Главная святыня - Корецкая икона Божией Матери «Споручница грешных». Свое название она получила от надписи на окладе: «Я Сподвижница грешных к Своему Сыну…». Это - родовая икона корецких князей, перенесена в монастырь в 1622 г. В советское время обитель вошла в число 9 монастырей Украины не закрытых властью, хотя у монахинь отобрали землю и несколько зданий, а Воскресенский скит превратили в базу заготовки зерна. С 1988 года монахиням стали постепенно возвращать здания и территории. Сейчас монастырь полностью возрожден. По материалам сайта pravoslavie.ua Корецкий женский монастырь расположен среди живописной природы Волыни над рекой Корчик в небольшом районном украинском городе Корце Ровенской области. Через Волынь проходил путь из Киева к святыням Востока - Иерусалиму, Константинополю и на Афон. Первый игумен Киево-Печерского монастыря Варлаам, совершая второе паломничество по святым местам в 1064 году, основал на северном полуострове Корецкого тригорья женскую обитель, которая была посвящена Благовещению Пресвятой Богородицы. Эта обитель стала именоваться Корецким Благовещенским девичьим монастырем. При нашествии Батыя в 1242 году он был разрушен. С прекращением опустошительных набегов монголо-татар Корецкий монастырь начал восстанавливаться. По завершении строительства монастырь принял вид неприступной крепости. Он был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. На протяжении XIII-XV столетий монастырь-крепость выдержал многочисленные жестокие нашествия крымских татар. Но в 1496 году Корецкая обитель была разрушена крымским ханом Менгли-Гиреем. Более двух недель монголо-татары осаждали город. Наконец, стены города были сожжены, город захвачен, а жители уничтожены от " млада до велика " . Сестры вместе с княжеским войском защищали обитель, но силы были неравные. Монастырь со всех сторон был окружен ордынцами. Когда же наутро стены предали огню и монголо-татары ворвались в обитель, она оказалась пустой. Сестры и воины князя Василия Корецкого покинули монастырь, воспользовавшись подземными ходами. Монастырь был разрушен до основания и лишь руины свидетельствовали о существовании священного места. Корецкий Успенский монастырь прекратил свое существование на три четверти века.

http://sobory.ru/article/?object=18017

Из материала книги-альбома Альтанова Л.М., Булатников О.Н. " Ливны " , изд-во: Орлик, г. Орел. 2007 год. г. Ливны, церкви Успения Пресвятой Богородицы и Тихвинской Божией Матери, XVII-XVIII вв. Расположены в центре города на высоком и скалистом берегу реки Сосны, где в XVI—XVIII вв. находился мужской монастырь Св. Сергия Радонежского. Первое упоминание о Сергиевом монастыре содержится в жалованной грамоте 1592 г. Согласно приправочной книге г. Ливен 1615 г., в нем были две деревянные «клетцкие» церкви — Сергия Радонежского и Благовещенья Пресвятой Богородицы (теплая). Из прочих построек в обители находились Святые ворота, украшенные деисусами «на оба лица»; колокольня с шестью колоколами и кельи. При монастыре жили игумен Харлампий, белый поп и 11 человек братии. Убранство храмов состояло из 7 икон и царских врат. В Сергиевской церкви, кроме того, был небольшой иконостас, состоявший из деисусного ряда. Для служб имелось 10 рукописных и печатных книг и немногочисленная медная и оловянная церковная утварь. Вотчины монастыря в 1615 г. состояли из крестьянской слободки в 17 дворов, рек Тим, Кшень и Косоржа со всеми угодьями и с «бобровыми гоны», Никитского починка и мельницы в г. Ливнах. В 1618 г. город Ливны был взят штурмом и сожжен гетманом Конашевичем-Сагайдачным, судьбу города разделил и монастырь. Но уже в следующем году обитель была восстановлена и в нее из Москвы прислали образа, богослужебные книги и прочие церковные принадлежности. В 1647 г. в монастырской церкви Николы Чудотворца начался пожар, дотла уничтоживший монастырь и большую часть города. Из монастырских построек в огне сгорели три деревянных храма — Св. Николая Чудотворца, Благовещения Пресвятой Богородицы, Св. Сергия Радонежского, «9 келий братских, да за монастырем двор попов, двор дьяконов, да монастырских бобылей 10 дворов, черниц безмесных 10 келий». В 1661 г. монастырь во время набега крымских татар сгорел и был «без остатку разорен», но вскоре вновь восстановлен. В 1692—1693 гг. вместо обветшавшего деревянного игумен Иосиф начал строить каменный храм Успения Пресвятой Богородицы с приделом Св. Сергия Радонежского, оконченный, по-видимому, в начале XVIII в. В 1681 г. монастырь приписан к Архиерейскому дому, учрежденному в Ливнах. В 1725 г. в монастыре кроме Успенского собора и деревянных келий была «круглая, дубового лесу» колокольня с 5 колоколами. Его окружала деревянная же ограда, из «29 звен состоявшая». В том же году монастырь был закрыт, но вскоре по прошению ливенских жителей открыт вновь. В 1731 г. начинается строительство каменных стен вокруг монастыря и надвратной церкви-колокольни Тихвинской Божией Матери, законченное в 1734 г., на которой позднее были установлены часы с боем. Строительство же каменных монастырских стен с двумя воротами и четырьмя башнями затянулось до 40-х гг. XVIII в. Их общая длина составляла 146 сажен (315 м). В 1746 г. придел Св. Сергия Радонежского расширили «собразно с прежним фасадом».

