В начале XVII в. церковь здесь была деревянная, в 1647 г. в Тайнинском 27 дворов крестьян, 2 двора нищих и 3 двора сторожей (двор - единица налогообложения, в один двор могли входить несколько семей). В селе стоял путевой дворец, в котором останавливались цари во время походов на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. В 1675 г. по указанию царя Алексея Михайловича (1629-1676) при дворце построена каменная ныне существующая церковь Благовещения. Но освящена она была уже при царе Феодоре Алексеевиче (1661-1682): " Лето 7186 (1677), сентября в 6-й день по государеву цареву и великого князя Феодора Алексеевича всея Руси самодержца указу, новопостроенную церковь Благовещения Пречистыя Богородицы подготовить к освящению сентября к 9 числу». Приделы храма - святых праведных Захария и Елизаветы и Ильи Пророка. Храм имеет уникальное крыльцо, две лестницы поднимаются на второй этаж с площадки, перекрытой огромной каменной бочкой. В Тайнинском Лжедмитрий заставил привезённую из монастыря царицу Марию Нагую (в инокинях Марфу) признать его своим сыном. В 1730-х гг Тайнинскоекое - вотчина царевны Елизаветы Петровны (1709-1761). Став императрицей, она в 1749 г. на месте разобранного дворца царя Алексея Михайловича построила новый деревянный дворец. Он располагался как бы на полуострове, при слиянии рек Яузы и Сукромки (между церковью и памятником Николаю II). На месте дворца теперь стоят сараи и склад. В 1751 г. по высочайшему именному указу велено в церкви с. Тайнинского сделать вновь тёплый придел святых праведных Захария и Елизаветы. В 1929 г. храм был закрыт. В нём размещались клуб, потом хлебный магазин, общежитие, мясной цех, склад утильсырья, фабрика декоративной игрушки, столярная мастерская. В 1989 г. храм был возвращён верующим и восстановлен. У алтаря - могила архимандрита Тихона (в схиме Пантелеймона) Агрикова (1918-2000), бывшего преподавателя Московской Духовной академии и насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, автора книги " У Троицы окрыленные " , православного подвижника, человека высокой духовной жизни, перенёсшего тяжёлые испытания, много лет находившегося в затворе.

http://sobory.ru/article/?object=00329

В ней, естественно, был упомянута и наша церковь: «Храм древян клецки Козмы и Демьяна; а в храме Божие милосердие, образ месной Козмы и Домьяна, да образ Пречистыя Богородицы Благовещения, оба на празелени. На монастыре ж трапеза теплая Благовещения Пресвятыя Богородицы. На монастыре ж на церковной земле двор Козмодемьянскаго попа Полиехта, в длину 30 с., поперег тож. На монастыре ж келья пуста проскурницы Офимьи; а про проскурницу сказали, что ее убили литовские люди во 127 году; а ныне то место от церкви через мост к озеру 7 гряд пашет поп Феодот». Вне всякого сомнения, словом «монастырь» в переписи обозначен церковный двор. Мы смеем судить так, потому что на церковном дворе не упомянуты кельи монахов. На дворе стояли две церкви, по виду две больших избы «клецки» – большая летняя в честь святых Косьмы и Дамиана, и маленькая зимняя в честь праздника Благовещения. Священник того времени – иерей Полиевкт, двор которого находится рядом. В переписи упомянута подвижница – пострадавшая даже до смерти от интервентов Евфимия, просфорница нашего храма. Документы 17-18 веков называют место, где стоит храм святых Косьмы и Дамиана предместьем Ростова, «Чудским концом». Храм стоял, как было помянуто уже в переписи на большой мостовой дороге в Ярославль. Земельные участки возле озера, как известно очень плодородные и со временем скупаются богатыми купцами, такими как Пудовы, Тимонины, землевладельцами и фабрикантами Кекиными и Щёткиными, посадскими людьми Махониными и Свешниковыми и другими. Во второй половине 18 века был упразднен храм в честь Пресвятой Троицы, находившийся в районе современной нам Цикорной лесопилки. Весь его приход, а также и утварь перешли к нашему храму. В начале девятнадцатого века дорогу перенесли на другое место, храм с тех пор стоит чуть в сторонке. Впрочем до новой большой дороги расширилась и территория храма, где на самом пересечении переулка и улицы стояла часовня. По благословению епископа Ростовского Афанасия и стараниями прихожан наш храм был выстроен из кирпича.

