лишь пения канона: здесь иное соотношение тропарей. Какое именно – зри Типикон. Но то, что святые, которым поется славословие, очень редки в Типиконе, говорит также и о том, что в Типиконе не имеется конкретных указаний о том, как следует петь канон славословному святому. По-видимому, указание остается прежним: сначала поется канон праздника, а потом – канон святого (видимо, на 6). Зато в славословной службе, естественно, катавасия поется по каждой песни. Катавасия эта, как правило, полагается по уставу празднику. Четкого правила, какую катавасию в данном случае петь, нет. Если мы возьмем Преображение Господне или Успение, то здесь самая разная практика. Бывает, что на катавасию поются не ирмосы праздника, а ирмосы последующего праздника, а бывает и наоборот. Устав о пении катавасий можно найти в Типиконе или в справочнике Розанова. Но как правило, поются ирмосы праздника на катавасиях, если святому положено славословие или полиелей. Богослужение кончается обычным образом. В стихирах на «Хвалитех» поются стихиры святому, покрываются они Богородичном праздника. Затем поется Великое славословие, тропари – таким же образом, как по «Ныне отпущаеши» (тропарь святого, «Слава, и ныне» праздника), обычная концовка. Изменений при чтении Часов не имеется. На Литургии, в зависимости от праздника, положено два прокимна; обычно прокимен праздника предваряет прокимен святого. Читаются два зачала – рядовое и святому. В случае, если попразднство совпадает с празднованием святому, которому положен полиелей (или всенощное бдение), устав будет следующим. Естественно, на малой вечерне на всенощном бдении поются стихиры святому рядовому, которому положено всенощное бдение, но покрывают эти стихиры песнопения праздника с малой вечерни (говоря о малой вечерне, я говорю о святом, которому положено всенощное бдение – святому, которому положен полиелей, малую вечерню не служат; служится сразу великая вечерня в конце 9-го Часа). Стихир на «Господи, воззвах» в данном случае поется обычно 8; предваряют стихиры праздника, а затем поются стихиры святому (первые три – праздника, остальные 5 – святому). Общее правило, которое следует запомнить: покрываются стихиры на «Господи, воззвах» всегда песнопением праздника. На стиховне чаще всего положены стихиры святому, которые покрываются Богородичном праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Вопрос священника. 1) Может ли священник (всего три года в сане) благословлять своих прихожан на какие-то особые молитвы: Богородичное   правило,   Пяточисленные   молитвы, молитву старца Парфения Киевского , Иисусову молитву, чтение Евангелия и т.д.? 2) Важно ли, молится он сам ими, или нет? 3) Должен ли священник обладать какими-либо особыми качествами для этого? Я в основном отказывал в подобных просьбах по неопытности, но однажды уговорили благословить читать Евангелие за нераскаянного блудника, содержателя дискотеки и т.д. и т.п., но был тихий ужас, и пришлось, извинившись, забрать назад благословение. Сам я несколько лет пытаюсь молиться (творить не получается) Иисусовой молитвой. Прошу Вашего благословения на Иисусову молитву. 1) Иисусова молитва и чтение Евангелия заповеданы всем христианам, поэтому, благословляя на Иисусову молитву, вы призываете благодатную помощь на ее совершение. Что касается Богородичного правила, Пяточисленных молитв и молитвы старца Парфения Киевского , то мне кажется, что благословлять не следует, так как благословение священника обязывает исполнять их. В своей юности я просил благословения у митрополита Зиновия (в схиме схимитрополита Серафима) на Пяточисленные молитвы, но он благословения не дал, а ответил: «Я почитаю святителя Димитрия Ростовского , но главное для нас – молитвы, благословленные Церковью , и Псалтирь. Когда исполнишь положенное тебе молитвенное правило, тогда можешь иногда прочитать Пяточисленные молитвы». Может быть, и вам следует руководствоваться его советом. 