http://sobory.ru/article/?object=09860

В 1584 году царь Фёдор Иоаннович грамотой от 30 сентября 1584 года пожаловал в пользу вновь устраиваемой обители Лопский полуостров и земли вокруг Кожозера, а митрополит Новгородский Дионисий дал благословенную грамоту на устройство обители. В 1581 году начато строительство деревянного храма, который был построен в 1588 году. В 1589 году патриарх Иов назначил Серапиона строителем основанной им обители, а инока Авраамия посвятил в сан иеромонаха и благословил его освятить воздвигнутый храм. В 1589 году первый деревянный храм был освящён в честь Богоявления Господня. В 1590-1591 гг. был построен второй храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а в 1594 году третий тёплый храм во имя Николая Чудотворца. Первым игуменом обители стал иеромонах Авраамий. Число братии достигало 40 человек, из них особенно выделялись Леонид Усть-Недумский, бывший 3 года келарем и Никодим, пустынножитель Хозьюгский. Никодим, наравне с Нифонтом и Серапионом, считается основателем и небесным покровителем Кожеозерского монастыря. 8 июня 1634 года все монастырские постройки сгорели. 26 августа того же года Новгородский митрополит Киприан дал разрешение на постройку новых храмов. В 1644 году было закончено строительство двух новых храмов, Богоявления Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1650 году построена монастырская ограда. Соборная церковь Богоявления Господня была на каменном фундаменте, с пятью маковицами, крытая чешуёю. Кресты на ней были обиты белым железом; подзоры с летописными словами; окна были большие и малые, в них оконницы слюдяные с белым железом. В это время, с 1643 по 1646 год, игуменом монастыря был будущий патриарх Никон. При Никоне число братии достигло 100 человек. В 1692 году сгорели обе монастырские церкви, построенные при Никоне. В этом же году Новгородским митрополитом Корнилием была дана благословенная грамота на постройку двух новых храмов: холодного в честь Богоявления Господня с приделом во имя Николая Чудотворца и тёплого Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезой. В 1695-1698 годах новые храмы были построены.