http://sobory.ru/article/?object=00601

Кафедральный собор Христа-Спасителя (Рождества Христова) : Гвоздь Креста Господня, свт. Филарет Московский, свт. Иоанн Златоуст (?) (глава), мц. Евфимия Всехвальная (десница). Богоявленский (Елоховский) собор : свт. Алексий Московский (XIV в.), «Московская-Казанская» икона Божией Матери, Апостол Андрей (десница). Успенский собор Кремля (паломники могут прикладываться к мощам и иконам лишь во время Богослужений, которые совершаются нерегулярно): свт. Петр, Иона, Феогност, Фотий, Киприан, Филипп I, Макарий и Иов Московские, свт. муч. Филипп II и Гермоген Московские, оригиналы «Влахернской» и «Петровской» икон и «Корсунская» (в алтаре) иконы Божией Матери. Архангельский собор Кремля : муч. царевич Димитрий Угличский, Михаил Черниговский и боярин Феодор, благ. кн. Иоанн Калита, Димитрий Донской, Евфросиния Московская, Димитрий Угличский (другой), благ. царь Феодор Иоаннович, икона Божией Матери «Благодатное Небо», икона Архангела Михаила. Благовещенский собор Кремля: преп. Григорий Декаполит (рука), иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы» и «Всемилостивый Спас». Храм Покрова «на рву» (Василия Блаженного): блаж. Василий и Иоанн Большой Колпак, Московские (XVI в.). Храм Свт. Николая «в Толмачах» (при Государственной Третьяковской Галерее): оригинал «Владимирской» иконы Божией Матери. Государственная Третьяковская Галерея : оригиналы «Троицы» Андрея Рублева и икон Божией Матери «Донская», «Ярославская», «Пименовская» и «Гребневская», иконы Божией Матери «Московская-Иверская» (из часовни у Воскресенских ворот), «Успение Пресвятой Богородицы – Свенская», «Благовещение Пресвятой Богородицы – Устюжская», «Любятовская» и др., чудотворный «Дмитровский» крест. Музей Древнерусской культуры им. Андрея Рублева : «Волоколамская-Владимирская» икона Божией Матери. Храм Свт. Николая «в клёниках»: прав. Алексий Московский (ХХ в.), «Феодоровская» икона Божией Матери. Покровский храм на Лыщиковой горе : свящ. исп. Роман (Медведь) (ХХ в.), икона «Покров Пресвятой Богородицы». Рождество-Богородицкий храм в Старом Симонове (бывший Симонов монастырь): преп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя (мощи под спудом, обозначены символической ракой), «Тихвинская» икона Божией Матери. Казанский храм в музее-заповеднике «Коломенское»: оригинал «Державной» иконы и «Казанская» икона Божией Матери. Никольский храм в Хамовниках: икона Божией Матери «Споручница грешных».

