Деятельность преподобного Корнилия распространялась далеко за пределы обители. Его жизнь была образцом деятельной любви к Богу и человеку. Он распространял Православие среди жителей окрестных мест — эстов и сэту, многие из которых крестились в монастыре. Преподобный Корнилий, всегда кроткий и приветливый, молча выслушивал людей, давал наставления, а потом благословлял с молитвой и любовью. При звуке его голоса открывалось сердце, стыд отбегал. После покаяния люди плакали облегчающими душу слезами. Однажды на Псковщине было моровое поветрие. Люди бежали из селений в леса, подступы к городам закрывались, чтобы уберечь жителей от моровой язвы. Многие умирали не только от заразы, но и от голода. По благословению преподобного Корнилия в то страшное время иноки монастыря выходили к голодным, чтобы раздавать им вареную рожь. По время Ливонской войны преподобный Корнилий проповедовал христианство в отвоеванных городах, строил там храмы, помогал пострадавшим, заботился о раненых. В обители погребали убитых и записывали их в синодики для поминовения. В 1560 году, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, преподобный Корнилий послал в благословение русским войскам, осаждавшим город Феллин, просфору и святую воду. В тот же день немцы сдали город. Преподобный Корнилий очень любил и хорошо знал книги — он создал в монастыре большую по тому времени библиотеку. В середине XVI века Псково-Печерский монастырь перенял от Спасо-Елизаровского монастыря традицию летописания. Кроме того, святой игумен Корнилий завел большой монастырский синодик для поминовения усопших братии н благотворителей обители, начал вести «Кормовую книгу». В этом труде он оставил последующим поколениям историческую характеристику своего времени, составил «Описание монастыря» и «Описание чудес Печерской иконы Божией Матери». Преподобный Корнилий расширил и украсил свой монастырь, прокопал далее монастырские пещеры, перенес деревянную церковь во имя Сорока мучеников Севастийских за монастырскую ограду, на приезжий монастырский двор, на ее месте в 1541 году поставил церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и в 1559 году построил храм Покрова Пресвятой Богородицы. В 1558-1565 годах преподобный Корнилий воздвиг вокруг монастыря надежную каменную стену, а над Святыми Вратами по своему замыслу построил каменную церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая (1565). Тем самым он поручил этому истинному защитнику чистоты Православной

http://pravicon.com/info-2722

Вотчина за Ворбозомским монастырем оставалась старая в XVIII столетии. Земельныя его владения увеличились только пожнею на реке Гверстянке, данною Белозерцем Карпом Ширяевым между 1642-1648 годами. Тогда же другой Белозерец Михаил Савельев Санков пожертвовал в монастырь двор в Новинском ряду, в Ивановской улице, В продолжение XVII века монастырская вотчина была два раза обмежевана в 1626-7 г. и 1686 г., когда она была приписана к Кириллову монастырю. Мелкие острова, расположенные на Ворбозомском озере, вблизи большаго, на котором стоит пустыня (Еловец, Свинец, Марьевский, Березов, Ямин, Челноков, Хвостец) в писцовых книгах 1626 г. не были написаны; их записали за монастырем только в 1686 г. по их (т. е. старцев) сказке и по наезду. Монастырский вотчины состояли из сельца Фетиньины и деревень Анофриевы, Пиндина, Кузминской, пустоши Сизове, мельницы на речке Ворбозомке, рыбных ловель на Ворбозомском озере и двух пожен на реке Шексне. В деревне Фетиньинской стоял монастырский двор, а на дворе хором: " келья, живут в ней старцы; против кельи старцев сенник на подклете, возле сенника изба большая с прирубом, на дву углах два сенника жилых, под ними хлевы; три сарая с поветьми, забраны в столбцы и покрыты драницами. В поле житница да два овина с мельницами (отпис. кн. 1648 г.). В мельничном амбаре 8 ступ толчеи и три колеса со всею мельничною полною снастию (там же). В 1686 году в монастыре было 9 человек служебников (1 коровник и 8 детенышев), а по деревням в 21 дворе крестьянском 116 человек, да в дворе бобыльском один человек; три двора оставались пустых. Имея вотчину, Ворбозомский монастырь наравне с другими владельцами должен был нести разнаго рода государственныя повинности. С 1635 г. монастырь обладал грамотою царя Михаила Феодоровича, которою " не велено с Ворбозомскаго монастыря с вотчины никаких расходов имать, окроме ямских денег и стрелецких хлебных запасов и городоваго острожнаго дела " , И эти подати были значителны, но пустыне, несмотря на царскую грамоту, приходилось платить и на достаточных людей, и именные деньги, и другие расходы, напр., на воеводу, на приказных, а также доставлять лошадей в Москву для военных нужд. Когда на Белоозеро был сослан (1666-1681 гг.) патриарх Никон, то тяжесть его содержания, вместе с другими монастырями Белозерскаго края, пала также и на Ворбозомскую пустынь. Никитский и Благовещенский монастыри вместо этаго было указано " с них имать 31 рублев " в год.