http://sobory.ru/article/?object=20875

В приходе имеются два двухклассных министерских училища мужское и женское: первое содержится на средства города, а второе на проценты с капитала в 24 000 руб., пожертвованного в память 25-летия царствования императора Александра II А.А. Соловьевым. В приходе по клировым ведомостям числится 1345 душ муж. пола и 1513 жен. В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г. Время первоначального основания Благовещенской церкви неизвестно, но она уже упомянута в сотной выписи 1562 г., как каменная церковь. Были ли какие-либо существенные переделки церкви за время ее существования, сведений не сохранилось; известно только, что прежде бывший престол в честь царя Константина не существует, не упоминается он и в описи церкви, сделанной в 1764 г. Благовещенский храм по архитектуре сходен с Троицким храмом в Сергиевой Лавре. Стены его оканчиваются вверху каждая тремя полукружиями и разделены полуколоннами. Алтарь с тремя полукруглыми выступами. На сводах устроен восьмигранник, на котором утвержден круглый фонарь с 8 узкими продолговатыми окнами, украшенными по сторонам лепными колонками. На фонаре утверждена глава, по нижнему обрезу ее идет медный вызолоченный подзор; крест на главе восьмиконечный, крыша на храме дуговая. С трех сторон храма – западной, северной и южной – устроена каменная крытая галерея. Храм двухэтажный, в верхнем этаже находится собственно храм, в нижнем, под сводами, палатки. В одной из палаток под алтарем почивает под с пудом преп. Роман, первый после преп. Сергия настоятель монастыря, скончавшийся в 1392 г. Над местом его погребения устроена деревянная, с лицевой стороны обитая медью гробница с живописным изображением на верхней деке лика преподобного. Местно преп. Роман чтится святым и по усердию богомольцев в память его отправляются панихиды. Внутри храма алтарь отделяется каменною стеною. Престол один – в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, над престолом устроена резная из дерева сень. Иконостас устроен вновь в 1895 г. вместо прежнего, устроенного в 1837 г. В описи церкви 1764 г. иконостас показан 5-ярусный. Храм украшен по стенам живописью. Из св. икон в иконостасе замечательны иконы Господа Вседержителя и Благовещения Пресвятой Богородицы. Из прежнего иконостаса сохранились царские врата, обложенные мелкой резьбою из свинца. В описи 1764 г. о них сказано: «врата царские, сень и столбцы деревянные, на них изразцы литые свинцовые позолочены сусальным золотом».

http://sobory.ru/article/?object=04331

Вероятно та же артель мастеров строила храмы Гороховца и Соликамска - по крайней мере, повторялся тот же самый довольно редкий рисунок фриза, а возведены они в то же время. Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы была освящена в 1689 г. Благовещенский престол устроен в верхнем этаже холодной церкви, а в нижней теплой устроен престол во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста с приделом священномученика Антипы. Во всех приделах иконостасы были прежде старинные, а во времена иеромонаха Макария, бывшего здесь настоятелем с 1805 по 1823 год, сделаны вновь в современном вкусе и позолочены при пособии доброхотных дателей, из числа коих более всех жертвовал на это дело Вязниковский купец Григорий Семенович Елизаров. Благовещенский храм, построенный в виде корабля, в византийском стиле, был крыт железом, окрашен медянкой, с пятью главами, обшитыми белой жестью в черепицу. На главах железные, вызолоченные сусальным золотом на мардан, решетчатые кресты с железными цепями. Наружные стены храма гладкие. По местам сделаны из кирпича украшения, а именно: под кровлей в два кирпича на ребро карниз, затем со всех четырех сторон клейма, в коих написаны образа, обведены из кирпича полуваликами и глателью, кои внизу опираются на капители в сухарь на ус. В четыре ряда с трех сторон из тисненного кирпича решетка, а с северной стороны она сделана только под капителями; от верхнего карниза до кровли паперти и алтаря сделаны по три полуколонны. Посередине церковного здания проведен широкий в семь рядов пояс, выделанный из кирпича на ребро и угол, а внизу сделан цоколь из кирпича такого же размера и такой же формы, как пояс. Верхний этаж, в коем храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в длину и ширину по семи сажен; окна размещены пропорцинально с трех сторон посредине церкви: на южной и северной сторонах в два света по шести окон, а на западной стороне так же в два света пять окон вверху три одинаковые с прежде сказанными, внизу же по сторонам двери два окна малых, без всяких украшений, выдающиеся на паперть. С внешней стороны окна сделаны с висячими арками, с кокошниками в три стрелки и в одну и наличниками из кирпича, полуколонками, переймами с кувшинчиками. Решетки в окнах железные, яйцовой формы с перевязками. Двери в верхнем храме на западной стороне железные двустворчатые. При церкви алтарь в три полукружия, отделанный от храма каменной стеной, с тремя пролетами; длиной он три сажени, а шириной 7 сажен; в нем пять окон: два из них в помещении монастырской кладовой палатки, отделенной от алтаря каменной стеной, вход в которую из алтаря против южной алтарной двери. С западной стороны пристроена паперть, длиной 9 сажен и 2 ½ аршина, а шириной 3 сажени, крытая железом, окрашенным медянкой, на один скат, внизу которой помещается церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=03740