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

В 1723 г. пустынь приписана к Сяндемской, а затем к Александро-Свирской обители. В ней имелись 2 деревянные церкви - Преображенская и Успенская (в XVIII в. переименована в Благовещенскую) и часовня над мощами преподобных основателей. В 1764 г. пустынь упразднена, строитель иером. Тарасий переведен в Муромский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , церкви приписаны к Коткозерскому приходу. 25 сент. 1800 г. пустынь приписана к Александро-Свирскому мон-рю. Обычно в ней проживали иеромонах, иеродиакон и 3 монаха из Свирской обители. На средства этого мон-ря были отремонтированы Преображенская и Благовещенская церкви, возведены жилые и хозяйственные постройки. Однако ко времени открытия самостоятельной Олонецкой епархии (1828) пустынь стояла «с двумя обветшавшими деревянными церквами и тремя такими же келиями, без ограды или даже забора» ( Шевелкин И. Воспоминания о старце Исайе, возобновителе Никифоровской пуст.//ДЧ. 1864. 12. С. 111-119). Из состояния разорения ее вывел старец Исаия (в схиме Игнатий) с 3 учениками. Вокруг него постепенно стала собираться братия (к 1846 было 22 насельника). В 1838 г. в Н. м. был назначен постоянный иеромонах, стали регулярно совершаться Божественные литургии. По ходатайству о. Исаии к обер-прокурору Н. А. Протасову вышел указ Синода от 6 февр. 1846 г. «Об оставлении приписанной к Александро-Свирскому монастырю второклассной Задне-Никифоровской пустыни самостоятельной», со «строительской» и 7 монашескими вакансиями (Олонецкие ГВ. 1846. Ч. офиц. 18). Первым строителем (1846-1853) восстановленной пустыни стал иером. Митрофан, которому вел. кн. Константин Николаевич Романов пожертвовал иконы, ризницу, богослужебные и «поучительные» книги. При следующем настоятеле (1853-1870), иером. (впосл. игумен; с 11 мая 1870 архимандрит) Данииле, происходившем из дворовых крестьян гр. Шереметева, над мощами преподобных Никифора и Геннадия были построены каменный Всехсвятский храм (1854-1858) и 2 одноэтажных деревянных братских флигеля со св. воротами на сев. стороне ограды. В 1853-1856 гг. иером. Даниил был командирован в Корнилиев Палеостровский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь , и обителью стал управлять иером. Феофан. В 60-х гг. XIX в. численность братии возросла до 40 чел., пустынь была приведена «в отличный вид во всех отношениях» ( Ивановский Я. И. Свирский Александров мон-рь. СПб., 1874. С. 69-70). В рубленой ограде находились деревянные Преображенская и Благовещенская церкви. 11 сент. 1870 г. игум. Даниил переведен на настоятельство в Свирский мон-рь, где умер 10 авг. 1872 г. Предыдущий свирский настоятель - архим. Антоний, уволенный на покой, поселился в Задненикифоровской пуст.

http://pravenc.ru/text/2565546.html

В июле 1905 года произвели закладку каменного двухэтажного собора во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Проект и смету на сумму 33630 рублей составил самарский архитектор А.А. Щербачев. Через десять лет Благовещенская церковь была построена. При ней имелась каменная трехъярусная колокольня с колоколом весом в 150 пудов. Внутри здания находился иконостас с иконами, расположенными в три яруса. На царских вратах – иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и евангелистов. В первые годы существования в обители проживали 53 сестры-келейницы в возрасте от 17 до 52 лет. Однако год от года количество проживающих увеличивалось: в 1890 году – 62 человека, а в 1910-м – 122, в том числе две игумении, одна из них являлась настоятельницей, вторая находилась на покое; 12 манатейных монахинь,14 рясофорных и указных послушниц и 103 послушницы. Сестры занимались в основном земледелием. Первого настоятеля общины схимонаха Пантелеимона в 1884 году сменила Евдокия Агеева. С ноября 1887 по 1917 г. настоятельницей стала игумения Маргарита (М. Кислинская), с 1917 по 1928 гг. монастырь возглавляла игумения Руфина. На монастырской территории располагались жилые и служебные корпуса, в которых размещались трапезная, хлебопекарня, больница, богадельня, странноприимный дом. Недалеко от церкви находилась часовня, устроенная над колодцем с целебной водой. Принадлежали монахиням и два хутора. На ближнем, в селе Старые Костычи, имелся кирпичный завод. В годы Первой мировой войны монастырь пожертвовал в пользу Красного Креста 31 руб. 84 коп., а также 60 сорочек, 24 полотенца, 30 пар носков, 12 кисетов, 130 деревянных ложек, 2 наволочки. Две послушницы были направлены для ухода за ранеными в лазарет, который открылся в Сызранском Вознесенском мужском монастыре. В первые годы советской власти в обители организовали трудовую промысловую артель, но община еще существовала за счет пожертвований, кружечного сбора и доходов от недвижимости. В 1921-1922 гг. имущество монастыря было описано и все церковные принадлежности изъяты. Промысловую артель в 1923 году реорганизовали в сельскохозяйственную артель под названием «Работница», в которой трудились 120 монахинь. Они занимались обработкой 166 десятин земли. Артель, которую возглавляла бывшая игумения, до 1928 года сохраняла уклад монастырской жизни.