http://sobory.ru/article/?object=19286

Соборный храм Ватопеда, построенный в X веке, один из самых обширных на Афоне, освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Продолжаются работы по восстановлению первоначальных фресок кафоликона, датируемых 1312 годом. При входе в храм пред глазами паломников появляется удивительной красоты мозаичный образ Спасителя. Также великолепны мозаичные изображения Благовещения Богородицы и Свт. Николая Мирликийского чудотворца. Мраморный иконостас (972–985) скрыт за деревянным иконостасом XVIII века. Некоторые его части были использованы в других монастырских постройках.Перечисление всех святынь и уникальных произведений искусства ватопедского кафоликона заняло бы целую книгу, но и она не передала бы впечатления, которое производит на паломников этот уникальный соборный храм. По обеим сторонам притворов два придела: по правую сторону – Свт. Николая Чудотворца, по левую – вмч. Димитрия Солунского; над последним находится ещё небольшой придел на хорах во имя Пресвятой Богородицы, называемый «Отрада» или «Утешение», здесь пребывает этот чудотворный образ Божией Матери. Кроме соборного храма в обители ещё девятнадцать параклисов; по местному обычаю в будние дни после совместно отслуженной утрени братия расходится на литургию по параклисам. Особенное внимание стоит обратить на храм Святых бессребреников. Согласно монастырскому преданию он был построен святителем Саввой Сербским. В этом параклисе сохранилась древнейшая в мире фреска с изображением святителя Григория Паламы (ок. 1400 г.). В Ватопеде самая высокая и древняя на Святой Горе колокольня, датируемая 1427 годом. Интересно, что Ватопед первым из Афонских монастырей ещё в 1914 году построил собственную электростанцию. В трапезной паломникам стоит обратить внимание на мраморные столы, по преданию происходящие из Студийского монастыря в Константинополе. Совершить виртуальную экскурсию по монастырю Святые [ править править код ] Главное сокровище Ватопеда – это сонм, просиявших в нём Святых. В Ватопеде подвизались: преподобный Максим Грек и возродитель монашества на Крите иеромонах Лаврентий Дзангаролос. Также почитаются: первостроители обители, св. Симеон Сербский и мученики, от латин пострадавшие. В Ватопеде подвизались преподобные: Савва Виматарис, Геннадий, игумен Ватопедский , Савва, Христа ради юродивый, Неофит (Богородица открыла ему дату блаженной кончины), Никодим (старец свт. Григория Паламы), послушники Агапий и Никодим. Всего в монастыре жило шестьдесят шесть прославленных Церковью подвижников. Память собора Ватопедских Святых ежегодно торжественно празднуется 10 (23) июля. Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Вато...