2)    Хорошо, но не обязательно, чтобы священник исполнял то правило, которое дает своим духовным детям, так как сама священническая служба и окормление верующих занимает столько времени, что он принужден сокращать собственное правило. 3)    Трудно говорить о качествах человека, так как многие святые считали себя  неразумными и недуховными людьми и, наоборот, люди невежественные и не имеющие правильных духовных понятий приписывали себе все достоинства. Я думаю, что священник должен в данном случае иметь чистую православную веру, определенный молитвенный опыт, а так же стремление поступать во всем по голосу совести. Если у вас просят благословения вычитывать бесноватого (то есть молиться за него) или совершать особые правила за тяжелого грешника, то лучше порекомендовать обратиться с этим вопросом к местному архиерею или своему духовнику. Помоги Господи вам и мне учиться Иисусовой молитве, важнее которой, кроме Святого Причастия, нет ничего на свете. Советую вам руководствоваться в этом деле сочинениями святителя Игнатия Брянчанинова . Прошу ваших молитв. Как молиться об укреплении веры

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Соответственно мы вправе сказать, что современные четки символизируют собой древний иноческий жезл, восходящий к жезлам ветхозаветных пророков и являющийся знаком посвящения на служение Богу в духе и истине. Как мы видели, преп. Кассиан говорит о монашеском жезле, как об оружии в духовной брани, – точно также именуются четки в чинопоследовании монашеского пострига, когда при вручении их новопостриженному игумен говорит: «Приими, брате... меч духовный, иже есть глагол Божий, ко всегдашней молитве Иисусове...». «И благословив вервицу десницею, подает новоначальному...» («Последование малого образа, еже есть мантия»). Однако, четки, в том виде какими мы знаем их ныне, стали общеупотребимы с распространением устава св. Василия Великого . Именно в его византийских монастырях V века вервица была в широком употреблении. Скорее всего, св. Василий Великий заимствовал четки у египетских отцов. Как мы уже говорили более древнее название четок: вервица, что собственно означает веревку, образующую замкнутый круг, и первоначально имевшую 103 узелка. Замкнутый круг четок символизирует собой непрестанность молитвы. Современные четки имеют, обычно, 100 узелков, разделенных на десятки или на четверти (т.е. по 25 узлов) специальным, более крупным узлом. Перебирая узелки молящийся творит непрестанную молитву. Иногда молящийся дойдя до крупного разделительного узла читает Богородичную молитву или молитву «Отче наш». Для Богородичного правила, содержащого 150 молитв, применяют соответственно и четки со 150 узлами. Вообще четки употребляются, как для отсчета нужного числа молитв установленного правила, так и для непрестанной молитвы без счета. В последнем случае четки помогают удерживать молитву в памяти. Известен также и такой способ молитвы по четкам: на каждом узелке молящийся прочитывает не всю молитву, как это обычно делается, а лишь одно слово молитвы. Это позволяет лучше сосредоточиться на словах молитвы. Относительно происхождения вервицы существует древнее монашеское предание относящееся, как думается, ко временам ранее св. Василия Великого . По преданию: один инок сплел себе вервицу, но диавол, желая помешать делателю непрестанной молитвы, развязал все узелки на четках монаха. Инок опять сплел четки, но диавол вновь их расплел. Так повторялось несколько раз. Но вот ангел Божий предстал пред монахом и показал ему особый способ плетения узла на четках, характерный тем, что вервь в узелке перекрещивалась несколько раз крест-накрест. Сь тех пор диавол, трепещя пред крестом, уже не смел расплетать узлы на четках. Способ данный ангелом используется при плетении четок до сего дня.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/bogoob...