http://sobory.ru/article/?object=30626

К 1843 г. сооружаются новые иконостасы нижнего храма. В середине XIX века храм стал Монастырской церковью расположившегося здесь женского Воскресенского Новодевичьего монастыря. Позже, в 1854 году монастырь переехал во вновь построенное для него здание на Московском проспекте, а церковь вновь возвращена ее прихожанам. Благовещенская церковь считалась одной из самых посещаемых в Петербурге. Во второй половине XIX века здесь действовало Благовещенское благотворительное общество. В построенном доме общество поместило три учреждения: дешевые квартиры, приют для престарелых и приют для детей. В дальнейшем в приюте открывается своя школа. В 1885 году при приходе был открыт склад религиозно-нравственной литературы и учреждена приходская библиотека. В 1900 году торжественно отмечалось 150-летие со дня основания церкви. В 1911 году Благотворительным Обществом была образована комиссия для ремонта храма под руководством архитектора-художника М. Ф. Еремеева. Была перекрыта крыша храма, вычищены кресты. Внутри храма был исправлен пол, окрашены стены и потолки с орнаментовкой священными изображениями во всех трёх алтарях. Перезолочены церковным золотом все три иконостаса, вычищены иконы на стенах храма, высеребрены подсвечники и лампады. В нижней церкви заменена электрическая проводка. В числе почитаемых святынь храма были Крест с частью Животворящего древа, частицею камня гроба Господня и с 18 частицами Святых угодников Божиих, другой Крест на иконе Благовещения с шестью частицами Святых мощей, икона Спасителя на наружной алтарной стене храма. Икона Знамения Пресвятой Богородицы - точная копия иконы Знамения, находящейся в Новгороде, замечательна весьма искусным письмом древнего характера. По надписи на ней было видно, что она писана в 1706 г. сентября 5 дня. Икона Успения Пресвятыя Богородицы в сребропозлащенной ризе, на ней надпись: " Изображение и мера чудотворной иконы Успения Пресвятыя Богородицы, яже обретеся в Лавре Киевопечерской, над царскими вратами " 1762 г. февраля 22 дня. Тихвинская икона Божей Матери, на лето переносимая в верхнюю церковь, и образ Святого Мученика Харлампия, день памяти которого 10 февраля совпадал с днем рождения Петра III.