Город процветал, его население постоянно увеличивалось, и появилась потребность в храмах. Уже в первой половине шестнадцатого века православные мещане получили разрешение основать в Коломыи монастырь, который до наших дней не сохранился. Тогда же около обители была построена церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. В восемнадцатом столетии Благовещенская церковь была перевезена на нынешнее место, но в народе за ней осталось название «монастырская». Храм Благовещения Пресвятой Богородицы стоит на городском кладбище на одной из окраин Коломыи. Издревле на Гуцульщине церкви строили в основном на краю села. Благовещенский храм – один из древнейших в этом крае. Когда в тысяча пятьсот восемьдесят девятом году татаро-монгольское нашествие дотла разрушило всю Коломыю, был поврежден и этот храм. Лишь спустя некоторое время древнюю святыню возродили. Мастер, который занимался реставрацией церкви, воссоздал ее первоначальный облик. Среди множества православных храмов этот имеет наиболее приземистый вид. В народе его так и назвали – «печеричкой». В украинской архитектуре нет другой такой церкви с таким последовательным и искусным ритмом приземистых и пропорциональных членений. Строитель был настоящим художником, способным в малом воплотить гармонию и красоту. В интерьере Благовещенской церкви все построено на контрасте. Темные боковые срубы из-за низкого потолка выглядят скромно, а центральные – светлые и благодаря куполу – величественные. В плане – это типичный храм гуцульской школы традиционного деревянного зодчества – крещатый, пятисрубный, одноверхий. В стилистической гармонии с церковью и колокольня. Колокольни Коломыи принадлежат к древнейшим образцам деревянного зодчества. По своему происхождению они относятся к готическим временам и образовались из оборонительных башен, которые, из-за недостатка церквей, долгое время служили для религиозных нужд общины. Как и Благовещенский храм, его колокольня отличается подчеркнуто горизонтальными пропорциями. Построенная в восемнадцатом столетии, она является наиболее распространенной на Гуцульщине разновидностью деревянной колокольни по типу «четверик на четверике». Первый ярус – срубный четверик, второй – открытая аркада-галерея, увенчанная невысокой палаточной крышей.

http://sobory.ru/article/?object=20957

После разорения монастыря литовцами в 1612 году построены две деревянные церкви: Богородицерождественская холодная и Параскевинская теплая с приделом Положения Ризы Богоматери. По писцовым книгам 1624 года на территории монастыря находилась келья игуменская и 12 келий братских. Вотчину монастыря составляли составляли сельцо Долгая Поляна, деревни Исаково, Бубырево, Брюхачево, пустоши Игумнов починок и Яковище. После пожара в 1642 году, когда всё сгорело в монастыре, кроме чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы, построены снова две деревянные церкви. В холодной трехпрестольной церкви главный престол был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, придельные - во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Предтечи. Теплая однопрестольная церковь освящена во имя великомученицы Параскевы Пятницы. По монастырской описи 1683 года братских келий уже 15. За оградой монастыря находились конюшня, скотный двор, мельница на Крутце и 70 торговых лавок. Монастырю принадлежала рыбная ловля в Тековском озере. В Вологде имелось монастырское подворье на Пятницкой улице. После пожара 1690 года монастырь восстановился снова. В 1722 году за ним числились 72 души. В 1764 году по штатам монастырь оставлен на своем содержании. Здания на территории монастыря в начале 20-го века: 1. Каменная с колокольней в одной связи двухэтажная пятиглавая церковь, построена в 1764-1777 годах. Верхний холодный храм – Рождества Пресвятой Богородицы, нижний теплый – Благовещения Пресвятой Богородицы, придел внизу справа освящен во имя Рождества Иоанна Предтечи. Новая колокольня построена в 1854 году. 2. К северу от церкви стоял двухэтажный дом с балконом, построенный в 1852 году. Вверху – кельи настоятеля, казначея и рухальная, внизу – пекарня и просфорня. 3. К западу от церкви находился одноэтажный корпус, в нем – братские кельи, кухня, трапезная и подвал для хранения овощей. Построен в одно время с церковью. 4. Одноэтажный братский корпус в юго-западном углу монастыря вблизи ворот, построен в 1838 году.