См. Духовский Якобштадский. Яковлевский Железноборовский монастырь См. Железноборовский Галицкий Яковлевский Предтечев. Яковлевский Ростовский монастырь Ставропигиальный. См. История Российской Иерархии, ч. II, стр. 507 и далее. Яковлевский Воздвиженский монастырь Мужской, давно уже упразднённый, обращённый в собор города Холмогор, существовал ещё до учреждения Архангельской Епархии. Якубово-Крыжборский монастырь См. Крыжборский. Якутский Спасский монастырь 3 класса мужской, Иркутской Епархии состоит в конце строения города Якутска близ реки Лены с проливными озёрами. Построен в лето 7163/1660, по прошению бывшего тогда ещё Якутского Острога, (от которого он и прозвание своё имеет) разных чинов людей, по грамоте Преосвященного Симеона, Архиепископа Тобольского и Сибирского. Строителем сего монастыря был служивый Иван Афанасьев. До 1780 года в этом монастыре здания имелись деревянные следующие: 1) Две ЦЕРКВИ, из них: – о двух престолах; первый – во имя Спасителя Нерукотворного Его образа, второй – Святых первоверховных Апостолов Петра и Павла; – с западной стороны над вратами во имя Знамения Пресвятой Богородицы. 2) КОЛОКОЛЬНЯ; 3) Настоятельские КЕЛЬИ. Но в 1780 году от случившегося в ночь на 3 Мая пожара сгорели; при чём из двупрестольной церкви иконостасы, образа и прочая церковная утварь вынесены; от зданий же монастырских остались: две кельи в одной связи ветхие и под ними три амбара. В другой связи – две кельи: прежняя казначейская и келарская и службы, да часть ветхой ограды и вне монастыря одна пустая келья и изба с конюшенным двором. Ныне же имеются в этом монастыре четыре церкви, из которых соборная во имя Преображения Господня, колокольня, кельи и ограда – все деревянные. До Штатов 1764 года было приписано к этому монастырю несколько пустынь с их вотчинами и угодьями, а крестьян имелось и с принадлежащими к оным пустыням 87 душ. Настоятельство было Архимандричье. По Штатам же оставлен он на своём иждивении, но в 1798 году учреждена в нём Архимандрия 3 класса на основании Указа 1797 года; а штат в оный переведён из Селенгинского Троицкого монастыря (который состоял в 3 классе степенью 87, а в 1798 году оставлен на своём содержании). Ямецкая или Яминская Благовещенская пустынь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Стены храма, которые изрядно обветшали от времени, уже наполовину побелены. Незначительные кирпичные ранки замазаны, обновляется рисунок верхнего подкарнизного декоративного пояса. Сама Свято-Троицкая церковь построенная в 30-х годах 18-го века, имела вытянутую продолговатую структуру с двумя приделами, пятигранный алтарь, трапезную и шатровую колокольню.Сегодня она восстанавливается в полном соответствии с чертежами, восходя к изначальному виду. Московские веяния в храмовом зодчестве того времени сильнее всего сказались на декоре фасада – он создан по законам «нарышкинского барокко»: гладкие стены украшены только декоративным поясом и фигурными наличниками вокруг окон. Колокольня Свято-Троицкого храма, полностью разрушенная большевиками, заново выросла почти из земли, на прежнем, каменном фундаменте. Вновь поднимается ввысь тот самый восьмерик на четверике: восьмигранный шатёр колокольни, высота которого в кресте достигнет 32-х метров, стоит на четырёхугольном основании. Источник: статья П.Инькова, ОТРК " ЮГРА " 2012 г. на сайте Ханты-Мансийской епархии Церковь во имя Живоначальной Троицы была основана в Кодском городке в 1600 году, а в 1657 году там был основан Кодский (Кодинский) монастырь. К 1683 году в монастыре было две деревянные церкви: «ветхая» летняя – во имя Святой Троицы и зимняя – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с колокольней. Жили в монастыре 27 монахов. В XVII веке монастырь получил земли «на три версты кругом», имел большое хозяйство: свою кузницу, четыре мельницы, солодовню. Монахи добывали железную руду, слюду, изготавливали окна, сливочное и конопляное масло, свечи, сами пекли хлеб, добывали рыбу, держали скот. Кодинская обитель считалась процветающей, монастырь владел 775 душами крестьян. В середине XVIII века Кодинский монастырь «одевается в камень». Каменный Троицкий пятиглавый храм и колокольню стоили более 30 лет с помощью мастеров-каменщиков из числа крестьян Долматовского монастыря. Троицкая церковь была построена в 1752 году. В 1764 году состоялась секуляризация церковного имущества по всей Российской Империи. Кодинский монастырь потерял основную статью доходов – хлебные сборы и лишился всех земельных владений. Хозяйство понемногу стало приходить в упадок. В 1891 году Кодинский мужской монастырь был обращен в женскую общину. Монахинь набрали в Тобольском Иоанно-Введенском монастыре. В начале XX века сестры обновили иконостасы, выкрасили стены, стали обучать детей аборигенов.