Стихира, гл. 1 О дивное Чудо! Источник жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает. Веселися, Еефсимание, Богородичен святый доме! Возопиим, вернии, Еавриила имугце чиноначальника: Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость. О Пресвятая Владычице Богородице! Сохрани мя от всякого зла и покрый мя честным Твоим омофором. Молитва Достойно славимая и праведно от всех Еорних Чинов ублажаемая, яко без сравнения их Превосходящая, Бога и Творца всяческих Рождшая, паче всех Возвеличенная! Ей же, яко Царице, предстоят лица Ангельстии, Еавриилову песнь возглашаюгцие: «Радуйся, Благодатная!..» Наши же грешные и бренные уста кую достойную похвалу принести возмогут величию Твоему, точию да зовем Ти: О Пречудная Владычице! Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да призрит на ны, люди безответныя, да сохранит невредимых от всех навет вражиих и злых клевет, много бо может Твоя Матерняя молитва, по реченному: «Проси, Мати Моя, не отврашуся, но вся прошения Твоя исполню!» Радостию о сем исполняемии, взываем Ти: спаси, Владычице, погибающия рабы Твоя, просвети омраченныя суемудрствованиями века сего и приведи ны к Сладчайшему Иисусу, да вечно радующеся, взываем: слава Отцу, слава Сыну, слава Святому Духу, слава и Тебе, Преславней и Пренепорочней Деве Богоматере, ублажаемой и благословляемой в безконечные веки веков. Аминь. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором! Польза от чтения Богородичного правила От чтения 150 раз «Богородице Дево, радуйся...» бывает человеку великая польза. Господь показал нам, сколь сильна пред Ним молитва Пречистой Его Матери и сколь действенна приносимая Ею помощь во всех обстоятельствах. Это воззвание в самых непроходимых местах указывало выход: нерасположенных к нам располагало, злые сердца неоднократно умягчало, а не умягчившиеся посрамляло и удаляло; при полной беспомощности вдруг подавало неожиданную помощь, и притом с такой стороны, с которой невозможно было никак ее ожидать.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

123 на об. и 129). Устав седмичных дней: понедельника, вторника, среды, четверга и пятка, такой: Так как в седмичные дни дневные молитвословия (т.е. Октоиха) предваряют молитвословия святых (т.е. Минеи); то в эти дни надобно читать апостол и евангелие сначала дневные, а потом святого. Даже в те дни, в которые бывает отдание богородичного праздника, Типикон предписывает читать апостол и евангелие сначала дня, а потом праздника (Типик. под 12 сент., л. 53 на об. и 291). Устав субботних дней таков: Так как в субботние дни, наоборот, песнопения Минеи предваряют, то апостол и евангелие святого читаются прежде рядовых. В 15 гл. Типикона сказано: «Прокимен святаго, апостол, аллилуиа, евангелие и причастен святаго, емуже бдение. Аще же полиелей, присовокупляем и дне прокимен, апостол, евангелие и причастен». – А выше сего в 12 гл. Типикона говорится: «Прокимен, апостол, аллилуиа, евангелие и причастен прежде святаго, таже дне: предваряет бо всегда рядоваго апостола и евангелиа, кроме господских праздников» (л. 21 на об.) 462 . Впрочем, и в субботние дни в определенный период времени читаются сначала рядовые, а потом святого. В Типиконе, в последовании недели Мытаря и Фарисея, об этом сказано так: «Вестно буди, яко отднесь чтется апостол и евангелие, по субботам, прежде субботы, потом святого, до недели Всех святых» (л. 297). Это выражение, впрочем, не то означает, что во все субботы, следующие за неделею Мытаря и Фарисея, всегда непременно так бывает, что читаются сначала дневные апостол и евангелие, а потом святого (разумеется, когда положены), а то, что с этого дня, т.е. с нед. Мыт. и Фарис., начинаются периоды времени пения двух Триодей, в которые общим правилом служит чтение апостола и евангелия сначала дневных, а потом святого. Исключение из этого общего правила 48 гл. Типикона указывает в Сырную субботу, если случится Обретение главы Предтечи, назначая апостол и евангелие сначала Предтечи, а потом рядовые под зачало, наконец, отцев. В субботу пред неделею Блудного сына также нет никакого основания начинать с дневных чтений, потому что поются песнопения сначала Месячной Минеи, а потом Октоиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Хотя копт. монашеская псалмодия почти не изучена, Г. Квекке показал, что ее корни уходят в глубокую древность; напр., чин, описанный в рукописи кон. IX в. (Pierpont-Morgan. 574), можно рассматривать в качестве прообраза этой службы. Абу-ль-Баракат свидетельствует, что в его время существовала практически аналогичная практика богослужения ( Villecourt. 