http://sobory.ru/article/?object=15782

Слобода Мстера принадлежит к древним поселениям Владимирского края. В писцовых книгах Суздальского уезда 1628-30 гг. за детьми князя Ромодановского значится: «отца их старинная родовая вотчина погост Богоявленская слободка на реке Мстере, а на погосте церковь Богоявления Господа Нашего Иисуса Христа каменная да другая церковь Ивана Милостивого древяна вверх, а в церквах образы, книги, ризы и колокола и всякое церковное строение вотчинниково, у церкви 2 кельи черных попов, 2 кельи крылошан, келья старца и двор попа Ефима…» Таким образом, уже в начале XVII ст. в Мстере существовал каменный храм, а кельи черных попов говорят, что при этом храме был в то же время и мужской монастырь… Упомянутая в писцовых книгах Богоявленская церковь с приделом Успения Пресвятой Богородицы оказалась в 1683 г. ветхой, а потому князья Ромодановские испросили у митрополита Суздальского Иллариона благословение на построение новой каменной церкви уже с одним престолом. Церковь была построена и освящена в 1687 г., как видно из надписи на сохранившемся храмозданном кресте. Этот храм существует в слободе и в настоящее время. Храм пятиглавый, построен в стиле церквей XVII ст. Престол в храме один - во имя Богоявления Господня. Над престолом устроена сень на четырех золоченных колонах. Иконостас шестиярусный резной; на боковых сторонах клиросов изображены 4 сивиллы. Рядом с Богоявленской церковью находится теплая каменная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. Колокольня при этих храмах новая, построена в первой половине XIX ст. В Богоявленской и Владимирской церквах сохраняется много древних икон: икона Богоявления, риза на иконе серебряная, вызолоченная;  храмовая икона Владимирской Божией Матери, древней иконописи в серебряной вызолоченной ризе, а оклад и венцы золотые, на венце Богоматери корона из разных камней, на голове ее подниз из крупного жемчуга, цата золотая… икона помещена в серебряном киоте; храмовая икона Владимирской иконы Божией Матери древнего письма в бархатной, низанной жемчугом ризе, венец серебряный вызолоченный, по краям оклад «басемной», цата серебряная. Икона эта особенно чтима богомольцами и в описи 1780 г. именуется чудотворною; Казанская икона Пресвятой Богородицы, строгановского письма, оклад серебряный вызолоченный, «басемный», венец и убрус украшены жемчугом, кругом иконы писаны чудеса от нее; Смоленская икона Божией Матери, одинакового письма с Казанской иконой, в серебряном вызолоченном окладе, убрус низан жемчугом; по бокам изображен акафист Божией Матери; Образ Благовещения Пресвятой Богородицы, древнего письма; икона Пресвятой Богородицы Неопалимая Купина; икона Успения Пресвятой Богородицы в серебряном золоченном окладе; икона эта из бывшего придела в честь Успения Пресвятой Богородицы; две древние иконы Богоявления Господня и Нерукотворенного образа, в серебряных вызолоченных окладах.

