В этот день Русская Православная Церковь празднует обретение мощей святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1431), который имеет непосредственное отношение к возрождению и процветанию Благовещенского монастыря. Самая древняя обитель Нижегородской области была основана в 1221 году святым благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем и святителем Симоном, епископом Владимирским, при закладке Нижнего Новгорода. В 1229 году монастырь был полностью разорен и сожжен языческим князем Пургасом и более чем на сто лет прекратил свою деятельность. В 1357 году Нижний Новгород посетил митрополит Московский Алексий, который взял на себя обет возродить монастырь. Его заботами в 1370 году была построена, а в 1371 году освящена церковь Благовещения в Нижегородском Благовещенском монастыре. С тех пор Благовещенский монастырь начал расти и процветать. По окончании Божественной литургии архимандрит Александр (Лукин) поблагодарил архиереев за совместную молитву. «Как 800 лет назад святой благоверный князь Георгий Всеволодович задумал, чтобы Благовещенская обитель была духовным оплотом для Нижнего Новгорода, так и сегодня она исполняет свое послушание. Наша обитель восстанавливается, украшается, приобретает свое былое величие», — сказал отец Александр. Затем он обратился к митрополиту Георгию, поблагодарив нижегородского архипастыря за заботу о монастыре. В память о юбилейном торжестве, посвященном 800-летию Благовещенского монастыря, архимандрит Александр преподнес владыке Георгию заздравную просфору, комплект архиерейского облачения и икону Благовещения Пресвятой Богородицы. Иконы Благовещения также получили в подарок митрополит Кирилл и епископы Нижегородской митрополии . Затем от монастырей Нижегородской епархии настоятеля и братию Благовещенской обители с 800-летием монастыря поздравил архимандрит Тихон (Затёкин). «Эта древняя обитель была создана одновременно с основанием Нижнего Новгорода святым благоверным князем Георгием Всеволодовичем. Спустя сто лет монастырь был возрожден святителем Алексием. Обитель много видела на своем веку, но как Феникс возрождалась вновь и вновь. Уже в наши дни владыке Кириллу было суждено стать первым настоятелем Благовещенской обители. Он более десяти лет трудился над возрождением этого святого места. Его преемником стал нынешний игумен — архимандрит Александр, который неустанно печется об обители», — сказал архимандрит Тихон.

http://patriarchia.ru/db/text/5816939.ht...

В череде событий, связанных с возведением в Красноярске каменной церкви Благовещения, любопытна история возникновения и строительства ее придельного храма в честь благоверного князя Александра Невского. Первоначальный замысел о сооружении двухэтажной церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом Иоанна Богослова, созревший в среде жителей Красноярска к 1795 году, был после 1801 года изменен, в связи с восшествием на российский престол императора Александра I. Красноярцы, проявляя в духе времени и сообразно событиям всегосударственного масштаба верноподданнические чувства, решили дополнить предполагавшуюся к постройке церковь придельным храмом в честь благоверного князя Александра Невского. Идея строительства трехпрестольного храма нашла отражение в проектных " планах " здания, составленных по просьбе прихожан находившимися в Красноярске тобольскими мастерами иконостасных дел Григорием Бусыгиным и Алексеем Поспеловым. Авторами постройки за основу была взята композиция русской двухэтажной трапезной церкви, получившей широкое распространение в сибирской архитектуре на рубеже XVIII — XIX веков. Из-за нежелания нарушать симметрию избранного плана Г. Бусыгин и А. Поспелов дополнили здание третьим этажем, где разместили придельный храма Александра Невского. В результате такоого смелого решения церковь получила необычную трехэтажную композицию с отчетливым развитием архитектурных масс в высоту. Оригинальность архитектуры здания заключалась в том, что алтарь придельного храма Александра Невского в виде хоров выходил в подкупольное пространство храма Иоанна Богослова, располагавшегося на втором этаже церкви. По этому поводу генерал-губернатор Сибири граф М.М. Сперанский, побывавший в Красноярске в 1819 году, оставил в своем дневнике такую запись об осмотренной им Благовещенской церкви: " В верхнем этаже придел во имя Александра Невского... сама церковь довольно замысловата, ибо алтарь третьего этажа поставлен на хорах второго так, что со второго открывается весь вид алтаря " . Факт создания проектных планов Благовещенской церкви народными мастерами, а не академически обученными зодчими, заставляет, по словам московского искусствоведа С.С. Попадюка, изучавшего памятник в конце 1970-х годов, " отказаться от привычного распространенного мнения, будто " европеизация " сибирского зодчества на рубеже XVIII-XIX веков была связана исключительно с деятельностью профессиональных архитекторов " . 