http://sobory.ru/article/?object=24835

3) Иверский монастырь (Ивирский, Ивирон) в честь Успения Богородицы; 4) Хиландар (Хиландарь, Хилендар) в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы; 5) монастырь прп. Дионисия (Дионисиат) в честь Рождества св. Иоанна Предтечи; 6) Кутлумуш в честь Преображения Господня; 7) Пантократор (Пандократор) в честь Преображения Господня; 8) Ксиропотам во имя сорока мучеников Севастийских; 9) Зограф во имя вмч. Георгия Победоносца; 10) Дохиар во имя св. Архангелов; 11) Каракал во имя апостолов Петра и Павла; 12) Филофея монастырь (Филофей) в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; 13) Симонопетра (Симопетра) в честь Рождества Христова; 14) монастырь св. Павла в честь Сретения Господня; 15) Ставроникита во имя св. Николая Чудотворца; 16) монастырь прп. Ксенофонта (Ксенофонт) во имя вмч. Георгия Победоносца; 17) монастырь прп. Григория (Григориат) во имя св. Николая Чудотворца; 18) Эсфигмен (Есфигменский) в честь Вознесения Христова; 19) Русский вмч. Пантелеймона монастырь (Русик, Свято-Пантелеимонов); 20) Кастамонит (Констамонит) во имя св. первомч. Стефана. Только эти 20 монастырей имеют права собственности на Афоне. Все прочие — зависимые монашеские учреждения — скиты, келлии, каливы, исихастирии, кафизмы с их территориями и пристройками являются неотчуждаемой собственностью какой-либо из перечисленных обителей. Изменять количество монастырей и их отношение к зависимым учреждениям не разрешается. Превращение скитов в монастыри, или келлий в скиты, или калив в келлии категорически запрещается (ст. 1–3,126–141). Ни одно из священных жилищ на Афоне не может отклониться от главного своего предназначения и преобразоваться в мирское (ст. 4). Все монастыри Святой Горы находятся под духовной юрисдикцией Константинопольского Патриархата, и в них «не разрешается поминовение никого другого, кроме имени Вселенского [Константинопольского] Патриарха» (ст. 5). Все живущие на Святой Горе монахи, какой бы они ни были национальности, «считаются приобретшими греческое гражданство» (ст. 6). Монастыри самоуправляются по своим внутренним уставам (канонизмам), принятым ими и утвержденным Священным Кино- том (ст.

http://azbyka.ru/fiction/parakalo-ili-vo...