http://sobory.ru/article/?object=01898

В советское время монастырь ликвидировали, но открыли здесь единственный приход в городе. В 1992 г. муромский мужской Благовещенский монастырь был возобновлен. Благовещенский монастырь, 2 класса, в городе Муроме. Основан в 1563 году царем Иоанном Грозным, в память завоевания Казани. Здесь почивают открыто мощи святых князей Михаила и Федора (см. 21 мая), в приделе их имени, в одной раке, обложенной серебром. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Муромский Благовещенский мужской монастырь возник из скромной деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы. Ее сооружение церковное предание приписывает св. бл. князю Константину (Ярославу) Святославичу — сыну Черниговского князя Святослава, внуку великого киевского князя Ярослава Мудрого. Согласно церковному сказанию, жители Мурома долгое время исповедовали языческую религию, обожествлявшую силы природы. Прослышав об этом, князь Константин выпросил у своего отца Муром себе в удел, чтобы обратить жителей города в христианскую веру. В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Муромские язычники, не желая принимать князя, убили его младшего сына Михаила. Пораженные чудесным знамением от иконы Божией Матери, названной впоследствии Муромской, они раскаялись в своем злодеянии, и приняли крещение в водах озера Кстово, находившееся неподалеку от города. Вскоре на «Старом вышнем городище», укрепленном тыном и земляными валами, возвели первый муромский храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Рядом поставили княжеский дворец. Тело убиенного князя Михаила было положено при храме. Постепенно вся княжеская семья нашла упокоение у стен Благовещенской церкви. В 1547 г. на основе местного почитания была совершена общецерковная канонизация благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора. Мужской монастырь был основан на месте Благовещенского храма по обету царя Ивана Грозного. Он посетил Муром в 1552 г. во время похода на Казань, горячо молился новым чудотворцам о даровании победы, и обещал в случае успеха учредить монашескую обитель. После взятия Казани в Муром прибыла артель зодчих. При строительстве каменного храма были найдены гробницы с мощами князей, которые с молебным пением торжественно поставили в новом Благовещенском соборе.

http://sobory.ru/article/?object=00856

Киржач - заштатный город Владимирской губернии, в 112 верстах от Владимира, по обоим берегам реки Киржача. Киржач впервые упоминается в завещании вел. князя Иоанна Даниловича от 1328 г.; по этому завещанию село на Киржаче отдано было монастырю Александра Свирского. По другим известиям, первоначальное основание поселения на Киржаче принадлежит преп. Сергию Радонежскому, который основал на берегу реки Киржача монастырь. Вскоре к преподобному Сергию пришло некоторое количество братии из Троице-Сергиева монастыря, построена была церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и устроен монастырь. Из подмонастырских слободок и образовался впоследствии г. Киржач. Таким образом начало города восходит к 1358 г. Со времени своего основания и до упразднения Благовещенский монастырь находился в постоянной зависимости от Троице-Сергиева монастыря: все распоряжения, все царственные грамоты, касающиеся Киржачской обители, даваемы были настоятелям Троицкого монастыря, а самый монастырь именовался «Троице-Сергиева монастыря монастырь Благовещенье Пресвятой Богородицы на Киржаче». Основанный Сергием Радонежским и тесно связанный со знаменитейшим на Руси монастырем Киржачский монастырь с самого начала своего существования пользовался особым расположением Московских государей, получал от них жалованные грамоты, вотчины и земли… Из писцовых книг 1562 года видно, что через 200 лет после своего основания монастырь владел: «1 селом, 8 сельцами, 3 погостами, 113 деревнями, 4 пустошами; дворов в них было 594, людей 607, земли 2390 четей, леса и перелогу 34 чети, сена 8660 копен, лесу пашенного 776 четей, непашенного 134 чет…» Владения монастыря находились во Владимирском, Дмитровском и Нижегородском уездах; в них значилось 8 церквей, 8 монастырских домов, 41 келья нищих, «питавшихся от церкви Божией»; в самом монастыре было 90 человек братии. В 1571 г. голод и моровая язва сильно опустошили население Киржачских вотчин, множество из бывших в 1562 г. деревень обратились в пустоши. В 1598 г. монастырь сильно пострадал от пожара, а в начале XVII ст. от литовского разорения.

http://sobory.ru/article/?object=00208

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010