http://sobory.ru/article/?object=00716

После разорения 1611 года Валаамский монастырь более ста лет находился в полном запустении. Доклад о восстановлении Валаамского монастыря представил императору Петру I архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Иринарх. В 1715 году последовал указ императора о возобновлении монастыря. Строительство монастыря было разрешено на только что отвоеванной территории, когда еще не был подписан мирный договор (Ништадтский договор 1721 года). Это могло совершиться только по прямому указанию самого Петра I. Уже в самом начале 1719 года построили деревянную церковь Преображения Господня с приделами во имя святых апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова. В 1720 году монастырь, приписанный сначала к Кирилло-Белозерской обители, получил самостоятельность. Захолустная в то время обитель была удостоена, по воле самого Петра, редкого статуса архимандрии. Обитель росла, но в 1754 году ее постигло новое испытание: 3 апреля, в день Светлого Христова Воскресения, после литургии начался пожар. Монастырь сгорел полностью. Уцелела только Благовещенская часовня и часть стены над святыми вратами. Было спасено несколько икон, церковных сосудов, богослужебных книг и три освященных антиминса. Первое время после пожара иноки, с разрешения епископа, совершали обычное богослужение в часовне, которую просили освятить как церковь. По прошению Синода императрица Елизавета Петровна пожаловала на новые постройки 8000 рублей. В 1756 году завершилось строительство деревянной теплой церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы и соборной церкви во имя Преображения Господня. Монастырь обнесли деревянной оградой. С западной стороны ограды располагалось также три часовни: над вратами – Предтеченская, с севера – Космодамианская, с юга – Ильинская. Еще одна часовня находилась перед входом в обитель. 5 марта 1786 года по повелению государыни императрицы Екатерины II Валаамский монастырь включили в число штатных 3го класса с игуменским настоятельством. В 1789 году была освящена во имя преподобных отцов Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, нижняя церковь собора; в 1793 году церковь во имя святителя и чудотворца Николая; в 1794 году Преображенский собор и его придел во имя святых апостолов Петра и Павла, и в 1796 году, по перестройке, храм Успения Пресвятой Богородицы. В 1793 году, по высочайшему повелению, в монастыре учредили епархиальную больницу на пять человек персонала.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Раздавались, однако, и другие голоса: так, известный специалист по болезням сердца проф. Плетнев категорически настаивал, чтобы патриарх не ехал в больницу. В связи с этим разыгрался драматический эпизод: когда 13 января 1925 года патриарх, утомленный и издерганный непрерывной суетой, все же решил переехать в клинику доктора Бакунина на Остоженке, профессор упал на колени перед постелью патриарха. “Ваше Святейшество! Не соглашайтесь на больницу, – со слезами на глазах воскликнул профессор, – неизвестно, в чьи руки вы там попадете!” – “Да, но вы же там будете, профессор. И все мы будем около Святейшего”, – сказал митрополит Петр. Святейший молча кивнул головой. В тот же вечер он переехал в прекрасно оборудованное помещение в клинике Бакунина (Остоженка, 19). Это было одно из первоклассных медицинских учреждений Москвы и одна из немногих частных больниц, еще остававшихся в годы нэпа. Алеша Б. – семнадцатилетний иподиакон, сердечно преданный патриарху, поспешил вечером в больницу – поздравить Святейшего с Новым годом (в это время еще живы были старые традиции, и вечер 13 января для большинства москвичей был новогодним вечером). “Алеша, у меня здесь нет иконы, достань мне, пожалуйста, образ”, – тихо сказал Святейший. Алеша бегом направился в конец Остоженки – в Зачатьевский монастырь. “У Святейшего в больнице нет иконы, дайте, пожалуйста, икону”, – сказал он монашкам. Матушки заохали, и одна из них побежала к себе в келью и сняла со стены небольшой образ Благовещения Пресвятой Богородицы в серебряном окладе. “Спасибо, голубчик”, – сказал патриарх, когда образ Благовещения был водворен над его кроватью. Об этом эпизоде многие вспоминали через два с половиной месяца, когда в праздник Благовещения умер патриарх. В тихой, спокойной обстановке частной больницы здоровье патриарха начало быстро поправляться. 31 января 1925 года патриарх совершил свой первый выезд из больницы – в этот день он совершил панихиду по митрополите Евсевии (своем старом друге и помощнике, умершем в 1919 году) в Новодевичьем монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В папертях церкви находится древняя икона Нерукотворенного образа с надписью: «поставил образ Спасов старец Паисий при игумене Ионе, келаре Пантелеймоне, строителе Петре от Рождества Христова 1549 г. … при царе Иоанне Васильевиче Грозном, при митрополите Макарие». В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г. История не называет нам имен искусных зодчих, создавших этот дивный памятник архитектуры. Благовещенский собор сходен с Троицким собором Сергиевой Лавры, но построен немного позже, в конце XV– начале XVI века, предположительно, в последние годы жизни великого князя Ивана III († 1505 г.). Позже в подклете Благовещенского собора Василий III – сын Иоанна III – соорудил придел Константина и Елены, небесной покровительницы его второй жены Елены Глинской. По мнению некоторых исследователей, это произошло около 1530 года, когда Василий и Елена проездом посетили Киржачский монастырь после рождения долгожданного сына Ивана IV. Благовещенский Киржачский собор, как и Троицкий собор Лавры, по своей архитектуре, размерам, гармонии пространственных соотношений и некоторым декоративным особенностям можно отнести к памятникам московского зодчества. Его архитектура проста и в то же время величественна. Он создает впечатление необыкновенной стройности и художественной цельности. Здание собора стоит на высоком подклете, где с южной стороны алтаря в медной гробнице почивали под спудом мощи преподобного Романа. На гробнице были вычеканены тропарь и кондак преподобному Роману. Верх гробницы украшал образ Преподобного, а возглавие – образ Живоначальной Троицы. Над гробницей размещалась позолоченная, резной работы сень на четырех колоннах. Сейчас в подклете Благовещенского собора находится храм, престол которого освящен в честь преподобного Романа Киржачского. В нем же покоятся мощи Киржачского чудотворца. Согласно описи церковного имущества, составленной в XIX веке, в то время иконостас Благовещенского храма был деревянный, трехъярусный, имел 47 икон, две из которых – Смоленской иконы Божией Матери и Благовещения Пресвятой Богородицы – местные, в дорогих серебряных ризах. Нижние ярусы иконостаса украшали 12 позлащенных колонн с резьбой.