В связи с церковью с западной стороны пристроена высокая колокольня: низ ее четырехугольный, середина восьмигранная и верх шатровый. На колоколах сохранились две надписи: - «лета 7149 (1641) выменен сей колокол в Володимирском уезде в монастырь Сновицкий Благовещению Пресвятыя Богородицы при игумене Евфимии, а заделать дал старец Макарий три рубля»; - «лета 7149 приложил в Сновицкий монастырь колокол Иван Федорович Соболев». Внутренность храма к настоящему времени, вследствие разных поправок, утратила свой древний характер в значительной степени. Престолов в церкви три: главный, в верхнем этаже – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Над этим престолом сень на железных цепях с изображением коронования Божией Матери. В этом же этаже в прежде бывшей галерее устроен престол в честь св. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы в 1758 г.; третий придел теплый – в честь зачатия Иоанна Предтечи устроен в нижнем этаже, в бывших прежде братских кельях. В числе священных предметов древности в церкви сохранились: антиминс на престол храма в честь св. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. На антиминсе нет собственноручной подписи епископа и не обозначена церковь, куда он освящен; в нижнем приделе хранится полотняный антиминс, на коем напечатано: «сей антиминс… имеет власть священнодействовать в храме честного пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, что в Сновицком монастыре. Священнодействован Павлом, епископом Владимирским и Муромским в 1764 г.». Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 г. и исповедные росписи с 1828 г. При церкви имеется земли: усадебной около 1 дес., пахотной 30 дес. и сенокосной 3 дес. До 1876 г. церковь упраздненного Сновицкого монастыря имела особый приход и особый причт, в этом же году к ней приписана Вознесенская церковь в селе Сновицах с принадлежащим ей приходом. Таким образом, при Благовещенской церкви образовался один соединенный приход. Штат причта: священник и псаломщик. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 1. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893 г.

http://sobory.ru/article/?object=01891

Прп. Антонию было тогда 42 года. Тяжка была их жизнь вначале. Питались они лишь грибами и ягодами. Раз неизвестный человек принес им припасы, но больше он не появлялся. Однажды на них хотели напасть разбойники, но внезапно в каком-то ужасе разбежались. После этого один из них пришел к преподобному с покаянием и рассказал ему, что им показалось, что иноков защищают вооруженные люди. Когда число братии стало умножаться, прп. Антоний послал двух из них в Москву просить разрешения основать обитель. Митрополит дал свое благословение, а вел. князь Василий III — денежную помощь и необходимую для церкви утварь. Но только успели создать церковь во имя Пресвятой Троицы, как юную обитель постигло несчастие: церковь эта сгорела, а икона Пресвятой Троицы, написанная для нее самим преподобным, как бы невидимой силой была выброшена из пламени и упала посреди монастыря. С тех пор от нее стали источаться исцеления. Сгоревшую церковь возобновили и воздвигли кроме нее еще церкви — во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и прп. Сергия Радонежского, которого особенно чтил прп. Антоний. Была собрана библиотека. Братии было уже 70 человек, среди них многие вели высокую духовную жизнь, как, например, старец Иона, писатель жития прп. Антония. Сам преподобный настоятель был примером братии во всем, принимал участие во всех трудах и особенно утешал тех, кто находился на тяжелых работах. Он заботился о бедных и больных, приходивших в монастырь, уча братию милосердию. Ночи он проводил в молитве, а спал лишь краткое время после обеда. Но почет и уважение, которые ему оказывали, тяготили его, и он ушел на пустынный остров на лесном озере. Там он обработал поле, сеял рожь, молол ее и посылал в монастырь. Раз пришел к нему молодой инок, желавший тайно уйти из монастыря. Преподобный взглянул на него и сказал: «Чадо, тебя смущают недобрые мысли? Ты хочешь нарушить обеты и думаешь скрыть это от меня?» Инок пал ему в ноги и во всем сознался. Преподобный поднял его, успокоил и отослал в монастырь. Потом он ушел еще дальше, в столь дикое место, что окружавшие его горы казались достигавшими небес. Келья преподобного стояла у подножия этих гор, окруженная двенадцатью березами. Часто преподобный ловил рыбу, творя непрестанную молитву, причем обнажал плечи на съедение комарам. Но братия умоляла его опять принять настоятельство. Он был уже так стар, что молился сидя и не мог сам ходить, а его водили под руки.