1924. Vol. 37. P. 226-232). Помимо ночной есть вечерняя псалмодия, более краткая: Пс 116, 4-я песнь-хос (Пс 148-150), псали, богородичен дня и его лобш, песнопение из «Дифнара» и неизменяемое окончание; можно сказать, что эта служба является частичным повторением ночной. Описанная псалмодия (итал. пер.: Brogi. 1962) называется «годовой», т. к. совершается в течение всего богослужебного года, за исключением месяца хойака (кихака), к-рый полностью посвящен приготовлению к Рождеству, отмечаемому 29 числа этого месяца (25 дек. по ст. ст.). Годовая псалмодия в хойаке также совершается, но в нее включается много элементов, характерных только для этого месяца; все они содержатся в кн. «Псалмодия [месяца] хойака». В частности, 4 воскресенья этого месяца отличаются бдениями, длящимися всю ночь и соблюдаемыми не только в мон-рях, но и во мн. приходских церквах. Эту службу называют «Семь и четыре» (араб.    ), т. к. в эти дни за приходским богослужением верующие могут услышать все 7 богородичнов и 4 песни-хос, а также много др. песнопений (ср.: Giamberardini. 1974-1978. Vol. 2. P. 189-338; Zanetti. 1995. P. 89-90; Ishaq. 1991). 3. Приходские (или кафедральные) вечерняя и утренняя службы «приношение кадила». Древние церковные правила предписывали верующим обязательно посещать храм утром и вечером (ср.: Quecke. 1970. S. 5-13; Zanetti. 1985. P. 136-137, 169, 171. Not. 26), а это подразумевает ежедневное совершение в приходских храмах утренней и вечерней служб. Древнее приходское богослужение (для К. Ц. этот термин, без сомнения, более предпочтителен, чем обычное в литургических исследованиях словосочетание «кафедральное богослужение») Н. Египта сохранилось в форме вечерней и утренней служб «приношение кадила». Впрочем, в настоящее время эти службы в приходских храмах в будние дни обычно не совершаются и на практике имеют место только перед Евхаристией, т. е. в субботу вечером и в воскресенье утром. На протяжении нескольких веков чтения службы «приношение кадила» - прокимен и Евангелие - выписывались в Лекционариях вместе с чтениями евхаристической литургии. Однако так было не всегда: в Н. Египте были Лекционарии, в к-рых содержались чтения только для службы «приношение кадила» или только для евхаристической службы (ср.: Zanetti. 2003. P. 129-130. Not. 23-24).

http://pravenc.ru/text/2057208.html

священник Борис Левшенко Катехизис Скачать epub pdf Лекция 1 Основой изучения предмета является книга « Пространный катихизис ». Начнем с предварительных понятий. Прежде всего само слово «религия» происходит от понятия «религио» (связывать): речь идет о связи человека с Богом. Нам очень трудно говорить об этой связи, потому что до грехопадения все было ясно – человек был вместе с Богом. Сотворенный человек находился в Раю, тем не менее мы знаем, что там он с Богом беседовал, т. е. находился в теснейшем общении. А как быть сейчас, когда эта связь разорвана? Сейчас мы можем говорить о восстановлении этой связи, поскольку наш Спаситель Господь Иисус Христос пришел на землю. Но тем не менее понятие «религия» было и до христианства, и оно имело очень четко выраженные формы. Это была постоянная связь человека с Богом, если угодно, вопль «Из глубины воззвал я к Тебе, Господи!» Конечно, мы много знаем о религиозном чувстве; как говорил Тертуллиан , «душа любого человека христианка», и поэтому в ней есть врожденное чувство поисков Бога, возвышения ее до бесконечности. Мы также много говорим, даже в аскетической литературе, что сердце человека и чувства его как раз и есть тот самый инструмент, с помощью которого познается Бог . В данном случае речь идет не столько о знании в научном смысле, сколько о приближении к Богу. В мою бытность обучения в Университете было много споров о том, надо или нет знать ответ на вопрос, во что мы веруем. И сейчас раздаются голоса об излишестве обучения богословским предметам студентов факультета церковных художеств. Разберемся, действительно ли необходимы знания или достаточно благочестивого отношения, достаточно форм благочестия – молитвенного правила, нашего посещения храма, общественного богослужения. По постановке вопроса естественным будет ответ, что знания необходимы, потому что мы сейчас живем в очень тяжелое время, когда кажется, что вот-вот придет антихрист, вот-вот придется исповедовать свою веру, вот-вот придется принимать мученический венец. Ощущается «последний день», приближение конца, приближение судного дня. Наблюдается активная деятельность различного рода проповедников: католиков, Богородичного центра (они, по их словам, выступают от имени Православной Церкви) и т. п. Мы видим огромное увлечение оккультизмом. Деятельность отрицательных сил в нашем обществе столь велика, что от нас зачастую требуется разобраться, кто есть кто, и не ошибиться в своем выборе. Поэтому ответ на вопрос «Во что я верую?» все-таки должен быть. И, конечно, он не должен быть кратким ответом, выраженном в Символе веры . Хотя это и достаточно хороший ответ; зачастую, чтобы разобраться, требуется много знаний.