http://sobory.ru/article/?object=00951

Красноярский Успенский монастырь в Красноярском округе. Эта нештатная необщежительная обитель расположена в 6 верстах от города Красноярска. Учреждена она в 1787 году, по ходатайству Антония, епископа енисейского. В настоящее время при ней существуют богадельня, школа иконописи, школа ремесленная и больница для духовных лиц. Монастырь управляется архимандритом – наместником епископа Енисейского. Туруханский Троицкий монастырь в Туруханском краю. Монастырь стоит на берегу р. Енисея, близ впадения в него речки Нижней Тунгуски, недалеко от села Монастырского; в 15 верстах от него есть выселок Селивановский, а в 35 верстах – заштатный город Туруханск. Основана обитель иеромонахом Тихоном в 1660 году. Храм в ней один, во имя Св. Троицы, с приделом, освященным в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В храме этом покоятся под спудом чтимые панихидами мощи мученика Василия Мангазейского, скончавшегося в 1602 году. В обители покоятся останки и строителя ее Тихона. При монастыре имеется миссионерская школа. Управление – игуменское. Женские обители Енисейский Иверский монастырь в Енисейске. Енисейский Иверский (бывший Христорождественский) монастырь находится в самом городе Енисейске, за речкой Мельничной, через которую устроен деревянный мост, соединяющий главную часть города с Заречьем. Монастырь расположен на левом берегу реки Енисея, который и принимает в себя тут же вливающиеся в него две речки: Лазаревку, текущую между Енисеем и оградой монастыря на северной стороне, и Мельничную, имеющую мелководное русло и обтекающую монастырь с западной стороны. Первоначально монастырь назывался Христорождественским от церкви, построенной во имя Рождества Христова и существовавшей еще до учреждения церковных штатов в 1764 году. После пожара, бывшего в г. Енисейске 27 августа 1869 года, Св. Синод, по ходатайству игуменьи Афанасии, благословил именовать на будущее время Енисейский Христорождественский женский монастырь Иверским, по вновь построенному в нем взамен бывшей Христорождественской церкви, храму во имя Иверской Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Некая Елена, жена священника Григория, пришедшего из Полоцка и жившего на месте, прозванном село Тагашево, три года страдала болезнью глаз, так что ничего не видела. Прослышав о многих и преславных чудесах Иконы Пречистой Богородицы во граде Казани, пошла Елена в тот град к чудотворному Образу просить милости. Еще не дойдя града Казани и семи поприщ, внезапно увидела она свет своими очами, как будто никогда и не болела. Придя в монастырь к чудотворному Образу, воздала она хвалу Богу и Пречистой Богородице. Некийинок Иосиф хранитель храма Пречистой, пребывая в Троицком Казанском монастыре, он разболелся очами так, что ничего не видел, и тогда дал обет отслужить молебен Пресвятой Богородице. Когда же пришли священники с чудотворным Образом Пречистой Богородицы в воскресение для молебна в соборную церковь Благовещения, то Иосиф во время молебного пения у чудотворного образа прилежно молился, но не получив исцеления, ушел скорбя. А ежа на одре болезни, вошел он в легкий сон, увидел Икону Пресвятой Богородицы, и глас ему возгласил: «Восстань, и иди в Храм Пречистой, отслужи молебен и утри лицо свое пеленою, и так получишь исцеление». Он же быстро встал и повелел вести его в монастырь Пречистой Богородицы. Отслужив молебен, попросил окропить его святой водою, и утерся пеленою Пречистой. В тот же момент отошла от его очей болезнь и увидел он свет, воздав славу Богу и Пречистой Богородице. Один человек по имени Козьма Окулов во граде Лаишеве был в исступлении ума. Родственники советовали ему идти в Казанский монастырь ко Пречистой Богородице. Он, придя в себя, начал молиться Пречистой Богородице об исцелении; и помощью Пресвятой сподобился видеть исполнение своего прошения. Отслужив молебен, он сразу получил совершенное исцеление и стал здоров, отправившись в дом свой, радуясь и славя Бога и Пречистую Богородицу. Некая Пелагия, жена одного жителя Казани Антония, прозванного Кашевар, не видела своими очами дней сорок. Слышав о многих и преславных чудесах чудотворного Образа Пречистой Богородицы, пошла она в воскресенье в девичий монастырь Пречистой Богородицы. Имея многую веру и непогрешимую надежду, получила исцеление. Когда пришли священники с чудотворною Иконою Богородицы он соборного молебна, жене той случилось встретить Икону Пречистой, сойдя с церковной паперти. И сразу же в тот миг прозрела она, и пойдя в дом свой радовалась, хваля и славя Бога и Пречистую Богородицу.