http://sedmitza.ru/lib/text/437951/

Престольные праздники [ править править код ] Особый праздник монастыря По просьбе архимандрита Антонина (Капустина) Священный синод Русской православной церкви указом от 5 августа 1883 года благословил совершать в Горненском монастыре праздник — «Целование Мариино, или Прихождение Божией Матери в Горний град Иудов» , совершаемый обычно 12 апреля (30 марта по ст. ст.). Это связано с тем, что монастырь находиться в нескольких десятках метров от места, где, по преданию, произошла Встреча Девы Марии с праведной Елизаветой (на том месте в настоящее время находится францисканская церковь Посещения). С тех пор накануне праздника Целования икону Благовещения Пресвятой Богородицы перевозят из Свято-Троицкого собора в Иерусалиме в Горненский монастырь, где остается в течение трех месяцев до праздника Рождества Иоанна Предтечи 7 июля (24 июня по ст. ст.), т.к. Богородица была здесь у Елизаветы 3 месяца. Эту икону ставят на игуменском месте в голубом одеянии наподобие монашеской мантии, ставя рядом с ней игуменский жезл . В течение этих трех месяцев сама Пресвятая Богородица является игуменей монастыря. В общецерковном календаре Русской Православной церкви такое празднование отсутствует. Как добраться [ править править код ] Адрес : Израиль, Иерусалим, Эйн-Карем Проезд : Паломнику, отправляющемуся в Горненский монастырь, достаточно иметь на руках заграничный паспорт и авиабилет на рейс до аэропорта Бен-Гурион. Оттуда в Иерусалим следуют автобусы, поезда и такси, дорога займет около часа. Из центра Иерусалима (Старый Город) до обители в Горнем можно добраться на автобусах 19-го и 27-го маршрутов (остановка «Больница Хадасса»). Где остановиться [ править править код ] Паломники, прибывающие в Горненский монастырь, размещаются в небольших паломнических домах, расположенных на территории монастыря. В настоящее время в Горненском монастыре имеется 4 дома паломников, вместимостью от 10 до 22 человек. Поселение в паломнические дома Горненского женского монастыря в Иерусалиме осуществляется через Паломническую службу Русской Духовной Миссии .

http://azbyka.ru/palomnik/Горненский_мон...

После Великой Отечественной войны в монастыре разместились Историко-художественный музей и школа трактористов и механизаторов, которая в 1954 году была преобразована в заочный сельскохозяйственный техникум. В ночь на 14 мая 1954 года, в день памяти преподобного Пафнутия Боровского, обрушился центральный купол собора Рождества Богородицы. После этого в монастыре начались реставрационные работы, что спасло его от дальнейшего разрушения, поскольку многие из них были в аварийном состоянии. В результате внешний облик Свято-Пафнутьева Боровского монастыря сохранился до 90х годов, когда в нем снова начала возрождаться монашеская жизнь. В 1991 году монастырь был возвращен церкви. Его здания передавались постепенно, по мере передачи шло их восстановление. В настоящее время полностью восстановлено 5 храмов: собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в притворе которого устроен и освящен в марте 1997 года придел преподобного Пафнутия Боровского; храм великомученицы Ирины; храм Рождества Христова при Трапезной палате; больничный храм Пророка Илии; храм святителя Митрофана, Патриарха Цареградского. С 2000 года при монастыре действует детская воскресная школа, кроме того, братия преподает основы православного вероучения в общеобразовательной школе села Рябушки. Собрана монастырская библиотека и действует читальный зал, с 1998 года еженедельно издается «Вестник Боровского монастыря». Летом здесь организуются лагеря для детей-инвалидов, проводятся многочисленные экскурсии. В нескольких метрах от монастыря находится святой источник преподобного Пафнутия Боровского, над которым построена купальня. Ежегодно 14 мая, в день памяти преподобного Пафнутия из Благовещенского собора города Боровска в обитель совершается Крестный ход. В монастыре хранятся следующие святыни: святые мощи преподобного Пафнутия, а также имеются частицы мощей преподобного Нила Столобенского, благоверной княгини Анны Новгородской, мученика бессеребренника Иоанна, преподобного Феофила, благоверной княгини Анны Кашинской, святителя Тихона, Патриарха Московского, преподобного Симеона Верхотурского, святителя Луки Одесского, преподобномученицы Елисаветы, преподобного Серафима Саровского , преподобных Старцев Оптинских. Особо чтимой является древняя икона Рождества Пресвятой Богородицы. Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010