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Поехали мы недели через три. В Москве было плюс десять. На Залите было плюс двадцать шесть. С Ольгой приехал один певец со своим менеджером. Сошли мы с лодки, на берегу старец стоит с посохом. Взглянул на нас, потом посмотрел на певца, подозвал его к себе, напел ему какую-то молитву и сказал повторить. Певец послушался, батюшка ему вот так и пой. Потом повернулся к его администратору и говорит: «Ишь ты, что задумал! Смотри мне, зубы выбью!» Подошел к администратору, по щеке постучал его, вернул в обычное состояние, говорит: «Сынок, ты не испугался, нет? Ну ладно, а я думал, ты испугался». Когда мы ехали на остров, певец и администратор сказали, что только повидают старца и уедут у них было какое-то дело. Батюшка их благословил в путь, и они отправились домой. А мы остались. Через день Ольге позвонил этот певец и сказал, что его администратору в Москве выбили зубы. Прошло еще три года, был какой-то благотворительный концерт, тот певец подошел к Ольге и говорит: «Представляешь, отец Николай тогда меня от смерти спас. Администратор признался мне он меня убить хотел». Вот это была моя первая встреча со старцем. Вечером мы пришли к его дому, и я сразу же понял, что я для него открытая книга. Я уже упомянул, что тогда читал Богородичное правило. И на острове Ольга спрашивает: Батюшка, а у меня есть небесные покровители ?  Есть. А кто? И он ей называет всех святых, кому она читала акафисты . Я тоже спросил: А у меня? У меня-то есть небесный покровитель? Он посмотрел на меня и говорит: Есть. А кто? Он так руку поднял, чтобы перекреститься, и запел: «Заступнице Усердная, мати Господа Вышняго…» И я заплакал. Для меня это было так неожиданно. Я же не подписывал контракт на чтение Богородичного правила. Тут он спрашивает Ольгу: Твой муж?  Нет. Он мне: Твоя жена? Нет, батюшка. Ну так венчайтесь. Мы оба опешили. Мы знали друг друга всего три недели, не больше. Он засмеялся и говорит: «Идите гуляйте». Мы пошли гулять, поговаривая между собой: «Вот батюшка шутник». А в голове между тем: старцы не шутят. И я слышу голос внутри: «Ты суженую хотел? Ты к старцу хотел? Что же ты еще хочешь?»

http://azbyka.ru/way/aleksej-belov-v-men...

Наверное, стоит все-таки отложить черные одежды до истинных дней траура, без которых не обходится ничья жизнь. А для покаянных и сосредоточенных дней вполне подойдут синие, серые, коричневые цвета. Часто на приходах встречается еще и такая традиция – стараться в праздничные дни одеваться соответственно цветам этого праздника. Честно скажу, мне это не очень нравится, и вот почему. Внешнему следовать гораздо легче, чем внутреннему. Поэтому в суете о цвете платка или кофточки легко можно вообще забыть, чего ради мы в храм пришли. Во времена моего неофитства, когда я безоговорочно верила тому, что скажут храмовые бабушки, меня научили, что в Великую Субботу в определенный момент службы нужно непременно переодеться – сменить черные кофточку и платок на белые. Причем научили не только меня, а еще многих. Сигналом к переодеванию должно было послужить перемещение хора с клироса на центр храма. Мы тревожно следили за малейшими движениями в церкви, чтобы не пропустить ответственный момент. Наконец регент вывела своих подопечных к аналою и храм зашевелился – каждый переодевался как мог, но к окончанию пения большинство присутствующих сияли белыми одеждами. Только вот что пелось и читалось тогда на службе я лично совершенно не услышала – все внимание было занято совсем другими вещами. В другой раз я пришла в храм в голубой блузке, просто потому, что мне захотелось ее в этот день надеть. И… получила упрек за то, что оттенок не тот.  Оказалось, что в этот день священники служат в бирюзовом по случаю Богородичного праздника, а я не полностью соответствую моменту. На третий раз знакомый при входе в храм вдруг начал дотошно выяснять, почему я в Богородичный праздник пришла в одежде «неуставного» цвета. Его собственные жена и дочка в этот момент сияли голубизной. По-моему, вся эта суета вокруг цветов достаточно мелочна и несерьезна. Человек сам волен решать – соблюдать ему цвета праздника или нет. А возводить это дело в принцип, да еще требовать от окружающих, чтобы они неукоснительно блюли цветовые правила не стоит.

http://pravmir.ru/listom-krasivo-derevo-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010