http://pravmir.ru/chudesa-kazanskoj-ikon...

Дошедший до наших дней Благовещенско-Яковлевский храм, согласно архивным документам 19 в., был построен в 1769 г. на средства прихожан. По храмозданной надписи на месте непроходимых лесов и болот был возведен небольшой деревянный монастырь во имя апостола Иакова, который простоял до 17 в., пока его не разорили польские захватчики. На месте этого монастыря в пределах Яковлевской слободы был поставлен приходской деревянный храм. Каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и святого апостола Иакова был основан в 1778 г. усилиями прихожан на месте старого деревянного храма. Сначала был построен летний храм. Колокольня и зимний храм были окончательно завершены в 1783 г. Храмозданная надпись содержит несколько другие даты возведения храма, чем документы 19 в. В 1778 г. освящен по благословению архиепископа Самуила летний храм; в 1783 г. были освящены зимний храм в трапезной, соединяющейся с холодной церковью аркой и колокольня. Вероятнее всего, возведение здания церкви было начато в 1769 г., а престолы освящались по мере завершения их благоустройства. Документальных данных, которые подтверждали бы, что здесь был монастырь до наших дней, не сохранилось. Но есть ряд свидетельств, одним из которых являются Святые Врата. Два поселения, располагавшихся рядом с погостом, назывались по посвящению второго храма во имя апостола Иакова. Жители их занимались кожевенным ремеслом. Потом поселение стало крепостным селом. В самой сути слободы можно заметить еще одно подтверждение существования монастыря. Монастырь этот упоминается также краеведом 19 в. В. Лествицыным. Описанное придание говорит о том, что в середине 14 в. один костромской помещик, который страдал от тяжелой болезни, ехал в Ярославль из Костромы. У Яковлевского монастыря он остановился на ночлег и во сне ему привиделся исходящий из земли исцеляющий Святой Крест. Помещик, проснувшись, указал это место и слугам велел копать. Крест был обретен. Больной помещик, приложившийся к нему, получил исцеление. В честь этого чудесного исцеления помещик пожертвовал в Яковлевский монастырь крест, также был утвержден Крестный ход в праздник Воздвижения Креста Господня. Была возведена часовня, первоначально деревянная, а в начале 20 в. – каменная. В часовне, на месте обретения креста, был колодец.