http://sobory.ru/article/?object=04331

Дата рождения " первенца " , опираясь на упомянутую в надписи дату, построение колокольни определяют 1760 годом. Наряду с этим известный исследователь Л. Зимин в журнале " Киевлянин " за 1909 г. в статье " Кирилловская обитель " писал о " каменной трехъярусной колокольне, построенной в 1748 году " . Указывая на эту дату, он, вероятно, опирался на тот известный факт, что ремонтно-реставрационные работы в Кирилловском монастыре под руководством Григоровича-Барского проводились в 1748-1749 г.г. А современный нам автор М. Дегтярев считает, что эти работы выполнялись не до 1760 г., а позже - в 1760-70-х г.г. На основании этих соображений можно заключить: не имея возможности указать точную дату сооружения колокольни, определим ее в пределах 1748-1770 г.г. Что касается даты 1760 года, то больше всего она касается не столько построения колокольни, сколько обустройства во втором ее ярусе церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. С обеих сторон колокольня имела пристройки. В одной из них была лестница. Одни вели в аптеку, которая после реорганизации Кирилловского монастыря в больницу (1786) размещалась во втором ярусе. Также во второй ярус, в его верхнюю часть вела другая лестница; там в 1909 году исследователь Л. Зимин нашел крест с распятием – по его мнению, XVI в. Второй ярус заканчивался каменным сводом, откуда на третий вела узкая лестница. Еще была деревянная лестница вверх к колокольне. Украинское... Как писал в 1940 г. известный исследователь архитектуры М. Хвастенко, " сочетание тонкого и искусного профилирования карнизов рядом с элементами, исходящими от украинского барокко первой половины XVIII века (например, довольно грубые наличники окон), а также с влиянием современной барочной архитектуры школы Растрелли , создают архитектурное лицо сооружения. Из элементов массовой городской и сельской архитектуры Григорович-Барский применял ниши-филенки в базах пилястров, колонн, а также на ограждениях, вполне правильно сделаны в более крупных и рельефных формах, чем сама башня. Расположение церкви-колокольни в ограде, а не во фронтоне стены, тоже характерно для монастырских ограждений в украинской архитектуре конца XVII и начала XVIII в.в. (Лавра, Новгород-Северский, Спасский монастырь, Софиевское подворье и т.п.).

http://sobory.ru/article/?object=42918

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010