http://sobory.ru/article/?object=11826

Кроме основного храма в монастырь входили братская школа, больница, аптека, а в 1630 году была основана еще и типография, которая впоследствии стала одним из самых крупных центров белорусского книгопечатания 17 века. Но типография проработала всего 25 лет, в 1655 году все печатное оборудование вывезли из монастыря, как и резной иконостас. С каждым годом монастырь лишь приходил в упадок, а бесчисленные войны это только усугубили. Множество мастеров вышли из стен монастыря: художники, чеканщики, резчики по дереву, граверы – все они разъехались по городам России или были переведены в Москву. В начале 20-го века монастырь пытались возродить, но безуспешно. Более или менее из всех монастырских строений сохранилась до наших дней Свято-Духовская церковь, правда, в перестроенном виде. Она была построена в начале 17 века и действует по сей день, являясь ценным памятником архитектуры барокко: пилястры, плоские арочные ниши, лепные оконные проемы. К сожалению, многие элементы церкви были утеряны, перестроены или разрушены: не сохранились резной иконостас и фрески мастера Григория, а также первоначальная крыша, но несмотря на это Свято-Духовская церковь все еще остается одной из самых интересных достопримечательностей города. Одним из первых монастырских храмов появился Богоявленский собор. Соборный храм Святого Богоявления находился в центре монастырского архитектурного комплекса и представлял собой великолепное творение деревянного белорусского зодчества. Строгий по форме крестово-купольный храм имел изящную крытую галерею, резной шестиярусный золоченый иконостас и два придела – в честь Архистратига Божия Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы. Стены храма были расписаны изображениями на библейские темы, а также на темы из житий святых. В июне 1635 г. Киевский митрополит Петр Могила освятил главный престол в честь Богоявления Господня, а приделы – во имя Архистратига Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы, положив мощи святых великомученика и целителя Пантелеимона и великомученика Артемия и преподобномученика Анастасия Персиянина. Позднее он напишет в письме к Саковичу: «Посмотри еще и на Белую Русь, там, под Оршей, в Кутеинском монастыре найдешь по крайней мере 200 братии, подражающих житию ангельскому».

http://sobory.ru/article/?object=17668

Монастырский комплекс сложился гораздо раньше образования обители. О времени создания Благовещенского собора, будущего главного храма М. В. м., нет точных сведений. Одни исследователи относят его строительство к 1620 г. (Е. А. Болховитинов), другие - к 1585-1586 гг., периоду основания крепости Воронеж (Н. И. Поликарпов). Первая церковь города была деревянной и построена «на посаде, подле города, в остроге». В ней имелось 2 престола - в честь Благовещения Пресв. Богородицы и во имя свт. Николая Чудотворца. Вероятно, завершение строительства крепости совпало с праздником Благовещения, к-рый стал для жителей главным. В 1590 г., во время набега «черкас», церковь была сожжена, впосл. восстановлена, неск. раз горела и отстраивалась. В 80-х гг. XVII в. свт. Митрофан организовал строительство каменного кафедрального 5-главого Благовещенского собора (ок. 1692), к-рый запечатлен на рисунке (1703) голландца К. де Бруина. Однако еще при жизни свт. Митрофана «оказалось, что каменное здание собора непрочно, и открылись местами трещины». По инициативе митр. Воронежского Пахомия (Шпаковского) новый собор был заложен на др. месте и освящен 9 нояб. 1735 г. Строительство возглавлял, по мнению историка архитектуры В. А. Митина, каменных дел мастер Андрей Клюка, выходец из Украины. Впосл. в соборе были устроены 3 придела: во имя св. Иоанна Милостивого, в честь Успения Пресв. Богородицы и во имя вмч. Феодора Стратилата. В 80-х гг. XVIII в. при еп. Воронежском и Елецком Тихоне (Малинине) в процессе расширения храма были ликвидированы приделы, установлен новый иконостас, над к-рым работал живописец из г. Бирюча И. М. Вейделев, стены расписаны «наилучшей итальянской живописью». 18 окт. 1786 г., после ремонта, храм был вновь освящен. В последний раз перед открытием мон-ря перестройки в соборе были осуществлены в нач. 30-х гг. XIX в. при архиеп. Воронежском и Задонском свт. Антонии (Смирницком): устроили новую кровлю, позолотили главы. В связи с подготовкой к открытию мощей и прославлению свт. Митрофана начались масштабные работы по благоукрашению собора. В его интерьере появились живописные рельефные изображения по эскизам архит. О. И. Бове . В кон. 1833 г. был освящен придел во имя свт. Митрофана.

http://pravenc.ru/text/2563456.html

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Точная дата возникновения монастыря неизвестна. Предполагают, что он основан архиепископом Ростовским Григорием в XV в. С самого своего основания монастырь был приписным к Ростовскому архиерейскому дому, и, вероятно, построен древними Ростовскими архипастырями для летнего их пребывания в этих местах. В грамоте Ивана Грозного от 1555 г. Белогостицкий монастырь упоминается как уже существующий и даже с несколькими вотчинами. По преданию, ранее на месте монастыря находились две деревянные церкви: во имя святого Георгия, основанная в 997 г. князем Ярославом Владимировичем, и во имя Благовещения Господня, возведенная в 1213 г. при князе Константине Всеволодовиче из камня, везомого по реке Векса в Ростов для строительства Успенского собора. Согласно рукописям, местность эта получила свое название от того, что здесь будто бы охотился князь Кий, основатель Киева, и жил в это время в белом шатре, вследствие чего и был прозван «белым гостем». В 1630-1646 гг. архимандритом монастыря стал Иона Сысоевич, будущий митрополит Ростовский и Ярославский. Со времени его управления начинается основное строительство. Большая часть храмов возводилась на деньги князя Михаила Михайловича Темкина, потомка древних Ростовских князей, который пожертвовал монастырю все свое состояние. В 1657-1688 гг. построены храмы во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и во имя Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. В конце XVII в. в обители были возведены и другие церкви: во имя Воскресения Христова, во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийский, чудотворца. Монастырь обнесен каменной оградой с четырьмя башнями и тремя воротами. Монастырь, как видно из межевых книг 1665 года, назывался прежде Георгиевским. В соборной церкви находилась чудотворная икона Казанской Божией Матери, поступившая из дома храмоздателя князя Темкина-Ростовского, и древняя Грузинская икона Божией Матери, перенесенная сюда из упраздненной Акакиевой пустыни. В 1845 году на месте разобранной колокольни XVII в. Тимофеем Смолиным под руководством ярославского архитектора Феодоровского построена новая четырехъярусная колокольня. В 1857 г., после причисления монастыря к Ярославскому Архиерейскому дому, его древний ансамбль пополнился новыми храмами. Семидесятыми годами XIX в. датируются церкви во имя Казанской иконы Божией Матери. Монастырь оставался действующим до 1920-х годов.

http://sobory.ru/article/?object=09353

Ферапонтов монастырь невелик. Собор Рождества Богородицы(1490) - первый каменный храм Белозерья. Позднее были пристроены паперти, ризница и др. Храм известен на весь мир благодаря тому, что его росписи считаются самым вдохновенным произведением знаменитого иконописца Дионисия, писавшего иконы для Успенского собора Московского Кремля и храмы Пафнутьева-Боровского и Иосифо-Волоцкого монастырей. Дионисий с сыновьями Владимиром и Феодосием в 1502 г. покрыли собор росписями, большинство из которых посвящено жизни и чудесам Пресвятой Богородицы. Церковь Благовещения с трапезной палатой(1534) построена BacuлueмIII в благодарность за рождение сына Иоанна(в 1528 г. BacuлuйIII с женой Еленой Глинской молились в монастыре о даровании наследника). Комнатки в стенах храма служили книгохранилищами и тайниками. Трапезную и собор соединяет переход с колокольней (XVII в.). Шатровая церковь Мартиниана (1640) была построена над гробом преподобного. Позднее пристроили трапезную. Могила прп. Мартиниана находится у северной стены. Церкви Богоявления и Ферапонта над Святыми вратами(1649) - единственные действующие храмы обители. В линии ограды справа от Священных врат находится Казенная палата (XVI в.). Монастырь по-прежнему принадлежит музею-заповеднику. Расположен в 19 км к северо-востоку от Кириллова. Богородице-Рождественский Ферапонтов монастырь, в 15 верстах от города Кириллова. Учрежден в 1903 году на месте упраздненного в 1798 году мужского монастыря, основанного в 1398 году пр. Ферапонтом (см. 27 мая). Соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы построен в 1492-1503 годах; стены украшены фресками; иконы нижнего яруса иконостаса в серебряных басменных окладах, некоторые из них XV века. В церкви пр. Мартиниана, при его раке (см. 12 января), находится древняя икона его с изображением подлинного его вида; здесь же хранится ореховый костыль его. Монастырь служил местом заточения (в 1667-1676 годах) патриарха Никона. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Ферапонтов-Белозерский монастырь был основан преподобным Ферапонтом в 1398 г. Расположен в 18 км от г. Кириллова, между озерами Паским и Бородаевским. Представляет собой уникальный памятник истории, архитектуры и стенописи XIV–XX вв., дошедший до наших дней в архитектурном комплексе XV–XVII вв. В течение 400 лет был мужским монастырем, в 1798 г. его упразднили, после чего в XIX в. он стал приходом Ферапонтовской волости. В 1904 г. монашеская жизнь в стенах обители возобновилась. Женский монастырь просуществовал до 1925 г. После изгнания насельниц богослужения еще совершались до 1935 г., затем монастырь вошел в состав Кирилловского краеведческого музея. В 1974 г. был открыт Музей фресок Дионисия. С 1989 г. возобновились богослужения Ферапонтовского прихода.

http://sobory.ru/article/?object=00501

Он преподнес в подарок обители от всех монашествующих Нижегородской епархии Корсунский образ Божией Матери. Такую икону святитель Алексий Московский привез в дар обители на освящение храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. С тех пор она была покровительницей монастыря и одной из главных святынь Нижнего Новгорода. В ХХ веке при разорении монастыря образ таинственно исчез, хотя прежде пережил невредимым три опустошительных пожара. Затем митрополит Георгий обратился к присутствующим со словом: «У нас большая духовная радость: мы отмечаем 800-летие со дня основания Нижнего Новгорода, 800-летие со дня рождения великого сына Русской земли — святого благоверного князя Александра Невского. В этом же ряду стоит и наша славная Благовещенская обитель, 800-летие со дня основания которой мы сугубо молитвенно отмечаем. Мы с вами являемся и свидетелями, и участниками, и соработниками Промысла Божия в деле возрождения церковной молитвенной жизни на Русской земле. Совсем недавно монастырь находился в руинах, и казалось, не хватит сил все это поднять. Не было ни материальных средств, ни братства, ни опыта по возрождению монашеской жизни и святых храмов. Пускай эта святая обитель послужит образцом для нашего народа в том, что надо трудиться, стяжать кротость и смирение, полагать свои заботы и упование на помощь Божию». Управляющий Нижегородской епархией поблагодарил настоятеля Благовещенского монастыря за добрые слова и преподнес в подарок обители большую икону Благовещения Пресвятой Богородицы и сертификат на изготовление мозаик для украшения входной группы монастыря. После этого владыка обратился со словами приветствия к митрополиту Кириллу, который был первым настоятелем Благовещенского монастыря после его возрождения в 1993 году. Глава Нижегородской митрополии преподнес владыке Кириллу в подарок большое декоративное пасхальное яйцо, а также еще один особый подарок — медную табличку 1902-го года, которая оказалась в Нижегородской области благодаря архимандриту Тихону. Табличка была изготовлена в честь закладки храма Покрова Пресвятой Богородицы села Песочное Ставропольской епархии .

http://patriarchia.ru/db/text/5816939.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010